DOI: 10.31862/2309-1428-2024-12-2-126-136
ЗАКОНЫ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕВЦА
Д. Н. Семкин,
Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, Чебоксары, Российская Федерация, 428015
Аннотация. В статье кратко описаны особенности вокальной педагогики и методики как сочетание эмпирической основы и научной базы; обозначена необходимость выработки понятных правил (законов) для успешной подготовки и профессиональной работы академических певцов. Впервые предложена классификация законов певческого процесса, включая законы физики, акустики, физиологии и психологии, а также закономерности жизнедеятельности академического певца. Знание данных законов будет полезным не только для педагогов академического вокала, но и для певцов при осуществлении их длительной и успешной профессиональной карьеры.
Ключевые слова: вокальное искусство, вокальная методика, академические певцы, оперное пение, акустика пения, теории голосообразования, гигиена голоса певца.
Благодарность. Данная статья подготовлена в контексте научной работы кафедры вокального искусства факультета искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова». Автор благодарен редакции журнала за высокопрофессиональную работу и ценные замечания.
Для цитирования: Семкин Д. Н. Законы успешной профессиональной деятельности академического певца // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2024. Т. 12. № 2. С. 126-136. DOI: 10.31862/2309-1428-202412-2-126-136.
126
© Семкин Д. Н.
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
DOI: 10.31862/2309-1428-2024-12-2-126-136
THE LAWS OF SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITY OF AN ACADEMIC SINGER
Dmitry N. Semkin,
Chuvash State University named after I. N. ULyanov, Cheboksary, Russian Federation, 428015
Abstract. The article briefly describes the features of vocal pedagogy and methodology as a combination of the empirical basis and scientific basis of the singing process, and outlines the need to develop understandable rules (laws) for the successful training and professional work of academic singers. For the first time, a classification of the laws of the singing process has been proposed, including the laws of physics, acoustics, physiology and psychology, as well as the patterns of life of an academic singer. These laws will be useful not only for academic vocal teachers, but also for singers in the implementation of their long and successful professional career.
Keywords: vocal art, vocal technique, academic singers, opera singing, acoustics of singing, theory of voice formation, hygiene of the singer's voice.
Acknowledgement. This article was prepared in the context of the scientific work of the Department of Vocal Art of the Faculty of Arts of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chuvash State University named after I. N. Ulyanov". The author is grateful to the editors of the journal "Musical Art and Education" for their highly professional work and valuable comments. 127
For citation: Semkin D. N. The Laws of Successful Professional Activity of an Academic Singer // Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2024, vol. 12, no. 2, pp. 126-136 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-14282024-12-2-126-136.
Введение
Академическое пение является, несомненно, наиболее сложным видом вокального искусства, имеющим выраженную специфику и требующим кропотливой подготовки, длительного обучения и совершенствования навыков. В частности, профессия оперного певца может по праву считаться одной
из самых сложных среди всего разнообразия музыкальных специальностей (да и не только их) в силу постоянного одновременного решения многих задач в процессе непосредственной сценической деятельности.
И в нашей стране, и в мире накоплен огромный опыт преподавания академического пения. Подготовка вокалистов высшей квалификации в настоящее
время успешно осуществляется в консерваториях, музыкальных академиях, институтах, а также на музыкальных факультетах (и факультетах искусств) целого ряда вузов Российской Федерации. В качестве примера приведём Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова - одно из немногих классических высших учебных заведений, имеющих в своём составе факультет искусств, ведущий подготовку вокально-исполнительских кадров, в том числе академических певцов, к профессиональной деятельности [1]. Каковы оптимальные пути воспитания успешных, грамотных и высокопрофессиональных академических вокалистов в наше стремительное и конкурентное время?
Эмпиризм и научные основы вокальной педагогики
Сфера вокальной педагогики (иногда даже вокальной методики) и в настоящее время воспринимается многими преподавателями вокала как эмпирическая область музыкального образования.
128 С этой точки зрения вокальная педагогика и вокальное исполнительство - одни из наиболее специфических видов музыкальной деятельности, которые не подчиняются чётким законам, не могут иметь теоретическое описание и точное словесное обоснование. Разумеется, педагоги большое внимание уделяют эмоционально-образным методам [2, с. 258]. Они справедливо считают критерием правильности своей работы практику исполнительства.
Кроме того, как известно, и сегодня не существует исчерпывающей теории голосообразования в пении. В то же время методика обучения вокалу к настоящему времени представляет собой устоявшуюся, довольно консервативную
область научно-педагогического знания [3]. На наш взгляд, наиболее точным является использование термина Л. Б. Дмитриева «вокальная методика» [Там же], который в содержательном отношении представляет более широкое понятие, чем «методика обучения».
Несмотря на появление принципиально новых научных работ в области теории вокального искусства в конце XX - начале XXI века [2; 4; 5 и др.], по-прежнему актуальны некоторые проблемы вокальной педагогики [6-12], требующие новых методических подходов [10]. При этом не всегда, как свидетельствует проведённый нами анализ, педагогам-вокалистам удаётся всесторонне и научно обоснованно раскрыть заявленную тему [9 и др.].
По нашему мнению, в XXI столетии, когда трансформируются многие сферы человеческой деятельности, а интеллектуальный потенциал и возможности обучающихся существенно выросли, есть все основания посмотреть на эмпирическую область вокально-педагогического знания под несколько иным углом зрения. А именно: впервые сформулировать законы академического пения или, по крайней мере, наметить такие закономерности, которые во многом уже подтверждены практикой выдающихся певцов. Эти законы призваны помочь не только педагогам, но и, начиная с определённого этапа развития, самим певцам на пути к более осознанному и надёжному овладению профессией академического вокалиста.
Поэтому в целях совершенствования научной базы вокальной педагогики предлагается выделить два типа законов успешной профессиональной деятельности академического вокалиста:
• 1-й тип - законы собственно певческого процесса;
• 2-й тип - законы жизнедеятельности академического певца.
Безусловно, между этими типами законов есть определённые взаимосвязи, но основополагающим является первый из них.
Законы певческого процесса
Рассмотрим законы первого типа и распределим их по четырём позициям.
1. Закон сохранения энергии.
Закон сохранения энергии как всеобщий, фундаментальный закон природы распространяется, без сомнения, и на пение. Певческий звук - фактически создаваемые человеком механические колебания в упругой среде (воздух). Закон сохранения механической энергии (суммы потенциальной и кинетической энергии) утверждает, что полная механическая энергия в замкнутой системе остаётся постоянной. А изменение энергии незамкнутой системы равно работе внешних сил.
Закон пения заключается в том, что дыхание певца - энергетический источник певческого звука, энергия дыхания переходит в форму энергии звука. Работа, совершаемая человеком, переходит в форму кинетической энергии звука.
Отметим в качестве подтверждения сказанного существование правила «низкого дыхания» - именно такой тип дыхания обеспечит наивысший потенциал звучания певца. Подчеркнём, что речь идёт не о глубоком дыхании (как физиологически менее оправданном), а о низком дыхании. Обратим также внимание на важность не столько вдоха, сколько правильно организованного выдоха для успешного академического пения. В этой связи напомним хорошо известное вокалистам изречение выдающихся
педагогов прошлого: «Искусство пения - это искусство дыхания», - как абсолютно верное, т.е. как закон (однако не решающий всех проблем академического пения).
Существуют так называемые «потери энергии» - поглощение тканями и органами человека, т.е. переход её в «бесполезные» для нас виды. Задача певца - уменьшить потери энергии как лишнюю и бесполезную для пения работу. На практике это можно показать на следующем примере. Известный певец, народный артист РФ Владимир Ванеев на мастер-классах нередко советовал студентам-вокалистам: при пении не надо предпринимать излишние усилия, как будто мы поднимаем 50 килограммов, когда нам требуется поднять лишь пять килограммов. Обучающиеся, начиная с простого устранения зажимов и тренируя дыхание, должны постепенно стремиться к переводу всей своей энергии в энергию пения - энергию звука.
Эффективность затрат певца, по В. П. Морозову [2, с. 54], есть коэффициент полезного действия (КПД) работы нашего голосового аппарата. Со- 129 гласно разработанной им резонансной теории искусства пения, резонаторы -это то, что позволяет повысить КПД голоса, и правомерность её подтверждена практикой выдающихся певцов.
Напомним и закон сохранения импульса. Проявления его в вокальной деятельности таковы: чтобы звук «полетел» дальше и ярче, его, согласно принятой у вокальных педагогов терминологии, «собирают» и «концентрируют». Подобно направленности излучения любой из волн излучается и наша голосовая волна. Как это происходит? Академический певческий звук формируется не во рту певца (как до сих пор неверно полагают отдельные педагоги).
Образуемая надскладочная полость гортани академического певца [3, с. 228231] отвечает в первую очередь за полётный и яркий, иногда «острый» звук. Резонаторные ощущения в области твёрдого нёба и в иных областях помогают многим певцам ощутить уже сформированный (в основном в этой полости) звук как «концентрированный». Тем самым естественным образом исправляется недостаток звучания, в вокальной педагогике называемый «широким звуком».
Приведём пример с поливочным шлангом. При обычном поливе из шланга вода под напором выливается произвольно, но, если мы попытаемся «достать» струёй до определённого места, нам удобнее будет зажать пальцем конец шланга, отверстие уменьшится, дальность вылета струи увеличится, а с помощью пальца и руки мы можем в целом более чётко контролировать её направление и дальность. На наш взгляд, это очень неплохая аналогия с излучаемой певцом волной певческого звука, когда он вырабатывает важнейшее ощущение «опоры звука». Эта «опора» включает в себя не только 130 «опору на дыхание», о которой знают почти все педагоги, но и «опору сверху», которая позволяет эффективно контролировать процесс звуковедения. Разумеется, эти рассуждения, как будет показано далее, связаны с акустикой.
Отметим, наконец, что и в широком понимании энергия является абсолютно необходимой певцу для осуществления сложнейшей певческой деятельности.
2. Законы акустики.
Музыкальная акустика [13] как наука, изучающая закономерности возникновения, распространения и восприятия музыкальных звуков, является важнейшей научной базой вокальной методики. И её законы наиболее весомы и чётко определены.
Во-первых, закон свободы - главнейший закон для пения. Только свободные струны, правильно закреплённые и однородно вибрирующие, издают звук наиболее богатый и полный по тембру [13, с. 50-53], меньше изнашиваются. Это касается и голосовых связок. В этой связи успешная вокальная педагогика всегда ставит задачей освобождение всего тела певца по той же причине - все зажимы могут передаваться к голосовым связкам.
Ещё один интересный пример. Только свобода голосового аппарата, согласно исследованиям В. П. Морозова, способствует проявлению резонанса в грушевидных пазухах и морганиевых желудочках гортани [2, с. 66], отвечающего за наиболее высокие обертоны высокой певческой форманты голоса. Эта область частот для женщин находится немного выше 3200 Гц, для мужчин -немного выше 2500 Гц. Произвольно регулировать полости этих пазух певцу практически невозможно.
Во-вторых, выделим законы резонанса [13, с. 53] в контексте профессиональной певческой деятельности. Положения резонансной теории искусства пения наиболее полно отражены в фундаментальном труде В. П. Морозова [2]. Это и образование высокой [Там же, с. 57] и низкой [Там же, с. 69] певческих формант голоса, и подробное рассмотрение функций певческих резонаторов, и другие аспекты.
Укажем закон Л. Б. Дмитриева о формировании надскладочной полости гортани: вход в гортань у профессиональных академических певцов остаётся суженным на всём диапазоне голоса, надгортанник прикрывает вход в гортань, образуя расширение нижней части глотки и суженную полость над голосовыми складками [3, с. 228-231]. Именно
в этой резонаторной полости начинается образование высокой певческой форманты. Один из типичных приёмов для осуществления такого прикрытия входа в гортань - это распространённый в вокальной педагогике приём «певческого зевка».
Ещё один закон Л. Б. Дмитриева -о длине надставной трубки: для каждого типа правильно поставленного академического певческого голоса характерна своя длина надставной трубки - рото-глоточного канала [3, с. 184-189]. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что не имеет места закон пониженного положения гортани в пении (как считают многие педагоги), а имеет силу вышеуказанный закон. При этом тем не менее, согласно певческой практике, большинство успешных академических певцов всех типов голосов положение гортани в пении более или менее понижают, и здесь нет противоречия. Однако некоторые педагоги, забывая о вышеуказанном законе, требуют излишнего опускания гортани, излишнего зевка, что не позволяет голосу яснее проявить свою истинную природу.
Мы можем сформулировать и практически апробированный уже за многие годы закон неизменного положения гортани в пении академического певца.
3. Законы физиологии.
Закон управления организмом. Нервная система человека управляет нашим процессом пения. Академическое пение - это выработанный годами с большим трудом и терпением набор множества конкретных условных рефлексов, обеспечивающих процесс профессионального пения. Таким образом, академическое пение - это не природное явление даже при наличии прекрасных природных данных, а процесс всегда в определённой степени искусственный.
Кроме того, только физиологическое здоровье всех органов голосового, а также певческого аппарата может обеспечивать выполнение законов акустики в том виде, которое необходимо академическому певцу. И лишь на основе законов физиологии мы сможем говорить о законах психофизики.
Напомним о нейрохронаксической теории профессора Р. Юссона [14], которая при всей критике обратила справедливое внимание на важнейшую роль нервной системы в деятельности певца. По нашему мнению, очень интересна и полезна классификация голосов в этой теории по параметру хронаксии, естественным образом учитывающая существование промежуточных голосов певцов, с чем регулярно сталкиваются педагоги в своей работе с начинающими вокалистами.
Не вызывает сомнений утверждение, что пение - это прежде всего работа нервной системы.
4. Законы психологии (психофизики) певческого процесса.
Они являются наиболее неочевидными и непрояснёнными среди всех обо- 131 значенных нами законов. Причиной этого, видимо, является то, что физиология первична по отношению к психологии певца [4].
Закон психологии певческого процесса - это закон единства интеллектуальной, технической и эмоциональной работы нашего организма. Он напоминает принцип советской вокальной педагогики - единство технического и художественного развития [3, с. 300]. Однако здесь несколько другой контекст. В затратной работе нашего организма по организации собственно академического пения присутствует огромная эмоциональная составляющая, которая в принципе влияет на процесс пения и порою
неположительно. Как говорил на мастер-классах народный артист СССР Владислав Пьявко, мы «поём эмоцией». И всегда совмещаем вокальную технику и технологию с искусством, с художественной образностью.
Закон психологии пения - многозадачность процесса пения. В качестве примера приведём сценическую работу оперного певца. Его внимание одновременно направлено (пусть в разной степени в конкретные моменты времени) на работу вокального аппарата, на воспроизведение художественного литературного текста, на сценическое движение, на создание собственного художественного образа актёрскими средствами, на взаимодействие с аккомпанементом (оркестром), на общение с партнёрами, на обращение с реквизитом и костюмом. Могут ли одинаково успешно в данный момент времени решаться эти задачи все сразу? Нет!
Тогда каким же образом рождается магическое искусство выдающихся певцов? Дело в том, что периодически несколько из этих объектов внимания пе-132 реводятся в режим «автомата», в режим наработанного условного рефлекса, «динамического стереотипа» и т.п. Таким образом оставшиеся задачи становятся выполнимыми.
Психология певческой деятельности позволяет не только уверенно оперировать терминами вокального искусства [15], но и обеспечивать воображаемые термины лексики так называемого «птичьего языка» вокального педагога, которые могут быть понятными ученику.
Приведённая классификация законов певческого процесса не исчерпывает абсолютно все закономерности. Они представлены кратко, и может потребоваться более детальное раскрытие конкретных положений, чем позволяет объём данной статьи.
Законы жизнедеятельности академического певца
Эти законы тесно связаны с рассмотренными выше законами физиологическими и психологическими, отчасти - с энергетическими.
Прежде всего подчеркнём некоторую общность вокального искусства и спорта, поскольку вокальная деятельность также предполагает регулярные занятия, тренаж определённых органов, постоянные усилия по поддержанию вокальной формы. Однако вокальное искусство предусматривает присутствие большой эмоциональной составляющей пения (в частности, художественное осмысление не только текста, но и образа), особую работу нервной системы певца в процессе выступления, которые отличаются от спорта, по крайней мере, тем, что возбуждаются и задействуются иные участки коры головного мозга певца.
Среди законов жизнедеятельности певца мы выдвигаем следующие:
1. Закон накопления энергии. Работа академического певца предусматривает большую отдачу сил и энергии на сцене. Для пополнения израсходованных запасов энергии певец использует правильное питание, хороший сон, отдых на природе и иной, в меру активный. История вокального искусства во многом подтверждает, что у каждого голоса есть ресурс. Залогом сохранения хорошей профессиональной формы является для певца воспитание в себе осознанного отношения к расходу энергии, умения контролировать данный процесс и неустанный труд над обретением надёжной, можно сказать, оптимальной, вокальной техники.
2. Закон сбережения нервной системы. Длительная успешная профессиональная деятельность возможна при строгом соблюдении правил режима дня и отдыха, при заботе о нервной системе, недопуще-
нии излишних стрессов. Надо подчеркнуть, что выработка «стрессоустойчивости» певца в современной динамичной и сложной жизни - необходимая задача для успешной и долгой профессиональной работы. Жизнь никогда не бывает без стрессов.
3. Изучение и контроль за работой своего организма в непосредственном процессе профессиональной деятельности, и вне его. Необходимо выявить даже небольшие риски, слабые места нашего здоровья и организма. Мы должны знать, что улучшает функции нашего организма для успешного пения, а что может осложнить подготовку к выступлению и сам его процесс. Певческие ощущения индивидуальны, поэтому вокалисту необходимо досконально изучать процесс функционирования не только певческого аппарата, но и организма в целом.
О профессиональных оперных певцах обоснованно пишет Ю. Шкляр: «Мы -не такие, как все. У нас особая жизнь, и если певец не согласен с этим, ему лучше подумать о другой профессии... У нас даже болезни не такие, как у всех.» [16, с. 109]. Он, в частности, называет самой страшной разновидностью простуды у вокалистов трахеит.
Певцы должны, как никто другой, беречь здоровье, осознавая, что в современном мире понятие «простуда» давно неактуально. Необходимо помнить, что традиционными угрозами здоровью вокалиста являются сквозняк и излишний контраст температуры.
Большую опасность представляют различного вида аллергии, всевозможные новые вирусные и бактериальные инфекции и, конечно, нахождение в помещении с работающими кондиционерами [16, с. 115]. В этой связи важной задачей певца становится планомерное укрепление иммунитета и, конечно, поддержание оптимального для организма режима организации жизне-
деятельности в целом и, что надо подчеркнуть вновь, оптимальной певческой технологии.
Заключение
Академическое пение - чрезвычайно сложная, трудоёмкая и требующая очень тонкой организации профессия. Доказательством тому является зафиксированный на страницах искусствоведческой и научно-методической литературы опыт выдающихся певцов [17]. Особенно важно, чтобы в трудном и ещё далеко не познанном процессе мы могли опираться на обозначенные в статье базовые закономерности. При этом закономерности певческого процесса сложны и «спрятаны» внутри человеческого организма, их не так просто объяснить на основе детерминированной логики научного познания.
Всем профессионалам пения, особенно педагогам, занимающимся академическим вокалом с молодыми людьми, которые только начали обучение, важно понимать, что в вокальной методике есть «научная» и «ненаучная», тесно взаимосвязанные между собой теоретическая 133 и эмпирическая составляющие. Разумеется, нельзя «перегружать» начинающих певцов многочисленными научно-теоретическими положениями. Однако наличие «ненаучной» части не означает отсутствие в певческом искусстве научных закономерностей по аналогии с тем, как, к примеру, незнание всех законов физики не означает то, что они не действуют.
Таким образом, для современного педагога незнание законов певческой деятельности не освобождает от ответственности за их выполнение. Так и академический певец в целях успешной и долгой профессиональной карьеры не должен игнорировать определённые правила, закономерности и законы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Семкин Д. Н. Подготовка вокально-исполнительских кадров в Чувашском госуниверситете: итоги двадцатилетия // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2016. № 2. С. 131-138.
2. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М.: Изд-во Института психологии Российской академии наук, Московской государственной консерватории, 2008. 592 с.
3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000. 368 с.
4. Юшманов В. И. Вокальная техника и её парадоксы. 3-е изд. СПб.: ДЕАН, 2007. 128 с.
5. Рудин Л. Б. Основы голосоведения. М.: Граница, 2009. 104 с.
6. Антонова Л. В. Содержание этапов обучения академическому пению // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 17-19.
7. Пивницкая О. В. Вокальная биомеханика в отечественной педагогике // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2021. Т. 9. № 4. С. 132-146. DOI: 10.31862/23091428-2021-9-4-132-146.
8. Стулова Г. П. Понимание биомеханизма атаки звука при голосообразовании у певцов как необходимое условие совершенствования их вокальной подготовки // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2022. Т. 10. № 3. С. 112-121. DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-3-112-121.
9. Белоусенко М. И., Стародубцева И. Ф. Обобщение концепций вокального исполнительства в системе музыкального искусства // Современное педагогическое образование. 2022. № 1. (СПО). С. 67-70.
10. Семкин Д. Н. Совершенствование вокального образования в современных условиях // Совершенствование системы высшего образования: опыт и перспективы: материалы VIII Международной учеб.-метод. конференции / под ред. А. Ю. Александрова, Е. Л. Николаева. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2016. С. 82-89.
134 11. Семкин Д. Н. Современная российская вокальная школа в свете мастер-классов выдающихся певцов // Современное музыкальное образование 2012: материалы международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 130-134.
12. Стулова Г. П. Акустические основы вокальной методики: учеб. пособие. СПб.: Лань: Планета музыки, 2015. 144 с.
13. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. Учебник. СПб.: Композитор, 2006. 720 с.
14. Юссон Р. Певческий голос. М.: Музыка, 1974. 262 с.
15. Вокал. Краткий словарь терминов и понятий / сост. Н. А. Александрова. СПб.: Лань: Планета музыки, 2015. 352 с.
16. Шкляр Ю. Острый угол моей жизни. Мысли вокалиста. СПб.: Композитор, 2010. 132 с.
17. Дмитриев Л. Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. М.: СиДиПресс, 2002. 188 с.
Поступила 17.04.2024; принята к публикации 24.06.2024. Об авторе:
Семкин Дмитрий Николаевич, заведующий кафедрой вокального искусства факультета искусств Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (Московский пр-кт, 15, Чебоксары, Российская Федерация, 428015), народный артист Чувашской Республики, кандидат физико-математических наук, доцент, [email protected]
Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Semkin D. N. Podgotovka vokal'no-ispolnitel'skih kadrov v Chuvashskom gosuniversitete: itogi dvadcatiletiya [Training of Vocal and Performing Personnel at the Chuvash State University: Results of the Twentieth Anniversary]. Vestnik Chuvashskogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Chuvash University. Humanities]. 2016, no. 2, pp. 131-138 (in Russian).
2. Morozov V. P. Iskusstvo rezonansnogo peniya. Osnovy rezonansnoj teorii i tekhniki [The Art of Resonant Singing. Fundamentals of Resonance Theory and Technology]. Moscow: Publishing House of the Institute of Psychology under the Russian Academy of Sciences and Moscow State Conservatory, 2008. 592 p. (in Russian).
3. Dmitriev L. B. Osnovy vokal'noj metodiki [Fundamentals of Vocal Technique]. Moscow: State Publishing House "Muzyka", 2000. 368 p. (in Russian).
4. Yushmanov V. I. Vokal'naya tekhnika i eyoparadoksy [Vocal Technique and its Paradoxes]. 3rd ed. St. Petersburg: Publishing House of DEAN, 2007. 128 p. (in Russian).
5. Rudin L. B. Osnovy golosovedeniya [Fundamentals of Voice Science]. Moscow: Publishing House "Granica", 2009. 104 p. (in Russian).
6. Antonova L. V. Soderzhanie etapov obucheniya akademicheskomu peniyu [The Content of the Stages of Teaching Academic Singing]. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal [Baltic Humanitarian Journal]. 2019, vol. 8, no. 2 (27), pp. 17-19 (in Russian).
7. Pivnickaya O. V. Vokal'naya biomekhanika v otechestvennoj pedagogike [Vocal biomechanics
in Russian pedagogy]. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2021, -
vol. 9, no. 4, pp. 132-146 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-4-132-146.
8. Stulova G. P. Ponimanie biomekhanizma ataki zvuka pri golosoobrazovanii u pevcov kak neobhodimoe uslovie sovershenstvovaniya ih vokal'noj podgotovki [Understanding the Biomechanism of Sound Attack in Vocal Formation in Singers as a Necessary Condition for Improving their Vocal Training]. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2022, vol. 10, no. 3, pp. 112-121 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-3112-121.
9. Belousenko M. I., Starodubtseva I. F. Obobshchenie koncepcij vokal'nogo ispolnitel'stva v sisteme muzykal'nogo iskusstva [Generalization of Concepts Vocal Performance in the Musical Art System]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie [Modern Pedagogical Education]. 2022, no. 1, pp. 67-70 (in Russian).
10. Semkin D. N. Sovershenstvovanie vokal'nogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah [Improving Vocal Education in Modern Conditions]. Sovershenstvovanie sistemy vysshego obrazovaniya: opyt i perspektivy: materialy VIII Mezhdunar. ucheb.-metod. konferencii [Improving the Higher Education System: Experience and Prospects: Proceedings of the VIII International Studies
the Method. Conferences]. Ed. by A. Y. Alexandrov, E. L. Nikolaev. Cheboksary: Publishing House of the Chuvash University, 2016. Pp. 82-89 (in Russian).
11. Semkin D. N. Sovremennaya rossijskaya vokal'naya shkola v svete master-klassov vydayushchihsya pevcov [Modern Russian Vocal School in the Light of Master Classes of Outstanding Singers]. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie 2012: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Modern Musical Education 2012: Materials of the International Scientific and Practical Conference]. St. Petersburg: Publishing House of the A. I. Herzen State Pedagogical University, 2013. Pp. 130-134 (in Russian).
12. Stulova G. P. Akusticheskie osnovy vokal'noj metodiki [Acoustic Fundamentals of Vocal Technique]: Textbook. St. Petersburg: Publishing House "Lan", "Planet of Music", 2015. 144 p. (in Russian).
13. Aldoshina I., Pritts R. Muzykal'naya akustika [Musical Acoustics]: Textbook. St. Petersburg: Publishing House "Compozitor", 2006. 720 p. (in Russian).
14. Yusson R. Pevcheskij golos [Singing Voice]. Moscow: State Publishing House "Muzyka", 1974. 262 p. (in Russian).
15. Vokal. Kratkij slovar' terminov i ponyatij [Vocals. A Short Dictionary of Terms and Concepts]. Comp. N. A. Alexandrova. St. Petersburg: Publishing House "Lan"; Publishing House "Planet of Music", 2015. 352 p. (in Russian).
16. Shklyar Yu. Ostryj ugol moej zhizni. Mysli vokalista [A Sharp Corner of My Life. The Vocalist's Thoughts]. St. Petersburg: Publishing House "Compozitor", 2010. 132 p. (in Russian).
17. Dmitriev L. B. Solisty teatra La Skala o vokal'nom iskusstve: Dialogi o tekhnike peniya [Soloists of the La Scala Theater about Vocal Art: Dialogues about the Technique of Singing]. Moscow: Publishing House "Moskovskie-uchebniki-SiDiPress", 2002. 188 p. (in Russian).
Submitted 17.04.2024; revised 24.06.2024.
About the author:
136 Dmitry N. Semkin, Head of the Department of Vocal Art, The State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chuvash State University named after I. N. Ulyanov" (Moskovsky Prosp., 15, Cheboksary, Russia, 428015), PhD in Phys.-Math. Sciences, Associate Professor, [email protected]
The author has read and approved the final manuscript.