А.П. Алексеева,
кандидат юридических наук, доцент, Волгоградская академия МВД России
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
THE LEGISLATIVE INITIATIVES IN THE SPHERE OF PROTECTION OF PUBLIC ORDER AND ENSURING PUBLIC SECURITY WHEN CARRYING OUT OF SPORTS COMPETITIONS
Статья посвящена анализу представленного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований», целесообразности и обоснованности его положений.
The article is devoted to the analysis of submitted to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation a draft Federal law «On introducing amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with ensuring public order and public security when carrying out of official sports competitions» the viability and feasibility ofi ts p rroisions.
23 ноября 2012 года Правительство Российской Федерации представило в Г осударственную Думу Федерального Собрания Российской Феде -рации проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» [1], который в прессе получил название «Законопроект о болельщи-ках». Он приобрел особую актуальность после инцидента на стадионе в Химках во время футбольного матча «Динамо» — «Зенит» 17 ноября 2012 года, когда на 37-й минуте игра была прекращена, поскольку с трибуны, где располагались фанаты «Зенита», в голкипера «Динамо»
Антона Шунина попала дымящаяся петарда, причинившая вред здоровью футболиста [2].
Однако уже одно название законопроекта вызывает у научной общественности ряд возражений. Многие исследователи сходятся во мнении, что к термину «общественный порядок» в большей степени применимо понятие «охрана», тогда как «обеспечение» является атрибутом «общественной безопасности» [3, 4].
По тому же пути идут законодательные и исполнительные органы власти. Так, статьей 343 Уголовного кодекса Российской Федерации криминализированы деяния, нарушающие «правила несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общест-венной безопасности» [5]. Постановлением
Правительства Российской Федерации регла-ментированы «меры по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации» [6]. Глава 8 Устава патрульно -
постовой службы полиции называется «Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий и чрезвычайных ситуациях» [7], что вполне соответствует
сложившемуся в науке и практике мнению относительно указанных дефиниций.
Учитывая выявленную неточность, по нашему мнению, было бы более правильно назвать законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности...» Подобные ошибки следовало бы устранить и в тексте законопроекта.
Но описанный нами недостаток в названии законопроекта не единственный. Дословное толкование названия законопроекта говорит о том, что действие данного нормативноправового акта после его принятия будет распространяться лишь на «официальные» спортивные соревнования, т.е. те, которые согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [8] включены в Единый кален -
дарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и
спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Остальные спортивные мероприятия и коммерческие конкурсы законом охватываться не будут, что, по нашему мнению, является не совсем верным решением. Ведь многие коммерческие конкурсы (например, по фигурному катанию, едино -борствам и т .д.) собирают огромное количество посетителей, которые тоже нуждаются в защите.
В связи с этим считаем необходимым дополнить название законопроекта следующим образом: «...при проведении спортивных
соревнований и коммерческих конкурсов».
Таким образом, окончательное название законопроекта в нашей редакции звучало бы как «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности при проведении спортивных соревнований и коммерческих конкурсов».
В своем тексте анализируемый законопроект содержит поправки к Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [8] и Кодексу Российской
Федерации об административных правонарушениях [9]. Многие представленные положения потенциально должны были внести некоторую ясность в существующие понятия. Так, в законопроекте (пункт «а» части 1 статьи 1) дается определение: «зрители — физические
лица, находящиеся в месте проведения спортивного соревнования и при этом не задействованные в проведении такого соревнования, в том числе в организации и обеспечении безопасности при проведении спортивного соревнования». Ранее данный термин имел уже нормативное закрепление, но лишь в спортивных регламентах [10], где толковался как «лица, находящиеся в спортсооружении в целях просмотра спортивных соревнований». Сравнение приведенных определений показывает, что наиболее удачным является, на наш взгляд, второе, поскольку его формулировка лишена тавтологий, довольно емка и сконцентрирована на сути деятельности зрителя, пребывающего на спортивном объекте в период проведения спортивных мероприятий. Первое же определение больше сосредоточено на отделении функций зрителей от функций других участников спортивных мероприятий, что уводит законодателя в сторону от раскрытия внутреннего содержания этого термина.
Пункт «б» части 1 статьи 1 законопроекта посвящен определению понятия «контролер (распорядитель)». Это «физическое или юридическое лицо, которое привлекается организатором спортивного соревнования
и (или) собственником (пользователем) объекта спорта на договорной основе для обеспечения безопасности при проведении спортивного соревнования». В данной формулировке, равно как и в последующих (пункт «г» части 4 статьи 1; часть 5 статьи 1), не упоминаются главные качества этого субъекта — профессиональные: наличие специальной подготовки, навыков работы в указанной области и т.д.
Перечисляются лишь обстоятельства,
препятствующие гражданину стать контролером (распорядителем) спортивных соревнований, а также права и обязанности контролеров (распорядителей). Исправлению ситуации могло бы послужить дополнение предлагаемой в части
5 статьи 1 законопроекта части 2 статьи 201
«Права и обязанности контролеров (рас-
порядителей) при проведении официальных спортивных соревнований» пунктом 6 в
следующей редакции: « лица, не прошедшие специальной подготовки и не имеющие навыков работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении спортивных соревнований».
Не менее дискуссионным видится нам определение «места проведения спортивных соревнований», закрепленное в пункте «в» части 1 ста -тьи 1 законопроекта: «это объекты спорта, спортивные сооружения, специально предназначен -ные для проведения спортивных соревнований по видам спорта, перечень которых утверждает федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта». Предла-гаемая законодателем формулировка вступает в некий конфликт с уже имеющимся в Федераль -ном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определением «объектов спорта», под которыми понимаются «объекты недвижимого имущества или комплексы не -движимого имущества, специально предназна-ченные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения». Полагаем, что перечислять в определении «места проведения спортивных соревнований» «объекты спорта» и «спортивные сооружения» нецелесообразно, поскольку понятие «объекты спорта» уже и так включает в себя элемент «спортивные сооружения». Наиболее логично это определение выгля -дело бы в нашей редакции: «место проведения спортивных соревнований — это объекты спорта, перечень которых утверждает федеральный орган исполнительной власти в области физиче -ской культуры и спорта».
Довольно сомнительны формулировки поправок и новелл, предлагаемых в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, часть 4 статьи 2 законопроекта содержит новую статью 3.14, часть 1 которой закрепляет понятие
«административный запрет посещать места проведения спортивных соревнований в дни проведения официальных спортивных соревнований» как «временное запрещение гражданину посещать такие места в дни проведения указанных соревнований». Полагаем, что подобные тавтологические определения не несут в себе никакого смысла, в связи с чем не могут быть включены в какой бы то ни было нормативно-правовой акт. Вероятно, более приемлемым вариантом стоило бы признать следующий: «Административный запрет
посещать места проведения спортивных соревнований в дни проведения официальных спортивных соревнований состоит во временном отказе гражданину в пропуске его в соответствующий период к месту проведения спортивных соревнований лицами,
осуществляющими входной контроль».
Механизм реализации этой нормы также весьма сомнителен. Согласно пункту 8 статьи 2 законопроекта, в этих целях планируется руководствоваться статьей 32.14 «Исполнение поста -новления об административном запрете посещать места проведения спортивных соревнований в дни проведения официальных спортивных соревнований», которая частью 2 возлагает обязанность контроля за поведением осужденного в дни проведения официальных спортивных соревнований на органы внутренних дел (поли-цию) по месту жительства этого лица. Думается, что подобный порядок заведомо неисполним, поскольку штатной численности сотрудников полиции вряд ли будет достаточно, чтобы охва -тить своим личным присутствием всех прав она -рушителей вверенной территории. Г ораздо более эффективным был бы механизм отсеивания та -ких лиц при продаже билетов и при входе на спортивный объект. Но для этого пришлось бы существенно модернизировать систему продажи входных билетов и пропуска на спортивный объект. Кассы следовало бы обеспечить базой дан -ных о правонарушителях, которым запрещено посещать спортивные соревнования, а билеты продавать с предъявлением паспорта и указывать в них личные данные потенциальных посетите -лей. Таким образом, часть правонарушителей от -сеивалась бы на этапе продажи билетов, а остальные — на этапе пропуска на спортивный объект.
В целом законопроект оставляет хорошее впечатление, он давно ожидаем и нужен российскому спорту. Очевидны также его пробелы и недоработки, которые, вероятно, будут устране -ны в ходе его принятия в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных сорев-нований: проект Федерального закона №
177585-6 [Электронный ресурс ] — URL:
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ (SpravkaNe w)?OpenAgent&RN=177585-6&02 (дата обращения : 10.01.2013).
2. РФС обсудит закон о болельщиках 19 декабря [Электронный ресурс]. — URL:
http://www. rosbalt.ru/main/2012/12/12/1070653.ht ml (дата обращения: 06.01.2013).
3. Андреева И .А., Пивоваров А.С. Охрана общественного порядка в системе вопросов местного значения: монография. — Челябинск: Рекпол, — 2012. — 216 с.
4. Валиуллин Ф.Ф. Правовые основы взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов мест -ного самоуправления в сфере охраны общественного порядка: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Казань, 2012. — 27 с.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации №63-ФЗ от 13 июня 1996 г. (в ред. от 30 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства Россий-ской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
6. О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других насе -ленных пунктов Российской Федерации: поста -новление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 959 (в ред. от 06 октября 2011 г.) // Собрание актов Президента и Прави -тельства Российской Федерации. — 1993. — №39. — Ст. 3631.
7. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: Приказ МВД России № 80 от 29 января 2008 г. (в ред. от 11 марта 2012 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2008. — № 27.
8. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от
4 декабря 2007 года №329-ФЗ (в ред. от 25 де -кабря 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2007. — №50. — Ст. 6242.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Фе-дерации. — 2002. — № 1. — Ст. 1.
10. Регламент КХЛ: утвержден Правлени -
ем КХЛ (протокол от 30 марта 2011 г. №6) [Электронный ресурс]. — URL:
http://www.khl.ru/documents/KHL_regulations_ glossary_2011-2014.pdf (дата обращения: 28. 12. 2012).