УДК 152.32
Павлова Любовь Владимировна
Кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой английского языка Магнитогорского государственного университета, [email protected], [email protected], Магнитогорск
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Pavlova Lubov Vladimirovna
Candidate of Pedagogy, professor, Head of the English Department of the Magnitogorsk State University, [email protected], [email protected], Magnitogorsk
REGULARITIES AND PRINCIPLES OF THE DEVELOPMENT OF HUMANITARIAN CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES
В современную эпоху глобализации, радикальных изменений в политической и экономической жизни общества и усиливающейся взаимозависимости стран и народов, социально-педагогическая роль образования многократно возрастает. Новые условия развития современного общества настоятельно диктуют необходимость подготовки специалистов с высоким уровнем гуманитарной культуры, умеющих решать сложные вопросы межкультурного взаимодействия, способных к быстрой социальной адаптации и культурной интеграции в условиях постоянно меняющегося, всё более взаимосвязанного мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов.
Целью данной статьи является рассмотрение закономерностей и принципов развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе.
Проясним, что мы имеем в виду под гуманитарной культурой личности. Различные аспекты гуманитарной культуры отражены в работах Л. И. Арнольдова, Т. Б. Браже, С. И. Иконниковой, И. Ф. Исаева, М. С. Кагана, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, А. С. Запесоцкого и др.
На основе анализа работ по исследуемой проблеме мы определяем гуманитарную культуру как целостное личностное образование, проявляющееся в совокупности усвоенных гуманитарных знаний, общечеловеческих ценностей, норм, идеалов, способов познания; в гуманистически-ориентированном отношении к себе, людям, социуму, миру; способности к адекватному общению и активной творческой деятельности по усвоению и созданию социокультурного опыта, обеспечивающее социальную и культурную интеграцию личности в постоянно изменяющемся поликультурном мире. 110
Иноязычное образование, раскрывающее историю и культуру стран изучаемого языка, национальную специфику мировосприятия и мировидения, систему ценностей представителей иноязычной культуры, обеспечивает овладение иностранным языком как средством межкультурного общения, и в социально-педагогическом аспекте обусловливает развитие гуманитарной культуры обучающихся как фактора их успешной социализации и культурной интеграции.
Рассмотрим закономерности и принципы развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе.
Принципы в педагогическом исследовании это исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к организации той или иной деятельности, которыми руководствуется исследователь. На основе анализа нормативных документов (законов, государственных стандартов и др.) теоретических и научно-методических работ по проблемам развития гуманитарной культуры личности нами выделены и обоснованы закономерности и принципы системы развития гуманитарной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: принцип гуманистического развития личности в процессе иноязычного образования, принцип непрерывности, принцип междисциплинарной гуманитаризации и интеграции, принцип диалога культур, принцип педагогического обеспечения социокультурной адаптации личности в постоянно изменяющемся поликультурном мире.
Раскроем содержание каждого принципа.
Принцип гуманистического развития личности в процессе иноязычного образования отражает следующую педагогическую закономерность. Эффективное развитие гуманитарной культуры студентов обеспечивается на основе активной, продуктивной личностно-значимой учебно-познавательной деятельности по овладению иностранным языком, основанной на отношениях гуманности, сотрудничества,партнерства.
Данная закономерность основывается на ведущих положениях теории личностно-ориентированного развивающего образования, в разработку которого существенный вклад внесли Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, Е. С. Полат, И. С. Якиманская и др.
В контексте нашего исследования мы считаем, что гуманитарная функция развивающего иноязычного образования выражается в создании условий для формирования духовных и нравственных ценностей гуманистически мыслящей личности, культуросозидательная - в ориентации на развитие человека культуры средствами иностранного языка. Функция социализации заключается в создании условий интеграции личности в поликультурном обществе, в формировании системы социальных и профессиональных идеалов и компетенций интернационально-ориентированной личности, влияющих на степень её готовности к созидательной деятельности в обществе.
Гуманистическое развитие личности обусловлено новой системой отношений учителя и обучающегося, основанных на принципах партнерства, сотрудничества, взаимного уважения. Ориентация на личность обучающегося как на субъекта образовательного процесса и субъекта межкультурного общения, на его потребности, мотивы, индивидуальную картину мира, социокультурные и индивидуальные программы развития становится доминирующей в личностно-ориентированном иноязычном образовании и обеспечивает гуманистическое развитие личности.
Принцип гуманистического развития личности при построении системы развития гуманитарной культуры студента в процессе иноязычного образования представляет собой всесторонний учет личностного компонента и подчиненность всех элементов системы личностно образующим, личнос-тно развивающим процессам.
Принцип непрерывности является предметом изучения разных направлений педагогической науки и рассматривается в различных аспектах. Непрерывность в образовании понимается как продолжение образования (Ю. К. Бабанский, П. В. Горностаев, М. Н. Скаткин и др.), образование через всю жизнь (Л. П. Кезина, Б. Т. Лихачев, П. Г. Щедровицкий и др.), возобновляемое образование (А. М. Митрофанов, Е. А. Сергеев и др.). Новые тенденции иноязычного образования: вариативность, многофункциональность, поликультурность ставят на повестку дня задачу изучения языка и культуры в различных целях и образовательных контекстах в течение всей жизни (Н. Ф. Коряковцева).
На наш взгляд, реализация непрерывности образования связана с переходом от знаниецентрической модели к компетентностной модели иноязычного образования. Сформированные базовые компетентности: социально-политическая, коммуникативная, когнитивная, информационная, социокультурная, рефлексивная, образовательная, обеспечивают психологическую и операционально-деятельностную готовность личности к непрерывному самообразованию и саморазвитию.
Обозначим вытекающую из этих положений закономерность. Развитие гуманитарной культуры личности происходит как непрерывный преемственный процесс, в основе которого лежит, как система непрерывного языкового образования, так и самостоятельная самообразовательная деятельность студента.
В контексте нашего исследования мы рассматриваем непрерывное иноязычное образование как основу гуманитарного образования, как инструмент развития гуманитарной культуры, обеспечивающей успешную социализацию личности. Мы считаем, что непрерывность образования обеспечивается психологической и операционально-деятельностной готовностью личности к самообразованию и саморазвитию на основе базовых компетентностей и возможностью построения индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося.
Принцип междисциплинарной гуманитаризации и интеграции отражает междисциплинарные и интеграционные процессы в современных образовательных структурах (В. Н. Максимова, И. Л. Бим, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова). Он тесно связан с идеей совершенствования учебного процесса в школе и в вузе на основе межпредметных связей.
На основе вышесказанного выведем закономерность, иллюстрирующую данный принцип: развитие гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе реализуется на основе межпредметной интеграции.
В настоящее время требование к гуманитарному образованию, к которому относятся иностранный язык, литература, предметы социально-экономического, обществоведческого и художественно-эстетического циклов, о том, что оно призвано выполнять ценностно-образующую и личност-но-формирующую функции является аксиоматичным. Однако, в практике преподавания предметов гуманитарного блока доминирует передача чисто формальных знаний в соответствующей узкой предметной области, без учета возможностей их взаимодействия и взаимовлияния на процесс социализации обучающихся в контексте их социокультурного развития. Междисциплинарная гуманитаризация и интеграция означает выделение в каждой дисциплине гуманитарного ядра, поиск точек соприкосновения гуманитарных знаний и объединение, интеграция разрозненных элементов на основе синтеза в некую систему, обладающую свойством целостности.
Реализация принципа междисциплинарной гуманитаризации и интеграции в условиях вуза в контексте нашего исследования означает слияние иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности с художественной, культуроведческой, обществоведческой, экологической, социологической, профессионально-ориентированной и другими видами деятельности в целях гуманитарного развития обучающихся. Таким образом, мы полагаем, что данный принцип должен обеспечивать взаимодействие не только внутри предмета (например, между дисциплинами теоретического и практического курсов изучаемого языка), но и шире, между дисциплинами общепрофессионального, социально-экономического, культурологического, художественно-эстетического блоков, что будет способствовать формированию у обучающихся целостного восприятия предметов и явлений окружающего мира в их неразрывной гуманитарной связи, и будет способствовать развитию их гуманитарной культуры.
Процесс развития гуманитарной культуры в ходе иноязычного образования тесно связан с вопросом о диалоге культур. Философское обоснование данного принципа мы находим в работах М. М. Бахтина, В. С. Библера, М. С. Кагана и др.
В. С. Библер в определении культуры выделяет главный её признак -диалогичность: ... культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих - культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур [2, с. 38].
Диалог - это корень и основание всех иных определений человеческого бытия, общий принцип понимания. Понимание, осмысление есть результат взаимодействия, диалога.
Различные типы взаимоотношений между культурами описаны М. С. Каганом:
- отношения субъект-объектного характера, когда одна из культур относится к другой как некоему объекту, т. е. утилитарно;
- отношения монологического характера, неприятия другой культуры;
- субъект-субъектные, диалогические отношения.
Отношения первого типа приводят к тому, что культура, используемая утилитарно в форме объекта испытывает комплекс неполноценности, вплоть до самоотречения от своей самобытности и добровольного подчинения другой культуре. Отношения второго типа - это отношения полного неприятия одной культуры другой. Лишь отношения культур друг к другу как равноправным, равноценным субъектам, отношения взаимодействия, взаимообогащения, взаиморазвития являются подлинным диалогом культур [5, с. 213-214].
Кроме того, как отмечает М. М. Бахтин, одна культура может задавать другой вопросы, которые эта вторая перед собой не выдвигала [1, с. 335]. Смысл, обнаруживаемый «вопрошающей» культурой в объектах «вопрошаемой», зависит от умения находить ответы с помощью системы ценностей, к которой принадлежат эти объекты, и соотносить её с установками своей культуры.
Основные положения диалога культур как принципа в контексте методики обучения иностранным языкам описаны В. В. Сафоновой [6].
Иноязычное образование открывает широкие возможности в области подготовки подлинных субъектов диалога культур и наряду с узко-профессиональными задачами, связанными с обучением иноязычному общению, является средством формирования человека с высоким уровнем гуманитарной культуры, ориентированного на адекватное межкультурное взаимодействие, осознающего свою роль и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах.
В контексте нашего исследования принцип диалога культур означает сопоставительное, гуманитарно-ориентированное соизучение иноязычной и родной лингвокультур. Воспринимая иную, изучаемую культуру через призму своей родной культуры, в условиях диалога культур, обучающиеся учатся видеть различия и сходства в соизучаемых культурах, развивают умения воспринимать и понимать феномены иной ментальности, сравнивать их с собственным мировидением и культурным опытом,выделять общечеловеческие универсальные ценности, таким образом обогащая свою индивидуальную картину мира разнообразными проявлениями иной культуры, усваиваемой посредством изучаемого языка.
Поскольку культура весьма многоаспектное явление, в контексте развития гуманитарной культуры мы полагаем не ограничиваться иностранным
языком, а считаем необходимым использовать принцип диалога культур при изучении широкого спектра дисциплин, смежных с иностранным языком (философия, история, литература, культурология, музееведение, этика и т. п.). Мы полагаем, что включение обучающихся в различные типы диалога культур (диалог между системами ценностей, между личностями как историческими субъектами, между историческими эпохами, между разными литературами, политическими и философскими системами и т. п.) с опорой на родную культуру и её ценностно-нормативное ядро, способствует становлению обучающихся в качестве субъектов диалога культур, обладающих общепланетарным мышлением, ориентированных на общечеловеческие ценности, осознающих ценность и гуманистический потенциал национальных культур, их вклад в мировую культуру, готовых конструктивно отстаивать собственные позиции, не теряя своей культурной идентичности и не попадая в прямую зависимость от иных культурных систем и чужих приоритетов.
Таким образом, диалог культур способствует формированию качеств, присущих личности с высоким уровнем гуманитарной культуры.
Следующая закономерность построения системы развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе, состоит в том, что высокий уровень развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе обеспечивает успешную социальную и культурную интеграцию личности в современном поликультурном обществе. Данная закономерность обусловливает принцип педагогического обеспечения социокультурной адаптации личности в постоянно меняющемся поликультурном мире. Существо данного принципа составляют такие основополагающие понятия психологии, социологии, социальной культурологии и межкультурной коммуникации как социализация и инкультурация.
В широком смысле социализация трактуется как процесс и результат социального развития человека. В процессе социализации человек формируется как личность социально и культурно адекватная обществу. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек использует усвоенный им социокультурный опыт для адаптации к социуму.
Инкультурация наряду с социализацией является формой освоения культуры. Инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре, в результате которого происходит усвоение личностью культурных норм, ценностей, традиций, обычаев конкретной культуры, что позволяет человеку причислить себя к той или иной группе [3, с. 73].
Осознание своего места в культуре и принадлежности к определенной культуре составляют суть культурной интеграции. Процессы инкульту-рации и социализации неразрывно связаны друг с другом, протекая совместно. Только приобретя качество социальной и культурной интегриро-ванности, человек становится полноправным членом общества, способным
свободно ориентироваться в социальной среде и пользоваться продуктами культуры.
Принцип педагогического обеспечения социокультурной адаптации личности в современном поликультурном мире, выделенный нами, предполагает обучение технологиям социокультурной адаптации и интеграции, решающих следующие цели: формирование умений видеть общее и специфическое в различных культурах и социумах; формирование умений анализировать различные социокультурные ситуации и выбирать адекватные социокультурные модели поведения; формирование умений критического осмысления собственного и иного социокультурного опыта; формирование готовности достойно представлять свою страну и культуру; формирование готовности толерантно относиться к другим культурным моделям развития, не отказываясь от своей культурной самобытности.
Таким образом, выделенные нами закономерности и принципы развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе обеспечивают наряду с решением профессиональных задач в узкопрагматическом аспекте, связанных с овладением обучающимися иностранным языком как средством межкультурного общения, достижение в социально-педагогическом аспекте сложного интегративного результата образования, а именно: развития гуманитарной культуры студентов как условия их успешной социализации и культурной интеграции в современном поликультурном социуме.
Библиографический список
1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
2. Библер, В. С. Культура. Диалог культур (Опыт определения) [Текст] / В. С. Библер // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 31-42.
3. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации [Текст]: учечеб-ник для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попкова, А. П. Садохин / Под редакцией А. П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.
4. Запесоцкий, А. С. Образование, философия, культурология, политика. [Текст] / А. С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002. - 456 с.
5. Каган, М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. [Текст] / М. С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
6. Соловова, Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход [Текст]: монография. / Е. Н. Соловова. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. - 336 с.
7. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. [Текст] / В. В. Сафонова. - Воронеж: Истоки, 1996. - 237 с.