Закономерности проявления эмоционально-психологической амплитуды в драматургическом тексте
Свиридова Л.К. (8умц1оу [email protected])
Московский государственный областной университет
В своей работе мы исходим из того, что на уровне речи раскрытие содержания художественного текста (в частности драматического) как речевой единицы непосредственно связано с принципом эмоциональности. Дело в том, что последний, нарушая логику композиционного построения сюжета оказывается в оппозиции с лингвистической категорией тождества. Эмоциональность как чувственно-сенсорное явление, свойственное человеческой натуре в целом, опережает проявление волеизьявления. При этом эмоциональность в рамках композиционной структуры текста обычно используется автором как тот фактор сюжетной перспективы, который психологически способствует заинтересованности зрителя при ознакомлении с перспективно разворачивающимся содержанием текста. Действие пьесы по ходу своего развития подводит зрителя или читателя к определенному восприятию речевой ситуации, но сюжетная перспектива допускает такой неожиданный поворот событий, который непременно вызывает всплеск эмоциональности, свидетельствующий, с одндй стороны, о неподготовленности зрителя к перходу на подбный поворот событий, а с другой стороны, указывает на то, что психологически здесь необходим определенный временной период, позволяющий человеку выйти из этого неожиданного положения.
Дело в том, что восприятие драматургического текста предполагает синхронное сопереживание, то есть неослабленное следование зрителя за ходом сюжетной линии, а это означает необходимость держать весь зал в неослабевающем внимании при обязательном, но своеобразном соучастии с развитием действия. Последнее возможно только при условии, если зритель, наряду с заинтересованностью в содержании пьесы, получает от
исполняющих действие лиц необходимый заряд эмоциональной энергии, который как бы втягивает аудиторию, то есть весь зрительный зал, в сферу разворачивающихся событий.
Именно поэтому, как мы полагаем, эмоциональные речевые ситуации выступают в произведениях драматического жанра ведущими.
На основании рассмотренного нами предпринята попытка провести внутреннее разделение драматургического текста на эмоционально психологические ситуации. Называя такие ситуации эмоционально-психологическими, мы исходим из того факта, что эмоции - это особое субъективно-психологическое состояние человека, в момент которого он подвержен влиянию экспрессии, которое отражается на формировании речевых комплексов.
Дело в том, что эмоционально-психологическое разделение не совпадает с сюжетно-структурным разделением на сцены и тем более на мизансцены. Эмоционально-психологическое разделение формирует не столько структурное, сколько семантическое построение сюжета, то есть эмоционально-психологический фактор лежит в основе внутреннего каркаса произведения. Он является, с одной стороны, элементом, разделяющим внутреннюю канву сюжета, но, с другой стороны, именно он - то есть именно эмоционально-психологический фактор, является элементом, который связывает действие воедино.
Формой его проявления является эмоционально-психологическая амплитуда внутри эмоционального комплекса, которая находит свое окончательное выражение путем соединения всех речевых комплексов: эмоционального, нейтрального, итогового воедино. Таким образом, получается структурно-семантическое построение, формирующее различные речевые ситуации от минимальной до текстологической.
Данная амплитуда по существу является эмоционально-психологической, поскольку ее действие основано на эмоциональном
состоянии говорящего, а ее выражение определяется психологической оценкой действия..
В ней наблюдаются три основные фазы:
1. Экспрессивная. Вначале,сразу после эмоционального всплеска, ее напряженность наиболее высокая, данная амплитуда замедленна, то есть она представляется в виде заторможенной по времени своего высказывания. И при этом она имеет явно прерывистый характер с обрывавшейся незавершенной фразой типа "What?", "Ah!", "No!"
2. Разъясняющая. Напряженность первой фазы во второй фазе снижается и постепенно переходит в объяснительную ситуацию, которая имеет все более и более сниженный и убыстряющий характер, который приближает ее к нормальному темпу речи.
3. Завершающая. По мере отхода от начальной экспрессии выражения высота тона теряет свою эмоциональную нагрузку, накал ее истощается и речь приобретает естественный характер, подготавливая эмоциональный тип речевой ситуации к постепенному переходу в нейтральный.
Начальным моментом этой амплитудыв тексте являются сенсаты .После появления сенсата следует голосовой ступор. Это явление объясняется тем психологическим состоянием эмоционального стресса, который захватывает говорящего и не дает ему возможности продолжать речь в обычном речевом темпе.Происходит резкий сбой ритма. Это во-первых.
Во-вторых, появляются паузы, которые указывают на разрыв плавности течения речи типа.
В-третьих, может наблюдаться введение непроизвольно произнесенных слов типа: "Hm,really? Dear me! etc".
В-четвертых, возможны фонетически непредусмотренные заикания, выражающиеся в подборе слов и пунктуационно в тексте
При этом главной отличительной чертой, которая присуща речевому рисунку после эмоциональной нагрузки является замедленность в темпоральном промежутке. Замедлениение темпа речи оказывается
естественной реакцией на эмоционально-стрессовый удар, который получает человек.
Следовательно, наблюдается та специфическая фоноэкспрессия, затухание которой происходит не сразу, а только лишь после нахождения определенных логических пояснений, которые поступают:
1).либо со стороны слушающего и воспринимающего собеседника при диалоге или полилоге;
2). либо из самооценки ситуации, в которой говорящий старается разобраться при монологе.
Таким образом, создается поле эмоциональной гравитации, которое носит как бы постепенно уравновешенный характер. Этот характер полностью исчерпывает свою экспрессивность только на волне стыка с агглютинатом. Поэтому здесь можно говорить о плавном угасании одной волны - сенсативной, и ее последовательном уменьшении вплоть до перехода и слияния с агглютинатом, то есть до ее растворения в одном или ряде доводов-убеждений.
Встречаемость всех трех фаз этой амплитуды неоднозначна.
Проведенный анализ означает, что при обязательном наличии экспрессивной фазы, как исходного компонента действия эмоционально-психологической амплитуды, разъясняющая и завершающая фазы могут присутствовать не в полном объеме .
Начальная фаза данной амплитуды, действующей в пределах эмоционального типа речевого комплекса, является ведущей, однако, как правило передается минимальным количеством слов. Две остальные: разъясняющая и завершающая обычно представлены более расширено, но тем не менее лишены усложненных синтаксических моделей (типа слодноподчиненных и сложносочиненных предложений и т.д.). В этом можно усмотреть основной закон проявления эмоциональности при построении драматургического произведения, который мы формулируем следующим образом: действие эмоционально-психологической амплитуды
внутри эмоционального речевого комплекса определяется ее распадением на три фазы, первая из которых является максимально экспрессивной, но минимальной по количеству составляющих ее слов, вторая и третья фазы, приводя к затуханию экспрессии, представлены расширением количества словарных единиц, в связи с чем выход на новый речевой комплекс (нейтральный или смешанный) начинается с обычной интонационной гаммы.
Мы полагаем, что существует еще один закон реализации языковых структур в драматургическом тексте, построенный на использовании неравнозначного распределения фаз внутри эмоционально-психологической амплитуды: чем ярче эмоциональная нагрузка первой фазы, тем менее психологически нагружены две другие фазы - разъясняющая и завершающая.
Из него следуют два основополагающих вывода:
1. При большой эмоциональной нагрузке первой фазы имеет место обязательное наличие второй и третьей фаз эмоционально-психологической амплитуды.
2. При минимальной эмоциональной нагрузке первой фазы третья фаза может отсутствовать, сливаясь со второй фазой в единый нерасторжимый психолого-лингвистический комплекс.
Итак, появление первой фазы эмоционально-психологической амплитуды как начала действия эмоционально-психологического фактора, позволяет провести структурное выделение и отделение одной сценической ситуации от другой.
Завершение эмоционально-психологической амплитуды, то есть ее самовыражение в третьей заключительной фазе, указывает на окончание действия эмоционального речевого комплекса, т. е. оно определяет структурные параметры данного речевого комплекса, и указывает на переход к связанным с ним другим речевым комплексам: нейтральному, смешанному, итоговому.
Таким образом, в последней фазе (даже в случае слияния, когда вторая фаза берет на себя функцию третьей) наступает то завершение
действия психолого-эмоциональной амплитуды, которое совмещается с выраженностью структурной и смысловой идеи автора, то есть происходит их самопроникновение и совпадение. Оно собственно и является основным условием реализации категории тождества.
Эмоционально-психологическое разделение драматургического текста не совпадает с сюжетно-структурным его разделением на мизансцены, сцены и акты. Последнее является внешним членением содержательной идеи произведения, в котором доминирует структурный фактор, а первое, напротив, является внутренним разделением текста, в котором доминирует эмоционально-психологический фактор, лежащий в основе внутреннего каркаса. Он является, с одной стороны, элементом, разделяющим внутреннюю канву сюжета, но, с другой стороны, именно он - то есть именно эмоционально-психологический фактор, является элементом, который связывает речевые комплексы внутри одного и того же смыслового отрезка. Исходное значение этого смыслового отрезка задается эмоционально-психологической амплитудой внутри эмоционального типа речевого комплекса.
Таким образом, получается структурно-семантическое построение, формирующее различные речевые ситуации от минимальной до текстологической.
Если в плане всего того, что было сказано нами ранее, провести анализ драматургических текстов, то совершенно отчетливо выявляются следующие положения:
1. Начало произведения - его истинная завязка происходит лишь после того, как в текст введен определенный шоковый момент. Этот момент является тем своеобразным стрессом, который, по замыслу автора, максимально нагружен в эмоциональном плане. Такая завязка может касаться появления неожиданных и неприятных для главных действующих лиц персонажей.
2. Этот момент, будучи ключевым с точки зрения завязки сюжета, всегда оказывается оформленным через ту часть синтезированной лексики, которая выражается сенсатами, то есть включает в себя междометия и строится на употреблении тех синтаксических структур, где наиболее часто используются восклицательные предложения, где весьма редко встречается действие функциональной перемежающейся зависимости и где весьма распространенными оказываются эллиптические конструкции и многоточие как пунктуационный знак, передающий растерянность, экспрессию, волнения.
Таким образом, категория тождества не просто связана с авторским ракурсом как кодированной основой произведения через функциональную смысловую зависимость (под которой мы понимаем декодированную основу произведения), а имеет с ним иерархическое соотношение. Это значит, что категория тождества находится в процессе обязательного возвращения к исходной части произведения. Именно в этой части, как было показано выше, сконцентрирован тот эмоционально-экспрессивный шоковый момент завязки содержания, который в дальнейшем декодирует всю линию авторского ракурса и создает речевые пространства. Ведь по замыслу автора все они должны приводить к смысловой однозначности, то есть к тождеству в понимании идеи автора.
Следовательно, эмоциональность, являясь главным стержневым и обязательным условием создания драматургического произведения, действует только в рамках категории тождества. Поэтому в произведениях драматургического характера выражение эмоций не только не нарушает обычный ритм развертывания действия, но дает ту необходимую психологическую разгрузку, которая позволяет зрителю воспринять основную линию и не утратить связь между многочисленными речевыми ситуациями текста.
Итак, эмоциональность, находясь в прямой связи с функциональной смысловой зависимостью и определяя завязку сюжета, сама оказывается
зависимой от категории тождества. При этом нельзя не учитывать, что категория тождества, передавая только одно значение (одну идею, одно событие) всегда однозначна и в своем проявлении сливается с функциональной смысловой зависимостью. Последняя раскрывает себя внутри данной категории, как выразитель адекватности значения. Но при этом категория тождества не является декодирующей величиной. Что же касается эмоциональности, то это не значение, а форма проявления чувств. Категория же тождества имеет своей целью достижение адекватности в значении исходного и завершающего моментов информационного блока при его накоплении в речевых ситуациях.
Обобщая сказанное можно утверждать, что нами была сделана попытка отыскать речевые структуры, зависящие от речевой ситуации, и выяснять степень их связи с эмоциональным фактором, что представляется весьма и перспективным и нужным.
ЛИТЕРАТУРА:
Демьянков В.З. и др. Лингвопсихология как раздел когнитивной лингвистики, или: Где эмоция, там и когниция // С любовью к языку:Сб. Научных трудов. Посвящ. Е.С.Кубряковой.-М: Ин-т языкознания РАН;Воронеж:Воронеж.гос.ун-т,2002
Жучкова Н.Ф. Грамматические особенности эмоциональных структур в составе речевых комплексов. М.,1994
Кошевая И.Г. Типология английского и русского языков. М:МЭГУ,2000. Левченко М.Н. Локальная архитектоника драмы. Сб.научн. трудов МГОУ «Проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации», М:Народный учитель,2003
Нелюбин Л.Л. Лингвостилистика современного английского языка.М.,1990
Свиридова Л.К. Роль эмоциональных структур в реализации категории тождества при построении драматургического текста. М:Народный учитель, 2004.
Сергеева Д.В. Эмоции в культурно-национальном контексте // Актуальные проблемы лингвистической культурологии: Материалы десятой научно-практической конференции.-М.:Прометей,2003
Чалкова Е.Г., Бабенко Е.В. Фразеосемантическое поле эмоций в единстве лингвистического и психолого-педагогического аспектов.-М:МГОУ,2003