УДК 72(571.16)
А.А. Донцова, г. Томск Научный руководитель: О.М. Рындина
Зарисовки оконных наличников г. Томска 1920—1921 гг. (из коллекции Томского областного краеведческого музея)
Аннотация
Статья посвящена одному из видов деятельности Томского губернского отдела народного образования по выявлению и регистрации особо ценных памятников зодчества в 1920—1921 гг. — зарисовкам городской архитектуры. Благодаря тому, что большинство сотрудников отдела были художниками, многие архитектурные объекты Томска зарисовывались. Фиксировались как целые здания, так и малые архитектурные формы, отдельные архитектурные детали, а также элементы декора. Позже зарисовки сформировали коллекцию, которая в настоящее время хранится в Томском областном краеведческом музее. Часть коллекции составляют листы с изображением оконных наличников, иллюстрирующих образцы внешнего оформления городского деревянного дома. Анализ зарисовок наличников позволяет говорить о том, что для Томска 1920-х гг. были характерны наличники, декорированные пропильной ажурной и накладной резьбой. Наиболее часто встречаются такие мотивы, как «сухарики», солярные знаки, занавесы с кистями и барочные узоры, иногда эти мотивы комбинируются. Композиционно у наличников более развита верхняя часть — карниз-сандрик.
Ключевые слова: архитектура Томска, деревянное зодчество, оконные наличники, охрана архитектурного наследия
С 1920 г. при отделе народного образования в г. Томске действовали государственные органы по охране памятников искусства и старины. Они занимались охраной археологических, художественных и архитектурных объектов. Большинство сотрудников, работавших в этих органах, являлись профессиональными художниками. Это было вызвано тем, что в провинции именно художники и преподаватели рисования были наиболее многочисленной группой интеллигенции, имевшей определенные познания в искусствоведении [3, с. 111]. Для выявления и постановки на учет особо ценных памятников архитектуры проводились обходы города. Не имея средств к реставрации зданий, но желая сохранить внешний вид построек для последующих поколений, художники, принимавшие участие в проведении обходов, выполняли зарисовки. Они фиксировали как целые здания, так и отдельные архитектурные детали, а также элементы декора [2]. Это была первая попытка систематической, комплексной фиксации архитектурных памятников в г. Томске. В настоящее время коллекция зарисовок, созданная во время обходов, хранится в фондах ТОКМ имени М.Б. Шатилова.
Неотъемлемой частью внешнего оформления традиционного деревянного дома являются наличники, поэтому художники не могли оставить их без внимания. Листы с изображением наличников составляют около 7% от общего числа зарисовок, входящих в коллекцию.
Изучение особенностей декора деревянной архитектуры Западно-Сибирского региона в целом, и Томска в частности, характеризуется стабильным интересом со стороны исследователей. Обозначим некоторых из них. В 1920 г. вопросом декоративного оформления занимался непосредственный участник зарисовок — художник-архитектор А.Л. Шиловский, в 1950-х. гг. историк архитектуры Е.А. Ащепков. В конце 1980-х — Ю.И. Шепелев и З.А. Зайцева. В 1990-х орнаментику и способы декорирования рассматривала О.М. Рындина, в 2010-х — Л.В. Чуйко.
Окна сибирских домов ХУП—Х^П вв. были воло-
ковыми и лишь изредка украшались глухой резьбой со скромным геометрическим орнаментом. Переход к косячным окнам и появление наличников в значительной степени перераспределили декоративные приоритеты внешнего убранства жилища, сконцентрировав значительную часть отделки именно на наличниках [4, с. 482].
Оконные наличники появились в связи с практической потребностью в защите стыков окна и стены от попадания влаги, а использование декора первоначально подразумевало магическую защиту оконного проема от проникновения темных сил. Впоследствии сакральный смысл декора утратил свое значение.
Из традиционного декора русского крестьянского жилища самые глубокие корни имеет резьба. Чаще всего применяли рельефную и выемчатую резьбу, несколько меньше использовалась контурная и скульптурная. С конца XIX — начала XX в. для декора жилища в целом начинает широко применяться пропильная ажурная и накладная резьба. С этого времени декоративное украшение наличников становится широко распространенным явлением. Оно обусловливалось желанием сделать свое жилище нарядным и привлекательным. Декорировали чаще всего такие элементы окна, как сандрик или очелье и нижнюю обвязку или фартук со свесами. Мотивы резьбы были разнообразны, но чаще всего использовался образ солнца и растительные мотивы [5, с. 792—793].
В мотивах томских наличников рубежа XIX—XX вв. О.М. Рындина выделяет три основных типа: занавесы с кистями, гирлянды с цветами, вазы с поставленными в нее растениями, а также трилистники или стебли, выполненные в технике глухой резьбы. Наибольшей популярностью пользовалась пропиль-ная резьба в сочетании с объемной [4, с. 484]. Иллюстрацией такого типа декора является зарисовка художника А.Л. Шиловского, выполненная по переулку Даниловскому. Художник, в студенчестве посещавший старинные города Кострому, Псков, Смо-
ленск, Новгород, оставляет на зарисовке авторскую подпись: «Сравнить с постройками Нижегородской губернии, с дер. Балахнинской, с постройками 1900 и позднейших годов» — предположительно, свидетельствующую о наличии схожих мотивов в оформлении томских наличников с другими регионами страны (рис. 1).
Применительно к наличникам, зафиксированным в 1920-х гг., можно говорить о том, что помимо вышеперечисленных типов в городе продолжали существовать более древние типы декора — «сухарики» и солярные знаки [6]. Одной из иллюстраций такого типа декора является зарисовка окна по ул. Загор-ной, выполненная Н.И. Жегаловым (рис. 2).
Также были распространены наличники с барочными валютами и картушами, свидетельствующие о заимствованиях из стилей каменной архитектуры для традиционных деревянных построек [7]. Один из таких наличников зарисован А.Л. Шиловским по ул. Солдатской (ныне — Красноармейская), д. 68. Массивный сандрик завершается волютами и картушем. Оконные створки — филенчатые. Подоконная доска криволинейной симметричной формы с 3 резными свесами (рис. 3).
Говоря о композиционном решении оконных наличников, Е.А. Ащепков выделяет 4 способа устройства и декоративной обработки наличников в западносибирской архитектуре. Первый: обработка оконного проема ограничивается лишь карнизной доской. Это наиболее ранний способ украшения, широко существовавший в XVIII — начале XIX столетия. Второй: наличники с развитым карнизом-сандриком, где нижняя подоконная доска является в большинстве случаев второстепенным элементом. Третий: с преобладающей нижней частью — подоконная доска иногда своими размерами превосходит оконное отверстие. Данный способ распространен на юге Тюменской и в Омской областях. Четвертый: наличники сочетают в себе элементы второго и третьего способов [1, с. 88—90]. Исходя из данной классификации и опираясь на изобразительные источники, можно говорить о том, что в Томске были распространены
наличники, оформленные первым и вторым способом. Учитывая особенности декора, можно предположить, что данные способы появлялись не одновременно, а последовательно.
Помимо этого, можно отметить большое разнообразие переплетов, заполняющих оконные проемы. Встречаются как глухие, так и с подвижными створками. Большинство переплетов разделено на 6 и более частей, вероятно, в силу дороговизны больших стекол.
Анализ зарисовок наличников позволяет говорить о том, что для Томска 1920-х гг. были характерны наличники, декорированные пропильной ажурной и накладной резьбой. Наиболее часто встречаются такие мотивы, как «сухарики», солярные знаки, занавесы с кистями и барочные узоры, иногда эти мотивы комбинируются. Композиционно у наличников более развита верхняя часть — карниз-сандрик.
Список использованных источников
1. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. — М.: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1950. — 140 с.
2. ГАТО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 1224. Л. 22
3. Каспаринская С.А. Образование Всероссийского органа управления музейным делом и охраны памятников истории и культуры и его местных органов // Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (ХУШ—ХХ вв.). Часть 1. — М.: Рос. акад. наук, НИИ культуры, 1991. — С. 106 — 112.
4. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 3. Рындина О.М. Орнамент. — Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1995. — 640 с.
5. Рождественская С.Б. Народное искусство и народные художественные промыслы // Русские / отв. ред. В.А. Александров [и др.]. (Серия «Народы и культуры»). — М.: Наука, 1999. — С. 773—793.
6. ТОКМ. 1357; ТОКМ. 1420; ТОКМ. 1915-7.
7. ТОКМ. 1386; ТОКМ. 1912-36; ТОКМ. 1912-37; ТОКМ. 1912-43; ТОКМ. 1915-144; ТОКМ 1916-6.
Рис. 1. А.Л. Шиловский. Детали оформления окна, ставен, углов дома по пер. Даниловскому, д. 5., г. Томск, 21 октября 1920 г. (ТОКМ 1912-58)
Рис. 2. Н.И. Жегалов. Окно. Ул. Загорная, д. 18., г. Томск, 12 сентября 1920 г. (ТОКМ 1420)
Баландинские чтения. — 2016 — Т. XI
Рис. 3. А.Л. Шиловский. Окно и детали наличника в стиле барокко по ул. Солдатской, д. 68, г. Томск, 13 июля 1920 г. (ТОКМ 1912-7)