законодательные меры по возвращению окинавы в состав Японии и включение её в интеграционные процессы в Атр1
Евгений Валерьевич пустовойт,
кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела международных отношений и проблем безопасности Института истории, археоло -гии и этнографии народов дальнего востока дво ран, владивосток. E-mail: jenyamabui@yahoo.com
В статье рассматриваются процесс возвращения Японии административных прав на группу островов Рюкю, юридического восстановления на их территории префектуры Окинава в 1972 г. , законодательного оформления единого политического, экономического и социального пространства между Окинавой и Японией в переходный период (1969—1972 гг. ), а также включение Окинавы в интеграционные связи со странами АТР после присоединения к Японии . Ключевые слова: правительство Рюкю, Окинава, Япония, законодательство, новые территории
Legislative measures for okinawa Reversion into Japan and its integration processes in the Asia-pacific region.
Evgeny pustovoyt, cand. sc. (History), Research Fellow, Department of international Re -lations and security studies, The institute of history, Archeology and Ethnography of the Peoples of the far East, Feb RAs, Vladivostok.
This article analyzes the process of Okinawa reversion, administrative rights to the Ryukyu Islands, a legal recovery of Okinawa Prefecture in 1972, legislative registration of political, economic and social spaces between Okinawa and Japan during the transitional period (1969—1972), as well as Okinawa's international relations with Asia-Pacific countries after reversion .
Keywords: Government of the Ryukyus, Okinawa, Japan, legislation, new territory.
18 марта 2014 г. был подписан договор о принятии в состав Российской Федерации Крымского полуострова [1]. На основе этого начался процесс юридического вхождения и интеграции Крыма и Севастополя в правовую, экономическую, финансовую, кредитную, социальную, образовательную и общегосударственную системы РФ . Для России это событие является важным и знаковым, но не единичным . Наша страна об-
1 Статья подготовлена при поддержке гранта РНФ, проект № 14-18-00161 «Дальневосточный ресурс интеграции России в АТР: опыт и потенциал регионального и приграничного взаимодействия» .
This article was prepared with the support of Russian Scientific Fund's grant, project № 14-18-00161 «Far Eastern resource of Russian integration in the Asia-Pacific Region: experience and potential for regional and cross-border cooperation» .
ладает обширным и ценным опытом присоединения и интеграции новых территорий в своё политическое, экономическое и культурное пространство . События марта 2014 г. и расширение границ Российской Федерации происходят впервые в отечественной истории в постсоветское время
Полноценное присоединение новых территорий сейчас сопряжено с многочисленными трудностями . Необходимо учитывать сложность бюрократической, финансовой, экономической и социальной систем, которые имеют прямое влияние на функционирование государственных служб и жизни людей .
В этом контексте представляются интересными рассмотрение и анализ опыта мероприятий и законов других стран, связанных с процессом юридического вхождения новых территорий в состав государства по мнению автора, иллюстративным и ценным примером в рамках такого анализа может послужить процесс возвращения Японии административных прав на группу островов Рюкю2, юридического восстановления на их территории префектуры Окинава в 1972 г., а также законодательного оформления единого политического, экономического и социального пространства между рюкю и Японией особое внимание будет уделено наиболее значимым юридическим и практическим мерам по смене законодательства островов Рюкю в органах территориальной власти, в экономике, налогообложении, таможенной политике, образовании и медицине, предпринятым в переходный период .
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ВОЗВРАЩЕНИЮ ОКИНАВЫ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (1969-1972 гг. )
Поражение Японии в битве за Окинаву (операция «Айсберг», 26 .03—20. 06 .1945 г. ) явилось одним из решающих сражений в Тихоокеанской войне (1941—1945 гг. ) и послужило началом многолетней оккупации страны американскими войсками . Оккупационный период длился с 1945 по 1952 г. Однако южную часть Японии — группу островов Рюкю — Соединённые Штаты оккупировали в течение 27 лет — с 1945 по 1972 г.
Для административного управления островами СшА в разное время создавали бюрократические аппараты, состоявшие из местной элиты В 1945 г. был образован Консультативный совет по Окинаве . В 1950 г. на четырёх крупных архипелагах Рюкю создаются четыре независимых органа: правительство островов Окинавы, правительство островов Мияко, правительство островов Яэяма и правительство островов Амами3 . В 1952 г. на их основе было создано единое правительство Рюкю, которому предоставили
2 В данном случае под термином «группа островов Рюкю» необходимо понимать только центральную (о-в Окинава и близлежащие острова) и южную (о-ва Саки-сима — архипелаги Мияко и Яэяма) части группы островов Рюкю . Северная часть (архипелаг Амами-Осима) административно относится к префектуре Кагосима.
3 Административные права на архипелаг Амами были переданы префектуре Кагосима в 1953 г.
право иметь выборного главу, Законодательную палату и гражданский суд . Всю деятельность чиновников правительства Рюкю контролировало военное правительство Соединённых Штатов на островах Рюкю (United States Military Government of the Ryukyu Islands) — военно-административная организация, образованная в 1950 г.
В середине 60-х гг. между Вашингтоном и Токио начался переговорный процесс по вопросу возвращения Окинавы (островов Рюкю) Японии с передачей ей всех административных прав на управление данной территорией . Первым шагом в этом направлении явилось заявление президента США Дж. Ф . Кеннеди в 1962 г., подчеркнувшего, что он «признаёт Рюкю как часть территории Японии» [3, p . 247—248] . Следующий важный шаг по возвращению Рюкю — совместное заявление премьер-министра Японии Сато Эйсаку и президента США Р М . Никсона от 21 ноября 1969 г., в котором стороны пришли к соглашению о возвращении Окинавы под юрисдикцию Японии [4, p . 789—793] . Данное заявление было воспринято с должным оптимизмом как рюкюскими, так и японскими политиками и депутатами, которые незамедлительно приступили к выработке практических мер по возвращению островов и заблаговременному созданию необходимой законодательной базы для плавного перехода Окинавы под юрисдикцию Японии .
Основной пакет документов, связанный с поэтапными мерами и шагами по восстановлению префектуры Окинава на островах Рюкю, был подготовлен правительствами Рюкю и Японии в течение 1969—1972 гг. Он представлял собой законы и законодательные акты, постановления и указы, регламенты и нормативные правила, которые формировали на Окинаве единое с Японией законодательное, налоговое, фискальное и образовательное поля и затрагивали все сферы жизнедеятельности как населения, так и местной власти При этом японские и рюкюские законодатели исходили из принципа, что процесс возвращения островов должен устранять бюрократические проволочки с оформлением документов и прочих официальных бумаг, минимизировать возможные экономические потери (и расходы) простых граждан, учитывать и не ущемлять интересы малого и среднего бизнеса, а также гарантировать сохранение должностей и постов местному бюрократическому аппарату
После заявления Сато Эйсаку и РМ . Никсона 28 ноября 1969 г. Кабинет министров Японии учредил Совет по возвращению Окинавы при Кабинете министров [17, с . 217—218]. Затем 15 декабря 1969 г. был создан Совет должностных лиц министерств и ведомств по возвращению Окинавы . А 31 марта 1970 г. правительство Японии принимает «Основной курс по возвращению Окинавы» . В разработке подготовительных мероприятий и законопроектов активно участвовали Канцелярия премьер-министра, МИД Японии, позже подключилось и правительство Рюкю . Каждое из указанных ведомств выполняло конкретные задачи
В задачи Канцелярии премьер-министра Японии входили определение и согласование со всеми министерствами и ведомствами практических мероприятий и комплекса мер по процедуре возвращения Окинавы .
В ходе предварительных консультаций Канцелярия премьер-министра приняла решение об учреждении шести специальных комиссий для Окинавы по следующим направлениям: административная политика, промышленность и экономика, юстиция и законодательство, образование и культура, социальное обеспечение и занятость Каждой комиссии было поручено подготовить профильные законопроекты с их последующим рассмотрением в парламенте Японии
В мае 1970 г. приняли закон об учреждении Агентства по делам Окинавы и северных территорий [16] при Канцелярии премьер-министра Японии В обязанности Агентства входили оперативная связь с правительством Японии по вопросам подготовки возвращения островов, сбор и анализ необходимой информации на островах Рюкю, подготовка основных положений и законов по возвращению Окинавы, реализация мер по развитию общества и экономики префектуры Окинава4 .
По линии МИД Японии проходили двусторонние консультации с правительством США по подготовке к возвращению Японии административных прав на Окинаву. Правительство Рюкю также принимало самое активное участие в подготовительной деятельности При непосредственном участии рюкюских чиновников была сформирована «Проектная команда всестороннего изучения мер по возвращению», обращавшаяся к наиболее важным и спорным вопросам, которые могли возникнуть после 15 мая 1972 г. Особое внимание уделялось нескольким направлениям: 1 . обеспечению достойного уровня жизни и социальных гарантий местному населению; 2 . уважению принципов самоуправления на Окинаве, фактически отсутствующих до 1945 г.; 3 . поиску путей ликвидации военных баз США; 4 . обеспечению всех конституционных прав и свобод на Окинаве; 5 принятию и реализации мер, направленных на экономическое развитие Окинавы [19, с . 3—11] . Эти и другие положения были сформированы в единый документ «Предложения по возвращению» [19], который в итоге стал официальной позицией правительства Рюкю и был представлен на специальной сессии парламента Японии в 1971 г.
Итогом работы специальных комиссий, Агентства по делам Окинавы, а также правительства Рюкю стал пакет законов, который рассматривался парламентом Японии . Главным стержнем в новых законах по Окинаве был принцип приведения этой префектуры к общему знаменателю с административно-финансовой, образовательной и социальной системами Японии . Чтобы избежать эффекта «шоковой терапии», правительство уделило внимание выработке специальных временных мер с учётом экономического положения островов Рюкю
На основе договорённостей Сато Эйсаку и Р.М . Никсона 17 июня 1971 г. было подписано «Соглашение между Японией и Соединёнными Штатами
4 15 мая 1972 г. Агентство было ликвидировано, а на его основе создали Управление по развитию Окинавы и Главное управление по делам северных территорий . С 2001 г. оба управления возглавил один чиновник — Государственный министр по делам Окинавы и северных территорий .
Америки в отношении группы островов Рюкю и архипелага Дайто» [18]. Документ вступал в силу 15 мая 1972 г. и предусматривал, что США передают Японии административные права на Окинаву (архипелаги Рюкю и Дай-то) . Через несколько месяцев правительство Японии представило ряд законопроектов по Окинаве, разработанных Канцелярией и Агентством по делам Окинавы, на рассмотрение в парламент Японии на 67-ю экстренную сессию («Сессия парламента по Окинаве»), проходившую с 16 октября по 27 декабря 1971 г. На этой сессии были приняты следующие законы:
- три закона по развитию: «Закон о специальных мерах по развитию и стимулированию Окинавы» [14], «Закон об учреждении Управления развития Окинавы» [9], «Закон о финансовых корпорациях для развития Окинавы» [13];
- два закона, предусматривавшие плавный переход Окинавы под японскую законодательную систему: «Закон об особых мерах по возвращению Окинавы» [11], «Закон об отмене и внесении изменений в законы и постановления, связанные с возвращением Окинавы» [10].
В этих законах можно выделить три стержневые направления при процедуре восстановления префектуры Окинава. Во-первых, под административное управление Японии передавались все органы административной власти и органы местного самоуправления бывшего правительства Рюкю, а на рюкюских чиновников стали распространяться такие же права и обязанности, как на государственных служащих Японии . Во-вторых, вышеуказанные законы предусматривали заблаговременное введение единой юридической, законодательной, административной систем между Окинавой и Японией во избежание негативных последствий официального вступления в силу «Соглашения» о возвращении островов Рюкю . В-третьих, одновременно с японской системой вводились специальные и временные меры по «акклиматизации» окинавского общества в рамках единого государственного пространства .
В практической плоскости законы затронули проблему статуса региональных властей (права, полномочия, префектуральные выборы), изменения в законодательной, экономической (сельское хозяйство, налоги, таможенные тарифы, финансы) и социальной сферах (образование, страхование, медицина) Рассмотрим практическую реализацию наиболее важных положений из этих направлений
СТАТУС И ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮРОКРАТИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
принятые на «Сессии по Окинаве» законы предусматривали сохранение большинства постов рюкюских чиновников бывшего правительства Рюкю и органов местного самоуправления в рамках восстановленной пре-фектуральной единицы . При этом центральный исполнительный орган на Окинаве (правительство Рюкю) приобретал статус префектурального
управления . С 15 мая 1972 г. выборный глава исполнительной власти правительства Рюкю получал статус и . о . губернатора префектуры5 и сохранял его вплоть до первых послевоенных губернаторских выборов6 .
По аналогичному сценарию проходили изменения и в депутатской сфере законодательной палаты правительства Рюкю7 . Со дня вступления в силу японо-американского «Соглашения» о возвращении Окинавы депутаты сохраняли свои полномочия, а после проведения выборов становились уже депутатами законодательного собрания префектуры Окинава
С 15 мая 1972 г. органы местного самоуправления правительства Рю-кю переходили под ведомство администрации префектуры Окинава и на них начинало распространяться японское законодательство
ЗАКОНОДАТЕльНАЯ И юРИДИчЕСКАЯ СИСТЕМЫ
В этой сфере были предусмотрены следующие изменения и нововведения В судебной системе префектура Окинава подчинялась высшему апелляционному суду в префектуре фукуока В г Наха были учреждены районные суды и суды по семейным делам В подведомственных территориальных управлениях — суды упрощённого производства .
Вместе с этим подтверждалась законность и правомочность всех решений, вынесенных судами правительства Рюкю и гражданской администрации США в период с 1945 по 14 мая 1972 г К уголовным преступлениям, совершённым до 14 мая 1972 г., применялся Уголовный кодекс, действовавший на территории островов Рюкю в период американской оккупации8 .
В переходный период (1969—1972 гг. ) под действие японского законодательства и стандартов, в первую очередь, перешли следующие государственные услуги:
5 В период возвращения Окинавы главой исполнительной власти правительства Рюкю являлся Яра Тёбё (1902—1997) . Он был избран на эту должность в 1968 г. С 15 мая 1972 г. — и . о . губернатора, с 25 июня 1972 г. по 24 июня 1976 г. — губернатор префектуры Окинавы .
6 После возвращения Окинавы 25 июня 1972 г. прошли первые послевоенные выборы губернатора и депутатов Законодательного собрания префектуры .
7 Законодательная палата правительства Рюкю являлась законодательным органом правительства Рюкю . Была образована 19 февраля 1952 г. на основе постановления № 13 гражданской администрации США на островах Рюкю . Она стала одной из независимых ветвей власти на Рюкю, однако обязана была выполнять распоряжения и указания США Законодательная палата формировалась из 32 депутатов во главе с председателем и одним заместителем Срок полномочий депутатов составлял 4 года
8 На оккупированных островах Рюкю действовал Уголовный кодекс Японии от 1907 г. В период 1945—1972 гг. в него был внесён ряд изменений, дополнений и исключений В частности, вводилась мера условного осуждения, оплата денежных штрафов устанавливалась в долларах США В рюкюском Уголовном кодексе исключались статьи, которые касались преступлений против императорского дома (неуважение, оскорбление), супружеской измены, и ряд других. Аналогичные изменения были внесены и в УК Японии после 1945 г. [2, с . 236—237].
- регистрация корпоративных и коммерческих юридических лиц;
- получение лицензии на профессиональную деятельность9;
- правила регистрации местожительства (прописка) в органах местного самоуправления;
- постановка транспортных средств на учёт в автодорожной инспекции .
В этот же период, согласно законам «Сессии по Окинаве», в собственность японского государства перешли ряд объектов гидротехнической инфраструктуры (плотины, дамбы), а также дорожная инфраструктура При этом Япония брала на себя обязательства постепенного выкупа автомобильных дорог10 военного назначения, строительство, ремонт и обслуживание которых осуществлялись за счёт гражданской администрации США на островах Рюкю [7] .
Изменился юридический статус крупных организаций и ведомств, имевших важное экономическое и социальное значение . Например, телеграфно-телефонная корпорация «Рюкю дэнсин дэнва кося» перешла под управление японских корпораций NTT и KDD . Управление и контроль над «Рюкю тоти дзютаку кося» (корпорация в сфере общественного, промышленного и производственного землепользования и недвижимости) передали властям Окинавы с последующим распределением полномочий среди региональных жилищно-земельных компаний . Под префектуральное управление перешла компания «Окинава гэсуйдо кося», специализирующаяся в сфере водоснабжения и водоотведения . Окинавская телерадиовещательная корпорация «Окинава Хосо Кёкай» стала частью японской государственной телерадиовещательной корпорации NHK.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОКИНАВЫ
В период оккупации американская администрация не предпринимала специальных мер и шагов по развитию международных отношений, установлению побратимских и дружеских связей, налаживанию легальной приграничной торговли между Рюкю и близлежащими странами АТР, что не позволяло Окинаве в полном объёме использовать международное право в качестве его субъекта11 . Единственными государствами, с кото-
9 К лицензированным видам профессиональной деятельности относились автомеханик, инспектор по качеству пищевых продуктов, инспектор-технолог по канализации, капитан-судоводитель, нотариус, юрист, оператор парового котла, ветеринар, кондитер, пожарный и т д
10 В период американской оккупации на островах Рюкю действовало правостороннее автомобильное движение . Только 30 июля 1978 г. ввели левостороннее движение, как и во всей Японии
11 Исключением было распространение на рюкюские суда международного свода сигналов и специальных опознавательных флагов (Постановление гражданской администрации США на островах Рюкю № 65 от 27 февраля 1952 г. «Судовые нормы и правила на Рюкю»)
рыми правительству Рюкю разрешалось поддерживать контакты и связи на официальном уровне, являлись США и Япония12 .
Активное международное сотрудничество Окинавы в послевоенное время начинает развиваться только после присоединения островов к Японии В первую очередь необходимо отметить налаживание торгово-экономических связей Окинавы с Тайванем, Кореей, странами юго-Восточной Азии в рамках административной единицы Японии А проведение международной выставки «Экспо-Окинава» в 1975 г. в г. Мотобу ускорило развитие международного сотрудничества и внешнеэкономических отношений префектуры со странами АТР, активно включило её в интеграционные процессы региона. К важным результатам этих процессов необходимо отнести установление побратимских отношений Окинавы со штатом Гавайи (1985 г. ), г. Фуч-жоу (пров . Фуцзянь, КНР, 1981 г. ), г. Хуалянь (Тайвань, октябрь 1982 г. ), г. Цю-аньчжоу (пров . Фуцзянь, КНР, сентябрь 1988 г. ), а также заключение ряда договоров о приграничной торговле между г. Ёнагуни и г. Хуалянь (Тайвань) .
ИЗМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИчЕСКОй СФЕРЕ (СЕльСКОЕ ХОЗЯйСТВО, ПРОМЫШлЕННОСТь, НАЛОГИ, ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ, ФИНАНСЫ)
На протяжении нескольких десятилетий важнейшей сферой экономической деятельности населения островов Рюкю являлось сельское хозяйство Одними из главных его отраслей на Окинаве традиционно считались выращивание сахарного тростника и табака
С 1945 по 1972 г. правительство Рюкю принимало значительные меры по развитию производства сахарного тростника. Внутреннее потребление сахара в этот период на Рюкю составляло не более 10%, остальная часть шла на экспорт13 . После возвращения Окинавы вся отрасль, связанная с производством тростникового сахара, должна была регулироваться жёсткими японскими нормами и тарифами . Однако с целью поддержания местных производителей и сохранения минимальных цен в первые годы после воссоединения японское правительство приняло программу субсидирования14 этой отрасли: 2/3 финансовой нагрузки несло государство, а 1/3 — префектура.
Другая важнейшая отрасль экономики на Окинаве — табачное производство . В период американской оккупации там было создано несколько частных компаний . Среди них необходимо выделить «Рюкю-табако» (1951 г. ), «Ориэнтару-табако» (1956 г. ) и «Окинава-табако» (1957 г. ) . Как правило, они производили табачные изделия для внутреннего рынка островов Рюкю
12 С юридической точки зрения, в период с 1945 по 1972 г. Япония для жителей Рю-кю считалась «иностранным государством», для посещения которого требовались загранпаспорт и виза
13 Здесь имеются в виду Япония, страны ЮВА и США.
14 Необходимо отметить, что с 1972 г. закупочная цена 1 кг тростникового сахара была снижена на 5 иен . Данная льгота была отменена в 1977 г.
С 1972 г. на рюкюские табачные компании начал действовать японский «Закон о табачной корпорации», который вводил монопольную деятельность на территории Японии только одной табачной компании «Нихон сэмпай кося»15 . В связи с этим было решено, что «Нихон сэмпай кося» примет на работу сотрудников рюкюских табачных компаний, а их бывшим владельцам выплатит компенсации, которые в итоге составили около 2,1 млрд долл . США. За день до официального возвращения Окинавы, 14 мая 1972 г., рю-кюские табачные компании прекратили свою деятельность
В сфере налогообложения для префектуры Окинава были установлены разнообразные послабления и льготы на пять лет с целью минимизировать финансовые, экономические и социальные последствия для простых жителей и производственного сектора . Такая налоговая политика по некоторым направлениям продлевалась до мая 1992 г.
Прежде всего это касалось налоговых послаблений или снижения тарифных ставок С целью стимулирования туристической деятельности в Окинаве были приняты поправки по снижению таможенных сборов в отношении группы товаров из категории «люкс» (алкоголь, парфюмерия, часы и т.д . ), которые приобретали туристы, покидающие пределы префектуры В отношении производства алкогольной продукции: в первые годы после восстановления Окинавы местные производители алкоголя уплачивали только 40% от действовавших по всей Японии налогов и акцизов . Данные послабления продлевались 8 раз и будут действовать вплоть до 2017 г.16
То же можно сказать и о других налоговых льготах В частности, в 1972 г. временно отменялись налоги на регистрацию и лицензирование деятельности В том же году для частных лиц были исключены префек-туральный и муниципальный налоги, но их ввели для лиц юридических Во избежание резкого подъёма цен на нефтепродукты17 снизили топливный налог, региональный дорожный налог, а также пошлину на поставки дизельного топлива . Вместе с этим отменили акциз на ряд предметов массового потребления, уменьшили налог на плату за посещение концертов, кинотеатров, спортивных и увеселительных мероприятий, ипподрома В 1971 г. правительство Японии утвердило специальный перечень продуктов и товаров, на которые существенно снижались импортные пошлины или распространялся беспошлинный ввоз18 .
15 1 апреля 1985 г. на основе «Нихон сэмпай кося» была образована компания «Нихон табако сангё» (Japan Tobacco Inc . ) .
16 В настоящее время действуют следующие налоговые льготы: на авамори (традиционный окинавский алкоголь из риса) — 65%, на пиво — 80%.
17 В период американской оккупации цены на нефтепродукты находились под контролем США, поэтому на Рюкю они были ниже, чем в Японии Во избежание негативных последствий вводились субсидии В настоящее время эти меры на Окинаве всё ещё применяются [15].
18 Льготный режим на импортный ввоз распространялся на такие товары, как бананы, апельсины, ветчина, бекон, порционное мясо . Беспошлинно разрешалось ввозить масло из восстановленного молока, пивной солод, пищевое растительное масло, сельскохозяйственные химикаты, бутылочные пробки, сушёные бобы для производства сладостей и др . [12] .
В финансовой сфере также произошли изменения Важным мероприятием новых властей Окинавы явился процесс обмена валюты . С 1945 по 1948 г. на островах Рюкю официально имела хождение японская иена . С 1948 г. ввели военные купоны (талоны), имевшие два типа (А и В) и действовавшие вплоть до 1958 г. Затем их заменили на доллары США, которые являлись официальной валютой до 20 мая 1972 г. Обменный курс в то время составлял 305 японских иен к 1 доллару США19 . Крупнейшим финансовым учреждением на Рюкю являлся банк «Рюкю гинко»20 . В переходный период основная часть акций банка, мажоритарным владельцем которых являлась гражданская администрация США на островах Рюкю, была продана местному населению
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (ОБРАЗОВАНИЕ, СТРАХОВАНИЕ, МЕДИЦИНА)
Ряд изменений коснулся школьного образования и медицины . В переходный период на всех островах Рюкю ввели японскую общеобразовательную систему21 . При переходе на неё в июне 1971 г. на Окинаве была прекращена программа LARA22, введённая на Рюкю в 1947 г. для улучшения физического состояния школьников младших классов и избежания резкого роста расходов семей на еду В частности, в рамках LARA в ряде окинавских школ было организовано молочное питание . С 1960 г. в рацион школьников включили хлебобулочные изделия . С августа 1962 г. система школьного питания стала распространяться на все дошкольные и школьные учреждения Окинавы .
С юридическим возвращением островов Рюкю университет Рюкю, основанный 22 мая 1950 г. указом гражданской администрации США на островах Рюкю, в 1965 г был передан в ведение правительства Рюкю, а с 15 мая 1972 г. получил статус государственного высшего учебного заведения при министерстве образования Японии
В 1965 г. правительство Рюкю приняло «Закон о медицинском страховании», согласно которому все медицинские услуги осуществлялись
19 В сентябре 2014 г. 1 доллар США = 101,5 японских иен .
20 Банк был образован в 1948 г. по инициативе правительства США и выполнял следующие обязательства: контроль послевоенной инфляции, развитие окинавской экономики, выпуск местных денежных знаков, проведение финансовых операций, связанных с обслуживанием военных баз США, и проч . [8, с . 865].
21 До этого на островах Рюкю действовал «Закон об образовании на Рюкю» № 66 от 28 февраля 1952 г. , изданный гражданской администрацией США. Он распространялся на архипелаги Окинава, Мияко и Яэяма, отменял введённые ранее разрозненные законодательные акты и постановления в сфере образования на этих островах и внедрял элементы американской системы образования [5, с. 320—321; 6, с . 65—66] .
22 Лицензированные агентства помощи в Азии (Licensed Agencies for Relief in Asia) — неправительственная гуманитарная организация, созданная в 1946 г. для оказания материальной помощи в азиатских странах после Второй мировой войны
за наличный расчёт. После мая 1972 г. на Окинаве вступил в силу «Закон о страховании здоровья» Правительство Японии брало на себя обязанность страховых выплат по безработице и денежных компенсаций в связи с производственной травмой
В целом необходимо констатировать, что законодательные меры в переходный период (1969—1972 гг. ) были призваны создать благоприятную почву для вхождения Окинавы в состав Японии Во время американской оккупации значительная часть рюкюских законов имела определённые отличия, а в ряде случаев противоречила японскому законодательству Немедленное их принятие, изменение или отмена могли создать множество неудобств, вызвать бюрократическую неразбериху Заблаговременное изменение важнейшей законодательной базы на Рюкю позволило минимизировать негативные эффекты и вернуть населению этих островов его привычный образ жизни Главными результатами всего переходного периода можно назвать то, что Окинава стала частью единого политического, экономического и социальное пространства Японии Процесс возвращения Окинавы проходил плавно, равномерно и без применения методов «шоковой терапии» . Вместе с этим необходимо отметить, что вышеуказанные и последующие законодательные меры позволили активно включить префектуру в рамках территориальной единицы Японии в интеграционные проекты в сфере экономики, финансов, гуманитарных обменов со странами АТР
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1 . Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Рос-
сийскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов // kremlin . ru: Президент России . 18 марта 2014 . URL: http://www. kremlin. ru/news/20605 (дата обращения: 05 . 06 . 2014) .
2 . Цунэо Инако . Современное право Японии / пер . с яп . канд . юр . наук В . В . Бату-
ренко, М . : Прогресс, 1981. 268 с .
3 . Public Papers of the Presidents. John F. Kennedy: Containing the Public Messages,
Speeches, and Statements of the President, January 20 to December 31, 1962 . Washington: United States Government Printing Office, 1963. 1019 p . 4. Public Papers of the Presidents: Richard Nixon: Containing the Public Messages, Speeches, and Statements of the President, 1969. Washington: United States Government Printing Office, 1961 . 1183 p .
5 . Ёкояма Мицуко . Сэнго окинава но кёику дзэй сэйдо кэнкю: сэйдо сосэцу кара
хайси мадэ но кэйка то сёмондай = Исследование системы налогов в образовании в послевоенной Окинаве: процесс и проблемы в период между учреждением и отменой системы // Сока дайгаку дайгакуин киё = Бюллетень аспирантуры Университета Сока. Токио: Сока дайгаку дайгакуин, 2008. № 29 . С . 311—360 .
6 . Кобаяси Бундзин . Кёику кихон хо то Окинава: сякай кёику то но канрэн о фу-
кумэтэ = Основной закон по образованию и Окинава: его связь с социальным образованием // Кёикугаку кэнкю = Исследования по педагогике . Токио: Нихон кёику гаккай, 1998 . № 65 (4) . С . 354—362 .
7 . Мибайсю доро ёти сютоку дзигё то ва = О деятельности по приобретению невы-
купленных дорожных земель // pref. Okinawa .jp: Окинава кэн косики хому пэдзи = Официальная страница префектуры Окинава. URL: http://www pref. Okinawa .jp/ site/doboku/dorokan/kanri/mibaisyuu. html (дата обращения: 27. 05 . 2014) .
8 . Окинава дайхякка дзитэн . Гэкэн = Большая энциклопедия по Окинаве . Т 3 . На-
ха: Окинаватаймусуся, 1983 . 1010 с .
9 . Окинава кайхацутё сэтти хо = Закон об учреждении Управления развития Оки-
навы // ogb . go .jp: Найкакуфу: Окинава сого дзимукёку = Кабинет Министров: Секретариат по делам Окинавы . URL: http://ogb . go .jp/cgi-bin/old/roppo/mokuji/ secchi/secchi . htm (дата обращения: 03 . 06 . 2014) .
10 . Окинава но фукки ни томонау канкэй хорэй но кайхай ни кансуру хорицу =
Закон об отмене и внесении изменений в законы и постановления, связанные с возвращением Окинавы // houko . com: Хоко = Библиотека законов . URL: http:// www. houko . com/00/01/S46/130. HTM (дата обращения: 27. 05 . 2014) .
11 . Окинава но фукки ни томонау токубэцу соти ни кансуру хорицу = Закон об осо-
бых мерах по возвращению Окинавы // law. e-gov. go jp: Дэнси сэйфу но сого мадо-гути = Сервис электронного правительства . URL: http://law. e-gov. go .jp/htmldata/ S46/S46HO129 . html (дата обращения: 27. 05 . 2014) .
12 . Окинава но фукки ни томонау токубэцу соти ни кансуру хорицу надо но си-
ко ни томонау кандзэй надо но ториацукай ни цуйтэ = О применении таможенных пошлин во исполнение закона о специальных мерах по возвращению Окинавы // customs go jp: дзэйкан хому пэдзи = Официальный сайт Таможенной службы Японии . URL: http://www. customs . go jp/kaisei/zeikantsutatsu/kobetsu/ TU-H12k0269-0 . pdf (дата обращения: 29. 06. 2014) .
13 . Окинава синко кайхацу кинъю коко хо = Закон о финансовых корпорациях для
развития Окинавы // law. e-gov. go .jp: Дэнси сэйфу но сого мадогути = Сервис электронного правительства. URL: http://law e-gov.go ,jp/htmldata/S47/S47H0031 . html (дата обращения: 31. 05 . 2014) .
14 Окинава синко кайхацу токубэцу соти хо = Закон о специальных мерах по развитию и стимулированию Окинавы // ron. gr.jp: Роппо дзэнсё онрайн = Шестиза-конник онлайн . URL: http://www. ron . gr.jp/law/law/okina_si . htm (дата обращения: 04. 06. 2014) .
15 . Окинава хонто то рито но сэкию сэйхин какаку са но сюкусё ни мукэта тори-
куми = Деятельность по снижению разницы в ценах на нефтепродукты между о . Окинава и отдалёнными островами // pref. okinawa. lg.jp: Окинава кэн косики хому пэдзи = Официальная страница префектуры Окинава . URL: http://www pref. okinawa . lg jp/site/kikaku/chiikirito/ritoshinko/documents/torikumi . pdf (дата обращения: 29 . 06 . 2014) .
16 . Окинава хоппо тайсакутё сэтти хо = Закон об учреждении Агентства по делам
Окинавы и северных территорий // houko com: хоко = Библиотека законов URL: http://www. houko . com/00/01/S45/039 . HTM (дата обращения: 15. 05 . 2014) .
17 . Оосиро Хадзимэ . Фукки токубэцу соти ни миру нитирю боэки сэйдо но хикаку =
Сравнение торговых систем Японии и Рюкю в специальных мерах по возвращению // Рюкю дайгаку кэйдзай кэнкю = Изучение экономики при Университете Рюкю . 03 .1996 . № 51 . С . 215—250 .
18 . Рюкю сёто оёби дайто сёто ни кансуру нихон то амэрика гассюкоку то но айда но
кётэй = Соглашение между Японией и Соединёнными Штатами Америки в отношении группы островов Рюкю и архипелага Дайто // mofa . go jp: Министерство иностранных дел Японии . URL: http://www. mofa . go jp/mofaj/gaiko/treaty/ pdfs/A-S47-783 . pdf (дата обращения: 25 . 05 . 2014) .
19 . Фукки соти ни кансуру кэнгисё = Предложения по возвращению . Наха: Рюкю
сэйфу, 1971. 132 с .