УДК 329.78
Киселева Надежда Анатольевна Nadezhda Kiseleva
ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МОЛОДЕЖИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
THE LEGISLATION OF RUSSIAN FEDERATION’S SUBJECTS CONCERNING YOUNG PEOPLE AND YOUTH POLITICS
Дан анализ законодательных актов, закрепляющих основы молодежной политики на уровне субъектов Российской Федерации. Выделены три группы законодательных актов, относящихся к сфере молодежной политики, принятых на территориях субъектов РФ
Елючевые слова: законодательство, субъекты Российской Федерации, молодежная политика, молодежь
The analysis of legislation, consolidating a basis for youth policy on the level of the Russian Federation’s subjects is given. Three groups of laws relating to the field of youth policy adopted by the constituent territories of the Russian Federation are pointed out
Key words: legislation, subjects of Russian Federation, youthpolitics, youngpeople
В соответствии со статьями 23 и 29 Федерального закона РФ от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять полномочия по реализации программ и мероприятий по работе с молодежью [1]. Данный закон закрепил за регионами и муниципальными образованиями полномочия в сфере работы с молодежью.
Правовую основу деятельности в сфере государственной молодежной политики на территории субъектов Российской Федерации составляют Конституция РФ, Гражданский, Семейный кодексы РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон «Об общественных объединениях», Федеральный
закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также конституции республик, Уставы краев и областей и иные нормативные правовые акты, принятые на территории субъектов Российской Федерации.
Законодательство о государственной молодежной политике существует в 81 субъекте Российской Федерации. В 75 субъектах приняты законы о молодежи, о молодежной политике, в 22 — законы о государственной поддержке молодежных и детских объединений. На основании имеющихся нормативных правовых актов в субъектах РФ строится собственная правовая база в сфере молодежной политики.
Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей принципы выработки и реализации государственной молодежной по-
литики в субъектах РФ, позволяет сделать вывод о разветвленности регионального законодательства в этой сфере. В том или ином виде законы о молодежной политике приняты подавляющим большинством субъектов РФ: «О молодежи» (Республика Коми, Чеченская республика, Рязанская и Челябинская области, г. Москва); «О молодежи и государственной молодежной политике» (Республика Татарстан, Калужская и Ленинградская области); «О молодежи и молодежной политике» (Архангельская область, г. Санкт-Петербург); «О государственной молодежной политике» (Республики Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, Удмуртская и Чувашская Республики, Краснодарский, Красноярский, Камчатский края, Амурская, Астраханская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Кировская, Курганская, Курская, Липецкая, Магаданская, Московская, Оренбургская, Пермская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тверская и Томская области, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа); «О молодежной политике» (Республики Башкортостан и Северная Осетия — Алания, КабардиноБалкарская и Карачаево-Черкесская Республики, Приморский, Забайкальский и Ставропольский края, Владимирская, Ивановская, Костромская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Саратовская, Тамбовская, Тюменская, Ярославская области, Еврейская автономная область); «О государственной региональной молодежной политике» (Алтайский край); «О региональной государственной молодежной политике» (Орловская область); «Об основах молодежной политики» (Хабаровский край и Ульяновская область); «Об общих принципах осуществления государственной молодежной политики» (Кемеровская область); «Об основных направлениях государственной молодежной политики» (Брянская область); «О реализации государственной молодежной политики» (Республика Хакасия и Ханты-Мансийский автономный округ); «О государственной поддержке молодежи»
(Республика Адыгея); «О государственной поддержке молодежи, молодежных и детских общественных объединений» (Ростовская область). Всего в 75 субъектах Российской Федерации.
Рассмотрим данные нормативные правовые акты субъектов РФ по трем группам: законы о молодежи, законы о молодежи и молодежной политике и узконаправленные акты, касающиеся молодых граждан. В законах о молодежи субъектов РФ отмечается, что данный закон:
— направлен на обеспечение прав молодежи, молодежных и детских общественных объединений, защиту их интересов, определяет правовые, организационные и социально-экономические механизмы реализации основных направлений государственной молодежной политики (Закон о молодежи Чеченской республики) [3];
— регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия органов государственной власти Челябинской области и молодежи, направленного на создание правовых, экономических и социальных гарантий и условий для реализации молодыми людьми своих прав (Закон о молодежи Челябинской области) [5];
— устанавливает основы правового статуса молодых граждан и их объединений в Рязанской области, обеспечивает проведение на всей ее территории целостной региональной молодежной политики как составной части государственной молодежной политики Российской Федерации (Закон о молодежи Рязанской области) [6];
— регулирует отношения, связанные с реализацией молодежью своих конституционных прав с учетом особенностей, присущих ее возрасту, а также для интеграции молодежи в систему общественных отношений в целях наиболее полной самореализации в интересах всего общества (Закон о молодежиг.Москва) [4].
Таким образом, в каждом из законов законодателем подчеркивается конституционная основа данного документа, его регулирующая функция и функция реализации государственной молодежной политики. Основными субъектами, на ко-
торые распространяется действие данных законов, являются: в Законе о молодежи Республики Коми и Челябинской области: молодежь и молодая семья; в Законе о молодежи Рязанской области: молодежь, несовершеннолетние (дети), молодые семьи, молодежные объединения, детские объединения, местный орган по делам молодежи; в Законе о молодежи Чеченской республики: молодежная политика, молодые граждане, молодая семья, молодежные общественные объединения, детские общественные объединения; в Законе о молодежи г. Москва: молодежь, молодые граждане, государственная молодежная политика, молодые семьи, молодежные объединения, организации, участвующие в реализации государственной молодежной политики, молодые специалисты, молодые граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, молодежный совещательно-консультативный орган, молодежно-студенческий отряд, трудовое объединение молодежи, студенческое самоуправление. Таким образом, более широкий охват субъектов молодежной политики предусматривается законами Чеченской республики и г. Москва. Кроме того, необходимо отметить, что верхний порог возрастных рамок молодежи в законах Республики Коми, Челябинской, Рязанской областей и г. Москва определяются 30 годами, а в законе Чеченской республики — 35 годами.
В данных законах определяются цели молодежной политики: создание условий для активного включения молодых граждан в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества; социальное развитие молодежи; содействие нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи. Принципами молодежной политики в данных законах признаются: принцип законности, гласности, гражданской активности, регионального подхода, толерантности, обеспечения прав и свобод молодых людей, демократизма, гуманизма, всеобщности, научности, интеграции и дифференциации [7], взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, обще-
ственных объединений и представителей бизнеса при осуществлении проектов реализации молодежной политики.
Обратившись к некоторым из перечисленных законов, можно выделить приоритетные направления молодежной политики:
— в Законе Рязанской области: обеспечение соблюдения прав молодежи; охрана здоровья, обучение и воспитание молодежи; развитие гражданственности и патриотизма; формирование условий, направленных на духовное и физическое развитие молодежи; государственная поддержка творческой деятельности молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости, содействие предпринимательской деятельности молодых граждан; гарантированное предоставление социальных услуг; государственная поддержка молодой семьи; формирование системы детского, молодежного и семейного отдыха; информационное обеспечение молодежи; развитие международного и межрегионального молодежного сотрудничества; государственная поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
— в Законе Чеченской республики: обеспечение социальных гарантий молодых граждан; профилактика негативных проявлений в молодежной среде; формирование у молодежи гражданственности, патриотизма, межнационального согласия, дружбы народов и преемственности традиций; содействие в решении проблем занятости и профориентации молодежи; поддержка предпринимательской деятельности молодежи; содействие молодежи в сфере образования; поддержка одаренной и талантливой молодежи; поддержка молодых семей; поддержка молодых граждан в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта; государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений;
— в Законе г. Москва: вовлечение молодежи в социальную, культурную, экономическую и политическую жизнь общества; содействие развитию молодежной инициативы и молодежного общественного движения; обеспечение прав молодежи в сфере
экономики, образования и культуры; содействие занятости молодежи; содействие формированию здорового образа жизни; государственная поддержка молодых семей; интеграция молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества; профилактика негативных явлений в молодежной среде.
В следующую группу нормативных правовых актов, принятых в субъектах РФ, можно отнести Законы о молодежи и государственной молодежной политике, Законы о молодежи и молодежной политике.
Практически во всех нормативных правовых актах данной группы законов субъектов РФ признается, что Государственная молодежная политика субъекта РФ является составной частью государственной молодежной политики в Российской Федерации и направлена на обеспечение и создание правовых, социально-экономических и организационных условий для гражданского становления молодежи, самореализации личности, развития молодежных объединений, движений и инициатив как основного потенциала развития общества и государства в ближайшей перспективе. Кроме того, Государственная молодежная политика в субъектах РФ осуществляется органами государственной власти субъектов совместно с органами местного самоуправления, с коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями, гражданами, путем разработки и реализации мер по социализации, воспитанию, обучению и защите прав молодежи, молодежных и детских общественных объединений и путем стимулирования общественно-полезной деятельности молодежи. Основной целью государственной молодежной политики в данных законах признается создание условий, обеспечивающих всестороннее социальное, духовное и физическое развитие молодежи, развитие и реализацию ее потенциала, реализацию конституционных прав и свобод молодежи и содействие социальному, культурному, духовно-нравственному, гражданско-патриотическому и физическому развитию молодежи. Принципами государственной
молодежной политики в субъектах РФ признаются принцип законности, толерантности, обеспечения прав и свобод молодых граждан, взаимная ответственность молодых граждан и государства; привлечение молодых граждан к участию в формировании и реализации молодежной политики; информационная открытость; комплексный подход и др., что также не противоречит принципам государственной молодежной политики РФ.
Среди приоритетных направлений молодежной политики в законодательстве субъектов РФ выделены: государственная поддержка молодежи в сфере образования, труда и занятости, государственная поддержка молодой семьи, поддержка талантливой молодежи, государственная поддержка в развитии предпринимательской деятельности молодежи и молодежных общественных объединений, гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, обеспечение отдыха и оздоровления, формирование здорового образа жизни, профилактика правонарушений и негативных проявлений в молодежной среде, развитие информационной среды для молодежи. Эти направления соответствуют направлениям государственной молодежной политики, утвержденным Законодательством РФ и закреплены в законах о молодежи субъектов РФ, рассмотренных выше.
Но среди всех общих направлений можно выделить некоторые, задекларированные только в определенных нормативных правовых актах субъектов РФ: организация молодежных трудовых отрядов (Калининградская и Нижегородская область); привлечение молодежи для охраны общественного порядка на добровольных началах (Алтайский край); организация молодежной поисковой работы (Краснодарский край); формирование условий, направленных на поддержку молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера (Магаданская область); международное сотрудничество в области государственной молодежной политики (Калининградская область); государственная (областная)
поддержка системы кредитования молодежи, относящейся к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей (Воронежская область); выделение делегата от молодежи в исполнительный орган субъекта (Магаданская область); создание молодежного форума и молодежной общественной палаты (Хабаровский край); создание молодежного правительства (Воронежская область).
К третьей группе нормативных правовых актов субъектов РФ можно отнести узконаправленные законы и постановления, среди которых: Закон «О государственной поддержке талантливой молодежи» (Курская, Белгородская, Сахалинская области), Закон «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Курской области» (Курская обл.), Закон «О трудоустройстве молодежи» (Архангельская обл.), Закон «О государственной поддержке организации оздоровления, отдыха и занятости детей и молодежи в Брянской области» (Брянская обл.), Закон «О гарантиях молодежи, проживающей в Сахалинской области» (Сахалинская обл.), Закон «О государственной поддержке организаций, осуществляющих работу с детьми, подростками и молодежью» (Волгоградская обл.). Кроме того, в субъектах Российской Федерации приняты законы о целевых региональных программах, среди которых можно выделить: Закон Ханты-Мансийского АО — Югры «О долгосрочной целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры«МолодежьЮгры»иа2009-2011 гг.», Закон Орловской области «Об областной целевой комплексной программе «Моло-
дежь Орловщины (2006-2010 гг.)», Закон Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи — доступное жилье», Закон Саратовской области «Об областной целевой программе «Молодежь Саратовской области» на 2009-2011 гг.». Кроме того, Постановление Правительства Забайкальского края: «О целевой программе «Допризывная подготовка и патриотическое воспитание молодежи Забайкальского края на 2011-2014 гг.», «О целевой программе «Молодежь Забайкалья 20112015 гг.»; Постановления Правительства г. Москва: «Об утверждении Положения о Департаменте семейной и молодежной политики города Москвы», «О департаменте семейной и молодежной политики города Москва».
Исходя из анализа данных документов, можно заключить, что цели, задачи, принципы и приоритетные направления молодежной политики, продекларированные в Законах о молодежи и Законах о молодежной политике представленных субъектов РФ, соотносимы с теми же категориями, которые отражены в Федеральном законодательстве РФ о государственной молодежной политике.
Таким образом, законодательство субъектов Российской Федерации, закрепляющее и утверждающие основные вопросы становления и реализации государственной молодежной политики, аккумулирует в себе все базовые понятия, принципы, цели и приоритетные направления государственной молодежной политики, закрепленной в Законодательстве Российской Федерации.
Литература
1. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: федер. закон: принят Гос. Думой 23 дек. 2005 г. № 199-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2006. — № 1. — Ст. 10.
2. Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях: федер. закон: принят Гос. Думой 14 апр. 1995 г. № 82-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1995. — № 21. — Ст. 1930.
3. Закон о молодежи Чеченской республики: принят Народным Собр. Парламента Чеченс-
кой Республики 27 марта 2008 г.// Вести республики. — 2008 г. — № 94 (776) (21 мая).
4. Закон о молодежи г. Москва: принят 30 сентября 2009 г. № 39 // Ведомости Московской городской думы. — 2009 г. — №11(29 дек.)
5. Закон о молодежи Челябинской области: принят Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 24 августа 2006 г. № 234 // Южноуральская панорама. — 2006 г. — № 185 (19 сент).
6. Закон о молодежи Рязанской области: принят Рязанской областной думой 27 мая 1998 г. // Рязанские ведомости. — 1998 г. — № 138 (2 июля).
7. Закон о молодежи Республики Коми: принят ГС РК 27 февраля 1997 г. // «Республика».
— 1997 г. — №66(8 апреля).
Коротко об авторе___________________________________________________Briefly about the author
Киселева H.A., канд. фнлос. наук, доцент кафед- N. Kiseleva, candidate of philosophical sciences, as-ры хозяйственного права, Читинский государствен- sociate professor business law department, Chita state ный университет university
(3022) 41-64-54
Научные интересы: социальное развитие, моло- Scientific interest: social development, youth legisla-дежное право, социальная и молодежная политика tion, social politics, state youth politics