УДК 159.924.7:37.018.385 ББК 88.56 А 90
Л.А. Асламазова
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: lilyanima@mail.ru
Ф.П. Хакунова
Доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: pedagog-psycholog84@mail.ru
ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
(Рецензирована)
Аннотация. Представлен анализ современных психологических и социально-педагогических отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению замещающей семьи. Раскрыта специфика структуры семьи, определяющая особенности ее функционирования, определены мотивы ее создания, систематизированы представления о протекании адаптационного периода в жизни семьи с приемными детьми; описаны особенности взаимоотношений в замещающей семье и факторы, оказывающие влияние на них, а также наиболее распространенные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей-сирот.
Ключевые слова: замещающая семья, структура семьи, мотивация, взаимоотношения, факторы, трудности.
L.A. Aslamazova
Candidate of Psychology, Associate Professor at the Department of Pedagogical Psychology, the Faculty of Pedagogy and Psychology, Adyghe State University; E-mail: lilyanima@mail.ru
F.P. Khakunova
Doctor of Pedagogy, Professor, Dean of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Adyghe State University; E-mail: pedagog-psycholog84@mail.ru
SUBSTITUTE FAMILY AS SUBJECT OF SCIENTIFIC RESEARCH
Abstract. The paper presents an analysis of contemporary psychological and social-pedagogical domestic and foreign researches devoted to the study of a substitute family. The author reveals the specifics of the family structure, determines the motives of its functioning, systematizes the ideas about the adaptation period in the life of the family; describes the features of relationships in the substitute family and the factors that affect them, as well as the most common problems and difficulties faced by families raising orphans.
Keywords: Substitute family, structure of family, motivation, relationships, factors, difficulties.
Любую семью, в которой ребенок воспитывается не кровными родителями, принято считать замещающей, при этом основной ее функцией
является заместить, заменить для ребенка потерянных им родителей [1]. В настоящее время большинством исследователей в области психологии, педагогики, социологии признается семейное воспитание детей-сирот в качестве наиболее эффективной альтернативы воспитанию в условиях интернатных учреждений. Замещающая семья наиболее полно приближена к психологическим потребностям ребенка иметь родителей и быть защищенным ими (М.В. Иванова); позволяет полноценно интегрировать его в общество, обеспечивая ему непрерывность, продолжительность, устойчивость воспитания, а также безопасное и защищенное существование (Ж.А. Захарова); приобщает его к культурным и семейным традициям и ценностям, формирует в нем образ здоровой и гармоничной семьи, а также умения и навыки, необходимые для успешной социализации (И.И. Осипова); оказывает положительное влияние на его развитие при условии, что в такой семье не ярко выражены нарушения ее функционирования (Н.П. Иванова, О.В. Заводил-кина); обеспечивает оптимальные условия для гармоничного развития личности приемного ребенка (О.А. Карабанова); является главным фактором компенсации у него различных нарушений (психотравм и депривационной симптоматики), вызванных негативным опытом жизни в родной семье (В.Н. Ослон,
A.Б. Холмогорова).
По мнению ряда исследователей, особенности замещающей семьи обусловлены, главным образом, спецификой ее структуры (Э.Р. Алексеева, 2009; А.Е. Бобкин, 1998;
B.Н. Вершинин, 2008; Е.А. Горбунова, 2007, 2009; А.И. Довга-левская, 1948, 1957; Ж.А. Захарова, 2005, 2009; О.Б. Зерницкий, 2002; С. Кеннеди, П.С. Марр, 1992; Л.Я. Олиференко, 2003; В.Н. Ослон, 2006; Г.В. Семья, 2004; Е.В. Ушакова, 2003; Я. МтисЫп,
1967, 1974; и др.), которая связана с выполнением родительской функции небиологическими родителями ребенка, а также неспособностью замещающей семьи в связи с этим в полной мере воспроизвести условия воспитания в родной семье [2]. Это делает замещающую семью нетипичной, т.к. дети изолированы от одного или обоих родных родителей, а также вынуждены приспосабливаться к новым условиям жизни [3].
Одним из главных отличий замещающей семьи от кровной является включенность государства в ее жизнедеятельность, т.е. присутствие в делах семьи третьей стороны в качестве регулирующего звена [4]. Это обстоятельство позволяет рассматривать ее как искусственно созданную форму отношений, которые носят условный характер, т.к. детерминированы социальными факторами, а не биологическими корнями [5].
Структура замещающей семьи претерпевает неизбежную перестройку, обусловленную приемом нового члена семьи - ребенка-сироты, что влияет на всю систему взаимоотношений (Е.А. горбунова, Ж.А. Захарова, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова). Для того чтобы замещающая семья смогла эффективно функционировать, она должна перестроить свою организацию, адаптироваться к новой ситуации, откорректировать основные правила жизни, освоить новые социальные роли, поменять взаимоотношения в различных подсистемах семьи и выработать свой новый образ, изменить степень открытости своих границ и научиться взаимодействовать как со специалистами сопровождения, так и со своим окружением.
Вместе с тем замещающая семья, по мнению Г.В. Семьи, представляет собой довольно жесткую структуру, что зачастую приводит к несовместимости новых членов семьи и в крайних случаях к прекращению ею своей деятельности
[6]. При этом она дает возможность ребенку-сироте погрузиться в систему неформальных отношений и почувствовать себя «семейным» вместо привычного ощущения «ни-чейности», которое он испытывал в детском учреждении, и может рассматриваться как особое пространство, имеющее потенциальные возможности для воспитания и реабилитации детей-сирот при условии оказания ей своевременной специальной помощи (Е.В. Ушакова) [7].
Наконец, особенности замещающей семьи определяются фактором временности членства приемного ребенка в ней, т.к. всегда существует вероятность его возврата в интернатное учреждение либо в биологическую семью (Л.Я. Олифе-ренко, Я. МтисЫп). Однако, несмотря на это, довольно часто между ним и замещающими родителями устанавливаются тесные связи, т.е. приемный ребенок проходит процесс интеграции в новую семейную систему и со временем может стать носителем симптомов, связанных с особенностями взаимоотношений в конкретной семье (Я. МтисЫп).
Другим, не менее важным фактором, определяющим психологические особенности замещающей семьи, качество взаимоотношений в ней, воспитательную успешность, а также специфические трудности, является мотивация ее создания. Анализ работ различных авторов позволяет разделить мотивы образования замещающей семьи на пять категорий: 1) альтруистические, ориентированные на потребности и нужды ребенка; 2) экзистенциальные (ребенок - смысл жизни); 3) психологические, нацеленные на решение внутренних проблем родителей; 4) социально-экономические, направленные на получение родителями блага или явной выгоды; 5) религиозные мотивы (В.Н. Вершинин, 2008; Н.В. Гибадуллин, 2014; Е.Б. Жуйко-ва, Л.С. Печникова, 2014; Ж.А.
Захарова, 2005, 2008; О.Б. Зерниц-кий, 2002; О.А. Карабанова, 2005; Т.З. Козлова, 2012; Л.Я. Олиферен-ко, 2003; Е.В. Ушакова, 2003; J. Alágate, 1986; J.D. Brown, J. Gerritts, V. Ivanova, N. Mehta, D. Skrodzki, 2012; S. De Maeyer, J. Vanderfaeillie, F. Vanschoonlandt, M. Robberechts, F. Van Holen, 2014; S. Rodger,
A. Cummings, A.W. Leschied, 2006; и др.).
Мотивация принятия ребенка в семью определяет условия воспитания в ней, в связи с чем Ж.А. Захарова разделяет все замещающие семьи на три группы в зависимости от воспитательных условий: замещающие семьи с положительными условиями воспитания, замещающие семьи с противоречивыми условиями, замещающие семьи с отрицательными условиями.
Наиболее освещенной в исследованиях особенностью замещающей семьи является наличие в истории ее функционирования обязательного периода адаптации членов семьи друг к другу (Л.М. Абросова, 2007;
B.В. Барабанова, 1995; Л.Н. Большакова, 2004; Е.А. Горбунова, 2007, 2009; Ж.А. Захарова, 2008, 2009; Н.П. Иванова, О.В. Заводил-кина, 1993; О.А. Карабанова, 2005; Г. Крайг, 2000; О.К. Миневич, 2009; В.Н. Ослон, 2001, 2002, 2006; Г.В. Семья, 2004; М.Ф. Терновская, 2004; A.A. Coronel, 1997; R. Nissim, 1997; H.L. Storer, S.E. Barkan, 2012; и др.). Подавляющее большинство авторов рассматривают адаптацию в замещающей семье как двусторонний, взаимный процесс, охватывающий не только самого приемного ребенка, но и замещающих родителей, а также других членов семьи. Исследователи отмечают, что процесс адаптации начинается с момента принятия ребенка в семью и является неизбежным.
В процессе приспособления родителей и приемного ребенка друг к другу семьей решаются задачи, связанные с изменением ее состава и функционально-ролевой
структуры [8]. Сама же адаптация членов замещающей семьи друг к другу характеризуется неравномерностью (нестабильностью процесса), цикличностью (наличием этапов) и ограниченностью во времени [9]. Включение приемного ребенка в семейную систему происходит через освоение им ее норм и правил, моральных ценностей, этнических стереотипов и традиций [10]. О.К. Ми-невич выделяет основные стратегии адаптации детей-сирот в замещающей семье, к которым она относит межличностную идентификацию, взаимодействие, компенсацию, а также сближение замещающих родителей и их воспитанников [11].
Ряд авторов выделяют этапы становления замещающей семьи, которые взаимосвязаны между собой и характеризуются различными потребностями семейной системы (Л.М. Абросова, Н.Б. Девоян, Н.Д. Игнатьева, 2007; В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова, 2001; М.Ф. Тер-новская, 2004). Так, В.Н. Ослон определяет такие этапы становления семьи, как ориентировочный (первичная адаптация); этап напряжения; этап отвержения (первый кризис системной перестройки); «штиль» (относительная устойчивость семейной системы); «депрессия» (второй кризис системной перестройки); принятие проблем [12]. В исследовании М.Ф. Терновской выделены: начало адаптационного процесса («медовый месяц»); стадия вживания (адаптации); стабилизация отношений [13]. Перечисленные этапы являются специфичными для замещающей семьи и приходятся на первые годы ее существования. Дальнейшие стадии жизненного цикла замещающей семьи совпадают с аналогичными у кровной семьи и связаны с естественным взрослением приемных детей, а также с переживанием присущих этому процессу нормативных кризисов. По данным разных авторов, процесс взаимного приспособления членов замещающей семьи друг к
другу может занимать от 7-12 месяцев (Л.М. Абросова, Е.А. Горбунова и др.) до 30 и более месяцев (Л.Н. Большакова, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова).
Особенности взаимоотношений в замещающей семье определены в работах О.В. Бессчетновой, 2008; М.В. Ивановой, 2007; Н.П. Ивановой, 2008; А.С. Спиваковской, 1991, 1999; Е.В. Ушаковой, 2003; Л.А. Чернышовой, 2004. К ним относятся:
- повышенная ответственность замещающих родителей за приемных детей;
- выраженная оценочная позиция замещающих родителей по отношению к воспитанникам, наличие «зашумленного» образа приемного ребенка в виду множества опасений, связанных с его наследственностью;
- эгоцентризм замещающих родителей и нереалистические ожидания в отношении приемного ребенка;
- преобладание родительского доминирования, повышенного контроля, подозрительности, неполного принятия приемного ребенка;
- склонность к чрезмерной гиперсоциализирующей концентрации на детях, наличие большей эмоциональной дистанциро-ванности с приемными детьми, а также частое восприятие их как ущербных и несамостоятельных (инфантильных);
- воспитание приемных детей по типу «повышенной моральной ответственности»;
- особая роль приемной (социальной) матери в функционировании замещающей семьи и в воспитании приемных детей;
- сложности замещающих родителей в оказании психологической поддержки своим приемным детям;
- наличие в семье несовершеннолетних родных детей, увеличивающее эмоциональную нагрузку на замещающих родителей;
- психологические особенности приемных детей (эмоциональная возбудимость, неуравновешенность, низкий самоконтроль, тревожность, неуверенность в себе, преобладание эгозащитных реакций в поведении), препятствующие построению эмоционально теплых взаимоотношений;
- полярное восприятие семейной ситуации замещающими родителями и их приемными детьми.
Анализ источников литературы позволяет выделить ряд факторов (помимо мотивации приема и психологической готовности к нему), оказывающих влияние на особенности взаимоотношений в замещающей семье и процессы, протекающие в ней, включая адаптацию членов семьи друг к другу. Таковыми являются:
- личностные особенности замещающих родителей (А.Е. Боб-кин, В.Н. Вершинин) и их профессионально значимые качества (уровень самоактуализации личности, способность к саморазвитию, стрессоустойчивость, уровни эмпатии и агрессивности, степень удовлетворенности основных потребностей, коммуникабельность) (Е.В. Ушакова);
- переживания и представления замещающих родителей, связанные с периодом ожидания приема ребенка (А.Е. Бобкин);
- особенности отношения замещающих родителей к приемным детям (и к детям в целом), готовность понимать их поведенческие проявления, наличие воспитательного опыта, конструктивность воспитательного стиля, характер организации ухода и воспитания приемного ребенка (О.В. Бессчетнова, А.Е. Боб-кин, Л. Вильясте, Ж.А. Захарова, Г.В. Семья, А. Фромм);
- возможности замещающих родителей признать ценность приемного ребенка как такового (вне зависимости от его пола, возраста, происхождения, жизненного опыта) (Ж.А. Захарова);
- семейный стаж родителей (прохождение кризисных периодов семейной жизни), ценностные ориентации обоих супругов, характер взаимоотношений между ними (Л. Вильясте, Г.В. Семья);
- особенности вхождения в контакт замещающих родителей со своим будущим воспитанником (В.Н. Вершинин);
- уровень педагогической культуры замещающих родителей, наличие/ отсутствие предварительного обучения, желание самообразования, общий образовательный уровень (В.Н. Вершинин, Л. Вильясте, Ж.А. Захарова, Г.В. Семья);
- опыт замещающих родителей, полученный ими в раннем детстве, связанный с взаимодействием с собственными родителями (Л. Ви-льясте, Г.В. Семья, D.A. Hughes);
- ранний опыт детско-роди-тельских взаимоотношений приемного ребенка в биологической семье, наличие/ отсутствие социально-эмоциональной депривации (Л. Вильясте, Г.В. Семья, D.A. Hughes, M. Rutter);
- наличие отклонений в развитии приемного ребенка (Л. Вилья-сте, Г.В. Семья, T.P. Cross, J. Eblen-Manning, E. Koh, N. Rolock);
- особенности базисной семьи: немолодой возраст замещающих родителей, наличие в семье другого ребенка старшего возраста, чем принимаемый, общая заинтересованность семьи, а также ее ориентация на длительный срок приема (R. Nissim, G. Ryan, L.N. Sherwin, D.W. Smith, O. Stevenson); многодетность/ малодетность замещающей семьи (В.Н. Вершинин).
В исследованиях В.В. Барабано-вой, О.В. Бессчетновой, Ж.А. Захаровой, Н.П. Ивановой, Л.Я. Оли-ференко выделены наиболее проблемные области замещающей семьи: стресс нового образа жизни; социально-психологическая отчужденность; создание и поддержание в семье образа приемного ребенка, который ему не соответствует
в действительности; негибкость семьи; проблемы эмоционально-личностного благополучия и развития кровных детей в условиях замещающей семьи; психологическая совместимость членов замещающей семьи; комплекс вины, возникающий у родителей вследствие неудовлетворенности результатами своей воспитательной деятельности; частые конфликты между замещающими родителями и приемными детьми; трудности супружеских взаимоотношений; оздоровление приемного ребенка; особенности привития воспитаннику поведенческих норм и правил, проблема воспитания в нем трудолюбия и положительных качеств характера, сложности, связанные с его обучением и получением образования; неуверенность замещающих родителей в себе; проблема организации и для ребенка, и для родителя возможности в некоторых ситуациях реализовать свое право расстаться друг с другом.
В зарубежной психологической литературе также определены проблемы и трудности, с которыми сталкиваются замещающие семьи [3; 14-15]:
- неадекватные механизмы психологической защиты детей, их травмированность в связи с наличием двух семей - приемной и биологической, утрата значимых связей с кровными родителями при длительном воспитании в замещающей семье (R. Nissim, L.N. Sher-win, D.W. Smith);
- переживание ребенком-сиротой горя в связи с разлукой со своей кровной семьей, смешанные чувства, возникающие при помещении в новую семью (С. Кеннеди, П.С. Марр);
- поведенческие проблемы у приемных детей (М.Б. Garraa-Martan, I.M. Bernedo, M.J. Fuentes, J.P. Gleeson, S.J. Leathers, N. Rolock, M.D. Salas, J.E. Spielfogel);
- нестабильность размещения ребенка в семье (T.P. Cross, J. Eblen-Manning, E. Koh, N. Rolock).
Наконец, в качестве еще одной особенности замещающей семьи, отличающей ее от биологической, можно выделить потребность в активно действующем профессиональном психологическом и социально-педагогическом сопровождении с целью обеспечения устойчивости существования семейной системы, оптимизации взаимодействия внутри нее, оказания помощи в преодолении неизбежных болезненных перестроек и предотвращения прекращения ею своей жизнедеятельности (Т.С. Базарова, 2015; Ж.А. Захарова, 2009; Н.В. Карта-шев, 2012; Н.В. Колпакова, 2015; Т.И. Курасова, 2010; И.И. Осипо-ва, 2002, 2005; В.Н. Ослон, 2001, 2006, 2009; Н.А. Палиева, 2008; И.Н. Попова, 2012; Г.В. Семья, 2015; Н.А. Хрусталькова, 2007, 2008, 2009; Л.А. Чернышова, 2004; Т.И. Шульга, 2013, 2015; Л.П. Шустова, 2013; и др.).
Большинство существующих исследований, посвященных изучению замещающей семьи, объединено стремлением поиска отличий замещающей семьи от биологической. Вместе с тем не все ученые разделяют эту точку зрения. Так, Г. Крайг отмечает, что замещающая семья не имеет каких-то существенных отличий от семьи с родными детьми. В.Н. Ослон и А.Б. Холмогорова также выделяют общие аспекты в функционировании любой семьи. В целом, к характеристикам, объединяющим замещающие и кровные семьи, можно отнести:
- существование различных аспектов функционирования семейной системы (структура семейной системы, ее микродинамика и макродинамика, семейная идеология) (М. Боуэн, С. Минухин, В.Н. Ослон, Д. Хейли, А.Б. Холмогорова и др.);
- зависимость благополучия психического и физического развития ребенка от материальной обеспеченности семьи, доступности ресурсов для решения проблем, образовательного уровня родителей,
желанности ребенка, способности родителей окружить ребенка вниманием и любовью, умения семьи справляться со стрессами (Г. Крайг);
- неоспоримое значение семьи как контекста психосоциального развития ребенка и наиболее важного фактора его социализации (Г. Крайг);
- возникновение неизбежных трудностей в процессе воспитания детей и важность воспитательного опыта у родителей (А. Фромм);
- гармоничные семейные взаимоотношения как основа благополучных детско-родительских отношений (А. Фромм).
Таким образом, анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению особенностей замещающей семьи, позволяет сформулировать следующие выводы:
1. К особенностям замещающей семьи относятся: присутствие неродных детей в структуре семьи; влияние мотивов образования семьи на последующие взаимоотношения в ней; наличие адаптационного периода в истории жизнедеятельности замещающей семьи; существование специфических проблем и
трудностей, сопряженных с реализацией замещающей семьей своих функций; необходимость профессионального психологического и социально-педагогического сопровождения замещающей семьи.
2. Существует ряд факторов, оказывающих влияние на особенности взаимоотношений в замещающей семье и процессы, протекающие в ней, включая адаптацию членов семьи друг к другу: мотивация приема ребенка в семью; психологическая готовность к замещающему родительству; индивидуально-психологические характеристики родителей; воспитательные условия; особенностибазиснойсемьи, включая качество супружеских взаимоотношений; наличие отклонений в развитии приемного ребенка; особенности раннего опыта детско-родительских отношений замещающих родителей и их воспитанников.
3. Между замещающей и биологической семьей можно выделить не только множество кардинальных различий, но и ряд значимых сходств, позволяющих говорить об общих аспектах в функционировании любой семьи, включая воспитание детей и выстраивание отношений с ними.
Примечания:
1. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005. 628 с.
2. Алексеева Э.Р. Патронатная семья как институт социализации детей-сирот: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2009. 19 с.
3. Марр П.С., Кеннеди С. Воспитание детей в нетипичных семьях // Помощь родителям в воспитании детей: пер. с англ. М.: Прогресс, 1992. С. 146-167.
4. Бобкин А.Е. Приемная семья: психологическая диагностика кандидатов в родители // Семья в России. 1998. № 3-4. С. 97-111.
5. Вершинин В.Н. «Раздача сирот», приемная семья: на что надеемся, господа? // Социальная педагогика. 2008. № 1. С. 89-100.
6. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2004. 57 с.
7. Ушакова Е.В. Социально-психологические возможности приемной семьи как реабилитационной структуры для детей-сирот: дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 184 с.
8. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
9. Большакова Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 26 с.
10. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
11. Миневич О.К. Социально-психологические условия адаптации детей в приемных семьях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 25 с.
12. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с.
13. Терновская М.Ф. Педагогические основы адаптации детей - социальных сирот в системе патронатного воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 24с.
14. Nissim R. Children living in substitute families: Historical perspectives on family placement: Patronage or partnership? Oxfordshire Social Services, England UK // Educational and Child Psychology. 1997. Vol. 14 (2). P. 4-12.
15. Smith D.W., Sherwin L.N. Mothers and their adoptive children: the bonding process. N. Y.: Tiresias Press Inc., 1983. 371 p.
References:
1. Shipitsyna L.M. Psychology of orphans: a textbook. SPb.: Publishing House of SPb. University, 2005. 628 pp.
2. Alekseeva E.R. Foster family as an institution for the socialization of orphans: Diss. abstract for the Cand. of Sociology degree. Ekaterinburg, 2009. 19 pp.
3. Marr P.S., Kennedy S. Education of children in atypical families // Assistance to parents in the upbringing of children: transl. from English. M.: Progress, 1992. P. 146-167.
4. Bobkin A.E. Foster family: psychological diagnosis of candidates for parents // Family in Russia. 1998. No. 3-4. P. 97-111.
5. Vershinin V.N. "Distribution of orphans", a foster family: what are we hoping for, gentlemen? // Social Pedagogy. 2008. No. 1. P. 89-100.
6. Semya G.V. Fundamentals of psychological protection of children left without parental care: Diss. abstract for the Dr. of Psychology degree. M., 2004. 57 pp.
7. Ushakova E.V. Socio-psychological capabilities of the foster family as a rehabilitation structure for orphans: Diss. for the Cand. of Psychology degree. M.,
2003. 184 pp.
8. Karabanova O.A. Psychology of family relations and the basics of family counseling: a textbook. M.: Gardariki, 2005. 320 pp.
9. Bolshakova L.N. Socio-psychological adaptation of parents and children in the foster family: Diss. abstract for the Cand. of Psychology degree. Yaroslavl,
2004. 26 pp.
10. Craig G. Developmental psychology. SPb.: Piter, 2000. 992 pp.
11. Minevich O.K. Socio-psychological conditions for the adaptation of children in foster families: Diss. abstract for the Cand. of Psychology degree. Tambov, 2009. 25 pp.
12. Oslon V.N. Life-support of orphaned children: a professional substitute family. M.: Genesis, 2006. 368 pp.
13. Ternovskaya M.F. Pedagogical bases of adaptation of social orphans in the system of patronage education: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. M., 2004. 24 pp.
14. Nissim R. Children living in substitute families: Historical perspectives on family placement: Patronage or partnership? Oxfordshire Social Services, England UK // Educational and Child Psychology. 1997. Vol. 14 (2). P. 4-12.
15. Smith D.W., Sherwin L.N. Mothers and their adoptive process. N.Y.: Tiresias Press Inc., 1983. 371 pp.