ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
перации советской власти имеет разумное объяснение. Государство видело смысл ее существования в достижении «некой более общей цели - построения нового социалистического общества, и сравнительно мало обращало внимание на экономическую эффективность кооперативной работы... Отсюда при всей схожести коммунистического и кооперативного идеалов возникали самые острые конфликты между государством и кооперацией» [1. С. 195-196]. Времени на существование кооперации оставалось совсем немного.
* * *
Как и все обобщенные модели, представленная модель российской кооперативной практики государства и общества несвободна от погрешностей, хотя и подкреплена примерами. Но, подобно любому историческому явлению, процесс кооперирования был более многогранен, и потому он вряд ли поддается линейному описанию. Наличие капиталистических мотивов в участии крестьянства в кооперации полностью отрицаться не может. Но кооперативные реалии наглядно демонстрировали, что капитализм в деревне «грешил» слаборазвитыми формами своего развития. капиталистической по форме, но часто социальной по содержанию кооперацию делали в разной степени и объективные условия социально-экономического развития страны, и политические режимы, и даже сами крестьяне, в миру которых многие идеи приобретали свой особый, доморощенный смысл и реализацию.
В стране, где не существовало долгосрочной властной либеральной традиции, просто не могло быть иных мышлений и действий.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воронин А. В. Советская власть и кооперация (Кооперативная политика Советской власти: центр и местные власти Европейского Севера в 1917-начале 30-х гг.). Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1997. 202 с.
2. ГАПО (Государственный архив Пензенской области). Ф. 74. Оп. 1. Д. 506. Лл. 1-70.
3. ГАПО. Ф. 78. Оп. 1. Д. 2а. Л. 181 об.; Д. 817. Лл. 456 об-457; Д. 914. Лл. 35 об-36, 90 об-91; Ф. 74. Оп. 1. Д. 522. Лл. 117-120.
4. ГАПО. Ф. 78. Оп. 1. Д. 982. Лл. 1-95.
5. ГАПО. Ф. Р. 2. Оп. 1. Д. 3525. Л. 6.
6. Кабанов В. В. Крестьянская община и кооперация России XX века. М.: Институт российской истории РАН, 1997. 156 с.
7. Как ломали нэп. Стенограммы пленумов ЦК ВКБ(б) 1928-1929 гг. В 5-ти т. / Т. 1. Объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) 6-11 апреля 1928 г. М.: МФД, 2000. 495 с.
8. Ким Чан Чжин. Государственная власть и кооперативное движение в России - СССР (1905-1930). М.: Институт российской истории РАН, 1996. 252 с.
9. Коновалов И. Н. Сельскохозяйственная кооперация в России: Часть 1. 1861-1917 гг. Энгельс: Региональный информационно-издательский центр ПКИ, 2004. 216 с.
10. Корелин А. П. Сельскохозяйственный кредит в России в конце Х1Х-начале XX века. М.: Наука, 1988. 262 с.
11. Опыт исследования значения кооперативов в экономической жизни сельского населения. Владимир на Клязьме: Типография губернской земской управы, 1915. 381 с.
12. Прокопович С. Н. Сельскохозяйственная кооперация и бюджет крестьянского хозяйства. М.-Пг.: Центральное кооперативное товарищество «Кооперативное издательство», 1922. 94 с.
13. Ратушняк О. В. Кубанское казачество: три века исторического пути. Международная научно-практическая конференция // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ученые записки. М.: Интерцентр, 1999. С. 306-310.
14. Россия: 1913 г. Статистико-экономический справочник / Ред. сост. А. М. Анфимов, А. П. Корелин. СПб.: Блиц, 1995. 415 с.
15. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918-1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 1. 1918-1922 гг. М.: РОССПЭН, 1998. 864 с.
16. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918-1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 2. 1923-1939 гг. М.: РОССПЭН, 2000. 1168 с.
17. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М.: Экономика, 1989. 496 с.
18. Файн Л. Е. Российская кооперация: историко-теоре-тический очерк. 1861-1930. Иваново: Ивановский государственный университет, 2002. 600 с.
УДК 343.264 (09)
ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОЙ ФОРМЫ ССЫЛКИ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ
О. В. СТЕПАНОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра отечественной истории
Ссылка как форма наказания видоизменялась на протяжении всего своего существования. Начало XVIII века актуализировало новые формы ссылки. В связи со значительно возросшей потребностью в рабочей силе изменились формы ссылки и районы расселения ссыльных. В статье приводятся примеры применения ссылки колонизационной и каторжной, а также рассматриваются процессы расширения применения ссылки и каторжных работ в разные периоды времени.
XVIII век принёс с собой большие перемены. Они разиться в русском праве, и в более узком его разделе -касаются социально-экономической и политической наказаниях, к которым относится ссылка. Начиная с истории России. Преобразования Петра Великого, эпохи преобразований Петра I, в ссылку была внесе-эпоха дворцовых переворотов - все это не могло не от- на принципиально новая система труда - подневоль-
ный каторжный труд. Здесь уместно провести границу между двумя формами ссылки - ссылкой вольной и каторгой, как ссылкой подневольной. Первая характерна для XVII века: тогда ссыльный вынужден был работать, исходя из условий, в которые его поставило государство, т. е. он параллельно решал общегосударственные задачи. При этом государство тратило на него минимальное количество средств и вынуждено оставлять ему определенный гражданский статус, иначе он не смог бы работать. Каторга - та же ссылка, но при этом преступника доставляют к месту наказания под стражей, ограничивают его свободу передвижения, жестче эксплуатируют его физические возможности, лишают всех гражданских прав, но он по-прежнему выполняет необходимые для государства задачи.
Первая мысль об использовании преступников на галерах (гребных судах) возникла в 1668 году и принадлежала Андрею Виниусу [1]. В 1699 году к каторге были приговорены 269 стрельцов за участие в восстании 1698 года. Другой указ времен Петра от 24 ноября 1699 года гласил: «Веневского земского старосту и других веневских посадских людей за взятие денег с выборных к таможенным и кабацким сборам, а равно и тех лиц, которые деньги им дали и накупились к сборам, положить на плаху, и, от плахи подняв, в ссылку в Азов с женами и детьми, и быть им на каторгах в работе» [2]. Очень скоро ссылка на каторгу начинает играть среди наказаний преобладающую роль. Потребность в массовой рабочей силе при строительстве городов, крепостей, портов, каналов привели Петра I к мысли о массовом использовании бесплатного труда преступников в интересах государства. Поэтому с начала XVIII века правительство отодвигает на второй план ссылку колонизационную и начинает использовать труд преступников на тяжелых принудительных работах внутри государства, на его южных и западных окраинах, при создании флота, строительстве казенных заводов. Работы сначала были «корабельные, адмиралтейские и портовые», позднее появились работы в рудниках и заводские [3]. Использовался каторжный труд сначала в Азове, а затем в Рогервике (порт на Балтике, современный Палдиски) и на строительстве новой столицы - Санкт-Петребурга [4].
Ссылка на каторжные работы полагалась за государственные преступления, причем ссылались, как и раньше, не только непосредственные участники, но и члены их семей. Так было с участниками стрелецкого восстания 1698 года, вместе с мужчинами были сосланы «на вечное поселение» их жены и дети, с семьями были сосланы сторонники гетмана Мазепы; ссылалась с преступником его семья и в том случае, если он был уличен в грабеже или краже во время пожара. Ссылка на каторгу сопровождалась дополнительными наказаниями - битьем кнутом, батогами, клеймением, вырыванием или урезанием ноздрей, конфискацией имущества, штрафами. В качестве уголовного наказания ссылка на каторгу полагалась по Артикулу воинскому 1715 года за подозрительные «схотбища» для подачи челобитных, за неисполнение военнослужащими своих обязанностей из-за неуплаты жалования, этот
проступок рассматривался как бунт и возмущение, за должностные преступления, за ряд воинских преступлений, за некоторые преступления против личности (непредумышленное убийство, вытравливание плода). Ссылка на каторгу или на поселение назначалась в отдаленные местности, на срок от 1 года до 10-15 лет, «до указу» или «навечно».
Имела место ссылка военнопленных. Так, Петр I сослал в Сибирь своих «учителей» - пленных шведов, предписав местному населению, под страхом жестокого наказания за ослушание, выдавать за них замуж дочерей и сестер [5]. Ссылали военнопленных в этот период и на Урал, где их труд использовался на заводах. Так, в 1711 году 500 пленных шведов были присланы на Алпаевский завод. На уральских предприятиях применялся подневольный труд и уголовных преступников. На Екатеринбургские казенные заводы первая партия колодников была прислана из Москвы в 1729 году [6]. Для работы на заводе ссылались и местные преступники.
Наряду с широким применением каторги как формы подневольной ссылки продолжает применяться обычная ссылка, в частности за преступления против веры и нравственности. Так, за богохульство, согласно указу от 2 мая 1725 года, находящегося в делах Московского сыскного приказа, виновные были сосланы в монастырь. упоминается в том же указе наказание кнутом и ссылка в оренбург навечно [7]. Полагалась ссылка в монастырь, в оренбург, наказание шпицрутенами и ссылка на 10 лет в казенную работу за оскорбление священника. Об этом говорят статьи Артикула Воинского (ст. 15) и Морского устава (ст. XI. гл.1.кн.4.ч.1). К религиозным преступлениям, предусматривающим такое наказание как ссылка в монастырь, в Сибирь, в Рогервик, в казенные и каторжные работы относилось совращение и вероотступничество, раскол и ересь, уклонение от исполнения церковных постановлений, совершение языческих обрядов и суеверий, волшебство, святотатство и лжеприсяга. Так, за совершение раскольниками священнодействий в 1721 году был признан виновным за это преступление поп Яков Семенов. По приговору Канцелярии тайных розыскных дел с него сняли сан, приговорили к битью кнутом и ссылке в Соловецкий монастырь в земляную тюрьму [8]. Ссылка и каторга были предусмотрены в качестве наказаний за преступления против нравственности, такие как блуд и непотребство, прелюбодеяние, кровосмешение, изнасилование, растление, скотоложество и мужеложество [9].
При определении срока ссылки играл роль социальный статус преступника. Принадлежность к высшим, привилегированным кругам способствовала смягчению наказания. По приговору Петра I в 1700 году стольник яков Полтев за слова «разорили-де нас в конце и в конец нам от кораблей погибнуть и тогда-де нашим кораблям конец будет, коле-де головы на нем не будет» был сослан на каторгу на три года, а крестьянин Смакин за подобные разговоры был бит кнутом, «запятан иглами», подвергнут вырезанию ноздрей и сослан на каторгу пожизненно [10].
применение ссылки только умножается [22]. Следствием ссылки было лишение государственных наград, чинов, званий и имущества [23]. На основании двух первых пунктов Указа Анны Иоанновны от 10 апреля 1730 года лиц, приговоренных к политической ссылке, лишали званий, чинов, их движимого и недвижимого имущества, которое конфисковывали в пользу казны. Конфискация была полной или частичной, в последнем случае часть имущества, обычно родовые вотчины, передавались во владение родственников осужденных, а остальная часть отчуждалась в пользу государства. Таким образом, можно сказать, что ссылка наряду с удалением влекла лишение или ограничение прав состояния. Ссыльный по закону считался политически мертвым и подлежал изъятию из юрисдикции государства: его семейные правоотношения прекращались, жена могла с разрешения церкви вступать в новый брак, имущество подлежало передаче наследникам, терялось сословное положение, знаки отличия [24]. Местами ссылки назначались наиболее отдаленные, малодоступные населенные пункты (остроги, зимовья) или города. Попадали в ссылку и женщины, либо вместе со своими мужьями, как Меншиковы, Долгорукие, Лесток, Миних [25], или сами по себе за свои политические прегрешения, например, княгиня Е. Р. Дашкова [26]. Особ женского пола помещали и в монастыри, а заточение в монастырь сопровождалось пострижением в монахини. Некоторых государственных преступников из высшего сословия отправляли даже на каторгу. Ссылка для большинства вельмож представляла своеобразную опалу, иногда отягощенную дополнительными лишениями. Ссылку такого рода осуществляли либо сам император в начале века, либо Верховный Тайный совет в 1720-е годы, Кабинет Министров на рубеже 1730-1740-х годов, а потом эти функции перешли к Сенату, восстановленному в своих правах императрицей Елизаветой Петровной. участвовали в этом процессе Тайная канцелярия розыскных дел, Тайная экспедиция Сената и Сибирская губернская канцелярия. Ссылка вельмож в XVIII веке имела несколько вариантов. Первый - выдворение за границу, оно касалось либо дипломатов, либо иностранцев, состоящих на русской службе (судьба братьев Массонов, 1796 год), применялась она не часто. Второй вариант - ссылка по приговору «в деревни» или «в дальние деревни». Она считалась менее тяжкой из возможных наказаний такого рода, хотя перед ней лишали всех орденов, чинов и «государевой милости». Содержание могло быть вольным, могло быть под караулом. Ссылка в деревню могла стать облегченной формой наказания после Сибири, но человек оставался неполноценным в правовом смысле подданным. Он не мог без разрешения покинуть деревню, его почту перлюстрировали и так далее. Третий вариант (самый распространенный) - ссылка в Сибирь. Самой «мягкой» формой сибирской ссылки было назначение опального сановника на какой-нибудь административный пост в Сибири, где существовала своя градация по местам ссылки: либо «сослать в дальние сибирские города» (Тобольск, Тюмень), либо «сослать в самые
дальние города» (Колымские остроги, Якутские остроги) [27]. Как правило, в один населенный пункт назначалось не более двух ссыльных, исключение делали лишь для членов одной семьи [28]. Срок ссылки чаще всего был пожизненным, однако, смена императора на престоле, изменение ситуации при дворе могли сопровождаться амнистией для ссыльных. Были примеры, когда ссыльные ждали второй и даже третьей смены императора, следовательно, реальные сроки возвращения колебались от нескольких месяцев до нескольких десятков лет.
В конце XVIII века практиковался еще один вид административной ссылки - это ссылка по воле помещика. Права помещика относительно личности и имущества крестьянина в законодательстве второй половины XVIII века были значительно расширены. В 1765 году был издан указ, предоставлявший право помещикам без суда и следствия ссылать своих крепостных крестьян на поселение и на каторгу на любой срок, а ссылаемый засчитывался помещику за рекрута [29]. В августе 1767 года Екатерина II издает указ, по которому любая, даже самая справедливая жалоба крестьян на помещика, объявляется тягчайшим государственным преступлением. Подавшие ее рассматривались как «злодеи и возмутители общего покоя», подлежали наказанию кнутом и ссылке на каторгу [30].
Итак, в XVIII веке задачи, решаемые с помощью ссылки Российским государством, несколько изменились. Идея колонизации оставалась актуальной, но отошла на второй план. Главным выступает элемент подневольного труда, так как государство в период петровских преобразований нуждается в рабочих руках. Стремясь извлечь из преступника максимальную пользу, власть выдвинула на первый план ссылку -каторгу. Она заслоняет собой ссылку колонизационную, на поселение. Ссыльные отправляются туда, где их труд нужен больше. Поэтому в начале века уменьшается ссылка в Сибирь, а увеличивается - в Азов, Рогервик, Санкт-Петербург. Если ссыльного нельзя было привлечь к тяжелой работе в центре страны, то его отправляли в Сибирь, но и там его тоже заставляли работать. В наказах воеводам чаще и подробнее говорилось о принудительных работах ссыльных, чем об их поселении [31]. Задачу извлечения выгод из труда ссыльных не забывали и преемники Петра. Они изменили только сам род работы: вместо работ в портах, городах, ссыльных стали направлять на работы в крепостях, куда стали ссылать особенно часто со времен царствования Елизаветы, заменившей срочную каторгу работами в крепостях. При правлении Екатерины II появляются рабочие дома и, наконец, по указу Павла I от 13 сентября 1797 года преступников стали посылать на работы в Нерчинск и на Иркутскую суконную фабрику [32]. Правительство, практикуя ссылку на всякие работы в широких масштабах, не забыло задачи ссылки колонизационной. Продолжается использование ссылки на поселение «семьянистых и прилежных к домостроительству» [33]. Вместе с тем, проявляется забота и о безопасности государства, в виде ссылки (удалении из центра на окраины) уголовных преступ-