Научная статья на тему 'Законодательные основы взаимодействия банковского и реального секторов экономики'

Законодательные основы взаимодействия банковского и реального секторов экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапина Каролина Викторовна

Рассматриваются основные проблемы законодательного обеспечения развития и взаимодействия банковского и реального секторов экономики. Показана взаимозависимость двух сторон эффективности законодательной базы: с одной стороны, наличие соответствующего законодательства, с другой надежный механизм обеспечения его исполнения. Определены законодательные точки, где нужно произвести изменения в ближайшее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательные основы взаимодействия банковского и реального секторов экономики»

Каролина Викторовна Лапина

Начальник управления инспектирования кредитных организаций Главного управления Банка России по Приморскому краю

Законодательные основы взаимодействия банковского и реального секторов экономики

Взаимодействие банковского и реального секторов экономики является частью более общей задачи соотношения структурных элементов экономической системы, а именно соотношения «экономика - политика -законодательство», сочетания базисных и надстроечных категорий в экономических отношениях. Поскольку основу экономики в современной России в условиях рыночных отношений составляет принцип свободного предпринимательства, осуществляемого субъектами различных форм собственности, то и взаимодействие банков и предприятий имеет рыночную основу: свобода выбора, договор, рыночные цены, право реализации собственной финансово-кредитной стратегии и т.п. С другой стороны, государство играет важную роль, определяя правовое поле, деловую среду функционирования субъектов экономики, а также, в определенных случаях, напрямую влияя на отношения этих субъектов. Следовательно, взаимодействие банков и предприятий должно исходить из возможностей использования рыночных инструментов, находящихся в арсенале государства, но при максимальном сохранении между субъектами паритетных условий делового сотрудничества.

Принципиально важным для развития экономики страны и усиления взаимодействия банковского и реального секторов экономики является эффективность законодательной базы. Кредитные организации и субъекты реального сектора экономики функционируют в общем правовом поле, их деятельность регулируется как общими законами, нормативными актами, так и актами специального назначения, относящимися непосредственно к деятельности банковских учреждений или предприятий.

До настоящего времени в России остается недостаточно развитой база банковского законодательства. Новые законы, поправки, вносимые в существующие нормативные акты, часто являются вынужденной реакцией властей на сложившуюся ситуацию в банковском секторе, а не результатом последовательной и систематической работы, учитывающей средне- и долгосрочные потребности банковской сферы. Разрабатываемые законы порой носят частный характер: нет правовых условий для формирования источников

кредитования, отсутствует законодательная защита от риска невозврата кредитов.

Например, в практике банков по взысканию задолженности по кредитным договорам, обеспеченным залогом имущества, возникает немало случаев нарушения их прав на стадии принудительного исполнения решений судов об обращении взыскания на заложенное имущество должника. Эта проблема назрела давно, однако до настоящего времени не находит своего законодательного разрешения. Согласно Гражданскому кодексу РФ залоговый кредитор имеет преимущественное право на удовлетворение своего требования из стоимости заложенного имущества перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество, за изъятиями, установленными законом. В то же время совокупность норм Федерального закона «Об исполнительном производстве», регулирующих этот вопрос, делает реализацию данного права трудновыполнимой, фактически ставя под сомнение основополагающий для залоговых отношений принцип приоритета залогового кредитора. Следствием такого законодательного противоречия является то, что судебные приставы в ходе процедуры принудительного взыскания осуществляют выплаты залоговым кредиторам на общих основаниях, игнорируя преимущественное право.

В мировой практике залог, который банк получил от своего должника, в случае невозврата кредита имеет право продавать только банк. В России права залогодержателя законодательно не закреплены. Мешает появлению закона о залоге само государство, мотивируя это тем, что если имущество должников будут продавать банки, то снизятся налоговые поступления в бюджет от таких предприятий. По этому поводу директор департамента банковского надзора Банка России А. Симановский отметил, что «опять война стратегии и тактики завершается в пользу тактики» [1].

Другим ярким примером является положение в сфере расчетов. Так, в настоящее время ситуация в области российского налогообложения, когда расчеты с использованием банковских карт при оплате товаров физическими лицами фактически приравниваются к оплате товаров за наличный расчет, но выпадают из сферы розничной торговли, отчасти есть следствие недостаточной правовой регламентации таких расчетов.

Одной из ключевых проблем, которая сдерживает развитие в России документарных рублевых аккредитивов, является несовершенство законодательства и нормативно-правовой базы. В международной практике расчеты аккредитивами регулируются унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов. В России использование документарного аккредитива регулируется Гражданским кодексом РФ и Положением Банка России о безналичных расчетах. Однако нормы, касающиеся аккредитивов, являются фрагментарными и не охватывают весь комплекс вопросов, возникающих при проведении аккредитивных операций. Наряду с этим, практика аккредитивной формы расчетов важна не только для банковского сектора, но и для экономики в целом, поскольку использование такой формы расчетов позволяет получить финансирование на более выгодных (по сравнению с обычным кредитованием) условиях, а также снизить риски непоставки товара, неполучения платежа, неисполнения сроков

отгрузки и оплаты, несоответствия качества, происхождения, условий поставки и страховки товара выставленным требованиям.

В настоящее время Банк России готовит проект нового Положения о безналичных расчетах в России, в котором будет описан комплексный подход к системе безналичных платежей и унифицированы требования к безналичным платежам вне зависимости от способа перечисления средств. В результате исключения излишней детализации банки смогут более активно перейти к развитию платежных услуг для клиентов. Новое Положение должно быть согласовано в 2006 г.

Одним из ограничителей кредитования предприятий выступает недостаточный объем долгосрочных ресурсов у кредитных организаций. Способом решения этой проблемы должно стать создание законодательной базы для введения нового вида вклада, предусматривающего возможность его досрочного изъятия только в том случае, если это оговорено в договоре вклада. В ноябре 2005 г. банковский комитет Государственной Думы вернул на доработку проект поправок в Гражданский кодекс РФ, разрешающих безотзывные вклады. Проект поправок разрешал банкам предлагать вклады, внесенные на «условиях, предусмотренных договором», досрочный возврат которых возможен «только с согласия банка». Такая формулировка вызвала замечания правительства и отрицательное заключение Экспертного совета по гражданскому законодательству при председателе Государственной Думы. Члены совета, изначально выступавшие против идеи безотзывных вкладов, предложили компромиссную концепцию: во-первых, предусмотреть в законе исключительные случаи (например, тяжелая болезнь), когда вкладчик мог бы забрать деньги с безотзывного вклада досрочно; во-вторых, безотзывным может быть вклад только в пределах суммы, застрахованной государством. Таким образом, проект поправок в Гражданский кодекс РФ может значительно измениться, хотя сама идея безотзывных вкладов у банкиров сомнений не вызывает.

Нельзя игнорировать тот факт, что законодательство развивается быстрыми темпами. Принят новый Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», безусловно, затрагивающий интересы и банков, и реального сектора экономики. Отменено деление валютных операций на текущие и капитальные; все валютные операции, за исключением прямо указанных в законе, будут осуществляться без ограничений; отменена практика получения индивидуальных разрешений; определены новые пределы свободного вывоза и ввоза валюты и др. Кроме того, принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», призванный повысить доверие вкладчиков к банковской системе. Увеличение депозитной базы позволит задействовать ныне хранимые на руках населения деньги, тем самым улучшив общеэкономическое состояние страны. Принят Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах», который регулирует условия выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг, а также процесс исполнения обязательств по этим бумагам. Однако предстоит подготовить поправки к тексту закона, предусматривающие установление требований к кредитным организациям, осуществляющим эмиссию облигаций с ипотечным покрытием и единого порядка регулирования деятельности эмитентов облигаций с

ипотечным покрытием. Принят Федеральный закон «О кредитных историях», который должен создать условия для формирования цивилизованного рынка потребительского кредитования.

Принятие в 2005 г. поправки к ст. 12 Налогового кодекса РФ, согласно которой отменяется налогообложение материальной выгоды, связанной с операциями с кредитными картами, принципиально изменило правила игры на отечественном рынке пластиковых карт. Российские банки могут свободно предлагать кредитные карты с grace period - периодом, в течение которого держатель карты не платит проценты за перерасход средств. Это стандартная практика во многих развитых странах, однако до настоящего времени в России беспроцентные кредиты были запрещены, и чтобы предложить хотя бы аналог grace period, банкам приходилось пользоваться различными лазейками в законах или технологических процессах. Согласно Налоговому кодексу, ставка по кредитам в иностранной валюте должна быть не менее 9%, а по рублевым - не менее 3/4 ставки рефинансирования Банка России (в настоящее время - 13%). Если установленная банком ставка по кредиту ниже этого уровня, то заемщик обязан заплатить налог в размере 35% разницы между ставкой по кредиту и планкой, установленной Налоговым кодексом. Неудивительно, что кредитные организации оценили принятие этой поправки как прорыв на рынке кредитных карт.

Связь налоговой политики с денежно-кредитными отношениями очевидна. Легальные сделки, осуществляемые посредством банковской системы, подлежат налогообложению, а когда предприятия действуют в области теневой экономики, то сделки, совершаемые на нелегальном рынке, естественно, уходят от налогообложения. Признано, что уход от налогов -процесс неизбежный, но размеры его управляемы. Уменьшить вероятность роста тенденции уклонения от налогов можно, снизив налоговое бремя, создав налоговые преференции для российских товаропроизводителей, выпускающих конкурентоспособную продукцию.

Поскольку принятию необходимых законопроектов часто мешает их недостаточная профессиональная проработанность, в июле 2003 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между Ассоциацией российских банков и Институтом государства и права Российской академии наук. Кроме того, банковское сообщество достигло позитивного уровня взаимодействия с Банком России [2].

Несмотря на то, что Банк России не имеет права законодательной инициативы, он активно участвует в подготовке законопроектов, а также разрабатывает собственные нормативные акты. Например, ответом на сложившуюся летом 2004 г. ситуацию стал Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Формально законопроект был внесен депутатами Государственной Думы, но подготовлен он был в Банке России. Закон был принят в кратчайшие сроки -на третий день со дня внесения в Государственную Думу. В 2005 г. ЦБ РФ принял участие в подготовке изменений и дополнений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской

Федерации (Банке России)», согласно которым Банк России сможет получать информацию об учредителях и реальных владельцах банков, аффилированных лицах и группах лиц, к которым принадлежат учредители и реальные владельцы банков. Кроме того, ЦБ РФ предполагает подготовить проект федеральных законов по вопросам ипотечного кредитования и секьюритизации банковских активов с целью расширения спектра производных инструментов. Планируется внести изменения в нормативные документы для оптимизации системы расчетов на финансовых рынках и многое другое.

Вместе с тем до настоящего времени банковская деятельность испытывает острую необходимость в безотлагательном принятии целого ряда законов, в том числе изменений и дополнений в Закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, в Закон о залоге. Необходимо также создание полноценного института банкротства физического лица, законодательное оформление деятельности коллекторских агентств и др. Особое внимание важно уделить правовому регулированию вопросов защиты прав кредиторов и вкладчиков, совершенствованию механизмов конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере.

Становится все более очевидным разрыв в законодательном обеспечении деятельности банков и их клиентов. Если процедуры контроля за деятельностью кредитных организаций достаточно хорошо разработаны и Банк России имеет довольно эффективные рычаги воздействия на них, то в реальном секторе экономики наблюдается значительное отставание, что во многом объясняет недостаточный для экономики уровень инвестиций и кредитов в сферу производства. Роль законодателя в решении этой проблемы очевидна, необходимы решения о введении в реальном секторе современных стандартов учета и отчетности, эффективных процедур банкротства, действенных норм залогового права.

Резюмируя вышесказанное, отметим следующее. Важным условием эффективного функционирования рыночной экономики является надежная защита прав собственности, обеспечение добросовестной конкуренции, строгое выполнение хозяйствующими субъектами имущественных обязательств. Это требует соответствующего законодательства, а также надежного механизма обеспечения его исполнения. Необходима декриминализация хозяйственной деятельности путем усиления государственной защиты прав собственности, ответственности за соблюдение договорной дисциплины, повышение эффективности системы судебного разрешения хозяйственных споров, ужесточение ответственности за соблюдение контрактных обязательств, погашение кредитов.

Законодательная система России в последние пять лет работает довольно интенсивно. В то же время процесс законотворчества нуждается в дальнейшем совершенствовании, особенно с учетом необходимости осуществлять целый комплекс взаимосвязанных реформ. Без законодательной защиты интересов банков, кредитующих экономику, сложно ждать увеличения потока инвестиций. При этом важно учитывать, что законодательство может стать действенным правовым регулятором общественных отношений лишь в том

случае, если оно адекватно объективным реалиям и закономерностям развития соответствующих общественных отношений, а также если оно оказывает в своем применении позитивное, стимулирующее воздействие на общественный прогресс.

Литература

1. У реального сектора - нереальные запросы // Независимая газета. 2003. 27 янв.

2. Время МН. 2003. 9 июля.

■к -к -к -к -к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.