УДК 347.9
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПАРАДОКСЫ РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ В РАМКАХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
GENERAL REALIZATION AND DIFFERENCES OF BOLOGNA PROCESS BY EDUCATION IN EUROPEAN COUNTRIES
Е. В. ГРЕЧИШНИКОВА (E. V. GRECHISHNIKOVA)
Исследуются существующие в Европейском союзе тенденции к созданию единого европейского образовательного пространства и особенности их реализации на практике в разных странах на примере подготовки специалистов-юристов в Австрии, Германии и Швейцарии.
Ключевые слова: Болонский процесс, Европейский союз, свобода движения рабочей силы, юридическое образование, бакалавр, магистр, дипломированный юрист.
The topic of this article is the realization of Bologna process in the European countries and difference by education from law-students in Austria, Germany and Switzerland.
Key words: Bologna-process, European Union, law-education, bachelor, master, diploma jurist.
С момента подписания в 1999 г. министрами образования европейских стран Болонской декларации прошло уже более десяти лет. Как представляется, этого времени достаточно, чтобы подвести первые итоги и сделать выводы об успехах и неудачах процесса сближения систем профессионального образования в Европе. Конкретные предпосылки, условия и иные факторы, сопровождавшие этот сложный процесс на разных его этапах, вполне можно отнести к категории закономерных или парадоксальных. Некоторые из них, в особенности связанные с реализацией идеи двухступенчатого образования при подготовке юристов, хотелось бы подвергнуть более подробному анализу и критической оценке.
К числу закономерностей следует отнести реализацию идеи сближения систем высшего образования внутри Европы. Объяснение этой тенденции коренится в одной из основных целей Европейского союза - в создании общего экономического пространства с единым внутренним рынком, а также в связанных с её реализацией правами и свободами, включая свободу движения рабочей силы и занятия предпринимательской деятельно-
стью (ч. 3 ст. 3 Договора о Европейском союзе (далее - ДоЕС)). Достижение данной цели, особенно в части обеспечения занятости европейских граждан, невозможно без существования сопоставимых национальных систем подготовки профессиональных кадров. Поэтому не только не вызывает удивления, но и представляется закономерным тот факт, что вопросы общего и профессионального образования нашли своё закрепление в положениях Договора о функционировании Европейского союза (ст. 165, 166) (далее - ДофЕС). К числу основных целей Евросоюза в данной области отнесены содействие сотрудничеству между образовательными учреждениями и поддержка мобильности обучающихся и обучающих лиц, в том числе и посредством академического признания дипломов и периодов обучения [1].
Евросоюз и существовавшие до 2009 г. Европейские сообщества весьма активно развивали идею сближения национальных образовательных систем, используя различные механизмы и средства. Доказательством этого могут служить более 60 различных европейских актов, посвящённых данной тематике и направленных, например, на создание
© Гречишникова Е. В., 2013
образовательной информационной сети ЕИКТОГСЕ или на поддержку сотрудничества в рамках систем образования на европейском пространстве [2]. И в этом смысле идеи Болонского процесса представляются последовательным продолжением образовательной политики Европейского союза и предшествовавших ему организаций.
К числу закономерных можно отнести и проблему разграничения компетенций между Евросоюзом и государствами-участниками в сфере образования. Новая редакция учредительных договоров достаточно конкретно и чётко регулирует данный вопрос. Полномочия Европейского союза в этой области не имеют соответствующего функционального аналога на национальном уровне, чтобы можно было говорить о конкурирующей компетенции. Анализ ст. 6 ДофЕС позволяет сделать вывод, что в данном случае речь идёт об исполнительных полномочиях Евросоюза, носящих дополнительный характер [3]. В литературе такой вид компетенции ещё называют параллельной, поскольку основные решения в этой области принимаются на национальном уровне. В силу указанной нормы Европейский союз обладает исполнительными полномочиями, ориентированными на поддержку, координацию или дополнение мер, осуществляемых в этой сфере государствами-участни-ками. В статье 6 особо отмечается европейская направленность решений, принимаемых наднациональными органами [4]. Применительно к вопросу о сближении национальных образовательных систем инициатива и определение содержания данного процесса должны составлять исключительную компетенцию госу-дарств-участников. Однако, как показывает практика, подписание Болонской декларации и процесс, предшествовавший этому шагу, не обошлись без активного воздействия со стороны Евросоюза и его органов. Достаточно обратить внимание на круг участников Лиссабонской конвенции 1997 г., провозглашённой ЮНЕСКО и Европейским советом, или Сор-бонского заявления 1998 г., в котором участвовали только государства - члены ЕС. Да и сама Болонская декларация первоначально была подписана всеми 15 членами Европейского союза, 12 государствами, принятыми в состав Евросоюза в 2004 и 2007 г., а также Исландией, Норвегией и Швейцарией [5].
Состав первых участников подтверждает их общую заинтересованность в урегулировании данного вопроса, несмотря на различную мотивацию, подтолкнувшую государства к совершению данного шага. Для членов Евросоюза создание единого образовательного пространства являлось продолжением и углублением существующего экономического сотрудничества. Страны, претендовавшие на вступление в Евросоюз, рассматривали участие в этом процессе в качестве подготовительного этапа на пути к подписанию учредительных договоров, в рамках которого национальное законодательство приводилось в соответствие с европейским коммунитарным правом. Для других государств мотивы участия в конвенции носили, скорее, рациональный характер, объяснимый уже существующими связями с Евросоюзом и его членами в рамках Шенгенских соглашений.
На практике активная позиция Евросоюза в области образования, вопреки формально закреплённому в учредительных договорах распределению компетенций, представляется вполне закономерным следствием проводимой экономической политики. Спорным остаётся вопрос её правовой оценки [6]. В специальных нормах учредительных договоров предусматривается, что для достижения поставленных целей в сфере образования могут приниматься поддерживающие меры [7]. Данный вид европейских актов нуждается в пояснении, поскольку буквальное их название вызывает ассоциацию с фактическими юридическими действиями или индивидуальными административно-правовыми актами. Национальному законодательству подобный источник права неизвестен. Да и ст. 288 Договора о функционировании Европейского союза, содержащая перечень актов европейского права, такой вид этих актов не предусматривает [8]. В литературе их относят к так называемым формально неопределённым правовым действиям, которые представляют собой категорию sui generis среди различных форм правовых актов Европейского союза [9].
Для вынесения соответствующего решения о принятии конкретной поддерживающей меры в области образования Европейский парламент и Совет Евросоюза дей-
ствуют в рамках ординарной законодательной процедуры, предварительно заслушав экономический и социальный комитет и комитет регионов. Формальная гармонизация норм права и административных положений [10], действующих в государствах-участни-ках, в данном случае не предусматривается и не преследуется (ч. 2 ст. 165 ДофЕС). Но, как показывает опыт, именно такой подход, в виде принятия отдельных программ, предусмотренных для государств-участников в рамках общеевропейского плана действий, находит наибольшую поддержку на национальном уровне (например, проекты «Erasmus» [11] и «Sokrates» или «Учеба без возрастных границ») [12].
Однако с помощью отдельных целевых программ невозможно гармонизировать всё образовательное пространство, а других формально допустимых инструментов у Евросоюза не существовало. Поэтому единственно возможной опцией оставался путь многостороннего международного соглашения, что при существующем разделении компетенций также представляется закономерным. Причём подобная схема действий, в силу её добровольности, оказалась самой привлекательной и для государств, судя по численному составу участников. Подтверждением правильности избранного механизма является и достаточно быстрая ратификация Болонской декларации государствами-участниками, и её фактическая имплементация в национальные правовые системы.
Предсказуемыми можно считать сложности, возникшие в разных странах при попытке введения двухступенчатой системы образования по определённым специальностям. Прежде всего это относится к тем видам деятельности, которые носят явно выраженный национальный характер. В первую очередь это касается юриспруденции. Для исследования вопроса о создании сравнимых систем подготовки юристов внутри общеевропейского образовательного пространства в качестве объектов сравнения были избраны три государства: Австрия, Германия, Швейцария. Кроме общего государственного языка эти страны имеют одну и ту же форму государственного устройства - все они являются федерациями. Данное обстоятельство, в зависимости от распределения компетенций
внутри каждой страны, повлияло и продолжает влиять на реализацию идей Болонского процесса. Но наиболее важным является тот факт, что эти страны, несмотря на близость их правовых систем, относимых к германской группе континентального права, в вопросах подготовки юристов пошли разными путями.
Наиболее последовательно и полно идеи реформирования юридического образования в рамках Болонского процесса реализовала Швейцария - одно из немногих государств Европы, не входящих в состав Европейского союза. Координация проведения реформы и её конкретное содержание были переданы в ведение Швейцарской конференции университетов и Конференции ректоров швейцарских университетов. В 2003 г. Швейцарской конференцией университетов были приняты обязательные для университетов директивы, вводящие трёхступенчатую систему подготовки специалистов: бакалавриат, магистратура, докторантура, а также предусматривающие, что процесс реформирования по всем специальностям должен быть завершен до конца 2010 г. [13].
Новая система подготовки специалистов была распространена на все, в том числе и юридические, факультеты и, несмотря на весьма настороженное отношение к ней, явного противостояния этому процессу, как, например, в Германии, со стороны профессорско-преподавательского состава не наблюдалось [14]. В настоящий момент можно говорить о фактическом завершении реформы швейцарской системы образования. Существовавшая параллельно подготовка юристов в рамках так называемого лицензиата [15] прекратила действовать, хотя в отдельных случаях сравнительно недавно. Например, на юридическом факультете университета Цюриха выпуск специалистов по системе лицензиата завершился только весной 2012 г. [16].
Современную систему подготовки швейцарских юристов можно считать единообразной в части структуры и требований формального плана (количество ЕТКС для каждого этапа подготовки). На всех девяти юридических факультетах для первой ступе -ни подготовки - бакалавриата - отводится 6 семестров, или 3 года. Причём первые два
семестра, получившие специальное обозначение (Assessment), практически везде выделены в стадию проверки профессиональной пригодности. Только лица, успешно сдавшие промежуточные экзамены [17], допускаются к продолжению обучения для получения степени бакалавра права. На данном этапе, длящемся ещё 4 семестра, какая-либо специализация студентов, как правило, не предусматривается [18].
Наличие степени бакалавра даёт выпускнику право на продолжение обучения в магистратуре, которое на всех юридических факультетах длится три семестра. Для приёма в магистратуру, помимо наличия степени бакалавра права любого швейцарского юридического факультета, иногда необходимо соблюдение и некоторых других требований. В первую очередь продолжение обучения может быть поставлено в зависимость от среднего выпускного балла [19]. Так, в университете Берна существует требование о средней оценке в 4 балла, а во Фрайбурге -4,75 балла. По-разному регулируется вопрос приёма в магистратуру выпускников непрофильных направлений: в Цюрихе магистры и бакалавры, не имеющие базового юридического образования, к обучению не допускаются, иностранные юристы нуждаются дополнительно в 60 зачётных кредитных единицах. Во Фрайбурге выпускники бакалавриата по другим направлениям из швейцарских университетов принимаются в магистратуру только после специального разрешения уполномоченного по эквивалентам. В Базельском университете допускается обучение праву студентов других направлений, которым по окончании присваивается степень Bachelor/Master of European Studies.
Обучение в магистратуре, в отличие от бакалавриата, предполагает по общему правилу специализацию. К данному вопросу нет единого подхода, поскольку факультеты по-разному определяют свои приоритеты и потому предлагаемых профилей для специализации может быть достаточно много (5 -в Базеле и Женеве, 6 - во Фрайбурге, 4 -в Цюрихе). Сравнительно часто предлагается углубленное изучение экономического или европейского права.
Получением обеих степеней юридическое образование в Швейцарии не заверша-
ется, далее возможно обучение в докторантуре. Но наличие квалификации бакалавра и магистра, несмотря на их формальное приравнивание к лицензиату, ещё не означает возможность работать по всем юридическим специальностям, и в этом проявляется особенность федеративного устройства Швейцарии. Вопросы допуска к определённым видам юридической деятельности находятся в ведении кантонов. Для получения лицензии на занятие адвокатской практикой необходимо дополнительное обучение и сдача специального квалификационного экзамена [20].
Некую промежуточную позицию среди стран-участниц Болонского процесса занимает Австрия, установившая ещё до проведения реформ в качестве итоговой квалификации степень магистра права [21]. Основным источником национального уровня, имплементировавшим положения Болонской декларации, является Закон об университетском образовании в редакции 2006 г. Данный акт регулирует вопросы двухступенчатой подготовки юристов, но не обязывает университеты к этому [22]. Предоставленная свобода, тем не менее, не привела к гетерогенности юридического образования в Австрии. Напротив, на классических юридических факультетах существует единообразие в части структуры образовательного процесса и выпускных квалификаций. В Венском университете юридическое образование с получением диплома длится 8 семестров, на которые приходятся все 240 ЕКТС. Структура учебного процесса разбита на три стадии: первые два семестра излагаются основы права, следующие три семестра посвящены проблемам процессуального права, а в оставшееся время студенты осваивают государственно-правовые дисциплины [23]. Аналогично выглядит организация учебного процесса и в других австрийских университетах. Только в Граце и Инсбруке первый этап обучения длится один семестр и носит название ориентировочного, но в этом нет явно выраженного контроля профессиональной пригодности.
Разделение учебного времени на отдельные стадии носит, скорее, формальный характер, поскольку не предусмотрено присвоение промежуточных квалификаций, хотя теоретически существующая ступенчатость предполагает такую возможность. Действи-
тельную подготовку бакалавров и магистров можно найти в междисциплинарном спектре образовательных программ, в том числе и с компонентом «юриспруденция». Такой опыт существует в Венском экономическом университете, где с 2006/2007 учебного года началась подготовка бакалавров и магистров по специальности «Экономическое право». Выпускникам присваивается степень «Master of Laws (WU)» [24].
Возникающие при трудоустройстве выпускников вопросы, как и в Швейцарии, связаны с недостаточностью степени бакалавра для допуска к типичным юридическим профессиям. Более того, высказывается мнение, что и квалификация магистра не является гарантией для выполнения функций нотариуса или адвоката, поскольку специальные нормы, регулирующие эти виды деятельности, устанавливают требование о наличии диплома о юридическом образовании [25]. И их изменения в ближайшее время не ожидается.
В Германии переход на двухступенчатую систему подготовки специалистов продолжается уже десять лет и, по мнению соответствующего федерального министерства, достигнутые за этот промежуток времени результаты можно считать весьма успешными. В представленном министерством отчёте говорится, что 85 % всех предлагаемых специальностей в университетах и 97 % в колледжах предусматривают подготовку по программам бакалавриата и магистратуры [26]. Одновременно в этом же отчёте содержится суждение, что в отношении перехода на двухступенчатую модель подготовки специалистов, выпускаемых только после сдачи государственного экзамена (юристы и врачи), пока ещё идёт дискуссия. Хотя после принятия в 2002 г. Федерального рамочного закона о реформе высшего образования существовавшие формальные препятствия для перехода на двухступенчатую модель обучения были устранены [27]. Но по настоящее время изучение правоведения по программам бакалавриата и магистратуры допускается лишь в комбинации с другими специальностями, в том числе в разных учебных заведениях - университетах или колледжах, включая иностранные [28]. Однако полученный в этом случае двойной или совместный диплом
не даёт права заниматься юридической деятельностью.
Таким образом, юридические факультеты Германии оказались самыми консервативными в вопросах перехода на двухступенчатую модель обучения студентов. Их многолетнее успешное сопротивление неоднократным попыткам реформировать подготовку юристов основывается на многих факторах. Прежде всего это связано с отнесением компетенции в сфере высшего образования к ведению субъектов Федерации - земель. И зачастую университеты являются не только очень крупными работодателями в регионе, к которым прислушиваются. Порой они выполняют функцию градообразующего элемента. Кроме этого, университеты по своей организационно-правовой форме и в вопросах финансирования являются достаточно независимыми от органов исполнительной власти, что препятствует прямому политическому давлению.
Юридические факультеты, в свою очередь, являются, как правило, не только старейшими, но и наиболее авторитетными подразделениями. Объединённые в Германский съезд юридических факультетов, они совместно с саморегулируемыми объединениями представителей других юридических профессий могут оказывать очень серьёзное влияние на принятие политических решений в области юридического образования. А при реализации своих внутренних решений, как правило, могут рассчитывать на поддержку со стороны министров юстиции федерального и регионального уровней [29]. И, наконец, не последнюю роль играет профессиональноличностный фактор: организованное юридическое сообщество в Германии в большинстве своём убеждено в высоком профессиональном уровне подготовки специалистов в рамках получения традиционного образования. Данное субъективное мнение практикующих юристов, как теоретиков, так и практиков, является самым большим препятствием для внедрения болонской модели образования на юридических факультетах [30].
Нельзя утверждать, что представители немецких юридических факультетов изначально и безосновательно выступают против проведения реформы подготовки специалистов в области права. Как минимум, восемь
раз в период с 1999 по 2009 гг. вопросы Болонского процесса были предметом обсуждения на съездах юридических факультетов Германии. При этом неоднократно представлялись различные экспертные заключения и сообщения, в том числе и об опыте перехода на двухступенчатую модель подготовки юристов в других европейских странах [31]. В постановлении, принятом в 2004 г., изложены основные аргументы против введения в Германии квалификаций бакалавра и магистра права для выпускников юридических факультетов [32]. В первую очередь подчёркивается диспозитивный характер принятого государствами в рамках Болонской декларации решения о создании единого европейского образовательного пространства, поскольку основным инструментом реализации этой цели является так называемая открытая координация (мер и действий). Во-вторых, академическая степень бакалавра, ввиду ограниченного 6 семестрами времени обучения, не может рассматриваться в качестве достаточной квалификации для доступа к типичным юридическим профессиям. И, в-третьих, введение итоговых степеней бакалавра и магистра возможно там, где факультеты, исходя из имеющихся возможностей, предлагают интегрированные профили обучения, программы дополнительного обучения по не специфическим юридическим специальностям.
Критика позиции противников Болонской модели для юристов представляется не вполне убедительной, поскольку в качестве позитивных моментов предлагаемой реформы приводятся аргументы, имеющие для юридических профессий, скорее, второстепенное значение. Формальная сравнимость учебного процесса во всех странах, большие шансы найти работу в транснациональных компаниях или международных организациях в условиях растущей конкуренции на рынке труда, стимулирование мобильности студен-тов-юристов [33] - все эти факторы не могут быть адекватной заменой устоявшихся традиций и методов работы юристов в различных национальных правовых системах.
Но было бы неверным утверждать, что юридическое образование в Германии не восприняло абсолютно ничего из идей Болонского процесса. В той или иной мере отдель-
ные элементы двухступенчатой системы подготовки специалистов существуют практически на всех юридических факультетах. В первую очередь обучение, завершающееся присвоением квалификации магистра, чаще всего предлагается для иностранцев, уже имеющих законченное юридическое образование. Подобные программы можно найти в университетах Фрайбурга, Киля, Берлина (университет им. Гумбольдта). Однако приобретаемая квалификация не даёт обладателю соответствующего диплома права заниматься типичной юридической деятельностью в Германии. Вторая, часто встречающаяся, опция - это преподавание юридических дисциплин для студентов, обучающихся на бакалавриате по иной основной специальности. Такое комбинирование направлений предусматривают многие университеты, в том числе университеты Бонна, Гамбурга, Вюрцбурга [34]. Следующий вариант - подготовка бакалавров и магистров совместно с другими факультетами, чаще всего экономическими, как, например, в университетах Гамбурга и Аугсбурга, или иностранными университетами (Фрайбург, Базель и Страсбург, Hanse Law School [35] в Бремене). В отдельных случаях юридические факультеты предлагают обучение в магистратуре по узкому направлению, нередко с ориентацией на европейское пространство. Так, например, в университете Пассау выпускникам таких программ присваивается квалификация «Магистр европейского права» [36].
Единственным юридическим учебным заведением Германии, в котором получение степени бакалавра права интегрировано в систему государственной квалификации юристов, является частная правовая школа им. Буцериуса в Гамбурге (Bucerius Law School) [37]. Подготовка бакалавров в этом учебном заведении имеет государственную аккредитацию. Предлагаемая программа «Master of Law and Business», напротив, является лишь дополнительной квалификацией, а не логическим продолжением юридического образования по окончании бакалавриата. Основное обучение длится 4 года (или 12 триместров), но существует особая специфика его деления на две части, связанная с возможностью получения государственной квалификации. После десяти триместров сту-
денты получают квалификацию бакалавра, причём по текущим (успешным) результатам учёбы. Сдача промежуточных экзаменов в этот период в большей степени имеет значение для допуска к государственному экзамену. По данным учебного заведения, только
5 % выпускников-бакалавров начинают профессиональную деятельность. Остальные же 95 % продолжают обучение ещё два триместра, которое завершается сдачей выпускных экзаменов и, при наличии успешных результатов, допуском к сдаче первого государственного экзамена. Итоговый выпускной балл складывается на 30 % из оценок, полученных в учебном заведении, и остальных 70 % - по результатам государственного экзамена.
Концепцию подготовки юристов в частной правовой школе им. Буцериуса на фоне остального юридического образования в Германии можно считать достаточно оригинальной и одновременно очень успешной [38]. Данный тезис подтверждается первыми местами по широкому кругу номинаций (карьера, условия обучения, привлечение дополнительных средств финансирования и т. д.) в различных рейтингах юридических факультетов. Студенты, помимо обязательного иностранного семестра, углубленного изучения иностранных языков, основ экономики, философского и психологического тренинга личности, имеют возможность дополнительной подготовки к государственному экзамену в существующем Центре юридического обучения [39]. Однако обучение в правовой школе им. Буцериуса является платным: 3 700 евро за триместр (44 400 евро за четыре года). В стоимость обучения входит обеспечение литературой, плата за пользование оргтехникой, базами данных.
Противодействие внедрению двухступенчатой модели подготовки юристов в Германии со стороны университетов будет постепенно ослабевать, о чем говорят и сами его организаторы [40]. Причин этому немало, в первую очередь это конкуренция со стороны колледжей, предлагающих бакалавриат и магистратуру по правоведению. Во-вторых, политическое давление, в том числе и со стороны органов и институтов Европейского союза. И, наконец, причины материального характера: при подготовке и выпуске бакалавров отпадают некоторые расходы, что
связано, например, с уменьшением количества экзаменов [41].
Идея создания единого европейского образовательного пространства и, как следствие, введение сравнимых профессиональных квалификаций, способствующих росту мобильности на международном рынке труда, представляются закономерными явлениями в условиях глобализации. Но в отношении такой сферы деятельности, как юриспруденция, основная часть которой концентрируется на национальном уровне, возможно лишь формальное сближение квалификаций. А внешнее сходство или даже идентичность названий отдельных дисциплин или названия выпускных квалификаций вряд ли приведут к существенному росту мобильности среди специалистов с юридическим образованием.
1. Следует отметить, что эта норма не является нововведением Лиссабонской редакции договоров о Европейском союзе. Данные цели были закреплены и в ранее действовавшем Договоре о Европейском сообществе.
2. Ср.: Решение Совета министров Европейских сообществ и объединенных в Совете министров образования о создании образовательной информационной сети Европейских сообществ EURIDICE от 6 декабря 1990 г. ; Заключительные выводы Совета министров Евросоюза и объединенных в Совете министров образования о поддержке создания европейского пространства для сотрудничества в сфере высшей школы от 11 июня 1993 г.
3. Статья 6 Договора о функционировании Европейского союза гласит: «Европейский союз обладает полномочиями по осуществлению мер, направленных на поддержку, координацию или дополнение мер, предпринимаемых государствами-участниками. Эти меры, имеющие европейскую направленность, могут приниматься в следующих сферах... е) общее и профессиональное образование, вопросы молодёжи и спорт».
4. В литературе существует и иная позиция по данному вопросу. Содержащаяся в тексте ст.
6 ссылка на «европейскую направленность мер» рассматривается как не имеющая нормативного содержания описательная категория предыдущего правового положения, см.: Calliess Ch., RuffertM.Das Verfassungsrecht der EU mit Europaischer Grundrechtscharta, 4. Aufl. - Munchen : C.H. Beck, 2011. - S. 518.
5. Fischer G., Wunsch T (Hrsg.). Der Bologna-Prozeft an den Juristischen Fakultaten. - Baden-Baden : Nomos, 2006. - S. 20-21.
6. Хотелось бы привести мнение о правовых последствиях принимаемых европейскими органами решений в рамках параллельной компетенции, высказанное ещё в 1985 г. Судом ЕС, считающим, что «развивающаяся совместная политика (например, в области образования) может приобретать нормативный характер, даже если постановления Совета ЕС в этой области принимаются не в порядке ст. 189 Договора о ЕЭС (теперь - ст. 288 ДофЕС)» (решение Суда ЕС от 13 февраля 1985 г.). Цит. по: Grabitz E., Hilf M., Nettes-heim M. Das Recht der Europaischen Union. Kommentar, Band 2. - Munchen : C.H. Beck, 2011. - Art. 165-166, Rn. 40.
7. На немецком языке - Fordermaftnahmen, на английском языке - measures to contribute.
8. В литературе высказывается мнение, что перечень европейских актов, предусмотренный ст. 288, не является исчерпывающим, см. Grabitz E., Hilf' M., Nettesheim M. Das Recht der Europaischen Union. Kommentar, Band 2. -Art. 165-166, Rn. 100.
9. Ibid. - Art. 165-166, Rn. 100.
10. Но в действительности происходит фактическая гармонизация европейского высшего образования на основе введения двухступенчатой модели подготовки специалистов, см.: Wagner G. Der Bologna-Prozess in der europaischen Juristenausbildung // Zeitschrift fur Euro-paisches Privatrecht. - 2008. - Heft 1. - S. 109.
11. В отчёте Федерального министерства по вопросам образования и науки о реализации Болонского процесса в Германии приводятся данные о существенном росте числа участников программы «Эрасмус»: 2009 г. - 16 000, 2011 г. - 29 000. См.: www.bmbf.de/de/ 3336.php/umsetzung_bologna_prozess_2012.pdf (дата обращения: 27.08.2012).
12. Grabitz E., Hilf' M., Nettesheim M. Das Recht der Europaischen Union. Kommentar, Band 2. -Art. 165-166, Rn. 127f.
13. См.: BuchlerA., Wohlers W. Bologna in der Schweiz - Zur Umgestaltung der juristischen Studiengange an der Universitat Zurich // Zeit-schrift fur Europaisches Privatrecht. - 2008. -Heft 1. - S. 110-111.
14. См.: Ibid. - S. 111-112.
15. До проведения реформы высшего юридического образования подготовка юристов в Швейцарии носила название лицензиата.
16. Здесь и далее использовалась информация
с официального сайта Конференции ректоров швейцарских университетов: www.crus.ch/
information-programme/anerkennung-swiss-enic/ anerkannte-schweizer-hochschulen (дата обращения: 29.06.2012).
17. Практически во всех Положениях о сдаче экзаменов допускается одна пересдача экза-
мена, за который студент получил неудовлетворительную оценку.
18. Исключение составляет юридический факультета университета Фрайбурга, где в зависимости от дополнительно изучаемых дисциплин выпускнику может быть присвоена квалификация «Бакалавр европейского права» или «Бакалавр религиозного права».
19. В Швейцарии существует система оценок от шести до единицы.
20. См.: Buchler A., Wohlers W. Bologna in der Schweiz - Zur Umgestaltung der juristischen Studiengange an der Universitat Zurich. -S. 111.
21. См.: Kalss S. Die Umsetzung des «Bologna-Prozesses» in der 6sterreichischen Juristenaus-bildung // Zeitschrift fur Europaisches Privat-recht. - 2008. - Heft і. - S. 125.
22. См.: Ibid. - S. 127.
23. URL: www.juridicum.univie.ac.at/index.php?id =40 (дата обращения: 29.06.2012).
24. См.: Kalss S. Die Umsetzung des «Bologna-Prozesses» in der 6sterreichischen Juristenausbildung. - S. 131-132.
25. См.: Ibid. - S. 132.
26. URL: www.bmbf.de/de/3336.php/umsetzung_
bologna_prozess_2012.pdf (дата обращения: 27.08.2012).
27. Федеральный министр юстиции Б. Циприс считает, что с точки зрения права реализация идей Болонского процесса - дозволенное правило, дальнейшая реализация которого -дело земель. См.: Der Bologna-Prozess und die Juristenausbildung in Deutschland. Deutscher Juristen-Fakultatentag (Hrsg.) // Beitrage und Diskussionen des Symposions des Deutschen Ju-risten-Fakultatentages, des Deutschen Hoch-schulverbandes und des Deutschen Anwaltsver-eins am 22. September 2005 in Berlin. - Stuttgart : Richard Boorberg Verlag, 2007. - S. 11.
28. В п. 2.7 уже упомянутого отчёта Федерального министерства отмечается, что наиболее популярными среди студентов являются специальности с получением двойного диплома, комбинируемые в первую очередь с юриспруденцией.
29. Выступая 22 сентября 2005 г. на симпозиуме, посвящённом вопросам реформы юридического образования, Федеральный министр юстиции Б. Циприс высказалась следующим образом: «Болонский процесс - это политическое заявление о целях, которое должно быть реализовано путём открытой координации, а не международно-правовое обязательство. Я сомневаюсь, что двухступенчатая модель может заменить существующую систему подготовки юристов ... согласно действующим нормам представление чужих правовых вопросов должно оставаться прерогативой особо квалифицированных специалистов».
См.: Der Bologna-Prozess und die Juristenaus-bildung in Deutschland. Deutscher Juristen-Fakultatentag (Hrsg.). - S. ІІ-І2.
30. Такого мнения придерживается в том числе и многолетний председатель Съезда юридических факультетов Германии, профессор П. Хубер, см.: Huber P. Beitrage zu Juristenausbildung und Hochschulrecht. - Stuttgart : Richard Boorberg Verlag, 2009. - S. 87-88.
31. Например, заключение профессора Х. Хирте
(университет г. Гамбург) на съезде в 2005 г., см.: Beschlusse des Deutschen Juristen-
Fakultatentages І999-2009, P. Huber (Hrsg.). -Stuttgart : Richard Boorberg Verlag, 20І0. -
S. 36.
32. Ibid. - S. 33f.
33. Ischdonat J. Die deutsche Juristenbildung unter dem Einfluss des Bologna-Prozesses: eine kriti-sche Analyse der aktuellen Reformmodelle. -G6ttingen : Optimus Verlag, 20І0. - S. 12f.
34. В университете Вюрцбурга изучение права в качестве комбинируемой дополнительной квалификации стало возможно только с 2008/2009 учебного года. По юридическим дисциплинам студентам необходимо набрать 60 зачётных единиц.
35. Hanse Law School - совместный проект юридических факультетов университетов Гронингена (Нидерланды), Бремена и Ольденбурга (Германия), в рамках которого с 2002/2003 гг. идёт подготовка бакалавров на базе университетов Бремена и Ольденбурга и с 2005/2006 гг. - магистров с участием всех трёх факультетов. Обучение бакалавров длится 4 года и соответствует 240 зачётным единицам (І8 зачётных единиц отводятся на языковые курсы). Учеба в магистратуре продолжается і год (60 зачётных единиц), причём три дисциплины по выбору (І8 зачётных единиц) студенты изучают в Нидерландах. Особенность получаемого совместного диплома - возможность заниматься адвокатской деятельностью в Нидерландах.
36. Данная платная программа (3200 евро за семестр) рассчитана на лиц, уже имеющих юри-
дическое образование. В течение 4 семестров им предлагается дополнительное образование в области европейского экономического права и правового регулирования естественных монополий. См.: www.jura-uni-passau.de/
1289.html (дата обращения: 30.08.2012).
37. Здесь и далее использовалась информация с официального сайта учебного заведения: www.law-school.de/studium_programme.html78 L=fer-fjurcywrfpq (дата обращения: 30.08.2012).
38. Этот успех не в последнюю очередь зависит от контингента студентов. Отбор 100 новых студентов проходит в два этапа. Первый этап -письменная часть, продолжающаяся несколько часов, предполагает написание эссе и многоуровневое тестирование. 216 претендентов, получивших наибольшее количество баллов, допускаются ко второму туру отбора. Второй этап - устная часть - состоит из подготовки тезисов, их обсуждения в малой группе, индивидуального собеседования и дискуссии в группе по предложенной теме. Результаты выпускного школьного экзамена учитываются в итоговой оценке на 1/3. К сожалению, среди всего объёма статистических данных не удалось обнаружить информации о количестве выпускников, успешно сдавших первый государственный экзамен, что действительно могло бы подтвердить успех правовой школы им. Буцериуса.
39. Таким образом, отпадает необходимость внешнего репетиторства, без которого не обходится практически ни один выпускник юридического факультета. Самой известной репетиторской школой для юристов является «Alpmann-Schmidt», имеющая свои филиалы в непосредственной близости всех юридических факультетов. Отдельные попытки факультетов создать конкурентоспособную альтернативу в своих стенах пока не дали положительных результатов.
40. См.: Huber P. Beitrage zu Juristenausbildung und Hochschulrecht. - S. 86-87.
41. См.: Ibid. - S. 86.