Научная статья на тему 'Закономерности и взаимосвязи лидерских качеств личности в работах отечественных авторов'

Закономерности и взаимосвязи лидерских качеств личности в работах отечественных авторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1340
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / LEADERSHIP / ЛИДЕР / LEADER / РУКОВОДСТВО / ТЕОРИЯ / THEORY / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / HEADSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губанова О. А., Ануфриенко Л. В.

В статье говорится о том, что научно-эмпирическим исследованиям лидерства более столетия, до настоящего времени не только не существует однозначного определения данного понятия, но и различаются представления о природе и сущности этого феномена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULARITIES AND INTERRELATIONS OF LEADERSHIP SKILLS OF THE PERSONALITY IN WORKS OF DOMESTIC AUTHORS

The article says that scientific and empirical studies of leadership over a century, until the present time not only there is no one definition, but also different views about the nature and essence of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Закономерности и взаимосвязи лидерских качеств личности в работах отечественных авторов»

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОРОВ

О.А. Губанова, кандидат педагогических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Л.В. Ануфриенко.

Полоцкий государственный университет

Представлены научные работы российских и белорусских авторов по теме лидерства, охарактеризованы основные направления в исследовании лидерства. Кроме того, в работе перечислены и кратко охарактеризованы научные школы, занимающиеся изучением лидерства, и приведены их основные достижения в данной области.

Ключевые слова: лидерство, лидер, руководство, исследование, направления, школа

REGULARITIES AND INTERRELATIONS OF LEADERSHIP SKILLS OF THE PERSONALITY IN WORKS OF DOMESTIC AUTHORS

O.A. Gubanova. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. L.V. Anufryenko. Polotsk State University

The article presents the scientific work of Russian and Belarusian authors on the subject of leadership, it also describes the main directions in the study of leadership. In addition, main scientific schools, devoted to the study of leadership, are listed and briefly described here, and their key achievements in this area are also given.

Keywords: leadership, leader, headship, trend, research, school

Динамичная природа лидерства и притягательность темы для педагогов, психологов, социологов, философов и других ученых в целом обеспечивает непрерывное совершенствование знаний в этой области исследований. Но специфика зарубежных и отечественных исследований лидерства в свое время различалась, поэтому сейчас перед исследователями все более остро встает проблема именно осмысления и интеграции результатов многочисленных исследований феномена лидерства в целостную картину его изучения.

В своем общем значении лидерство - это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей [1].

Лидерство исследуется учеными как в странах дальнего зарубежья (Д. Максвелл, Г. Юкл, С. Кови, С. Кучмарски, Т. Кучмарски, Хант, Додж и др.), так и в городах Беларуси (А.И. Жук, Т.И. Краснова, А.А. Злотников, А.А. Брасс, Н.П. Беляцкий и др.) и России (Т.В. Бендас, О.В. Евтихов, Г.М. Андреева, Л.А. Лесина и др.). Здесь нужно помнить, что вначале (советский период) исследования лидерства находились в зоне внимания только психологов (Н.К. Михайловский, Л.Н. Войтоловский, А.Ф. Лазурский, В.М. Бехтерев, А.С. Залужный Е.А. Аркин и др.), которые изучали его преимущественно на материале детских групп, к тому же, лидерство рассматривалось в контексте вожачества, а все работы по данной теме имели описательный характер и несли на себе отпечаток актуальной на тот момент социально-политической ситуации.

Можно сказать, что советское научное изучение лидерства началось в 1920-1930-е гг. - это время расцвета педологии, психотехники, рефлексологии,

193

реактологии и зоопсихологии. Представители этих направлений интересовались проблемой лидерства, а именно, выдвигалась идея изучения личности лидера, создавались методики и различные типологии для этого. Кроме того, в этот период исследованию подлежали такие аспекты, как гендерные проблемы лидерства, девиантное лидерство, разрабатывались конкурентная и кооперативная лидерские модели, а также делались попытки объяснить, в чем заключается суть отношений «лидер-последователь». Например, в трудах Н.К. Михайловского взаимоотношения лидера и последователей объясняются подражанием, при этом автор считал необходимым обращать внимание на психологию не только лидера, но и следующих за ним людей.

В работе Л.Н. Войтоловского «Очерки коллективной психологии» (1921 г.) говорится, что во взаимодействии героя и толпы нет ничего мистического и патологического, что герой, лидер по сути дела, является лишь выразителем стремлений и желаний этой массы. Роль лидера по отношению к народу заключается в том, что он формирует их чувства, дает конкретное направление их воли, призывает к определенному действию.

В это время лидерство рассматривается еще и в контексте вожачества, поэтому в работах по данной теме можно найти множество объяснений природы лидерства, его типологий и особенностей, но уже с позиции вожаков. Так, типы вожаков выделял А.С. Залужный (1928 г.), он говорил о ситуативных и постоянных лидерах, организаторах и дезорганизаторах.

Свою типологию вожаков составил и Д.Б. Эльконин. Он говорил о диктаторах, эмоциональных организаторах и интеллектуальных рационализаторах.

Важный вклад в советское изучение лидерства также внес Е.А. Аркин, который рассматривал половые различия детских лидеров.

Однако начиная с 1930-х и до 1950-х гг. эксперименты в области лидерства прекратились, так как педология и психотехника стали запрещенными науками, а социальная психология как самостоятельная область психологии была названа ненужной.

Но уже с 1950 г. возникает интерес к тому, чем отличается лидер группы от официально существующего в ней или назначаемого свыше руководителя, более того, нужно учитывать, что с самого начало исследований в области лидерства советскими учеными слова «лидер» и «руководитель» имели разные смысловые значения. Хочется также отметить, что важным моментом изучения лидерства в советское время было создание научных школ. К примеру, в ленинградско-петербургской научной школе Е.С. Кузьмина изучение лидерства шло по следующим направлениям:

- создание и разработка методической базы исследования;

- разработка теоретических вопросов лидерства и руководства;

- проведение многочисленных экспериментальных работ;

- применение принципа учета половых различий лидеров [2].

Важное теоретическое и прикладное значение имеет исследовательская деятельность Б.Д. Парыгина. Именно в его ленинградско-петербургской научной школе были определены четкие критерии разделения понятий лидерства и руководства.

Неоценимый вклад в советское исследование лидерства внес Л.И. Уманский, он создал свою типологию лидерства и разработал основные ее принципы (1972 г.). Кроме того, под началом Л.И. Уманского работала так называемая курско-костромская научная школа, где последователи и ученики Л.И. Уманского разрабатывали проблему лидерства с самобытных позиций:

- дифференциация лидерства по типам;

- разработка уникальных методик изучения лидерства;

- подготовка лидеров и их изучение проводилось в специально созданных для этой цели научных лагерях;

- исследование девиантного лидерства;

- были установлены многочисленные эмпирические закономерности, а на основании исследований были созданы специальные обучающие программы для лидеров.

Еще один аспект лидерства, отчетливо выступивший в педагогических работах советского периода, связан с выделением ролей лидеров микрогрупп, возникающих в рамках первичного ученического коллектива на основе взаимных симпатий его членов. Так, согласно данным Т.Н. Мальковской (1973 г.), лидеры микрогрупп авторитетны не только в своих психологических группах, но могут оказывать значительное влияние на весь коллектив [2].

В монографиях В.Ф. Ануфриева (1973 г.) выделяла рамки реально существующих индивидуально-типологических разновидностей лидирования на уровне дошкольного коллектива.

Лидерство как характеристику внутрегрупповых взаимодействий с точки зрения доминирования и подчинения исследовала Н.С. Жеребова (1973 г.). При определении природы и сущности лидерства особое внимание автор уделяла таким моментам как психофизиологическая и социальная детерминация. По ее мнению, процесс формирования лидера связан со всеми аспектами становления личности. Поэтому в лидере совокупность внутренних условий всегда связана и во многом зависит от воздействия внешней среды. Внешние воздействия, преломляясь через внутренние условия и психические особенности личности, способствуют формированию лидера и тем самым определяют его поведение в возникающих ситуациях [3].

В трудах И.С. Полонского (1974 г.) лидерство изучается как социальное и асоциальное явление, которое необязательно должно иметь положительную направленность. Именно в основе его исследовательского интереса были лидеры-организаторы с явно негативной направленностью личности.

В исследованиях Е.М. Зайцевой рассматривается проблема содержательной характеристики лидерства. По результатам своей научной деятельности, автор разработала эталонные характеристики лидера в группах, которые по сей день дополняются в трудах многих ученых.

В 1976 г. белорусский ученый Я.Л. Коломинский впервые стал применять социометрический метод для изучения лидерства, адаптировав и создав его многочисленные модификации.

Здесь важно упомянуть и о работе петербургско-московской научной школы Р.Л. Кричевского (1977 г.), в которой разрабатывалась концепция лидерства как ценностного обмена между лидером и группой, был проведен актуальный для того времени обобщающий анализ зарубежных работ по теме лидерства, а также расширялась феноменология лидерства.

Немаловажной для того времени была исследовательская деятельностью Г.К. Ашина (1978 г.). Именно Г.К. Ашин начал говорить о вычленении таких распространенных в современной социологии, социальной психологии и педагогике понятиях, как формальное и неформальное лидерство.

Таким образом, с 1970-х гг. произошел большой сдвиг в изучении лидерства в советских исследованиях, а также появились новые направления для изучения данного феномена в последующие годы.

Начиная с 1980-х гг., исследование лидерства обрело следующие черты:

- количественное увеличение работ по проблеме;

- возникновение таких отраслей лидерства как спортивного, учебного, семейного;

- произошел пересмотр универсалий лидерства и наметилась междисциплинарность в разработке данной проблемы.

Однако, разделение лидерства и руководства и изучение их взаимовлияния все еще остается отличительной чертой русскоязычных исследований.

К примеру, характер и особенности принятия лидера и руководителя анализируются в работах Е.Б. Абашкиной и Ю.Н. Косолаповой.

Расширяются исследования лидерских качеств, а также идет систематизация, сравнение и изучение работ о лидерстве зарубежных практиков и теоретиков с отечественными исследованиями. Так, в своей книге «Лидер и лидерство» Е.В. Кудряшова

предприняла попытку структурировать характер лидерства на основе изучения работ зарубежных авторов. Кроме того, Е.В. Кудряшова расширила классификацию Р. Стогдилла, выделив ряд дополнительных моделей лидерства.

Продолжают работать научные школы, в которых изучается проблема лидерства. Например, в московской научной школе А.В. Петровского (1980 г.) осуществлялся подход к лидерству с позиций уровня развития группы, а также была создана теоретическая топологическая модель деятельностного опосредствования лидерских черт.

Говоря о современности, можно сказать, что в настоящее время лидерство рассматривается в основном в теории менеджмента и управления персоналом, интересными все еще остаются социологические работы в области лидерства. Так, особый интерес вызывает исследование, проведенное Д.Л. Казаковым (2002 г.), в нем автор, с позиции социологии управления, выделил сущностные характеристики организационного лидерства.

Что касается педагогики, то наибольший интерес представляет студенческое лидерство и подготовка выпускников высших школ к работе на руководящих должностях. Например, проблематикой молодежного лидерства, в том числе их подготовкой, занимается социально-психологическая лаборатория Курского государственного университета под руководством профессора А.С. Чернышева. Коллективом лаборатории разработаны технологии социального обучения лидеров, применяются аппаратурные психологические методики как средства диагностики лидерства, а также используются социально-психологические тренажеры.

Анализ социально-психологических особенностей проявления лидерства в студенческих группах проводился Н.В. Беляковой. При рассмотрении взаимодействия «лидер-группа» автор акцентировала внимании на группе, подчеркивая, что именно цели и мотивы группы обусловливают обстоятельства возникновения лидера [4].

Кроме того, актуальными остаются работы о лидерстве в сфере подготовки кадров и студентов в университетах МЧС России. К примеру, изучением педагогических аспектов становления лидерских качеств личности в системе высшего военного-профессионального образования занимается Э.Е. Лукьянчиков. Автор выделяет ряд факторов, способствующих саморазвитию лидерских качеств командиров.

Кроме того, ряд российских исследований посвящен выявлению стилевых особенностей эффективного лидерства, которые могут претерпевать значительные изменения в зависимости от условий профессиональной деятельности, специфики решаемых задач и социально-психологических характеристик коллектива.

Отметим и белорусские разработки в области лидерства, а именно, большой рост числа кандидатских работ по данной теме. Лидерство все еще рассматривается как отдельно взятый феномен в различных сферах жизнедеятельности. Изучение лидеров-глав компаний все еще остается мало освященной темой, но, все же, исследуется рядом ученых. Например, в монографии В. Е. Глушакова (2009 г.) дается обобщение опыта выполнения консалтинговых проектов для развития компаний и организаций в Беларуси, а также есть возможность получить системный опыт в сфере управления ключевыми бизнес-процессами.

Сотрудники сектора психологии государственного управления Научно-исследовательского института теории и практики государственного управления Академии при Президенте Республики Беларусь создали с целью стимулирования активности, а также интеллектуального и творческого развития студентов «Школу молодого лидера», для которой была разработана специальная программа. Непосредственную помощь и поддержку в создании школы оказал Центр молодежных инициатив и воспитательной работы. Обучение в «Школе молодого лидера» предусматривает три ступени (управление собственным поведением, эффективное взаимодействие в группе, формирование умения использовать резервные возможности группы), на каждой из которой ставится определенная цель.

Учебный курс по общественному лидерству и планированию молодежных инициатив («Лидерство, ориентированное на общество») был составлен и издан Белорусским обществом Красного Креста в рамках проекта «Развитие местных инициатив волонтерских

групп в отдаленных районах Беларуси». В данном пособии приводятся различные тренинги для лидеров, а также анкеты и игровые методы по развитию качеств лидера, кроме того, приведены задания по изучению основных качеств лидера, теорий лидерства, стилей лидерства и т.д.

Под руководством О.С. Лихторовича (Минский государственный дворец детей и молодежи) были составлены методические рекомендации по развитию лидерских качеств у детей-подростков, а также представлены материалы из опыта работы лидер-центра «Лидер XXI века», кроме того, даны рекомендации по организации и проведению обучающих тематических курсов для лидеров детских и молодежных общественных организаций и объединений.

Таким образом, тема лидерства изучается в Беларуси не только теоретически, но и реализуется на практике в виде создания разнообразных школ и центров как при общественных организациях, так и при университетах.

Более того, лидерство все еще рассматривается с позиции его основных элементов, типов, стилей и ролей. Так, по мнению Н.П. Беляцкого, в структуру лидерства входят пять основных элементов:1) лидер - с определенными личностными чертами, способностями и возможностями, ориентированными на цель; 2) последователи - со своими качествами и возможностями для реализации целей; 3) задачи, которые взаимодействующие сотрудники пытаются решить; 4) ситуация, в которой происходит процесс взаимодействия; 5) группа, в которой происходят все акты межличностного взаимодействия [5].

В трудах Е.М. Бабосова утверждается, что тип и роль лидерства обусловлены несколькими факторами:

- социально-экономическая и политическая сущность данного общества;

- характер и содержание деятельности группы;

- ситуация, в которой действует рассматриваемая социальная общность;

- структура определенной личности - перенос умения властвовать собой на умение властвовать другими [6].

В настоящее время во многих университетах Беларуси вводятся спецкурсы, целью которых является облегчение работы будущего руководителя в создании собственной команды, а также дается основа для адекватной оценки себя как лидера, своих управленческих способностей и возможностей самосовершенствования.

Например, в учебном пособии Т.Н. Кузьминой рассматриваются вопросы студенческого лидерства, приводятся различные игровые методы по развитию лидерского потенциала студента, а также тренинговые занятия по развитию качеств лидера и психологические тесты.

Учебное пособие автора А.А. Злотникова написано на базе лекций по основам лидерства, которые автор читает в Гомельском государственном университете имени П. О. Сухого. В нем приведены основные подходы к определению лидерства, даны отличия управления (руководства) и лидерства, рассмотрены базовые теории и подходы к лидерству, приведены характеристики и качества эффективного лидера.

В монографии Е.В. Мещеряковой «Психология управления» (2005 г.) рассматривается вопрос о различиях лидера и руководителя, приводятся их основные характеристики, даются определения основным понятиям.

В учебном пособии «Основы лидерства» А.Н. Кулакевич (2005 г.) излагает основные идеи о лидерстве, о формировании стиля лидерства, о развитии лидерских способностей в практике управления.

В пособии Н.В. Романчика «Лидерство в учреждении профессионального образования» (2012 г.) приводятся основные подходы к лидерству, а также исследования личностных качеств лидера и членов команды, даются различные тренинги по развитию лидерских качеств и навыков внутрикомандного взаимодействия, а также технологий создания команды.

В исследованиях А.А. Брасса и В.В. Пилипцевича (2009 г.) рассматриваются подходы к пониманию лидерства, приводятся основные характеристики видов лидерства, исходя из предпочтений подчиненных, определяются требования, которым должен соответствовать лидер.

Проведенный круглый стол, имеющий название «Современный лидер в сфере образования: взгляд с позиции заинтересованной стороны», основные идеи которого приведены в журнале «Адукацыя i выханне» за 2011 г., является еще одним доказательством важности данной темы для белорусских исследователей. В рамках данного проекта педагоги, профессора, заместители министров обсуждали насущные проблемы, связанные с развитием лидерского потенциала у учащихся, давали свою оценку важности данной проблемы на современном этапе развития общественных организаций в Беларуси, приводили примеры того, как происходит обучение в учреждениях Беларуси по подготовке лидеров, делали краткий обзор основных направлений в развитии лидерства в целом.

Подводя итог обзору основных направлений исследования лидерства в отечественной литературе, можно отметить, что данная тема всегда вызывала интерес у педагогов, психологов и социологов. Ученые не просто анализировали работы зарубежных теоретиков и практиков, адаптируя и изменяя зарубежные концепции лидерства, а создавали новые реалии в исследовании этого феномена. В настоящее время изучению лидерства отводится важное место как в работах российских, так и белорусских авторов, что подтверждает важность темы лидерства в отечественных работах.

Литература

1. Управление персоналом: учеб. пособие / Н.П. Беляцкий [и др.]. Минск: ИП «Экоперспектива», 2000. С. 278.

2. Кричевский Р. Л. Психология лидерства. М.: Статут, 2007. 535 с.

3. Жеребова Н. С. Лидерство в малых группах // Руководство и лидерство. Опыт социально-психологического исследования: сб. / под ред. Б. Д. Парыгина. Л.: Лен. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена, 1973. 145 с.

4. Белякова Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 197 с.

5. Беляцкий Н.П. Менеджмент. Основы лидерства. Минск: Новое знание, 2002. С. 62.

6. Бабосов Е.М. Социальное управление: учеб. пособие. Минск: ТетраСистемс, 2008.

432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.