Научная статья на тему '«Заметки на полях» Конгресса: Еср 2013 глазами новичка-феноменолога'

«Заметки на полях» Конгресса: Еср 2013 глазами новичка-феноменолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
140
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
13-Й ЕВРОПЕЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС / 13TH EUROPEAN CONGRESS ON PSYCHOLOGY / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ / ЗАМЕТКИ / PHENOMENOLOGY / FI RST-TIME EXPERIENCE / TRAVEL NOTICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайцева Юлия Евгеньевна

В статье представлено феноменологическое описание опыта участия психолога-качественника в 13-м Европейском психологическом конгрессе, проходившем в Стокгольме 9-12 июля 2013 г. Автор рассказывает о своем первом опыте участия в международном конгрессе подобного масштаба, о работе в программном комитете в качестве члена редколлегии и участника отборочного комитета, предлагая вниманию читателя яркие впечатления и путевые заметки. Освещаются исследования, отмеченные на Конгрессе наградами и премиями психологических ассоциаций, другие материалы и выступления, в особенности в области психологии личности и качественных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marginal notes on Congress: ECP 2013 from novice-phenomenologist’ perspective

Phenomenology of personal experience of psychologist and qualitative researcher as a participant of 13th European Congress on Psychology (Stockholm, Sweden, June 9-12, 2013) is presented in this essay. First-time experience of large International Conference participation is analyzed. Co-working as an abstract reviewer is described. Impressions, metaphors and travel notice.

Текст научной работы на тему ««Заметки на полях» Конгресса: Еср 2013 глазами новичка-феноменолога»

УДК 159.9

Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2014. Вып. 1

Ю. Е. Зайцева

«ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ» КОНГРЕССА:

ЕСР 2013 ГЛАЗАМИ НОВИЧКА-ФЕНОМЕНОЛОГА

В статье представлено феноменологическое описание опыта участия психолога-качественника в 13-м Европейском психологическом конгрессе, проходившем в Стокгольме 9-12 июля 2013 г. Автор рассказывает о своем первом опыте участия в международном конгрессе подобного масштаба, о работе в программном комитете в качестве члена редколлегии и участника отборочного комитета, предлагая вниманию читателя яркие впечатления и путевые заметки. Освещаются исследования, отмеченные на Конгрессе наградами и премиями психологических ассоциаций, другие материалы и выступления, в особенности в области психологии личности и качественных исследований.

Ключевые слова: 13-й Европейский психологический конгресс, феноменологическое описание, заметки.

J. E. Zaitseva

MARGINAL NOTES ON CONGRESS: ECP 2013 FROM NOVICE-PHENOMENOLOGIST' PERSPECTIVE

Phenomenology of personal experience of psychologist and qualitative researcher as a participant of 13th European Congress on Psychology (Stockholm, Sweden, June 9-12, 2013) is presented in this essay. Firsttime experience of large International Conference participation is analyzed. Co-working as an abstract reviewer is described. Impressions, metaphors and travel notice.

Keywords: 13th European Congress on Psychology, phenomenology, first-time experience, travel notice

Этой истории могло не быть. В последний момент несколько крупных спонсоров отказались финансировать Конгресс (в Европе кризис), а я — не получила грант. Но происходит несколько обыкновенных чудес, и вот уже у меня в кармане шифр от заветной двери хостела в самом сердце Старого Города, и ажурные башни стокгольмского Гамла Стана приветствуют меня, а Ларс-Горан Нильссон (Lars-Gдmn Nilsson), директор программного комитета, вспоминает преодоленные трудности, стоя на прекрасной сцене Белого Холла перед тысячами участников со всех концов света, прибывшими, как и я, чтобы 13-й Европейский психологический конгресс мог состояться.

В соответствии с традицией исследователей-качественников [1] начну рассказ с нескольких слов о себе. Несмотря на уже почти 15-летний опыт научной деятельности — и, соответственно, посещения научных конференций и семинаров, — это мой первый опыт участия в международном мероприятии такого масштаба. Мне часто доводилось работать со специалистами из Европы и Америки, приезжавшими в качестве ведущих, лекторов и докладчиков на наши конференции, и даже выступать в качестве переводчика, но окунаться в «естественную среду» научной коммуникации моих зарубежных коллег мне до прошлого года не приходилось. Единственным исключением можно

Зайцева Юлия Евгеньевна — кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; [email protected]

Zaitseva J. E. — Candidate of Psychology, Associate Professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]

35

Рис 1. Автор на полях Конгресса

считать участие в проходившей недавно в Москве 6-й Европейской конференции по позитивной психологии (ЕСРР 2012) [2]. Активная направленность на интеграцию в мировое научное сообщество, поддерживаемая политикой Санкт-Петербургского государственного университета, в том числе финансовой1, открыла для меня, как и для многих моих коллег, возможность изменить эту ситуацию. Приятно сознавать, что делегация СПбГУ на 13-м Европейском психологическом конгрессе была весьма представительна как в количественном, так и в качественном составе.

Моей ошибкой, осознанной, как только в руки мне попала программа Конгресса на 270 страниц формата A4, оказалось отсутствие заранее подготовленного маршрута. Конгресс, в отличие от камерных узкоспециализированных конференций, не позволяет охватить все предоставляемые возможности. Одновременно проходят около 20 мероприятий. За время работы Конгресса состоялось 143 сессии тематических секций, вниманию участников было представлено 450 постерных докладов, организованы 31 предметная дискуссия, 38 симпозиумов, 12 круглых столов и публичных дебатов по острым вопросам внутренней регуляции психологического сообщества (таким как проблемы

1 Поездка на Конгресс осуществлена при финансовой поддержке СПбГУ (Мероприятие 5. Поддержка участия сотрудников, студентов и аспирантов СПбГУ в международных и всероссийских конференциях с докладами по результатам выполнения фундаментальных НИР, № 8.41.1243.2013).

36

лицензирования пользователей психодиагностического инструментария или деятельность этических комитетов) и его внешней политики, что позволило сопоставить опыт разных стран и континентов (например, оценить влияние болонской системы на профессиональное образование специалистов или роль политики в области здравоохранения). Кроме того, участникам была предоставлена возможность ознакомиться с опытом работы почти трех десятков ведущих специалистов в различных отраслях психологической науки и практики: было организовано шестнадцать пленарных докладов, тринадцать мастер-классов и четыре выступления лауреатов престижных психологических премий (в том числе врученных во время торжественной церемонии открытия Конгресса). Аристотелевской премии Европейской федерации психологических ассоциаций («<Aristotel Price 2013») был удостоен Нильс Бирбаумер (Niels Birhaumer, Тюбин-генский университет, Германия; Институт исследований, госпитализации и здравоохранения (IRCCS), Венеция, Италия) за всемирно признанный вклад в преодоление разрыва между достижениями базовой нейрофизиологии и прикладными отраслями психологии. Премии В. Вундта — У. Джеймса («Wilhelm Wundt — William James Award»), вручаемой Американской психологической организацией (%e American Psychological Foundation — APF), удостоилась 90-летняя профессор Джин Петтифор (Jean Pettifor, Альбертский университет, Канада), широко известная своим активным содействием осознанному взаимопроникновению этики и психологии, в частности в области клинической психологии. Премия Коменского, поддерживающая профессиональные успехи молодых ученых («Comenius Early Career Psychologist Award»), от имени Союза психологических ассоциаций Чешской Республики (Union of Psychologists' Associations of the Czech Republic — UPA CR) была вручена немецкому ученому Вильгельму Хофману (Wilhelm Hofmann, Университет Чикаго, США) за серию исследований в области саморегуляции и самоконтроля в повседневной жизни [3-6].

Следуя современным трендам психологической науки [7], Хофман выходит за пределы лабораторных стен и пытается получить подтверждения (или опровержения) полученным в экспериментальных условиях закономерностям саморегуляции личности, наблюдая за людьми в их естественном окружении. В своем масштабном исследовательском проекте Хофман изучал наши повседневные искушения и способность им сопротивляться [6]. В течение недели 205 добровольцев из Германии семь раз в день (по сигналу мобильного устройства) фиксировали актуальные побуждения (их силу, тип, насколько они противоречат целям личности и требуют подавления, а также поддались ли им испытуемые). Всего было получено около 8000 таких отчетов. В результате было обнаружено, что современный европеец гораздо легче сопротивляется сексуальным импульсам и таким вредным привычкам, как алкоголь и курение (интенсивность этих желаний оказалась ниже большинства других), чем побуждениям поработать или окунуться в медиа-среду (социальные сети, интернет, телевидение), — сопротивление последним оказывается неэффективным чаще всего. Как наиболее интенсивные переживаются желания сна и секса, наиболее часто и остро вступают в конфликт с личными целями опять же потребности в отдыхе и сне. Была выявлена динамика желаний в течение дня и недельного цикла. В среднем можно сказать, что современный человек «восемь часов в день испытывает какие-то желания, три часа сопротивляется им и полчаса уступает» [6, р. 587]. Что касается механизмов самоконтроля и сопротивления повседневным искушениям, то здесь получила эмпирическое подтверждение ресурсная теория [8]: чем больше мы сопротивлялись искушениям в последнее время, тем более

37

вероятным становится наша уступка возникающим вновь желаниям. Однако при этом люди, сообщающие о большем количестве побуждений, демонстрируют и большую стойкость в сопротивлении им [6, р. 585]. Личностные факторы в целом оказываются более тесно связанными с силой возникающих побуждений и мерой их конфликтности, ситуационные же обусловливают успешность сопротивления искушениям или их реализацию в поведении [3], хотя личность с сильным самоконтролем в состоянии обеспечить и проактивную саморегуляцию, избегая провоцирующих ситуаций. Последние исследования Хофмана [4-5] показывают, что в целом мы чувствуем себя счастливее, когда успешно боремся с искушениями. Наши «маленькие радости» приносят значительно меньше гедонистического удовольствия, чем мы от них ожидаем, так как сопровождаются не отсроченным проигрышем (как ранее считалось), а немедленным аффективным эффектом «угрызений совести»: переживанием чувства вины, снижением гордости за себя, существенно отравляющим наслаждение от удовлетворения желаний, — в то время как «сожаления» об упущенных возможностях преследуют нас в равной мере и в случае успешного сопротивления искушениям, и когда мы им поддаемся. В целом устойчивый самоконтроль позволяет испытывать большую удовлетворенность от жизни, чувствовать себя счастливее.

Надо отметить, что Уильям Хофман не смог лично присутствовать на церемонии вручения ему почетной награды, по весьма уважительной причине: у него на днях родилась дочь.

Пленарные доклады, на мой взгляд, отражали те основные тенденции развития современной психологии, которые были отмечены наградами психологических ассоциаций: попытку найти связь между глубинными нейрофизиологическими процессами — Г. Семин (G. Semin), С. В. Хофстен (С. V. Hofsten), Н. Лави (N. Lavie), механизмами работы когнитивной системы и поведением человека в сложных социальных условиях — Е. Фокс (E. Fox), Дж. Капрара (G. Caprara), В. Хофман (W. Hofmann); внимание к длительному, в том числе лонгитюдному — Л. Пулккинен (L. Pulkkinen), М. Кивимаки (M. Kivimaki), изучению повседневности человека и мира его переживаний — А. Бак-кер (A. Bakker), Т. Акерстедт (T. Akerstedt); осознание значительной роли ситуационных факторов и социального, коммуникативного контекста протекания психической деятельности — Е. Фер (E. Fehr), К. Фелдер (К. Fielder), Г. Семин (G. Semin). Особенно остро переживается осознание хрупкости нашей «психической реальности». То, что имплицитно воспринималось как «очевидное», устойчивое отражение «объективного мира»: автобиографические воспоминания — Э. Лофтус (E. Loftus), Д. Бенштейн (D. Berntsen), ощущение собственного тела — Е. Хенрик (E. Henrik), оценка будущего или текущего удовольствия или неудовольствия — Дж. Капрара (G. Caprara), В. Хофман (W. Hofmann), Е. Фокс (E. Fox), — оказывается всего лишь продуктом нашей когнитивной деятельности, к тому же часто ошибочной и легко разрушимой. Такое осознание конструирующей природы открываемых нами закономерностей, безусловно, требует повышенного внимания к этическим аспектам психологии и социальной реальности в целом — Дж. Петтифор (J. Pettifor).2

Я хотела бы сказать еще несколько слов об организации Конгресса. Мне посчастливилось познакомиться с его работой не только в роли участника, но и «изнутри», в качестве одного из членов многочисленного отборочного комитета. Шведская

2 С материалами пленарных выступлений можно познакомиться на сайте Конгресса [9].

38

психологическая ассоциация, как принимающая сторона, рассматривала заявки на участие на основании очень кратких (1500 символов) тезисов докладов в двадцати трех научных и прикладных сферах психологии. Каждое направление формировало научную группу, в ходе работы которой принимались решения о наиболее подходящей форме презентации того или иного материала (лекция на пленарном заседании, устная презентация на тематических секциях, выступление на круглом столе или в формате постерной сессии) либо, при необходимости, об отклонения заявки. Общая политика отборочного комитета заключалась в стратегии «all-inclusive» (отклонение в крайнем случае). Группа, в работе которой я принимала участие, была одной из самых многочисленных и обнимала вниманием широкую предметную область «Развитие человека» (Human Development). С гордостью присоединив Санкт-Петербургский университет к широкой географии рецензентов, я смогла отдать должное разнообразию присылаемых материалов — от общих рассуждений о влиянии ношения паранджи и раздельного обучения в школе на академическую успеваемость иранских юношей в первый год обучения в вузе до фундаментальных исследований психомоторики при выполнении проективных рисуночных тестов, подкрепленных технологической и психофизиологической базой; от кейс-стади феноменологии переживаний в терапевтической сессии до масштабных статистических проектов оценки того, какое влияние оказывает внедрение в школьную программу проекта «Осторожный водитель» на статистику превышения скорости в трех англоязычных странах. Поскольку не все работы были приняты, воздержусь от указания их авторов.

С руководителем секции доктором Лаурой Феррер-Вредер (Laura Ferrer-Wreder, Международный университет Флориды, США; Стокгольмский университет, Швеция), одним из организаторов Ассоциации исследователей формирования идентичности (Society for Research on Identity Formation — SRIF) и редактором нескольких научных журналов в этой области, сейчас работающей в Стокгольмском университете, мы познакомились несколько лет назад на почве интереса к качественным исследованиям феноменов самосознания. Исследовательский и одновременно масштабный социальный проект Miami Youth Development Project (YDP) [10-11], в котором она принимала активное участие, был запущен в 1990-е годы как программа помощи подросткам из неблагополучных районов Майами, представлявшим в основном этнические меньшинства и отличавшимся множественными проблемами социальной адаптации. Целью проекта были разработка и внедрение программы формирования «позитивной» личностной идентичности. Методология качественного и количественного анализа знаний/навыков, ценностей/установок, ориентации (стиля идентичности [12-13]), исследования/приверженности (статуса [14] идентичности), разработанная первоначально в качестве инструмента оценки краткосрочного и долгосрочного эффектов интервенции, превратилась по мере работы проекта в полноценную модель динамики конструирования идентичности в течение всего жизненного цикла [11]. Знакомство с этими разработками в свое время заставило меня пересмотреть свои представления о личностной идентичности как о сформированном раз и навсегда в подростковом или раннем юношеском возрасте образовании, позволяющем интегрировать индивидуальные особенности и предоставляемые социумом роли, обретая тем самым перспективы осмысленной интеграции в общество и возможные точки приложения «жизненных усилий» [15]. Понимание идентичности современного молодого человека как динамического образования, не только формирующегося гетерохронно и неравномерно в различных областях жизни

39

(в межличностных отношениях и мировоззрении, в отношении профессии, сексуальной роли, религиозного и ценностного мировосприятия и т. п. [16]), но и требующего постоянной работы по сохранению, пересмотру и дополнению [13], привлекает внимание к социально-когнитивным механизмам, лежащим в основе этой динамики.

Исследование стиля конструирования идентичности (нормативного, информационного, диффузии/избегания) [13] как устойчивой стратегии переработки информации о себе, принятия решений о своем будущем, постановки жизненных целей и преодоления препятствий стало закономерным шагом моего научного поиска. Серия качественных исследований [17], включающих в себя интервью о возможном «Я», желаемом и нежелаемом будущем, жизненных целях, анализ «Я-нарративов» (автобиографических историй о жизненном пути), адаптацию и первичную культурную валидизацию методики изучения стиля идентичности3, продемонстрировала взаимосвязь длительности и разработанности временной перспективы с предпочтением одного из стилей конструирования идентичности: проактивной стратегии поиска способов достижения личной цели, связанной с методичным и активным поиском всей доступной информации; консервативной стратегии автоматической реализации усвоенной системы ценностей, призванной защитить статус-кво; осознанной или неосознаваемой прокрасти-нации, обесценивания значимости принятых жизненных решений.

Отражением описанной выше дихотомии психологии устойчивых личностных особенностей и динамичных когнитивно-социальных систем как основных механизмов функционирования личности были для меня и выступления ведущих специалистов в области психологии личности. Множественность дискурсов, представляющих различные парадигмы психологии, можно считать отличительной особенностью современных крупных психологических съездов, поэтому неудивительно, что диаметрально противоположные концепции, доминирующие в современном теоретическом поле психологии личности, звучали из уст ведущих ученых и даже основателей соответствующих направлений, разделенные не более чем 15-минутным перерывом. Профессор Юри Аллик (Juri Allik, Тартуский университет, Эстония), тесно сотрудничавший в свое время с Робертом Маккрэ (Robert McCrae) — одним из разработчиков широко известной пятифакторной модели личностных черт и опросника Ne-PI-R, в своей лекции, озаглавленной «Психология личности между универсалиями природы человека и особенностями его адаптации» (Personality Psychology Between Human Universals and Characteristic Adaptation), настаивает на необходимости более решительного переноса на сферу социальной адаптации человека знаний о кросс-культурных универсалиях большой пятерки личностных черт как биологически детерминированной совокупности факторов. Со своей стороны профессор Джиан Капрара (Gian Vittorio Caprara, Римский университет «Ла Сапиенца», Италия), благодаря знаменитому учебнику [19] которого большинству отечественных специалистов известны современные течения социально-когнитивного направления в психологии личности, в своем выступлении привлекает внимание к когнитивно-аффективным механизмам социальной регуляции и саморегуляции личности. В докладе «Хорошие новости о психологии личности: согласование личностных черт и установок самоэффективности» (Good News from Personality Psychology: Reconciling Traits and Self Efficacy Beliefs) он предлагает убедительную эмпирическую демонстрацию

3 Сейчас в сотрудничестве с автором методики Майклом Берзонски (M. Berzonsky) мной осуществляются перевод на русский язык, кросс-культурная адаптация и валидизация новой версии методики на выявление стиля конструирования идентичности «Identity Style Inventory» (ISI-5) [18].

40

роли убеждений как гибких адаптационных механизмов, от которых в первую очередь зависит, насколько будут актуализированы и реализованы те личностные потенциалы, границы которых определяются биологически детерминированными чертами (включая универсалии большой пятерки).

Представленность на Конгрессе различных направлений, при отсутствии явного доминирования одного из дискурсов, позволяла всем заинтересованным участникам как найти единомышленников, так и вступить в равную концептуальную дискуссию с оппонентом. Достижения нейронаук и позитивной психологии запросто соседствовали на постерных стендах и в сетке расписания. Еще одной «плоскостью триангуляции», недоступной для более специализированных конференций, была площадка приносящего подчас неожиданные открытия диалога между практиками и теоретиками, дополненного к тому же рефлексивным опытом мета-коммуникаций в среде психологов-профессионалов, в каковые вовлечены по роду своей деятельности функционеры психологических организаций и объединений. Формат тематических круглых столов был наиболее плодотворным для такого рода дискуссий.

Заседания тематических секций состояли из 3-5 выступлений, содержащих чаще всего результаты конкретных эмпирических исследований довольно узкой тематики. Они проходили ежедневно в течение шести полуторачасовых временных блоков, с перерывами на две получасовые постерные сессии. Одновременно могли работать до 19 секций. Мой интерес, как я уже упоминала ранее, был сфокусирован на исследованиях феноменологии личности, проблемах «я» и идентичности, принятия решений в социальных ситуациях, этики и морального развития. Каждая из этих тем была достаточно полно представлена в рамках Конгресса. Предсказуемо малый объем внимания был уделен на заседаниях секций расшифровкам показателей ФМРТ, а вот классических экспериментальных исследований в парадигме принятия решения (в группе и по одиночке, о действии и о бездействии, об отдельных факторах и об их взаимовлиянии) оказалось, напротив, довольно много. Обратила на себя внимание лаконичность используемого методического инструментария: стремление валидизировать сокращенную до нескольких вопросов версию опросника, использовать экспериментальную процедуру, позволяющую прояснить очень конкретный частный аспект изучаемой проблемы. Задача комплексного описания феномена, сопровождающегося его теоретическим осмыслением, ставилась редко. Это было характерно не только для аспирантских работ, но и для результатов деятельности целых научных коллективов. В качестве теоретического обобщения чаще можно было увидеть схему эмпирически полученных взаимосвязей, выявленных в результате мета-анализа нескольких частных исследований, зачастую с привлечением математико-статистического аппарата структурного моделирования. Наибольший интерес в этом плане вызывали комплексные лонгитюдные исследования «жизненного пути человека», проводимые некоторыми исследовательскими лабораториями на протяжении трех и более десятков лет (хорошо согласующиеся с традициями Петербургской научной школы комплексных исследований), например исследование комплексной взаимосвязи социально-когнитивного развития, опыта отношений и результатов жизненного пути, проводимое в лаборатории Мюнстерского университета [20]. Доклады петербургских коллег [21-22] на этом фоне отличались вниманием к теоретическим и методологическим основаниям проводимых исследований, фундаментальностью проработки понятийной структуры, широким охватом эмпирически изучаемых в рамках выбранного направления феноменов.

41

Отдельной сферой моего интереса была представленность на Конгрессе феноменологических исследований и методологии качественных исследований, поскольку и сама я привезла результаты изучения нарративов о достоинстве людей с различным уровнем морального сознания [23]. К моему удовольствию поддержку этого направления можно было увидеть и в сфере инструментария (предлагались и анализировались программы фиксации и анализа качественных данных), и в материалах исследований (так, нарративный подход встречался не только в описаниях психотерапевтических практик, но и при анализе закономерностей когнитивного развития, а также в прикладных отраслях). Крупные издательства, выставочные стенды которых работали в течение всего Конгресса, такие как The Sage, Cambridge University Press, The Guilford Press, предложили в этом году множество переизданий и новых учебных пособий, монографий и практических руководств по качественным методам4.

Активная работа психологических ассоциаций, получивших возможность обсудить сложности, с которыми сталкиваются психологи в своей профессиональной деятельности, часто касалась этической проблематики: разработки и уточнения этических кодексов, внедрения и организации институтов супервизии, деятельности этических комитетов. Во время тематических сессий, круглых столов и частных дискуссий анализировались кейсы, разбирались процедуры, выявлялись общие тенденции и культурная специфика. Своим опытом делились председатели этических комитетов европейских стран, директор комитета по этике Американской психологической ассоциации Стефан Бенке (Stephen H. Behnke), от российского психологического общества в дискуссиях участвовала А. В. Шаболтас, действующий председатель Этического комитета РПО. Мне особенно запомнилась установка на функционирование этого органа в качестве посредника при урегулировании спорных случаев, предоставляющего сторонам конфликта процедурно закрепленные возможности быть услышанными, ответить друг другу и получить обратную связь со стороны референтной группы коллег, — посредника, в первую очередь принимающего решения рекомендательного характера и лишь в последнюю — выступающего как орган надзора и контроля.

Возможно, мои воспоминания о Конгрессе не точны, искажены или переконструированы, как убедительно показала в своем докладе о «Чудовищном зоопарке памяти» блистательная Элизабет Лофтус (Калифорнийский университет, США) [28], но впечатления от ее искрометного юмора, умения организовать неформальную беседу, перезнакомить с десятком интереснейших людей и с удовольствием наблюдать за разворачивающимися дебатами останутся со мной надолго. Пожалуй, самым живым переживанием от этого «Вавилонского схода» психологов останутся личные контакты, разговоры один на один, будь то в богатых мозаичных декорациях Стокгольмской ратуши, видевшей всех Нобелевских лауреатов, за изысканным столом на живописном холме в парке Скансен, где проходил торжественный ужин, в электричке по пути или в необъятных ангароподобных рекреациях залов Стокгольмс Массан, приютивших Конгресс, — каждый из них принес новый взгляд, открыл новые перспективы и добавил уверенности. Я знаю, что многие мои коллеги предпочитают узкоспециализированные профессиональные конференции, но я буду ждать возможности посетить 14-й Европейский конгресс в 2015 г. в Милане.

4 Более подробную информацию о новинках издательств можно получить в электронных каталогах [24-27].

42

Литература

1. Улановский А. М. Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием. М.: Смысл, 2012. 255 с.

2. 6th European Conference on Positive Psychology, Moscow, Russia. June 26-28, 2012. Abstracts. URL: http://www.ecpp2012.ru (дата обращения: 13.11.2013).

3. Hofmann W., Baumeister R., Foerster G., Vohs K. Everyday Temptations: An Experience Sampling Study of Desire, Conflict, and Self-Control // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 102, No. 6. P. 1318-1335.

4. Hofmann W., Kotabe H., Luhmann M. The spoiled pleasure of giving in to temptation // Motivation and Emotion. Dec. 2013. Vol. 37, No. 4. P. 733-742.

5. Hofmann W., Luhmann F., Vohs K., Baumeister R. Yes, But Are They Happy? Effects of Trait Self-Control on Affective Well-Being and Life Satisfaction // Journal of Personality. In Press. 2013. URL: http:// faculty.chicagobooth.edu/wilhelm.hofmann/publications/Hofmann_Luhmann_Fisher_Vohs_Baumeister_ TSC&Happiness_JoP.pdf (дата обращения 13.11.2013).

6. Hofmann W., Vohs K., Baumeister R. What People Desire, Feel Conflicted About, and Try to Resist in Everyday Life // Psychological Science. 2012. No. 23. P. 582-588.

7. Mehl M. R., Conner T. S. (eds.). Handbook of research methods for studying daily life. New York: Guilford Press, 2012. 676 p.

8. Hagger M. S., Wood C., Stiff C., Chatzisarantis N. L. Ego depletion and the strength model of self-control: A metaanalysis // Psychological Bulletin. 2010. Vol. 136. P. 495-525.

9. European Congress of Psychology 9-12 July 2013. URL: http://www.ecp2013.se (дата обращения: 19.11.2013).

10. Ferrer-Wreder L., Palchuk A., Poyrazli S., Small M. L., Domitrovich C. E. Identity and Adolescent Adjustment // Identity: An International Journal of Theory and Research. 2008. Vol. 8, No. 2. P. 95-105.

11. Kurtines W. M., Ferrer-Wreder L., Berman S. L., Lorente C. C., Briones E., Montgomery M. J., Arrufat O. Promoting positive youth development: The Miami Youth Development Project (YDP) // Journal of Adolescent Research. 2008. Vol. 23, No. 3. P. 256-267.

12. Berzonsky M. D. Identity style: Conceptualization and measurement // Journal of Adolescent Research. 1989. Vol. 5. P. 268-282.

13. Berzonsky, M. D. A social-cognitive perspective on identity construction // Handbook of identity theory and research: Structures and processes / eds S. J. Schwartz, K. Luyckx, V. Vignoles. London: Springer, 2011. Vol. 1. P. 55-76.

14. Berzonsky M. D., Adams G. R. The identity status paradigm: Still useful after thirty-five years // Developmental Review. 1999. Vol. 19. P. 557-590.

15. Erikson E. Identity: Youth and crisis. New York: Norton, 1968. 336 p.

16. Berzonsky M. D., Neimeyer G. J. Ego identity status and identity processing orientation: The moderating role of commitment // Journal of Research in Personality. 1994. Vol. 28, No. 4. P. 425-435.

17. Зайцева Ю. Е. Я-нарративы жизненных перспектив молодых петербуржцев // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 14 / под. ред. Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013. С. 78-94.

18. Berzonsky M. D., Soenens B., Luyckx K., SmitsI., PapiniD. R., Goossens L. Development and Validation of the Revised Identity Style Inventory (ISI-5): Factor Structure, Reliability, and Validity // Psychol. Assess. 2013. Vol. 25, No. 3. P. 893-904.

19. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003. 640 с.

20. Steinhoff A. The Complex Interplay Between Social Cognitive Development, Relationship Experiences and Life Course Outcomes // Abstracts. ECP 2013. URL: https://abstracts.congrex.com/scripts/JMEvent/ ProgrammeLogic_Abstract_P.asp?PL=Y&Form_Id=3&Client_Id='CXST'&Project_Id='13078006'&Person_ Id=2803957 (дата обращения 13.11.2013).

21. Abdulmanova D. Individual Characteristics of Life Scripts and the Development of the Entrepreneurs' Authenticity // Abstracts. ECP 2013. URL: https://abstracts.congrex.com/scripts/JMEvent/ProgrammeLog-ic_Abstract_P.asp?PL=Y&Form_Id=3&Client_Id='CXST'&Project_Id='13078006'&Person_Id=2804003 (дата обращения 13.11.2013).

22. Grishina N., Abdulmanova D. Life Scripts: the Study of Individual and Normative Aspects // Abstracts. ECP 2013. URL: https://abstracts.congrex.com/scripts/JMEvent/ProgrammeLogic_Abstract_ P.asp?PL=Y&Form_Id=3&Client_Id='CXST'&Project_Id='13078006'&Person_Id=2803659 (дата обращения 13.11.2013).

43

23. Zaitseva J. Narratives About Dignity at Different Stages of Moral Development. In Abstracts // Abstracts. ECP 2013. URL: https://abstracts.congrex.com/scripts/JMEvent/ProgrammeLogic_Abstract_ P.asp?PL=Y&Form_Id=3&Client_Id='CXST'&Project_Id='13078006'&Person_Id=2801793 (дата обращения: 13.11.2013).

24. SAGE Publications. URL: http://www.uk.sagepub.com (дата обращения: 19.11.2013).

25. APA Books. URL: http://apa.org/pubs/books (дата обращения: 19.11.2013).

26. Guilford Press. URL: http://guilford.com (дата обращения: 19.11.2013).

27. Cambridge University Press. URL: http://www.cambridge.org/us/academic (дата обращения: 19.11.2013).

28. Loftus E. Beasts in the Memory Zoo // Abstracts. ECP 2013. URL: https://abstracts.congrex.com/ scripts/JMEvent/ProgrammeLogic_Abstract_P.asp?PL=Y&Form_Id=3&Client_Id='CXST'&Project_ Id='13078006'&Person_Id=2690331 (дата обращения: 13.11.2013).

Статья поступила в редакцию 31 октября 2013 г.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.