Научная статья на тему 'Западные адыги и казаки в европейской эмиграции: вместе и врозь(1919-1930-е гг. )'

Западные адыги и казаки в европейской эмиграции: вместе и врозь(1919-1930-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
772
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВКАЗ / ИСТОРИЯ ЭМИГРАЦИИ КАВКАЗЦЕВ / КУБАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / КУБАНСКИЕ КАЗАКИ / ГОРСКИЙ МОНАРХИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ОСВОБОЖДЕНИЯ ГОРСКИХ НАРОДОВ / СОЮЗА ГЕОРГИЕВСКИХ КАВАЛЕРОВ / ОБЩЕКУБАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / КУБАНЦЫ И ГОРЦЫ / ГОРЦЫ КАВКАЗА / КАЗАКИ И КАВКАЗЦЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабич Ирина

На основе частных архивов кавказских эмигрантов во Франции рассматривается история взаимоотношений представителей народов Кавказа с русскими и казаками в 1920-1930-х годах в условиях европейской эмиграции. Особое внимание обращено на западных адыгов, которые, с одной стороны, как представители Кубанской области, тяготели к кубанским казакам и на первом этапе именно с ними связывали свою будущую жизнь на Родине без большевиков, а с другой - как часть кавказского сообщества, не могли не чувствовать национального родства с теми, кто поначалу в эмиграции был в другом политическом лагере. В статье рассмотрена эволюция взаимоотношений западных адыгов и кубанских казаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Западные адыги и казаки в европейской эмиграции: вместе и врозь(1919-1930-е гг. )»

Ирина БАБИЧ

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела Кавказа Института этнологии и антропологии Российской академии наук

(Москва, Российская Федерация).

ЗАПАДНЫЕ АДЫГИ И КАЗАКИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ: ВМЕСТЕ И ВРОЗЬ (1919-1930-Е ГГ.)

Резюме

На основе частных архивов кавказских эмигрантов во Франции рассматривается история взаимоотношений представителей народов Кавказа с русскими и казаками в 1920— 1930-х годах в условиях европейской

эмиграции. Особое внимание обращено на западных адыгов, которые, с одной стороны, как представители Кубанской области, тяготели к кубанским казакам и на первом этапе именно с ними связывали свою будущую жизнь на Ро-

Приношу огромную благодарность фонду «Дом науки о человеке» (Fondation Maison des sciences de l'homme, Франция) за предоставленную возможность работать в архивах и библиотеках Франции (2008— 2011 гг.).

дине без большевиков, а с другой — как часть кавказского сообщества, не могли не чувствовать национального родства с теми, кто поначалу в эмигра-

ции был в другом политическом лагере. В статье рассмотрена эволюция взаимоотношений западных адыгов и кубанских казаков.

В в е д е н и е

Как известно, после революции 1917 года и установления большевистской власти на Северном Кавказе представители большинства народов региона были вынуждены эмигрировать, поскольку не были готовы жить при новой власти. Среди эмигрантов-северо-кавказцев были и западные адыги — народ, который до революции находился в составе Кубанской области. Их судьба в первые годы эмиграции оказалась необычной. С одной стороны, как представители Кубанской области, они тяготели к кубанским казакам и на первом этапе именно с ними связывали свою будущую жизнь на Родине без большевиков, а с другой, как часть кавказского сообщества, и в частности сообщества адыгов, — не могли не чувствовать национального родства с теми, кто поначалу в эмиграции был в другом политическом лагере.

В предлагаемой статье рассматривается этот период взаимоотношений западных адыгов, или, как в то время их называли, кубанских горцев, и кубанских казаков — жителей Кубанской области, также оказавшихся в эмиграции в составе многочисленных казачьих подразделений.

Статья написана на основе изучения частных архивов во Франции, в Париже. Потомки многих кавказцев бережно сохраняют материалы о жизни своих предков, оказавшихся на чужбине в 1920-х годах.

В первую очередь укажем на архивный фонд, в котором содержатся материалы, отражающие жизнь и деятельность видного азербайджанского общественного деятеля Али-мардана бека Топчибаши, или, как принято его называть в России и иногда в Азербайджане, Топчибашиева (Топчибашева)1. Известный еще до революции в Российской империи юрист А. Топчибаши (1862, Тифлис — 1934, Париж) активно занимался модернизацией исламской жизни на Кавказе в 1900—1917 годах в рамках Государственной думы и за ее пределами. Став эмигрантом в составе азербайджанской зарубежной делегации на международной мирной конференции в Париже в 1919— 1920 годах (на которой, в частности, состоялось рождение Лиги Наций), А. Топчибаши продолжил свою общественную и политическую деятельность, борясь вначале за освобождение Азербайджана от большевистской власти и сохранение республики в

Фото 1

Алимардан бек Топчибаши, интернет-ресурсы.

&L *

К

1 См.: Archives personnelles de Alimardan Topcibasev. CERCEC, EHESS, par autorisation spéciale. (Личный архив Алимардана бека Топчибаши, CERCEC, EHESS, по специальному разрешению.)

Г

\

Фото 2

Алиакбер бек Топчибаши,

архив Апимардана бека Топчибаши,

Франция, Париж.

k

составе Российской империи, а впоследствии за создание независимого государства Азербайджан. Основное средство для достижения поставленной цели А. Топчибаши видел в создании Конфедерации народов и государств Кавказа, куда, разумеется, должны были войти и народы Северного Кавказа. В силу этого контакты А. Топчибаши с представителями северокавказской эмиграции в Европе вообще и во Франции в частности были тесными и плодотворными. Пожалуй, можно сказать, что А. Топчибаши был единственным представителем Южного Кавказа в европейской эмиграции, который с большим уважением, вниманием, теплотой и добротой относился к народам Северного Кавказа. Об этом свидетельствуют многочисленные материалы, сохранившиеся в его архиве, на базе которого и подготовлена данная статья.

Большой вклад в понимание и освещение жизни представителей северокавказской эмиграции в Европе вносит второй архив, тесно связанный с первым. Это архив одного из сыновей Алимардана бека Топчибаши — Алиакбера бека. У А. Топчибаши было три сына, Алиакбер (1896 г.р.), Рашид (1901 г.р.), Энвер (1912 г.р.). Именно старший сын Алиакбер стал главным помощником Алимардана Топчибаши и после его достаточно ранней смерти в 1934 году, являясь по профессии востоковедом, продолжил его общественную и политическую деятельность в Париже, сохраняя тесные контакты с представителями Северного Кавказа. Поэтому и в этом архиве обнаружились интересные материалы о жизни и деятельности видных представителей Северного Кавказа2.

В статье также использованы материалы частного архива семьи Гаджемуковых3. Василий Николаевич Гаджемуков родился в 1878 году в семье известного бжедугского князя Темтеча Гаджемукова,

Ф о m о 3

Василий Николаевич Гаджемуков, фото из архива Себастьяна Гаджемукова, Франция, Париж.

2 См.: Archives personnelles de Aliakber Topcibasev. CERCEC, EHESS, par autorisation spéciale. (Личный архив Алиакбера бека Топчибаши, CERCEC, EHESS, Франция, Париж, по специальному разрешению.)

3 Автор благодарит семью Гаджемуковых за возможность ознакомиться с материалами их семейного архива, Франция, Париж.

который состоял на российской службе. Он окончил факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета, служил в Министерстве иностранных дел, работал в Турции, Иерусалиме, Македонии. Когда на его Родину, Адыгею, пришли большевики, он вернулся, чтобы защищать ее в составе Добровольческой армии. Затем в составе армии Врангеля покинул Кавказ и вновь стал служить в Дипломатической миссии в Константинополе (Стамбуле). Было это в 1920 году, с 1923 года В.Н. Гаджемуков жил в эмиграции, в Марселе. Последние годы своей жизни провел в Русском доме в Сен-Женевьев-де-Буа и похоронен там же на русском кладбище в 1956 году.

Делегация Кубанской Рады и горцы Северного Кавказа на Мирной конференции в Париже, 1919-1920 годы

История эмиграции кавказцев начинается с Мирной конференции в Париже 1919 года, на которую съехались представители ряда регионов бывшей Российской империи, стремящихся к независимости. Перед нами письмо на имя французского премьер-министра Жоржа Клемансо, председательствовавшего на Конференции, от 8 октября 1919 года. В этом письме семь республик обращались к Ж. Клемансо с просьбой о содействии в создании независимых государств. Среди них были Азербайджан (письмо подписал Али-мардан Топчибаши), Северный Кавказ (А.М. Чермоев), Эстония (С.Р. Пуска), Грузия (Н. Чхеидзе), Кубанская Республика (Л. Быч), Латвия (И. Сескис), Литва (Т. Парушевич), Украина (граф Тышкевич)4. Каждая из республик представила свою собственную Декларацию о независимости, была также сформулирована и общая Декларация (от 7 июня 1919 г.).

В Декларации говорилось, что данные государства возникли на территории бывшей Российской империи, «строятся на началах демократических принципов. Государства нуждаются в «признании их субъектами международного права».

1. «Российские большевики стремились на территории всей бывшей России установить диктатуру пролетариата и коммунизм, а российские реакционные круги стремились на той же территории установить свою военную диктатуру и реставрировать прежнюю Россию с порабощением народностей (курсив мой. — И.Б.)». Обе эти силы направили свою борьбу против «новообразованных демократических республик».

2. Эти государства «богаты первичными продуктами, необходимыми для заграницы», в свою очередь, они испытывают нужду в продуктах заграницы.

Делегации обратились к Ж. Клемансо с просьбой о признании государств в качестве субъектов международного права, о признании их независимыми государствами. Но великие державы стремились отложить рассмотрение дела до разрешения так называемого «русского вопроса».

Итак, мы видим, что кубанцы и кавказцы на первом этапе жизни в эмиграции начали свою политическую деятельность совместно.

В том же 1919 году было составлено соглашение, которое мы нашли в архиве Али-мардана бека Топчибаши. Это было Соглашение между республиками Азербайджана,

4 См.: Архив Алимардана бека Топчибаши, библиотека CERCEC, IX чем.

Фото 4

Лука Лаврентьевич Быч, интернет-ресурсы.

Северного Кавказа и Кубани, в котором «стороны обязались признать политическую независимость и государственную суверенность друг друга и оказать друг другу в случае необходимости военную, политическую, дипломатическую и финансовую помощь. В соглашении также указывается, что стороны считают необходимым установить отношения с Грузией и Арменией»5. В другом варианте проекта данного соглашения была еще приписка: это соглашение необходимо «в сознании общности задач и интересов в борьбе за национальное освобождение и политическую независимость и в целях закрепления в их странах демократического строя»6.

Одним из главных лидеров кубанцев был Лука Лаврентьевич Быч (Бич) — крупный казачий общественный деятель, родился в 1870 году. Он был отличным хозяйственником и добился успехов на посту городского главы Баку. В 1917—1918 годах он стал председателем Кубанского краевого правительства. В качестве председателя делегации Кубанской Республики был отправлен на мирную конференцию в Париж, в результате чего остался за границей. Жил в Праге, где работал преподавателем муниципального права Украинской сельскохозяйственной академии, а впоследствии стал ректором академии. Умер в 1945 году.

Кубанская Народная Республика была образована на территории бывшей Кубанской области и Кубанского казачьего войска после развала Российской империи и существовала в 1918—1920 годах. 16 февраля 1918 года было избрано правительство во главе с Л.Л. Бычом.

На основе «Временных положений о высших органах власти в Кубанском крае» управление передавалось Кубанской Раде, которая должна была избираться «правомочным», или полноправным, местным населением: казаками, горцами и коренными крестьянами. Исполнительная власть возлагалась на войсковое правительство в составе 10 членов кабинета, из которых трое являлись представителями горцев и иногородних. Оно было подотчетно Раде. В политической области программа Рады отстаивала незыблемость казачьих прав и привилегий при сохранении неполноправности иногородних. В сфере экономики был взят курс на сохранение традиционного землевладения и землепользования, а также на развитие частной собственности. В составе Кубанской Рады было 45 казаков, 45 иногородних и 8 горцев.

Как отмечает А.Дж. Басниев, западные адыги в полном составе поддержали казаков7. Были кубанские горцы и среди членов правительства, в частности адыгеец Айтек Алиевич Намиток (Намитоков), а членом Кубанской Рады был уже упоминавшийся выше Василий Николаевич Гаджемуков.

5 Там же. XI чем.

6 Там же. II чем.

7 См.: Басниев А.Дж. Адыгский парламентаризм начала XX века [www.vestnik.adygnet.ru].

Айтек Намиток родился 2 февраля 1885 года (по другим данным, в 1892 г.) в ауле Понежукай и окончил Ставропольскую гимназию, а затем юридический факультет Санкт-Петербургского университета. А.А. Намиток стал министром юстиции в составе Кубанского правительства и был послан вместе с Л.Л. Бычом в Париж в составе делегации на Мирную конференцию.

28 октября 1917 года В.Н. Гаджемуков, как сказано в его формулярном списке, обнаруженном нами в частном архиве семьи Гаджемуко-вых (Франция, Париж), «был избран населением черкесского народа в члены Кубанской Краевой Рады». С 28 февраля по 20 августа 1918 года служил в Черкесском конном полку и принимал участие в корниловском «Ледяном походе». С 28 августа 1918 года он был вновь избран в члены Кубанской Краевой Рады. В 1920 году эмигрировал в Константинополь и служил первым драгоманом Дипломатической миссии в Константинополе8.

Другими членами Кубанской Краевой Рады были С. Шахим-Гирей, К. Натырбов, П. Коцев, П. бек Султанов, X. Хубиев, С. Сиюхов, К. Улагай, М. Хатгогу. Все они были в так называемой «адыгской фракции» Рады (туда же входил и A.A. Намиток)9. Все, кроме Сеферби Сиюхова, впоследствии эмигрировали.

Для понимания взаимоотношений кубанских казаков и кавказцев в эмиграции важна характеристика этих людей.

Шахим-Гирей (Шехим-Гирей) Султан, черкес, 1880 г. рожд., Кубанская область, окончил юридический факультет Харьковского университета, занимался адвокатской деятельностью в Кубанской области, в 1917—1919 годах — заместитель председателя Кубанской Рады; эмигрировал в Турцию и умер в 1921 году.

Хатгогу (Гатагогу, Khatgogou) Мурат (Му-рад), черкес, в 1917 году стал участником Первого свободного съезда представителей горских народов Кубанской области и Черноморской губернии, в 1919 году после отставки Султана Шахим-Гирея за-

Ф о т о 5

Айтек Алиевич Намиток, интернет-ресурсы.

Фото 6

Султан Шахим-Гирей, интернет-ресурсы.

8 Формулярный список В.Н. Гаджемукова. Частный архив семьи Гаджемуковых, Париж, Франция.

9 См.: Басниев А.Дж. Указ. соч.

нял пост заместителя председателя Кубанской Законодательной Рады, в 1919 году был арестован деникинцами и выслан за границу, жил в Праге.

Натырбов Кучук Бахти-Гирей, западный адыг (отец — Бахти-Гирей Натырбов), 1878 г. рожд., окончил Санкт-Петербургский университет, работал в управлении Читинской губернии, эмигрировал. Вначале жил в Париже, но в 1923 году переехал в США. Тем не менее Натырбовы сохраняли контакты с северокавказцами во Франции и Германии; в частности, Мурат и Ислам Натырбовы поддерживали постоянную связь с Гайдаром Бам-матом в Париже в 1920—1950-х годах10.

Коцев (Косок) Пшемахо (Пшемаф) Тамашевич, кабардин, родился в 1884 году в ауле Сармаково, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, работал юристом, был председателем правительства Горской Республики, эмигрировал в Турцию, где и умер в 1962 году.

К сожалению, у нас нет никакой информации о трех депутатах Рады — Паше беке Султанове, Хасамби Хубиеве и Касполете Улагае. Известно, что они тоже были вынуждены эмигрировать, но в наших архивных материалах они никак не фигурируют.

Улагай Касполет Товшукович, адыг, сын офицера, статский советник, служил по гражданской части в Кубанской области, в феврале 1917 года был избран в Кубанскую Законодательную Раду от черкесов. В эмиграции стал широко известен его сын, Кучук Касполетович Улагай (1893—1953), — участник Добровольческой армии, в эмиграции жил в Турции, Болгарии, Сербии. Видимо, отец жил вместе с сыном в Сербии, но информации о нем в эмиграции нет совсем.

На следующий год, в 1920-м, кубанцы и кавказцы проводили общие собрания, на которые приглашали и Л.Л. Быча; в частности, 2 ноября 1920 года подобная встреча проводилась у А. Чермоева11. На ней присутствовали азербайджанцы А. Топчибаши, Дж. Гаджибеков, Ш.-И. Исламов, Я. Мехтиев, северокавказцы — А.А. Намиток и В. Джа-баги12.

Октябрем 1920 года датируется новый проект Договора о сотрудничестве Азербайджана, Республики Союза Горских Народов Северного Кавказа и Кубанской Республики13. В проекте говорится: «Исходя из непоколебимого убеждения в единстве исторических судеб и общности задач и интересов их народов в борьбе за национальное освобождение и политическую независимость и в целях взаимной защиты демократического республиканского строя в этих вопросах признать необходимым заключить настоящий договор братского единения на следующих условиях:

1. Правительствам Азербайджана, Кубани и Горских Народов взаимно признать политическую независимость и суверенность договаривающихся государств.

2. Военная, политическая, экономическая и финансовая поддержка друг друга.

Договор заключают представители делегаций на Мирной конференции в Париже».

10 Интервью автора с родственницей Г. Баммата, Париж, 2009 год.

11 Чермоев Абдул Меджид (Тапа), чеченец, 3 марта 1882, Грозный — 28 августа 1937, Лозанна, Боби-ньи, отец — генерал Арцу Чермоев, окончил училище, был в лейб-гвардии Собственного Его Величества Конвое, 1901 промышленник, имел участки в районе Грозного, до Первой мировой войны там была обнаружена нефть, что сделало его богатым, председатель первого национального правительства Республики Северного Кавказа, председатель Центрального комитета Союза объединения горцев Северного Кавказа — избран на Первом съезде горских народов в мае 1917 года. Активный сторонник Горской республики, эмигрант, Франция, 1919 год, глава зарубежной делегации в Париже (во время Версальской конференции), и председатель северо-кавказской заграничной делегации, соратник Г. Баммата, участник Общекавказского совещания, Париж, 1921 год, подписал Декларацию о создании Кавказского союза за независимость, 1921 год, Париж.

12 См.: Архив Алимардана бека Топчибаши, XI чем.

13 См.: Там же.

Кубанские казаки и Национальный комитет освобождения горских народов Северного Кавказа, Константинополь, 1920 год

В это же время, в 1920 году в Константинополе создается другая горская организация, которая также ставит целью борьбу с большевизмом вместе с казаками. В Константинополе был организован так называемый Национальный комитет освобождения горских народов Северного Кавказа. Как указывает A.B. Казаков14, данный комитет иногда фигурировал под другими названиями: «Комитет освобождения горских народов Северного Кавказа» и «Горский монархический центр». Информацию об этом комитете мы нашли еще в частном архиве семьи Гаджемуковых.

В состав Комитета вошли генерал Ф.Н. Бекович-Черкасский (представитель от Ка-барды), В.Н. Гаджемуков (представитель кубанских черкесов)15, генерал Я. Хабаев (от

__Осетии,), генерал С. Малъсагов (от Ингушетии)16.

Обнаруженный нами в архиве внешних дел Франции материал включает в состав данного Комитета еще и Микаэля Халилова (Халил-Паша) (1856— 1936), дагестанца, генерала Русской армии, который играл заметную роль в политической жизни Дагестана, являясь последним главой правительства Горской республики. Он был президентом Константинопольского кавказского комитета17.

Таким образом, мы видим, что весь состав Комитета — крупные деятели военной элиты Северного Кавказа, которые состояли в течение многих лет на российской военной службе.

Ф о т о 7

Сафарбек Таусултунович Мальсагов, интернет-ресурсы.

14 См.: Казаков A.B. Деятельность органов безопасности Кабардино-Балкарии по нейтрализации подрывных акций эмигрантских организаций в 20—50-х гг. XX века. Диссертация на соискание степени канд. ист. наук. Москва, 2005.

15 См.: Общее дело, 17 января 1921, № 186. Архив С. Гаджемукова (правнук В.Н. Гаджемукова), Париж, Франция.

16 Хабаев Яков (Бета) Васильевич, осетин из станицы Новоосетинская, родился 1 октября 1870 года. Он получил военное образование и служил в чине генерал-майора в Собственном Его Величества Конвое. И наконец, четвертым, упомянутым в этом документе, участником стал Сафарбек Таусултунович Мальсагов, ингуш, родившийся во Владикавказе в 1868 году. Он также получил военное образование: окончил Елизаветградское юнкерское училище, служил командиром Осетинского конного дивизиона, дослужился до звания генерала, состоял в Добровольческой армии и стал при генерале Деникине правителем Ингушетии, наконец, к 1920 году эмигрировал вместе с армией в Константинополь.

17 1920 год, декабрь, Дипломатическое представительство России в Константинополе. Документ в Верхнюю комиссию Республики Франции в Константинополе 10 января 1921 года. Архив внешних дел Франции, № 3812.

Надо отметить, что Российская империя в течение всего XIX века проводила политику, направленную на формирование пророссийской горской элиты. Одним из ключевых механизмов этого была военная служба. Горцев активно брали в военные учебные заведения, по окончании которых они служили в российской армии18. И мы видим, что все пять горцев — членов Кавказского комитета много лет верою и правдою служили России, имели пророссийские взгляды, поддерживали Российскую империю и российскую монархию, а главное — российское присутствие на Северном Кавказе, признавая его целесообразность.

В основу программы Национального комитета освобождения горских народов Северного Кавказа вошли следующие положения:

1. Признание генерала Врангеля главнокомандующим.

2. Соблюдение полного нейтралитета по отношению к политике Антанты и кема-листов.

3. Организация, при более благоприятных условиях, армии из турецких мухаджи-ров — выходцев с Северного Кавказа для движения на Кавказе против большевиков.

Далее в тексте программы подчеркивалось, что «не преследуя никаких политических целей, Комитет является единственным представительным органом русских мусульман (курсив мой. — И.Б.), находящихся за границей, и признан как таковой генералом Врангелем».

Таким образом, мы видим из этой коротенькой программы, что все члены Комитета планировали борьбу в составе армии Врангеля за восстановление Российской империи и российской монархии, то есть за возвращение Северного Кавказа в состав Российской империи. Причем далее есть приписка: «В своей работе Комитет будет стремиться к объединению с антибольшевистскими силами и в особенности с казаками». И на первом этапе планировалось объединиться с Украинским национальным комитетом.

Обнаруженные нами сведения подтверждаются и другими материалами — сводкой иностранного отдела ВЧК — дело № 541 «Совершенно секретно», которое датируется 24 января 1922 года и в котором говорится о Комитете освобождения горских народов Северного Кавказа. В документе, правда, указывается несколько иной состав: там в числе членов Комитета представлено новое лицо — упомянутый ранее Пшемахо Тамашевич Коцев. А.В. Казаков добавляет в состав еще одну фигуру — Султана Клыч-Гирея (1880—1947) — известного кубанского черкеса, генерал-майора Русской армии, окончившего, как и Ф.Н. Бекович-Черкасский, Елизаветградское кавалерийское училище, командира сотни Черкесского конного полка Туземной дивизии во время Первой мировой войны, служившего затем в Добровольческой армии19.

В вышеуказанном донесении говорилось, что Комитет, пользуясь поддержкой турецких властей, сформировал из горцев конную дивизию, которая находится в распоряжении командования Ангорского правительства и располагается на границе Турции и Советской России20. А.В. Казаков подчеркивал, что Кавказский комитет в Константинополе установил тесные связи с Высшим монархическим союзом, который был сформирован во Франции21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Об этом подробнее см.: Бабич И.Л. Взаимосвязь современных горских идеологий и национальных интересов России на Северном Кавказе. В кн. Северный Кавказ в национальной стратегии России / Под ред. В.А. Тишкова. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2008. C. 171—186.

19 См.: Казаков А.В. Указ. соч.

20 См.: Русская военная эмиграция 20—40-х годов. Т. I. М., 1998. С. 549—550.

21 См.: Казаков А.В. Указ. соч.

В 1920 году В.Н. Гаджемуков издавал на родине газету на черкесском языке, целью которой было информирование народа и его подготовка к борьбе с большевистскими агитаторами. «Для горцев и старый и новый режим одинаково не сладки», но «если дело дойдет до свободного выбора, то горцы, как один, сохраняя самое дружеское отношение к казакам, все-таки пойдут рука об руку с Добровольческой армией по пути государственного строительства и предпочтут остаться подданными Великой, Неделимой Демократической России и в этом отношении беспрекословно подчиняются решению Учредительного собрания»22.

Тем не менее Национальный комитет освобождения горских народов Северного Кавказа в Константинополе просуществовал всего около года. Причин тому несколько. Во-первых, в Константинополе в конце 1922 года появился новый комитет — Комитет освобождения Азербайджана и горцев Северного Кавказа, в который уже вошли все те, кто был в предыдущем комитете. Дело в том, что азербайджанцы в эмиграции начали деятельность по созданию независимого государства Азербайджан вне состава Российской империи. Таким образом, тем горцам, кто имел монархические взгляды, было с азербайджанцами не по пути23. По мнению Л.В. Соцкова, в Турции в основном финансировали борьбу за независимость Кавказа, а не за восстановление монархии, поэтому судьба комитета и была предрешена изначально24. Кроме того, 16 марта 1921 года между РСФСР и Турцией была заключен договор о дружбе и сотрудничестве, который исключал проведение подрывной деятельности против Советской России с территории Турции. Многие члены «Комитета освобождения горских народов Северного Кавказа» выехали из Константинополя в ряд европейских государств, где началась уже совсем другая жизнь. У некоторых произошла переоценка ценностей.

А что стало с членами Кавказского комитета? В.Н. Гаджемуков в 1923 году переселился на постоянное жительство в Марсель и участия в политической жизни Франции вообще не принимал. Как рассказывал нам его правнук Себастьян, В.Н. Гаджемуков один раз ездил в Париж «на какое-то кавказское собрание, после чего больше там не появлялся»25. Очевидно, что своих взглядов он не изменил, хотя и не испытывал большого разочарования в связи с крушением империи. В эмиграции, чувствуя себя ады-гом, он все же больше общался с русскими, нежели с кавказцами. В последние годы он жил в Русском доме Сен-Женевьев-де-Буа и похоронен там же, на русском кладбище, на его могиле стоит православный крест. Я.В. Хабаев также перебрался во Францию и жил в Париже, принимая участие лишь в русских военных организациях — Совете общеказачьего объединения во Франции, Союза георгиевских кавалеров, Союза русских военных инвалидов во Франции. Его кавказские корни проявлялись в участии в Ассоциации беженцев — горцев Северного Кавказа — единственной северокавказской организации во Франции, не имеющей политической направленности и поэтому привлекавшей к своей деятельности северокавказцев разной политической ориентации; также он представлял Осетинский аул на так называемом Общезарубежном съезде в 1925 году во Франции. С.Т. Мальсагов со временем перебрался в Польшу и не принимал активного участия в политической жизни, М. Халилов остался жить в Стамбуле, участия в политической жизни не принимал, лишь посылая свои статьи в журнал «Горцы Кавказа» (1928—1934 гг.).

Ф.Н. Бекович-Черкасский поселился во Франции, в Париже, активно включился в «русскую монархическую организацию николаевского толка» — сторонников бывше-

22 Архив семьи Гаджемуковых.

23 См.: Осетинская эмиграция. В кн.: История Северной Осетии. XX век. М., 2003. С. 299.

24 См.: Соцков Л.Ф. Неизвестный сепаратизм. На службе СД и абвера: из секретных досье разведки. М., 2003. С. 28.

25 Интервью автора с Себастьяном Гаджемуковым, Париж, 20 марта 2011 года.

го Верховного главнокомандующего Русской армией великого князя Николая — эмигранта, живущего во Франции, и одного из главных претендентов на российский трон. Ф.Н. Бекович-Черкасский стал участвовать в деятельности различных военных союзов, в частности входил в правление Союза георгиевских офицеров, Союза офицеров Кавказской армии, в Объединение бывших воспитанников Николаевского кавалерийского училища, Объединение кирасир Его Императорского Величества полка. Из перечня мы видим, что он практически не контактировал с кавказскими организациями, которые во Франции вели антироссийскую и антирусскую деятельность, направленную не на восстановление имперской власти на Кавказе, а на создание независимых государств. Мы находим лишь одно упоминание о его членстве в Кавказском обществе «Алаверды», которое не было связано с политическими движениями и преследовало чисто культурные цели. Важно подчеркнуть, что и во время Второй мировой войны он не участвовал и в кавказских движениях, которые поддержали немцев в их борьбе против СССР; более того, есть информация, что он был одним из руководителей Русского антифашистского сопротивления в Париже.

И все же взгляды Ф.Н. Бековича-Черкасского менялись. Перемена заключалась в смене религиозной принадлежности: к концу жизни Федор Николаевич, или скорее уже Тем-бот, принял ислам и был похоронен на мусульманском кладбище под Парижем в Бобиньи 16 ноября 1953 года. Его жена, калмычка Надживат Капланова пережила его более чем на 25 лет, последние годы жила в Доме русских военных инвалидов в Монморанси, где и умерла в 1979 году. Она была также похоронена на мусульманском кладбище в Бобиньи26.

Общекубанская конференция: кубанцы и горцы, 1921 год, Прага

10 сентября 1921 года в Праге состоялось заседание инициативной комиссии, которая, во-первых, приняла решение о созыве в Праге Общекубанской конференции21 (как указывает Л.Л. Быч, на ноябрь 1921 года в Европе было 10 тыс. кубанцев, главным образом военных)28. Во-вторых, было решено пригласить на Конференцию следующих участников: членов Президиума Кубанской Чрезвычайной Краевой и Законодательной Рады, членов парламентских делегаций Кубани — парижской и закавказской, и.о. атамана и председателя правительства и избранных на Лемносе атамана и председателя правительства. Среди них: Аспидов Ф.А., Быч Л.Л., Белый И.А., Белашов Л.В., Воропинов Ф.К., Вин-ник В.А., Гордиенко А.М., Иванис В.Н., Курганский П.И., Манжула С.Ф., Науменко В.И., Намитоков А.А. — член парижской парламентской делегации, Омелъченко Г.В., Павло-градский, Роговец Т.К., Савицкий В.Д., Скобцов Д.Е., Султан Шахим-Гирей — зам. председателя Законодателъной Рады и тов. пред. Краевой Рады, Тимошенко И.П. Мы видим, что на Общекубанский съезд были приглашены два горца — А.А. Намиток и Султан Шахим-Гирей. В-третьих, было подготовлено «Обращение ко всем кубанцам за границей». В-четвертых, было решено просить финансовой помощи для проведения конференции у кавказцев, в частности у азербайджанцев. А уже 15 сентября 1921 года в азербайджанскую делегацию поступило адресованное ее председателю А. Топчибаши письмо от кубанской делегации, в котором ее члены обращались к Топчибаши с

26 См.: Некролог // Русская мысль, 1979, № 3247.

27 См.: Архив Алимардана бека Топчибаши, VII чем.

28 См.: Там же. XI чем.

просьбой о финансовой помощи для организации Общекубанской конференции в размере 5—10 тыс. франков. Причем любопытно, что делегация выбрала для получения денег кавказца — адыгейца A.A. Намитока. Как сказано в документе, он являлся пресс-секретарем кубанской делегации.

Обращение кубанцев было рассмотрено на заседании азербайджанской делегации и было принято решение выделить 5 тыс. франков для созыва Конференции. Деньги были выданы члену кубанской делегации А.А. Намитокову под расписку29. Кроме того, азербайджанская делегация представила свое мнение о кубанцах и кавказцах. В документе говорилось: «Азербайджанская делегация, разделяя мнение кубанской делегации об общности интересов Азербайджана и Кубани по освобождению их от большевистской оккупации, также рассчитывает, что в будущем, при наступлении соответствующих условий, Азербайджанская республика, как и остальные республики на Кавказе, придут к необходимости установления с Кубанью тесного политического и экономического союза»30.

21 сентября 1921 года на имя председателя азербайджанской делегации поступило письмо с благодарностью за ее решение удовлетворить просьбу кубанской делегации31. Письмо было подписано председателем Вячеславом Дмитриевичем Савицким32.

3 ноября 1921 года Л.Л. Быч пишет «доверительное письмо» на имя Алимардана Топчибаши. В этом письме Лука Лаврентьевич описывал результаты проведенной в Праге Общекубанской конференции. По его мнению, это была конференция «кубанских политических и общественных деятелей». Задача конференции заключалась в «стремлении консолидировать демократические силы Кубани, поставив в основу объединения этих сил лозунги: укрепление и последовательное проведение принципа независимости Кубани, борьба против оккупантов, из какого бы лагеря они не исходили, и подготовка дружественных объединений с естественными союзниками Кубани — независимыми государствами, возникшими на развалинах бывшей Российской империи». «Одной из основных задач ее являлось устранение кубанского «многовластия» в лице эмигрировавшего правительства и самозваных претендентов на это звание».

Л.Л. Быч подчеркнул, что по этой линии на конференции произошло разделение кубанцев на «независимовцев» и «едино-неделимцев». Если «независимовцы» стремились к созданию независимого государства Кубань, то «едино-неделимцы» стремились ликвидировать власть большевиков и воссоздать прежнюю Россию и полностью солидаризировались с Врангелем. «Таким образом, часть кубанцев отошла в лагерь врагов демократии вообще и демократии кубанской в частности». Значит те, кто был за Российскую империю и с Врангелем, были врагами остальных кубанцев. «Из оставшихся участников конференции был образован «Демократический союз независимости Кубани»33.

Следовательно, цели Кавказского комитета в Константинополе были противоположными целям кубанской делегации, куда также входили кубанские адыги.

На этом этапе Л.Л. Быч стремился как к сотрудничеству с кавказскими делегациями, так и к получению от них финансовой поддержки. Он отправил письма, в которых описал

29 См.: Архив Алимардана бека Топчибаши, VII чем.

30 См.: Там же.

31 См.: Там же.

32 Савицкий Вячеслав Дмитриевич, 7 марта 1880, Екатеринодар — 12 февраля 1963 года, США, Голливуд, окончил Оренбургский кадетский корпус, С-Петербургский технологический институт (не окончил), Николаевское кавалерийское училище, есаул Собственного Е.И.В. Конвоя. В ноябре 1917 года глава военного ведомства Кубани, в конце 1917—1918 годов советник Кубанского правительства. Служил в Добровольческой армии. Участник 1-го Кубанского («Ледяного») похода в Кубанской дружине. С 12 марта 1918 года полковник, член Кубанского краевого правительства по военным делам, затем командирован во Францию, член кубанской делегации в Париже, где остался; с 2 декабря 1919 года исключен из списков Кубанского казачьего войска. Генерал-майор (с осени 1918 г.), председатель кубанской делегации в Париже (1921 г.), подписал договор между Кубанью и Горской республикой в 1919 году.

33 Архив Алимардана бека Топчибаши, XI чем.

свою политическую позицию и просил о финансировании деятельности «Демократического союза независимости Кубани», делегациям Азербайджана, Грузии и Армении34.

Кавказцы и Борис Савинков, 1922 год

В архиве Алимардана Топчибаши мы обнаружили любопытный документ под названием «О настроениях зарубежного казачества»35, датированный 30 января 1922 года. Документ под грифом «Совершенно секретно» из Информационного бюро Н.С.З.Р. и С. (Народный союз защиты Родины и Свободы был создан в 1921 г. в Варшаве Борисом Викторовичем Савинковым). Это была крупная боевая террористическая организация, включавшая людей с самыми разными политическими взглядами. Б. Савинков обратил внимание и на кавказцев, которым предлагал сотрудничать с ним в борьбе с большевизмом.

Любопытно, что в архиве Алимардана Топчибаши мы нашли и другой протокол заседания делегаций, причем данный протокол был подготовлен не на русском языке, как делалось обычно, а на французском. Заседание состоялось в 1921 году. На заседании присутствовали: А.И. Хатисов, Ахароян [А.А. Агаронян], М. Магеррамов, А.И. Чхенкели (председатель заседания), С.Д. Мдивани, П.С. Гегечкори, А. Топчибаши, А.М. Чермоев, князь М.А. Сумбатов и князь А.А. Авалов36. Обсуждался вопрос о сотрудничестве кавказских делегаций с Борисом Савинковым. Вначале А.М. Чермоев сделал доклад, в котором дал характеристику Борису Савинкову и его организации. А.М. Чермоев говорил, что группа Савинкова — «первая русская группа, которая понимает, что мы работаем в интересах нашего дела. Остальные русские группы думают, что мы работаем против России. Наша цель — организовать жизнь народов по желанию самих народов, и наша деятельность не враждебна России». Поэтому он предложил контактировать с группой Савинкова. Но вначале надо было изучить «возможность таких контактов». При этом А.М. Чермоев считал, что нельзя вступать с Б. Савинковым в официальные отношения, надо начать с ним контактировать через третьих лиц: через «другие русские группы».

Присутствующие поддержали А. Чермоева; в частности, A.A. Агаронян был убежден, что нельзя «подписывать официальные бумаги с группой Савинкова, так как это вмешательство во внутренние дела России. Но искать контакты с ним через другие группы». Алимардан Топчибаши подчеркнул, что «надо действовать осторожно, надо собрать информацию о деятельности группы в Париже и Лондоне. Установить контакты с группой через представителя кавказских республик в Польше». Б. Савинков также обращался с просьбой о финансировании кавказскими делегациями деятельности его организации, однако в этом ему было отказано.

Разрыв кубанских казаков и западных адыгов, 1922 год

Документ «О настроениях зарубежного казачества» хранился в архиве А. Топчи-баши. Значит, Савинков его послал, скорее всего, специально для Алимардана. В доку-

34 Там же.

35 Там же. VII чем.

36 См.: Там же. II—III чем.

менте говорилось, что казачья эмиграция в Европе общей численностью 30 тыс. чел. считает борьбу с большевиками неоконченной и готова к дальнейшей деятельности. Далее он описывает существующие политические направления в донских казачьих группировках: демократическая группа, «Союз возрождения казачества», «новотактики», Богаевский и донское правительство, «красновцы». После чего он описывает кубанских казаков. По его информации, в 1922 году А.А. Намиток полностью «порвал с кубанцами» и перестал иметь деловые и политические контакты с Л.Л. Бычом. Л.Л. Быч уехал из Праги и живет в Мариенбаде (Чехословакия). В Чехословакии оставалось 2 тыс. казаков.

И далее жизнь Айтека Намитока пошла уже по другому руслу. Он начал активно сотрудничать уже с северокавказской делегаций (горской делегацией), которой руководил А. Чермоев. В 1927 году стал членом Временного объединенного национального центра Азербайджана и Северного Кавказа37, являлся одним из главных редакторов журнала «Прометей», который вел борьбу за независимость Кавказа38. С 1924 года стал одним из основателей «кавказской» ложи «Золотое руно» (1924—1926 гг.), членом-основателем ложи «Прометей» (1926—1931 гг.); был членом Комиссии по выработке Пакта кавказских народов от народов Северного Кавказа в 1930 году; стал соратником Алимардана Топчибаши.

Одновременно с политикой он занимался и научной деятельностью. Окончив Сорбонну, он стал активным членом Клуба по изучению Кавказа, в котором делал доклады; например, «Откуда происходит название Кавказ» (1935 г.), «Проблемы этнологии Кавказа: грузины и черкесы» (1937 г.). Переехав на постоянное жительство в Турцию, А.А. Намиток продолжил научные изыскания, опубликовав ряд книг «Fables des Tsey Ibrahim» (Paris, 1938), «Origines des Circassiens» (Paris, 1939), <Жес^ Oubykh» (Paris, 1955) и др.

Мурат Хатгогу вместе с А. Цаликовым организовал в Праге Союз горцев Кавказа и выбрал себе девиз: «Сильный человек и водопад везде проложат себе дорогу». Главной целью организации стало «служение делу национально-культурного возрождения и экономического благосостояния горских народов Кавказа»39. Союз начал издавать журнал «Кавказский горец». Редакция журнала подчеркивала, что «не занимается чисто политическими вопросами, как вопросами могущими разъединить горцев-эмигрантов», делая между тем отдельные выпады против русско-имперского режима: «...дореволюционный царский режим препятствовал познанию Кавказа. Он принимал всяческие меры к разобщению горской интеллигенции с его народом, мало того, он душил всяческое проявление национального самосознания (достаточно указать на горькую судьбу осетинского поэта Коста)».

«Прорусская» и «антирусская» позиции среди северокавказцев

В первом номере журнала «Казачий всполох» была опубликована статья (затем перепечатанная в «Кавказском горце») казака-осетина Николая Александровича Бига-ева под названием «Горско-казачьему эмигрантскому студенчеству». Автор призывал эмигрантскую горскую молодежь Северного Кавказа, забыв о «национальном пафосе», объединиться с русскими коллегами. Н.А. Бигаев, полковник Русской армии, служил в кавказских войсках. Во время Первой мировой войны состоял в Конвое намест-

37 См.: Архив Алимардана бека Топчибаши, XIII—XIV чем.

38 См.: Там же. XIII—XIV чем. (на француз. яз).

39 Кавказский горец, Прага, 1925. Издание Союза горцев Кавказа в ЧСР / Ред. Мурат Xатгогу, № 2—3.

ника Его Императорского Величества на Кавказе. В 1915 году был назначен начальником Конвоя великого князя Николая Николаевича. Участвовал в «белом движении», затем эмигрировал в Чехословакию, в Прагу. В 1925 году Н.А. Бигаев возглавлял Русский общевоинский союз в Чехословакии, был участником Евразийского семинара в Праге в 1928 году, членом русской военной организации (Прага, 1935 г.), возглавлял в Праге организацию под названием «Кавказское куначество» (1920— 1940-е гг.). Н.А. Бигаев стремился к ослаблению «национального антагонизма»40. Интересно, что именно Н.А. Бигаев стал первым председателем Союза горцев Кавказа, созданного в Праге (1923 г.), а кабардинец Эльмурза Бекович-Черкасский — членом правления. После того как на страницах журнала было опубликовано так называемое открытое письмо Э. Бековича-Черкасского Н. Бигаеву, последний был снят со своего поста и председателем Союза стал М. Хатгогу41.

Э. Бекович-Черкасский через пару лет вступил в дискуссию с другим пророссийски настроенным северокавказским эмигрантом. В 1929 году в газете «Возрождение»42 были опубликованы две статьи Измаила Баева43, посвященные сепаратизму горцев Кавказа. Баев представил «прорусские» воззрения по вопросу о сепаратизме горцев Северного Кавказа, дав «злостную критику горского национально-освободительного движения», приводя исторические аргументы важности Союза горцев Кавказа и Российской империи». И отпор пророссийским взглядам вновь дал Эльмурза Бекович-Черкасский на страницах журнала «Горцы Кавказа» в 1929 году.

Журнал «Горцы Кавказа» (Les Montagnards du Caucase) выходил в течение шести лет, с 1928-го по 1934 год. Журнал был продолжением издававшегося ранее в Праге журнала «Вольные горцы», поэтому неудивительно, что с третьего по девятый номер редактором нового журнала был Э. Бекович-Черкасский. Журнал стал органом Народной партии горцев Кавказа (НПГК), штаб-квартира которой находилась в Париже. Бе-кович-Черкасский был членом НПГК. С третьего по девятый номер он активно печатал свои статьи. Так, в № 8—9 была напечатана та самая статья44, в которой он разбирал статью И. Баева о горском сепаратизме.

Э. Бекович-Черкасский подчеркивал следующее: И. Баев считал, что горцам «не следует стремиться к национальной независимости, памятуя о трагической судьбе адыгейского народа «в итоге русско-кавказской войны» (имеется в виду вынужденное переселение адыгов в Османскую империю)»45. Э. Бекович-Черкасский считал, что этот аргумент не может быть существенным в деле становления независимости Кавказа.

Второй аргумент И. Баева — так называемые «успехи русского просвещения» — Бекович-Черкасский вообще не принимал: наоборот, «многие горцы из плоскостного населения, соседственного к городским центрам, в своих сношениях с городом знако-

40 Казачий всполох, Прага, 1925, № 1.

41 См.: Там же. С. 86—91.

42 Газета «Возрождение» — русская эмигрантская газета, выходившая в Париже с 1925 по 1940 годы, умеренно консервативный монархический орган печати / Издатель — А.О. Гукасов, редакторы — П.Б. Струве, Ю.В. Семенов.

43 Баев Измаил Васильевич — осетин, один из трех братьев Баевых, оказавшихся за границей, в эмиграции. Наиболее известным стал Георгий Васильевич Баев (1868—1939), юрист, адвокат, сделавший научную карьеру в Германии. Он жил в Берлине и работал в университете, на кафедре осетиноведения. По поручению Лондонского Библейского общества перевел Библию на осетинский язык, издавал памятники прошлого Кавказа (Терский казак, Белград, 1939, № 38). О втором брате, Иване Васильевиче, мало что известно, кроме того, что он жил в эмиграции во Франции и умер в 1982 году в русском доме в Кормей-ан-Паризи, а вот третий брат, Измаил Васильевич, жил в эмиграции в Сербии, в Белграде.

44 См.: Бекович-Черкасский Э. «Возрождение» о сепаратизме горцев Кавказа // Горцы Кавказа (Les Montagnards du Caucase) / Под ред. Э. Бековича-Черкасского. Париж, сентябрь — октябрь 1929, № 8—9. С. 13—17.

45 Там же. С. 18—19.

мились часто с пагубными сторонами городской жизни (курсив мой. — И.Б.), вследствие чего в патриархальных горских аулах все больше слабели сильные некогда устои семей-но-общественной жизни и дух народа». «В итоге всего в народе чрезмерно развивался религиозный мюридизм, шеихизм, абречий разбой и другие нездоровые симптомы недовольства духа судьбой, и толщи народа стремились жить обособлено и замкнуто от окружающего их русского влияния, подчиняясь своим бытовым традициям и адатам». По мнению Э. Бековича-Черкасского, «горцы Кавказа — чрезвычайно национально активный элемент, при национальной пассивности их интеллигенции». Проблема горцев — в отсутствии у них своей интеллигенции, а сами горцы — едины. Далее он писал: «Мы объясняем наше единство тем, что в горском религиозно-общественном быту лежат основы старых исторических культур, влиявших веками на самобытность горской массы»46. Э. Бекович-Черкасский сожалел о том, что русские, которые руководят газетой «Возрождение», нашли для внедрения в эмигрантскую среду своих идей именно «кавказца».

В 1933 году во Франции в журнале «Горцы Кавказа» вышла никем не подписанная, но чрезвычайно важная для понимания «антирусских» и «прорусских» настроений статья под названием «О, Servum Ресш». Аноним писал: «...так же, как нет солнца без пятен, нет и народа, который не содержал бы в своей среде ренегатов, карьеристов, подхалимов — лиц, потерявших чувство своей национальной обособленности, духовную связь с собственным народом, смотрящих на все с точки зрения личной пользы и этой пользе старающихся подчинить интересы народа в целом. К одной из разновидностей этой категории лиц принадлежат наши «отечественные монархисты» (сторонники России монархической) и вообще всякого оттенка «едино-неделимцы», рассеянные в качестве «русских эмигрантов» по различным странам. Нансеновский паспорт для них является символом их близости и «единства» с русским народом и со всем тем, что «Русью пахнет», а не тяжелой необходимостью, наложенной на нас благодаря недомыслию наших высоких покровителей в Женеве. Слова «русская культура» приводит их в благоговейный трепет (далеко не всегда искренний), хотя практические сведения об этой культуре чаще всего черпались ими в русских кабаках и кафешантанах. При слове «самостийность» они впадают в ярость, обвиняя лиц, не потерявших еще способность краснеть краской итальянских патриотов, не потерявших чувства национального стыда, во всех смертных грехах. В своей работе они следуют старым образцам, играя на разъединении, на ослаблении нашего национального фронта. Наши «едино-неделимцы», наши «истинно-русские горцы» являются духовными наследниками тех, кто в те времена служил слепым орудием в руках русских и допускал до ссоры чеченских народов с ингушами. Для многих из них деятельность «Осетинской комиссии по обращению осетинцев и ингушевцев в христианство». наполнившей Осетию (и Абхазию) пьяными русскими попами и гомосексуалистами монахами-миссионерами, разделившей осетин и абхазцев на две разнорелигиозные части, является так же одним из «благотворных» проявлений «русской культуры»47.

Действительно, кубанские адыги часто ассоциировали себя с казаками. Например, во Франции казаком Федором Ивановичем Елисеевым был организован ансамбль казаков-джигитов, который с огромным успехом выступал по всему миру. В группе было два кубанских черкеса — Пеюк Хачимизов и студент Чуков48.

46 Бекович-Черкасский Э. «Возрождение» о сепаратизме горцев Кавказа. С. 27.

47 О, Servum Рес^ // Горцы Кавказа / Ред. Б. Байтуганов. Париж, июль 1933, № 41. С. 2—3.

48 См.: Казачья джигитовка. По материалам архива кубанского казака Ф.И. Елисеева. Краснодар, 2003. С. 43.

Территории как объект противоречий между кубанцами и горцами

Со временем между кубанскими казаками и кубанскими горцами возник конфликт из-за территорий. Кубанцы включали в свою республику территории, ранее принадлежавшие западным адыгам. Адыги стали выступать против этого. Произошла постепенная «этнизация» кубанских горцев — отход от кубанских казаков и сближение с кавказцами.

Кубанских казаков стали обвинять в «расчленении горцев». Член Народной партии горцев Кавказа под псевдонимом «Рядовой горец» анализирует статьи Игнатовича о казачьем великодержавии, опубликованные на страницах журнала «Вольное казачество» (Париж, 1929 г.). Автор пишет, что редакция журнала «Горцы Кавказа», «приветствуя плодотворную работу журнала «Вольное казачество» в области развития идеологии и утверждения казачьей самостийности, все же считает своим долгом отметить великодержавное устремление этой группы, неизжитую империалистическую психологию, усвоенную от русской государственной мысли, и желание найти разрешение казачьих вопросов в дальнейшем расчленении горцев и в сокращении их территории проживания. Такой способ разрешения казацко-горских вопросов, несомненно, горцам неприемлем»49.

По мнению автора под псевдонимом «Рядовой горец», Игнатович считает, что «горцы посягают на казачьи права и казачью территорию», горцы стремятся к созданию кавказской конфедерации, опасной для казачества, тогда как все наоборот: казачеству необходимо для ослабления горцев оттянуть у них по возможности больше территории с горским населением, запереть их в горах (курсив мой. — И.Б.)»50.

Мурза бек вновь в очень жесткой форме поставил горско-казачий территориальный вопрос в статье «К вопросу о северных границах Республики горцев Кавказа». «Не так давно в эмиграции народилась группа идеологов казачьего великодержавия и развернула флаг своей самостийности на страницах журнала «Вольное Казачество»... Сначала журнал говорил о независимом государстве, объединяющем три казачества: Донское, Кубанское и Терское»51. Проблема в том, что между эмигрантскими движениями горцев и казаков существовали территориальные разногласия по вопросу о том, в рамках каких территорий они планировали создавать свои независимые государства. Горцы требуют «справедливого отношения к горскому вопросу»52. «В отношении нас, горцев, г-н Билый на страницах журнала включал в Казакию только кубанских горцев, а г-н Игнатович уже присоединял и кабардинцев, а осетинам предоставлял избрать самим выход — либо уйти в Грузию, или, вероятно, войти в пределы «Казакии». Малочисленное Терское казачество, силою внедренное Россией, чуть ли не в центр главного расселения горцев, тоже уводят в Казакию и т.д. Такая территориальная программа идет вразрез с притязаниями горцев. и в таком виде становится решающим фактором казачье-горских отношений, которые при этих условиях будут развиваться в нежелательном направлении». Иными словами, казаки и горцы претендуют на одну и ту же территорию, считая ее своей исконной землей53.

49 Рядовой горец (псевдоним). Горский вопрос на страницах журнала «Вольное Казачество» // Горцы Кавказа / Под ред. Э. Бековича-Черкасского. Париж, май — июнь 1929, № 4—5. С. 10.

50 Там же. С. 16.

51 Мурза бек. К вопросу о северных границах Республики горцев Кавказа // ж. «Горцы Кавказа» (Les Montagnards du Caucase) / Редакционная коллегия. Париж, февраль — март 1930, № 13—15. С. 33.

52 Там же. С. 34.

53 См.: Там же. С. 35.

Автор далее дал историю заселения территории казаками, из которой он делает вывод, что казачье населения в Терской области Горской Республики — население пришлое54. «Наличие у горцев неотъемлемого права на весь Терский край в целом. отсутствие у казаков даже относительного большинства не только в крае, но и в части, а именно: в так называемом Терском округе. Таким образом, притязания «В.К.» являются ни на чем не основанными и удовлетворение таковых влечет за собой ничем не оправдываемое нарушение исторического права горцев в пользу незначительной части населения, каковым является Терское казачество. Всякое посягательство на Закубанье рассматривается горцами как посягательство на их народное достояние. Само собой разумеется, что у казаков не может быть никаких оснований и малейшей претензии на исконную Горскую черноморскую полосу. Горцы все же готовы уступить небольшую северную часть Черноморского края с портом Новороссийском (курсив мой. — И.Б), однако с тем условием, что интересы Горской Республики в этом исключительного значения порту будут гарантированы как участием в управлении портом, так и самостоятельными таможенными условиями для транзитных грузов ввоза и вывоза в и из пределов Горской Республики»55.

Северокавказец под псевдонимом «Рядовой горец» в ответ на статьи Билого о территориальном споре с горцами пытался «уговорить» казаков не иметь территориальных претензий к горцам56. Мурза бек в своей статье «К вопросу о северных границах Республики горцев Кавказа» доказывал историческое право на территории на Северном Кавказе, заселенные казаками51. Далее он утверждал, что только Дон — исконно казачья территория. «Поэтому казачество не может охватить территории больше своих исконных земель и, скорее из соображений внутренне-государственных, вынуждено будет репатриировать тех казаков, которые во имя русского империализма играли роль военных колонизаторов на чужих землях»58. Хаджи Абу-Бекир в статье «О «вольных казаках» опять ставил вопрос о том, что казаки не имеют права на северокавказские земли59. Другой кавказец, Темур Базырыкхо также выступал против территориальных претензий казаков на северокавказские земли60. В Праге в 1933 году стал издаваться журнал «Дон» — орган донских самостийников, которые, со своей стороны, стали выступать против территориальных претензий горцев Северного Кавказа61.

Для понимания взаимоотношений кубанских горцев, кавказцев и казаков интересно опубликованное в 1937 году на страницах того же журнала донских казаков открытое письмо казаков горцам из движения «Прометей»62. В эмигрантской политической среде возникла проблема с Султаном Килеч-Гиреем63. Это была очень известная в Европе личность. Мы уже упоминали о нем выше в связи с его членством в Кубанской Раде.

54 Мурза бек. Указ. соч.. С. 36—37.

55 Там же. С. 41, 44, 49.

56 См.: Рядовой горец. Отголоски прошлого // Горцы Кавказа / Редакционная коллегия. Париж, февраль — март 1930, № 13—15. С. 51—58.

57 См.: Мурза-Бек. К вопросу о северных границах Республики горцев Кавказа // Горцы Кавказа / Редакционная коллегия. Париж, июнь — июль 1930, № 17—18. С. 39—50.

58 Там же. С. 55.

59 См.: Хаджи Абу-Бекир. О «вольных казаках» // Горцы Кавказа / Ред. Б. Байтуганов. Париж, декабрь 1932, № 34. С. 3—11.

60 См.: Базырыкхо Темур. Аппетиты не по чину // Северный Кавказ (Le Caucase du Nord — North Caucasia) / Ред. Б. Байтуганов. Париж, август 1935, № 16. С. 14—17.

61 См.: Хроника // Горцы Кавказа / Ред. Б. Байтуганов. Париж, июнь 1933, № 40. С. 29.

62 См.: Казачий голос, 1937, № 1.

63 Султан Клыч-Гирей (Келет-Гирей, Келеч-Гирей, Килеч-Гирей, Султан-Гирей), кубанский черкес, родился 15 марта 1880 года в ауле Уляп (по другим данным, Майкоп). Окончил Елизаветградское кавалерийское училище. Во время Первой мировой войны командовал сотней Черкесского конного полка в Туземной дивизии. В 1917 году участвовал в мятеже Корнилова, «Ледяном походе». В Гражданскую войну командир

В 1937 году казаки получили информацию о том, что Султан Килеч-Гирей стал членом кавказской группы «Прометей», которая боролась за независимость Кавказа и отделение от России. Так вот, автор Письма Шамба Нюделич Балинов, известный донской казак-калмык, живший в Париже, спрашивал горцев: если Султан-Гирей стал бороться за независимость Кавказа, то «как в этом случае горцы рассматривают Кубань? Султан не только горец, но и гражданин независимой Кубани, неразрывную часть которой составляли и будут составлять кубанские черкесы. Считает ли Султан Килеч-Гирей горскую часть Кубани территорией Кавказской Конфедерации? (курсив мой. — И.Б)». И далее он завершает: «Скажем только, что Кубань никогда не согласится на отторжение части ее территории».

Таким образом, мы видим, что кубанские горцы не воспринимались казаками как часть северокавказского сообщества.

Казаки и кавказцы, конец 1930-х годов

Вновь северокавказцы обратились к казакам накануне Второй мировой войны, когда деятельность нацистов в Германии уже для всех была очевидной. В 1938 году в журнале «Казачий голос» — органе независимой казачьей мысли донских казаков, издаваемом в Париже, — была опубликована статья известного осетинского деятеля в эмиграции Тамбия Елекхоти. Статья называлась «Исторические задачи Кавказа»64. Это был доклад, сделанный в «Сосьетэ Саван» в Париже 9 июня 1938 года. Т. Елекхоти подчеркивал, что «в грядущих бурях Кавказу придется делать выбор между борющимися силам интегрального национализма и порядка (Гитлер и Германия) и мирового марксизма, возглавляемого Москвой. Само собой разумеется, мы должны быть и будем с теми, кто ставит своей целью раздавить Москву». «Таким образом, мы видим поддержку нацистскому режиму и деятельности Гитлера. Мы все будущее Кавказа связываем с антикоммунистическими силами, и никакое соглашательство с марксизмом или его отдельными представителями. для нас неприемлемо». Т. Елекхоти предложил вновь объединяться. с казаками.

3 а к л ю ч е н и е

Рассматривая историю взаимоотношений между кавказцами и казаками (и русскими) вообще и между западными адыгами и кубанскими казаками в частности, мы видим последствия того влияния, какое оказала Российская империя на самосознание, в том числе и политическое, горцев, проживавших до революции в Кубанской области. С одной стороны, они, как субэтнос адыгов, безусловно, тяготели к северокавказским народам вообще и кабардинцам в частности, а с другой — за годы совместной жизни с кубанскими казаками западные адыги ощутили общность с ними, что влияло на их политические и национальные предпочтения в эмиграции.

Во многом это обуславливалось тем, что Российская империя достаточно грамотно формировала горскую элиту на всем Северном Кавказе, и в первую очередь из среды адыгов и осетин. Способные мальчики брались на воспитание и обучение в Санкт-Петербург,

отряда и бригады Кубанской дивизии. С 1918-го по 1920 год командир Черкесско-Терской (Дикой) дивизии. После разгрома Добровольческой армии создавал казачьи отряды, эмигрировал во Францию.

64 См.: Казачий голос, 1938, № 10—12.

где им предоставлялись места для прохождения гражданской и военной службы. И такие люди, оказавшись в эмиграции, долгое время просто не представляли свою жизнь и жизнь своего народа без Российской империи, и лишь со временем у многих из них национальные чувства взяли вверх.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.