УДК 378.146
И. Н. Кралевич1, И. Н. Ковальчук2, Л. А. Иваненко3
1 Кандидат педагогических наук, проректор по научной работе, МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь 2Кандидат педагогических наук, декан физико-инженерного факультета, МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь 3Кандидат педагогических наук, зав. кафедрой математики и МПМ, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, РБ
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОТ КОЛИЧЕСТВА - К КАЧЕСТВУ
В статье анализируются проблемы подготовки студентов заочной формы получения высшего образования по сокращенным программам обучения, предлагаются пути повышения качества подготовки студента-заочника.
Ключевые слова: заочное обучение, непрерывное образование, дистанционная форма получения образования, сокращенные программы обучения.
Введение
Современные тенденции развития общества требуют от системы образования динамизма и вариативности. Обеспечение доступности и повышение качества остаются одними из приоритетных направлений развития системы образования республики. Отмеченные направления усиливаются и в связи с интеграцией систем высшего образования Беларуси и стран ЕАЭС и СНГ, которая также вызывает необходимость решения вопросов качества подготовки специалистов в процессе синхронизации преобразований в образовательной среде.
В 2015 году в высшие учебные заведения страны было принято более 56 тысяч человек (26983 - обучение за счет средств республиканского бюджета; 29562 - обучение за счет собственных средств). При этом заочно за счет средств республиканского бюджета стали обучаться 17% от числа поступивших абитуриентов (преимущественно непрерывная сокращенная форма подготовки ССУЗ-УВО), а за счет собственных средств - 54%. Поступательное сокращение набора студентов на бюджетную заочную форму обучения целесообразно и оправдано, учитывая запросы на указанную подготовку реального сектора экономики. В то же время, ввиду экономической эффективности и доступности желание обучаться заочно за счет собственных средств изъявили более половины поступающих. Несмотря на неоднократные нарекания к качеству заочного обучения, высказывания о нецелесообразности его сохранения в системе образования страны, заочная форма получения образования по-прежнему востребована абитуриентами. Как следствие, сохраняется и актуальность проблемы повышения качества организации учебного процесса студента-заочника.
Результаты исследования и их обсуждение
Проблема повышения качества подготовки специалистов в учреждениях высшего образования широко изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями (Ю. П. Адлер, П. А. Апакаев, В. И. Байденко, Г. А. Бордовский, Ю. С. Васильев,
A. С. Запесоцкий, Г. В. Гутник, А. И. Жук, О. Л. Жук, С. Д. Ильенкова, В. А. Качалов,
B. В. Окрепилов, М. М. Поташник, В. В. Рябов, Н. А. Селезнева, А. И. Субетто, А. В. Торхова, В. Л. Шпер, С. Е. Ярцева и др.).
В Кодексе Республики Беларусь об образовании качество образования определяется как «соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы» [1, 3]. Мы разделяем мнение О. Л. Жук о том, что «важнейшим критерием качества высшего образования в современном
© Кралевич И. Н., Ковальчук И. Н., Иваненко Л. А., 2016
понимании является развитость у выпускника способности применять сформированные компетенции для эффективного решения разнообразных социально-профессиональных задач, в том числе высокой степени сложности и неопределенности» [2, 7]. В нашем исследовании, учитывая специфику заочной формы обучения, качество образования рассматривается как многомерное понятие, как комплекс условий и средств, способствующих удовлетворению запросов потребителя (обучающихся) и заказчика кадров (государство). При этом обозначенный комплекс условий должен быть единым и эффективным как для учреждений высшего, так и среднего специального образования. Говорить о единстве подходов к организации образовательного процесса позволяет тот факт, что активно развивающаяся в стране система непрерывного образования с каждым годом становится все более востребованной и понятной как абитуриентам, так и их родителям. Молодые люди заинтересованно и осознанно идут в колледжи и лицеи, а затем поступают на сокращенную, преимущественно заочную, форму получения высшего образования в УВО республики. К примеру, в УО МГПУ им. И. П. Шамякина численность студентов (на 1 февраля 2016 г.) в разрезе по факультетам и форме получения высшего образования (полная и сокращенная) следующая:
Факультет Заочная форма получения высшего образования
Обучение за счет средств республиканского бюджета: полная/сокращенная Обучение за счет собственных средств: полная/сокращенная
Филологический 132/0 136/0
Физико -инженерный 0/183 301/26
Технолого -биологический 37/6 565/0
Физической культуры 127/55 117/10
Дошкольного и начального образования 0/325 0/10
Итого 865 (296/569) 1205 (1159/46)
Таким образом, за счет средств республиканского бюджета по сокращенной программе обучения получают высшее образование две трети (65,8%) студентов-заочников. В рамках исследования нами было проведено анкетирование студентов-заочников на предмет оценки качества обучения. Поскольку приоритетом бюджетной заочной формы обучения является сокращенная, остановимся на анализе ответов респондентов, относящихся к указанной группе. Отдельно подчеркнем, что большинство из выделенной категории студентов (98%) уверены в правильности своего выбора и хорошо представляют свою будущую профессиональную деятельность. Кроме того, 79% из них работают по полученной специальности и считают заочную форму получения высшего образования повышением квалификации и возможностью профессионального роста. Следует подчеркнуть, что у выделенной категории студентов-заочников отсутствовал вариант ответа «работать по специальности не планирую».
Подавляющее большинство студентов (87%), обучающихся заочно по сокращенным программам, считают, что в целом достаточно легко адаптировались к указанной форме получения образования. Этому способствовали неоднократные собрания и занятия, организованные деканатами факультетов. Респондентами подчеркнута высокая значимость справочных материалов для студента-заочника, а также важность создания рубрики «консультант студента-заочника» на сайте университета, что, по их мнению, облегчает процесс адаптации к заочной форме обучения.
Существующая система оценки знаний оценивается как достаточно объективная (58%), однако варианты ответов отражают не совсем уверенную позицию опрашиваемых. В большинстве ответов положительная оценка была выражена в форме ответа «скорее да, чем нет». Дополнительно значительная часть студентов-заочников (81%) отметила потребность в текущем контроле знаний, организованном в форме компьютерного тестирования. В то же время имелись и пожелания оставить контроль только на уровне аудиторной письменной
работы (11%). Несмотря на общую положительную оценку существующей системы контроля, респонденты отметили целесообразность внедрения рейтинговой системы оценки знаний и для студентов-заочников. Такая система внедрена в УО МГПУ им. И. П. Шамякина для студентов дневной формы получения высшего образования и позволила решить ряд проблем, присущих и для заочной формы получения высшего образования: субъективизм оценки вследствие преобладания итогового контроля, осуществляемого одним преподавателем; отсутствие должного механизма промежуточного или текущего контроля на каждом этапе обучения; невозможность выявления целостной картины результатов обучения из-за фрагментарности оценки знаний, умений и навыков только в сессионный период и др. Несомненно, преемственность в организации контрольных мероприятий ССУЗов, дневной и заочной форм получения высшего образования позволит не только обеспечить максимально эффективный процесс адаптации студентов к учебной работе, но и повысить качество учебной деятельности.
В Кодексе Республики Беларусь об образовании заочная форма определена как «обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий и аттестаций, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность» [1, 18]. Соответственно, блок вопросов касался организации и контроля самостоятельной работы. На вопрос «Имеются ли у Вас возможности для самостоятельной учебной работы?» значительная часть респондентов (54%) ответила, что возможности достаточные. Вместе с тем, практически те же опрошенные отмечают недостаточное развитие навыков самостоятельного управления собственной познавательной деятельностью и отсутствие контроля со стороны преподавателей в межсессионный период как факторы снижения учебной активности. Студенты-заочники предпочли самостоятельной работе совместную деятельность с преподавателями (77%) и сокурсниками (21%). Названные респондентами трудности в осуществлении самостоятельной учебной деятельности представлены на рисунке.
100% 80% 60% 40% 20% 0%
□ без ответа
□ трудности не создает
■ создает определенные трудности
■ создает большие трудности
123456789 10 11
1 Сложность содержания обучения.
2 Учебная перегрузка студента.
3 Недостаточно методического и информационного обеспечения.
4 Недостаточная предшествующая образовательная подготовка.
5 Недостаточный уровень преподавания.
6 Трудно получить консультацию.
7 Студентов не учат учиться, они не владеют способами самообучения.
8 Студенты не умеют рационально организовать самостоятельную работу.
9 Студенты слабо заинтересованы, пассивны.
10 Нет должных навыков организации мышления, памяти.
11 Не развиты волевые качества.
Рисунок - Диаграмма распределения трудностей в осуществлении самостоятельной
учебной деятельности
Несомненно, такие проблемы и затруднения, выделенные большинством опрашиваемых, как учебная перегрузка, трудности в получении консультации, неумение рационально организовать самостоятельную работу, сложность содержания обучения и др., позволит решить внедрение в образовательный процесс студента-заочника технологий дистанционного обучения. Следует отметить, что в Кодексе Республики Беларусь об образовании дистанционная форма определяется как «вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий» [1, 19]. В этой связи возникает необходимость оптимального сочетания методик и технологий заочной и дистанционной форм получения образования с целью повышения качества подготовки студента-заочника. Кроме того, создание образовательной среды учреждений образования посредством внедрения продуктивных технологий обучения и воспитания; комплексное обеспечение современным учебным оборудованием и средствами обучения; формирование «облачной» информационно-образовательной среды, базирующейся на новейших технических средствах информации, в том числе новые типы электронного учебного издания, определены одними из приоритетных путей развития системы образования. Несомненно, реализация обозначенных направлений повлечет за собой системные изменения в организации образовательного процесса студентов-заочников с возможным выделением, наряду с дневной и заочной, как самостоятельной дистанционной формы обучения.
Анализ данных опроса свидетельствует о том, что технологии дистанционного обучения достаточно медленно внедряются в учебный процесс студента-заочника. Значительная часть респондентов (65%) отметили, что в учебном процессе технологии дистанционного обучения используются «от случая к случаю», а 7% опрошенных вообще «не имеют представления» о названных технологиях. Действительно, технологии дистанционного обучения в образовательный процесс студента-заочника внедряются фрагментарно. Подавляющее большинство студентов-заочников (81%) изъявили желание «чаще использовать современные компьютерные технологии в учебном процессе и при организации самостоятельной работы по месту жительства», то есть необходима системная работа в указанном направлении. Опыт многолетней работы на основании договора, заключенного Академией Управления при Президенте Республики Беларусь с УО МГПУ им. И. П. Шамякина, о совместной подготовке специалистов, основанной на технологиях дистанционного обучения, позволил нам выделить первоочередные направления деятельности. Процесс развития компьютерных технологий обучения, создания условий для их разработки, апробации и внедрения, поиска эффективного сочетания нового с традиционным сложен и требует решения целого комплекса задач, которые при наличии необходимого материально-технического оснащения учебного процесса условно разделены нами по следующим направлениям:
■ непрерывная подготовка педагогических кадров к освоению и внедрению в учебный процесс современных компьютерных технологий обучения;
■ обучение студентов использованию современных компьютерных технологий для работы в аудитории и осуществления самостоятельной учебной деятельности.
При этом, учитывая все преимущества непрерывной подготовки студента-заочника в системе «ССУЗ-УВО», считаем оптимальным и целесообразным начинать процесс обучения педагогических кадров и студентов со среднего специального учебного заведения.
В целом респонденты удовлетворены уровнем подготовки (91%) и качеством образования (79%). Вместе с тем, высказаны пожелания о большей индивидуализации учебного процесса, а также более рациональном распределении времени в сессионный период. Оценивая бесспорные преимущества качества подготовки студентов, обучающихся заочно по сокращенной программе обучения, по сравнению с полной, следует отметить, что указанная форма обучения также требует совершенствования посредством внедрения новых методик и технологий.
Выводы
Результаты исследования позволили нам выделить следующие пути совершенствования подготовки студента-заочника:
■ организация обучающих семинаров для преподавателей вуза на предмет внедрения продуктивных технологий обучения и воспитания, участия в формировании необходимой информационно-образовательной среды, формирования учебного материала на основе динамической схематизации (исключение дублирования текстового теоретического материала, сбалансированное использование эффектов анимации и др.);
■ организация обучения студентов-заочников рациональным способам и приемам осуществления самостоятельной учебной деятельности на основе современных информационно-коммуникационных технологий (справочные издания, обучающие системы и др.), а также обучение трансформации основных визуальных элементов на бумажные носители (схемы, термины, формулы и др.);
■ гармонизация методик организации текущего межсессионного контроля путем адаптации и внедрения рейтинговой системы оценки знаний.
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. - 400 с.
2. Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный поход / О. Л. Жук. -Минск : РИВШ, 2009. - 336 с.
Поступила в редакцию 24.02.16 E-mail: [email protected] I. N. Kralevich, I. N. Kovalchuk, L. A. Ivanenko EXTRAMURAL STUDIES: FROM QUANTITY - TO QUALITY
In article problems of training of students of the correspondence form of receiving the higher education according to the reduced programs of training are analyzed, ways of improvement of quality of training of the student correspondence student are offered.
Keywords: correspondence course, continuous education, a remote form of education, the reduced programs of training.