ЗАРОЖДЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО
ИНСТИТУТА
Л.А. Демидова
ORIGIN AND FORMING OF HIGHER SCHOOL AS SOCIAL AND CULTURAL INSTITUTION
Demidova L.A.
The article considers issues devoted to origin and forming of Higher School in the Russian Federation as social and cultural institution.
В статье рассматриваются вопросы, посвященные зарождению и развитию высшей школы в России как социокультурного института.
УДК 37.014.53:378.1
Вопросы высшего профессионального образования, эффективности педагогической деятельности относятся к числу актуальных на всех этапах развития высшей школы. Его истоки уходят в историю отечественной и зарубежной педагогики. Анализ теоретического наследия выдающихся руководителей и педагогов прошлого и современности, деятельности известных отечественных и зарубежных школ, позволяет лучше увидеть источники зарождения и формирования высшего профессионального образования в негосударственных вузах, понять обеспечивающие его факторы и условия, сделать необходимые выводы для педагогической теории и практики в современных условиях.
Целенаправленное и ретроспективное изучение историко-педагогических документов позволило выявить и обосновать четыре основных этапа создания и функционирования негосударственного высшего образования в России: 1 этап - зарождение частной и общественной школы России (IX век - до середины XIX века); 2 этап - создание первых неправительственных высших учебных заведений (вторая половина XIX -конец XIX века); 3 этап - формирование системы неправительственного высшего образования в России (конец XIX - начало XX века); 4 этап - возрождение и развитие негосударственного высшего образования в Российской Федерации (с конца XX века и по настоящее время).
Первые частные школы в России возникли в IX веке вместе с созданием Киев-
ской Руси. История их генезиса достаточно подробно рассмотрена в работе В.Д. Солоницына «Негосударственное высшее образование в России», в трудах других авторов (1, 2, 3). Однако эти школы и училища, не связанные на прямую с официальными властями, не представляется возможным полностью отождествить с тем пониманием сущности и содержанием общественных и частных образовательных учреждений, которые существовали в более поздние исторические периоды развития Российского государства.
Анализ древнерусских источников позволил выявить первоначальные тенденции рассматриваемого историко-педагогическо-го феномена: данные факты были лишь отдельными формами образования в Древнерусском государстве; до XV века в России не существовало светского образования; представители различных общественных слоев испытывали острую потребность в грамотности и знаниях, необходимых для мирной и военной деятельности; детей обучали частные учителя - «мастера грамоты», которые стали основоположниками платных образовательных услуг; государственная и частная (негосударственная) школы развивались параллельно, в тесной связи и др.
Как показал последующий историко-педагогический анализ, значительное распространение и развитие просвещения на Руси началось с середины XV века. В начале XVI века рост ремесел и торговых отношений, увеличение количества городов, усиление государственных и церковных связей со странами Западной Европы настоятельно требовали открытия новых школ, число которых хотя и медленно, но неуклонно росло.
Изучение образовательной источнико-вой базы свидетельствует, что во второй половине XVII века частные школы становятся основой для создания повышенной ступени образования, когда в перечень изучаемых учебных предметов включались азбуковики, иностранные языки и другие дисциплины. С середины XVII века в России начинает складываться систематическое образование. Во многом это стало возможным благодаря разветвленной сети частных школ, которые обучали в основном чтению и письму.
Основными тенденциями зарождения и развития частного образования в допетровский период, выявленными в диссертационном исследовании, были: увеличение количества частных школ, рост их значимости; они стали предвестниками высшего негосударственного образования; в них осуществлялось систематическое образование простых людей; в данных учебных заведениях заработки педагогов были более высокими, чем в государственных школах; они внесли заметный вклад в дело образования; основу общеобразовательного звена обучения составляли домашнее обучение и частные школы, из выпускников которых формировался контингент учащихся школ повышенного обучения и государственной профессиональной школы и др.
Анализ историко-педагогических источников свидетельствует, что укрепление связей России с Западной Европой в конце
XVII и начале XVIII века оказали определяющее влияние на развитие сферы образования, которое послужило своеобразным толчком к началу серьезных государственных преобразований. Своего особого размаха они достигли во времена царствования Петра I.
Вполне естественно, что в это время частные школы были полностью за пределами внимания государства, продолжая свое неторопливое развитие без принуждения и понуканий с его стороны. Первая половина
XVIII века для частной школы знаменуется лишь слабыми подвижками в деле ее становления.
Проведенный анализ историко-педагогических источников свидетельствует о том, что при Екатерине II была сделана первая попытка в истории русской школы в широком масштабе разрешить вопрос об образовании народных масс. Открытое на средства П.Г. Демидова коммерческое училище в Москве являло собой воспитательно-образовательное учреждение, готовящего «новую породу» русских купцов, по существу было ответом на происходившие изменения в экономической жизни страны, бурное развитие промышленности и торговли во второй половине XVIII века. Училище было
первым частным экономическим учебным заведением в России.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что, несмотря на неровный ход государственных реформ и развития частного сектора образования в России, восемнадцатый век закончился для частной школы ее признанием и включением в структуру государственного просвещения, расширением и укреплением ее позиций.
Появление первых негосударственных высших учебных заведений стало возможным в начале XIX века, когда уровень народного просвещения и состояние общественного сознания были подготовлены к такому результату всем ходом предыдущего развития России.
Проведенный анализ показал, что не до конца был ясен статус первых негосударственных высших учебных заведений, появившихся в России в начале XIX в. - Московской практической академии коммерческих наук и Лазаревского института восточных языков. В их деятельности сочетались элементы высших и средних специальных учебных заведений и только через двадцать лет после основания, последний официально получил статус высшего учебного заведения.
Эти два учебных заведения, созданных в середине царствования Александра I, можно в определенной степени считать предшественниками многочисленных высших негосударственных учебных заведений, появившихся в России во второй половине XIX столетия.
В связи с этим, можно утверждать, что в первой половине XIX в. в России появились первые негосударственные высшие учебные заведения, послужившие прообразами подобных вузов, возникших уже во второй половине столетия.
Среди других выявленных тенденций рассматриваемого историко-педагогичес-кого периода можно назвать следующее: для России первой половины XIX в. нельзя провести четкой границы между собственно средними и высшими учебными заведениями ни по их программе обучения, ни по уровню знаний, которые приобретали
учащиеся; по некоторым формальным признакам, образование, получаемое в отдельных частных пансионах того времени по своему уровню явно превосходило уровень уездных училищ и даже некоторых провинциальных гимназий; даже лучшие частные пансионы второй половины XVIII - начала XIX в. никак нельзя отнести к разряду высших учебных заведений, поскольку уровень знаний их выпускников все таки был значительно ниже, чем у тех, кто закончил российские и зарубежные университеты.
Основными тенденциями становления и развития негосударственного (частного) образования в период с IX века до середины XIX века, выявленными в ходе историко-педагогического анализа, были следующие положения: 1) развитие частной и общественной школы включало в себя понимание запросов своих учеников и исключение из своей практики недостатков, свойственных функционированию правительственных учебных заведений; 2) процесс развития частных и общественных школ происходил спонтанно, согласуясь только с потребностями конкретных слоев населения в образовании; 3) частная и общественная школа в этот период оказала существенное влияние на становление систематического высшего образования в России; 4) на протяжении рассмотренного периода времени частная и общественная школы развивались автономно, оставаясь вне сферы влияния и контроля правительства; 5) этот этап развития частных и общественных школ был стихийно-самостоятельным и проходил под влиянием частной инициативы отдельных членов общества без долговременных программ и без проработанных педагогических основ; 6) школы грамотности в начальном периоде распространения просвещения в России (IX - XVI вв.) и общеобразовательные частные школы и пансионы первой половины XVIII века по сути являлись народной школой на пути эволюционного развития от примитивного к более сложному, от простого к более организованному состоянию по форме и более качественному содержанию - от среднего до высшего образования.
В 1868 году принято Положение о частных учебных заведениях. Вместе с возросшим интересом населения к получению образования оно дало существенный импульс общественной инициативе. Именно в этот и последующий периоды активно открываются частные учебные заведения (мужские гимназии и женские училища), в организации многих из которых принимали непосредственное участие видные деятели1.
Основными выявленными и обоснованными в диссертационном исследовании тенденциями развития высшего образования в России во второй половине XIX века были:
1) появление первых неправительственных высших учебных заведений практически по всем направлениям деятельности общества;
2) подготовленность передовых сил российского общества к созидательным процессам в сфере негосударственного образования по тем направлениям подготовки специалистов, которых требовала быстро развивающаяся экономика страны; 3) сложность отношений с Министерством народного просвещения из-за подозрительного отношения правящей верхушки к частным учебным заведениям; 4) постоянная борьба за свое выживание, за юридическое уравнивание выпускников и преподавателей неправительственной школы в служебных и сословных правах, в льготах по воинской повинности с преподавателями и выпускниками государственной высшей школы; 5) активная работа учредителей по переходу на баланс государственного казначейства; 6) живучесть этого сектора образовательных услуг, необратимый характер его развития, обусловленный гражданскими чувствами и творческой активностью населения и усилением позиций общественно-педагогического движения; 7) приоритет неправительственной педагогической школы в подготовке специалистов высшей квалификации для начальной школы и дошкольного воспитания.
В конце XIX - начале XX вв. в России появилось достаточное количество негосударственных учебных заведений повышен-
1 Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. - СПб., 1895. - Т. 11. - С. 407.
ного типа, хотя свидетельства об их окончании в большинстве случаев не приравнивались к государственным дипломам о высшем образовании. Однако учебные программы этих образовательных учреждений и требования, предъявляемые к выпускникам, были весьма близки к тем, которые существовали в правительственных университетах и институтах. Помимо того, учебная деятельность таких структур достаточно жестко (по крайней мере до 1905 г.) контролировалась Министерством народного просвещения или другими ведомствами. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что большинство из них можно отнести к разряду высших учебных заведений и этой точке зрения придерживаются современные исследователи.
Как система негосударственная школа сформировалась в начале XX века. Сеть созданных вузов обеспечивала к этому времени подготовку специалистов практически по всем направлениям деятельности во всех сферах жизни государства за исключением сфер, традиционно остававшихся исключительной прерогативой государства и его институтов (военное, морское ведомства, министерств путей сообщения, юстиции, частично, иностранных дел, императорского двора).
Все негосударственные вузы исследуемого периода представляли собой систему, состоящую из следующих групп учебных заведений: высшие учебные заведения университетского типа; педагогические вузы; вузы для подготовки деятелей искусств; вузы народнохозяйственного профиля.
Такой подход и порядок дают возможность отразить общие и отличительные тенденции развития негосударственного сектора образования (по сравнению с государственными) в рамках каждого профессионального направления.
Высшие учебные заведения университетского типа представляли наиболее многочисленную группу вузов, являлись основой негосударственного сектора образования и включали в себя многовариантные по форме и содержанию образовательного процесса учебные заведения. В конце XIX века
их численность равнялась 49, на февраль 1917 года - 31; располагались они в основном в крупных центрах, где находились значительные научные силы и базы научных исследований. Отличительными признаками их образовательного процесса были: следование общим министерским требованиям, предъявляемым властью к нему; учебную работу организовывал и проводил совет под председательством учредителя; узаконива-ние равноправия женщин при поступлении в университеты; образование юридических, коммерческих, торговых и других факультетов; выдача полноценных университетских дипломов; совместное обучение мужчин и женщин; повышение культуры и профессионального мастерства преподавателей и выпускников.
Основными особенностями деятельности, организации и управления образовательным процессом негосударственных высших учебных заведений, выявленными в диссертационном исследовании, были: 1) негосударственная высшая школа существовала за счет средств учредителя (физического лица или общественной организации) и со стороны государства не получала никаких капиталовложений; 2) финансовая независимость определяла раскрепощенность, относительную свободу образовательных действий, гибкость в решении образовательных услуг; 3) практически во всех негосударственных учреждениях образовательный процесс отличался доступностью и демократичностью образования; 4) частная высшая школа формировала многогранную личность интеллигента; 5) в негосударственных вузах впервые было введено разноуровневое образование и совмещение специальностей; 6) негосударственные высшие учебные заведения отличались по устройству и разнообразием факультетов, отделений и подотделов, учебно-практической базы и др.; 7) негосударственные вузы допускали широкий набор специальностей по различным профессиональным направлениям; 8) достоинствами введенной в высшей частной школе предметной системы стали предоставленная студентам возможность комбинировать предметы в рамках учебного плана и
сдавать экзамены по мере готовности; 9) при разработке новых образовательных программ и переработке государственных программ негосударственные вузы демонстрировали гибкость и творчество, широко используя достижения и наработки передовой педагогической общественности, зачастую обгоняя государственные вузы в части планирования качества образовательного процесса; 10) с опережением правительственного сектора образования негосударственные вузы выступили в части распространения послеуниверситетского образования и повышения квалификации специалистов и преподавателей; 11) исторической заслугой частной школы является ее забота о женщинах, привлечение их в сферу образования и к активной общественной деятельности; 12) новое и передовое в образовательном процессе возводилось на солидной материальной и научно-экспериментальной базе, а также трудом профессорско-преподавательского состава существующих государственных вузов.
Таким образом, оценивая высшую негосударственную школу как сложный и многогранный социально-экономический и социально-культурный институт, существовавший в России во второй половине XIX -начале XX вв., можно выделить его основные сущностные характеристики и представить в виде:
- совокупности структур, обеспечивающих потребности государства, общества и отдельных социальных групп в лицах с высоким общеобразовательным уровнем и профессионально подготовленных специалистов в различных областях человеческой деятельности;
- экономически независимых от государства высших учебных заведений, финансировавшихся за счет различных внебюджетных источников и, в отдельных случаях, выступавших в роли источников доходов для их учредителей;
- образовательных учреждений, предоставлявших возможности получения высшего образования тем категориям лиц, для которых поступление в соответствующие
государственные учебные заведения было невозможно или затруднено;
- структур, дающих возможности широкому кругу лиц обучаться у высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, находившегося на службе в лучших государственных высших учебных заведениях;
- вузов, чьи программы обучения находились под контролем различных профильных ведомств и, отчасти, обеспечивавших кадрами некоторые отрасли российской экономики, для которых недоставало выпускников государственных высших учебных заведений;
- высших учебных заведений, создание которых в большей или меньшей степени контролировалось правительством в зависимости от концепций государственной политики в сфере высшего образования на различных этапах российской истории.
Оформившись к 1917 году в систему, негосударственная высшая школа не успела в полной степени сформировать образовательную инфраструктуру в должном объеме,
собственный профессорско-преподавательский корпус. Дальнейший процесс этого необычного социокультурного феномена временно был прерван в силу известных исторических обстоятельств и только в современных условиях появились возможности для возрождения негосударственного высшего образования в Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грачев В. В. Становление и развитие высшего негосударственного образования в России (вторая половина XIX - начало XX века): Дис... канд. пед. наук. -М., 2003.
2. Растопшина И.А. Развитие негосударственного высшего образования в России в конце XX - начале XXI веков. - Диссертация кандидата исторических наук. - М.: 2006.
3. Солоницын В.А. Негосударственное высшее образование в России. - М., 1992.
Об авторах
Демидова Любовь Анисимовна, ректор Московского гуманитарно-экономического института, кандидат педагогических наук, доцент. Сфера научных интересов - негосударственное образование в России.