Научная статья на тему 'Заочное юридическое образование в системе органов юстиции СССР в 30-е годы ХХ века'

Заочное юридическое образование в системе органов юстиции СССР в 30-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
547
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заочное юридическое образование в системе органов юстиции СССР в 30-е годы ХХ века»

ЗАОЧНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ

СССР В 30-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

КОДИНЦЕВ А.Я.

В 20-х годах ХХ века система заочного юридического образования в СССР была относительно неразвитой и полностью находилась в ведении наркоматов юстиции союзных республик. В систему НКЮ РСФСР и БССР входили институты советского права (с 1935 г. правовые институты) в их составе действовали заочные сектора. Кроме того, существовали одногодичные правовые школы, одногодичные и 6месячные областные юридические курсы, не считая случайных, как правило, 3-х месячных, курсов. Фактически большинство курсов существовало лишь на бумаге. В РСФСР курсы починялись курсовой группе отдела подготовки кадров НКЮ. НКЮ РСФСР также подчинялись высшие юридические курсы (далее ВЮК), которые выпускали незначительное число юристов [1].

В начале 1935 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по развертыванию и улучшению правового образования». ВЮК передавались ЦИК СССР и стали именоваться высшей правовой академией (далее ВПА), срок обучения составлял 2 года, а затем 3 года. В составе академии создавали высшие академические курсы с годичным сроком. Должна была быть развернута сеть годичных правовых школ (31) с числом зачисленных в 1300 слушателей. Большинство школ в первое время осуществляли заочное юридическое образование. Фактически школы представляли собой те же курсы. Большинство юристов воспринимало школы и курсы как суррогат.

С 1933 г. начал работу Центральный заочный институт советского права, с 1936 г. Центральный заочный юридический институт (далее ЦЗЮИ, формально он существовал с 1929 года). Выпуски ВПА и ЦЗЮИ в 1933-1937 гг. не превышали 150 студентов. К примеру, ЦЗЮИ выпустил в 1934 г. 41 студента, в 1935 г. 70, а отсев составил в 1933 г. 941, в 1934 г. 220 (50%), в 1935 г. 2409 (74%)! В середине 30-х годов от 60 до 93% студентов оставались на второй год в связи с неуспеваемостью. Учебный план института включал такие дисциплины, как организация производства и техника нормирования, технология металла, технология дерева, оздоровление труда и техника безопасности, агроминимум, педология и т.д. [2].

Положение о НКЮ СССР 1936 г. предусматривало создание управления учебных заведений (далее УУЗ). Положение возлагало на УУЗ руководство высшими учебными заведениями, методическое руководство через НКЮ союзных республик работой юридических школ и курсов, руководство заочным образованием. 22 декабря было утверждено Положение об УУЗ. Управление в числе прочего разрабатывало номенклатуру специальностей и типы высших юридических учебных заведений; уставы юридических вузов; осуществлять оперативное руководство вузами; представляло наркому кандидатов на должности директоров и заместителей директоров; разрабатывало планы, программы и пособия; повышало квалификацию педагогических работников и т.д. Во главе управления встал Склярский И.А., а с октября 1937 г. Горшенин К.П.

УУЗ состоял из 2 секторов. Второй сектор руководил работой школ, курсов и заочного обучения через наркомюсты республик; разрабатывал планы; организовывал краткосрочные курсы; проводил конференции; руководил проведением юрминимума; обследовал и т.д. Сектору также подчинялся ЦЗЮИ с его филиалами, секторами и консультационными пунктами. Управлением начальным и средним заочным юридическим образованием возлагалось на соответствующие отделы союзных наркоматов. В РСФСР и УССР существовали отделы подготовки и переподготовки кадров. В других республиках эти функции выполняли отделы кадров [3].

8 сентября 1936 года Крыленко внес в СНК проект реформы системы правового образования. В том числе предполагалось обеспечить резкий рост числа студентов, в том числе заочников. Результаты оказались скромнее. В ЦЗЮИ (с 1938 года ВЮЗИ (Всесоюзный юридический заочный институт)) число студентов с 1935 по 1938 гг. выросло с 70 до 308. Отсев по-прежнему превышал число выпускников в заочной системе в десятки раз! Большинство выпускников на работу в органы юстиции не пошли. В 1936 году была организована Центральная заочная юридическая школа при НКЮ РСФСР. Вводилось среднее заочное юридическое образование. Как правило, консультационные пункты школы (14 в 1938 г.) создавались при стационарных юридических школах [4].

В годы Большого Террора не удалось организовать курсовую подготовку. В Армении и Белоруссии курсы вообще не были проведены. План по СССР был выполнен на 50%. В УССР из 500 человек явилось 235, в РСФСР 995 вместо 1710. Курсы начинались с многомесячными опозданиями. В дальнейшем Горшенин призывал вообще отказаться от 3-месячных курсов и оставить только 6-месячные [5].

В 1938 годы вышло положение о Главном управлении учебных заведений НКЮ СССР. Согласно положению ГУУЗ оставался главным органом управления системой юридического образования в Союзе. ГУУЗ среди прочего устанавливал сеть научных и учебных заведений, осуществлял руководство учебными заведениями НКЮ союзных республик (методически непосредственно, по остальным функциям через НКЮ республик). ГУУЗ осуществлял оперативное управление подчиненными ему учебными заведениями, представлял кандидатов на должности директоров вузов и заместителей директоров. Также ГУУЗ вел учет ППС и руководства правовых школ, разрабатывал методические указания по учебному процессу, составлял планы издания учебников и учебных пособий, руководил работой правовых школ и курсов через НКЮ республик. ГУУЗ давал указания руководству институтов по порядку комплектования учебных заведений, осуществлял финансовые функции.

В 1938 году ГУУЗ состоял из 3 отделов, в том числе отдела юридических школ и курсов, отдела заочного образования. Отдел ЮШиК руководил школами и курсами через соответствующие отделы НКЮ союзных республик. Также он разрабатывал планы по подготовке и переподготовке кадров, представлял в Научно-методический Совет НКЮ СССР учебные планы и программы, организовывал краткосрочные курсы, проводил мероприятия по повышению квалификации, обследовал и инструктировал школы и курсы. Отдел ЗО руководил ВЮЗИ и заочным отделением ВПА (напрямую), заочными юридическими школами через соответствующие отделы НКЮ республик. До февраля 1940 года Управлением руководил Горшенин К.П., а затем Красногорский М.А.

Положение о НКЮ СССР 1939 года в целом подтвердило эти функции УУЗ НКЮ СССР. Сохранилось разделения Управления на 3 отдела. Положения о НКЮ союзных республик возлагали на них функции по разработке планов подготовки и переподготовке кадров, руководство правовыми школами (в том числе заочными) и курсами, распределение лиц окончивших юридические институты и школы. В НКЮ республик, были созданы свои УУЗы или отделы/сектора по подготовке и переподготовке кадров. По положениям об Управлениях НКЮ на них также возлагалось руководство правовыми школами и юридическими курсами. В то же время в Управлениях не было специального подразделения осуществляющего такое руководство, что в существенной степени снижало их возможности по руководству [6].

Руководство НКЮ СССР, и, особенно Горшенин К.П. сделали все возможное для экстенсивного роста числа студентов ВУЗов в соответствии с планами 1936 года. В итоге к 1941 году в ВЮЗИ обучалось 4000 студентов. После объединения ВПА и ВЮЗИ в начале 1941 года в ВЮЗИ обучалось 7670 студентов. Открывалась аспирантура при всех правовых институтах, в ВПА и даже в ВЮЗИ. Активный рост числа студентов породил ряд проблем. Прежде всего, хронически не хватало свободных помещений, и они не увеличивались. Пришлось вводить свободное посещение 1/3 занятий. Был

отменен текущий учет успеваемости. Студенты плохо ходили на занятиях, играли на семинарах и т.д.

2 октября 1940 года вышло постановление СНК СССР и введена платность обучения в вузах. После этого начался массовый отток студентов, в том числе из юридических учебных заведений. Многие переводились в ВЮЗИ на заочное образование или бросали учебу вообще [7].

В системе высшего заочного юридического образования накануне войны также прилагались усилия по развитию системы обучения. ВПА и ВЮЗИ поглощали всех заочников получающих высшее юридическое образование. Филиалы и консультационные пункты ВЮЗИ охватывали крупные города СССР. В июле 1938 года Рычков ликвидировал 18 пунктов и 3 филиала ВЮЗИ. Директора институтов были обязаны обеспечивать филиалы преподавателями. Отчетность в работе филиалов и денежные средства должны проходить через ВЮЗИ. Студентам заочникам предоставляли один дополнительный день для самостоятельной учебной работы, и они впервые освобождались от работы на время сессий. Впоследствии это правило неоднократно подтверждалось и постоянно нарушалось.

2 октября 1939 года вышла инструкция НКЮ СССР «Об организации и работе филиалов и учебно-консультационных пунктов ВЮЗИ. Филиалы заочного института могли быть созданы и ликвидированы только по решению наркома. К 1 января 1941 года в ВЮЗИ оставалось 15 филиалов и 14 консультационных пунктов. Директор филиала отчитывался перед директором ВЮЗИ. Филиалы наделялись учебными, дисциплинарными, финансовыми, правами. Инструкция подробно определяла полномочия директора и заместителя директора филиала. Учебно-консультационные пункты также создавались по разрешению наркома. Начальники пунктов подчинялись филиалу. Пункты наблюдали за выполнением заочниками учебных планов, помогали им, вели подготовительную работу по организации сессий, организовывали занятия, выдавали материалы, осуществляли прием студентов. Для улучшения работы заочных подразделений с октября 1939 года сроки сессий ВЮЗИ, ВПА и заочных школ были разделены [8].

В соответствии с планом роста числа студентов были предприняты усилия по удвоению числа студентов-заочников. В 1938 году в ВЮЗИ было принято 1113 студентов, в 1939 году 1417, в 1940 году 1430. Однако такой рост не был обеспечен по ряду позиций. План набора 1940 года был сорван. В РСФСР вместо 1025 человек набрали лишь 536. Плохая организация, нехватка учебных площадей, непредставление учебного времени для заочников привели к огромному отсеву. В 1938 году ВЮЗИ бросило 24,3% студентов, в 1939 году 21,3%, в 1940 году 30,7%. Всего с сентября 1939 по январь 1941 годов отсеялось 2239 студентов. Общее число студентов соответственно почти не увеличивалось и колебалось от 4274 в 1938 году до 4763 в 1940 году. Выпуск составил в 1938 году всего лишь 308 студентов, в 1939 году 530, в 1940 году 440. По-прежнему, многие заочники числились в системе ВЮЗИ формально. Отдельные студенты числились с 1932 года! Борьба с второгодничеством проводилась активно, но...

безрезультатно. Число второгодников снизилось с 1934 года с 93% до 25% в 1940 году. В отдельных филиалах число второгодников превышало половину числа студентов (Свердловский, Ташкентский, Саратовский). Имеющиеся данные позволяют предположить, что реально процент был гораздо выше, а начальники филиалов скрывали данные. Например, заочник отчислялся, а потом тут же вновь принимался. Чтобы прекратить эти детские шалости, в 1939 году было введено правило, по которому отчисление заочников проводилось по приказу наркома! Однако данные поступали из филиалов и все равно фальсифицировались.

Например, в 1938/39 учебном году явилось лишь 65% студентов, в 1939/40 учебном году на сессию явилось только 1594 студента. В системе ВЮЗИ в 1939/40 гг. работало лишь 89 штатных преподавателей, в 1940/41 гг. уже 69. В Средней Азии

преподавание вели через переводчиков! Преподавание было плохо организовано. План письменных работ на 1938/39 учебный год был выполнен студентами на 46,8% [9].

Постепенно расширялась система ВПА. Академия создавал свои филиалы. Деятельность ВПА в целом была схожа с работой ВЮЗИ. Из 876 студентов набора 1938 года на 2 курс было переведено только 261 человек (31%). При этом за неуспеваемость было исключено только 148. Из 6679 письменных работ было сдано только 46,5%. Штаты ВПА также не были укомплектованы. Экстенсивному росту был положен конец, когда по постановлению СНК СССР № 51 от 08.01.1941 г. ВПА (2984 студентов) было объединено с ВЮЗИ (4692 студентов). Накануне войны число заочников стало быстро уменьшаться [10].

Интересной формой профанации юридического образования стала организация заочного среднего обучения. ЦЗЮШ НКЮ РСФСР существовала с 1936 года и состояла из 52 заочных секторов. Заочная школа в УССР была создана в 1937 году, в Узбекистане в 1938 году, в Киргизии, Грузии, Азербайджане, Казахстане, Белоруссии, Таджикистане, Армении в 1939 году. Всего было открыто 10 заочных правовых школ. Работали школы в беспорядочном режиме. В 1939 году сменилось по 3 директора в Белорусской и Казахской школах. Также часто сменялись заведующие учебной частью. В том году отсеялось 55,6% обучающихся. Большинство учеников не были переведены с курса на курс. Школы Узбекистана, БССР, Азербайджана, Казахстана не перевели ни одного ученика. Учебные сессии проводились только в РСФСР и в УССР. Консультации для слушателей не проводились. На сессии из 3726 человек явилось 56,7%. Из 17450 письменных работ было представлено только 4000 (23,5%), а в ряде школ ни одной работы [11].

Рычков и Горшенин прилагали усилия по развитию системы среднего заочного образования. В 1938 году нарком СССР обязал руководителей органов юстиции предоставлять заочникам освобождение от служебных занятий на 1 день в неделю. 25 ноября 1939 года по приказу Рычкова было введено Положение о заочных юридических школах НКЮ союзной республики. Положение предусматривало 2-х летний срок обучения (к чему никто не был готов). Предполагалось создание педсоветов, предметных комиссий. Акт регулировал порядок приема, организацию учебной работы, руководство, правила ВТР. Право обучаться в школе получали лица, имеющие 4-х классное образование. Выпускники школы получали не дипломы, а свидетельства. Предполагалось проведение 2 сессий в год. Регулировался порядок проведения лекций, занятий, консультаций, прием экзаменов и зачетов. Во главе школы стоял директор. Его назначение производил НКЮ СССР по представлению НКЮ союзной республики. Преподаватели должны были иметь высшее юридическое образование. Заочные сектора преобразовывались в консультационные пункты во главе с заведующими.

Вышедший через месяц новый приказ предписывал УУЗ НКЮ республик провести проверку руководства школ, утвердить состав преподавателей, ввести повседневный контроль над их работой. Школы переходили под патронаж ВЮЗИ. Вводились полугодовые отчеты о работе школ. Организовывались мероприятия по улучшению методического обеспечения школ [12].

Несмотря на эти меры, положение со средним правовым образованием оставалось неудовлетворительным. Состав школ постоянно раздувался. Только в 1939 году было принято 6163 слушателя! Число учеников возросло с 7356 в конце 1939 года до 9640 накануне войны. При этом сохранялся огромный отсев. В 1939/40 гг. в РСФСР выбыло 2937 человек. На сессию не явилось 40% заочников (в СССР 52%). Учебный план был выполнен на 40%. В 1940 году ЦЗЮШ РСФСР окончили 334 человека (в 1939 году 64), а всего в СССР в том году выпуск составил 445 человек. Большинство заочников числилось в течение нескольких лет. Качество подготовки было крайне неудовлетворительным. Ученики не обладали элементарной

грамотностью. В УССР ученики допускали по 40-45 ошибок на одной странице диктанта. Слушатель народный судья г. Севастополь Сергеев читал по складам. Письменные работы состояли из текста дословно переписанного из учебников. Аналогичные данные приводит в своем исследовании Соломон П. Самые поверхностные проверки школ, проведенные органами юстиции в 3-м квартале 1940 года, привели к тому, что буквально тысячи учеников побежали из школ так как «тяжело стало учиться». Ряд школ, особенно в Закавказье и в Средней Азии за 5 лет не выпустили ни одного человека. В Закавказских республиках число учеников не превышало 100 человек. Бессмысленность школ была очевидна и голоса об их закрытии раздавались неоднократно. Напротив, руководство советской юстиции предпочло пойти по пути перевода общих правовых школ в заочные [13].

В предвоенные годы сохранялась такая форма переподготовки юристов как курсы или семинары. Количество занятий в сравнении с периодом Крыленко сократилось. Основная работа по их организации возлагалась на Управления юстиции НКЮ, которые с задачей не справились. Спускаемые сверху планы подготовки и переподготовки систематически не выполнялись. Так, в РСФСР, в 1938 году при плане проведения 6-месячных курсов в 1850 человек фактически было переподготовлено 1065 человек. На 3-х месячных курсах судебно-прокурорских работников вместо 1749 человек, 542. В 1938 году 3-х месячные курсы были отменены по приказу Рычкова. В 1939 году 6-месячные курсы в СССР окончило 5290 юристов, в 1940 году 3133 (план 4135). На 6-месячные курсы в РСФСР из 2546 юристов явилось 2037, в УССР 837 и 364. В южных республиках курсы фактически не проводились [14].

Главной целью в развитии системы юридического образования было дальнейшее увеличение числа студентов и слушателей по всем формам обучения в соответствии с планами 1935 года. Экстенсивный рост, не подкрепленный достаточным финансированием, породил, в свою очередь, серию проблем связанных с нехваткой преподавателей, помещений, учебников и пр. Качество знаний выпускников, как и раньше, оставляло желать лучшего. Политика НКЮ в этой связи выглядит чистой авантюрой. Можно сказать, что войны спасла руководителей системы юридического образования от «оргвыводов» за неисполнение планов роста студентов и повышения их качества. В то же время выросла степень бюрократизации управления системы образования. Это проявилось во введении полного контроля НКЮ над кадрами учебных заведений, в личном участии работников наркомата в приеме студентов, в разработке методических рекомендаций, программ и учебников в соответствии с политикой партии. Положительным явлением стало принятие НПА по деятельности школ и институтов. Организация их деятельности была более-менее упорядочена и рационализована.

Список литературы

1. Булат И. Задача судебных органов и подготовка к выборам народных судей // СЮ. 1937. №14. С.3-4; Горшенин Н. Коренным образом улучшить подготовку кадров // СЮ. 1938. №5. С.25-26

2. ГАРФ, ф.Р-9492, оп.1, д.8, л.44-45, 76-79, 97-104.

3. ГАРФ, ф.А-353, оп.16, д.35, л.19-21; ф.Р-5446, оп.23а, д.312, л.69; ф.Р-9474, оп.1, д.2053, л.35-59.

4. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу... С.574-578; Положение о НКЮ СССР // СЮ. 1939. № 11. С.5-7; Шаламов М. Указ.соч. С.95-99; ГАРФ, ф.Р-9492,

оп.1, д.1519, л.215-218.

5. Кожевников М.В. Указ.соч. С.318; Козлов П. Пути развития юридического образования // СЮ. 1941. № 4. С.14-15; Очерки по истории юридических научных учреждений в СССР. М., 1976. С.94; Соломон П. Указ. Соч. С. 264-266; ГАРФ, ф.Р-9492, оп.1, д.2039, л.27,53; д.2138, л.1-255; оп.1а, д.67, л.34-40.

6. Кожевников М.В. Указ.соч. С.332; Сборник приказов и инструкций НКЮ СССР. Вып.1. М., 1940. С.124-127; ГАРФ, ф.Р-9474, оп.1, д.2053, л.144; ф.Р-9492, оп.1, д.47, л.301; д.68, л.108-112; д.2138, л.1-253; д.3425, л.53.

7. Крастин И. Сталинская Конституция и задачи органов правового образования // Советская Юстиция. 1936. № 11. С.27-30; Лопухов Р. Неотложные задачи высшего юридического заочного образования // СЮ. 1938. № 11. С.58; Олейник И.И. Юристы и власть: кадры работников органов юстиции в 1929-1936 гг. (на материалах Ивановской промышленной области). Диссертация. Иваново, 1998. Л.123,125,126; Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998. С.175-176; Чхиквадзе В. 55 пленум Верхсуда СССР о правовом образовании // Социалистическая Законность. 1936. №10. С.52-53; Шебанов А.Ф.

Указ.соч. С.54; ГАРФ, ф.Р-9492, оп.1, д.2053, л.126,144; д.2138, л.133; РГАСПИ, ф.р-3316, оп.28, д.231, л.1-3.

8. Лопухов Р. Преступная беспечность в заочном юридическом образовании // СЮ. 1937. № 20. С.16-17; Соломон П. Указ.соч. С.177-179,264; ГАРФ, ф. Р-5446, оп.20а, д.916, л.4445;

ф.Р-9492, оп.1, д.24, л.85-92; д.2039, л.30-54; д.2053, оп.1, л.20,144; д.2138, л.141.

9. Лопухов Р. Неотложные задачи высшего юридического заочного образования // СЮ. 1938. № 11. С.58-59; Сборник приказов и инструкций НКЮ СССР. Вып.1. М., 1940. С.115-118,

124-127; ОГАЧО, ф.Р-1041, оп.4, д.3, л.104.

10. Сборник приказов и инструкций НКЮ СССР. Вып.1. М., 1940. С.124-127; ОГАЧО, ф.Р-1041, оп.2, д.1, л.42.

11. Сборник приказов и инструкций НКЮ СССР. Вып.1. М., 1940. С.121-123.

12. Сборник приказов и инструкций НКЮ СССР. Вып.1. М., 1940. С.118-123.

13. Соломон П. Указ. Соч. С. 264; В НКЮ СССР // СЮ. 1941. № 13. С.13-14; ГАРФ, ф.А-353, оп.16, д.35, л.19-21; ф.Р-9492, оп.1, д.68, л.149-150; д.2138, л.1-255; оп.1а, д.67, л.38-39.

14. Шебанов А.Ф. Юридические высшие учебные заведения. М., 1963. С.50-51; Кожевников М.В. История советского суда. М., 1957. С.267; ГАРФ, ф.Р-9492, оп.1, д.2039, л.4,27; д.2053, л.144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.