Научная статья на тему 'Заочное обучение в свете социологии образования'

Заочное обучение в свете социологии образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРМЫ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIOLOGY OF EDUCATION / DISTANCE LEARNING / DISTANCE EDUCATION FORMS / PROSPECTS OF DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паначев В. Д., Черных В. Ю.

В статье рассматриваются социальные функции и исторические аспекты заочного образования. Показана эволюция его форм в России и на Западе. По мнению авторов, перспективы заочного образования в XXI веке связаны с переходом к постиндустриальному обществу, в котором основным фактором обучения будет самообразование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postal tuition in the light of education sociology

This article considers the social functions and historical aspects of postal tuition. The evolution of its forms in Russia and West is shown. According to the author’s opinion, the perspectives of postal tuition in XXI century are connected with transition to industrial society where the main factor of education is self-education.

Текст научной работы на тему «Заочное обучение в свете социологии образования»

дискуссия

журнал научных публикаций

В. Д. Паначев, доктор социол. наук, зав. кафедрой,

кафедра физической культуры,

Пермский национальный исследовательский

политехнический университет,

г. Пермь, Россия,

[email protected]

В. Ю. Черных, доктор филос. наук, профессор, кафедра философии, истории и гуманитарных дисциплин,

Западно-Уральский институт экономики и права,

г. Пермь, Россия,

[email protected]

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СВЕТЕ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Важнейшим фактором социализации личности является система образования. В ХХ в. существенным её элементом стало заочное обучение. Сегодня с ним связан ряд стереотипов, таких как:

— заочное образование — чисто советское изобретение; оно имело смысл в 1920— 1940-е гг., а затем превратилось в некий социальный атавизм;

— оно является паллиативом, заменителем образования очного; качество образования у заочников существенно ниже, поэтому заочное образование неперспективно.

Но так ли это? Имеет ли заочное образование право на существование и есть ли у него перспективы?

Первой формой заочного образования, признанной государством в России, был экстернат, появившийся в конце XIX в. Существовали центры для оказания методической помощи занимающимся самообразованием, например, Отдел для содействия самообразованию при Комитете педагогического музея военно-учебных заведений в Санкт-Петербурге (1894 г.)1.

В 1920-е гг. в ус- :

ловиях форсированной индустриализации возник острый дефицит кадров квалифицированных рабочих и специалистов. В начале 1920-х гг. открылись заочные кур-

Если в начале века «пропуском» в средний класс в индустриально развитых странах было начальное образование, в середине века - среднее, то в конце ХХ века им стало высшее образование.

сы при Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева и некоторых других вузах. С 1925 г. они преобразовываются в заочные отделения. В 1929 г. коллегия Нар-компроса РСФСР разработала принципы и организационные основы заочного обучения в высшей и средней школе. Предусматривалось расширение сети заочных отделений вузов, создание специализированных заочных институтов. Первым таким вузом стал Ленинградский индустриальный институт (1929 г.). Заочное обучение применялось и для повышения квалификации. Постановлением СНК СССР от 29 августа 1938 г. «О высшем заочном образовании» была установлена курсовая система обучения с обязательной очной сдачей экзаменов и зачётов по всем предметам. В 1939 г. появилась заочная аспирантура. В 1940 г. в СССР было 383 заочных отделения и 18 заочных институтов. Не менее востребованным заочное образование было во время Великой Отечественной войны и в период вос-

становления народного хозяйства2.

В более стабиль-= ные и спокойные 1960— 1980-е гг. острая нужда в заочном образовании, казалось бы, отпала. Однако оно сохранилось, продолжало функционировать и развиваться. В эти годы публикуются на-

№ 3 (33) МАРТ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

учные и методические исследования по заочному образованию3. Теоретические исследования и методическую работу до середины 1980-х гг. вели НИИ высшего образования (Москва) и НИИ образования взрослых Академии педагогических наук СССР (Ленинград). С конца 1980-х гг. создаются учебно-методические центры по группам специальностей заочного обучения на базе соответствующих заочных вузов4.

Обратим внимание на то, что далеко не все новации 1920-х гг. (поступление в вуз без экзаменов, проблемный метод обучения, рабфаки и др.) прошли проверку временем. Так, бригадно-лабораторный метод утратил смысл и был упразднен в 1930-е гг., заочные средние школы в 1970-е гг. превратились в вечерние и т. д. А вот высшее заочное образование оказалось востребованным.

Годы перестройки стали серьезным испытанием для высшей школы. Вопреки пессимистическим прогнозам она выжила. За последние 20 лет число студентов удвоилось. Среди прочих это объясняется двумя моментами. В конце ХХ в. высшее образование стало важным фактором вертикальной социальной мобильности. Если в начале века «пропуском» в средний класс в индустриально развитых странах было начальное образование, в середине века — среднее, то в конце ХХ века им стало высшее образование. Кроме того, рост числа студентов предотвратил массовую безработицу. И обеспечивался этот рост в первую очередь за счет заочников. Если в начале 1990-х гг. они составляли около трети всех студентов, то сегодня их больше половины5. Так, в Пермском крае с 1990 по 2009 г. количество сту-

Заочное образование исторически доказало свою востребованность в самых разных социально-экономических ситуациях - от экстремальных до стабильных.

дентов-очников выросло в полтора раза, а число заочников — более чем в пять раз (см. подробнее табл. 1)6. После 2009 г. в связи с изменением демографической ситуации рост числа студентов несколько снизился.

Исходя из сказанного, можно заключить: заочное образование исторически доказало свою востребованность в самых разных соци-= ально-экономических ситуациях — от экстремальных до стабильных. Его нельзя воспринимать как временный вынужденный заменитель очной формы. Оно решает несколько иные задачи и несколько иными средствами. Так же, как прикладная наука не заменяет, а дополняет науку академическую.

Противники заочной формы часто ссылаются на опыт Запада: якобы там нет ни заочного, ни вечернего образования. Но это — достаточно распространенное заблуждение. Более того, западное заочное образование старше российского. Оно появилось в середине XIX в., когда открылись первые частные школы для заочного обучения иностранным языкам. В конце XIX в. возникают общественные организации, такие как французская Лига народного образования и др. В 1883 г. в США открылся первый заочный университет. После Второй мировой войны заочное обучение стали использовать не только частные, но и государственные вузы. С конца 1960-х годов государственные и частные высшие учебные заведения, специализирующиеся на заочной форме обучения, стали обычным явлением.

В условиях научно-технической революции в 1970-е годы рост численности студентов-заочников стал опережать соответствующие показатели по дневной форме.

Таблица1

Высшее профессиональное образование в Пермском крае в 1990—2012 гг.

Учебные годы 1990/1991 2009/2010 2011/2012

Количество вузов 7 17 16

Количество студентов, общее 45 574 106 496 95 876

Количество студентов очных отделений 28 891 41 629 37 203

Количество студентов очно-заочных (вечерних) отделений 5 475 4 581 3 993

Количество студентов заочных отделений 11 408 60 286 54 680

дискуссия

журнал научных публикаций

Главной причиной этого была заинтересованность фирм в повышении квалификации и переподготовке своих работников как одном из условий, обеспечивающих высокое качество труда, продукции и услуг. Этот путь часто соответствует индивидуальным устремлениям работников, поскольку повышает их социальную мобильность.

Сегодня существуют международные консорциумы заочных учебных заведений. При ЮНЕСКО действует Международный совет по заочному образованию, периодически проводящий конференции с участием представителей учебных заведений и научно-исследовательских центров, изучающих проблемы заочного обучения. Таким образом, заочная форма является вполне привычной и органичной частью западной и мировой практики.

Мы не идеализируем заочное образование. Его недостатки по сравнению с очным вполне очевидны. Но у него же есть и не столь очевидные конкурентные преимущества и перспективы. Оно позволяет учиться без отрыва от производства. Этот мотивационный фактор никуда не исчезнет в XXI веке. Важно и то, что человек имеет возможность зарабатывать средства на учебу. Заочная форма весьма продуктивна (без ощутимой потери качества обучения) при получении второго высшего образования и при повышении квалификации.

И ещё один, пожалуй главный, момент. Обратим внимание на наметившуюся в последние годы тенденцию к увеличению доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе (при всех формах обучения). Это, по нашему мнению, является отражением процесса перехода к постиндустриальному обществу. Новый тип общества потребует от человека способности постоянно переучиваться и повышать квалификацию. В условиях непрерывного образования, которое в постиндустриальном обществе станет нормой, существенно изменится онтологический статус человека — его социальное бытие. Образно говоря, он превратится в «вечного студента». Отсюда — главной задачей школы, особенно высшей, станет формирование навыков самообразования. А какая из существующих форм образования сегодня наиболее соответствует этому ориентиру? В первую очередь — заочная.

Тем самым, как ни парадоксально, заочное обучение может стать своеобразной моделью образования будущего.

Станет ли оно такой моделью — зависит от качества заочного образования. Путей повышения качества много. Но главными можно считать два: совершенствование методики аудиторных занятий и активизация самостоятельной работы студентов. И именно эти пути должны сегодня быть в центре внимания преподавателей и руководителей заочных отделений и вузов.

Таким образом, утверждение об исторической ограниченности заочного обучения является стереотипом, точнее, социальным мифом. В течение ХХ в. заочное обучение доказало свою востребованность и перспективность. Последняя связана с переходом к постиндустриальному обществу, с тенденцией превращения профессионального обучения в постоянное самообразование. «Г

1. Фактические данные по заочному обучению в России подробнее см.: Заочное обучение // Педагогический словарь. [Электр. ресурс]. URL: http: // enc-dic.com/pedagogics/Zaochnoe-Obuchenie-6O6. html (дата обращения: 20.12.2012)

2. Там же.

3. Надеинский Б. П. Методика и организация учебных занятий в высшем заочном учебном заведении. М., 1977; Юдин В. А. [и др.]. Заочное обучение в системе высшего образования в СССР // Современная высшая школа. 1982. № 1; Методические материалы по заочному обучению (Из опыта работы по психолого-педагогической подготовке студентов-заочников) / редкол.: С. Я. Чумаков, Ф. С. Коротаев, А. Ф. Черных, В. Я. Еремеев; Перм. гос. пед. ин-т. Пермь, 1974; др.

4. Фактические данные по заочному обучению в СССР подробнее см.: Заочное обучение // Педагогический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http:// enc-dic.com/pedagogics/Zaochnoe-Obuchenie-6O6.html (дата обращения: 20.12.2012).

5. См.: Заочное обучение в системе высшего образования (Материалы методологического семинара) / Л. В. Гашева, Н. В. Голохвастова, В. И. Качуров-ский [и др.] // ВУЗ. XXI век: науч.-информ. вестник. Вып. 34 / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2010. С. 17-30; Костарева А. П. Актуальные проблемы развития заочной формы обучения // Там же. С. 44-48.

6. Статистический ежегодник Пермского края. 2012. Пермь, 2012. С.147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.