Губарев Виктор Николаевич,
заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
ЗАКОНЫ НА СЛУЖБУ НАРОДУ!
Аннотация. Необходимо создание территорий традиционного природопользования федерального, регионального и местного значения. Требуется внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и в Федеральном законе от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов...» и в Федеральном законе от 6 декабря 2007 года № ЗЗЗ-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которые окажут влияние на правовую защиту территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.
Ключевые слова: Защита права, коренные малочисленные народы Севера, особо охраняемые природные территории.
УДК 502.14:71(=1.571.65/66-81) ББК 67.99 (2) 5 (2 Р 55)
Нынешнее законодательство в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации требует выработки механизмов его реализации.
Действующее на сегодня Федеральное законодательство о коренных малочисленных народах ха-рактеризируется как неустойчивое, противоречивое и недостаточно согласованное с международными правовыми актами. Без надлежащего регулирования остаются ключевые отношения, связанные с правом коренных малочисленных народов на пользование землей, на приоритетное природопользование и на разного рода преференции и компенсации.
Федеральный закон от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», до сегодняшнего дня не имея конкретных механизмов реализации, остается декларативным.
Дополнительно ситуация осложнена тем, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» территории традиционного природопользования исключены из состава особо охраняемых природных территорий, что лишило территории традиционного природопользования правовой защиты, установленной Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».
В Республике Саха (Якутия), по данным переписи населения 2010 года, проживают всего 40 тысяч представителей коренных малочисленных на-
родов Севера: в том числе: эвенки, эвены, долганы, юкагиры и чукчи.
Следует отметить, что при наличии в республике соответствующей нормативной правовой базы по защите их прав (разработаны и приняты более 20 законов) состояние исполнения законодательства по защите прав коренных народов остается неудовлетворительным, как и по всей России.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) территории традиционного природопользования регионального значения не созданы. С большим трудом удалось создать только три территории традиционного природопользования местного значения: на территории Беллетского эвенкийского национального района, Тяньского национального наслега Олекминского района и Оленекского эвенкийского национального района.
С момента реализации мегапроектов в республике территории традиционного природопользования начали активно эксплуатироваться добывающими отраслями промышленности. В связи с этим возникают проблемы, связанные с правами коренных народов на пользование земельными участками для целей традиционного природопользования. Продолжается процесс отчуждения территорий коренных народов.
Не осуществляется принцип согласования реализации промышленных проектов. Примером этого является строительство газопровода Якутия -Хабаровск (ВСТО), проходящего через ряд территорий традиционного природопользования республики. При этом со стороны промышленных компаний никаких попыток согласования с органами местного самоуправления по освоению терри-
Евразийский форум
торий традиционного природопользования произведено не было.
Реализуемые на территории республики промышленные проекты оказывают негативное влияние на состояние территорий традиционного природопользования, ставя при этом под угрозу сохранность источников существования коренных народов. Строительством газопровода ВСТО нанесен большой ущерб родовым общинам, занимающимся оленеводством, сократив при этом площади оленьих пастбищ и нарушив сложившийся маршрут передвижения оленей по кругу расположения оленьих пастбищ.
В настоящее время отрасли традиционного хозяйствования находятся в депрессивном состоянии. В оленеводстве за последние годы установилась устойчивая тенденция сокращения численности поголовья северных домашних оленей. Так, за 2013 год численность поголовья оленей в сравнении с 2010 сократилась на 11,5%. Из-за постоянного роста цен на материально-технические ресурсы, повышения тарифов на транспортные и иные услуги, финансовое состояние оленеводческих хозяйств остается сложным.
Объемы реализованной продукции отрасли далеко не соответствуют нормам показателя товарности производства в рыночных условиях. На конец 2013 года сумма выручки от реализации продукции оленеводства покрывала чуть больше 1/10 части издержек основного производства (12,0%). При этом среднемесячная заработная плата оленеводов за 2013 год составила 11 612 рублей, что соответствует 1/4 части размера среднемесячной заработной платы в среднем по республике за прошлый год.
Рыболовство, как вид традиционного природопользования, является одним из составляющих частей уклада жизни представителей коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Вместе с тем, в настоящее время рыбохозяй-ственный комплекс республики практически исчерпал свои внутренние резервы экономического роста. Рыбная отрасль лишилась не только материально-технического и научного обеспечения, но и элементарного регулирования. На сегодня рыбохозяй-ственный комплекс представляет собой раздробленную систему, состоящую из мелких рыбодобы-вающих хозяйств и общин. Существующие проблемы по переработке, хранению и сбыту рыбы полностью не решены.
Отмечается сокращение объемов вылова, устаревшее оборудование не позволяет сохранить выловленное, доставка с удаленных участков воз-
можна только в зимнее время в ограниченных объемах, воспроизводство рыбных запасов не ведется, товарного выращивания и аквакультуры в республике не существует.
В результате принятия Федерального закона от 6 декабря 2007 года № ЗЗЗ-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ситуация в области рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока резко меняется в связи с признанием утратившей силу статьи 39 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которая предусматривала заключение договоров о предоставлении рыбопромысловых участков коренным малочисленным народам и их общинам без проведения конкурсов.
В связи с этим существующая практика проведения аукционов практически вытеснила родовые общины из этой сферы хозяйствования. Выделяемые квоты предназначены только для личного потребления граждан из числа коренных малочисленных народов. В настоящее время отсутствуют механизмы выделения дополнительных квот для реализации, что создает определенные трудности по самообеспечению представителей коренных народов.
Охотничий промысел в Республике Саха до настоящего времени сохраняет народнохозяйственное значение, как сфера производства продовольственного и промышленного сырья, так и источник рекреации значительной части населения в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера. Для малочисленных народов Севера и охотников-промысловиков охотничий промысел составляет основу традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности.
Однако, до настоящего времени статья 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающая право ведения охотничьего промысла представителями коренных малочисленных народов в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, не имеет конкретного механизма реализации, обусловленного существующей проблемой документального подтверждения принадлежности граждан России к коренным малочисленным наро-
дам, что в свою очередь не позволяет представителям коренных народов воспользоваться положенными преференциями.
Исходя из вышеизложенного и в целях совершенствования правовых основ образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни необходимо:
1 .Внести дополнения в Федеральный закон от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» в части установления порядка:
1.1. создания территорий традиционного природопользования федерального, регионального или местного значений;
1.2. выделения общинам коренных малочисленных народов земельных участков на территориях традиционного природопользования;
1.3. управления территориями традиционного природопользования;
1.4. установления полномочий органов управления территориями традиционного природопользования;
1.5. рассмотрения обращений по образованию территорий традиционного природопользования.
2. Разработать и вынести решение Правительства Российской Федерации о положении, регламентирующего порядок проведения этнологической экспертизы.
3. Внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в части предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых оленьими пастбищами, коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока и их объединениям, осуществляющим на них традиционное природопользование, в безвозмездное постоянное (бессрочное) пользование.
4. Внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
4.1. в части передачи субъектам Российской Федерации полномочий по утверждению правил
охоты на основании общефедеральных ограничений и требований к охоте и сохранению водных ресурсов;
4.2. в части установления для субъектов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов порядка утверждения квот добычи объектов промысловой охоты уполномоченными органами по охране, контролю и регулированию использования охотничьих ресурсов. Необходимо передать полномочие установления квот в разрезе каждого охотничьего угодья уполномоченному органу, осуществляющему переданные федеральные полномочия в области охраны и использования охотничьих ресурсов;
4.3. рассмотреть вопрос отмены в местностях традиционного расселения и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока порядка предоставления земельных участков и лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства по результатам аукционов, а также освобождения от единовременной платы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ведущих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства в районах Крайнего Севера, при заключении охот хозяйственных соглашений.
5. Следует разработать и утвердить механизм реализации статьи 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающей право ведения охотничьего промысла представителями коренных малочисленных народов в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.
6. Внести изменения в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части закрепления представителям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации рыбопромысловых участков для вылова рыбы без проведения аукциона, на бесплатной основе или разрешение вылова рыбы без предоставления рыболовецких участков.
7. Рассмотреть возможность предоставления субъектам Российской Федерации утверждать в рамках Типовых правил свои Правила рыболовства.
8. Рассмотреть и принять Федеральный закон «Об оленеводстве».