ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И СМЕНЫ АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ
Д.С. Данилов
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., Саратов, Россия
Аннотация
Сравнение и систематизация - два главных принципа познания. Эти принципы особенно важны при изучении сложных явлений. Главным принципом систематизации в архитектуре является деление на стили, но познание неисчислимого множества стилей не может дать понимания общей картины развития архитектуры. Вероятно, должна быть закономерность, которая свяжет всю пёструю картину архитектуры в единое целое. В статье сделана попытка найти эту закономерность. В категориях сравнения рациональное-декоративное в архитектуре прослеживается чёткая периодичность смены стилей. Если изобразить эту «закономерность» графически, мы увидим синусоиду, колеблющуюся между рационалистическими направлениями архитектуры и декоративистскими; период колебания синусоиды сокращается с течением времени, коэффициент сокращения этой синусоиды примерно одинаков. Данная модель рассматривается в связке с западноевропейской архитектурой X-XXI веков. Декоративистские направления характеризуют закат эпохи, а рационалистические -рождение новой. Архитектура выступает в качестве индикатора состояния общества. Ключевым в этих процессах является термин - парадигма мышления.
Ключевые слова: история архитектуры, синусоида, развитие архитектуры, рационализм, декоративизм
REGULARITIES OF DEVELOPMENT AND SHIFT OF ARCHITECTURAL STYLES
D. Danilov
Saratov State Technical University named after Gagarin Yu.A., Saratov, Russia Abstract
Comparison and systematization are the two keystones of cognition. These principles are especially important when studying sophisticated phenomena. The main principle of systematization in architecture is division into styles, but the cognition of a great number of styles can't give understanding of development of architecture at large. Probably, regularity might exist that connects the dots of the architecture. The article contains the attempt to find this regularity. If divide all architectural style into two groups, the rational and the decorative, then we will find an accurate frequency of style shifting. If one represents this regularity graphically we will see a sine curve fluctuating between the rationalistic and decorative styles of architecture. The period of fluctuation of a sine curve reduces in course of time; and the sine curve reduction factor is much the same. This model is regarded connected with the West European architecture of the X-XXI centuries. The decorative school characterizes the fall of an era, and the rationalistic - the birth of a new one. The architecture acts as an indicator of the state of society. The paradigm of thinking is the essential term in these processes.
Keywords: history of architecture, sine curve, development of architecture, rationalism, decorativism
Выявление закономерностей смены архитектурных стилей
История архитектуры - это история стилей. Стиль - совокупность характерных черт и признаков архитектуры [1]. Стили весьма условны, но, тем не менее, это то, чем мы оперируем при изучении архитектуры, деление на стили - это основной принцип систематизации всего многообразия архитектурных форм.
В истории архитектуры выделяется множество стилей, одни стили характеризуют периоды истории архитектуры более обобщённо, другие призваны делить эти большие периоды на более мелкие, обозначать небольшие ответвления от главенствующего движения, а иногда стилем могут назвать творчество отдельного архитектора или архитектурной группы (что характерно для современного периода). Для изучения механизмов истории архитектуры можно пренебречь «мелкими» стилями и смотреть на историю архитектуры более обобщённо.
На протяжении всей истории архитектуры выделяется несколько периодов:
- романская архитектура
- готика
- архитектура эпохи Возрождения
- барокко
- классицизм
- эклектика
- модерн
- модернизм
- постмодернизм
- параметризм
середина X - XII вв. ХИ-ХУ вв.
начало XV - начало XVI вв. XVI - конец XVIII вв. середина XVIII - XIX вв. 1830-1890 гг. 1890-1910 гг. 1910-1980 гг. 1960 - н.в. 2008 - н.в.
Очевидно, что смена архитектурных стилей происходит не случайно, а является результатом более глобальных процессов общественного развития. В каждом из архитектурных стилей (направлений) отражается взгляд архитекторов и общества на мир вокруг, наука и философия своего времени, всё это можно назвать парадигмой мышления.
Парадигма - это наиболее общая картина рационального устройства природы, мировоззрение. Процесс смены парадигм, возникающий в периоды научных революций — это, прежде всего, процесс смены систем ценностей, разных способов решения задач-головоломок, разных способов измерения и наблюдения явлений, разных практик, и таким образом, формирования новой картины мира.
Томас Кун следующим образом описывает механизм смены парадигм. Для любых парадигм можно найти аномалии, по мнению Куна, которые отметаются в виде допустимой ошибки либо же просто игнорируются.
Согласно теории научных революций, когда накапливается достаточно данных о значимых аномалиях, противоречащих текущей парадигме, научная дисциплина переживает кризис. В течение этого кризиса испытываются новые идеи, которые, возможно, до этого не принимались во внимание или даже были отметены. В конце концов, формируется новая парадигма, которая приобретает собственных сторонников, и начинается интеллектуальная «битва» между сторонниками новой парадигмы и сторонниками старой.
Увеличение конкурирующих вариантов, готовность опробовать что-либо ещё, выражение явного недовольства, обращение за помощью к философии и обсуждение фундаментальных положений — все это симптомы перехода от нормального исследования к экстраординарному. Новая научная истина не достигает триумфа путём
убеждения своих оппонентов и их просветления, но это, скорее, происходит оттого, что её оппоненты, в конце концов, умирают и вырастает новое поколение, с ней знакомое. (Т. Кун) По терминологии Куна, когда научная дисциплина меняет одну парадигму на другую, это называется «научной революцией» или «сдвигом парадигмы» [2].
Парадигмы мышления являются ключевым фактором в формировании и смене архитектурных стилей. Вышеперечисленные периоды истории архитектуры можно расположить на временном отрезке в хронологической последовательности (Рис. 1).
Романский стиль Готический стиль Возрождение Барокко Классицизм Эклектика Модернизм Параметрам
cep.X-XII XII-XV Ha4.XV-H34.XVI кон.Х\Л-кон.Х\/ГП cep.XVIII -IXX 1830-1890 1910-1960 2008 -...
I__J___—I_L__L__J__I___ I _ I__L__I___I_
900 1000 1100 1200 1300 1400 1500 1600 1700 1800 1900 50 2000
Модерн Постмодернизм
1890-1910 с cep-XX в.
Рис. 1. Схема хронологической последовательности истории архитектуры
Анализируя последовательность смены стилей в архитектуре, мы видим, что каждый новый стиль не является продолжением предыдущего, а как бы отрицает его базовые характеристики. Это свидетельствует о том, что процесс развития архитектуры не является линейным, при котором каждая следующая ступень развития включает в себя предыдущую, преображая и дополняя её, а синусоидальным, маятникообразным. Причем качается этот маятник от крайнего рационализма к крайнему декоративизму.
Действительно, между, например, эклектикой и модернизмом практически невозможно найти общее, а между эклектикой и постмодернизмом связь очевидна. Модернизм -архитектура, целиком основанная на науке начала XX века, рационализм, чистота форм, достижение требуемого эффекта путём применения минимального количества форм «меньше - это больше» (Людвиг Мис ван дер Роэ). Постмодернизм построен на противоположных принципах - обращается больше к массовой культуре, чем к науке, декоративизм, «игра в иррационализм», активное использование багажа истории архитектуры, «меньше - это скука» (Роберт Вентури). Модернизм и постмодернизм формируют два полюса - рациональный - модернизм и декоративный - постмодернизм.
В своей книге «Современная зарубежная архитектура» О.В. Орельская [3] разделяет всё множество рассматриваемых ею стилей на три группы - рационалистическая линия, декоративно-художественная линия и промежуточный вариант - синтетическая линия. Так как мы рассматриваем только основные направления в истории архитектуры, понятием «синтетическая линия» мы пользоваться не будем. Сосредоточимся на крайностях - рационализм и декоративизм.
Аналогично Орельской разделим архитектурные стили на две группы. К рационалистической линии относятся: романская архитектура, архитектура эпохи Возрождения, классицизм, модернизм, параметризм, все эти периоды твёрдо опираются на науку своего времени, все они рациональны относительно другого полюса -декоративистской линии: готика, барокко, эклектика и модерн, постмодернизм.
Перенесём нашу классификацию на график, где на горизонтальной шкале мы отложим время, а по вертикали сверху - поле доминирование рационализма, снизу -декоративизма в архитектуре (Рис. 2). На графике проведём линию сквозь ключевые точки, за них мы примем временной отрезок, в который архитектурная парадигма уже прочно сформировалась, находится уже не в зачаточном состоянии и ещё далека от заката.
Романский стиль Возрождение начало Классицизм Модернизм Параметризм
оер-Х-ХП ХУ-нзч.Х\Л сер.Х\Л11 -1ХХ 1910-1960 2008 ...
Рис. 2. Схема смены парадигм рационализма и декоративизма в архитектуре
Легко заметить, что архитектурные парадигмы рационализма чередуются с направлениями декоративизма. Причем периоды смены направлений со временем ускоряются. Сокращение периода колебаний синусоиды объясняет теория об ускорении исторического времени, которую вывел Сергей Петрович Капица [4].
Необходимо объяснить некоторые исходные положения нашей модели, в частности, критерии отнесения рассматриваемых стилей к рационалистской или декоративистской линии.
Обоснования предлагаемой модели на примере развития традиционной архитектуры X-XIX веков
Романская архитектура
В первую очередь следует провести параллели между парадигмами, относящимися к рационализму. К рационалистической линии относятся: романская архитектура, архитектура эпохи Возрождения, классицизм, модернизм, параметризм. Все эти течения опираются на научные познания, в эти периоды в обществе главенствует чёткая картина мира, разночтения минимальны. Появлению каждой рационалистической архитектурной парадигмы соответствует революционный прорыв в понимании мира, даже не сам факт этого прорыва, а то, что новая парадигма становится всеобъемлющей. Безусловно, помимо философских концепций мира на архитектуру влияют новые научные открытия, новые технологии производства. Так, романская архитектура относится к периоду возрождения каменного строительства, к периоду главенства религиозного мировоззрения, период тотального и беспощадного могущества божьего. Романская архитектура - цельный, нерушимый монолит, главная причина этого - примитивная технология строительства и то, что в камне в основном возводились оборонительные и религиозные сооружения. Но, например, архитектура Древней Греции, которая технологически не опережала романскую не создаёт такого впечатления. Техническая мысль того времени и «грозный бог» создали эту архитектуру.
Готическая архитектура
За эпохой романской архитектуры последовала готика. Возникают новые строительные технологии позволяющие создавать новые архитектурные формы. Акцент в инженерной мысли переносится со стены на колонну. Негласное соревнование между отдельными частями раздробленной Европы способствует росту архитектуры, в обоих смыслах этого слова. В период готики создаются удивительные, изящные сооружения. Внешне изменения в архитектуре колоссальны, но с появлением готики не происходит качественных изменений. Стены/колонны обрастают декором. Здания растут вверх. Изменения носят скорее не качественный, а количественный характер. Таким образом, если воспользоваться терминологией Роберта Вентури, и вложить в его слова немного иной смысл, то можно сказать, что романский храм - «сарай», готический храм -«декорированный сарай» и чем дальше по временной шкале от романской архитектуры, тем «сарай» более декорирован. Можно сказать, что романская и готическая архитектура являются следствием одной мировоззренческой парадигмы, чем более эта парадигма устойчива, тем более монументальна, прямолинейна и устойчива архитектура, с приходом же сил способных расшатать некогда устойчивое представление о мире,
архитектура становится всё более нестабильной и динамичной, декоративной. С другой стороны это является следствием естественного развития стиля, с освоением технологии внимание архитектора переключается с функционального аспекта архитектуры на художественный. При этом вмешивается так же фактор того, что «сараи» с глухими стенами просто надоедают, и энергия, накопившаяся в творческом человеке, за невозможностью найти выход в качественном изменении архитектуры, выплёскивается в русле декоративности.
В истории архитектуры не сложилось однозначного мнения по поводу готики, одни её ругают, другие находят неповторимой и утончённой. Превращение из «сарая» в «декорированный сарай», происходят зачастую даже не метафорически, а напрямую. На старую романскую основу здания прилепляют декоративные детали/фасады, это происходит вследствие растянутости строительного процесса во времени, начавшееся строительство во время романского периода переходит в готический период незаконченным, изменившиеся к этому времени вкусы требуют преобразований в проекте. Эпоха средневековья в основном характеризуется смутой, кровопролитные войны, болезни, с одной стороны религиозные фанатики готовые покарать всех, кто не вписывается в старую парадигму, с другой еретики и люди науки, которых старая парадигма уже не устраивает. Описанный Т. Куном процесс смены парадигм, здесь особенно нагляден.
Архитектура эпохи Возрождения
Несмотря на гонения со стороны религиозных деятелей того времени, и боязнью перед новыми знаниями, наука всё же победила и за эпохой смут последовала эпоха Возрождения. Идеи античной древности пронизывают умы нового поколения, наблюдается подъём во всех сферах деятельности. Умы захватывает новая парадигма мышления. Нельзя не назвать эти изменения революционными. Но архитектура не сразу реагирует на изменения в обществе, в отличие от, например, художников, новая эра для которых настала вслед за отменой канонов в живописи. Художники всегда быстрее реагируют на изменения по простой причине того, что для создания художественного произведения необходимо гораздо меньше средств и ресурсов, чем, например, для постройки храма. Важным также является то, что художник может работать «в стол», а архитектор нет, и требуется время для того, чтобы новая парадигма просочилась в ум заказчика. Архитектура всегда с запозданием реагирует на перемены, особенно если на пути у творческой мысли архитектора встают тормозящие факторы, как, например, экономика.
Архитектура барокко
Вслед за эпохой Возрождения наступает эпоха барокко. Ситуация схожа с переходом от романской архитектуры к архитектуре готической. Качественных изменений снова не происходит. Архитектура становится более декоративной, даже вычурной. Квинтэссенцией декоративизма, и логическим завершением движения от рационального к декоративному становится рококо. Рококо вычурен до вульгарности, в категориях рационального и декоративного, Возрождение и барокко/рококо занимают два крайних полюса. На смену периода подъёма Возрождения приходит период кризиса, кризиса научной мысли, кризиса монархии.
Архитектура классицизма
Вновь на смену эволюции приходит революция, во всех смыслах этого слова. Великая Французская Буржуазная революция, революция в Англии, первая научная революция (началась ещё в XVII веке, но начала оказывать влияние на общественное мышление только в XVIII веке, связана с переходом от сохранения старых знаний, к стремлению постигнуть новое), первая промышленная революция (переход от ручного труда к мануфактуре, развитие металлургии, паровой двигатель). Целая эпоха революций,
несомненно, никак не могла, не отразится на архитектуре. Новая архитектура -классицизм. Это снова отход от декоративизма, снова рушится старая архитектура, старое общество, и на смену приходит новое общество, полное новыми идеалами, новыми представлениями о мире.
Эклектика и модерн
Следующий период в архитектуре - эклектика. История вновь повторяется, «сарай» декорируется. В этот период оказало влияние проникновение в западную культуру других культур, в архитектуре ярко проявляются национальные черты. Архитектура эклектики не принесла ничего принципиально нового, кроме принципа смешения, даже того что не смешивается. Но эклектика не явилась верхом декоративизма. Ещё дальше в этом направлении шагнул модерн. Модерн перенимает черты и эклектики и барокко, тягучие пластичные формы, работа со светом. Черты характерные для всех декоративистских направлений в архитектуре (которые прежде не упоминались) - синтез искусств, динамика - вместо статики рациональной линии в архитектуре, здесь проявляются особенно полно. Но, что происходит впервые, модерн развивается «в обратном направлении». Нарочито декоративный вначале, стиль со временем «высушивается», становясь всё более рациональным и менее декоративным. Можно было бы предположить, что модерн перейдёт в модернизм без революции таким странным «эволюционным» путём.
Подтверждение репрезентативности предлагаемой модели на примере развития архитектуры XX - XXI веков
Модернизм
Начало XX века обернулось не менее революционным, чем начало XVII века. Во всех сферах - политике, живописи и скульптуре переход от эволюционного развития к революционным переменам: третья научная революция - неклассическая наука (вторая научная революция не была рассмотрена в силу того, что это скорее скачок в развитии, чем кардинальные изменения), вторая промышленная революция - распространение поточного производства и поточных линий, развитие транспорта (перечислены только те явления, которые, по нашему мнению, оказывают непосредственное влияние на архитектуру). В архитектуре происходят колоссальные изменения, архитектура ещё никогда не была столь рациональной, в архитектуре полностью отсутствует образность. В этот период на пафосе отрицания всего старого, и желании строить новое общество, эпохи манифестов и широких жестов, архитекторы уничтожили всё, и на руинах возводили новую архитектуру - модернизм.
«Двадцатые годы были великим временем веры. Я не думаю, чтобы когда-либо с поры Ренесанса появлялось столь сильное чувство; может быть, ещё во времена Французской революции существовала такая же уверенность в том, что классицизм революционен и чист» (Филип Джонсон) [5]. Настолько далеко от истории архитектура никогда ещё не отрывалась. Интернациональный рафинированный стиль быстро разлетелся по всему свету, вместе с новыми, порой сумасшедшими идеями.
Постмодернизм
Вождём борьбы с модернистами стал Роберт Вентури. Модернистов обвинили в порыве с историей архитектуры, в антиконтекстуальности, в пренебрежении национальными традициями и во многом другом. Зародился постмодернизм, архитектура в очередной раз пришла к другой крайности. Постмодернисты начали декорировать «сараи» модернистов. Постмодернизм основан на модернизме, пользуется приёмами «тотального эклектизма», опирается на культуру общества потребления, и на текстуальное восприятие архитектуры. Используются принципы двойного кодирования, заимствование всего, что можно позаимствовать, смешения всего, что можно и нельзя смешивать, принципы
наслаивания и коллажа, игры. «Я пытаюсь брать всё, что мне нравится, из всей истории. Мы не можем не знать истории», «В жизни больше нет целей, нет больше «высоких идеалов» (Филип Джонсон) [5]. В архитектуру вернулась образность, так же как в модернизме она отсутствовала, в постмодернизме она присутствует, в такой степени, что, порой, уничтожает и уничижает архитектуру.
Деконструктивизм
Следующим архитектурным явлением стал деконструктивизм. На первый взгляд деконструктивизм не вписывается в график периодических перемен в архитектуре. Но. Если принять во внимание тот факт, что сам термин «деконструктивизм» пришёл в архитектуру из литературы, из трудов Жака Деррида (понятие деконструкции текста), и что постмодернизм подразумевает под собой такие понятия как текстуальность и игра, то деконструктивизм начинает чётко вписываться в общий график. Деконструктивизм не является чем-то принципиально новым, деконструктивизм это «модернистический постмодернизм», но постмодернизм пользуется всем багажом истории до модернизма, а деконструктивизм переносит принципы постмодернизма на модернизм. Деконструктивизм это смешение принципов модернизма и постмодернизма, от модернизма он взял -отсутствие образности, нарочитую антиконтекстуальность, архитектура вновь забыла о багаже истории (истории до модернизма, если уже можно считать модернизм историей), от постмодернизма деконструктивизм взял - принцип текстуальности (только теперь дополненный Жаком Деррида), принцип игры, принцип взаимной любви с обществом потребления. К вышеперечисленному добавились ранее малоизвестные на западе русские авангардисты начала века - Малевич, Леонидов и др. Родилась новая архитектура. Деконструктивизм завораживает и шокирует своими формами, на него нельзя не обратить внимания, принципы атектоничности и антигравитационности реализованные в деконструктивизме получат своё развитие в дальнейшем.
Параметризм
Деконструктивизм подобно модерну развивается от декоративной линии к рациональной. Первые эксперименты деконструктивистов обращены к архитектуре постмодернизма, затем архитекторы применяют свой метод к модернистской архитектуре, и последним этапом является переход от деконструктивизма к новой рациональности, к рациональности параметризма. В этот раз архитектурное сообщество не захлестнула волна раздора, параметристы не принялись ругать всё то, что не совпадает с их точкой зрения. Новое направление имеет множество названий: «нелинейная архитектура», «дигитальная архитектура», но эти названия давались слишком рано, ещё в тот период, когда новая архитектура не успела сформироваться. Более корректным использовать слово «параметризм», так как оно родилось изнутри нового течения, а не из уст архитектурных критиков, наблюдающих за процессом развития нового течения со стороны.
Рациональна ли, новая архитектура? Да, рациональна, но это другая рациональность. Параметризм главным образом опирается на новую, постнеклассическую науку, на великое, если не величайшее изобретение человека - компьютер, зарождается новая модель производства, в отличие от фордистской модели - неограниченное число одинаковых товаров, мы сможем получать неограниченное число разных товаров. На период зарождения параметризма приходятся четвертая научная, и третья промышленная революции. Архитектурное мышление осваивает концепцию сложных эволюционирующих систем, идею нелинейности. Стремление архитектора к свободе формообразования обеспечивают новейшие программы. Архитекторы пользуются новыми принципами формообразования, в том числе принципами формообразования живой природы, например, фракталами, открытыми Бенуа Мандельбротом в 1977 году. Новая архитектура настолько разнообразна в формах, что должно пройти немало времени на принятие её обществом. Заха Хадид и Патрик Шумахер уже выпустили манифест параметризма, который должен задать границы развития нового направления.
Если выражением архитектуры постмодернизма может служить текст, то выражением параметрической архитектуры является формула. Этот принцип выводит архитектора из категории писателя работающего с языком, с символами, на принципиально другой уровень. Архитектор здесь выступает в качестве программиста работающего не со словами/элементами архитектуры, а с формулами, задающими принципы формообразования.
Из опыта истории архитектуры можно сказать, что за периодом взлёта новой архитектуры, должен последовать упадок и переход к декоративизму. Сложно сказать, чем обернётся новый переход к крайности декоративизма, но, думается, что этот переход неизбежен и он принесёт нам удивительную архитектуру.
Хочется добавить, что приходящие новые архитектурные направления не всегда уничтожают предыдущие, могут сосуществовать параллельно со своими антагонистами (Рис. 3). Предшествующие направления могут развиваться в том же ключе, могут изменяться. Такое направление как хай-тек, по нашему мнению, является результатом трансформации идей модернистов. В подтверждение этого хай-тек наиболее укоренился в Англии, наверное, самой консервативной стране мира.
1830-1890 ссер-ХХв,
Рис. 3. Схема параллельного сосуществования архитектурных стилей
Предложенная в работе модель описания смены архитектурных стилей как цикличного синусоидального процесса находится в рамках современных представлений о развитии науки, искусства, человеческого общества как процессах нелинейных, сопровождающихся кризисами, прохождением через переломные моменты, режимы ускорения и т.д.
Литература
1. Архитектурный стиль [Сетевой ресурс]. - URL: http://m.wikipedia.oта/wiki/Архитектурный стиль
2. Смена парадигм [Сетевой ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Смена парадигм
3. Орельская О.В. Современная зарубежная архитектура. - М.: Академия, 2007. - 267 c.
4. Капица С.П. Об ускорении исторического времени // Новая и новейшая история.
- 2004. - № 6.
5. Рябушин А.В. Архитекторы рубежа тысячелетий. - М.: Искусство - XXI век, 2010.
- 429 c.
References
1. Arhitektumyj stil' [Architectural style]. Available at: http://ru.wikipedia.org/wiki/Архитектурный стиль
2. Smena paradigm [Paradigm shift]. Available at: http://ru.wikipedia.org/wiki/Смена парадигм
3. Orelskaya O.V. Sovremennaya zarubezhnaya arhitektura [Contemporary foreign architecture]. Moscow, 2007, 267 p.
4. Kapitsa S.P. Ob uskorenii istoricheskogo vremeni. Novaya I noveyshaya istoriya [On the acceleration of historical time. New and contemporary history]. 2004, no. 6.
5. Ryabushin A.V. Arhitectori rubezha tisyacheletiy [Architects of turn of the millennia]. Moscow, 2010, 429 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Данилов Даниил Станиславович
Студент, кафедра «Архитектура», Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А., Саратов, Россия e-mail: daniil [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR Daniil Danilov
Student, Saratov State Technical University named after Gagarin Yu.A., Saratov, Russia e-mail: daniil [email protected]