2013
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 14
Вып. 4
КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО
И. О. Михайлов
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СОГЛАШЕНИЯХ
В России потребность создания надлежащей правовой базы инвестиционной деятельности возникла давно. Первые зачатки законодательного регулирования инвестиционных отношений в России появились в 1699 г. и связаны с принятием нормативного акта, регламентирующего деятельность акционерных (паевых) обществ.
Несмотря на принятие в 1699 г. нормативно-правового акта, первая акционерная компания была учреждена 24 февраля 1657 г. и именовалась «Российская в Константинополе торгующая компания». Капитал созданной компании состоял из долей, именуемых акциями.
После 1807 г. учреждение хозяйственных обществ регулировалось Манифестом «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий», предусматривающим три формы хозяйствования: товарищество на вере, полное товарищество и товарищество по участкам.
6 декабря 1836 г. были приняты «Положение о компаниях на акциях», далее — другие нормативно-правовые акты, совершенствовавшие действующее законодательство.
Кроме акционерного инвестирования развивались и иные формы вложения капитала и соответственно появлялись новые нормативно-правовые акты инвестиционного характера. Например, в связи с большими расходами средств из бюджета, чем поступления, государство направило свои усилия на решение именно этой проблемы, в связи с чем стали развиваться заемные отношения посредством выпуска как государственных, так и частных обязательств.
Не последнюю роль в развитии инвестиционного законодательства сыграла отмена крепостного права в 1861 г. В этот период развивались облигационные займы с так называемым 5-процентным годовым доходом и номинальной стоимостью в случае погашения займа. Кроме того, держатель такой облигации имел возможность выигрыша, который определялся по совпадению номера и серии облигации.
Михайлов Игорь Олегович — соискатель, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: 9250220@gmail.com © И. О. Михайлов, 2013
8
Таким образом, на протяжении длительного времени, практически до революции 1917 г., инвестиционное законодательство развивалось и совершенствовалось посредством принятия правовых актов, регламентирующих уже сложившиеся инвестиционные отношения.
Такого рода развитие прекратилось после октябрьской революции, и 14 декабря 1917 г. ВЦИК фактически национализировал все акционерные предприятия России. Вместе с тем 3 февраля 1918 г. было принято Постановление «Об аннулировании государственных займов».
Итак, после революции инвестиционное законодательство практически исчезло, многие акты прекратили свое действие, ранее существовавшие гарантии аннулировались, и о правах инвесторов не могло идти речи.
Ущерб был нанесен как внутреннему, так и внешнему рынку инвестирования (1 января 1918 г. Советом народных депутатов был принят декрет об аннулировании всех иностранных займов).
В целом сумма всех аннулированных иностранных капиталов составила 19 млрд руб.1
Практически инвестиционный рынок зарождался заново, а в связи с этим шло новое развитие инвестиционного законодательства.
Однако, как и раньше, инвестиционные нормативно-правовые акты принимались для решения конкретных вопросов инвестиционного характера и не имели общей направленности, в связи с чем современное инвестиционное законодательство представляет собой неопределенное количество различных нормативно-правовых актов, порой не только не взаимосвязанных, но и противоречащих друг другу.
Чтобы ответить на вопрос, что собой представляет законодательство об инвестиционных соглашениях, необходимо определить, что понимается под инвестиционным соглашением.
Итак, под инвестиционным соглашением автор понимает правовую конструкцию регулирования инвестиционной деятельности, включающую нормы различных отраслей права в зависимости от экономической направленности инвестиционных отношений.
В настоящей работе автор не будет углубляться в исследование проблемы определения правовой природы инвестиционного соглашения и понятия инвестиционного договора.
Исходя из вышеуказанного определения, законодательство об инвестиционных соглашениях представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, включающих нормы различных отраслей права, регулирующих инвестиционную деятельность в зависимости от экономической направленности инвестиционных отношений.
Ввиду развития предпринимательства в России, в частности в инвестиционной сфере, утверждения различных программ в поддержку инвестиционной деятельности, многие вопросы инвестирования остаются открытыми и неурегулированными, а участники инвестиционных процессов сталкиваются с трудностями правовой квалификации инвестиционных отношений, практики правоприменения, защиты прав и интересов инвесторов.
Из-за отсутствия общей структуры инвестиционного законодательства сложно установить границы правового регулирования, определить нужную нормативно-правовую
1 Лебединец И. Н. Из истории привлечения иностранных инвестиций в России // Труды МГЮА. М., 1997. № 1. С. 181.
9
базу. Участники инвестиционной деятельности, сталкиваясь с трудностями правового регулирования инвестиционных отношений, отказываются от крупных инвестиционных проектов, что безусловно оправданно ввиду наличия правовых рисков и возможных серьезных правовых последствий.
На наш взгляд, неопределенная множественность нормативно-правовых актов не дает должного правового регулирования инвестиционной деятельности, а порождает лишь сложности квалификации инвестиционных отношений. Для более полного исследования проблемы законодательства об инвестиционных соглашениях рассмотрим некоторые нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционные соглашения.
Поскольку российское инвестиционное законодательство многочисленно, автор не ставит цель отразить в настоящей работе все существующие нормативно-правовые акты.
Для наиболее правильного понимания законодательства об инвестиционных соглашениях предлагаем его условно разделить на законодательство: гражданско-правового характера, публично-правового характера, комплексного (смешанного) характера, международного частного характера, международного публичного характера.
1. Законодательство об инвестиционных соглашениях гражданско-правового характера
К нормативно-правовым актам гражданско-правового характера можно отнести: Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ), федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты.
ГК РФ имеет непосредственное отношение к инвестиционным соглашениям, поскольку большая часть инвестиционной деятельности носит частноправовой характер и регулируется в большей мере нормами гражданского права.
Общая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)2 (далее — ГК РФ) для инвестиционных договоров как гражданско-правовых конструкций представляет собой основополагающий комплекс норм, определяющих основные понятия и принципы, необходимые для любой гражданско-правовой конструкции. Общая часть играет важную роль в инвестиционной деятельности и применяется практически ко всем видам инвестиционных отношений гражданско-правового характера.
Инвестиционные соглашения непосредственно регулируются частью первой ГК РФ в подразделе 2 раздела 3 «Общая часть обязательственного права».
В частности, затрагиваются общие вопросы об условиях гражданско-правового договора, о его заключении, изменении и расторжении. Общие положения части первой ГК РФ безусловно имеют отношение к инвестиционной деятельности и применимы без исключения ко всем инвестиционным договорам гражданско-правового характера.
Часть вторая ГК РФ представляет собой Особенную часть и включает положения об отдельных типах и видах гражданско-правовых договоров, что не исключает из области правового регулирования инвестиционные соглашения гражданско-правового характера.
Речь в данном случае идет о гражданско-правовых конструкциях — как типах, так и видах гражданско-правовых договоров, регулирующих инвестиционные отношения (например, договор подряда, который имеет вид строительного подряда, или договор
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. 8 дек.
10
аренды, видами которого являются аренда зданий и сооружений, финансовая аренда (лизинг) и т. д.).
Таким образом, ГК РФ3 играет главенствующую роль в законодательстве об инвестиционных соглашениях гражданско-правового характера.
Следующей категорией нормативно-правовых актов гражданско-правового характера являются федеральные законы.
На федеральном уровне законодатель подходит с разных точек зрения к правовому регулированию инвестиционных соглашений, поскольку в данном случае можно рассмотреть две ситуации.
На первом месте стоят нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционные соглашения, не поименованные в ГК РФ, но закрепленные федеральным законодательством. К таким нормативно-правовым актам можно отнести Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе»,4 который включает положения о новой правовой конструкции, не поименованной в ГК РФ, — соглашение об инвестиционном товариществе. По своей природе настоящая правовая конструкция является продолжением уже закрепленного в ГК РФ договора простого товарищества, но регулирует деятельность в области финансовых инвестиций. Другим аналогичным примером может служить Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»,5 вводящий новую правовую конструкцию — производный финансовый инструмент. Данное понятие также введено законодателем с целью правового регулирования финансовых инвестиций.
Как в первом, так и во втором примерах приведенные правовые конструкции не закреплены ГК РФ, а введены федеральными законами для регулирования конкретных правоотношений.
На втором месте среди федеральных законов об инвестиционных соглашениях стоят законы, регулирующие гражданско-правовые конструкции, не поименованные в ГК РФ и не закрепленные законодательством. К таким отношениям наряду с федеральным законом применяется положение Общей части ГК РФ о свободе договора (ст. 421), согласно которой стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Чаще всего к таким правовым конструкциям инвестиционного характера обычно применяется общее название, например, «инвестиционный договор», «инвестиционный контракт» и т. п.
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»6 не предусматривает конкретной правовой конструкции регулирования инвестиционных отношений, но не исключает возможность заключения договора в области капитальных вложений, не предусмотренного законом либо иными правовыми актами.
Кроме того, среди возможных правовых конструкций нельзя упускать из виду инвестиционные соглашения гражданско-правового характера, включающие признаки
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
4 Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе» от 28 ноября 2011 г. № 335-ФЗ // Там же. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7013.
5 Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ // Там же. 1996. № 17. Ст. 1918.
6 Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ // Российская газета. 1999. 4 марта.
11
различных гражданско-правовых договоров, закрепленных законом или иными нормативно-правовыми актами, например, когда инвестиционная деятельность предполагает закрепление в одной правовой конструкции сразу несколько обязательств различного характера: строительство, аренда, купля-продажа и т. д.
В данном случае в зависимости от конкретной ситуации правовое регулирование может осуществляться различными нормативно-правовыми актами и носит смешанный характер.
Третьей категорией нормативно-правовых актов гражданско-правового характера об инвестиционных соглашениях являются подзаконные нормативно-правовые акты.
К подзаконным нормативно-правовым актам гражданско-правового характера можно отнести Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 397 «Об осуществлении федеральными органами исполнительной власти отдельных полномочий в целях реализации Федерального закона "Об инвестиционном товариществе"»,7 Указ Президента РФ от 16 сентября 1997 г. № 1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации»,8 Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики»,9 Постановление Правительства РФ от 10 августа 2007 г. № 505 «О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества».10
Как правило, пределы правового регулирования подзаконных актов затрагивают вопросы: утверждения унифицированных форм документов, правил предоставления субсидий субъектам инвестиционной деятельности, приоритетных инвестиционных проектов и программ, осуществления отдельных полномочий органами исполнительной власти с целью реализации федерального инвестиционного нормативно-правового акта, инвестиционных программ и т. д., поэтому практической необходимости в классификации подзаконных нормативно-правовых актов на гражданско-правовые, публично-правовые и т. п. нет.
2. Законодательство об инвестиционных соглашениях публично-правового характера К кодифицированным нормативно-правовым актам публично-правового характера можно отнести Налоговый кодекс Российской Федерации,11 устанавливающий правила об уплате и исчислении налогов и сборов, льготы и преференции для различных субъектов предпринимательской деятельности, в том числе инвестиционной, возможность предоставления инвестиционного налогового кредита.
7 Постановление Правительства РФ «Об осуществлении федеральными органами исполнительной власти отдельных полномочий в целях реализации Федерального закона "Об инвестиционном товариществе"» от 26 апреля 2012 г. № 397 // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2422.
8 Указ Президента РФ «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации» от 16 сентября 1997 г. № 1034 // Там же. 1997. № 38. Ст. 4356.
9 Постановление Правительства РФ «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» от 1 декабря 2009 г. № 977 // Там же. 2009. № 49 (ч. 2). Ст. 5978.
10 Постановление Правительства РФ «О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества» от 10 августа 2007 г. № 505 // Там же. 2007. № 34. Ст. 4239.
11 Часть 1 Налогового кодекса Российской Федерации // Российская газета. 1998. 6 авг.; Часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
12
Налоговый кодекс Российской Федерации является основным нормативно-правовым актом, регулирующим налогообложение субъектов инвестиционной деятельности. Кроме того, его положения регулируют порядок исчисления налогов не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации, а также на местном уровне (п. 4-5 ст. 1, раздел 1Х-Х).
Таможенный кодекс Таможенного союза12 устанавливает правила и основания взимания таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, различные меры таможенного контроля, таможенные режимы для различных субъектов, предусматривает таможенные операции, процедуры оформления товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации.
Данный нормативный акт устанавливает основные принципы таможенного регулирования, в том числе и для субъектов инвестиционной деятельности, осуществляющих ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
К законодательству об инвестиционных соглашениях публично-правового характера можно отнести Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»,13 устанавливающий особый правовой режим коммерческих инвестиций в объекты инвестиционной деятельности.
Положения настоящего Закона регламентируют отношения предпринимателей, в том числе инвесторов, по инвестированию на территории особых экономических зон, установленных Правительством Российской Федерации. В частности, определены правила создания особых экономических зон, правовой режим инвесторов на территории экономических зон и порядок их регистрации, в том числе специальный налоговый и таможенный режимы, порядок заключения соглашений о ведении на территории особой экономической зоны предпринимательской деятельности.
Положения Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции»14 четко определяют правила заключения соглашения о разделе продукции, предмет, субъектов настоящего соглашения, получение лицензии, что в свою очередь является обязательным и не подлежит изменению в договорном порядке по соглашению сторон, поскольку нормы настоящего закона носят императивный характер.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» соглашение о разделе продукции (далее — соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее — инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Публично-правовой характер соглашения о разделе продукции выражается в установлении равноправия сторон исключительно органами государственной власти.
12 Таможенный кодекс Таможенного союза // Там же. 2010. № 50. Ст. 6615.
13 Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ // Парламентская газета. 2005. 3 авг.
14 Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18.
13
Соглашение о разделе продукции выступает средством реализации управленческих задач и функций государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» одной из сторон соглашения о разделе продукции выступает Российская Федерация в лице «Правительства РФ или уполномоченных им органов».
Несмотря на определенные обязательства перед другой стороной по соглашению о разделе продукции, Правительство РФ или уполномоченные им органы практически в полной мере сохраняют властные полномочия административного характера и могут контролировать и влиять на ситуацию в целом.
Неравенство субъектов соглашения о разделе продукции заключается также в том, что обязательные условия сотрудничества по реализации проекта устанавливаются органами исполнительной власти и характеризуются специфическими правовыми средствами и методами. Таким образом, другая сторона соглашения о разделе продукции (инвестор) вправе только либо принять данные условия, либо отказаться от них и не заключать соглашение о разделе продукции.
В отличие от иных вышеприведенных нормативно-правовых актов публичного характера Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» регулирует отношения не в общем, а специально и предусматривает правовую конструкцию, определяет сферу инвестиционной деятельности.
3. Законодательство об инвестиционных соглашениях комплексного (смешанного) характера
Несмотря на то что государство, выступая в инвестиционных отношениях субъектом, пусть и наделено определенными привилегиями в отношениях, большими гарантиями, это не исключает гражданско-правового характера инвестиционных отношений, поскольку государство может выступать субъектом гражданского права в порядке, установленном ст. 124 ГК РФ.
Установление государством более привилегированных условий в инвестиционном договоре в первую очередь направлено не на ущемление прав других субъектов инвестиционных соглашений, а на защиту государственной собственности и экономической безопасности страны в целом. Именно такая позиция в русле гражданско-правовых отношений обеспечивает интересы сторон и в то же время создает допустимые ограничения, направленные в первую очередь на недопустимость злоупотреблений со стороны других субъектов.
Немаловажно, что комплексный характер инвестиционных соглашений включает в себя обязательное наличие одновременно двух составляющих — гражданско-правовых и административно-правовых элементов.
К кодифицированным нормативно-правовым актам комплексного (смешанного) характера можно отнести Градостроительный кодекс РФ,15 предусматривающий правила о строительстве, проектировании, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Градостроительным кодексом РФ предусматривается возможность заключения договоров о развитии застроенной территории. В рамках данного договора одним из субъектов такого договора может выступать частное лицо, поэтому отраслевая природа данного нормативно-правового акта носит смешанный характер и соответственно
15 Градостроительный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 2004. 30 дек.
14
включает нормы как частного, так и публичного права, регулирующие отношения между органами власти и частными лицами. Таким образом, можно сделать вывод о комплексном характере Градостроительного кодекса РФ.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»16 носит комплексный (смешанный) характер, включающий нормы и публичного, и частного права.
Нормы настоящего Закона вводят новую правовую конструкцию, регулирующую инвестиционные отношения, определяют объекты и субъектов правоотношений, устанавливают порядок заключения концессионного соглашения.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионером как стороной концессионного соглашения могут быть: индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица, а кон-цедентом соответственно: Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами, а к отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
4. Законодательство об инвестиционных соглашениях международного частного характера
В связи с тем, что международные отношения носят частный характер, правовое регулирование международных частных отношений в России осуществляется разделом VI части третьей ГК РФ17 и включает нормы в основном о праве, подлежащем применению.
16 Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ // Там же. 2005. 26 июля.
17 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
15
В международных частных инвестиционных отношениях субъекты используют с целью правового регулирования правовые конструкции, установленные либо допустимые гражданским законодательством. Международный частный характер инвестиционных соглашений возникает только при определенных обстоятельствах: 1) наличие в отношениях национального субъекта (физическое или юридическое лицо) и иностранного субъекта (физическое или юридическое лицо); 2) отношения регулируются нормами частного права.
Например, к международным инвестиционным договорам частного характера можно отнести: договор коммерческой концессии, договор лизинга, договор факторинга и т. д.
Важным правовым актом в регулировании инвестиционных соглашений будет выступать также Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»,18 направленный на установление основных гарантий прав иностранных инвесторов, инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
5. Законодательства об инвестиционных соглашениях международного публичного характера
К актам международного публичного характера можно отнести, например, Соглашение об образовании Международного инвестиционного банка,19 Конвенцию о защите прав инвестора,20 Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности,21 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о поощрении и взаимной защите инвестиций22 и т. д.
Такая условная классификация законодательства об инвестиционных соглашениях, на наш взгляд, позволит наиболее правильно сформировать нормативно-правовую базу инвестиционных отношений.
Однако, несмотря на предложенную классификацию нормативно-правовых актов инвестиционного характера, в инвестиционных отношениях нет единого правового подхода, установленного на законодательном уровне актом, имеющим большую юридическую силу.
В настоящий момент можно говорить о наличии основополагающего нормативно-правового акта гражданско-правового характера, имеющего приоритет над другими, — Гражданском кодексе РФ.
В других сферах инвестиционной деятельности говорить о наличии фундаментального нормативно-правового акта нельзя.
Возможна позиция о применении к отдельным правоотношениям принципов и правил, установленных Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности
18 Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ // Там же. 1999. № 28. Ст. 3493.
19 Соглашение об образовании Международного инвестиционного банка // Ведомости ВС СССР. 1971. № 5. Приложение. С. 3-20.
20 Конвенция о защите прав инвестора // Вестник ВАС РФ. 1997. № 8. 1997.
21 Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности // Бюллетень международных договоров. 1995. № 4. С. 4-10.
22 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о поощрении и взаимной защите инвестиций // Бюллетень международных договоров. 2011. № 8. С. 48-55.
16
в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Однако специфика данного правового акта в первую очередь заключается в том, что ограничено правовое регулирование инвестиционной деятельности, так как действие закона распространяется на отношения реального инвестирования и исключает из правового поля, например, финансовое инвестирование.
Таким образом, даже при наличии возможных достоинств Закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» недостатком является отсутствие его универсальности и применения к любым инвестиционным отношениям.
На наш взгляд, серьезный недостаток правового регулирования инвестиционных отношений заключается в отсутствии основополагающего нормативно-правового акта, закрепляющего основные принципы инвестиционной деятельности, определяющего признаки инвестиционных отношений, дающего определение инвестиционному договору, устанавливающего правила квалификации инвестиционных отношений, их деление, например, по отраслевому признаку, и т. д. и т. п.
Форма основополагающего инвестиционного правового акта может быть различной: Федеральный закон об инвестиционной деятельности, Инвестиционный кодекс и т. п.
Цель принятия такого нормативно-правового акта — упорядочить инвестиционные отношения, придать им правовую квалификацию, устранить противоречия и пробелы в правовом регулировании инвестиционной деятельности по принципу большей юридической силы.
В настоящее время инвестиционные кодексы существуют на территории Республики Казахстан, Республики Беларусь.
Фундаментальный нормативный правовой акт позволит не только изменить подходы к инвестиционной деятельности на внутреннем рынке, но и привлечь потенциальных иностранных инвесторов.
Полагаем, что Инвестиционный кодекс, стоящий во главе российского инвестиционного законодательства, может иметь значительные преимущества перед неопределенной множественностью действующих правовых актов инвестиционного характера.
Статья поступила в редакцию 20 мая 2013 г.
17