Научная статья на тему 'Законодательство Украины и работа медика в медицине неотложных состояний'

Законодательство Украины и работа медика в медицине неотложных состояний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНА НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ / МЕДИЦИНА И ЗАКОН / ПРАВА ВРАЧА / ПРАВА МЕДИКА / ДОКУМЕНТЫ ВСЕМИРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АССОЦИАЦИИ / МЕДИЦИНА НЕВіДКЛАДНИХ СТАНіВ / МЕДИЦИНА і ЗАКОН / ПРАВА ЛіКАРЯ / ДОКУМЕНТИ ВСЕСВіТНЬОї МЕДИЧНОї АСОЦіАЦії / DOCTOR’S RIGHTS / MEDICAL WORKER’S RIGHTS / MEDICAL EMERGENCIES / MEDICINE AND LAW / DOCUMENTS OF THE WORLD MEDICAL ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васкес Абанто Х. Э.

Законодательство Украины в области здравоохранения требует постоянного совершенствования в соответствии с изменениями, происходящими в жизни государства и общества, при которых нужно учитывать опыт передовых стран мира и накопленные данные ведущих международных организаций в отрасли. Цель статьи — призвать общественность, в частности медицинскую, активнее участвовать в этом процессе. С точки зрения объективности при нашем участии можно будет улучшить, а может, и упростить задачи законодателей и руководителей в отрасли здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislation of Ukraine and the Activity of Medical Worker in Emergency Medicine

Legislation of Ukraine in the field of healthcare requires continuous improvement, along with the changes that occur in the life of the state and society, in which we need to take into account the experience of the advanced countries of the world, and the accumulated data of the leading international organizations in the branch. The objective of the article — to appeal to the society, especially medical, to participate more active in this process. In terms of objectivity, with our participation the problems of legislators and executives in the healthcare industry could be improved or, maybe, simplified.

Текст научной работы на тему «Законодательство Украины и работа медика в медицине неотложных состояний»

Оригинальные исследования

Original Researches

МЕДИЦИНА

НЕОТЛОЖНЫХ состояний

®

УДК 614.251.2:614.253.1 ВАСКЕС АБАНТО Х.Э.

Отделение неотложной медицинской помощи центральной районной поликлиники Оболонского района, г. Киев

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УКРАИНЫ И РАБОТА МЕДИКА В МЕДИЦИНЕ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ

Резюме. Законодательство Украины в области здравоохранения требует постоянного совершенствования в соответствии с изменениями, происходящими в жизни государства и общества, при которых нужно учитывать опыт передовых стран мира и накопленные данные ведущих международных организаций в отрасли. Цель статьи — призвать общественность, в частности медицинскую, активнее участвовать в этом процессе. С точки зрения объективности при нашем участии можно будет улучшить, а может, и упростить задачи законодателей и руководителей в отрасли здравоохранения. Ключевые слова: медицина неотложных состояний, медицина и закон, права врача, права медика, документы Всемирной медицинской ассоциации.

В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН) от 10 декабря 1948 г. [13], Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. [13], ратифицированным Украиной, а также Европейской социальной хартией (994_062), принятой в 1961 г., вступившей в силу в 1965 г. и пересмотренной Советом Европы 03.05.1996 г., подписанной Украиной 7 мая 1999 г. [11], множеством других документов и рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Всемирной медицинской ассоциации (ВМА), значительную часть которых ратифицировала Украина, обязанностью государства является забота о здоровье человека и обеспечение его охраны в соответствии с современными стандартами развитых стран мира [13, 14]. Не менее важна в области здравоохранения и роль Международной организации труда (МОТ) при решении вопросов медицины труда и безопасности на работе.

В честь принятия такого фундаментального международного акта в области прав человека, как Всеобщая декларация прав человека, по предложению Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря ежегодно отмечается Международный день защиты прав человека. В этом году — в 65-й раз.

Права медика тоже находятся в этом контексте, а их реализация, как справедливо отмечают специалисты в области права, вызывает больше всего вопросов у медицинских работников при осуществлении ими профессиональной деятельности [5].

В продолжение предыдущей статьи в этом журнале «Нарушение прав медиков, или Давайте все же не

молчать!» [10], а также статьи в газете «Новости медицины и фармации» «В поисках той самой правовой защиты медика» [9] отметим, что вопросы правовой культуры медика являются актуальными, как никогда раньше в Украине [1]. Ни в коем случае это не значит, что мы претендуем на звание специалиста в области права, однако именно нам нужно думать о своей юридической и физической безопасности в процессе осуществления медицинской деятельности [9, 10].

Радует нас то, что справедливости, пусть с трудом, все же можно добиться при разборе данных ситуаций соответствующими комиссиями. К сожалению, некоторые руководители на местном уровне иногда пытаются действовать иначе, по привычке используя устаревшие подходы. Возможно, по этой причине экс-министр здравоохранения Украины Николай По-лищук заявил «Украинской правде», что «...противниками медреформы в Украине являются медицинская элита, профессура и административный аппарат медицинских заведений». Он считает, что элита будет обосновывать невозможность проведения медицинской реформы любыми причинами [9, 10, 15].

На недавней пресс-конференции 04.06.2013 г. начальник Управления реформ медицинской помощи Министерства здравоохранения (МЗ) Украины Константин Надутый также выразил свое беспокойство: «Украинские врачи создают сопротивление проведению медицинской реформы». Он отметил также, что негативно сказаться на проведении медицинской реформы в Украине может тот факт, что в стране большое количество медиков пенсионного и предпенсионного возраста [6].

© Васкес Абанто Х.Э., 2013 © «Медицина неотложных состояний», 2013 © Заславский А.Ю., 2013

Политическая воля и время сегодня в стране другие, да и обстановка в здравоохранении накалена до максимума. Реформирование здравоохранения в мире, и в Украине в частности, требует сейчас совершенно новых подходов, из-за чего приоритеты в пользу изменений и необходимости развития медицинского права очевидны. Вероятность развития данного направления права с учетом интересов практикующих медицинских сотрудников, нас самих, в настоящее время высока, как никогда прежде.

Актуальность такого призыва к нам самим, как «Принимать меры профилактики от заражения инфекциями», уместно дополнить сегодня и другими: «Осторожность перед возможными физическими нападениями», «Не поддаваться давлению со стороны населения или руководства», «Подчеркнуть имеющийся медицинский статус своим поведением и отношением к себе и окружающим» [4, 10].

Постепенное интегрирование с развитыми странами мира неминуемо. Развитие и расширение нового, более влиятельного на сегодняшний день политико-экономического строя, необходимость приближения и адаптации к требованиям и стандартам развитого международного сообщества во многих странах не могут оставаться незамеченными.

Изменение политического и экономического строя непременно повлечет за собой преобразование целей и задач, а способы их решения должны быть адаптированы к новым и реальным условиям и возможностям как государства, так и общества. Преобразования, возможно начатые в Украине с определенным опозданием, являются необходимым требованием современного развития общества.

Итак, ранее опубликованные нами статьи [7, 9, 10] о правах медиков отражают наличие серьезных проблем у работников сферы здравоохранения в Украине при осуществлении профессиональных функций. Но свои права нужно отстаивать!

На основании личного опыта автор будет стараться и дальше работать над этими вопросами. Мы будем делать все от нас зависящее для того, чтобы делиться с медицинской общественностью результатами своих наблюдений, размышлений и действий. И все потому, что мы действительно верим в реальные изменения к лучшему, в букву закона.

Несмотря на то что многое еще предстоит сделать в области прав медиков, на основании имеющихся на сегодня нормативно-правовых актов мы имеем возможность защитить свои интересы. Политики обещают и далее совершенствовать законодательство для улучшения подобной защиты. Это непрерывно и постоянно развивающийся процесс [2, 6].

Министр здравоохранения Украины Раиса Богатырева на недавней (03.09.13 г.) открытой онлайн-лекции для студентов, профессорско-преподавательского состава всех медицинских вузов и медицинского сообщества Украины «О роли и месте врача в современном мире» акцентирует внимание на том, что пациент имеет право быть защищенным от халатности медиков, но и врач имеет право на защиту своей профессиональной чести и достоинства [2].

Выступление госпожи министра является серьезным стимулом и сигналом для нас, медиков, в положительном смысле. Еще в 2005 году автор этой статьи, находясь в должности доцента кафедры менеджмента организации здравоохранения в Европейском университете, предложил создать кафедру медицинского и фармацевтического права для подготовки дипломированных медиков по второй специальности, что на то время не посчитали актуальным. Этой информацией мы поделились на днях с госпожой министром, написав электронное письмо, которое, надеемся, будет ей передано.

Знание ключевых моментов нынешнего законодательства, а также основных международных нормативно-правовых актов в области здравоохранения дает возможность медикам юридически защитить себя при конфликтных ситуациях в ежедневной работе и обосновать свои действия (или пересмотреть свое бездействие) при осуществлении должностных инструкций в медицине неотложных состояний [9, 10].

Анализируя эти законодательные акты, автор выделил те пункты, знание которых, по его мнению, позволяет медикам Украины защищаться при прямом нарушении их прав, а также при превышении полномочий другими сотрудниками.

В данной статье, как обещано ранее, автор обращает внимание читателя-медика на основные статьи законодательства (по состоянию на октябрь 2013 г.), по нашему мнению, необходимые в практической деятельности. Эти статьи (читайте ниже) даются на украинском языке, с целью полного сохранения мысли и аутентичности [11].

Основным документом в законодательстве страны является Конституция Украины (254к/96-ВР). В этом главном законе страны имеется ряд статей, которые медик обязан знать при выполнении своей ежедневной работы.

Стаття 27. Кожна людина мае невiд'eмне право на життя.

Нхто не може бути свавшьно позбавлений життя. Обов'язок держави — захищати життя людини.

Кожен мае право захищати свое життя 1 здоров'я, життя 1 здоров'я шших людей вщ протиправних пося-гань.

Стаття 49. Кожен мае право на охорону здоров'я, медичну допомогу та медичне страхування.

Стаття 55. Права i свободи людини i громадянина захищаються судом.

Кожному гарантуеться право на оскарження в суда ршень, дай чи безд1яльносп оргашв державно! влади, оргашв мюцевого самоврядування, посадових 1 служ-бових ос1б.

Кожен мае право звертатися за захистом свогх прав до Уповноваженого Верховно! Ради УкраГни з прав людини.

Кожен мае право тсля використання вск на-цюнальних засоб1в правового захисту звертатися за захистом свогх прав 1 свобод до вщповщних м1жна-родних судових установ чи до вщповщних оргашв м1жнародних оргашзацш, членом або учасником яких е Украгна.

Кожен мае право будь-якими не забороненими законом засобами захищати сво! права i свободи вщ по-рушень i протиправних посягань.

Стаття 60. Нхто не зобов'язаний виконувати явно злочинт розпорядження чи накази.

За вгддання i виконання явно злочинного розпорядження чи наказу настае юридична вщповщаль-нiсть.

Медицинский сотрудник любой специальности должен помнить, что от профессионального выполнения его должностных обязанностей зависят здоровье и жизнь пациента, поэтому он должен четко осознавать свои действия или бездействие и их последствия. При оказании неотложной медицинской помощи знающий свои права и обязанности профессионал должен действовать без каких-либо указаний. Врач независим и должен профессионально, уверенно и без колебаний принимать неотложные меры, руководствуясь в первую очередь своей личной эрудицией и медицинской подготовкой, интересами пациента (больного или пострадавшего). Врачу не стоит забывать о своей собственной физической и юридической безопасности.

Директивы, требования, приказы со стороны руководства должны быть письменными, в пределах должностных инструкций, но даже в таком случае врач должен тщательно обдумать (Конституция Украины, ст. 60) свои профессиональные поступки [9, 10]. Необходимо твердо понимать то, что только он сам вправе решать, как действовать в такой ситуации — подключать других специалистов (руководителя учреждения или чиновника любого ранга) или нет, но за эти действия перед законом будет отвечать в первую очередь он один. У медика потом могут быть проблемы с руководством (включая чиновников министерства здравоохранения) — в худшем случае административного характера (часто несправедливые, а что делать? От начальства не ждите благодарности!), зато он покажет себя как настоящий профессионал и минимизирует вероятность уголовной ответственности [9, 10].

Что касается уголовной ответственности, то при осуществлении своих медико-профессиональных функций рекомендуем ознакомиться с нижеуказанными статьями (их можно прочесть в другой работе автора — «Медицинская деятельность и законодательство страны) Уголовного (2341-14) и Уголовно-процессуального (4651-17) кодексов Украины:

— Уголовный кодекс Украины — ст. 130—145, 270, 271, 305-327;

— Уголовно-процессуальный кодекс Украины — ст. 13-18, 69, 71, 72, 227, 228, 230, 231, 233, 238, 241.

Из Гражданского кодекса Украины (435-15) следует руководствоваться следующими статьями:

Стаття 283. Право на охорону здоров'я

1. Фiзична особа мае право на охорону и здоров'я.

2. Охорона здоров'я забезпечуеться системною д1яльшстю державних та шших оргашзацш, перед-баченою Конститущею Укра!ни (254к/96-ВР) та законом.

Стаття 284. Право на медичну допомогу

1. Фiзична особа мае право на надання !й медично! допомоги.

2. Фiзична особа, яка досягла чотирнадцяти роюв i яка звернулася за наданням !й медично! допомоги, мае право на вибiр лжаря та вибiр методав лжування вщповщно до його рекомендацш.

3. Надання медично! допомоги фiзичнiй особГ, яка досягла чотирнадцяти роюв, провадиться за !! згодою.

4. Повнолггня дiездатна фiзична особа, яка усвь домлюе значення сво!х дй i може керувати ними, мае право вгдмовитися вщ лiкування.

5. У невщкладних випадках, за наявностi реально! загрози життю фГзично! особи, медична допомога на-даеться без згоди фГзично! особи або !! батькiв (уси-новлювачiв), опiкуна, пiклувальника.

6. Надання фiзичнiй особi психгатрично! допомоги здшснюеться вщповщно до закону.

Стаття 285. Право на шформацт про стан свого здоров'я

1. Повнолггня фiзична особа мае право на досто-вiрну г повну iнформацiю про стан свого здоров'я, у тому числГ на ознайомлення з вщповщними медични-ми документами, що стосуються !! здоров'я.

2. Батьки (усиновлювачГ), опжун, пжлувальник мають право на шформацго про стан здоров'я дитини або пщошчного.

3. Якщо шформац1я про хворобу фГзично! особи може попршити стан !! здоров'я або попршити стан здоров'я фГзичних осГб, визначених частиною другою ще! статп, зашкодити процесовГ лжування, медичш пращвники мають право дати неповну шформацда про стан здоров'я фГзично! особи, обмежити можли-вГсть !х ознайомлення з окремими медичними документами.

4. У разГ смертГ фГзично! особи члени !! сГм'! або шшГ фГзичнГ особи, уповноваженГ ними, мають право бути присутшми при дослщженш причин !! смертГ та ознайомитись Гз висновками щодо причин смерп, а також право на оскарження цих висновкГв до суду.

Стаття 286. Право на таемницю про стан здоров'я

1. ФГзична особа мае право на таемницю про стан свого здоров'я, факт звернення за медичною допо-могою, дГагноз, а також про вщомосп, одержат при !! медичному обстеженнГ.

2. Забороняеться вимагати та подавати за мюцем роботи або навчання шформацго про дГагноз та мето-ди лжування фГзично! особи.

3. ФГзична особа зобов'язана утримуватися в!д поширення ГнформацГ!, зазначено! у частинГ першш цГе! статтГ, яка стала !й вГдома у зв'язку з виконанням службових обов'язкГв або з шших джерел.

4. ФГзична особа може бути зобов'язана до проход-ження медичного огляду у випадках, встановлених за-конодавством.

Важнейшим документом для медиков является Закон Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» (ЗУ ОЗУОЗ) (2801-12), в котором определяются правовые, организационные, экономические и социальные начала здравоохранения в

Украине, регулирующие общественные отношения в этой области. Основные, с нашей точки зрения и с учетом выбранной нами темы, принципы оказания медицинской помощи пациенту описаны в ст. 8—11 и в разделе V «Медицинская помощь» (в частности, в ст. 33—35, 37, 38—44, 52, 53). Советуем ознакомиться полностью с обновленной версией данного закона с учетом дополнений и уточнений Конституционного суда. Большинство важных его положений, в которые внесены изменения, вступают в силу с 2015 г. Эти изменения касаются разделения медицинской помощи по всей стране на первичную, вторичную, третичную, паллиативную и медицинскую реабилитацию, а также некоторых аспектов договорных отношений. Процедура перехода к тому состоянию, которое должно наступить в 2015 г., и отрабатывается сейчас в пилотных регионах [17].

Выделяя самое главное из ЗУ ОЗУОЗ применительно к работе в сфере медицины неотложных состояний, ниже приводим всего лишь несколько статей.

Стаття 35. Екстрена медична допомога

Екстрена медична допомога — медична допомога, яка полягае у здшсненш медичними працшниками вщповщно до закону невщкладних оргашзацшних, дiагностичних та лжувальних заходiв, спрямованих на врятування та збереження життя людини у невщ-кладному сташ та мiнiмiзацiю наслщюв впливу такого стану на ïï здоров'я.

Правов^ оргашзацшш та iншi засади надання екс-треноï медичноï допомоги визначаються законом.

Стаття 37. Надання медичног допомоги в Heeid-кладних та екстремальних ситуащях

Медичш пращвники зобов'язаш невщкладно на-давати необхщну медичну допомогу у разi виникнен-ня невщкладного стану людини.

Оргашзац^я та забезпечення надання екстреноï ме-дичжй допомоги громадянам та шшим особам здш-снюються вщповщно до Закону Украши «Про екстре-ну медичну допомогу» (5081-17).

Громадянам, яю пщ час невiдкладноï або екс-тремальноï ситуацïï брали участь у рятуванш людей i сприяли наданню медичжй допомоги, гарантуеться у разi потреби в порядку, встановленому законодав-ством, безоплатне лiкування та вщшкодування мо-ральноï та майновоï шкоди, заподiяноï ][х здоров'ю та майну.

За несвоечасне i неяк1сне забезпечення необхщ-ною медичною допомогою, що призвело до тяжких наслiдкiв, винн1 особи несуть вщповщальнють вщпо-в1дно до закону.

Стаття 38. Buôïp лжаря i закладу охорони здоров'я

Кожний пащент, який досяг чотирнадцяти рок1в i який звернувся за наданням йому медичноï допомоги, мае право на вшьний ви61р лiкаря, якщо останнш може запропонувати своï послуги, та виб!р методов л1-кування вщповщно до його рекомендацш

Кожний пащент мае право, коли це виправдано його станом, бути прийнятим у будь-якому заклад! охорони здоров'я за своïм вибором, якщо цей заклад мае можливють забезпечити вщповщне лкування.

Стаття39. Обов'язокнаданнямедичног тформаци

Пащент, який досяг повнолтя, мае право на отримання достовiрноI i повно! шформаци про стан свого здоров'я, у тому чи^ на ознайомлення з вщ-повщними медичними документами, що стосуються його здоров'я.

Батьки (усиновлювачi), опiкун, шклувальник ма-ють право на отримання шформаци про стан здоров'я дитини або пщотчнош.

Медичний працiвник зобов'язаний надати пащ-ентовi в доступнш формi iнформацiю про стан його здоров'я, мету проведення запропонованих досль джень i лiкувальних заходiв, прогноз можливого роз-витку захворювання, у тому чи^ наявнiсть ризику для життя i здоров'я.

Якщо шформац1я про хворобу пацiента може попршити стан його здоров'я або попршити стан здоров'я фiзичних осiб, визначених частиною другою ще! статтi, зашкодити процесовi лiкування, медичнi працiвники мають право надати неповну iнформацiю про стан здоров'я пащента, обмежити можливють !х ознайомлення з окремими медичними документами.

У разi смертi пащента члени його ам'1 або iншi уповноваженi ними фiзичнi особи мають право бути присутшми при дослщженш причин його смертi та ознайомитися з висновками щодо причин смерп, а також право на оскарження цих висновкiв до суду. Стаття 39-1. Право на таемницю про стан здоров'я Пащент мае право на таемницю про стан свого здоров'я, факт звернення за медичною допомогою, дiагноз, а також про вщомосп, одержат при його ме-дичному обстеженш Забороняеться вимагати та на-давати за мiсцем роботи або навчання iнформацiю про дiагноз та методи лжування пацiента. Стаття 40. Лжарська таемниця Медичш пращвники та iншi особи, яким у зв'язку з виконанням професiйних або службових обов'язкiв стало вщомо про хворобу, медичне обстеження, огляд та !х результати, iнтимну i амейну сторони життя громадянина, не мають права розголошувати цi вiдомостi, ^м передбачених законодавчими актами випадюв.

При використаннi шформаци, що становить лжарську таемницю, в навчальному процесс науково-дослiднiй роботi, в тому чи^ у випадках и публжаци у спецiальнiй лiтературi, повинна бути забезпечена аношмнють пацiента.

Важным документом для медиков медицины неотложных состояний в Украине (наравне с ЗУ ОЗУОЗ) является закон Украины «Об экстренной медицинской помощи» (5081-17). В этом документе всего лишь 47 коротких статей, подробности которых также желательно прочитать каждому профессионалу по этой специальности. В пределах нашей темы мы выделили основные термины 1-й статьи: Стаття 1. Визначення термiнiв 5) екстрена медична допомога — медична допомога, яка полягае у здшсненш пращвниками системи екстрено! медично! допомоги вщповщно до цього Закону невщкладних оргашзацшних, дiагностичних та лжувальних заходiв, спрямованих на врятування i збе-

реження життя людини у невщкладному стан1 та мшь м1зацго наслщюв впливу такого стану на и здоров'я;

7) невщкладний стан людини — раптове попршен-ня ф1зичного або психiчного здоров'я, яке становить пряму та невщворотну загрозу життю та здоров'ю людини або оточуючих 11 людей 1 виникае внаслщок хвороби, травми, отруення або шших внутрштх чи зовшштх причин.

Медику медицины неотложных состояний нужно быть готовым и в профессиональном, и в правовом плане (смотрите Закон Украины «Про правовий режим надзвичайного стану» (1550-14)), и к возможным стихийным бедствиям. Из Закона Украины «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера» (1809-14) нами выделены несколько статей (ст. 1, 2, 13—15), с которыми рекомендуем ознакомиться. Ниже подробнее о ст. 13 этого закона:

Стаття 13. Медичний захист

Заходи запобяання або зменшення ступеня ура-ження людей, своечасного надання медично! допомо-ги постраждалим та !х лжування, забезпечення епще-м1чного благополуччя в зонах надзвичайних ситуац1й техногенного та природного характеру повинш перед-бачати:

— планування 1 використання юнуючих сил та за-соб1в заклащв охорони здоров'я незалежно вщ форм власносп 1 господарювання;

— введення в даю Нац1онального плану сощально-психолопчних заходав при виникненн1 та лжвщацц надзвичайних ситуац1й техногенного та природного характеру;

— розгортання в умовах надзвичайно! ситуаци техногенного та природного характеру необхщно! юль-косп л1кувальних закладав;

— завчасне застосування профглактичних медич-них препарат1в та саштарно-епщемюлопчних заходдв;

— контроль за яюстю харчових продукпв 1 продо-вольчо! сировини, питно! води 1 джерелами водопос-тачання;

— контроль за станом атмосферного повиря та опащв;

— завчасне створення 1 пщготовку спец1альних ме-дичних формувань;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— накопичення медичних засоб1в захисту, медич-ного та спещального майна 1 техшки;

— контроль за станом довюлля, саттарно-гшетч-ною та епщем!чною ситуащею;

— пщготовку медичного персоналу та загальне ме-дико-сан1тарне навчання населення.

Для забезпечення своечасного надання екстрено! медично! допомоги постраждалим вщ надзвичайних ситуацш техногенного та природного характеру гро-мадянам, рятувальникам та особам, яю беруть участь у лжвщаци надзвичайних ситуацш техногенного та природного характеру, в Автономий Республщ Крим, областях, м1стах Киев1 та Севастопол1 створюються центри екстрено! медично! допомоги та медицини катастроф, у складд яких дають служби медицини катастроф як особливий вид аваршно-рятувальних служб.

Координащю д1яльносп центр1в екстрено! ме-дично! допомоги та медицини катастроф на випадок надзвичайних ситуацш техногенного та природного характеру здайснюють спещальш ком!с!! загально-державного (репонального, мюцевого, об'ектового) р1вня, що утворюються зг1дно !з цим Законом. Орга-шзацшно-методичне забезпечення даяльносп центр1в екстрено! медично! допомоги та медицини катастроф здшснюеться центральним органом виконавчо! влади, що забезпечуе формування та реал1зуе державну полижу у сфер! охорони здоров'я.

Типове положення про центр екстрено! медично! допомоги та медицини катастроф затверджуеться Ка-бшетом Мтстрш Укра!ни.

Также важно знать основные подзаконные акты, касающиеся любой медицинской специальности. Подзаконные нормативно-правовые акты — это основанные на законе и не противоречащие ему акты правотворчества. Следовательно, они обладают меньшей юридической силой в сравнении с законом, их правовой характер определяет, соответствуют ли они закону или входят в противоречие с ним.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются и издаются на основе и во исполнение законов, регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений. По характеру компетенции органа, издавшего подзаконный акт, а также по сфере его действия обычно различают акты:

— общие акты (издаются органами общей компетенции, действуют в пределах страны): указы Президента Украины, постановления Верховной Рады Украины, постановления Кабинета министров Украины (правительства Украины);

— местные (издаются местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, действуют в пределах соответствующей территории, например области, района);

— ведомственные (издаются органами специальной компетенции — ведомствами, распространяются на структурные подразделения, лиц, находящихся в системе административного, служебного, дисциплинарного подчинения данного ведомства, т.е. имеют внутриведомственное значение), например акты министерств, иных центральных органов исполнительной власти;

— локальные (корпоративные) — издаются органами управления корпорации (предприятия, учреждения, организации), имеют внутрикорпоративное действие, т.е. действуют в пределах данного предприятия, учреждения, организации; среди них есть акты, принятые руководителем, общим собранием, исполнительным органом (например, советом директоров) корпорации, акты материально-правовые и процессуально-правовые, принятые самостоятельно (в рамках закона) или на основе типовых нормативных документов (в порядке их развития, дополнения).

В контексте медицины неотложных состояний обширная информация предоставлена в Приказе МЗ Украины от 29 августа 2008 г. № 500 «О мерах по совершенствованию оказания экстренной меди-

цинской помощи населению в Украине» (обязательно прочитать изменения от декабря 2012 г., внесенные МЗ [16]). Обращаем внимание коллег-врачей на раздел 1.38 «Прим1рне положення про лжаря пункту (вщдшення) невщкладно! медично'! допомоги для дорослого населення», в частности на подпункты 1.2 и 1.4:

1.2. Лжар повинен знати та володгги методиками диференщально! диагностики ургентних станiв та !х терапи на догоспiтальному етапi, вмiти оцiнювати данi лабораторних та шструментальних методав досль дження пащенпв, обГрунтовувати клiнiчну i фарма-колопчну доцiльнiсть застосування рiзних медичних препарапв i апаратури, проводити електрокардюгра-фiчне обстеження пацieнтiв та володiти сучасними методиками штенсивно! терапи i реашмаци на догос-пiтальному етапi.

1.4. У сво'ш роботi Лiкар керуеться чинним законо-давством, директивними, нормативними i методич-ними документами Мшютерства охорони здоров'я Украши, рiшеннями та розпорядженнями мiсцевих органiв управлiння охорони здоров'я, управлшня охорони здоров'я, наказами головного лжаря, спе-цiальними шструкц1ями, положенням про пункт (вщдшення) невщкладно! медично! допомоги, цим Положенням, посадовою iнструкцiею та iншими нормативними актами та шструкщями.

Необходимо и ознакомление с Постановлением Кабинета министров Украины от 21.11.2012 г. № 1114 «Про затвердження Типового положення про бригаду екстрено! (швидко!) медично! допомоги» (1114-2012-п), в котором, в частности, нужно учитывать следующие пункты:

1. Бригада екстрено! (швидко!) медично! допомоги (далi — бригада) е структурною одиницею центру екстрено! медично! допомоги та медицини катастроф (далi — центр) або станци екстрено! (швидко!) медично! допомоги (далi — станц1я), яка надае екстрену медичну допомогу людинi, що перебувае у невщклад-ному станi, безпосередньо на мгсщ поди та пщ час пе-ревезення тако! людини до закладу охорони здоров'я.

2. Бригада у сво!й робот керуеться законодав-ством, посадовими iнструкцiями, нормативними i методичними документами МОЗ, наказами i розпорядженнями керiвника центру, головного лжаря станцц та цим Типовим положенням.

15. Основними завданнями бригади е:

1) надання екстрено! медично! допомоги пащен-там та постраждалим на догоспiтальному етапi та пщ час !х госпiталiзацii до профшьних заклада охорони здоров'я;

3) участь у лжвщаци наслщюв надзвичайно! ситу-ацй.

Бригада може бути залучена лише до виконання завдань, пов'язаних з наданням екстрено! медично! допомоги.

С учетом тонкостей взаимодействия с другими ведомствами в процессе медицинской деятельности автор зачастую является субъектом словесного давления

со стороны. В связи с этим призываем коллег строго руководствоваться в таких случаях:

1. Постановлением Кабинета министров Украины от 21.11.2012 г. № 1121 «Об утверждении Порядка взаимодействия учреждений здравоохранения, входящих в систему экстренной медицинской помощи, с аварийно-спасательными службами и подразделениями центральных и других органов исполнительной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий» (1121-2012-п), и

2. Совместным приказом Генеральной прокуратуры, МВД и МЗ Украины № 1095/955/119 от 28.11.2012 г. «Об утверждении Порядка взаимодействия между органами внутренних дел, учреждениями здравоохранения и прокуратуры Украины при установлении факта смерти человека» (z2106-12).

Итак, сегодня врач не может прекратить свое непрерывное обучение и совершенствование до конца своей врачебной деятельности. Он обязан учиться и накапливать не только постоянно пополняющийся багаж теоретических знаний и данных, но и неоценимый практический, постоянно анализируемый опыт (свой и других). Содержание этой статьи призвано обогатить знания медиков в области своих прав [8].

Рядовые медики, руководители и организаторы здравоохранения должны учитывать, кроме законодательства, специфики и экономического потенциала своей страны, не только международный опыт и лучшие показатели отдельных стран в области здравоохранения [10], но и существующие нормативно-правовые стандарты международных организаций здравоохранения, в частности ВОЗ и ВМА.

Основополагающие международные нормативно-правовые документы в области здравоохранения — это документы ВМА [12]. Знание этих нормативно-правовых актов является важным дополнением, а иногда и основой в нашей ежедневной работе.

Еще в 1948 году в принятой 2-й Генеральной ассамблеей ВМА (Женева, Швейцария, сентябрь 1948 г.) Женевской декларации была дана современная по сути клятва со времен Гиппократа: «Вступая в сообщество врачей, торжественно клянусь...» В другом документе — «Международный кодекс медицинской этики», принятом 3-й Генеральной ассамблеей ВМА (Лондон, Англия, октябрь 1949 г.), определяются общие обязанности врача [12].

Мы старались собрать самые важные, на наш взгляд и согласно тематике данной статьи, документы, и после их тщательного изучения предлагаем вам список.

Среди документов ВМА особое внимание в контексте данной темы заслуживают:

— Женевская декларация;

— Международный кодекс медицинской этики;

— Лиссабонская декларация прав пациентов;

— Сиднейская декларация относительно смерти;

— Венецианская декларация относительно неизлечимых заболеваний;

— Декларация по правам человека и личной свободе медицинских работников;

— Декларация относительно независимости и профессиональной свободы врача;

— Мадридская декларация относительно профессиональной автономии и самоуправления;

— Декларация относительно эвтаназии;

— Положение о самоубийстве при содействии врача;

— Положение о медицинской небрежности;

— Положение о защите прав и конфиденциальности пациента;

— Заявление о профессиональной ответственности за качество медицинского обслуживания.

Документы имеют маленький объем (каждый намного меньше страницы, а некоторые — в несколько строк), по содержанию конкретные, а с практической точки зрения очень нужные. Мы рекомендуем ознакомиться с ними полностью, а также изучить учебник WMA по врачебной этике (см. Медицинская этика и WMA // www.medic-info.org).

Возможно, специалистам в области права будет интересно ознакомиться еще и с публикациями Всемирной ассоциации медицинского права (World Association for Medical Law, www.wafml.memberlodge. org, www.thewaml.com), а также Ассоциации публичного права здравоохранения (Public Health Law Association, www.phla.info).

Хватит пассивности! Есть смысл в том, чтобы мы, рядовые медики, подключались к процессу реформирования системы здравоохранения в Украине [3]. Сегодня необходимо идти в ногу с научно-техническим и информационным прогрессом, а также с медико-правовым миром, тем более что данный процесс напрямую затрагивает наши интересы.

В отдельных статьях мы планируем обосновать действия медиков медицины неотложных состояний, исходя из отдельных ситуаций трудовой деятельности, касательно своих прав и обязанностей. А именно: увольнение с работы, выдача документов (справок, больничных листов и др.), оскорбление и угроза, превышение полномочий со стороны сотрудников своего

Васкес Абанто Х.Е.

В1дд1лення невдкладноI медично! допомоги центральноI районноI пол1Ын!ки Оболонського району, м. Ки!в

ЗАКОНОДАВСТВО УКРА1НИ Й РОБОТА МЕДИКА В МЕДИЦИН! НЕВ1ДКЛАДНИХ СТАЖВ

Резюме. Законодавство Украши в галузi охорони здоров'я вимагае постшного вдосконалення вщповщно до змш, що вщбуваються в житп держави i суспшьства, при яких потрiбно враховувати досвщ передових краш свиу й накопичеш даш провщних мiжнародних оргашзацш у галузь Мета статп — закликати громадсьысть, зокрема медичну, актившше брати участь у цьому процесг З точки зору об'ективносп за нашою участю можна буде полшши-ти, а можливо, i спростити завдання законодавщв та ке-рiвникiв у галузi охорони здоров'я.

Ключовi слова: медицина невщкладних сташв, медицина i закон, права лжаря, права медика, документа Всесвгг-ньо! медично! асоцiацii.

учреждения или других ведомств, отказ от ведения пациента, информация, затребованная от нас о пациенте и т.д.

При подготовке материалов мы обязательно будем советоваться с доверенным юристом, работающим с нами по этим и другим вопросам.

Список литературы

1. Беденко Е.А., Серегин А..Ю. Юридические аспекты врачебной деятельности // Новости медицины и фармации. — 2007. — 6 (210).

2. Богатырева Р.В. Пациент и медик имеют право на правовую защиту// www.ukrinform.ua. — 03.04.2013.

3. Богатырева Р.В. Не йти вперед — означав вiдступати // www.moz.gov.ua. — 03.09.2013.

4. Богатырева Р.В. Сучасний лжар мае бути не лише високопрофеайним, а й поважним та комуткативним//ъ>ъы>.то?, gov.ua. — 04.09.2013.

5. Бронова В., Сенюта И. Права медицинского работника по законодательству Украины // Новости медицины и фармации. — 2011. — 6(357).

6. В Минздраве пожаловались, что проведению медицинской реформы мешают врачи // www.zn.ua (по материалам УНН). — 04.06.2013.

7. Васкес Абанто Х.Э. Основы права в неотложной медицине// Новости медицины и фармации. — 2012. — 6(404).

8. Васкес Абанто Х.Э. Практический врач и доказательная медицина» //Новости медицины и фармации. — 2012. — 17(430).

9. Васкес Абанто Х.Э. В поисках той самой правовой защиты медика//Новости медицины и фармации. — 2013. — 13 (464).

10. Васкес Абанто Х.Э. Нарушение прав медиков, или Давайте все же не молчать! // Медицина неотложных состояний. — 2013. — 5(52).

11. Верховна Рада Украины // www.zakon1.rada.gov.ua/laws (www.rada.gov.ua)

12. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА). — www.wma.net

13. Документы, резолюции ООН//www.un.org/ru

14. Донна Гомьен, Дэвид Харрис, Лео Зваак. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: Право и практика/Пер. с англ. — М., 1998.

15. Медицинская реформа в Украине проводится не для людей, а для чиновников — экс-глава Минздрава // www.novostimira.com. ua. — 26.04.2013.

16. Министерство здравоохранения Украины // www.moz.gov. ua/ua/portal/dn_20080829_500.html

17. Устинов А.В. Между первой и второй. Ход реформы здравоохранения в 2012 г. // Украинский медицинский журнал. — 2012. — 5 (91) — 1Х/Х; www.umj.com.ua.

Получено 29.09.13 □

Vasquez Abanto J.E.

Emergency Department of the Central District Outpatient Clinic of Obolon District, Kyiv, Ukraine

LEGISLATION OF UKRAINE AND THE ACTIVITY OF MEDICAL WORKER IN EMERGENCY MEDICINE

Summary. Legislation of Ukraine in the field of healthcare requires continuous improvement, along with the changes that occur in the life of the state and society, in which we need to take into account the experience of the advanced countries of the world, and the accumulated data of the leading international organizations in the branch. The objective of the article — to appeal to the society, especially medical, to participate more active in this process. In terms of objectivity, with our participation the problems of legislators and executives in the healthcare industry could be improved or, maybe, simplified.

Key words: medical emergencies, medicine and law, doctor's rights, medical worker's rights, documents of the World Medical Association.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.