Научная статья на тему 'Зарубежная меннонитская помощь голодающему населению Советской России в 1920-е гг'

Зарубежная меннонитская помощь голодающему населению Советской России в 1920-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
321
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕННОНИТЫ / ЗАРУБЕЖНАЯ ПОМОЩЬ / ГОЛОД / "AMERICAN MENNONITEN RELIEF" / MENNONITES / FAMINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назарова Татьяна Павловна

Рассматривается деятельность благотворительной организации «Американская меннонитская помощь» (АМН) в России. По материалам Поволжья и Сибири показаны основные направления, формы и методы работы АМП, размеры оказанной помощи, выявлены организационная структура, источники финансирования меннонитской благотворительности, анализируются условия деятельности АМП в СССР, особенности правового статуса религиозных благотворительных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the activity of the charitable organization «American Mennoniten Relief» (AMR) in Russia. Before the revolution mennonite colonies were considered as the exemplary economies, even in the comparison with the German settlements. But the revolution, civil war, hunger, economic policy of Bolsheviks have resulted their economy in the full decline. The representation extended in a society about mennonites as prosperous owners and «kulaks», has led further to stronger food pressing and absence of any state support during the hunger of the beginning of 1920s. Therefore the activity of foreign communities played, an important role in the help to starving mennonite. Using the materials of Povolzhia and Siberia the author shows the main directions, forms and methods of helping the population. Also the author shows the internal organization of AMR, the sources of fundses and analyzes the specifics of legal status of religious charitable organizations in Russia. The author comes to the conclusion that thanks to the timely help of AMR in the mennonite colonies of the Volga region and Siberia there were not cases of death for hunger.

Текст научной работы на тему «Зарубежная меннонитская помощь голодающему населению Советской России в 1920-е гг»

2010 История №3(11)

УДК 94(47+571) «1917/1991»:276.2

Т.П. Назарова

ЗАРУБЕЖНАЯ МЕННОНИТСКАЯ ПОМОЩЬ ГОЛОДАЮЩЕМУ НАСЕЛЕНИЮ СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 1920-е гг.

Рассматривается деятельность благотворительной организации «Американская меннонитская помощь» (АМП) в России. По материалам Поволжья и Сибири показаны основные направления, формы и методы работы АМП, размеры оказанной помощи, выявлены организационная структура, источники финансирования меннонит-ской благотворительности, анализируются условия деятельности АМП в СССР, особенности правового статуса религиозных благотворительных организаций.

Ключевые слова: меннониты, зарубежная помощь, голод.

Во время голода начала 1920-х гг. в тяжелом положении оказалось не только русское население, но и национальные, религиозные меньшинства, которые традиционно славились зажиточными и преуспевающими хозяйствами (прежде всего, немцы, меннониты, толстовцы, духоборы и др.). Ситуация в их общинах усугублялась из-за противоречивой и непоследовательной политики власти в отношении национальных и религиозных групп в 1920-е гг., общего недоверия к ним (считалось, что в этих хозяйствах запасы всегда имеются), что влияло и на государственную поддержку, и на отношение правительства (точнее было бы сказать, местных властей) к попыткам восстановить традиционный хозяйственный уклад в религиозных общинах. Тем важнее становилась для них помощь зарубежных родственников и единоверцев. В ряде современных исследований доказывается, что помощь зарубежных благотворительных организаций сыграла важнейшую роль в преодолении гуманитарной катастрофы в России в 1921-1923 гг. и в некоторых регионах намного превышала государственные поставки [1. С. 111; 2. С. 81-82]. Малоизученным остается вопрос о роли зарубежных религиозных организаций, исследований по этой теме не так много [3]. Первым шагом к его решению должно стать изучение помощи отдельных зарубежных религиозных организаций своим единоверцам.

В обширной историографии, посвященной проблеме первого советского голода и помощи иностранных организаций, мало внимания уделяется деятельности меннонитских комитетов помощи. Лишь со второй половины 1990-х гг., когда активно стал исследоваться вопрос о меннонитской кооперации, появились первые исследования, в которых проводился анализ работы американских и голландских меннонитов, рассматривалось их участие в восстановлении экономики и создании первичной материальной базы для меннонитской кооперации [4-7]. Но это лишь один из аспектов деятельности зарубежных меннонитов в России, другие вопросы остались неизученными, в частности: организационно-правовые условия их работы, особенности выстраивания отношений с советской властью, источники финансирования, многообразие форм материальной поддержки населения. Иностранная литература представлена в основном исследованиями меннонитских историков,

которые основное внимание уделяли проблемам эмиграции меннонитов и деятельности Меннонитского центрального комитета, распределявшего и организовывавшего гуманитарную помощь меннонитам со всего мира, в том числе и России [8-10]. Из-за отсутствия в данных работах отечественных источников многие вопросы освещались обзорно, выводы не подкреплялись конкретными данными.

Целью данного исследования является анализ основных направлений деятельности зарубежных меннонитских организаций по оказанию помощи голодающему населении, а также условия их работы в Советской России, отношения с властями, организация и источники финансирования. В данной статье не будет рассматриваться участие американских меннонитов в восстановлении экономики СССР (агротехническая помощь), хотя она, безусловно, также способствовала не только подъему хозяйства, но и преодолению голода в колониях. Этот вопрос требует отдельного изучения и тесно связан с проблемой меннонитской кооперации, достаточно хорошо изученной в современной историографии [4, 6-7].

В начале 1920-х гг. колонии меннонитов в России являлись одними из крупнейших в мире и насчитывали порядка 100 тыс. человек. До революции меннонитские колонии считались образцово-показательными хозяйствами, даже по сравнению с немецкими поселениями. Не случайно, дореволюционные историки и экономисты часто обращались к изучению их опыта ведения хозяйства, особенностей земельных отношений и искали пути для распространения этого опыта на русскую деревню. Но революция, Гражданская война, голод, экономическая политика большевиков привели их хозяйства в полный упадок. Решающее значение для восстановления экономики менно-нитских колоний сыграла помощь зарубежных единоверцев (американские, канадские, германские и голландские общины).

Зарубежные связи российских меннонитов до революции носили частный характер и обусловлены были контактами с родственниками, которые эмигрировали в 1870-80-е гг. в Америку. С начала 1920-х гг. следует говорить о качественно новом уровне взаимоотношений между российскими и зарубежными меннонитскими общинами. В сентябре 1920 г. в США был создан Меннонитский центральный комитет (MCC), призванный координировать работу всех меннонитских гуманитарных миссий, работающих в то время в европейских странах. Основное внимание комитета сосредоточено было на бедственном положении меннонитской диаспоры в России. Первые официальные отношения американские меннониты установили с правительством генерала Врангеля летом 1920 г., у которого и получили разрешение на начало своей работы в России. Дальнейшие события Гражданской войны помешали этой идее осуществиться: часть груза, предназначенного для оказания помощи меннонитам, была конфискована большевиками, один из сотрудников миссии исчез при невыясненных обстоятельствах. Первоначально помощь от американских меннонитов смогли получить лишь 200 меннони-тов-беженцев, покинувших Крым и Украину в составе армии Врангеля и оказавшихся в 1920-1921 гг. под Константинополем [11. С. 124].

Чтобы иметь возможность беспрепятственно осуществлять помощь единоверцам в России, МСС в июле 1921 г. отправил в советскую страну Альвина Дж. Миллера (который ранее был одним из руководителей меннонит-ской благотворительной помощи в Европе) для переговоров с советским правительством. Подписание договора стало возможным лишь после заключения соглашения между Американской администрацией помощи (АРА) и РСФСР от 20 августа 1921 г., которое и послужило прототипом всех заключенных впоследствии договоров с многочисленными большими и малыми благотворительными организациями. В отчетах полномочного представителя при всех заграничных организациях К.И. Ландера довольно четко выделяются общие основания для всех договоров и отмечается, что в основу всех их легло соглашение с АРА. Но деятельность зарубежных религиозных обществ должна была находиться на особом учете у властей. Договорные документы правительства с религиозными организациями о помощи долгое время оставались закрытыми для исследователей и в отличие от соглашения РСФСР с АРА никогда не публиковались. Проведенный нами сравнительный анализ двух практически одинаковых документов (договоров с АРА и меннонитами) выявляет специфику отношения советского правительства к американским и голландским меннонитам, так как в ходе сопоставления можно обнаружить ряд поправок, накладывающих дополнительные ограничения на работу меннонитских комитетов помощи.

Соглашение советского правительства с «Американской меннонитской помощью» (далее - АМП) было подписано в Москве 1 октября 1921 г. [12. Л. 22]. Для АМП право свободно выбирать местности для оказания помощи ограничивалось необходимостью заручиться согласием со стороны советского правительства (п. 2). Этого ограничения не было в договоре с АРА. В результате возник ряд неприятных осложнений, когда, например, АМП не разрешили помогать меннонитам Славгородского уезда весной 1923 г. [13. Л. 205-206]. Также меннонитам запрещалось заниматься не только политической и коммерческой деятельностью, но и журналистской (п. 3). В договоре с АРА (п. 21) указывалось, что советское правительство ознакомит русский народ с целями и методами помощи АРА, а также будет содействовать распространению достоверной информации и среди американцев. Этот пункт был исключен из договора с АМП. Меннониты были полностью лишены возможности рассказать советским гражданам о своем вкладе в дело помощи голодающим. А.Д. Миллер, находясь в СССР, даже прекратил печатать свои статьи по религиозной тематике в одном из меннонитских зарубежных журналов, опасаясь навлечь на себя обвинения в нарушении условий договора [14. Л. 3]. Ограничения касались и вопроса подбора персонала в меннонитские организации помощи, не был включен пункт о том, что население, получающие помощь от АМП, не лишается местных выдач; не было гарантии невмешательства правительства и других органов в созданную меннонитами организацию помощи и т.д. В случае с АРА причиной расторжения договора может стать невыполнение одной из сторон условий соглашения. В отношении меннонитов советская власть решила поступить иначе и сохранить за собой право прекратить действие этого соглашения в любое

время с предупреждением за 4 недели (п. 19). Необходимо отметить, что этим правом правительство попыталось воспользоваться в середине 1920-х гг. в связи с резко увеличившимся количеством меннонитских эмигрантов. Таким образом, в договорах советского правительства с АМП заметно стремление власти поставить их деятельность под более жесткий контроль по сравнению с другими организациями, что, безусловно, связано с их религиозным статусом. Разрешая деятельность религиозных гуманитарных миссий, советская власть постаралась максимально «обезвредить» их работу и усилить наблюдение за ними.

Организационная структура меннонитской миссии представляла следующее: в местах компактного проживания меннонитов открывались местные комитеты во главе с полномочными представителями, которые непосредственно подчинялись директору АМП Альвину Миллеру. Следует отметить, что помощью были охвачены все колонии меннонитов СССР: юга Украины, Крыма, Кавказа, Сибири (Славгородский и Омский уезды), Центральной Азии (под Хивой и Аулие-Ата), Среднего Поволжья (Новоузен-ский, Балашовский и Бузулукский уезды), Нижнего Поволжья (бывшая Ма-лышинская волость), а также Дона, Кубани и Оренбурской губернии. Эти комитеты проводили анализ положения поселения, составляли списки нуждающихся семей и открывали питательные пункты (столовые открытого типа, кухни). По настоянию властей питание осуществлялось и в закрытых учреждениях, но доля питающихся в них не превышала 5%. Стремление властей заставить иностранные организации распределять продукы через закрытые учреждения объяснялось тем, что в государственных зданиях легче было осуществлять контроль и оказывать давление на процесс распределения. Организационно АМП была тесно связана со «Всероссийским менно-нитским сельскохозяйственным обществом»: как правило, руководителями комитетов помощи были члены правлений региональных отделений менно-нитской кооперации или главы сельских обществ.

Зарубежная меннонитская помощь финансировалась из нескольких источников: из фонда МСС (который во многом пополнялся за счет пожертвований зарубежных родственников), АРА, Всероссийского меннонитского сельскохозяйственного общества (часть продовольствия она закупала у АМП), общественной организации «Содействие» и советского правительства (расходы по содержанию местной администрации помощи и т.д., которые советская сторона обязана была возмещать согласно дополнительному соглашению) [15. Л. 4-5]. Были и другие источники, но они носили временный характер: периодически средства поступали из различных зарубежных общественных организаций (в основном христианских), а также от тех благотворительных обществ, с которыми АМП сотрудничала в России (квакеров, Джойнт, Красного Креста, Баптистской организации помощи и др.). Рассматривать в качестве источника средств кредитование хозяйств, которое широко применялось АМП, на наш взгляд, нельзя. Проценты за ссуды были низкими, и инфляция (а сроки по выплатам по кредитам неоднократно по просьбе населения оттягивались на длительное время) съедала всю прибыль, которая позволяла лишь не нести убытки.

АМП начала свою работу прежде всего в Поволжье и на Украине в декабре 1921 г. Рассмотрим организацию меннонитской помощи на примере работы Коеппентальского комитета. В начале 1920-х гг. Автономная область немцев стала эпицентром голода в Поволжье. Меннонитский комитет помощи во главе с И.И. Диком был открыт в Коеппентальском районе Вольского кантона. Вначале продовольственная помощь АМП свозилась на склады АРА в Саратове, там она пересчитывалась на пайки и затем распределялась по колониям. Численность населения в районе составляла порядка 1700 жителей; из них было около 750 детей, половина которых получала помощь от АРА. АМП с самого начала своей деятельности стала помогать не только детям, но и взрослым и постепенно охватила своей помощью практически все население района. Если в декабре 1921 г. помощь от АМП получило только 36% населении района, в январе 1922 г. - 56%, с февраля по апрель -71%, то в мае 1922 г. уже 96%; причем часть наиболее нуждающегося населения получала в день по 2-3 пайка. В отличие от АРА, которая взрослому населению с мая 1922 г. выдавала сухие кукурузные пайки, АМП взрослым выдавала обычные пайки, включающие хлеб, рис, какао [16. Л. 7-11]. Также через аппарат АМП из Америки и Канады доставлялись индивидуальные продовольственные посылки, переданные для конкретных семей от их зарубежных родственников и друзей. Архивные материалы опровергают устоявшееся мнение историков о том, что меннонитская помощь распространялась только на единоверцев, чем АМП якобы нарушала условия подписанного с нею соглашения. В ежемесячных отчетах главы Коеппентальского комитета помощи И. Дика особо отмечалось количество не-меннонитов, получающих продовольствие от АМП: оно составило порядка 1/3 от общего количества. Благодаря деятельности АМП смертность от голода в меннонитских колониях была ниже, чем в округе. Для Коеппентальского района характерна не убыль, а, наоборот, рост населения. По сведениям И.Дика, численность населения в районе в декабре 1921 г. составила 1665 человек, в июне 1922 г. -1790, в сентябре 1923 г. - 1910 человек, что объясняется, в первую очередь, переселением населения из соседних сел в более благоприятный Коеппен-тальский район [16. Л. 1-29].

В Сибири АМП официально начала свою работу позднее, лишь с начала 1924 г., что было связано с запретом на ее деятельность в Омской губернии. Полномочный представитель РСФСР при заграничных организациях К. И. Ландер, рекомендуя ЦК Последгола запретить работу АМП в Омской губернии, мотивировал это тем, что эта губерния официально не была признана остроголодающей (хотя факты говорят об обратном), и помощь предполагалась только продовольствием, а не семенным материалом [18. Л. 204, 210]. Власти были обеспокоены не конкретными нуждами меннонитов, а только их возможностями по выплате продналога. По факту «незаконного» получения помощи славгородскими властями от американских меннонитов было проведено служебное расследование. Но неофициально помощь оказывалась и в 1923 г., просто она распределялась через Отделение Всероссийского меннонитского сельскохозяйственного общества, которое вело работу по распределению среди нуждающихся средств, получаемых от американ-

ских братьев. Весной 1924 г. помощь АМП получило около 5 тыс. жителей Славгородского округа. С 1926 г. АМП стала выдавать продовольствие только тем семьям, которые занимались ткачеством, что должно было стимулировать возрождение традиционных занятий в колониях.

На обеспечении АМП практически в каждом регионе находились различные социальные учреждения: школы (трудовые, сельскохозяйственные, для учителей и медсестер), детские колонии и дома, богадельни, больницы, дома для инвалидов. Для них проводились сельскохозяйственные работы, осуществлялись поставки продовольствия и одежды. Так, в начале 1927 г. пособие от АМП получали 68 детей из детских домов Славгорода (из них было только пять меннонитов) [18. Л. 1] . В начале 1920-х гг. остро стоял вопрос об обеспечении населения одеждой. Из некоторых регионов шли донесения, что люди настолько обеднели, что нужда в одежде чувствуется даже более, чем в продовольствии [19. Л. 86]. Первоначально предполагалось распределять именные посылки с одеждой, собранные американскими родственниками для своих близких в голодающей России. Но правительство воспротивилось этому, при этом объяснение запрета на индивидуальные посылки звучало достаточно натянуто: якобы «на основании договора «Мен-нонитская помощь» может заниматься только благотворительной помощью, а посылки с заранее указанным адресом не могут рассматриваться <...> как благотворительные» [20. Л. 1]. В итоге Миллеру пришлось отдать распоряжение уничтожить всю именную информацию на пакетах и распределять их в обычном порядке всем нуждающимся. Широко распространенной формой помощи стала безвозмездная передача шерсти бедным меннонитам и выделение денежных сумм на покупку ткацких станков для отдельных поселений. За каждый метр ткани АМП выдавала определенное количество продовольствия, а также денежные переводы. Так, Миллер, интересуясь у главы Коеппентальского района о работе ткацкого станка, при этом подчеркивал, что от этого напрямую «зависят денежные пожертвования» [17. Л. 4]. Вытканная ткань или готовая одежда распределялась между самыми бедствующими семьями. Такие формы помощи предотвращали развитие иждивенческих настроений среди населения и стимулировали восстановление хозяйств.

Американские меннониты принимали участие и в борьбе с эпидемией малярии (хотя это и не являлось для них первоочередной задачей). Как правило, медицинские препараты поступали (в качестве дара) от других организаций, прежде всего Красного Креста, и распределялись через аппарат АМП среди меннонитских поселений. Но были случаи и их покупки. Так, зимой 1922 г. МСС у Германского Красного Креста закупил 100 тыс. медицинских препаратов для раздачи в России [21. Л. 30]. Но основной вклад зарубежных меннонитов в медицинскую помощь Советскому Союзу выражался в косвенных формах. Ряд амбулаторий и клиник находились на полном продовольственном обеспечении АМП. Для некоторых также производилась распашка земли. Были случаи, когда специально АМП приглашала врачей для работы в регионах со сложной эпидемиологической обстановкой и выплачивала им заработную плату.

Можно с уверенностью констатировать, что деятельность зарубежных меннонитских организаций была не случайной, эпизодической, вызванной только разразившимся голодом в советском государстве. Программа помощи, разработанная МСС, предусматривала многостороннюю и систематическую работу по выводу меннонитских колоний из экономического кризиса, вызванного революцией, Гражданской войной и политикой большевиков. Для меннонитов, проживающих на территории Советской России, в 1920-е гг. серьезную проблему представлял не только голод, но и под вопросом оставалась сама возможность сохранить уникальную этноконфессию в условиях советского строя. Можно оспорить мнение ряда западных историков о том, что меннонитские общины России с 1919-1920 гг. рассматривали эмиграцию как единственный путь спасения, не видели никакой возможности остаться при большевистском режиме. Об обратном свидетельствует как активное развитие меннонитской кооперации, так и та комплексная, многосторонняя и систематическая помощь, которую оказывали зарубежные единоверцы и которая была нацелена на дальнейшую перспективу развития колоний, способствовала восстановлению и сохранению особого хозяйственного уклада, оживлению традиционного трудового духа в общинах. Спасение населения от голода была лишь первым шагом в этом направлении. До конца выполнить программу по восстановлению экономики меннонитских хозяйств, создать образцовые районы высококультурного земледелия не удалось. Но первоочередная проблема - спасение тысяч жизней от голодной смерти - была выполнена успешно. С конца 1920-х гг., когда развернулись антирелигиозные кампании, активно стал проводиться курс на огосударствление кооперации, в результате чего были ликвидированы союзы меннонитской кооперации, большинство меннонитов осознало невозможность экономического, культурного и общественно-политического развития меннонитской общности в Советской России. Начались массовая эмиграция и необратимые процессы разрушения единства меннонитской диаспоры в России. Зарубежные меннонитские организации свернули свою деятельность в 1928 г., одни из самых последних среди иностранных организаций помощи.

Литература

1. Герман А.А. Большевистская власть и Немецкая автономия на Волге (1918-1941). Саратов, 2004.

2. Винс О.В. Помощь иностранных организаций голодающим Автономной области немцев Поволжья в 1921-22 гг. // Культура русских и немцев в Поволжском регионе. Саратов, 1993. Вып. 1. С. 69-82.

3. Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство (19171938). М., 2000.

4. Осташева Н.В. На переломе эпох... Меннонитское сообщество Украины в 19141931 гг. М., 2000.

5. Тюлюлюкин Е.Ф. Российские немцы в истории Оренбуржья (конец XIX - начало XX вв.): Дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2001.

6. Редькина О.Ю. Сельскохозяйственные религиозные трудовые коллективы в 1917-м -1930-е годы: на материалах европейской части РСФСР. Волгоград, 2004.

7. Савин А.И. Меннониты Сибири в 1920-е годы: краткий исторический очерк // Этнокон-фессия в советском государстве. Меннониты Сибири в 1920-1980-е годы. Аннотированный

перечень архивных документов и материалов: Избранные документы / Сост. А.И. Савин. Новосибирск; СПб., 2006. С. 6-67.

8. EppF.H. Mennonites in Canada, 1920-1940: A people's Struggle for survival. Toronto, 1982.

9. Unruh J.D. In the name of Christ: A history of the MCC and its service, 1920-1951. Scottdale, 1974.

10. HiebertP. Feeding the hungry: Russian famine, 1919-1925. Scottdale, 1929.

11. Erb P. Orie O. Miller: the Story of a Man and an Era. Scottdale, 1969.

12. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 1058. Оп. 1. Д. 253.

13. ГАРФ. Ф. 1065. Оп. 3. Д. 66.

14. ГАРФ. Ф. 424. Оп. 1. Д. 129.

15. ГАРФ. Ф. 424. Оп. 1. Д. 2.

16. ГАРФ. Ф. 424. Оп. 1. Д. 41.

17. ГАРФ. Ф. 424. Оп. 1. Д. 8.

18. ГАРФ. Ф. 424. Оп. 1. Д. 36.

19. ГАРФ. Ф. 424. Оп. 1. Д. 145.

20. ГАРФ. Ф. 1058. Оп. 1. Д. 706.

21. ГАРФ. Ф. 424. Оп.1. Д. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.