закономерности и принципы формирования экономических связей между регионом и отраслевыми корпорациями
В.Ю. Григорьев,
генеральный директор ООО«Селена Монтаж»(г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассматривается направление, связанное с интеграцией интересов исполнительных органов власти регионов как инструмента развития регионального бизнеса.
Ключевые слова: региональный бизнес, исполнительная власть, региональная экономика, межрегиональное взаимодействие.
УДК 338 ББК 65.9
Происходящие в России социально-экономические преобразования придали новый характер взаимоотношениям регионов в экономической сфере. Получение субъектами РФ экономической самостоятельности и независимости от федерального центра в принятии решений по рациональному использованию имеющихся ресурсов повысило значение межрегиональных связей.
В условиях модернизации национальной экономики, развития региональных экономик требуются новые подходы к совершенствованию сложившихся форм и механизмов экономического сотрудничества. Разработка и оптимизация механизмов межрегиональных экономических связей направлена на углубление интеграционных процессов, расширение имеющихся и установление новых связей, повышение благосостояния населения.
В процессе управления межрегиональным экономическим сотрудничеством значительную роль играют общественные объединения и союзы предпринимателей, инициативы и активность которых поступательно поддерживается государством. Государственные органы власти могут оказывать существенное влияние на изменения экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне.
В Российской Федерации существует несколько механизмов достижения межрегионального экономического взаимодействия, но они имеют контролирующий, а не стимулирующий характер. Парламент состоит из Государственной Думы, формируемой прямыми выборами, и Совета Федерации. В Совете Федерации каждый из 88 субъектов Федерации имеет двух представителей. Наряду с этим Президент России создал новый уровень системы управления, назначив представителей Президента в Федеральных округах. Для создания благоприятных условий предпринимателям их частный интерес должен совпасть с интересом государства, т.е. общества. Следовательно, государству необходимо сделать доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него приоритетной.
В мире, особенно активно начиная с XX в., формировались и развивались вместе с развитием производства и углублением разделения труда формы, типы межрегиональных экономических связей. В первой половине XX в. межрегиональные экономические связи основывались на неоклассической концепции Э. Хекшера — Б. Олина, характеризующей смысл и содержание торгового обмена между регионами. В основе этой концепции лежит тезис о том, что определенные преимущества имеет та страна, которая производит товары, используя более распространенный для данной страны фактор производства (например, труд или капитал).
С 60-х гг. прошлого столетия под воздействием научно-технического прогресса формы межрегиональных связей получают дальнейшее развитие. Сформировалась концепция технологического разрыва, которая опирается на идеи М. Познера и Л. Хафадера о преимуществах стран, добившихся монопольного положения в применении новейших технологий. На основе этих технологий страна (регион) в течение определенного времени монопольно производит более качественную продукцию, не имеющую конкуренции на рынках сбыта. Образующиеся тех-
нологические разрывы существуют постоянно, поскольку при устранении разрыва по одному товару приходит технологический разрыв в производстве другого товара.
Новые тенденции и закономерности развития межрегиональных связей под влиянием научно-технического прогресса нашли отражение в концепции цикла жизни продукта Р. Верно-на и У. Киндлебергера. Согласно этой концепции цикл жизни продукта имеет следующие стадии: внедрение, рост, зрелость и старение. На первом этапе осуществляется реализация продукта в основном на региональном рынке. На втором этапе происходит выход на внешние рынки сбыта, экспорт в другие регионы страны, создание условий для организации производства за пределами своего региона. Третий этап характеризуется тем, что производство перемещается в развивающиеся страны, а затем продукция ввозится в страны нововведений. На четвертом этапе продукт перестает быть новым, уменьшается спрос на него на региональных рынках, производство продукта сокращается, начинается внедрение нового, более совершенного продукта.
В последние десятилетия ХХ в. появились новые тенденции в развитии межрегиональных связей, обусловленные дальнейшим развитием технологического разделения труда на основе специализации предприятий.
Были разработаны концепции внутриотраслевой и внутрифирменной торговли. Сторонники концепции внутриотраслевой торговли (Х. Грубель, П. Ллойд, П. Мак-Дермот, Д. Невен) утверждают, что развитие межрегиональных связей определяется не факторами производства, а зависит, прежде всего, от условий спроса, т.е. размеров национального дохода на душу населения. Сторонники концепции внутрифирменной торговли (Д. Гринуэй, Н. Шмит) считают, что решающее значение играют процессы, связанные с интернационализацией рынков и появление новых главных агентов рынка — коммерческих предприятий.
Рассмотренные концепции могут быть применены для анализа межрегиональных экономических связей в России в период реструктуризации национальной экономики с целью перевода ее на инновационный путь развития. Вместе с тем Россия отличается большим своеобразием в реформировании экономики. Следует учитывать существенные различия в производственном, научно-техническом и природно-ресурсном потенциале регионов, значительные расстояния между отдельными территориями, недостаточную развитость транспортных коммуникаций, низкий уровень жизни основной массы населения. В условиях разрыва экономических связей, особенно после дефолта 1998 г., руководители многих регионов оказались вынуждены применять механизмы экономической самозащиты. Среди них:
• замыкание денежных потоков внутри региона и создание замкнутых региональных финансово-кредитных пулов под административным контролем;
• прекращение уплаты налогов в федеральный бюджет;
• административно-принудительное регулирование цен и установление торговых наценок для торговых организаций;
• введение распределительной системы в торговле (талоны, карточки);
• административный запрет на вывоз сельскохозяйственной продукции за пределы региона.
29 1
Особенности развития экономики России в современных условиях проявляется в дифференциации социально-экономических уровней регионов. Разрывы между регионами по уровню ВРП на душу населения обусловлены рядом причин, в том числе включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; неодинаковой степенью адаптации к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом отношения населения к власти. Кроме того, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене многих региональных форм социальной и экономической поддержки. Также существует фактическое неравенство различных регионов в экономических отношениях с центром [1].
В научной литературе сложилось определение, что понимается под межрегиональными экономическими связями в условиях развития процессов интеграции. Так, в учебнике «Региональная экономика» под редакцией проф. Морозовой Т.Г. дана следующая формулировка: «Межрегиональные экономические связи представляют собой систему экономических отношений и интересов регионов, формирующихся и развивающихся в процессе функционирования общественного производства. Эта система обусловлена разделением и специализацией общественного труда, размещением производительных сил и природно-географическими условиями» [3].
Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. рассматривают межрегиональные связи применительно к региональному хозяйству в следующей трактовке: «Это система экономических отношений между субъектами, функционирующими в региональном хозяйстве, связанных с производством и обменом объектами межрегиональных связей, осуществляемых в соответствии с принципами территориального разделения труда» [5]. При этом под субъектами межрегиональных связей регионального хозяйства понимаются предприятия различных форм собственности, государственные организации регионального и федерального уровней, муниципальные и общественные организации, совместные и иностранные предприятия и организации, а под объектами — товары, услуги, финансовые, трудовые и информационные ресурсы [5].
Следует отметить, что имеющиеся в научной литературе определения сущности межрегиональных экономических связей не учитывают многообразия факторов, их обусловливающих.
Наряду с разделением и специализацией общественного труда, размещением производительных сил и природно-геогра-фическими условиями все большую роль в развитии межрегиональных экономических связей играет человеческий фактор, особенности социально-демографической ситуации, инновационные и информационные ресурсы. С учетом этого под межрегиональными экономическими связями (МЭС) следует понимать систему экономических отношений регионов, которые формируются и развиваются в процессе функционирования общественного производства материальных благ и услуг, обусловленную целым рядом факторов: углублением разделения общественного труда, специализацией производства, характером размещения производительных сил и природно-географическими условиями, развитием инновационных и информационных процессов, демографической ситуацией и социальными факторами.
С углублением разделения труда и научно-техническим прогрессом развивались и формы межрегионального экономического сотрудничества. Этот процесс нашел отражение в научной литературе. Так, Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. отмечают, что межрегиональные и внешнеэкономические связи регионального хозяйства реализуются в следующих формах:
• производственная и научно-техническая кооперация;
• торговля товарами, оказание услуг;
• бартерный обмен;
• кредитно-финансовая деятельность;
• миграция трудовых ресурсов.
Однако в данном перечне представлены не все формы межрегиональных экономических связей. Например, отсутствует такая форма, как использование и освоение природных ресурсов. Кроме того, не обоснован критерий, по которому выделяются различные формы межрегиональных связей. Это приводит с одной стороны к неоправданному объединению в одной форме производственной и научно-технической кооперации, каждая из которых имеет важное самостоятельное
значение. С другой стороны имеет место необоснованное дробление форм, например выделение бартерного обмена из товарооборота, частью которого он является, и носит временный характер. Так, бартерный обмен был распространен в России в начале экономических преобразований 1990-х гг., когда были разрушены хозяйственные связи между регионами и усилились сепаратистские тенденции.
В учебнике «Региональная экономика» отмечается: «Основными формами этих связей (межтерриториальных экономических) являются: материальный товарообмен результатами своего труда, взаимовыгодное выполнение регионами работ и услуг, совместное проведение регионами работ производственного и непроизводственного характера, развитие межрегионального туризма, проведение одинаковой налоговой политики, политики ценообразования, демографической политики» [3].
Из этого определения неясно, что относится к конкретным формам межрегиональных связей помимо собственно товарообмена. Совместное проведение регионами работ производственного и непроизводственного характера отражают целое направление межтерриториального сотрудничества, но не конкретные его формы.
Более обоснованная классификация форм межрегиональных связей по экономическому содержанию дается в работе Рукиной И.М. [4]. К основным формам межрегиональных связей ею отнесены:
• взаимный товарообмен;
• научно-техническое сотрудничество;
• взаимодействие в сфере финансов и кредита;
• инвестиционная деятельность;
• производственные связи и кооперация;
• перераспределение трудовых ресурсов;
• использование и освоение природных ресурсов;
• транспортное сотрудничество.
Представляется целесообразным уточнить вышеприведенную классификацию в части отдельных формулировок, включив в нее дополнительные формы межрегиональных связей, обусловленные повышением роли новых факторов инновационного типа экономики (развитие инновационной деятельности, информационных автоматизированных систем, в том числе сети Интернет, правовых форм межрегиональной инфраструктуры). С учетом этого предлагается следующая классификация форм межрегиональных экономических связей:
• взаимный товарообмен;
• производственные связи на основе специализации и кооперации;
• взаимодействие в сфере финансов и кредита;
• сотрудничество в сфере научно-технической деятельности и инноваций;
• взаимодействие в сфере инвестиционной деятельности;
• экономические формы совместного освоения и использования природных ресурсов;
• формы территориального перераспределения и использования трудовых ресурсов;
• организация и экономические формы совместного формирования и использования информационных систем;
• сотрудничество в сфере развития инфраструктуры межрегиональных связей (транспорт, энергетика, трубопроводный транспорт).
Регионы России имеют свой собственный экономический потенциал, включающий в себя совокупность находящихся на их территории природных, сырьевых, материально-технических, научно-технических, трудовых и информационных ресурсов. Эти ресурсы могут быть эффективно использованы только при наличии развитых форм межрегиональных экономических связей и механизмов. От степени задействования элементов экономического потенциала территории зависят масштабы развития межрегиональных связей, уровень конкурентоспособности каждого региона. При определении перспектив развития региона необходимо исходить из объективно сложившихся условий и уровня специализации производства, что даст возможность выработать целенаправленную региональную политику и оценить главные направления развития межрегиональных экономических связей, основанных на эквивалентных рыночных отношениях.
Регионы России имеют существенную дифференциацию по основным социально-экономическим показателям. Такая дифференциация свидетельствует не только о социальной неоднород-
ности территории России и вызывает определенную напряженность социального характера, но и является ресурсом развития экономики страны. Дальнейшее углубление межрегионального разделения труда представляет собой перспективное направление оптимизации производственных и торговых процессов. Территория России включает в себя несколько климатических поясов, природно-климатических зон, регионы в разной степени обладают природными ресурсами, некоторые регионы имеют выгодное геополитическое положение, выходы к мировым транспортным путям. В связи с этим межрегиональное сотрудничество может рассматриваться как одно из наиболее перспективных направлений государственной политики.
Задачами межрегионального взаимодействия является расширение возможности для наращивания внутреннего потенциала и удовлетворение жизненно важных экономических, социальных и культурных потребностей населения субъектов РФ. С точки зрения реализации и управления межрегиональное сотрудничество включает: создание благоприятных условий для широкого и взаимовыгодного сотрудничества между хозяйствующими субъектами сторон; ведение переговоров,
заключение договоров, соглашений и их выполнение; обмен визитами официальных лиц и делегаций; осуществление переписки по вопросам реализации и контроля выполнения принятых решений [2].
В условиях рыночных отношений функционирование экономики регионов требует согласованных действий государственных структур и общественных организаций при повышении роли последних в развитии межрегиональных экономических связей, более активном вовлечении малых и средних предприятий в производственную кооперацию с крупными корпоративными структурами. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, союзы предпринимателей способны оказывать серьезное влияние на усиление конкурентоспособности отечественного производства, содействуя ускорению общественного развития.
Основная задача государственных органов власти состоит в том, чтобы процесс регулирования рыночной экономики подкреплялся увеличивающейся ролью межрегиональных общественных структур в экономическом сотрудничестве на основе корпоративных интересов.
Литература
1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. — СПб, 2003.
2. Буров М.П. Основные направления развития программ межрегионального сотрудничества города Москвы // Экономический вестник РАЕН. — 2004. — №6.
3. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. — М.: ИНФРА-М, 2006.
4. Хлопонин А.Г. Доклад на заседании Государственного Совета Российской Федерации «О механизмах взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов» // Официальное интернет-представительство Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru/text/ appears/2006/07/21 /109663 .shtml.
5. Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. Управление региональным хозяйством. — М.: КноРус, 2005.
стратегическое партнерство в формировании региональных инвестиционных программ
Б.Ц. Баиров,
аспирант кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г Улан-Удэ)
В статье показано, что формирование региональной инвестиционной программы требует обеспечения баланса интересов субъектов экономического процесса, для чего необходимо использовать механизмы стратегического партнерства.
Ключевые слова: инвестиции, программа, проект, регион, развитие, партнерство.
УДК 351 ББК 65.050
Регулирование социально-экономического развития регионов со стороны государства возможно следующими методами:
— прямое производство товаров (использование государственных ресурсов);
— государственный заказ на продукцию;
— государственное ограничение (квотирование) потребления ресурсов;
— косвенное регулирование потребления налоговыми и неналоговыми методами.
Очевидно преимущество прямых методов регулирования потребления потенциала, однако такие методы ограничены законами рынка, поэтому все большее внимание уделяется косвенным методам регулирования потенциала.
Регионализация планирования и финансирования государственных инвестиций перенесла на органы власти субъектов
федерации большую долю ответственности за инвестиционную политику. Ответственность за экономическое развитие региона заставляет органы власти субъектов федерации увеличивать свои инвестиционные вложения, даже в условиях недостатка бюджетных средств. Неумение планировать инвестиции в рыночных условиях делает необходимым формирование нового подхода к концептуальным основам управления инвестиционными процессами.
Инвестиционная программа республики предусматривает рост инвестиций и инвестиционной привлекательности республики в целом. В программе декларированы цели комплексного развития экономики, привлечения инвесторов во все сферы, участия государства в развитии реального сектора, а главное, возможность осуществления управляемого государством инвестиционного процесса через определенные механизмы и рычаги.