Научная статья на тему 'Заменить дисциплину «Право» на «Нормы» to replace the discipline of the «Law» to «Norms»'

Заменить дисциплину «Право» на «Нормы» to replace the discipline of the «Law» to «Norms» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ИСТОЧНИКИ ПРАВА / НОРМАТИВНЫЙ АКТ / НОРМЫ / ДОКТРИНАЛЬНЫЕ НОРМЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеев В. М.

На бюджетные средства вместо схоластической дисциплины «Право», полностью зависимой от юридической доктрины, предложено развивать и преподавать дисциплину «Нормы», основанную исключительно на одном источнике права действующих нормативных правовых актах. Это позволит существенно снизить нормативно-правовой нигилизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заменить дисциплину «Право» на «Нормы» to replace the discipline of the «Law» to «Norms»»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 342

В.М. Алексеев

ректор, Академия подготовки главных специалистов (Краснодар)

ЗАМЕНИТЬ ДИСЦИПЛИНУ «ПРАВО» НА «НОРМЫ» TO REPLACE THE DISCIPLINE OF THE «LAW» TO «NORMS»

Аннотация на русском языке:

На бюджетные средства вместо схоластической дисциплины «Право», полностью зависимой от юридической доктрины, предложено развивать и преподавать дисциплину «Нормы», основанную исключительно на одном источнике права - действующих нормативных правовых актах. Это позволит существенно снизить нормативно-правовой нигилизм.

Ключевые слова

Нормативные правовые акты, источники права, нормативный акт, нормы, доктринальные нормы, нормативно-правовой нигилизм.

Аннотация на английском языке:

Scholastic discipline is «Law» depends entirely on legal doctrine and is taught on the budget. Invited to develop and teach «Norms» are based solely on a single source of law - normative legal acts. This will significantly reduce normative legal nihilism.

В российских учебных заведениях навязчиво преподаётся дисциплина (наука) «Право» и множество её разновидностей: Теория государства и права, Обществознание, Правоведение, Основы права, а также десяток отраслевых подвидов - Гражданское право, Муниципальное право, Налоговое право и т.п. и т.д.

Проблема в том, что эта дисциплина разработана так называемой юридической доктриной, которая является источником права, конкурирующим с нормативными правовыми актами.

На эту науку и дисциплину из федерального бюджета ежегодно выделяется несколько десятков миллиардов рублей. А на выходе мы имеем вопиющий нормативно-правовой нигилизм. Не только журналисты, но и высшие должностные лица, включая Президента России, постоянно перевирают Конституцию, подавая дурной заразительный пример для населения страны.

Важнейшие приметы, выдающие в учебниках по праву юридическую доктрину:

1) особенная терминология, резко отличная от терминологии действующих нормативных правовых актов, перевирание слов нормативных правовых актов, их определений.

Наиболее яркие примеры ненормативного употребления слов:

- государство в значении «совокупность органов власти» [юридическое лицо] вместо «Россия» [страна], как закреплено в ч. 1 ст. 1 Конституции России;

- власть в значении «орган власти» [юридическое лицо] вместо «благо» [свойство], принадлежащего населению, как закреплено в ст. 3 Конституции России;

- общество в значении «население России» [люди] либо «общественные отношения» [свойство] вместо «юридическое лицо» [один и более человек, выступающие под одним именем, возможно отличным от ФИО любого из этих людей], как закреплено в гл. 4 ГК РФ;

- личность в значении «человек» вместо «принадлежность человека», как закреплено в ГК РФ;

- запад, восток в значении «союз стран», который не закреплён ни в одном нормативном правовом

акте;

2) противопоставление государства в значении «чиновники» и общества в значении «население России», государства в значении «чиновники» и личности в значении «человек»;

3) идеологические установки, подпадающие под ст. 136 и ст. 282 УК РФ, прежде всего противопоставление «запада» и «востока», «европы» и «азии» и т.п.;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

4) с одной стороны, подмена острой проблемы нормативно-правового нигилизма несуществующей проблемой правового нигилизма, а с другой стороны, постоянная демонстрация нормативно-правового нигилизма. Яркий пример такой демонстрации: постановка под сомнение имеющую наивысший приоритет конституционную норму «Россия - демократическое государство»;

5) сравнительно небольшой удельный вес текста, непосредственно посвящённого действующим нормативным правовым актам. Более половины объёма типичного учебника по праву посвящено рассуждениям о праве, истории юридической доктрины, мнениям каких-то публицистов, в том числе иностранцев и т.п. Нормы нормативных правовых актов размазаны по тексту, отсутствует их систематическое изложение.

Так, в ст. 1, 4, 5, 7 Основного Закона подразумевается, что государство - это страна, имеющая территорию, состоящая из республик и т.п., а в ст. 11 власть - это то, что осуществляют органы власти. Однако не только в ряде официальных тестов Президента России, но и даже в Постановлениях Конституционного Суда, который обязан давать официальное толкование Конституции, встречаются ненормативные, типичные для юридической доктрины словесные обороты «государство должно», «власть должна» (н-р, Послания Президента РФ Федеральному Собранию, от 12.12.2013 от 03.12.2015; Постановления Конституционного Суда РФ от 18.05.2011 № 9-П, от 01.07.2014 № 20-П и т.п.).

Ещё одна примета литературы по праву: её авторы избегают прямого сравнения юридической доктрины с другими источниками права.

Факт: в главах 1 и 2 слово «право» употребляется только в словосочетаниях и контексте «каждый, человек, гражданин» и т.п. Явное исключение составляет словосочетание «международное право». Если в первом случае речь идёт о правах человека, закреплённых в главном нормативном правовом акте России -Конституции, то во втором случае об источнике права, независимом от нормативных правовых актов.

Виды источников права правоведами рассматриваются не сразу после определения права, а чаще всего через 50-100 страниц. Если А.И. Иванчак описывает источники права во второй теме [1], то А.В. Мелехин в одиннадцатой (!) главе [2], а В.М. Шумилов в четвёртом разделе [3].

В учебниках право толкуется как совокупность норм. Последние определяются как правила поведения. Поскольку под нормами подразумеваются нормы поведения, то получается нормы и правила -синонимы. В нормативных правовых актах нормы часто имеют форму определений, то есть малопонятное слово толкуется через предельно понятное слово. Однако в Основном Законе повсюду нарушается юридическая техника и элементарная логика. Так, в ч. 1 ст. 1 предельно понятное слово Россия (страна, в которой мы живём) толкуется через несколько непонятных слов «государство», «демократический», «правовой», «республиканский». Сравнительный анализ противоречивого текста Основного Закона и сравнительно безупречного текста Гражданского кодекса показывает, что слово «государство» - архаизм для внутренних нормативных актов, который уместно использовать только в международных отношениях.

Нормы (правила) содержат все источники права, то есть бывают нормы нормативных правовых актов, нормы международного права, нормы обычаев, нормы судебных прецедентов, доктринальные нормы, религиозные нормы и т.п. Чем они отличаются, нужно ли отдавать предпочтение одним нормам?

Ни в одной юридической доктрине не даётся развёрнутое определение права как совокупности норм нормативных правовых актов, норм международного права (ч. 4 ст. 15 Конституции), норм обычаев, норм судебных прецедентов, доктринальных норм, религиозных норм и прочих норм. Такая постановка позволяет задаться вопросом о месте доктринальных норм среди других норм и задуматься о ... ничтожности юридической доктрины.

Первые два вида норм закреплены в Конституции России, третьи в ст. 5 ГК РФ.

Напротив, доктринальные нормы и религиозные нормы запрещены ч. 2. ст. 13 и ч. 1. ст. 14 Основного Закона, соответственно.

Редкие авторы отмечают ещё источники права, закреплённые в ГК РФ и ТК РФ.

Ч. 2 ст. 1 ГК РФ наделила граждан и юридических лиц устанавливать права и обязанности на основе договора. При этом ст. 5 ГК РФ значимость обычаев определена ниже договора.

В соответствии со ст. 5 ТК РФ, трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, принимаемыми, как указано в ст. 8 ТК РФ, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Многие правоведы пишут, что в «правовой системе, к которой относится Россия, господствующей формой (источником) права являются нормативные акты» [1]. Однако деятели юридической доктрины декларируемый приоритет нормативных актов не соблюдают [4].

Здравый вопрос: почему на бюджетные деньги в России преподаётся «Право», а не «Нормативное право»?

В юридической литературе важнейшим признаком нормативного акта считается то, что он принимается органом власти [1; 2; 3]. Это утверждение противоречит как терминологии Конституции России и ТК РФ, так и здравому смыслу. В тексте Конституции России не встречается словосочетание «нормативные акты», зато есть словосочетание «правовые акты» в трёх вариациях: иные, другие, нормативные. Как уже отмечено выше, нормативные акты уполномочены принимать все работодатели, за исключением граждан, не оформившихся как ИП, при этом эти локальные нормативные акты могут иметь большую юридическую силу по сравнению с ТК РФ, если их нормы направлены на улучшение условий и оплаты труда.

Некоторые правоведы выделяют ещё один признак нормативного акта - обязательность его исполнения на всей территории России. Этот признак закреплён в ст. 15, ст. 90 и ст. 115 Основного Закона. Однако авторами юридической доктрины умалчивается более важный признак нормативного правового акта, закреплённый в ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 55, ч. 3, ч. 5 ст. 76, ч. 3 ст. 90, ч. 3 ст. 115 Основного Закона, - не противоречивость Конституции. При этом в самой Конституции в ч. 2 ст. 16 установлена иерархия непротиворечивости:

- все главы должны соответствовать главе 1;

- глава 1, глава 2 и глава 9 имеют наивысший приоритет по сравнению с другими главами;

- главы 3 - 8 приравнены к федеральному конституционному закону.

К примеру, противоречивы нормы ст. 43 Конституции (гл. 2) по отношению к нормам гл. 1 [5].

Так, если в положениях главы 1 государство имеет род страны, то и во всех остальных главах государство должно толковаться как страна. Возьмем, к примеру, ч. 1 ст. 80 Конституции. Правоведы толкуют это положение как «президент России - глава системы органов власти», что резко противоречит положениям ст. 11. Словосочетание «глава государства» нельзя толковать как «главный гражданин», поскольку это противоречит ч. 2 ст. 6. Однако ст. 89 содержит некоторые изъятия из равенства прав граждан, поскольку президент уполномочен давать гражданство и предоставлять политическое убежище, награждать государственными наградами, присваивать почетные и высшие специальные звания, а также осуществлять помилование.

По смыслу Основного Закона, президент - глава:

- Правительства, в особенности Министерства обороны (в частности Вооруженных Сил), Министерства иностранных дел (в частности по вопросам внешней политики и международных связей),

- Совета Безопасности,

- своей администрации,

- различных согласительных комиссий; и т.п.

Отдельные положения главы 4, как и других второстепенных глав Основного Закона, терминологически не соответствуют главе 1 и поэтому должны быть приведены в соответствие.

Из Конституции, ТК РФ следует, что нормативные акты - это акты:

1) соответствующие главе 1 Конституции,

2) обязательные в соответствии со своей иерархией:

- глава 1 Конституции,

- глава 2 Конституции,

- глава 9 Конституции,

- федеральные конституционные законы,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

- международные договора России,

- кодексы, федеральные законы,

- указы и распоряжения Президента,

- постановления и распоряжения Правительства,

- решения Конституционного суда,

- акты других органов власти (могут быть локальны),

- акты граждан и юридических лиц (всегда локальны). Источники права содержат разную концентрацию:

- норм,

- норм, соответствующих главе 1 Конституции.

Даже в самой Конституции некоторые её главы имеют нормы, не соответствующие главе 1. А такие источники права, как юридическая доктрина, религиозная доктрина, обычай, просто кишат нигилистическими установками.

Пример ненормативного обычая: деление России на «части света» в речах дикторов прогноза погоды, журналистов, политиков и т.п. [6]

Таким образом, можно дать следующее развёрнутое определение праву: право - это совокупность норм нормативных актов (в том числе правовых актов и неправовых актов) и ненормативных актов (в том числе правовых актов и неправовых актов). Первые соответствуют главе 1 Конституции России, вторые -нет.

Вопрос: зачем расходовать бюджетные средства на изучение ненормативных актов? Предложения:

1) на бюджетные средства вместо науки и дисциплины «Право» и множества её разновидностей развивать науку «Нормы нормативных актов» (сокращённо «Нормы») и преподавать одноимённую дисциплину, её отраслевые подвиды Гражданские нормы, Муниципальные нормы, Налоговые нормы и т.п. Обучение может быть реализовано посредством информационных технологий [7], с соблюдением принципа справедливости [8];

2) поскольку Конституционный Суд заведомо не справляется с вверенной ему задачей толкования Конституции, его члены не обладают необходимыми специальными знаниями и находятся под сильным влиянием юридической доктрины, предлагается на конкурсной основе через контрактную систему [9] на определённый срок делегировать право толкования Конституции некоммерческой организации;

3) придать федеральный (обязательный) статус реестру нормативно-правовых слов, разрабатываемому и совершенствуемому некоммерческой организацией, указанной в п. 2;

4) установить для всех без исключения должностных лиц, в том числе Президента России, а также получателей бюджетных средств в сфере образования, СМИ, государственного и муниципального управления и т.п. обязательную профессиональную переподготовку и регулярное повышение квалификации по дисциплине «Нормы» не реже 1 раза каждые:

- 2 года для высших должностных лиц;

- 3 года для других должностных лиц;

- 5 лет для других получателей бюджетных средств. Список использованной литературы:

1. Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Общая часть. М.: Статут, 2014. 268 с.

2. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.

3. Шумилов В.М. Правоведение: учебник. М.: Проспект, 2009. 272 с.

4. Алексеев В.М. Декларативная и действующая иерархия источников права у обществоведов // Журнал Алексеевской академии наук. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://aleksejev.ru/nauka/jurisprudence/constitutional-law/00024.php (дата обращения: 06.09.2016).

5. Алексеева М.С. О конституционности ограничения свобод обучающегося // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. №8. Ч. 3. С. 78-80.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

6. Алексеев В.М. Географическая политкорректность // Молодой ученый. 2016. №16. С. 225-229.

7. Алексеева М.С., Ильченко С.В. Типичные ошибки применения информационных технологий в дистанционном обучении контрактных управляющих // Современная техника и технологии. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/07/10393 (дата обращения: 06.09.2016).

8. Алексеева М.С. Реализация принципа справедливости в образовании // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 20 (62). С. 82-84.

9. Алексеева М.С., Халяпин А.А. Контрактная система в сфере закупок как управленческо-правовая дисциплина // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70057 (дата обращения: 06.09.2016).

© Алексеев В.М., 2016

УДК. 34.342.924

Д.Б.Бодгаев

аспирант кафедры административного и служебного права ЮРИУ-филиал РАНХиГС г. Ростов-на-Дону, РФ e-mail: Bodgaev@mail.ru

ЭЛЕМЕНТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДОГОВОРА В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Элементы административного договора - это его необходимые и достаточные составляющие, которые имеют юридическое значение, позволяют идентифицировать конкретный правовой акт как административный договор и являются основанием формирования надлежащего правового режима регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Элементами административного договора выступают его стороны, объект (предмет) и юридическое содержание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стороны административного договора - это его участники или субъекты. Сторонами административного договора могут выступать правосубъектные индивидуальные и коллективные субъекты, один из которых наделен государственно-властными полномочиями. Потенциально, кроме властного субъекта, стороной договора может выступать любое физическое или юридическое лицо, которое, как правило, является более слабой его стороной. Кроме того, административно-правовыми нормами устанавливается значительное количество ограничений для участия в административно-договорных отношениях иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, что обусловлено спецификой их статуса как субъектов административного права и участников общественных отношений в сфере государственного управления. Также нормами публичного законодательства может быть специально регламентирован состав субъектов административного договора.

Любой субъект должен обладать административной правосубъектностью, что в основе позволит ему быть участником любого административного правоотношения, а равно он должен обладать специальной административно-договорной сделкоспособностью.

На основании административного договора возникают субъективные права и обязанности его сторон. Эти права и обязанности можно полагать публичными. [2] Субъективные публичные права интерпретированы Конституционным Судом Российской Федерации: в субъективном праве каждого гражданина индивидуальное целеполагание, основанное на взаимодействии личных интересов и принимаемых им социальных ценностей, интегрировано в социальную солидарность. [1]

Объект (предмет) договора является обязательным его элементом, поскольку он детерминирован основанием и целью его совершения. В то же время в отношении этой категории имеет место

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.