Научная статья на тему '«Запойное смотрение» в нарративе сериала «Очень странные дела»'

«Запойное смотрение» в нарративе сериала «Очень странные дела» Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
запойное смотрение / структура нарратива / очень странные дела / медиапроизводство / медиапотребление / тезаурус / стриминг / Binge-watching / narrative structure / very strange cases / media production / media consumption / thesaurus / streaming

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Мехоношин Василий Юрьевич

В статье анализируется феномен «запойного смотрения» на примере популярного сериала «Очень странные дела» (2016–2025 гг., режиссеры братья Даффер). Особое внимание уделяется изменению культурной парадигмы восприятия контента, существенно повлиявшего на построение сюжетных арок, разработку персонажей и взаимодействие зрителей с медиа. Анализируются нарративные структуры, позволяющие поддерживать постоянное внимание к сериалу и формирующие у аудитории эмоциональную привязанность. Новизна статьи заключается в многомерном подходе к исследованию нарратива «Очень странных дел», в котором уникальное сочетание ретро-стилистики и современных аудиовизуальных решений помогает зрителю не только увлеченно следить за развитием сюжета, но и активно участвовать в его интерпретации. Автор статьи рассматривает способы, с помощью которых шоу создает длительное вовлечение, поддерживая напряжение и интригу на протяжении всех сезонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Binge-watching" in the narrative of the TV-show "Stranger Things"

The article analyzes the phenomenon of "Binge-watching" using the popular series "Stranger Things"(2016–2025, directed by the Duffer Brothers) as an example. Special attention is given to the shift in cultural paradigms of content perception, which has significantly influenced the construction of story arcs, character development, and viewer-media interaction. The narrative structures that maintain sustained viewer engagement and foster an emotional attachment to the series are examined. The novelty of the article lies in its multidimensional approach to exploring the narrative of Stranger Things, where a unique blend of retro aesthetics and modern audiovisual techniques enables the audience not only to follow the plot with interest but also to actively participate in its interpretation. The author explores how the show creates lasting involvement, sustaining tension and intrigue throughout its seasons

Текст научной работы на тему ««Запойное смотрение» в нарративе сериала «Очень странные дела»»

УДК 791.221.8"2016/2025":159.937

В. Ю. Мехоношин «Запойное смотрение» в нарративе сериала «Очень странные дела»

В статье анализируется феномен «запойного смотрения» на примере популярного сериала «Очень странные дела» (2016-2025 гг., режиссеры братья Даффер). Особое внимание уделяется изменению культурной парадигмы восприятия контента, существенно повлиявшего на построение сюжетных арок, разработку персонажей и взаимодействие зрителей с медиа. Анализируются нарративные структуры, позволяющие поддерживать постоянное внимание к сериалу и формирующие у аудитории эмоциональную привязанность. Новизна статьи заключается в многомерном подходе к исследованию нарратива «Очень странных дел», в котором уникальное сочетание ретро-стилистики и современных аудиовизуальных решений помогает зрителю не только увлеченно следить за развитием сюжета, но и активно участвовать в его интерпретации. Автор статьи рассматривает способы, с помощью которых шоу создает длительное вовлечение, поддерживая напряжение и интригу на протяжении всех сезонов.

Ключевые слова: запойное смотрение, структура нарратива, очень странные дела, медиапроизвод-ство, медиапотребление, тезаурус, стриминг

Vasiliy Yu. Mekhonoshin "Binge-watching" in the narrative of the TV-show "Stranger Things"

The article analyzes the phenomenon of "Binge-watching" using the popular series "Stranger Things" (2016-2025, directed by the Duffer Brothers) as an example. Special attention is given to the shift in cultural paradigms of content perception, which has significantly influenced the construction of story arcs, character development, and viewer-media interaction. The narrative structures that maintain sustained viewer engagement and foster an emotional attachment to the series are examined. The novelty of the article lies in its multidimensional approach to exploring the narrative of Stranger Things, where a unique blend of retro aesthetics and modern audiovisual techniques enables the audience not only to follow the plot with interest but also to actively participate in its interpretation. The author explores how the show creates lasting involvement, sustaining tension and intrigue throughout its seasons.

Keywords: Binge-watching, narrative structure, very strange cases, media production, media consumption, thesaurus, streaming DOI 10.30725/2619-0303-2024-4-49-54

Трансформации выразительных средств при репрезентации нарратива современных медиа явились важнейшим фактором «стри-минговой» революции в культуре, расширившей границы привычного художественного пространства. Ориентир на «запойное смотрение» (binge-watching) существенно изменил культурную парадигму восприятия телевизионного контента, повлияв на то, как создатели сериалов строят сюжеты и разрабатывают персонажей, учитывая ориентир на непрерывный характер потребления их творений.

Кейс «запойного смотрения» недостаточно представлен в отечественной и иностранной литературе. Ситуация стала меняться в лучшую сторону в последние годы. Важной работой об организации современного стриминга Netflix стала монография М. Фрея «Netflix recommends» (2021). Автор настоящего исследования акцентирует необходимость смещения исследовательского акцента в ана-

лизе устройства современного стриминга на технологический, обращая внимание на то, как алгоритмы рекомендаций формируют предпочтения аудитории. По мнению автора, алгоритмы рекомендаций используют следующую информацию о зрителе: историю его просмотров, предпочтения других пользователей с похожими интересами, контекстуальные и демографические данные. В результате каждый пользователь получает персонализированный список рекомендаций, который регулярно обновляется на основе его последних действий на платформе. Это позволяет создавать очень точные и персонализированные предложения для просмотра [1].

Однако вне поля зрения остается устройство самого сериала, манера повествования (нарратив), направленная на удержание внимания зрителя.

Научная новизна определяется недостаточной разработанностью кейса «запойного

смотрения» современных стримингов в его культурологической представленности.

Необходимость сформулировать научный взгляд на «запойное смотрение» стала основанием для привлечения трудов культурологов и философов, посвященных изучению, осмыслению и трактовке теоретических оснований нарратива (С. Чатмен, Ф. Кермод, У. Эко, Д. Элкинс, М.-Л. Райан, Д. Бордвелл), а также комплексных исследований современных медиа (Б. Гройс, М. Дженнер, М. Фрей, Р. Бьюри, Л. Перкс).

Хронологические рамки исследования определяют его источниковую базу. В нее включен сериал «Очень странные дела» (20162025 гг., режиссеры братья Даффер), лидер по просмотрам на стриминге Netflix [2]. Рейтинг сериалов на Netflix вычисляется в часах смотрения в первые 28 дней после премьеры. Такая система позволяет сделать вывод о том, что популярность фильма или сериала считается по системе «binge watching» («запойное смотрение»). Здесь коммуникативная составляющая выходит на первый план [3].

Цель статьи - исследовать феномен «запойного смотрения» в контексте сериала «Очень странные дела».

Задачи:

1. Дать определение понятию «запойное смотрение»;

2. Выделить способы, которые используются авторами сериала «Очень странные дела» для создания «запойного смотрения».

«Запойное смотрение (binge watching)» -это активное потребление видеоконтента, когда зритель просматривает несколько серий сериала или даже целый сезон (обычно 8-12 серий) за короткий период времени. Эта практика стала возможной благодаря появлению стриминговых сервисов (например, Netflix), которые предлагают доступ сразу ко всем сериям после премьеры.

Р. Бьюри связывает «запойный просмотр» с фанатским поведением, когда зрители активно обсуждают любимые шоу на форумах и в социальных сетях, формируя новые формы общности среди зрителей [4]. Л. Перкс отмечает, что большинство зрителей предпочитает смотреть сериалы дома поздно вечером и зачастую заканчивает просмотр сезона за неделю; приблизительно у половины зрителей есть тенденция заниматься другими делами во время просмотра (они предпочитают есть, пользоваться Интернетом, потому что комбинация действий делает обыденные занятия более интересными, а также может привести

к усиленному чувству продуктивности или расслабления) [5].

Таким образом, «запойный просмотр» связан с повседневностью зрителя.

Но как устроен сценарий сериала, который может захватить внимание такого зрителя? Обратимся к его нарративу.

Важнейшим исследователем нарратива (повествования) стал С. Чатмен. Он выделил два ключевых компонента нарратива -историю и дискурс [6, р. 19]. Если история - это повествование, где на первый план выходит создание сюжета с логичным развитием событий [7, р. 73], то к дискурсу можно отнести способы, которым эта история представлена зрителю, включая выбор рассказчика, структуру и стиль повествования. Важными элементами дискурса могут выступать его многослой-ность [8, р. 146], использование конкретных жанров [9, р. 14-18], интерес к повседневности [10, с. 34], интерактивность и иммерсив-ность повествования [11, р. 355], разветвление сюжета [12, р. 40]. В дальнейшем мы солидаризируемся с С. Чатменом и также выделяем в нарративе два уровня: дискурса и истории.

Уровень дискурса. В 2022 г. использовался необычный способ релиза 4 сезона сериала «Очень странные дела»: эпизоды № 1-7 вышли 27 мая, а заключительные эпизоды (№ 8-9) - 1 июля. Продолжительность последнего эпизода составила 142 минуты, в отличие от обычного хронометража в 70 минут. Братья Даффер, создатели «Очень странных дел», во всех четырех сезонах выступили авторами сценария начальных и заключительных серий, что подчеркивает высокое значение завязки и развязки повествования.

Таким образом, в данном случае мы перестаем иметь дело со стандартным сериалом (серии с фиксированным хронометражем, одновременный релиз), перед нами предстает сложный постмодернистский кинотекст. Авторы искусственно усилили ожидание новых серий, создавая своеобразную лакуну для домысливания уже показанных серий (когда их фанатам нужно обратить внимание на детали, чтобы угадать развязку главных сюжетных линий до премьеры финала сезона). Это дает важный импульс к появлению отдельного направления для фанатов - созданию альтернативных концовок с героями «Очень странных дел», где уже фанаты могут выступать сценаристами и режиссерами.

С подобной структурой (когда 4-й сезон «Очень странных дел» состоит из двух неоднородных частей) должна измениться и форма

самого художественного высказывания. Очевиден отказ авторов от трехчастной структуры сценария, заметны трудности в определении главного героя повествования, а также самой главной идеи (она получает новую интерпретацию почти в каждой новой серии). В этом случае проявляется тезаурусность сценария, под которой будем понимать обращение только к материалу, важному для человека [13, с. 207] (в нашем случае - для персонажа).

При решении важного вопроса о структуре тезауруса следует обратить внимание на интересную концепцию В. Лукова, который выделил семиступенчатую «пирамиду тезауруса», где с каждой ступенью, человек сталкивается все с более серьезными вызовами:

• проблемы выживания;

• проблемы распространения, рождения детей семьи;

• проблемы власти, иерархической организации общества;

• проблемы коммуникации на уровне чувств (любовь, дружба, ненависть, зависть и т. д.);

• проблемы коммуникации на уровне диалога, высказывания, письма и т. д.;

• проблемы теоретического осмысления действительности;

• проблемы веры, интуиции, идеала, сверхсознания.

Действие сериала разворачивается в 1980-х гг. в вымышленном городке Хокинс, штат Индиана. Сюжет начинается с исчезновения мальчика Уилла Байерса, что приводит его друзей, семью и местного шерифа к столкновению с паранормальными явлениями. Они выясняют, что в городе действует секретная лаборатория, проводящая эксперименты. Лаборатория открыла проход в альтернативное измерение - Изнанку. Из этой зловещей реальности начинают проникать чудовища, угрожающие жизням жителей Хокинса. Центральное место занимает девочка по имени Одиннадцать («Оди»), обладающая телекинетическими способностями. Она становится ключом к противостоянию существам из Изнанки.

В «Очень странных делах» новые ключевые персонажи появляются в каждом последующем сезоне: во 2-м сезоне это Макс Мэйфилд, которая переезжает в Хокинс; в 3-м - Робин Баксли, подруга центрального героя Стива, а также Эрика Синклер, сестра центрального героя Лукаса Синклера; в 4-м -главный антагонист Векна и школьная рок-звезда Эдди Мансон.

Подобная структура позволяет судить об использовании драматургических «арок» в конструировании художественного текста, в основе которого определенно лежит биографический метод. Этот подход можно обозначить формулой «свое замещает общее» [14, с. 55]. Он наглядно проявляется в 4-м сезоне сериала, когда неразлучные главные герои встретятся вместе лишь к последним сериям первой части сезона. Усиление эмоционального восприятия и привязанности к персонажам достигается обращением к жанру апока-липтики [9, p. 19].

Итак, «тезаурус» в сценарии подразумевает наличие семи «арок», через которые «проходят» главные герои. Каждая арка актуализирует события в сценарии, происходящие в настоящем, а обращение шоураннерами сериала братьями Даффер одновременно к жанрам научной фантастики, ужасов, комедии и драмы позволяет создать такую информацию, которая, по словам Н. Больца, «образуется в акте выбора, а затем включается в коммуникативный процесс в качестве побудительного «симулякра» [15, с. 98]. Так в коммуникативный процесс оказывается вовлечена массовая культура 1980-х гг.: сериал «Частный детектив Магнум» (его смотрит Хоппер, 1-й сезон), «День мертвецов» Д. Ромеро (смотрят Майк и Оди, 1-й сезон), «Звездные войны» (Дастин называет себя «Золотой лидер» как и лидер эскадры из фильма «Звездные войны. Новая надежда» Дж. Лукаса, 1-й сезон), фигурка бьющей в тарелки обезьяны в комнате Дастина (отсылка к рассказу С. Кинга из сборника «Команда скелетов», 1-й сезон), плакат с кадром из культового фильма «Нечто» Д. Карпенте-ра в подвале Майка, название радиовышки «Церебро» (как в «Людях Икс» С. Ли) или «За-верть» (как во «Властелине колец» Д. Толкина); события происходят 4 июля, фигурирует мэр по имени Ларри (как в фильме «Челюсти» С. Спилберга, 3-й сезон), знакомая забегаловка пиратов в торговом центре (очень напоминает забегаловку с мороженым из фильма «Веселые времена в школе Риджмонт» Э. Хекерлинг, 3-й сезон), «оживляющая песня» в исполнении К. Буш («Running up that hill», хит 1985 г., 4-й сезон).

К 3-му сезону «Очень странных дел» была создана одноименная компьютерная игра, которая перекликается с сюжетом сериала [16].

Таким образом, изобразительность «Очень странных дел» идет по пути подражания, а визуальность - по пути повторения.

Что еще раз подтверждает тезис о том, что важнейшим элементом «Очень странных дел» являются персонажи, к которым далее мы и обратимся.

Уровень истории. Главной героиней сериала является Одиннадцатая, девочка-подросток, обладающая телепатическими способностями. Серия «Исчезновение Уилла Байерса» (1-й сезон, 1-я серия) начинается с того, что зритель видит лабораторию в городе Хокинс, где (со временем зритель узнает) проводились эксперименты над детьми. Одиннадцатая не появляется на первых страницах сценария. О том, что после рождения доктор Мартин Бреннер забрал ее у матери и воспитывал девочку в национальной лаборатории в качестве подопытной для своих экспериментов по развитию телекинеза, зритель также узнает позже. Одиннадцатая способна с помощью снов проникать в иные измерения, поэтому в лаборатории ее исследуют, чтобы использовать в разных целях. Это позволяет вызвать у зрителей сопереживание к героине. В четвертом сезоне станет известно, что именно экстраординарные способности Одиннадцатой позволили ей создать проход между лабораторией и Изнанкой, что открыло путь враждебным существам прорваться на Землю.

Несмотря на эксперименты, Одиннадцатая нашла друзей, один из которых позже был похищен. Началась история дружбы и сопротивления злу.

Антагонистом выступает (как окажется в 4-м сезоне) Векна, до чудовищных изменений - это пациент Генри Крил, над которым также проводились эксперименты в той же лаборатории. Векна создал многих антагонистов предыдущих сезонов: например, Истязателя разума в форме огромного паука из 1-го сезона.

Предметом любви для Одиннадцатой является один из «четверки» Майк Уилер. Именно он понимает, что Одиннадцатая - особенная, хотя та мало говорит. Их отношения развиваются от дружеских до романтических. Именно мотивация Майка (найти Одиннадцатую) - важнейший «движок» сценария в 4-м сезоне, когда главные герои живут уже не в одном городе, а даже в разных штатах.

Отражением Одиннадцатой, т. е. самым близким ей героем, являются разные персонажи, они меняются в каждом сезоне. Во 2-м сезоне это шериф Хоппер, который ее удочерил и спрятал от врагов, в 3-м - Макс, в 4-м - семья Байерсов, с которыми она уезжает жить в другой штат.

Эволюция образа Одиннадцатой (Джейн Хоппер) и ведущей темы «Очень странных дел» проявляется в конфликте между внутренней мотивацией героини и внутренним конфликтом.

Внутренняя мотивация показывает, какие мысли героини ведут ее по пути поиска себя. Сформулировать ее внутреннюю мотивацию достаточно просто, для этого достаточно обратить внимание на то, чего ей недостает: семьи, дома, друзей, защиты.

Внутренний конфликт мешает ей найти себя. Ее открытия и попытки все исправить лишь обостряют существующие проблемы, например, в финале 1-го сезона Одиннадцатая узнает, что именно она причина всех бед, ведь она открыла Изнанку и впустила в г. Хокинс других существ. В финале 4-го сезона Одиннадцатая узнала, что она случайно создала главного антагониста сериала - Векну. Этот внутренний конфликт может объяснить нам внешний конфликт (справиться с конкретными злодеями) и внутреннюю мотивацию Одиннадцатой (научиться дружить и помогать людям).

Тему «Очень странных дел» можно уточнить, задав вопрос: чем главный герой похож на своего врага (Антагонист) и чем отличается от своего Отражения. Одиннадцатая и Векна очень похожи. Над ними ставились эксперименты в одной и той же лаборатории. Генри Крил стал Векной после того, как устроил бойню в лаборатории, а Одиннадцатая отправила его в параллельный мир - Изнанку. Высказывается идея о родстве Крила и Одиннадцатой, которая вполне кажется жизнеспособной (как в «Звездных войнах» Дж. Лукаса: «Люк, я твой отец»).

Отражения главного героя позволяют эффективно развивать сюжетную линию, потому что Отражения Одиннадцатой меняются от сезона к сезону. В 4-м сезоне даже есть смена нескольких Отражений: сначала это Байерсы, а потом снова профессор Мартин Бреннер («Папа»). Некоторые отношения Одиннадцатой с ее Отражением меняются неожиданно, например, шериф Хокинса Джим Хоппер пропадает, оказываясь потом в плену на другом континенте.

Таким образом, достигается постепенное нарастание темпа истории, но поскольку каждая сцена и событие приближает героя к его внешней цели, то шоураннеры используют несколько приемов для того, чтобы зритель не хотел «отпустить» героев: они постоянно находятся в опасности (это могут быть не угрозы Векны, а школьный буллинг по отношению

к Одиннадцатой, которая временно потеряла свои способности; 4-й сезон), постоянная перезагрузка вводных данных о героях (доктор Бреннер то предстает жестоким врачом, то, наоборот, заботливым и чутким); также некоторые повороты в сценарии вызывают постоянное любопытство (шериф Хоппер оказывается на другом континенте, и вызволять его из плена летят частный детектив Мюррей Бауман и Джойс, мать Байерсов). Отметим, что каждое испытание у главных персонажей страшнее предыдущего (главный злодей появляется только в 4-м сезоне), благодаря мощным концовкам (встреча Хоппера с Демогор-гоном, а Одиннадцатой - с Векной).

Стиль изложения сценаристов узнаваем. Особо отметим первый диалог между главными героями [17, р. 33]. Майк: Демогоргон! Майк: Уилл, твое действие. Лукас: Огненным шаром его!

Этот первый диалог между героями уже имеет важное значение, потому что Демогор-гон станет не только главным антагонистом 1 -го сезона, но неожиданно появится в 4-м, когда жизнь Хоппера будет зависеть от победы над ним, существом, обладавшим невиданной силой. Именно благодаря огню его смогут победить главные герои в 4-м сезоне, хотя решение режиссеры показали уже в первой сцене первого сезона. Зритель иногда знает чуть больше некоторых героев, поэтому, переживая, может «подсказывать героям».

Наличие конфликта помогает раскрыть внутреннюю мотивацию персонажей, создавать интерес к будущему повествованию, связывая экспозицию, диалоги героев и их действия.

Итак, «запойный просмотр» связан с повседневностью зрителя. Особенностями запойного смотрения можно назвать: погружение в контент (на уровне истории), когда у зрителей формируются эмоциональное восприятие и сильная привязанность к персонажам; интенсивная коммуникация с поклонниками (на уровне дискурса), когда у зрителей формируется необходимость создания сообщества фанатов для обсуждения сериала в социальных сетях. На уровне дискурса можно сделать вывод о сложной структуре нарратива в сериале «Очень странные дела», которая позволяет зрителям не только следить за развитием сюжета, но и активно участвовать в его интерпретации. Создатели сериала используют нестандартные методы релиза эпизодов и расширенные хронометражи для ключевых серий, что стимулирует зрителей к более глубокому анализу и обсуждению сюжетных

линий. Эти приемы способствуют созданию уникальной коммуникативной среды, где зрители могут творчески взаимодействовать с сериалом, предлагая альтернативные концовки или сценарии развития событий. Благодаря такой структуре сериал «приглашает» к активной коммуникации. В сериале заметен отказ от традиционной трехчастной структуры сценария, что подчеркивает заинтересованность авторов в постоянном развитии персонажей и динамике сюжета. Смена ключевых персонажей и введение новых антагонистов с каждым новым сезоном поддерживают интерес зрителей и углубляют сложность мира «Очень странных дел». Это усиливает эмоциональное вовлечение и привязанность аудитории к персонажам. На уровне истории эффективное использование сценарных приемов, таких как тизеры (напоминание «ранее в сериале») и клифхэнгеры (всплеск интереса в самом конце серии), поддерживает интерес зрителей, мотивируя их возвращаться к просмотру. Нарратив сериала стремится к установлению глубокой эмоциональной связи с аудиторией, используя сложные внутренние конфликты и постоянные внешние угрозы, с которыми сталкиваются главные герои. Противостояние героев и их антагонистов («отражений») в каждом сезоне не только поддерживает напряженный ритм повествования, но и существенно усложняет и развивает сюжет.

Список литературы

1. FreyM. Netflix recommends: algorithms, film choice, and the history oftaste. Oakland: Univ. of California Press, 2021. 273 p.

2. Singer M. The 44 best Netflix original series to binge // Timeout. URL: https://www.timeout.com/film/best-original-netflix-series (дата обращения: 28.11.2024).

3. Jenner M. Netflix and the re-invention of television. Cham: Springer Intern. Publ., 2018. 295 p.

4. Bury R. Binge-Watching and fandom: conclusion // Binge-Watching and contemporary television research. Edinburgh: Edinburgh Univ. Press, 2021. P. 59-62.

5. Perks L. Binge-Watching audience typologies: conclusion // Binge-Watching and contemporary television research. Edinburgh: Edinburgh Univ. Press, 2021. P. 131-142.

6. Chatman S. Story and discourse. Narrative structure in fiction and film. Ithaca; London: Cornel Univ. Press, 1978. 277 p.

7. Bordwell D., Thompson K., Smith J. Film art: an introduction. Madison: Univ. of Wisconsin, 2017. 545 p.

8. Eco U. The Bond affair. London: MacDonald, 1966. 173 p.

9. Kermode F. The Sense of an ending: studies in the theory of fiction. New York: Oxford Univ. Press, 2000. 206 p.

10. Гройс Б. Политика поэтики. Москва: Ад Марги-нем Пресс, 2012. 400 с.

11. Ryan M.-L. Narrative as virtual reality immersion and interactivity in literature and electronic media. Baltimore; London: The Johns Hopkins Univ. Press, 2001. 399 p.

12. Elkins J. The End of diversity in art historical writing North Atlantic art history and its alternatives. Berlin: Boston: De Gruyter, 2021. 221 p.

13. Луков В. А. Тезаурусы. Субъектная организация гуманитарного знания. Москва: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008. 782 с.

14. Луков М. В. Социокультурное конструирование происходящего (тезаурусный анализ феномена телевидения). Москва: ГИТР, 2012. 125 с.

15. Больц Н. Азбука медиа. Москва: Европа, 2011. 136 с.

16. Crecente B. How «Stranger Things 3: The Game» will take players beyond the TV show // Variety. URL: https:// variety.com/2019/tv/news/stranger-things-3-the-game-plot-details-1203175106/ (дата обращения: 28.11.2024).

17. The Duffer brothers. Stranger things. Chapter one: The Vanishing of Will byers // Daily Script. URL: https://www.dai-lyscript.com/scripts/STRANGER-THINGS-1x01-The-Vanishing-of-Will-Byers-2ND-PINK.pdf (дата обращения: 28.11.2024).

References

1. Frey M. Netflix recommends: algorithms, film choice, and the history oftaste. Oakland: Univ. of California Press, 2021. 273.

2. Singer M. The 44 best Netflix original series to binge. Timeout. URL: https://www.timeout.com/film/best-original-netflix-series (accessed: Nov.28.2024).

3. Jenner M. Netflix and the re-invention of television. Cham: Springer Intern. Publ., 2018. 295.

4. Bury R. Binge-Watching and fandom: conclusion. Binge-Watching and contemporary television research. Edinburgh: Edinburgh Univ. Press, 2021. 59-62.

5. Perks L. Binge-Watching audience typologies: conclusion. Binge-Watching and contemporary television research. Edinburgh: Edinburgh Univ. Press, 2021. 131-142.

6. Chatman S. Story and discourse. Narrative structure in fiction and film. Ithaca; London: Cornel Univ. Press, 1978. 277.

7. Bordwell D., Thompson K., Smith J. Film art: an introduction. Madison: Univ. of Wisconsin, 2017. 545.

8. Eco U. The Bond affair. London: MacDonald, 1966. 173.

9. Kermode F. The Sense of an ending: studies in the theory of fiction. New York: Oxford Univ. Press, 2000. 206.

10. Groys B. Politics of poetics. Moscow: Ad Marginem Press, 2012. 400 (in Russ.).

11. Ryan M.-L. Narrative as virtual reality immersion and interactivity in literature and electronic media. Baltimore; London: The Johns Hopkins Univ. Press, 2001. 399.

12. Elkins J. The End of diversity in art historical writing North Atlantic art history and its alternatives. Berlin: Boston: De Gruyter, 2021. 221.

13. Lukov V. A. Thesauruses. Subject organization of humanitarian knowledge. Moscow: Nat. Inst. of Business Publ. House. 782 (in Russ.).

14. Lukov M. V. Sociocultural construction of reality (a thesaural analysis of television phenomenon). Moscow: GITR. 125 (in Russ.).

15. Bolz N. Media alphabet. Moscow: Europa, 2011. 136 (in Russ.).

16. Crecente B. How "Stranger Things 3: The Game" will take players beyond the TV show. Variety. URL: https:// variety.com/2019/tv/news/stranger-things-3-the-game-plot-details-1203175106/ (accessed: Nov.28.2024).

17. The Duffer brothers. Stranger things. Chapter one: The Vanishing of Will byers. Daily Script. URL: https:// www.dailyscript.com/scripts/STRANGER-THINGS-1x01-The-Vanishing-of-Will-Byers-2ND-PINK.pdf (accessed: Nov.28.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.