СПОРТ
УДК 796.015
DOI: 10.24412/2305-8404-2023-3-66-73
ЗАМАХ РУКАМИ В ПРЫЖКЕ С ПОВОРОТОМ НА 360 ° В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ
Г.Р. Айзятуллова, Т.К. Сахарнова, В.О. Титова, А.В. Титова
Проанализированы соревновательные композиции детей 6-8 лет и выявлены распространенные ошибки в технике выполнения прыжка с поворотом на 360 ° при разных положениях рук в фазе замаха и фазе отталкивания. Определен наиболее эффективный замах руками при выполнении обязательного элемента спортивной аэробики «прыжок с поворотом на 360 °» на основе проведенного анкетного опроса и педагогического наблюдения.
Ключевые слова: спортивная аэробика, техника упражнения, поворот, базовые навыки, замах руками.
HANDS WAVING DURING PERFORMANCE OF THE ELEMENT OF COMPLEXITY JUMP WITH 360 ° TURN IN SPORTS AEROBICS
Aizyatullova G.R., candidate of pedagogical sciences, associate professor, top-gulia@r am-bler.ru, Russia, St. Petersburg, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
Sakharnova T.K., candidate of pedagogical sciences, associate professor, t.sakharnova@ lesgaft.spb.ru, Russia, St. Petersburg, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
Titova V.O., student, vasilinaicloud. com@ mail.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Titova A.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, ann29357975@ yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
Competitive compositions of children aged 6-8 were analyzed and common errors in the technique of performing a jump with a 360° turn were revealed with different positions of the hands in the swing phase and in the repulsion phase. The most effective arm swing was determined when performing the obligatory element of sports aerobics "jump with a 360° turn" on the basis of a questionnaire survey and pedagogical observation.
Key words: sports aerobics, exercise technique, turn, basic skills, arm swing.
Айзятуллова Гульнара Рафаильевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лес-гафта,
Сахарнова Татьяна Константиновна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лес-гафта,
Титова Василина Олеговна, студентка, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого,
Титова Анна Владимировна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого
При подготовке высококвалифицированных гимнастов все большее значение приобретает их способность оценивать пространственные и временные параметры движения. Становление высококвалифицированных спортсменов, безусловно, зависит от качества начальной подготовки.
Этап начальной подготовки - этап ранней спортивной подготовки, целью которого является формирование у занимающихся необходимых двигательных умений и навыков.
На этом этапе происходит формирование «фундамента», состоя -щего из физической и технической подготовки для дальнейшего спортивного роста. От навыков и умений, заложенных и сформированных на этом этапе, от применяемых в тренировочной деятельности средств и методов физической и технической подготовки будет зависеть уровень его достижений [2-5].
В спортивной аэробике в возрастной категории 6-8 лет выделяют обязательные элементы, одним из которых является прыжок с поворотом на 360 Данный элемент в соответствии с правилами соревнований по спортивной аэробике на 2022-2024 гг. входит в структурную группу «В» (элементы в воздухе). Элементы данной структурной группы представляют наибольшую сложность как в процессе обучения, так и в процессе совер -шенствования техники их выполнения [8].
Особенность прыжков в спортивной аэробике заключается в том, что спортсмену необходимо не только прыгнуть как можно выше, но и выполнить движение с соблюдением минимального требования, к кото -рому относится удержание стоп вместе при приземлении. Кроме того, в технике выполнения данного элемента спортсмены допускают ряд общих и специфических ошибок:
- неправильное положение тела, осанка;
- неконтролируемое движение рук;
- потеря равновесия;
- дополнительная подготовка к элементу;
- неполное вращение;
- неправильное положение стоп и т. д.
Структурная группа «В» (элементы в воздухе) претерпела изменения в количественном соотношении, равно как и другие структурные группы. В правилах соревнований по спортивной аэробике на олимпийский цикл 2022-2024 гг. все элементы имеют подгруппы, которых насчитывается восемь. Прыжок с поворотом на 360 ° относится к четвертой подгруппе «Динамический прыжок» и имеет оценку 0,3 балла, кроме того, разрешено выполнение прыжка с поворотом на 720 и 1080 °. В правилах соревнований по спортивной аэробике на 2009-2012 и 2013-2016 гг. разрешалось выполнение прыжков с поворотом на 540 и 900 °, что давало больше возможностей демонстрации своего технического мастерства в со -ревновательной композиции.
Вместе с тем гимнасты должны овладеть на уровне прочного навыка рациональной и прогрессивной техникой выполнения основного базового профилирующего прыжка из подгруппы «Динамические прыжки». Эти прыжки являются «ключевыми» для освоения прыжков прогрессирующей сложности, а следовательно, и ценности, а также создают
наибольший методический эффект для оптимального построения учебно -тренировочного процесса перспективных гимнастов [9].
Цель исследования - определить наиболее эффективный замах руками при выполнении обязательного элемента спортивной аэробики «прыжок с поворотом на 360 °».
Задачи исследования:
1) проанализировать соревновательные композиции детей 6-8 лет;
2) определить наиболее распространенные ошибки в технике выполнения прыжка с поворотом на 360
3) дать характеристику видов замаха руками, при котором дети 6-8 лет допускают наименьшее количество ошибок.
Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач провели анализ научно-методической литературы, помощью которого дана характеристика обязательному элементу «прыжок с поворотом на 360 °». С помощью используемых методов математической ста -тистики были обработаны результаты, полученные в ходе педагогического наблюдения (видеоанализа) за соревновательными композициями детей 6-8 лет на первенстве Центра физической культуры и спорта г. Санкт-Петербурга (2022), первенстве города Санкт-Петербург (2022) и первенстве Северо-Западного федерального округа России (2022), что позволило определить наиболее распространенные ошибки при выполнении изучаемого элемента трудности.
Исследование проводилось на базе Центра физической культуры и спорта города Санкт-Петербург в 2022 году. Для этого было проведено педагогическое наблюдение за постановкой рук при выполнении прыжка с поворотом на 360 ° во время тренировочных занятий, а также при выполнении соревновательных композиций на соревнованиях, перечисленных выше.
Результаты исследования и их обсуждение. Прыжок с поворотом на 360 ° требует от спортсмена сохранения рабочего положения «выпрямившись» на протяжении всех фаз двигательного действия. Данное рабочее положение является достаточно распространенным в сложнокоордина-ционных видах спорта, особенно в спортивной гимнастике, акробатике, прыжках на батуте. Необходимо отметить, что выполнение прыжка на этапе начальной подготовки встречается во всех соревновательных композициях детей 6-8 лет.
В спортивной аэробике в прыжках подгруппы «Динамические прыжки», в которых основой является положение «выпрямившись», от гимнаста требуется удержание данного рабочего положения на протяжении всего двигательного действия в фазе отталкивания, полета и приземления (то есть во всех фазах).
Одной из важных фаз в прыжке с поворотом на 360 ° является отталкивание. Действия гимнаста на опоре начинаются из исходного положения - основная стойка. На шаге вперед руки отводятся назад, затем спортсмен выполняет махом одной и толчком другой наскок на две ноги. Во время этого спортсмен помогает себе руками, выполняет замах.
Несмотря на небольшую стоимость данного элемента, спортсмены совершают много ошибок вследствие неточной постановки рук. Неточное приземление, отклонение от вертикальной оси, падения и другие ошибки относятся к процессу формирования базовых навыков и рабочих положе -ний [1, 6, 7]. Следовательно, тренеры зачастую в погоне за результатами не уделяют должного внимания формированию базовых навыков и рабочих положений, не насыщают тренировочный процесс корректированием.
Также не наблюдается особых требований к положению рук при выполнении поворота. Разное положение рук при выполнении упражнений является подготовительными действиями и в целом относится к маховым движениям. Одной из значительных ошибок при выполнении прыжков является неточная постановка рук в фазах замаха при выполнении прыжка с поворотом на 360 ° (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение часто встречаемых ошибок при выполнении прыжка с поворотом на 360 ° при разных положениях рук
в фазе замаха, %
Варианты постановки рук при замахе Ошибки при выполнении ИМ ИЖ СП ТР Итого
Положение рук в фазе замаха
Левая рука вперед, правая рука в сторону-назад Отклонение от вертикальной оси 11 4 5 9 8
Неточная постановка стоп при приземлении 25 23 14 18 20
Падение 0 0 0 0 0
Левая рука вперед-вверх, правая рука назад-вверх Отклонение от вертикальной оси 37 32 24 21 29
Неточная постановка стоп при приземлении 35 49 43 43 43
Падение 0 2 5 0 4
Левая рука вперед, правая рука внизу-назад Отклонение от вертикальной оси 52 64 71 70 63
Неточная постановка стоп при приземлении 40 28 43 39 37
Падение 3 6 6 0 15
Окончание табл. 1
Варианты постановки рук при замахе Ошибки при выполнении ИМ ИЖ СП ТР Итого
Положение рук в фазе отталкивания
Руки вниз Отклонение от вертикальной оси 3 2 2 0 2
Неточная постановка стоп при приземлении 6 4 9 6 7
Падение 0 0 0 0 0
Руки перед грудью Отклонение от вертикальной оси 50 0 100 0 38
Неточная постановка стоп при приземлении 100 0 100 0 50
Падение 100 0 100 0 50
Примечание: ИМ - индивидуальные выступления мужчин, ИЖ - индивидуальные вы-
ступления женщин, СП - смешанные пары, ТР - трио.
Из табл. 1 видно, что при выполнении замаха «Левая рука вперед, правая рука в сторону-назад» ошибки встречаются реже, чем при остальных положениях рук. В фазе отталкивания положение рук «вниз» процентное соотношение ниже, следовательно, при данном положении рук ошибок будет меньше.
В результате педагогического наблюдения и видеоанализа выступле -ний спортсменов на соревнованиях по спортивной аэробике 2022 года, было определено наиболее распространенное положение рук в фазах замаха и отталкивания среди спортсменов категории 6-8 лет в спортивной аэробике - левая рука вперед, правая рука в сторону-назад (табл. 2).
Таблица 2
Соотношение положений рук в фазе замаха и в фазе отталкивания при выполнении прыжка с поворотом на 360 %
Положение рук ИМ ИЖ СП ТР Итого
В фазе замаха
Левая рука вперед, правая рука в сторону-назад 68 72 75 63 69,5
Левая рука вперед-вверх, правая рука назад-вверх 24 18 22 28 23
Левая рука вперед, правая рука внизу-назад 8 16 3 9 7
В фазе отталкивания
Руки вниз 98 100 98 100 98
Руки перед грудью 4 0 4 0 2
Примечание: ИМ - индивидуальные выступления мужчин, ИЖ - индивидуальные вы-
ступления женщин, СП - смешанные пары, ТР - трио.
Также было выявлено процентное соотношение положений рук в фазе замаха при выполнении прыжка с поворотом на 360 ° и процентное соотношение часто встречаемых ошибок при выполнении прыжка с пово -ротом на 360 ° при разных положениях рук в фазе замаха в возрастной категории 6-8 лет (рисунок).
■ на 70-80% ■ на 50% и ниже ■ на 100%
Важность замаха руками при выполнении прыжка с поворотом на 360 °
Результаты анкетирования тренеров по спортивной аэробике, большая часть которых имеет высшую тренерскую квалификацию, подтвердили полученные данные в ходе видеонаблюдения. Большинство респондентов отметили, что замах является важным составляющим прыжка на 70-80 % (48 %), остальные, что на 50 % и ниже (33 %) и лишь 19 % опрошенных считают, что на 100 %.
Заключение. В результате проведенных исследований была изучена наиболее эффективная техника замаха руками при выполнении прыжка с поворотом на 360 °. Замах, при котором левая рука вперед, правая рука в сторону-назад является модельным. При данном замахе ошибки в технике изучаемого элемента встречаются реже, чем при других техни -ках.
Список литературы
1. Баженова Н.А. Совершенствование исполнений техники равнове -сий и поворотов у студентов на занятиях спортивной аэробикой // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: сб. материалов XXIII Все-рос. науч.-практ. конф. с междунар. участ., посвящ. памяти проф. Ю.Т. Ре-вякина. Томск, Изд-во ТГПУ, 2021. С. 17-20.
2. Зыкова А.П., Воробьева Е.В. Физическая подготовка гимнасток в спортивной аэробике на тренировочном этапе // Педагогический имидж. 2018. № 1 (38). С. 39-48.
3. Касаткина Н.А., Мингалишева Н.А., Кодолова Ф.М. Особенности формирования стабильности выступлений в спортивной аэробике // Педа-гогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019. Т. 12. № 3. С. 46-53.
4. Коричко Ю.В., Алексеева О.П., Коричко А.А. К вопросу об использовании упражнений хореографии на начальном этапе подготовки в спортивной аэробике // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лес-гафта. 2021. № 6 (196). С. 16-170.
5. Парахин В.А., Алексеева К.А. Сравнительный анализ выполнения элемента поворот на одной ноге на 360 ° в женской спортивной гимнастике // Состояние, проблемы и пути совершенствования спортивной и оздоровительной тренировки в гимнастике, танцевальном спорте и фитнесе: сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Казань: Изд-во ПГУФКСиТ, 2022. С. 180-185.
6. Поздеева Е.А., Пшеничникова Г.Н. Типичные ошибки в технике исполнения элементов соревновательных программ в спортивной аэробике // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олим-пизма в Сибири: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых. Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. С. 98-99.
7. Пружинина М.В., Пружинин К.Н., Кулешова О.В. Совершенствование соревновательной композиции в спортивной аэробике на этапе начальной подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 1. С. 30.
8. Рытова О.В., Мухина М.П. Оценка качества освоения базовых элементов группы «D» спортивной аэробики // Физкультурное образование Сибири. 2017. № 2 (38). С. 49-54.
9. Сомкин А.А. Эволюция прыжков «согнувшись» в аэробной гим -настике и технология обучения им // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения: сб. материалов XX Юбилейной междунар. науч.-практ. конф. Сургут: Изд-во СурГУ, 2021. С. 651-656.
References
1. Bazhenova N.A. Sovershenstvovanie ispolnenij tekhniki ravnovesij i povorotov u studentov na zanyatiyah sportivnoj aerobikoj [Improving the performance of the technique of balances and turns among students at the lessons of sports aerobics] // Actual issues of physical culture and sports: sat. materials XXIII All-Russian. scientific-practical. conf. with international participation, dedicated memory of prof. Yu.T. Revyakin. Tomsk, TSPU Press, 2021. P. 17-20.
2. Zykova A.P., Vorob'eva E.V. Fizicheskaya podgotovka gimnastok v sportivnoj aerobike na trenirovochnom etape [Physical training of gymnasts in sports aerobics at the training stage] // Pedagogicheskij imidzh [Pedagogical image]. 2018. No. 1 (38). P. 39-47.
3. Kasatkina N.A., Mingalisheva N.A., Kodolova F.M. Osobennosti formirovaniya stabil'nosti vystuplenij v sportivnoj aerobike [Peculiarities of performance stability formation in sports aerobics] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports]. 2019. V. 12. No. 3. P. 46-53.
4. Korichko Yu.V., Alekseeva O.P., Korichko A.A. K voprosu ob ispol'zovanii uprazhnenij horeografiina nachal'nom etape podgotovki v sportivnoj aerobike [To the question of the use of choreography exercises at the initial stage of training in sports aerobics] // Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2021. No. 6 (196). P. 16-170.
5. Parahin V.A., Alekseeva K.A. Sravnitel'nyj analiz vypolneniya elementa povorot na odnoj noge na 360 ° v zhenskoj sportivnoj gimnastike [Comparative analysis of the implementation of the element turn on one leg by 360 ° in women's gymnastics] // State, problems and ways of improving sports and health training in gymnastics, dance sports and fitness: sat. materials II All-Russia. scientific-practical. conf. with international participation. Kazan: Publishing House of PGUFKSiT, 2022. P. 180-185.
6. Pozdeeva E.A., Pshenichnikova G.N. Tipichnye oshibki v tekhnike ispolneniya elementov sorevnovatel'nyh programm v sportivnoj aerobike [Typical errors in the technique of performing elements of competitive programs in sports aerobics] // Problems of improving physical culture, sports and olympism in Siberia: coll. materials Vseros. scientific-practical. conf. young scientists. Omsk: Publishing House of SibGUFK, 2005. P. 98-99.
7. Pruzhinina M.V., Pruzhinin K.N., Kuleshova O.V. Sovershenstvovanie sorevno-vatel'noj kompozicii v sportivnoj aerobike na etape nachal'noj podgotovki [Improvement of the competitive composition in sports aerobics at the stage of initial training] // Mir nauki. Pedagogika i psihologiya [World of science. Pedagogy and psychology]. 2020. V. 8. No. 1. P. 30.
8. Rytova O.V., Muhina M.P. Ocenka kachestva osvoeniya bazovyh elementov gruppy «D» sportivnoj aerobiki [Evaluation of the quality of mastering the basic elements of the group "D" of sports aerobics] // Fizkul'turnoe obrazovanie Sibiri [Physical education in Siberia]. 2017. No. 2 (38). P. 49-54.
9. Somkin A.A. Evolyuciya pryzhkov «sognuvshis'» v aerobnoj gimnastike i tekhnologiya obucheniya im [Evolution of "bending" jumps in aerobic gymnastics and technology of teaching them] // Improving the system of physical education, sports training, tourism, psychological support and health improvement of various categories of the population: sat. materials of the XX Anniversary Intern. scientific-practical. conf. Surgut: Publishing House of SurGU, 2021. P. 651-656.