Научная статья на тему 'Замедление окислительных процессов при хранении дизельных топлив'

Замедление окислительных процессов при хранении дизельных топлив Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
96
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Замедление окислительных процессов при хранении дизельных топлив»

УДК 665.753,1:665.7.038.5

ЗАМЕДЛЕНИЕ ОКИСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ХРАНЕНИИ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ © В.И. Вмгдоровнч, С.А. Нагорнов*, С.В. Романиова*

Тамбов, Тамбовский государственный университет им. 1 ' Г. Державина.

* Тамбов, ВШГТиИ

Возрастающий спрос на нефтепродукты привод!гг к производству ТОПЛИВ ИЗ ТЯЖеЛОЙ. высоковязкой нефти с повышенным содержанием серы и других примесей, вовлечению в состав товар»1ых топлив продуктов нто-ричной переработки нефти. Топлива с такими компонентами характеризуются низкой стабильностью, показатели качества их при хранеюш заметно сюгжаются. Это обусловливает поиск "»ффективных стабилизирующих присадок, т.к. традиционно применяемые антиокислители в таюг< топливах малоэффективны. Скорость окисления увеличивается из-за каталитического действия металлических поверхностей резервуаров и трубопроводов, продуктов коррозии, покрывающих эти поверхности.

Увеличить химическую стабильность светлых нефтепродуктов можно введением присадок-деактиваторов металлов, связывающих ионы металлов в прочные комплексы, не способные катализировать реакцию окисления.

Нами синтезирован ряд о.о’-дигидроксиазосоеди-нений и впервые изучена возможность применения их в качестве деактиваторов металлов.

Стабилизирующую эффективность присадок определяли специальным квалификационным методом, имитирующим длительное хранение топлива, по изменению в ходе эксперимента ряда показателей качества: содержание фактических смол, кислотность, оптическая плотность, количество образующегося осадка.

В результате проведенных испытаний показано, что соединения этого класса в концентрации 10 мг/л повышают химическую и физическую стабильность дизельных топлив. Абсолютные значения измеряемых показателей I кроме оптической итоги ости) в образцах топлива с присадками значительно ниже, чем в контрольном образце Увеличение концентрации присадки в два раза способствует уменьшению кислотност’' топлива, но не оказываег значительного влияния на изменение количества осадка и фактических смол.

Наибольший эф<|)ект проявляют ггрисадки. в которых молекула диазосостаатяющей содержит атом хлора, а в качестве азосоставляющей выступает 1,3-дипи-роксибензол.

Различие в стабилширующем действии между нро-тонированной и непротонированной формами присадок невелико, оно заменю сказывается только на изменении кислотности топлива.

Соединения, молекулы которых содержат атом хлора, проявляют диспергирующие свойства, в 3...7 раз снижая количество осадка, образ\ющегося ггри окислении.

По механизму действия изучаемые соединения можно отнести к классу деактиваторов металлов. Они образуют прочные внутрикомплексные соли хелатного строения, в которых атомы кислорода присадки связываются с металлом ионной связью, а атомы азота - координационной. Атом металла надежно экранирован и не способен оказывать каталитическое действие па окислительные процессы в топливе.

УДК 541.459.77.492

ТРОЙНАЯ ВЗАИМНАЯ СИСТЕМА

© Ю. П.

Воронеж, Воронежский *

Методом дифференциально-термического анализа изучена тройная взаимная система вытеснения ТЮаС14 + ЗТ1 = 4Т1С1 + Єа в расплавленном состоянии. Исследованы диагональные разрезы ТЮаС1*-Т1 и Т1С1-Оа квадрата состава взаимной системы, бинарная система ТЮаСІг-Оа.

ВЫТЕСНЕНИЯ Т1СаС14+ЗТ1 = 4Т1С1+Са Афиногенов

•осуОарственный университет

Показано, что хлористый таллий и тетрахлоргаллат таллия устойчивы по отношению к галлию. Диаграммы плавности систем ПСМЗа и ТЮаС1.г-Оа характеризуются расслаиванием солевой и металлической фаз. Диагональный разрез Т1С1-Са является стабильным.

Исследование диагонального разреза ТЮаС1.р-Т1 позволило установить, что соединение ТЮаС14 неус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.