Научная статья на тему 'ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ГРАВЮРЫ КАК ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК РОСТОВСКОЙ ФИНИФТИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «РОСТОВСКИЙ КРЕМЛЬ»'

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ГРАВЮРЫ КАК ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК РОСТОВСКОЙ ФИНИФТИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «РОСТОВСКИЙ КРЕМЛЬ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ростовская финифть / иконографические источники / икона на эмали / русское эмальерное искусство / ксилография / резцовая гравюра. / Rostov finift / iconographic sources / icon on enamel / Russian enamel art / woodcuts / engraving.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лепендина Ольга Вячеславовна

Статья посвящена художественным особенностям ростовской финифти второй половины XVIII в. и вопросам воздействия западноевропейской печатной графики на иконографию ростовских эмалей этого времени. В рамках работы рассматриваются стилистические и иконографические особенности семи эмалей второй половины XVIII в. из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» – дробниц с изображением сцен Страстного цикла: «Венчание терновым венцом» (1789 г. и 1794 г.), «Поругание Христа» (1798 г.), «Несение креста» (1789 г., 1794 г. и 1798 г.), «Снятие одежд перед распятием» (1798 г.). В результате сравнительного и иконографического анализа выявлены возможные иконографические источникиксилографии Жана Кристофа Йегера XVII в. и резцовые гравюры Бальтазара Зигмунда Сетлецкого (Седлецкого) первой половины XVIII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WESTERN EUROPEAN ENGRAVINGS AS AN ICONOGRAPHIC SOURCE OF ROSTOV FINIFT OF THE SECOND HALF OF THE 18TH CENTURY FROM THE COLLECTION OF STATE MUSEUM-RESERVE “ROSTOV KREMLIN”

The article is devoted to the artistic features of the Rostov finish of the second half of the 18th century and the impact of Western European printed graphics on the iconography of Rostov enamels of that time. The work examines stylistic and iconographic features of seven enamels of the second half of the 18th century from the collection of the State Rostov Kremlin Museum-Reserve — enamels depicting scenes of the Passion cycle: “Crowning with a Crown of Thorns” (1789 and 1794), “The Mocking of Christ” (1798), “Bearing the Cross” (1789, 1794 and 1798), “Taking off clothes before the Crucifixion” (1798). As a result of comparative and iconographic analysis, possible iconographic sources are identified – woodcuts by Jean Christophe Jaeger of the 17th century and incisive engravings by Balthazar Sigmund Setletsky (Sedletsky) of the first half of the 18th century.

Текст научной работы на тему «ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ГРАВЮРЫ КАК ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК РОСТОВСКОЙ ФИНИФТИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «РОСТОВСКИЙ КРЕМЛЬ»»

УДК 745

DOI: 10.24412/2686-7443-2024-1/2-40-46

Лепендина Ольга Вячеславовна, студентка магистратуры. Санкт-Петербургский государственный университет. Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7-9, 199034. [email protected]. ORCID: 0009-0001-2653-2158 Lependina, Olga Vyacheslavovna, a master student. Saint-Petersburg State University, 7/9 Universitetskaya emb., 199034 Saint Petersburg, Russian Federation. [email protected]. ORCID: 0009-0001-2653-2158

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ГРАВЮРЫ КАК ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК РОСТОВСКОЙ ФИНИФТИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «РОСТОВСКИЙ КРЕМЛЬ»

WESTERN EUROPEAN ENGRAVINGS AS AN ICONOGRAPHIC SOURCE OF ROSTOV FINIFT OF THE SECOND HALF OF THE 18TH CENTURY FROM THE COLLECTION OF STATE MUSEUM-RESERVE "ROSTOV KREMLIN"

Аннотация. Статья посвящена художественным особенностям ростовской финифти второй половины XVIII в. и вопросам воздействия западноевропейской печатной графики на иконографию ростовских эмалей этого времени. В рамках работы рассматриваются стилистические и иконографические особенности семи эмалей второй половины XVIII в. из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» - дробниц с изображением сцен Страстного цикла: «Венчание терновым венцом» (1789 г. и 1794 г.), «Поругание Христа» (1798 г.), «Несение креста» (1789 г., 1794 г. и 1798 г.), «Снятие одежд перед распятием» (1798 г.). В результате сравнительного и иконографического анализа выявлены возможные иконографические источники — ксилографии Жана Кристофа Йегера XVII в. и резцовые гравюры Бальтазара Зигмунда Сетлецкого (Седлецкого) первой половины XVIII в.

Ключевые слова: ростовская финифть, иконографические источники, икона на эмали, русское эмальерное искусство, ксилография, резцовая гравюра.

Abstract. The article is devoted to the artistic features of the Rostov finish of the second half of the 18th century and the impact of Western European printed graphics on the iconography of Rostov enamels of that time. The work examines stylistic and iconographic features of seven enamels of the second half of the 18th century from the collection of the State Rostov Kremlin Museum-Reserve — enamels depicting scenes of the Passion cycle: "Crowning with a Crown of Thorns" (1789 and 1794), "The Mocking of Christ" (1798), "Bearing the Cross" (1789, 1794 and 1798), "Taking off clothes before the Crucifixion" (1798). As a result of comparative and iconographic analysis, possible iconographic sources are identified - woodcuts by Jean Christophe Jaeger of the 17th century and incisive engravings by Balthazar Sigmund Setletsky (Sedletsky) of the first half of the 18th century.

Keywords: Rostov finift, iconographic sources, icon on enamel, Russian enamel art, woodcuts, engraving.

Ростовская финифть — региональная традиция создания миниатюрных изображений на эмали. При работе над миниатюрами ростовские финифтяники нередко ориентировались на различные иконографические источники: эмали других мастеров, произведения живописи, книжную миниатюру, фотографию. Одним из наиболее востребованных образцов, откуда заимствовалась иконография и стилистика, была печатная графика.

Несмотря на наличие большого количества публикаций о ростовской финифти, существует лишь нескольких статей, посвященных установлению иконографических источников эмалей XIX — начала XX вв. (причем не только графических, но и живописных), в то время как попытки определить источники иконографии финифти второй половины XVIII в. практически не предпринимались.

Исследователи финифти изучают историю развития искусства эмали в Ростове в целом [8, с. 44-46; 4, с. 42-56] или ее отдельные этапы [15, с. 122-130], уделяют внимание обстоятельствам заказа, вводя в научный оборот архивные документы [10, с. 190-206], рассматривают творчество ростовских мастеров [3, с. 118-147], выявляют художественные особенности финифти [7]. Также имеются публикации обобщающего характера [16, с. 306-310; 2, с. 151-164] и диссертационные исследования В.Ф. Пак [11] и М.М. Федоровой [17].

Наиболее подробная публикация о гравюре как иконографическом источнике ростовской финифти — статья Л.Ю.

Мельник «Финифтяные иконы в Госкаталоге: иконография святых», снабженная приложением, где автор приводит иконографические прототипы, в основном, гравюры, для более чем трех сотен эмалевых пластинок конца XIX- начала XX вв. [6, с. 178-277].

Иконографическим источникам эмалей XVIII в. авторы уделяют меньшее внимание. Имеются две статьи М.М. Федоровой: одна посвящена иконографии финифтяных икон свт. Дмитрия Ростовского XVШ-XIX вв., где автор выявляет некоторые иконографические прототипы [12, с. 52-56], вторая — иконографическим источникам ростовской финифти XVIII-XIX вв., среди которых автор выделяет иллюстрации Библии Пискатора не только как источник иконографии эмалей XVIII в., но и их стилистики [14, с. 199; 1].

Сравнительный и иконографический анализ позволил установить гравированные образцы, которые были использованы при создании нескольких эмалей второй половины XVIII в. из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» (далее — ГМЗРК) и ранее не упоминались исследователями. На этих примерах в статье рассматривается характер воздействия западноевропейских гравюр на иконографию и стилистику ростовской финифти этого периода.

По подсчетам Л.Ю. Мельник, на июнь 2019 г., согласно данным публичного портала Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, финифтяные иконы представлены в коллекции 81 музея [6, с. 179, 218-220]. В Ро-

Илл. 1. Венчание терновым венцом. Ок. 1789 г. Медь, эмаль, серебро, золочение. ГМЗРК. Источник: https://www.rostmuseum.ru/ collections/catalog/finift/1770-1800/16-23-drobnitsy-s-potira-spas-vsederzhitel-bogomater-ioann-predtecha-raspyatie-molenie-o-chashe-№го/ (дата обращения: 02.08.2023).

Илл. 2. Несение креста. Ок. 1789 г. Медь, эмаль, серебро, золочение. ГМЗРК. Источник: https://www.rostmuseum.ru/collections/ catalog/finift/1770-1800/16-23-drobnitsy-s-potira-spas-vsederzhitel-bogomater-ioann-predtecha-raspyatie-molenie-o-chashe-koro/ (дата обращения: 02.08.2023).

Илл. 3. Сетлецкий Бальтазар Зигмунд. Терновый венец. Первая половина XVIII в. Бумага, резец. ГМИИ. Источник: https://goskatalog. ru/portal/#/collections?id = 13237823 (дата обращения: 25.02.2023).spas-vsederzhitel-bogomater-ioann-predtecha-raspyatie-moleшe-o-chashe-koro/ (дата обращения: 02.08.2023).

Илл. 4. Сетлецкий Бальтазар Зигмунд. Несение креста. Первая половина XVIII в. Бумага, резец. ГМИИ. Источник: https://goskatalog.ru/ portal/#/coИec;tюns?id=38124786 (дата обращения: 25.02.2023).

Илл. 5. Коронование терновым венцом. Ок. 1794 г. Медь, эмаль, серебро, золочение. ГМЗРК. Источник: https://www.rostmuseum. ru/coNections/catalog/fiшft/1770-1800/25-31-drobшtsy-s-potira-spas-vsederzhitel-bogomater-ioann-predtecha-moleшe-o-chashe-bienie-u-stolp/ (дата обращения: 02.08.2023).

Илл. 6. Несение креста. Ок. 1794 г. Медь, эмаль, серебро, золочение. ГМЗРК. Источник: https://www.rostmuseum.ru/collections/catalog/ fiшft/1770-1800/25-31-drobшtsy-s-potira-spas-vsederzhitel-bogomater-ioann-predtecha-molenie-o-chashe-bienie-u-stolp/ (дата обращения: 02.08.2023).

Илл. 7. Всехсвятский А.И. Дробница с дарохранительницы. Ок. 1798 г. Медь, эмаль, серебро. ГМЗРК. Источник: https://www. rostmuseum.ru/coMections/catalog/finift/konets-xviii-nachalo-xix-v-a-i-vsesvyatskiy/67-72-a-i-vsesvyatskiy-drobnitsy-s-darokhranitelnitsy-molenie-o-chashe-khristos-v-temnitse-bichevani/ (дата обращения: 02.08.2023).

Илл. 8. Jeger 0. Поругание Христа. XVII в. Бумага,

ксилография. ГМИИ. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/ collections?id=9159874 (дата обращения: 25.02.2023).

Илл. 9. Jeger 0. Увенчание тернием. XVII в. Бумага, ксилография. ГМИИ. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/ collections?id=9159805 (дата обращения: 25.02.2023).

Ил. 10. Всехсвятский А.И. Дробница с дарохранительницы. Ок. 1798 г. Медь, эмаль, серебро. ГМЗРК. Источник: : https://www. rostmuseum.ru/collections/catalog/finift/konets-xviii-nachalo-xix-v-a-i-vsesvyatskiy/67-72-a-i-vsesvyatskiy-drobnitsy-s-darokhranitelnitsy-molenie-o-chashe-khristos-v-temnitse-bichevani/ (дата обращения: 02.08.2023).

Ил. 11. Jeger О. Шествие на Голгофу (вторая остановка). XVII в. Бумага, ксилография. ГМИИ. Источник: https://goskatalog.ru/ portal/#/coИections?id=9159851 (дата обращения: 25.02.2023).

Ил. 12. Jeger О. Несение креста. XVII в. Бумага, ксилография. ГМИИ. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=9159798 (дата обращения: 25.02.2023).

Ил. 13. Всехсвятский А.И. Дробница с дарохранительницы. Ок. 1798 г. Медь, эмаль, серебро. ГМЗРК. Источник: : https://www. rostmuseum.ru/collections/catalog/finift/konets-xviii-nachalo-xix-v-a-i-vsesvyatskiy/67-72-a-i-vsesvyatskiy-drobnitsy-s-darokhranitelnitsy-molenie-o-chashe-khristos-v-temnitse-bichevani/ (дата обращения: 02.08.2023).

Ил. 14. Jeger О. Снятие одежды с Христа перед распятием. XVII в. Бумага, ксилография. ГМИИ. Источник: https://goskatalog.ru/ portal/#/collections?id=9159827 (дата обращения: 25.02.2023).

стовском музее коллекция финифти складывалась, начиная с первых десятилетий его существования (основан в 1883 г.) [5, с. 230]. К 2000 г., то есть к тому времени, когда ростовский Музей финифти открылся в качестве отдела ГМЗРК [9, с. 24], собрание эмалей насчитывало около 2.500 единиц [13, с. 239].

Экспозиция построена по хронологическому и тематическому принципу и отражает основные этапы развития искусства финифти. Выставляются эмали 1760-1800-х гг., XIX

в., мастеров рубежа XIX-XX вв., а также работы выпускников Учебно-показательной школы финифти и ведущих художников XX в., изделия фабрики «Ростовская финифть», примеры продукции массового выпуска [9, с. 24-25]. Коллекция музея частично оцифрована; на официальном сайте ГМЗРК представлен каталог эмалей.

Собрание финифти второй половины XVIII в. содержит отдельные подвесные иконы, а также дробницы, которые некогда украшали оклады напрестольных Евангелий и различные предметы церковной утвари: потиры, звездицы, напрестольные и наперсные кресты, покровцы, дарохранительницы, митры. Наиболее часто среди финифтяных икон второй половины XVIII в. встречаются изображения Христа, Богоматери, евангелистов, свт. Дмитрия Ростовского и сцены Страстного цикла.

Эмали, входящие в собрание ГМЗРК, свидетельствуют о том, что ростовская финифть второй половины XVIII в. не была однородным явлением. В этот период создаются эмалевые миниатюры, различные по стилистике и уровню исполнения. Среди рассматриваемых в рамках работы финифтяных икон дробницы 1789 г. выделяются отсутствием скрупулезной прописки деталей, обобщенной трактовкой фигур персонажей, условностью архитектурного и пейзажного фона. Однако вне зависимости от квалификации мастера и точного времени создания ростовские эмали второй половины XVIII в. имеют характерные особенности.

Вследствие того, что ростовская финифть — региональная традиция, барочные черты сохраняются в ней на протяжении второй половины XVIII в., в то время как столичное искусство этого времени совершает переход от барокко к классицизму. Эстетика барокко оказывает влияние на форму пластины: подавляющее большинство ростовских эмалей этого времени овальные, реже встречаются восьмиугольные, некоторые имеют форму креста со сложнопрофилированными лопастями [7]. Из рассматриваемых дробниц четыре овальной формы, три — в форме вытянутого восьмиугольника.

Всем рассматриваемым миниатюрам в той или иной степени свойственны такие специфические черты барочной трактовки образа, как сложные ракурсы, динамичные позы, бурно развевающиеся складки одежд и драпировок. Колорит эмалей строится на сочетании оттенков розового, голубого, желтого, зеленого, при этом в нем отсутствует черный. Мастера используют яркие насыщенные тона в контрастном сочетании с разбеленными. Узнаваем типаж, характерный для финифтяных образов: как правило, тщательно прописанные округлые лики с несколько пухлыми чертами, подчеркнутыми засчет светотеневых контрастов.

Во второй половине XVIII в. среди различных индивидуальных манер выделяют два направления — «живописное» и «графичное» [7]. Одни мастера ориентируются на масляную живопись и стремятся воспроизводить в эмали живописные решения [14, с. 199]. Другие создают эмали в графичной манере, что объясняется ориентацией на произведения графики, как правило, печатной. Отдельные финифтяные изображения напоминают раскрашенную гравюру — благодаря воспроизведению на эмалевой пластине штрихов и точек, перенесенных с гравированного образца.

В эмалях 1794 г. и 1798 г. преобладает контурная обводка: черты лица, фигуры, одежды, детали фона тонко прорисованы и четко очерчены пурпурной линией. Вместе с тем, характер живописной трактовки одежд и, в отдельных случаях, пейзажа (илл. 6) позволяет предположить, что помимо миниатюрного письма мастера, создавшие комплекты дробниц 1794

г. и 1798 г., владели техникой темперной живописи. Эти эмали служат примером соединения художественного языка гравюры

с традициями провинциальной религиозной живописи второй половины XVIII в. Дробницы 1789 г. отличаются по художественному уровню и тяготеют к примитивам.

Специальные исследования, направленные на поиск гравированных образцов для финифти второй половины XVIII в., как было отмечено выше, не проводились, однако исследователи [14, с. 199; 7] считают очевидным тот факт, что обращение к печатной графике имело место в рассматриваемый период.

В результате поиска на публичном портале Государственного каталога Музейного фонда удалось обнаружить два возможных иконографических источника для нескольких эмалей из собрания ГМЗРК: резцовые гравюры Бальтазара Зигмунда Сетлецкого (Седлецкого), относящиеся к первой половине XVIII в., и ксилографии Жана Кристофа Йегера (JeanChristoph Jegher [18, p. 470-474]) XVII в. Гравюры обоих мастеров (неполная серия работ Йегера и отдельные гравюры Сетлецкого) являются иллюстрациями к Новому Завету и хранятся в том числе в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Большая часть гравированных листов Йегера и отдельные гравюры Сетлецкого иллюстрируют события Страстного цикла. Эти сюжеты были распространены в работах ростовских финифтяников; обычно их изображали на дробницах, украшавших потиры и дарохранительницы. При более детальном рассмотрении эмалей второй половины XVIII в., представленных на экспозиции ГМЗРК, и вышеупомянутых гравюр удалось определить конкретные примеры заимствования иконографических схем.

Гравюры Бальтазара Зигмунда Сетлецкого оказали влияние на несколько дробниц с потиров 1789 г. и 1794 г. Комплекты состоят из восьми и семи эмалей соответственно, в обоих случаях четыре — с изображением сцен Страстного цикла.

Эмали «Венчание терновым венцом» и «Несение креста» 1789 г. (илл. 1, 2), очевидно, создавались с ориентацией на одноименные гравюры Сетлецкого (илл. 3, 4).

При сравнении эмали «Венчание терновым венцом» (илл. 1) с гравюрой (илл. 3), то можно отметить, что поза Христа воспроизводится зеркально: скрещенные связанные руки лежат на коленях, нижняя часть туловища задрапирована, заимствуется фигура левого воина, локоть которого развернут к зрителю. При этом композиция упрощена: удалены дополнительные персонажи (стоящий на коленях глумящийся и воин в шлеме с плюмажем), фигура второго палача трактована очень условно. С этой же гравюры в эмаль 1794 г. (илл. 5) переносится фигура правого воина и архитектурный фон (стена с круглым окном).

В гравюре «Несение креста» (илл. 4) достаточно отчетливо выделяются фигуры Христа и замахивающегося на него воина, позы которых практически в неизменном виде перенесены в эмаль (илл. 2). По этому признаку и было сделано предположение о заимствовании иконографии. При сравнении композиции этой же гравюры и эмали 1794 г. (илл. 6) очевидно, что фигура воина скопирована; а пейзаж трактован упрощенно, к тому же фигура Христа, изображение города и горы перенесены с гравюры в зеркальном отображении.

По всей видимости, эмали 1794 г. создавались с ориентацией на гравюры, а не на более ранние дробницы (хотя такая практика была распространена в среде ростовских мастеров) — об этом свидетельствует тот факт, что с гравюры «Венчание терновым венцом» в 1789 г. и в 1794 г. заимствуются разные фигуры, в более поздней гравюре копируется архитектурный фон, а в более ранней — нет. Причем если дробницы 1789 г. воспринимают в той или иной степени только иконографическую схему, то в эмалях 1794 г. ощущается влияние стилистики гравюры.

Гравированные образцы для остальных эмалей обоих комплектов пока не обнаружены.

Гравюры Жана Кристофа Йегера послужили иконографическим источником для части дробниц с дарохранительницы 1798 г.

Вероятно, при работе над композицией эмали «Коронование терновым венцом» (илл. 7) мастер воспользовался по меньшей мере двумя гравюрами Йегера: с листа «Поругание

Христа» (илл. 8) заимствована поза Спасителя (постановка ног, драпировка, связанные накрест руки воспроизведены достаточно точно), а фигура палача, предположительно, создавалась с ориентацией на гравюру «Увенчание тернием» (илл. 9): поза передана условно, но в целом аналогична (одна рука лежит на плече Христа, другой замахивается).

Также под влиянием двух гравюр, очевидно, создавалась еще одна дробница «Несение креста» (илл. 10). Наибольшее воздействие на композицию эмали оказала гравюра «Шествие на Голгофу» (илл. 11): откуда с минимальными изменениями заимствована поза Христа (крест лежит на правом плече, левой рукой Спаситель опирается на землю). Фигура воина скопирована с гравюры «Несение креста» (илл. 12) и вольно интерпретирована (заимствуется только трактовка положения правой руки палача, лежащей на кресте, — доспех рукавов, собранный из металлических пластин).

На эмали (илл. 13) в зеркальном отображении почти целиком воспроизводится композиция переднего плана гравюры «Снятие одежды с Христа перед распятием» (илл. 14), однако дополнительные детали опущены, что можно объяснить тяго-

тением к упрощению при заимствовании иконографической схемы и форматом пластинки — она очень узкая.

Иконографические источники для остальных дробниц с дарохранительницы 1798 г. подобрать не удалось, так как, вероятно, при создании комплекта эмалей мастера ориентировались не только на гравюры Йегера, но и на иные образцы, которые пока не установлены.

Западноевропейские гравюры оказали влияние на ростовскую финифть второй половины XVIII в. Резцовые гравюры Бальтазара Зигмунда Сетлецкого (Седлецкого) и ксилографии Жана Кристофа Йегера (Jean-Christoph Jegher) послужили иконографическими источниками для некоторых дробниц из собрания ГМЗРК, созданных в рассматриваемый период. В ходе интерпретации иконографического источника происходит некоторое упрощение и типизация. Стилистика при этом, как правило, меняется, что обусловлено не только различием в технике, но и индивидуальной манерой финифтяника, однако в ряде эмалей второй половины XVIII в. встречается подчеркнуто линеарный строй, что свидетельствует о влиянии гравюры.

Список литературы:

1. Библия Пискатора — настольная книга русских иконописцев. Каталог выставки / Сост. Е.В. Буренкова, Г.В. Сидоренко. М.: Государственная Третьяковская галерея. 2019. 232 с.

2. Борисова В.И. Ростовская финифть: история и современное состояние // Народное искусство России в современной культуре. XX-XXI вв. М.: Коллекция М, 2003. 256 с.

3. Виденеева А. Е. О ростовских художниках второй половины XVIII - начала XIX веков // Сообщения Ростовского музея (далее - СРМ): сб. науч. статей. Вып. 9. Ростов: ГМЗРК, 1998. С. 118-147.

4. МельникЛ.Ю. К истории финифтяных школ в Ростове Великом // СРМ: сб. науч. статей. Вып. 3. Ростов: ГМЗРК, 1992. С. 42-56.

5. Мельник Л.Ю. Финифть в Ростовском музее: к истории музеефикации промысла // СРМ: сб. науч. статей. Вып. 22. Ростов: ГМЗРК, 2017. С. 229-268.

6. Мельник Л.Ю. Финифтяные иконы в Госкаталоге: иконография святых // СРМ: сб. науч. статей. Вып. 24. Ростов: ГМЗРК, 2019. С. 178-277.

7. Молчанова О.В. Ранняя ростовская финифть // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2005. № 3 (25). URL: https://antiqueland.ru/articles/873/ (дата обращения: 08.02.2023).

8. Молчанова О.В. Традиции и история ростовской финифти XVIII-XIX веков // Народное искусство России: традиция и стиль. Труды ГИМ. М.: ГИМ, 1995. С. 37-48.

9. Пак В. Ф. Из опыта работы над созданием экспозиции XX в. Музея финифти в Ростове// Труды Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. 2012. Т. 193. С. 24-29.

10. ПакВ.Ф. Мастера финифти Ростова Великого в 1897 году (по материалам Первой всеобщей переписи населения Российской империи) // ИКРЗ (научная конференция «История и культура Ростовской земли»): сб. науч. статей. 2015. Ростов: ГМЗРК, 2016. С. 190-206.

11. Пак В.Ф. Ростовская финифть XX века: история промысла и художественные особенности: дис...канд. иск. 24.00.01. Ярославль, 2002. 285 с.

12. Федорова М. М. Димитрий Ростовский: Иконография в собрании Ростовского музея // СРМ: сб. науч. статей. Вып. 2. Ростов: ГМЗРК, 1991. С. 48 -70.

13. Федорова М. М. Из новых поступлений в музей // СРМ: сб. науч. статей. Вып. 11. Ростов: ГМЗРК, 2000. С. 239.

14. ФедороваМ.М. Иконографические источники в ростовской финифти XVIII-XIX вв. // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 1. № 3. С. 198-201.

15. Федорова М.М. К вопросу о ранней ростовской финифти // СРМ: сб. науч. статей. Вып. V. Ростов: ГМЗРК, 1993. С. 122-130.

16. ФедороваМ.М. Проблемы изучения ростовской финифти XVIII-XIX вв. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: сб. науч. статей. 2008. №69. С. 306-310.

17. ФедороваМ.М. Ростовская иконопись на эмали XVIII - XIX вв.: дис.канд. культурологии. 24.00.01. Ярославль, 2009. 374 с.

18. Biographie nationale publier par L'Academie Royale des sciences, des lettres et des beaux-arts de Belgique. Vol. X. Bruxelles: Académie royale des sciences, des lettres et des beaux-arts de Belgique, 1888-1889. P. 470-474.

References:

Bibliya Piskatora - nastol'naya kniga russkih ikonopiscev. Katalog vystavki [The Piscator Bible is a table-top book of Russian icon painters]. Moscow: The State Tretyakov Gallery. (in Russian)

Borisova, V. (2003) 'Rostov finift': history and current state', in Narodnoe iskusstvo Rossii v sovremennoj kul'ture XX-XXI vv. [Folk Art of Russia in Modern Culture]. Moscow: Kollekciya M, pp. 151-164. (in Russian)

Fedorova, M. (1991) 'Dimitri Rostovsky: Iconography in the Сollection of the Rostov Museum', in Soobshcheniya Rostovskogo muzeya [Messages from the Rostov Museum]. Rostov: GMZRK, pp. 48 -70. (in Russian)

Fedorova, M. (2000) 'From New Acquisitions to the Museum', in Soobshcheniya Rostovskogo muzeya [Messages from the Rostov Museum]. Rostov: GMZRK, p. 239. (in Russian)

Fedorova, M. (2010) 'Iconographic Sources in the Rostov Finift of the 18th-19th Centuries' in Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. Yaroslavl: YGPU, pp. 198-201. (in Russian)

Fedorova, M. (1993) 'On the Question of the Early Rostov Finift' in Soobshcheniya Rostovskogo muzeya [Messages from the Rostov Museum]. Rostov: GMZRK, pp. 122-130. (in Russian)

Fedorova, M.M. (2008) 'Problems of Studying the Rostov Finift' of the 18th -19th Centuries', in Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo

pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gercena [Proceedings of the A.I. Herzen Russian State Pedagogical University], 69, pp. 306310. (in Russian)

Fedorova, M.M. (2009) 'Rostovskaya ikonopis' na emali XVIII - XIX vv. [Rostov icon painting on enamel of the l8th-igth centuries]', PhD Thesis, Yaroslavl State Pedagogical University, Yaroslavl. (in Russian)

Mel'nik, L. (1992) 'On the History of Finift Schools in Rostov the Great', in Soobshcheniya Rostovskogo muzeya [Messages from the Rostov Museum]. Rostov: GMZRK, pp. 42-56. (in Russian)

Mel'nik, L. (2017) 'Finift' in the Rostov Museum: on the History of the Museumification of the Craft in Rostov the Great', in Soobshcheniya Rostovskogo muzeya [Messages from the Rostov Museum]. Rostov: GMZRK, pp. 229-268. (in Russian)

Mel'nik, L. (2019) 'Finift Icons in the State Catalogue: Iconography of Saints', in Soobshcheniya Rostovskogo muzeya [Messages from the Rostov Museum]. Rostov: GMZRK, pp. 178-277. (in Russian)

Molchanova, O. (2005) Early Rostov finift'[Online]. Antiqueland.ru. Available at: https://antiqueland.ru/articles/873/ (accessed: 2 August 2023)

Molchanova, O. (1995) 'Traditions and History of Rostov Finift' of the 18th - 19th Centuries', in Narodnoye iskusstva Rossii: traditsii i stil'[Folk Art of Russia: Tradition and Style]. Moscow: GIM, pp. 37-48. (in Russian)

Pak, V. (2012) 'From the Experience of Working on the Creation of the 20th-century Exposition of the Finifti Museum in Rostov', Trudy Sankt-Peterburgskogo universiteta kul'tury i iskusstva [Proceedings of the St. Petersburg University of Culture and Arts]. St. Petersburg: SBbGUKI, pp. 24-29. (in Russian)

Pak, V. (2016) 'Masters of finift' of Rostov the Great in 1897 (Based on the Materials of the First General Population Census of the Russian Empire)', in Istoriya i kul'tura Rostovskoj zemli [History and Culture of Rostov Land]. Rostov: GMZRK, pp. 190-206. (in Russian) Pak, V. (2002) 'Rostovskaya finift' XX veka: istoriya promysla i hudozhestvennye osobennosti [Rostov finift of the 20th century: the history of the craft and artistic features ]', PhD Thesis, Yaroslavl State Pedagogical University, Yaroslavl. (in Russian) Videneeva, A. (1998) 'About Rostov Artists of the Second Half of the 18th - Early 19th Centuries', in Soobshcheniya Rostovskogo muzeya [Messages from the Rostov Museum]. Rostov: GMZRK, pp. 118-147. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.