Современная Европа, 2023, № 6, с. 5-15
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЦЕСС: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ
УДК 327
«ЗАМОРОЗКА» АРКТИЧЕСКОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА РОССИИ
© 2023 ЖУРАВЕЛЬ Валерий Петрович
Кандидат педагогических наук, доцент Отдел страновых исследований, Центр арктических исследований Институт Европы РАН 125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3 E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 27.07.2023
После доработки 21.08.2023 Принята к публикации 19.09.2023
Аннотация. В статье подведены основные итоги председательства России в Арктическом совете (АС, Совет) в 2021-2023 гг. и выделены четыре основных его периода. Из-за событий на Украине председательство было заблокировано западными странами. В этих условиях РФ направила усилия на северные территории страны. Россия в условиях санкций и геополитической нестабильности сумела провести большую часть запланированных мероприятий, касающихся развития экономики и социальной сферы, изучения изменения климата, экологии, человеческого капитала, деятельности коренных малочисленных народов, молодежи, туризма, предотвращения чрезвычайных ситуаций. В период председательства в АС руководство страны уделяло внимание совершенствованию функционирования Северного морского пути и социально-экономическому развитию арктических субъектов РФ. Однако из-за деструктивной позиции ряда западных стран России не удалось в полном объеме реализовать запланированные мероприятия. Это наложило негативный отпечаток на деятельность организационного комитета, представителей задействованных министерств, ведомств, арктических регионов страны и научных организаций. В мае 2023 г. Россия в дистанционном формате передала председательство в АС Норвегии. Москва по-прежнему исходит из того, что актуальные проблемы Арктического региона можно решить только путем взвешенной и взаимовыгодной международной кооперации.
Ключевые слова: российская Арктика, Арктический совет, российское председательство 2021-2023, устойчивое развитие, геополитическая нестабильность, санкции, международное сотрудничество, Норвегия
Б01: 10.31857/50201708323060013
ЕБ1Ч: ххг^
20 мая 2021 г. председательство в Арктическом совете (АС, Совет) перешло от Рейкьявика к Москве. Министр иностранных дел Исландии Г.Т. Тордарсон передал председательство в АС на двухлетний срок С.В. Лаврову.
Председательство РФ имело ряд существенных особенностей. Оно началось в год 25-летия АС (19 сентября 2021 г.), что накладывало особую ответственность за результаты в социально-экономическом развитии и природоохранной деятельности. Россия возлагала на председательство большие надежды, т. к. оно могло способствовать снижению конфликтного потенциала в мире, в первую очередь в Европе.
Председательство России в АС прошло четыре периода: подготовительный (ноябрь 2020 г. - май 2021 г.), который был наиболее содержательным и планомерным; начальный (май 2021 г. - март 2022 г.); председательство в условиях санкций и бойкота (март 2022 г. - март 2023 г.) и заключительный период, связанный с поиском наиболее приемлемой формы завершения председательства (апрель - май 2023 г.). Эти периоды тесно связаны, но различаются эффективностью.
Замысел председательства России в АС и его бойкот
Заблаговременно был образован Организационный комитет по подготовке и обеспечению председательства РФ в АС в 2021-2023 гг. Председателем комитета стал Ю.П. Трутнев, заместитель председателя правительства Российской Федерации, полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе1. В комитете широко обсуждались в ведомственном формате актуальные вопросы председательства РФ в Совете. В 2020-2021 гг. среди представителей российского научного сообщества наблюдался большой интерес к предстоящим событиям [Краснопольский, 2020; Корчунов, 2021; Тишков, 2021; Хусаинова, 2021; Криворотов, 2023].
Россия подготовила обширную, многостороннюю и содержательную программу. В дополнение к ней председатель правительства РФ М.В. Мишустин 30 апреля 2021 г. утвердил план, который включал в себя 116 мероприятий, сгруппированных в 11 разделов. Эти решения были подкреплены финансированием арктических проектов на период 2021-2024 гг. из средств федерального бюджета на сумму более 15
1 Указ Президента РФ от 25.11.2020 г. № 740 «Об Организационном комитете по подготовке и обеспечению председательства РФ в Арктическом совете в 2021-2023 годах». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=755222&dst=100001#C5 iACYTGmHCfilpZl (дата обращения: 15.07.2023).
млрд руб. Лозунгом председательства стало «Ответственное управление для устойчивой Арктики». Россия приняла решение развивать сотрудничество со странами -участницами межправительственного форума по четырем приоритетным направлениям: население Арктики, включая коренные малочисленные народы Севера; охрана арктической окружающей среды и изменение климата; социально-экономическое развитие региона; укрепление роли Совета как основной площадки многостороннего сотрудничества в высоких широтах [Журавель, 2021].
Направления российской программы1 были тесно взаимосвязаны и в полной мере учитывали арктическую повестку стран АС. Они своевременно доведились до стран-учредителей, государств-наблюдателей, представителей коренных народов, научной общественности. Россия была намерена продемонстрировать ведущую роль в Арктике.
В марте 2022 г. семь стран Арктического совета (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция) в знак протеста против специальной военной операции России на Украине отказались принимать участие во всех заседаниях, проходящих под председательством РФ и на ее территории2, несмотря на единый стратегический план АС, принятый в Рейкьявике3. 8 июня 2022 г. бойкотирующие Россию государства приняли решение ограниченно возобновить деятельность Совета без участия РФ4. Первоначально эта информация была опубликована на сайте госдепартамента США, что указывает на инициатора этих решений. Все это в конечном итоге выразилось в масштабном бойкоте председательства РФ в Арктическом совете [Журавель, 2022^.
Одновременно ряд крупных европейских и азиатских транснациональных компаний вышли из арктических проектов или пересмотрели планы по инвестированию, несмотря на значительные финансовые и имиджевые потери. Еврокомиссия наложила санкции на программу «Коларктик», играющую важную роль в межрегиональном сотрудничестве. Члены Совета Баренцева/Евроарктического региона
1 Эти направления нашли отражение в деятельности Центра арктических исследований Отдела страновых исследований Института Европы РАН [Журавель, 2022b]. Сотрудники Центра провели две конференции, подготовили монографию [Журавель, 2022d], опубликовали более 20 статей на эту тему. Центр арктических исследований проанализировал возможные риски, освещал ход и проблемы председательства, информировал об инновационных предложениях России на арктическом направлении в перспективных отраслях экономики [Журавель, 2022а].
2 Joint Statement on Arctic Council Cooperation Following Russia's Invasion of Ukraine. U.S. Department of State. 03.03.2022. URL: https://www.state.gov/joint-statement-on-arctic-council-cooperation-following-russias-invasion-ofukraine/ (дата обращения: 05.07.2023).
3 Arctic Council Strategic Plan 2021 to 2030. Arctic Council. 20.05.2021. URL: https://oaarchive.arctic-
council.org/bitstream/handle/11374/2601/MMIS12_2021_REYKJAVIK_Strategic-Plan_2021-2030.pdf (дата обращения: 05.07.2023).
4 Joint Statement on Limited Resumption of AC Cooperation. U.S. Department of State. 08.06.2022. URL: https://www.state.gov/joint-statement-onlimited-resumption-of-arcticcouncil-cooperation/ (дата обращения: 05.07.2023).
объявили о приостановке сотрудничества с РФ. Было значительно ограничено научное сотрудничество с Международным советом по науке и Международным арктическим научным комитетом. Прекращена деятельность РФ в Совете министров Северных стран. На страновом уровне заморожено арктическое сотрудничество, которое начало приобретать недружественный характер [Громыко, 2022; Журавель, Тимошенко, 2022; Тимошенко, 2022]. Таким образом, была предпринята попытка поставить под сомнение ведущую роль РФ в Арктическом регионе.
Перенос акцента председательства на северные территории России
Март - май 2022 г. стал сложным периодом председательства России. Было принято решение о его продолжении. Основные усилия направлялись на развитие российских арктических территорий.
Решение о переносе акцента председательства на проблемы российских северных регионов позволило уже в 2022 - начале 2023 гг. сделать важные шаги. Например, объем перевозок грузов по Северному морскому пути (Севморпуть, СМП) в 2022 г. составил около 34 млн т, что больше целевого показателя федерального проекта «Развитие Северного морского пути» на 2 млн т1. Однако транзитные перевозки снизились в 10 раз и составили 200 тыс. т, что стало ожидаемым результатом санкционной внешнеторговой политики западных стран.
В структуре госкорпорации «Росатом» на базе Штаба морских операций в июле 2022 г. создано ФГБУ «Главное управление Северного морского пути». Это решение доказало свою эффективность в улучшении управления судоходством на трассе СМП.
Правительство утвердило план развития Севморпути до 2035 г., который предусматривает реализацию 152 мероприятий. На них планируется направить около 1,8 трлн руб. из разных источников2. Мероприятия включают строительство 10 ледоколов, 14 портов и терминалов, 141 транспортного судна ледового класса, 4 аварийно-спасательных центров МЧС и запуск на орбиту 12 спутников. Развитие СМП поставило вопрос о подготовке кадров для работы на ледоколах и судах ледового класса.
Значительный вклад в анализ сложившейся ситуации на арктическом пространстве внес XXV и XXVI Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) в июне 2022 и 2023 гг. Как отметил специальный представитель по вопросам развития Арктики корпорации «Росатом» В.А. Панов в докладе на ПМЭФ-2023, к 2030 г. необходимо 7500 специалистов; например, на один атомный ледокол потребуется 431 человек. В связи с этим Министерству транспорта РФ, «Росатому»,
1 Сообщение Департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом». 13.01.2022. URL: https://www.rosatom.ru/journalist/news/obem-perevezennykh-gruzov-po-severnomu-morskomu-puti-v-2022-godu-sostavil-34-034-mln-tonn/ (дата обращения: 06.07.2023).
2 Михаил Мишустин утвердил план развития Северного морского пути до 2035 г. Правительство России. 04.08.2022. URL: http://government.ru/news/46171/ (дата обращения: 06.07.2023).
грузоотправителям, судоходным компаниям необходимо в кратчайшие сроки разработать программу подготовки специалистов. Важной задачей выступает завершение разработки финансово-экономической модели развития Севморпути для обеспечения его самоокупаемости.
В 2022 г. государство расширило доступ к льготным кредитам для инвесторов, реализующих проекты на Дальнем Востоке и в Арктике в промышленности, транспорте, энергетике, что существенно снизило риски срыва инвестиционных проектов из-за санкционных ограничений. Республике Коми, Архангельской и Мурманской областям и Чукотскому автономному округу выделено более 2,6 млрд руб. из федерального бюджета на развитие социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, что должно способствовать улучшению социально-экономического положения Арктической зоны1.
Начата работа по совершенствованию инфраструктуры Мурманской области и комплексному развитию Мурманского транспортного узла. 22 ноября 2022 г. на Балтийском заводе спущен на воду корпус атомного ледокола «Якутия». Второй серийный атомный ледокол проекта 22220 «Урал» успешно завершил программу заводских ходовых испытаний и 3 декабря 2022 г. отправился из Мурманска в Карское море.
В 2022 г. флот Арктического и антарктического научно-исследовательского института пополнился новым уникальным судном - ледостойкой самодвижущейся платформой «Северный полюс». Судно сейчас дрейфует с полярниками на станции «Северный полюс-41» [Фотева, 2023].
В России успешно реализуются проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». Положительные итоги дает принятая в 2020 г. система преференций в Арктике. На июль 2023 г. в ее рамках реализуются 695 проектов с объемом инвестиций 1,6 трлн руб. (уже вложено 355 млрд руб. и создано более 12 тыс. рабочих мест). Число проектов еженедельно увеличивается. Большая их часть сосредоточена в сфере услуг, строительстве, горнорудной промышленности, логистике и туризме.
Россия инициировала обсуждение вопросов организации медицинского обеспечения жителей Крайнего Севера, ДОС-трендов2, основ партнерства государства и бизнеса, развития и сохранения наследия коренных народов, работы с отходами и микропластиком, подъема затопленных радиоактивных объектов. Впервые обсудили защиту интеллектуальных прав коренных народов; социальную ответственность предпринимателей; государственно-частное партнерство в сфере устойчивого развития северных этносов. РФ предложила ряд проектов и инициатив, которые касаются цифровизации культурного и языкового наследия коренных народов; развития креа-
1 Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2022 № 3603-р (ред. от 23.12.2022) «О распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_432448/ (дата обращения: 18.01.2023).
2 Environmental, social, and corporate governance, ESG - экология, социальная политика и корпоративное управление. - прим. ред.
тивных индустрий и традиционной арктической медицины; создания международной арктической научной станции «Снежинка»; обеспечения биобезопасности в регионе; создания единой цифровой музейной платформы. Несмотря на это, после бойкота председательства интерес внутри страны к этим проектам значительно ослаб.
О некоторых итогах председательства России в Арктическом совете
В ходе 13-й сессии Арктического совета 11 мая 2023 г. в Салехарде РФ официально завершила председательство, дистанционно передав его Норвегии, и подтвердила востребованность организации на Крайнем Севере.
По информации Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, в 2021 г. проведено 32 мероприятия, в 2022 г. - 43. По сообщению пресс-службы Ю.П. Трутнева за двухлетний период состоялось порядка 90 различных мероприятий. Среди них - форумы, конференции, круглые столы, чемпионаты, фестивали и спортивные соревнования. Мероприятия прошли в 24 городах и населенных пунктах России, в т. ч. во всех девяти регионах Арктической зоны России1.
В период российского председательства приоритетом стало обеспечение ответственного управления сбалансированным развитием Заполярья в экономическом, социальном и природоохранном измерениях. В соответствии с планом председательства РФ наиболее продуктивно прошли мероприятия в Архангельской и Мурманской областях и Республике Саха (Якутия). Содержательно рассмотрены вопросы коренных малочисленных народов Севера и привлечения молодежи к арктическим проектам.
Знаковым стало межведомственное учение «Безопасная Арктика - 2023», в котором участвовали 3,5 тыс. человек и 650 единиц техники в 9 арктических регионах. В ходе опытно-исследовательского учения проведены мероприятия по выявлению и анализу рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выработке способов их предупреждения, совершенствованию мер защиты населения и территорий от различных происшествий.
Основную нагрузку в ходе председательства на себя взяли Минвостокразвития и МИД России. Спикерами выступили министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики А.О. Чекунков, руководители субъектов Арктической зоны РФ, а также представители Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерства природных ресурсов и экологии, Министерства транспорта, Министерства науки и высшего образования, Российской академии наук, госкорпорации «Росатом», руководители крупных промышленных предприятий, деловых структур, научных и образовательных организаций, ассоциаций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Активно участвовали члены Совета Федерации.
Оценку ограничений деятельности РФ в период председательства (2021-2023 гг.) дал С.В. Лавров в видеообращении к участникам сессии Арктиче-
1 Россия завершила председательство в Арктическом совете. 12.05.2023. URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2023/05/12/rossiya-zavershila-predsedatelstvo-v-arkticheskom-sovete (дата обращения: 05.07.2023).
ского совета 11 мая 2023 г.: «К сожалению, полноформатная деятельность Совета была "временно заморожена" западными странами-членами под абсолютно надуманным предлогом ситуации на Украине, которую они сами и спровоцировали. Считаем такой шаг наших западных коллег политизированным и контрпродуктивным, ведущим к размыванию коллективных подходов к ответственному управлению Арктикой»1. Газета «Коммерсантъ» по этому поводу написала: «Итоги последних двух лет получились для Москвы неоднозначными: с одной стороны, из-за военной операции на Украине остальные семь приарктических государств отказались от практического сотрудничества с РФ, но с другой - свои обязательства она выполнила и Совет не развалился»2.
Председательство РФ постоянно анализировал Центр передового опыта НАТО по стратегическим коммуникациям, используя собранную информацию против России [Рассказова, 2023]. Новый председателем Комитета старших должностных лиц АС стал норвежец Мортен Хеглунд. Председательство Норвегии в Совете будет одним из самых сложных за все время существования организации3, т. к. наладить эффективную работу по изучению изменения климата, защите окружающей среды Арктического региона без участия России будет затруднительно.
Проблемы в работе организации возникли еще в период председательства Финляндии (2017-2019 гг.), когда по итогам министерской встречи в Рованиеми не удалось согласовать и принять общую совместную декларацию из-за позиции США по климату. Это произошло впервые за весь период существования Совета. Тогда это восприняли как техническую ошибку в составлении и оформлении соответствующего документа.
Ситуация в Арктике продолжает динамично развиваться. В некоторых аспектах она сопряжена с повышением рисков и неопределенности. Для системы международных отношений в мире характерным стало стремление некоторых государств вмешиваться во внутренние дела суверенных стран, проводить политику односторонних экономических санкций, подменять международное право своими правилами.
Заключение
России важно наблюдать за началом и ходом председательства Норвегии и взвешенно принимать решения о дальнейшем членстве в АС. По информации российского внешнеполитического ведомства, РФ не планирует замещать Арктический совет новыми структурами и институтами, тем самым предоставляется возможность возвратиться к прежнему составу и функциям АС.
1 Видеообращение Министра иностранных дел России С.В. Лаврова к участникам тринадцатой сессии Арктического совета. 11.05.2023. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1869388/ (дата обращения: 11.07.2023).
2 Черненко Е. Арктику передали викингам. Коммерсантъ. 11.05.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5979223 (дата обращения: 11.07.2023).
3 Canova E., Pic P. The Arctic Council in Transition: Challenges and Perspectives for the new Norwegian Chairship. 13.06.2023. URL: https://www.thearcticinstitute.org/arctic-council-transition-challenges-perspectives-new-norwegian-chairship/(дата обращения: 10.07.2023).
С 2022 г. начался необратимый процесс переоценки прежних подходов к Арктике. В новой геополитической ситуации арктические вопросы переходят с региональной повестки в глобальную. Если раньше приоритетными направлениями в Арктике были экономика и охрана окружающей среды, то теперь главенствует политика. Сотрудничество носит ограниченный характер и проявляется только через частные связи в основном на уровне научного сообщества.
Будущее и перспективы Арктического совета остается неясным. В этих условиях актуальным является поиск новых механизмов и партнеров для освоения Арктики. Необходимо вырабатывать и внедрять новые формы взаимодействия с арктическими странами и их регионами, общественными объединениями, СМИ и организациями коренных народов. Успешный опыт такой работы в период проведения мероприятий во время председательства РФ в АС показал Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова.
После решений июльского саммита НАТО в Вильнюсе неизвестно, как долго продлится заморозка и ограничение деятельности АС. России необходимо в большей степени развивать сотрудничество в Арктике в двустороннем формате и опираться на международную организацию «Северный Форум», штаб-квартира которой находится в Якутске. 30-летний опыт деятельности организации - пример того, как при благоприятных обстоятельствах можно быстро наладить конструктивное сотрудничество регионов мирового Севера и Заполярья, осуществлять обмены передовыми практиками, наработанным опытом и компетенциями [Васильев и др., 2023].
России целесообразно усилить взаимодействие в Арктике с внерегиональными странами, в первую очередь с Китаем и Индией, а также с государствами Юго-Восточной Азии, которые проявляют возросший интерес к Заполярью, хотя в основном лишь в сфере освоения нефтегазовых месторождений и транспортировки углеводородов. В отношениях с ними следует тщательно проработать стратегию, основанную на понимании значения каждой страны для российских национальных интересов на арктическом треке. В связи с этим важно продолжить разработку стратегии политики РФ на восточном (азиатском) направлении с привлечением к этой работе ученых Российской академии наук и учреждений Минобрнауки РФ.
Иностранные государства наращивают военное присутствие в Арктике, особенно в ее западной части. Вступление Финляндии в НАТО сильно осложнило ситуацию в регионе, усилило арктический потенциал альянса и представляет угрозу для России на северном направлении. В условиях сложной международной обстановки необходимо иметь запасные варианты развития и финансирования арктических проектов, ускоренно решать задачи по технологической независимости РФ в Арктическом регионе.
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики целесообразно детально изучить итоги председательства РФ в АС, поручить Минвостокразвитию получить от министерств и ведомств полные материалы по проведенным мероприятиям для их анализа, использования в работе и архивного хранения.
В сложившихся условиях фронтального санкционного давления Запада на Россию, уменьшения объемов перевозки транзитных грузов необходимо разработать мероприятия по налаживанию взаимодействия с крупными судовладельцами, заин-
тересованными в быстрой перевозке грузов, в т. ч. с использованием российских ледоколов, а также усилить участие стран Евразийского экономического союза, БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества в арктических проектах. В рамках Евразийской экономической комиссии целесообразно разработать отдельную программу кооперации России с евразийскими партнерами в Арктике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Васильев В.Н., Краснопольский Б.Х., Пилясов А.Н. (2023) Рожденный объединять (к 30-летию Северного Форума). Универсум, Москва; Смоленск. 124 с.
Громыко Ал.А. (ред.) (2022) Этап специальной военной операции на Украине. Анатомия антироссийской политики в Европе. Институт Европы РАН, Москва. 194 с. DOI: 10.15211/героП42022-390
Журавель В.П. (2021) Председательство России в Арктическом совете. Современная Европа. № 5. С. 90-99. Б01: 10.15211^оуеигоре520219099
Журавель В.П. (2022а) О председательстве России в Арктическом совете: программа и первые итоги. Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 233. С. 147-167. Б01: 10.38197/2072-2060-2022-233-1-147-167
Журавель В.П. (2022Ь) Председательство РФ в Арктическом совете как ориентир для исследований ЦАИ ИЕ РАН. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. № 1. С. 120-124. Б01: 10.15211Д^1тМегап12022716
Журавель В.П. (2022с) Чрезвычайное событие в Арктическом совете. Есть ли выход из сложившейся ситуации? Европейская аналитика 2022. Под ред. К.Н. Гусева. ИЕ РАН, Москва. С. 27-37. Б01: 10.15211/978-5-98163- 197-9. ЕБ№ РИХТО
Журавель В.П. (ред.) (2022ф Политика, экономика и безопасность современной Арктики (к 25-летию Арктического совета). Институт Европы РАН, Москва. 150 с.
Журавель В.П., Тимошенко Д.С. (2022) Российская Арктика в период санкционного давления и геополитической нестабильности. Арктика и Север. № 49. С. 105-124. Б01: 10.37482^п2221- 2698.2022.49.105
Краснопольский Б.Х. (2020) Координация международных организаций североарктических регионов: к программе председательства Российской Федерации в Арктическом совете. Арктика и Север. № 41. С. 148-162. Б01: 10.37482Zissn2221-2698.2020.41.148
Корчунов Н.В. (2021) О задачах России в период ее председательства в Арктическом совете. Арктические ведомости. № 1. С. 8-11.
Криворотов А. К. (2023) Инновационный процесс в Арктике: мировые тенденции и актуальные российские проблемы. Север и рынок: формирование экономического порядка. Т. 26. № 2(80). С. 90-103. Б01 10.37614/2220-802Х.2.2023.80.006. ЕБ№ 08ИК8Х.
Тишков А.А. (2021) Международное сотрудничество в Российской Арктике: вопросы накануне председательства нашей страны в Арктическом совете. Использование и охрана природных ресурсов в России. № 2. С. 104-109.
Рассказова И.В. (2023) Председательство России в Арктическом совете. Чрезвычайные мероприятия. Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). № 1 (45). С. 94-109.
Тимошенко Д.С. (2022) Современная Арктика: глобальная биполярность или биполярное расстройство? Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. № 4 (28). С. 77-85. Б01: 10.15211^1тЫегап420227785
Хусаинова С.С. (2021) Специфика председательства Российской Федерации в Арктическом совете: 2021-2023 годы. Конфликтология /Nota Bene. № 4. С. 1-11.
Фотева И. (2023) Дрейфующие во льдах. Российская Федерация сегодня. № 7. С. 68-73.
Freezing of Russia's Arctic Chairmanship
V.P. Zhuravel
Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor the Department of Country Studies, Head of the Center for Arctic Studies Institute of Europe, Russian Academy of Sciences 11-3, Mokhovaya street, Moscow, Russia, 125009 E-mail: [email protected]
Abstract. The author overviews the main results of Russia's chairmanship of the Arctic Council (AC, Council) in 2021-2023, analyses its relationship with domestic and international governance. Four main periods of the Russian chairmanship are defined. It is noted that due to the Ukrainian conflict, the Russian chairmanship was boycotted by Western countries. In the conditions of geopolitical instability, the Russian Federation managed to organise most of the planned events. During this period Russia concentrated on the infrastructure of the Northern Sea Route, the socio-economic development of the Arctic regions of the Russian Federation. However, due to the position of the Western countries, it was not possible for Russia to fully achieve and implement the scheduled activities. It negatively affected the work of the Organising Committee, representative ministries, departments, Arctic regions and scientific organisations. The course of the chairmanship was disorganized. May 2023 Russia remotely handed over the chairmanship of the Arctic Council to Norway, hoping to restore the former status. The Russian Federation believes that the problems of the Arctic region can be solved only through balanced and mutually beneficial international cooperation.
Key words: Russian Arctic, Arctic Council, Russian Chairmanship 2021-2023, sustainable development, sanctions, geopolitical instability, international cooperation, Norway
DOI: 10.31857/S0201708323060013 EDN: xxrthg
REFERENCES
Vasiliev V.N., Krasnopolsky B.Kh., Pilyasov A.N. (2023) Rozhdennyy obyedinyat; (k 30-letiyu Severnogo Foruma) [Born to unite (to the 30th anniversary of the Northern Forum)], Universum, Moscow; Smolensk, Russia. (In Russian).
Gromyko Al.A. (ed.) (2022) Etap spetsial'noy voyennoy operatsii na Ukraine. Anatomiya anti-rossiyskoy politiki v Evrope [Stage of a special military operation in Ukraine. Anatomy of anti-Russian policy in Europe], Institute of Europe RAS. Moscow, Russia. DOI: 10.15211/report42022-390 (In Russian).
Zhuravel V.P. (2021) Predsedatel'stvo Rossii v Arkticheskom Sovete [Russian Chairmanship of the Arctic Council], Sovremennaya Evropa. 5(105), pp. 90-99. DOI 10.15211/soveurope520219099 (In Russian).
Zhuravel V.P. (2022a) O predsedatel'stve Rossii v Arkticheskom sovete: programma i pervyye itogi [On Russia's chairmanship of the Arctic Council: program and first results], Nauchnyye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii, 233, pp. 147-167. DOI: 10.38197/2072-20602022-233-1-147-167 (In Russian).
Zhuravel V.P. (2022b) Predsedatel'stvo RF v Arkticheskom Sovete kak oriyentir dlya issledo-vaniy CAI IE RAS [Chairmanship of the Russian Federation in the Arctic Council as a guideline for research by the Center for Arctic Studies IE RAS], Scientific and Analytical Herald of the Institute of Europe RAS, 1(25), pp. 120-124. (In Russian).
Zhuravel V.P. (2022c) Chrezvychaynoye sobytiye v Arkticheskom sovete. Yest' li vykhod iz slozhivsheysya situatsii? [Extraordinary event at the Arctic Council. Is there a way out of this situation?], in Gusev K.N. (ed.) Yevropeyskaya analitika 2022, IE RAS, Moscow, Russia. pp. 27-37. DOI 10.15211/978-5-98163-197-9. EDN PIJXTO (In Russian).
Zhuravel V.P. (ed.), (2022d) Politika, ekonomika i bezopasnost' sovremennoy Arktiki (k 25-letiyu Arkticheskogo soveta) [Politics, economics, and security of the modern Arctic (to the 25th anniversary of the Arctic Council)], Institute of Europe RAN, Moscow, Russia. (In Russian).
Zhuravel V.P., Timoshenko D.S. (2022) Rossiyskaya Arktika v period sanktsionnogo davleni-ya i geopoliticheskoy nestabil'nosti [The Russian Arctic during the period of sanctions pressure and geopolitical instability], Arktika i Sever, 49, pp. 105-124. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.49.105 (In Russian).
Krasnopolsky B.H. (2020) Koordinatsiya mezhdunarodnykh organizatsiy severo-arkticheskikh regionov: k programme predsedatel'stva Rossiyskoy Federatsii v Arkticheskom sovete [Coordination of international organizations of the North Arctic regions: to the program of the chairmanship of the Russian Federation in the Arctic Council], Arktika i Sever, 41, pp. 148-162. (In Russian).
Korchunov N.V. (2021) O zadachah Rossii v period yeyo predsedatel'stva v Arkticheskom sovete [On the tasks of Russia during its chairmanship in the Arctic Council], Arcticheskie Vedomos-ti, 1, pp. 8-11. (In Russian).
Krivorotov A. K. (2023) Innovatsionnyy process v Arktike: mirovye tendentsii i aktualnye ros-siyskie problemy [Innovation process in the Arctic: global trends and current Russian problems], Sever i rynok: formirovaniye ekonomicheskogo poryadka, 26, 2(80), pp. 90-103. DOI 10.37614/2220-802X.2.2023.80.006 EDN: OSUKSX. (In Russian).
Tishkov A.A. (2021) Mezhdunarodnoye sotrudnichestvo v Rossiyskoy Arktike: voprosy nakanune predsedatel'stva nashey strany v Arkticheskom Sovete [International cooperation in the Russian Arctic: issues on the eve of our country's chairmanship in the Arctic Council], Ispol-zovanie i ohranaprirodnyh resursov v Rossii. 2, pp. 104-109. (In Russian).
Rasskazova I.V. (2023) Predsedatel'stvo Rossii v Arkticheskom sovete. Chrezvychaynyye meropriyatiya [Russian Chairmanship of the Arctic Council. Extraordinary events], Natural and technogenic risks (physical, mathematical, and applied aspects), 1(45), pp. 94-109. (In Russian).
Timoshenko D.S. (2022) Sovremennaya Arktika: globalnaya bipolyarnost ili bipolyarnoye ras-stroystvo? The modern Arctic: global bipolarity or bipolar disorder? Nauchno-analiticheskij vest-nikInstituta Evropy RAN, 4(28), pp. 77-85. DOI: 10.15211/vestnikieran420227785 (In Russian).
Khusainova S.S. (2021) Spetsifika predsedatel'stva Rossiyskoy Federatsii v Arkticheskom sovete: 2021-2023 gody [Specifics of the Chairmanship of the Russian Federation in the Arctic Council: 2021-2023], Konfliktologiya /Nota Bene, 4, pp. 1-11. (In Russian).
Foteva I. (2023) Dreyfuyushchiye vo ldah. [Drifting in the ice], Rossiyskaya Federatsiya segodnya, 7, pp. 68-73. (In Russian).