Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 49. С. 42-49 БОТ: 10.15382Мш^202349.42-49
доцент кафедры истории и теории декоративного искусства и дизайна
Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова
Цветкова Полина Олеговна,
канд. искусствоведения,
Россия, г. Москва [email protected]
https://orcid.org/0000-0002-1924-0712
Зарождение палладианской традиции
В РАННЕЙ ЦЕРКОВНОЙ АРХИТЕКТУРЕ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
ХУТТ-ХУШ ВВ.
Аннотация: В статье рассматривается этап становления и развития классических архитектурных традиций в Соединенных Штатах Америки ХУП—ХУШ вв. на примере церковной архитектуры шведских переселенцев. Основным направлением, в котором работали как иностранные архитекторы, так и позднее национальные американские мастера, был классицизм, проявленный зачастую в формах палладианства. В статье рассказывается о степени влияния архитектурного трактата А. Палладио на колониальную строительную практику и о постепенном внедрении элементов его системы классических архитектурных ордеров. Церковные здания строились в поселениях самыми первыми и лучше всего сохранились, по этой причине, именно рассмотрев примеры таковых, можно сделать вывод о раннем этапе развития классической архитектурной традиции в США. На почве местных специфических строительных и культурных особенностей, под влиянием религиозных установлений церковной архитектуры Швеции и Северной Европы, это направление получило новое прочтение. В статье приводится краткий обзор трех старейших церквей шведской христианской общины, их история и архитектурные особенности, на примере которых автор стремится проследить историю зарождения и развития национальной трактовки палладианской системы. Ставится вопрос о чистоте применения ордерных архитектурных решений в ранней культовой архитектуре Северной Америки и о степени фундаментальности интерпретации идей классицизма и палладианства. Выявляются специфические национальные особенности архитектурных решений, проявившиеся в ранней церковной архитектуре колонии. В заключение автор формулирует определенное мнение относительно чистоты и специфичности развития классицизма в ранней церковной архитектуре США.
Ключевые слова: архитектура, США, классицизм, фасад, палладианство, шведские переселенцы, Лютеранская Церковь.
П. О. Цветкова
© Цветкова П. О., 2023.
Для колониальной Америки XVII—XVIII вв. развитие архитектуры на вновь осваиваемых территориях было приоритетным направлением деятельности. По сути, колонизаторы принесли в Северную Америку европейские архитектурные традиции, являвшиеся символом новой культурной идентичности переселенцев. При отсутствии профессиональных архитекторов и устойчивой традиции зодчества на новых землях мастера-энтузиасты пользовались доступными и авторитетными архитектурными трактатами как руководством к действию. Фактически главным трудом, к которому обращались строители, был распространенный в Европе фундаментальный архитектурный трактат А. Палладио «Четыре книги об архитектуре». Переводные издания этой книги были основным источником знакомства с ордерной системой и типологией ее применения в различных типах построек. Другие архитектурные трактаты, доступные в Америке, особенно английские, в конечном счете разрабатывали информацию, полученную из труда А. Палладио. Нужно заметить, что доступность различных версий перевода трактата А. Палладио в Америке XVIII в. была достаточно высокой. Старинные издания «Четырех книг об архитектуре» до сих пор можно найти в библиотеках Бостона, Салема, Нью-Йорка, Филадельфии, Чарльстона и Балтимора, а также в библиотеках Гарвардского и Йельского университетов. Трактат широко представлен и в старейших частных библиотеках Америки, что говорит о пиетете в среде культурной части общества колонии к данному изданию.
Именно культовая архитектура исторически может считаться отражением стиля эпохи и проявлением новейших архитектурных тенденций, поскольку именно в ней с наибольшим вниманием сосредотачиваются лучшие качества и образные решения. Церковная архитектура Северной Америки изначально являлась почти полным копированием европейской, причем первые архитекторы-любители тяготели к традициям тех мест, откуда они были родом. Эта тенденция прослеживается в конце XVII в. и в течение всего XVIII в. достаточно отчетливо.
Европейская архитектура XVII в. развивалась в рамках двух параллельно существовавших стилей — классицизма и барокко. Развитие этих стилей и их региональное распространение напрямую было связанно с религиозной формацией определенной страны. В странах, где исповедовали католицизм, преимущественно придерживались иррационально-мистических барочных решений (Италия, Австрия, Испания). На землях, где был распространен абсолютизм или придерживались заветов Реформационной Церкви (Англия, Северная Европа, Голландия, Франция), архитекторы разрабатывали концепции рационального классицизма.
Наиболее влиятельным и последовательным этапом развития архитектуры классицизма в 1-й пол. XVII в. можно считать английский пример. Английские архитекторы четко избрали вектор движения в сторону классицизма с опорой на наследование архитектурной системы ордерных построений А. Палладио. Торговые, религиозные, политические связи Англии и Северной Европы были очень активными, поэтому классицизм, проявившийся в формах палладианства, очень быстро распространился на север Европы.
Палладианство1 в каждой стране было интерпретировано в национальном ключе, в частности, в Швеции оно получило активное развитие в XVII—XVIII вв., что, безусловно, отразилось и на вкусах шведских переселенцев в Северной Америке. Некоторые узнаваемые решения и признаки стиля были перенесены на новые территории практически буквально. Однако стиль в данном случае претерпел изменения по причине использования нехарактерных для классической традиции местных строительных материалов и под влиянием специфических возможностей строителей-колонизаторов.
Синтетическое соединение традиций палладианского стиля и местных строительных приемов позднее получило название колониального Георгианского стиля2 в архитектуре. Самые ранние примеры проявления этого стиля можно отметить в церковной архитектуре Северной Америки. К настоящему времени сохранилось немного первых церковных зданий XVII в., прежде всего это постройки шведских переселенцев. Именно на их примере мы стремимся предпринять попытку проследить влияние палладианства Северной Европы (шведской линии) на раннюю американскую церковную архитектуру.
Первым из примеров является церковь Святой Троицы (1698—1699), известная как Старые Шведы. Она была построена за два года и освящена в Троицкое воскресенье, 4 июня 1699 г., шведской конгрегацией (ил. 1). Церковь находится на пересечении 7-й Восточной и Черч-стрит в Уилмингтоне в штате Делавэр. В 1961 г. церковь признана национальным историческим памятником, является одним
1 Палладианство — архитектурный стиль, развивавшийся на начальном этапе в рамках европейского классицизма XVII в., в зрелом периоде развитие стиля приходится на XVIII в. и частично продолжается до середины XIX в. Основой стиля послужила концептуальная ордерная архитектурная система А. Палладио, разработанная и дополненная последователями мастера, архитекторами-палладианцами.
2 Стиль получил условное название в честь первых четырех британских монархов Ганноверской династии — Георга I, Георга II, Георга III и Георга IV. В самой Британии хронологические рамки стиля определены как 1714—1830 гг. Правление династии приходится на период активизации парламентаризма, на время доминирования в политической истории партии вигов и на активное развитие палладианской архитектуры в Великобритании. Георгианская архитектура упрощает используемые материалы, в частности, фасады преимущественно выполняются из кирпича с отдельными ордерными деталями из белого камня (могут быть окрашены в белый). Схемы фасадных построений сохраняют крупные палладианские пропорции, но упрощены в деталях и малопластичны.
Ил. 1. Церковь Святой Троицы (1698-1699). URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/ Category:Old_Swedes,_Wilmington (дата обращения: 30.12.2022)
из немногих сохранившихся общественных построек, отражающих шведское колониальное прошлое этого региона. Церковные архивы утверждают, что церковь Святой Троицы в Уилмингтоне является старейшим церковным зданием Северной Америки, которое все еще используется для богослужений в том виде, в каком оно было построено.
Здание церкви представляет собой прямоугольное однонефное сооружение, выполненное из местного камня, с двускатной кровлей, с выдающейся вперед пристроенной колокольней из красного кирпича. Сам объем храма напоминает форму традиционного для скандинавских стран амбара. На контрасте с этой почти народной формой выделяется своим изяществом колокольня. Прямоугольную башню венчает беленая кубическая надстройка меньшего периметра, она, в свою очередь, несет изящную колокольню-ротонду, которую завершает ребристый миниатюрный купол. Колоннада и купол тоже белые, равно как и оформление оконных проемов. Особенно декоративно выглядят высокие белые двери арочной формы с изящной расстекловкой. Двери расположены по трем сторонам колокольни, что придает легкость кирпичному двухэтажному параллелепипеду. Обращают на себя внимание и частые переплеты на окнах, создающие легкую белую сетку в тон решения остекления дверей. На фасаде церкви отчетливо видны элементы классицизма — колонны, веерные окна, небольшой купол и шпиль. Главным акцентом в архитектурной композиции является колокольня, в данном примере решенная достаточно просто и одновременно изящно, но именно по усложнению архитектурной конфигурации колоколен мы можем в дальнейшем проследить генезис стилевых особенностей в церковной архитектуре Северной Америки.
Второй по времени создания является церковь Глория Деи (1698—1700), старейшая из сохранившихся церквей Пенсильвании, расположенная в районе Саутуорк в Филадельфии3 (ил. 2). Она так же была построена и принадлежит по сей день шведской конгрегации. Шведские переселенцы заселили эту территорию в 1646 г., о чем сохранились многочисленные свидетельства и документы. Архитектура церкви демонстрирует зарождение раннего Геор-гианского стиля с национальным шведским оттенком. Как и в случае первого примера, ансамбль состоит из вытянутой однонефной части и объема примыкающей колокольни. Однако в данном случае
3 См.: Gallery J. A. Philadelphia Architecture: A Guide to the City. 4th ed. Philadelphia, 2016.
Ил. 2. Церковь Глория Деи (1698-1700). URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ File:Gloria_Dei_(Old_Swedes%27)_ Episcopal_Church_916_S_Swanson_St_ Philadelphia_PA_(DSC_3836)_(cropped).jpg (дата обращения: 30.12.2022)
строительным материалом является темный обожженный кирпич, а натуральный камень уже не используется, что придает фасадам ощущение большей регулярности и четкости построения. Ритмическое решение архитектуры фасада более сложное, чем в первом примере, многочисленные окна, расположенные на фасаде основного здания и колокольни, задают четкий шаг, соответствующий ордерным членениям фасада по рекомендациям из «Четырех книг об архитектуре» А. Палладио. Фасад, таким образом, приобретает большую легкость и композиционную завершенность. Ризница и вход в церковь, пристроенные в 1703 г., придают всему сооружению ощущение монументальности и прочности. Колокольня была возведена около 1733 г., и именно она является главным декоративным акцентом постройки. Средний кубический объем, украшенный высокими полукруглыми оконными проемами, завершается кровлей с высоким белоснежным шпилем. Можно сказать, что это здание является символом переходного этапа в архитектуре, некой точкой отсчета: с одной стороны, представляет собой прямую цитату народной североевропейской церковной архитектуры и одновременно содержит в своем проекте будущий прообраз традиционных для Северной Америки георгианских церквей с многоярусными белеными шпилями и декоративными портиками над входом4.
Третьим примером, позволяющим говорить о линии эволюции раннеамери-канской церковной архитектуры, является церковь Троицы в Сведсборо (1781—
1786) Нью-Джерси (ил. 3). Здание церкви, как и предыдущие примеры, однонефное. Прямоугольное строение, сложенное из красно-коричневого кирпича, накрыто покатой скатной кровлей, украшено двумя рядами арочных окон с белоснежными наличниками. Оконные переплеты разбивают большую плоскость окон на легкие геометрические узоры. Колокольня, пристроенная к торцевой части церкви, уже заметно выше, чем в двух более ранних примерах шведских церквей. Объем колокольни прорезан четырьмя рядами окон, сверху она несет пару кубических элементов, где верхний куб меньше предыдущего. Карниз каждого яруса украшен лаконичными акротериями в виде геометрических фигур, а карниз верхнего яруса несет легкую, почти невесомую балюстраду. Венчает эту трехчастную композицию высокий белоснежный шпиль. В данном примере на боковых фасадах и в торце появляется характерный элемент палладианской
4 См.: Colonial Records of the Swedish Churches in Pennsylvania. Philadelphia, 2006. Vol. 2. P. 154.
Ил. 3. Церковь Троицы в Сведсборо (1781-1786). URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/ File:Old_Swedes_2_NJJPG (дата обращения: 30.12.2022)
архитектуры — портал, фланкированный двумя колоннами коринфского ордера, с веерным фонарем над ним. Сверху над фонарем располагается небольшой декоративный портик.
Таким образом, на примере трех раннеамериканских церковных зданий, построенных шведскими переселенцами на Восточном побережье Северной Америки в XVII—XVIII вв., можно четко проследить генезис колониального стиля. Церковная архитектура этого периода достаточно быстро прошла путь от копирования североевропейских образцов с элементами готики и народной архитектуры до Георгианского стиля с прямыми цитатами ордерной системы А. Палладио. И хотя эти постройки не обладают всеми качествами архитектурной композиции, позволяющими отнести их к примерам архитектуры чистого классицизма или палладианства, но очевидное использование элементов ордерной системы А. Палладио указывает на следование его традиции и стремление американских зодчих быть причастными к общемировому культурному процессу развития архитектуры.
Специфической особенностью истории архитектуры колоний вообще и Северной Америки в частности является нехватка профессиональных архитектурных кадров, с этим связано отсутствие имен мастеров, создавших большую часть проектов. И по этой же причине уместно предположить, что использование архитектурных трактатов и прежде всего «Четырех книг об архитектуре» А. Палладио, было насущной необходимостью при создании проектов. В ранних церковных постройках территории Новая Швеция влияние палладианства отчетливо видно в деликатных украшениях типовых кирпичных или гранитных построек колоннами, веерными окнами, невысокими и небольшими куполами. Употребление палладианских элементов встречается исключительно в декоративной композиции отдельных частей фасада, сама постройка, план и структура решения интерьера в трех ранних примерах сохраняют архаичные черты народного шведского зодчества. Грубый, прямоугольный, однонефный объем основного здания уравновешивается высоким объемом колокольни, на котором размещается большая часть палладианского декора. При анализе идейной структуры композиции этих церквей возникает отчетливое ощущение, что применение палладианских фрагментов словно транслирует определенный культурный код, демонстрирует эрудированность шведской общины или ее сопричастность общемировым архитектурным процессам. Однако при внимательном рассмотрении становится очевидным поверхностный характер использования системы А. Палладио, которая по своей сути предполагает комплексный подход к проектированию, включающий тождественное решение плана сооружения, интерьера и фасада, что в данных примерах совершенно не соблюдено. Такой же критике могут быть подвергнуты и фасады трех вышеперечисленных сооружений в отдельности, если европейское палладианство прежде всего стремилось к системной соразмерности всех частей фасада, что достигалось применением проверенных ордерных решений, то в ранних американских церквях шведской конгрегации четкая систематизация ордерных решений не встречается. Таким образом, перечисленные выше церкви представляют собой очень интересный феномен зачаточного периода развития
классической архитектурной традиции в Северной Америке и демонстрируют попытки употребления отдельных элементов ордерной системы А. Палладио, но не могут полноценно быть отнесены к палладианскому стилю.
Список литературы
Colonial Records of the Swedish Churches in Pennsylvania: in 2 vol. Philadelphia, 2006. Gallery J. A. Philadelphia Architecture: A Guide to the City. 4th ed. Philadelphia, 2016. Handlin D. P. American architecture. L., 1992.
Kyrkobyggnader, 1760-1860. D. 1, Skane och Blekinge / redkom.: E. Cinthio [et. al.]. Stockholm, 1989.
Nikets T. Philadelphia Architecture. Charleston, 2005.
Palladio A. The Four Books of Andrea Palladio Architecture: Wherein, after a Short Treatise of the Five Orders, thos Observations that are Most Necessary in Building. Private Houses, Streets, Bridges, Piazzas, Xisti, und Templas are Treated of. L., 1738. Pierson W. H. American Buildings and Their Architects: the Colonial and Neoclassical Styles. N. Y., 1970.
Roth L. M. A Concise History of American Architecture. N. Y., 1980. Wallington N. U. Historic Churches of America. New, 1907. William A. Kyrkor i Ostra harad: Konsthist. inventarium. Stockholms, 1926. Williams K. E. The Eight Old Swedes' Churches of New Sweden. Wilmington, 1999.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo
gumanitarnogo universiteta.
Seriia V: Voprosy istorii i teorii
khristianskogo iskusstva.
2023. Vol. 49. P. 42-49
DOI: 10.15382/sturV202349.42-49
Polina Tsvetkova, Candidate of Sciences in Art Criticism, Associate Professor, Department of History and Theory of Decorative Art and Design, Stroganov Russian State University of Design and Applied Arts Moscow, Russia [email protected] https://orcid.org/0000-0002-1924-0712
The Origin of the Palladian Tradition in the Early Church Architecture of North America of the 17—18th Centuries
P. Tsvetkova
Absract: The article discusses the stage of formation and development of classical architectural traditions in the USA in the 17th — 18th centuries using the example ofchurch architecture of Swedish settlers. The main direction in which both foreign architects and later national American masters worked, was Classicism, often manifested in the forms of Palladianism. The article describes the degree of influence of A. Palladio's architectural treatise on colonial building practice and the gradual introduction
of elements of his system of classical architectural orders. Church buildings were constructed in the settlements the very first and were best preserved; for this reason, studying these examples, we can describe the early stage in the development of the classical architectural tradition in the United States. Based on specific local building and cultural features, under the influence of the religious institutions of church architecture in Sweden and Northern Europe, this direction received a new reading. The article provides a briefoverview ofthe three oldest churches ofthe Swedish Christian community, their history and architectural features, using the example of which the author seeks to trace the history of the origin and development of the national interpretation of the Palladian system. The question is raised about the purity of the application of order architectural solutions in the early cult architecture of North America and the degree of fundamentality of the interpretation of the ideas of Classicism and Palladianism. The specific national features of architectural solutions, which manifested themselves in the early church architecture of the colony, are revealed. In conclusion, the author formulates an opinion about the purity and specificity of the development of Classicism in early church architecture in the United States.
Keywords: architecture, USA, Classicism, Palladianism, facade, Swedish immigrants, Lutheran Church.
References
Colonial Records of the Swedish Churches in Pennsylvania: in 2 vols. Philadelphia, 2006.
Gallery J. (2016) Philadelphia Architecture: A Guide to the City. 4th ed. Philadelphia.
Handlin D. (1992) American Architecture. London.
Kyrkobyggnader, 1760—1860. I. Shane och Blekinge. Stockholm, 1989.
Nikets T. (2005) Philadelphia Architecture. Charleston.
Pierson W. (1970) American Buildings and Their Architects: The Colonial and Neoclassical Styles.
New York.
Roth L. (1980) A Concise History of American Architecture. New York.
William A. (1926) Kyrkor i Ostra harad: Konsthistoriskt inventarium. Stockholm.
Williams K. 1999). The Eight Old Swedes' Churches of New Sweden. Wilmington (in English).
Статья поступила в редакцию 30.12.2022
The article was submitted 30.12.2022