Научная статья на тему 'Закономерности и принципы формирования экономических связей между регионом и отраслевыми корпорациями'

Закономерности и принципы формирования экономических связей между регионом и отраслевыми корпорациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / REGIONAL BUSINESS / EXECUTIVE POWER / REGIONAL ECONOMY / INTERREGIONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьев В. Ю.

В статье рассматривается направление, связанное с интеграцией интересов исполнительных органов власти регионов как инструмента развития регионального бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regularities and principles of formation of the economic ties between the region and the branch corporations

The article discusses the integration of interests of the regional executive organs as a tool in development of the regional business.

Текст научной работы на тему «Закономерности и принципы формирования экономических связей между регионом и отраслевыми корпорациями»

закономерности и принципы формирования экономических связей между регионом и отраслевыми корпорациями

В.Ю. Григорьев,

генеральный директор ООО«Селена Монтаж»(г. Санкт-Петербург),

кандидат экономических наук [email protected]

В статье рассматривается направление, связанное с интеграцией интересов исполнительных органов власти регионов как инструмента развития регионального бизнеса.

Ключевые слова: региональный бизнес, исполнительная власть, региональная экономика, межрегиональное взаимодействие.

УДК 338 ББК 65.9

Происходящие в России социально-экономические преобразования придали новый характер взаимоотношениям регионов в экономической сфере. Получение субъектами РФ экономической самостоятельности и независимости от федерального центра в принятии решений по рациональному использованию имеющихся ресурсов повысило значение межрегиональных связей.

В условиях модернизации национальной экономики, развития региональных экономик требуются новые подходы к совершенствованию сложившихся форм и механизмов экономического сотрудничества. Разработка и оптимизация механизмов межрегиональных экономических связей направлена на углубление интеграционных процессов, расширение имеющихся и установление новых связей, повышение благосостояния населения.

В процессе управления межрегиональным экономическим сотрудничеством значительную роль играют общественные объединения и союзы предпринимателей, инициативы и активность которых поступательно поддерживается государством. Государственные органы власти могут оказывать существенное влияние на изменения экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне.

В Российской Федерации существует несколько механизмов достижения межрегионального экономического взаимодействия, но они имеют контролирующий, а не стимулирующий характер. Парламент состоит из Государственной Думы, формируемой прямыми выборами, и Совета Федерации. В Совете Федерации каждый из 88 субъектов Федерации имеет двух представителей. Наряду с этим Президент России создал новый уровень системы управления, назначив представителей Президента в Федеральных округах. Для создания благоприятных условий предпринимателям их частный интерес должен совпасть с интересом государства, т.е. общества. Следовательно, государству необходимо сделать доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него приоритетной.

В мире, особенно активно начиная с XX в., формировались и развивались вместе с развитием производства и углублением разделения труда формы, типы межрегиональных экономических связей. В первой половине XX в. межрегиональные экономические связи основывались на неоклассической концепции Э. Хекшера — Б. Олина, характеризующей смысл и содержание торгового обмена между регионами. В основе этой концепции лежит тезис о том, что определенные преимущества имеет та страна, которая производит товары, используя более распространенный для данной страны фактор производства (например, труд или капитал).

С 60-х гг. прошлого столетия под воздействием научно-технического прогресса формы межрегиональных связей получают дальнейшее развитие. Сформировалась концепция технологического разрыва, которая опирается на идеи М. Познера и Л. Хафадера о преимуществах стран, добившихся монопольного положения в применении новейших технологий. На основе этих технологий страна (регион) в течение определенного времени монопольно производит более качественную продукцию, не имеющую конкуренции на рынках сбыта. Образующиеся тех-

нологические разрывы существуют постоянно, поскольку при устранении разрыва по одному товару приходит технологический разрыв в производстве другого товара.

Новые тенденции и закономерности развития межрегиональных связей под влиянием научно-технического прогресса нашли отражение в концепции цикла жизни продукта Р. Верно-на и У. Киндлебергера. Согласно этой концепции цикл жизни продукта имеет следующие стадии: внедрение, рост, зрелость и старение. На первом этапе осуществляется реализация продукта в основном на региональном рынке. На втором этапе происходит выход на внешние рынки сбыта, экспорт в другие регионы страны, создание условий для организации производства за пределами своего региона. Третий этап характеризуется тем, что производство перемещается в развивающиеся страны, а затем продукция ввозится в страны нововведений. На четвертом этапе продукт перестает быть новым, уменьшается спрос на него на региональных рынках, производство продукта сокращается, начинается внедрение нового, более совершенного продукта.

В последние десятилетия ХХ в. появились новые тенденции в развитии межрегиональных связей, обусловленные дальнейшим развитием технологического разделения труда на основе специализации предприятий.

Были разработаны концепции внутриотраслевой и внутрифирменной торговли. Сторонники концепции внутриотраслевой торговли (Х. Грубель, П. Ллойд, П. Мак-Дермот, Д. Невен) утверждают, что развитие межрегиональных связей определяется не факторами производства, а зависит, прежде всего, от условий спроса, т.е. размеров национального дохода на душу населения. Сторонники концепции внутрифирменной торговли (Д. Гринуэй, Н. Шмит) считают, что решающее значение играют процессы, связанные с интернационализацией рынков и появление новых главных агентов рынка — коммерческих предприятий.

Рассмотренные концепции могут быть применены для анализа межрегиональных экономических связей в России в период реструктуризации национальной экономики с целью перевода ее на инновационный путь развития. Вместе с тем Россия отличается большим своеобразием в реформировании экономики. Следует учитывать существенные различия в производственном, научно-техническом и природно-ресурсном потенциале регионов, значительные расстояния между отдельными территориями, недостаточную развитость транспортных коммуникаций, низкий уровень жизни основной массы населения. В условиях разрыва экономических связей, особенно после дефолта 1998 г., руководители многих регионов оказались вынуждены применять механизмы экономической самозащиты. Среди них:

• замыкание денежных потоков внутри региона и создание замкнутых региональных финансово-кредитных пулов под административным контролем;

• прекращение уплаты налогов в федеральный бюджет;

• административно-принудительное регулирование цен и установление торговых наценок для торговых организаций;

• введение распределительной системы в торговле (талоны, карточки);

• административный запрет на вывоз сельскохозяйственной продукции за пределы региона.

29 1

Особенности развития экономики России в современных условиях проявляется в дифференциации социально-экономических уровней регионов. Разрывы между регионами по уровню ВРП на душу населения обусловлены рядом причин, в том числе включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; неодинаковой степенью адаптации к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом отношения населения к власти. Кроме того, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене многих региональных форм социальной и экономической поддержки. Также существует фактическое неравенство различных регионов в экономических отношениях с центром [1].

В научной литературе сложилось определение, что понимается под межрегиональными экономическими связями в условиях развития процессов интеграции. Так, в учебнике «Региональная экономика» под редакцией проф. Морозовой Т.Г. дана следующая формулировка: «Межрегиональные экономические связи представляют собой систему экономических отношений и интересов регионов, формирующихся и развивающихся в процессе функционирования общественного производства. Эта система обусловлена разделением и специализацией общественного труда, размещением производительных сил и природно-географическими условиями» [3].

Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. рассматривают межрегиональные связи применительно к региональному хозяйству в следующей трактовке: «Это система экономических отношений между субъектами, функционирующими в региональном хозяйстве, связанных с производством и обменом объектами межрегиональных связей, осуществляемых в соответствии с принципами территориального разделения труда» [5]. При этом под субъектами межрегиональных связей регионального хозяйства понимаются предприятия различных форм собственности, государственные организации регионального и федерального уровней, муниципальные и общественные организации, совместные и иностранные предприятия и организации, а под объектами — товары, услуги, финансовые, трудовые и информационные ресурсы [5].

Следует отметить, что имеющиеся в научной литературе определения сущности межрегиональных экономических связей не учитывают многообразия факторов, их обусловливающих.

Наряду с разделением и специализацией общественного труда, размещением производительных сил и природно-геогра-фическими условиями все большую роль в развитии межрегиональных экономических связей играет человеческий фактор, особенности социально-демографической ситуации, инновационные и информационные ресурсы. С учетом этого под межрегиональными экономическими связями (МЭС) следует понимать систему экономических отношений регионов, которые формируются и развиваются в процессе функционирования общественного производства материальных благ и услуг, обусловленную целым рядом факторов: углублением разделения общественного труда, специализацией производства, характером размещения производительных сил и природно-географическими условиями, развитием инновационных и информационных процессов, демографической ситуацией и социальными факторами.

С углублением разделения труда и научно-техническим прогрессом развивались и формы межрегионального экономического сотрудничества. Этот процесс нашел отражение в научной литературе. Так, Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. отмечают, что межрегиональные и внешнеэкономические связи регионального хозяйства реализуются в следующих формах:

• производственная и научно-техническая кооперация;

• торговля товарами, оказание услуг;

• бартерный обмен;

• кредитно-финансовая деятельность;

• миграция трудовых ресурсов.

Однако в данном перечне представлены не все формы межрегиональных экономических связей. Например, отсутствует такая форма, как использование и освоение природных ресурсов. Кроме того, не обоснован критерий, по которому выделяются различные формы межрегиональных связей. Это приводит с одной стороны к неоправданному объединению в одной форме производственной и научно-технической кооперации, каждая из которых имеет важное самостоятельное

значение. С другой стороны имеет место необоснованное дробление форм, например выделение бартерного обмена из товарооборота, частью которого он является, и носит временный характер. Так, бартерный обмен был распространен в России в начале экономических преобразований 1990-х гг., когда были разрушены хозяйственные связи между регионами и усилились сепаратистские тенденции.

В учебнике «Региональная экономика» отмечается: «Основными формами этих связей (межтерриториальных экономических) являются: материальный товарообмен результатами своего труда, взаимовыгодное выполнение регионами работ и услуг, совместное проведение регионами работ производственного и непроизводственного характера, развитие межрегионального туризма, проведение одинаковой налоговой политики, политики ценообразования, демографической политики» [3].

Из этого определения неясно, что относится к конкретным формам межрегиональных связей помимо собственно товарообмена. Совместное проведение регионами работ производственного и непроизводственного характера отражают целое направление межтерриториального сотрудничества, но не конкретные его формы.

Более обоснованная классификация форм межрегиональных связей по экономическому содержанию дается в работе Рукиной И.М. [4]. К основным формам межрегиональных связей ею отнесены:

• взаимный товарообмен;

• научно-техническое сотрудничество;

• взаимодействие в сфере финансов и кредита;

• инвестиционная деятельность;

• производственные связи и кооперация;

• перераспределение трудовых ресурсов;

• использование и освоение природных ресурсов;

• транспортное сотрудничество.

Представляется целесообразным уточнить вышеприведенную классификацию в части отдельных формулировок, включив в нее дополнительные формы межрегиональных связей, обусловленные повышением роли новых факторов инновационного типа экономики (развитие инновационной деятельности, информационных автоматизированных систем, в том числе сети Интернет, правовых форм межрегиональной инфраструктуры). С учетом этого предлагается следующая классификация форм межрегиональных экономических связей:

• взаимный товарообмен;

• производственные связи на основе специализации и кооперации;

• взаимодействие в сфере финансов и кредита;

• сотрудничество в сфере научно-технической деятельности и инноваций;

• взаимодействие в сфере инвестиционной деятельности;

• экономические формы совместного освоения и использования природных ресурсов;

• формы территориального перераспределения и использования трудовых ресурсов;

• организация и экономические формы совместного формирования и использования информационных систем;

• сотрудничество в сфере развития инфраструктуры межрегиональных связей (транспорт, энергетика, трубопроводный транспорт).

Регионы России имеют свой собственный экономический потенциал, включающий в себя совокупность находящихся на их территории природных, сырьевых, материально-технических, научно-технических, трудовых и информационных ресурсов. Эти ресурсы могут быть эффективно использованы только при наличии развитых форм межрегиональных экономических связей и механизмов. От степени задействования элементов экономического потенциала территории зависят масштабы развития межрегиональных связей, уровень конкурентоспособности каждого региона. При определении перспектив развития региона необходимо исходить из объективно сложившихся условий и уровня специализации производства, что даст возможность выработать целенаправленную региональную политику и оценить главные направления развития межрегиональных экономических связей, основанных на эквивалентных рыночных отношениях.

Регионы России имеют существенную дифференциацию по основным социально-экономическим показателям. Такая дифференциация свидетельствует не только о социальной неоднород-

ности территории России и вызывает определенную напряженность социального характера, но и является ресурсом развития экономики страны. Дальнейшее углубление межрегионального разделения труда представляет собой перспективное направление оптимизации производственных и торговых процессов. Территория России включает в себя несколько климатических поясов, природно-климатических зон, регионы в разной степени обладают природными ресурсами, некоторые регионы имеют выгодное геополитическое положение, выходы к мировым транспортным путям. В связи с этим межрегиональное сотрудничество может рассматриваться как одно из наиболее перспективных направлений государственной политики.

Задачами межрегионального взаимодействия является расширение возможности для наращивания внутреннего потенциала и удовлетворение жизненно важных экономических, социальных и культурных потребностей населения субъектов РФ. С точки зрения реализации и управления межрегиональное сотрудничество включает: создание благоприятных условий для широкого и взаимовыгодного сотрудничества между хозяйствующими субъектами сторон; ведение переговоров,

заключение договоров, соглашений и их выполнение; обмен визитами официальных лиц и делегаций; осуществление переписки по вопросам реализации и контроля выполнения принятых решений [2].

В условиях рыночных отношений функционирование экономики регионов требует согласованных действий государственных структур и общественных организаций при повышении роли последних в развитии межрегиональных экономических связей, более активном вовлечении малых и средних предприятий в производственную кооперацию с крупными корпоративными структурами. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, союзы предпринимателей способны оказывать серьезное влияние на усиление конкурентоспособности отечественного производства, содействуя ускорению общественного развития.

Основная задача государственных органов власти состоит в том, чтобы процесс регулирования рыночной экономики подкреплялся увеличивающейся ролью межрегиональных общественных структур в экономическом сотрудничестве на основе корпоративных интересов.

Литература

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. — СПб, 2003.

2. Буров М.П. Основные направления развития программ межрегионального сотрудничества города Москвы // Экономический вестник РАЕН. — 2004. — №6.

3. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. — М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Хлопонин А.Г. Доклад на заседании Государственного Совета Российской Федерации «О механизмах взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов» // Официальное интернет-представительство Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru/text/ appears/2006/07/21 /109663 .shtml.

5. Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. Управление региональным хозяйством. — М.: КноРус, 2005.

стратегическое партнерство в формировании региональных инвестиционных программ

Б.Ц. Баиров,

аспирант кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г Улан-Удэ)

[email protected]

В статье показано, что формирование региональной инвестиционной программы требует обеспечения баланса интересов субъектов экономического процесса, для чего необходимо использовать механизмы стратегического партнерства.

Ключевые слова: инвестиции, программа, проект, регион, развитие, партнерство.

УДК 351 ББК 65.050

Регулирование социально-экономического развития регионов со стороны государства возможно следующими методами:

— прямое производство товаров (использование государственных ресурсов);

— государственный заказ на продукцию;

— государственное ограничение (квотирование) потребления ресурсов;

— косвенное регулирование потребления налоговыми и неналоговыми методами.

Очевидно преимущество прямых методов регулирования потребления потенциала, однако такие методы ограничены законами рынка, поэтому все большее внимание уделяется косвенным методам регулирования потенциала.

Регионализация планирования и финансирования государственных инвестиций перенесла на органы власти субъектов

федерации большую долю ответственности за инвестиционную политику. Ответственность за экономическое развитие региона заставляет органы власти субъектов федерации увеличивать свои инвестиционные вложения, даже в условиях недостатка бюджетных средств. Неумение планировать инвестиции в рыночных условиях делает необходимым формирование нового подхода к концептуальным основам управления инвестиционными процессами.

Инвестиционная программа республики предусматривает рост инвестиций и инвестиционной привлекательности республики в целом. В программе декларированы цели комплексного развития экономики, привлечения инвесторов во все сферы, участия государства в развитии реального сектора, а главное, возможность осуществления управляемого государством инвестиционного процесса через определенные механизмы и рычаги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.