УДК 82-313.2
зарождение фантастики как жанра в русской литературе на примере творчества а. ф. вельтмана
Статья раскрывает проблему формирования фантастического жанра в русской литературе. Освещена роль Вельтмана в этом важном для развития русской литературы процессе. Контекст эпохи представлен рядом автором, что доказывает назревшую необходимость формирования жанра фантастики.
Ключевые слова: русская фантастика, Вельтман, утопия, фантастический роман.
O. M. AKU$U O. I. Akifi
the origin off antastique as a genrein the russian literature through the example of
a. f. veltman's creative works
This article discusses the issue of the formation of the fantastique genrein the Russian literature. Veltman's role in this process which is important for the development of the Russian literature is revealed. The context of the epoch is represented by a number of the authors. It proves that there's a long-felt need forformation of the fantastique genre.
Keywords: Russian fantastique, Veltman, utopia, fantastique novel.
А. Ф. Вельтман является одним из основоположников создания и развития фантастической литературы в России. Создавая фантастические романы и повести, писатель использовал различные сюжетные перестановки, изображал среднее сословие, раскрывая тонкие психологические грани и причины тех или иных поступков, анализировал влияние среды на человека. Не случайно многие произведения Вельтмана считают предтечей творчества Достоевского. Это заметно в самом характере гротеска, стирании границ между реальным и фантастическим, глубоком раскрытии психологии героев. Однако если Достоевский все же был писателем-реалистом, то сам Вельтман часто называл себя сказочником. В первой половине XIX века он работал в фантастическом направлении и только потом, сохранив свои особенные черты творчества, продолжил работу в русле реализма.
Вельтман использовал фантастику с особой целью: глубже и основательнее передать сущность всего окружающего, позволить читателю проникнуть в суть бытия, касается ли это истории, окружающей действительности или собственного характера.
Начало XIX века знаменуется появлением вереницы исторических произведений: «Борис Годунов» (1826) и «Капитанская дочка» (1836) А. С. Пушкина, «Юрий Милос-лавский» (1829) и «Аскольдова могила» (1833) М. Н. Загоскина, «Дмитрий Самозванец» (1830) и «Мазепа» (1834) Ф. В. Булгарина, а также произведения Н. В. Кукольника, К. П. Массальского, П. П. Свиньина и др. Эти факты демонстрируют назревшую необходимость эпохи в познании истории, поиске в прошедшем причин того, что происходит в настоящем. Каждый из авторов выбирал не только жанровую реализацию исторических произведений, но и способ подачи материала. Вельтман изображает прошедшее при помощи фантастики.
Одними из первых произведений, которые так или иначе могут быть отнесены к фантастическим, являются романы «Кощей бессмертный, былина старого времени» (1833) и «Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного Солнца Владимира» (1835), действие которых развивается в Древней Руси. Эти произведения принято считать исто-
рическими (или фольклорно-историческими), однако такой подход порождает и ряд сомнений.
Так, исследователь А. В. Чернов сомневается в историчности романа «Кощей бессмертный», говоря о том, что его проблематика «явно не совпадает с проблематикой романов исторических. Она обращена полемически прежде всего к современности» [1, с. 114]. Следовательно, сама поставленная задача требует от автора поиска новых решений в жанровом воплощении, и Вельтман находит способ для того, чтобы, изображая прошлое, обратиться к настоящему и положить начало будущему. Этим способом явилось использование фантастики, а именно фантастика фольклорно-сказочная.
Исследователь Е. М. Неелов [2] отмечает, что научная фантастика непременно вырастает из фольклорно-сказочной традиции. В указанных романах еще рано говорить о научной фантастике, но уже нельзя говорить о них как об исключительно исторических произведениях. В историческом произведении герой должен быть включен в государственное единство - мир является государством, определяется рядом социальных условностей и ролей. В фантастических (и сказочных) произведениях мир - это природа, существует единство человека и природы. В романах «Кощей бессмертный» и «Светославич, вражий питомец» можно наблюдать именно это. Все основные события происходят на фоне природы: Светославич живет в лесу, где и находит его дедушка Мокош, Волх ждет братьев тоже в лесу, и явления природы говорят ему об обмане и дают силу отомстить.
В данных романах активно действуют персонажи, не относящиеся к миру реальному, что также не может в полной мере соответствовать жанровой классификации исторического произведения. В рассматриваемых произведениях действуют Нелегкий, Кощей Бессмертный, кикимора, упыри, русалки и другая нечисть. Их действие в романе во многом определено стремлением писателей-романтиков выйти за грань традиционного понимания мира и происходящих событий. Как отмечает Р. Н. Поддубная, «романтики творили свою "новую мифологию"...» [3, с. 57]. Используя инфернальных героев, сталкивая два мира и основываясь на исторических событиях, Вельтман создавал новый жанр в контексте создания романтиками своей мифологии.
Таким образом, фантастика в первых романах Вельтмана давала ему возможность сопоставить взаимодействие человека с государством и взаимодействие человека с природой, своеобразно столкнуть историческое и фольклорно-фантас-тическое. В этих произведениях за основу берется очень давний исторический процесс - становление государственности, для которого проблема самосознания человека является крайне актуальной. Фантастическое становится для Вельтмана эффективно действующим способом показать всю сложность формирования человека, его действия в обществе.
Пытаясь решить проблемы социальной отчужденности и противоречия человеческой сущности, Вельтман опирается на философию природы Ф. Шеллинга, религиозные концепции древности и славянский фольклор. Народная фантастика становится своеобразной концентрацией всего этого для воплощения замысла автора, для выражения его идеи. Эти романы еще не являются научной фантастикой, где человек снова приближается к природе, это только зарождение фантастического жанра. Перемена веры на Руси стала одной из причин социального раскола, как и любые крупные перемены в жизни государства. В таких случаях человеку очень трудно осознать себя, свои внутренние процессы, которые теперь должны истолковываться иначе, чем раньше. Объяснить явления природы, несчастья, случающиеся с кем-либо, можно было разгулом нечистой силы. Попросить защиты -у определенного бога, которому приносились дары, плата за защиту. Поверить в единого Бога было сложно, именно этот переход и отмечает Вельтман, перелом в людском и государственном сознании. Легче это воспринимается с использованием фольклорной фантастики. Глубинные психологические процессы переосмысления действительности, образа жизни освещены через потусторонний мир.
«Этот кумир одними назывался Бел-бог, иными Перун, другими Тор или Чор, и стоял он в кумирне под небом, или Ваал-даком.
Таким образом, наставляя людей злу и неправде, Нечистая сила жила на бережище припеваючи и воображая, что "нет конца ее силе, аки миру. Но отторгся камень от горы, без рук, ударил в кумира, и стер скудель, железо, медь, злато и серебро в прах, а ветр развеял его.
Пришел учитель Святого слова поведать истину Русским людям. Русские люди не верили словам, хотели чудес.
- Изгони, - говорили, - Белобожича с его высокого холма!
- Изгоню, - отвечал он и с крестом в руках поднялся на высокий холм, водрузил на нем крест.
Зарычала Нечистая сила, угомонилась, и полк ее отступил с священного холма, выше по Днепру, на крутой берег, в рощу, лежащую близ Княжеского заветного луга и Княжеских лесов; а чтоб Омуту и ведьмам иметь свободу ходить по Днепру, то Нечистая сила, отклоняя реку от холма, прососала новое русло, которое люди и назвали Черторырею» [4, с. 258] (курсив - А. Ф. Вельтмана).
Можно смело утверждать, что Вельтман очень тонко понимал проблему самосознания личности и влияния на нее не только социального мира, но и религии, природы и мифического опыта прошлого, поэтому в романах «Кощей бессмертный» и «Светославич, вражий питомец» им использовалась фантастика. Это усложняло жанровую
классификацию данных романов для литературоведов, однако являлось очень актуальным способом выражения идеи произведения для читателей.
После романов «Кощей бессмертный» и «Светославич, вражий питомец» Вельтман обращается к дальнейшей истории и создает роман «Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса» (1836). Данное произведение Вельтмана явилось первым в России научно-фантастическим произведением оригинального жанра. В этом романе автор впервые применил распространенный в дальнейшем прием «путешествия во времени», использованный потом многими беллетристами XX в.
На фантастическом животном гиппогрифе рассказчик отправляется в прошлое. Он хочет выяснить, насколько люди античности отличались от его современников по поведению, образу жизни и характеру, что делало их великими полководцами, вершителями судеб целых народов. Кали-мерос - буквальный греческий перевод фамилии Бонапарт (заметим, что в творчестве Вельтмана используемые имена и фамилии не случайны, все имеет свое скрытое значение). Путешественник во времени хочет изучить и понять ход истории. Он путешествует по Греции, похищает Пифию, но, встретив благородного Калимероса, похожего на виденный рассказчиком бюст Александра Великого, решает отправиться в прошлое. Для этого он перемещается в лагерь царя Филиппа, отца Александра Македонского.
Путешествия во времени являются одним из характерных черт фантастичности произведения. Устремленность в другую эпоху является выражением желания осознания причин современных действий. Фантастика здесь решает такие задачи, как возможность продемонстрировать неизбежный круговорот в социальном строе, а также временную неизменность человеческих пороков и заблуждений. Таким образом, фантастика используется Вельтманом для объяснения реальности, современной для него действительности: как ее социальных черт, так и психологических особенностей современников. «Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса» явился третьим романом Вельтмана, где он обращается к прошлому и использует при этом фантастику, но первым романом, который единодушно признается исследователями научно-фантастическим произведением.
Использование фантастики в романах, обращающихся к исторической теме, было особенностью творчества Вельтмана. Фольклорная фантастика позволяла ему раскрыть те проблемы, которые интересовали писателя и его современников, но для которых не имелось каких-либо документальных подтверждений. Так, сложно объяснить некоторые поступки русского князя чем-то, кроме как наличием у него двойника, воспитанника нечистой силы. Фантастика, таким образом, имела своеобразное политическое значение в русской литературе. Это отмечает и В. А. Ревич: «Стоит, однако, обратить внимание, что с первых своих шагов фантастика понадобилась для воплощения политических взглядов и нанесения сатирических ударов» [5, с. 15]. Надо отметить, что Вельтман умело использовал эту возможность фантастики в литературе, он очень тонко иронизирует над некоторыми государственными оплошностями, шутит над социальным укладом, воспитанием, семейными ценностями среднего сословия.
Гуманитарные исследования • 2015 • № 4 (8)
27
В 1833 г. публикуется три тома с подзаголовком «Рукописи Мартына Задека» - под названием «MMMCDXLVIII год». Это еще один вид фантастического произведения, роман-утопия, рассказывающий о жизни через полторы тысячи лет, в 3448 году. Данное произведение явилось одним из первых в России социально-утопических произведений, что демонстрирует нам непрерывное стремление Вельтмана к освоению нового.
Уже само предисловие романа является своеобразной мистификацией: читатель узнает, что писатель якобы нашел книгу, в которой рассказывается о государстве Босфорания, расположенном на Балканском полуострове. Вельтман как бы «отказывается» от авторства данного произведения. Создается ореол таинственности и изначального колебания уверенности читателя: правда ли все, что там написано, возможно ли, что это подлинная рукопись, чудесным образом оказавшаяся в современном читателю времени? О. Н. Щалпегин, рассуждая в своем исследовании о романах Вельтмана, отмечает: «Мистификация используется Вельтманом в качестве своеобразного экзаменационного теста, выявляющего такое качество читателя, как гибкость восприятия, способность не поддаваться искушению слепо доверяться поверхности текста» [6, с. 33]. Используя подобную мистификацию и, в общем, фантастику, автор пытается научить читателя получать информацию не только из увиденного слова, но и уметь проникать глубже, понимать то, что находится за гранью очевидного.
В романе «MMMCDXLVIII год» страной Босфоранией правит справедливый Иоанн, отдающий все свои силы и время заботе о народном благополучии. Законодательным органом является Верховный Совет. Его указы направлены на развитие просвещения, науки, культуры. В романе рисуются картины социального и технического прогресса: народные гуляния и собрания, яркое освещение зданий и приборы-автоматы, экспедиции к Южному полюсу. Фантастическое путешествие в будущее позволяет Вельтману раскрыть тему нравственных и умственных поисков человечества, которые, по мысли автора, проходят по одному и тому же пути независимо от времени, что должно было навести читателя на мысль о необходимости самопознания с целью возможности построения лучшего будущего.
Надо отметить, что желание изобразить будущее, описать научно-технический прогресс было выражено и В. Ф. Одоевским в утопии «4338-й год». В этом научно-фантастическом романе мы так же, как и в произведении Вельтмана, видим традиционные атрибуты фантастики (отметим, уже именно научной фантастики): специальные теплохранилища, регулирующие климат, гальваностаты, электроходы и многое другое, но не это является основным. Важным для Одоевского также становится социальная сторона жизни в будущем. Можно отметить даже своеобразную перекличку в названиях этих романов: 3448 год у Вельтмана и 4338 год у Одоевского.
Исследователь Ю. Никуличев отмечает, что устремленность писателей в будущее становится толчком к появлению фантастики [7]. Когда возникает желание показать то, что ждет человечество в очень далеком будущем, тогда в литературе получает распространение фантастика. Вельтман осознает необходимость постепенного развития общества, поэтому в своем раннем творчестве он обращается к прошлому, ибо для построения благополучного будущего необходимо разобраться в ошибках прошлого. Нельзя искусственно создать что-то новое. Именно поэтому и у Вельтмана, и у Одоевского описываемое будущее невероятно далеко, чтобы все изображаемое могло произойти естественным порядком.
Во времена Вельтмана известны были попытки «насадить» желаемое будущее. Молодой Петрашевский воздвиг в своем селе огромную храмину, желая поселить там крестьян, живших в округе в полуразвалившихся домах, с той целью, чтобы крестьяне наконец получили возможность проявить свой «исконный коммунистический инстинкт». Но опыт не удался, поскольку те же мужики и сожгли храмину. Желаемое будущее может возникнуть только при постепенном разумном осмыслении государственности и социального уклада, наук и воспитания. Используя фантастику в описании прошлого и будущего, Вельтман дает читателю возможность рассмотреть множество вопросов не с точки зрения сложной философии, где зачастую сразу даны все ответы, а с фантастической точки зрения, которая позволяет глубже понять саму суть вопроса.
1. Чернов А. В. О романе А. Ф. Вельтмана «Кощей Бессмертный» // Русская литература. 1987. № 2. С. 103-115.
2. Неелов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики // Сборник Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 198 с.
3. Поддубная Р. Н. Музыка и фантастика в русской литературе XIX века: Развитие сквозных мотивов // Русская литература. 1997. № 1. С. 48-65.
4. Вельтман А. Ф. Романы М.: Современник, 1985. 524 с.
5. Ревич В. А. Не быль, но и не выдумка. М.: Знание, 1979. 64 с.
6. Щалпегин О. Н. Своеобразие художественного мира романов А. Ф. Вельтмана: дис. ... канд. филол. наук. М., 1999. 226 с.
7. Никуличев Ю. Между прошлым и будущим // В мире фантастики: сб. литературно-критических статей и очерков. М.: Молодая гвардия, 1989. С. 194-203.
© Акифи О. И., 2015