Баранов Максим Николаевич,
ведущий научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, кандидат юридических наук
законодательные границы использования электронных средств слежения в деятельности службы пробации уголовно-исполнительной
инспекции
Развитие уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан основывается на стремлении казахстанского народа соответствовать международным принципам равноправия и гуманизма.
в Программе развития уголовно-исполнительной системы в Республике Казахстан на 20122015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 июня 2012 года №775, отмечается, что «за последнее десятилетие в рамках совершенствования уголовно-исполнительной системы в Республике Казахстан реализован ряд программ, которые позволили укрепить правопорядок в местах лишения свободы, улучшить условия содержания осужденных и порядок отбывания ими наказаний, расширить участие гражданского общества в деятельности пенитенциарной системы. в целях минимизации вовлечения граждан в сферу уголовной юстиции, экономии мер уголовной репрессии необходимо и в дальнейшем создавать условия для более широкого применения уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества, в том числе путем совершенствования деятельности созданной службы пробации.» [1].
После принятия Закона Республики Казахстан от 15 февраля 2012 года № 556-ГУ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам службы» статья 182 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (далее - УИК РК) изложена в новой редакции, где под пробационным контролем понимается деятельность службы пробации уголовно-исполнительной инспекции по осуществлению контроля за исполнением возложенных судом на условно осужденных обязанностей и их поведением с оказанием содействия в получении
социально-правовой помощи в период испытательного срока [2].
Согласно пункту 9 статьи 182 УИК РК для обеспечения надлежащего пробационного контроля и получения информации о месте нахождения осужденных лиц служба пробации уголовно-исполнительной инспекции вправе использовать электронные средства слежения, виды которых определяются Правительством Республики Казахстан. Порядок их применения службой про-бации уголовно-исполнительной инспекции при осуществлении пробационного контроля определяется уполномоченным органом в сфере уголовно-исполнительной деятельности.
В целях реализации статьи 182 УИК РК приняты следующие нормативные правовые акты: 1) Правила организации деятельности службы пробации уголовно-исполнительной инспекции, утвержденные приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 19 марта 2012 года № 157; 2) Перечень электронных средств слежения, используемых службой пробации уголовно-исполнительной инспекции, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2012 года № 977.
На наш, взгляд, на обсуждении статьи 182 УИК РК следует остановиться подробнее. В связи с тем, что данная норма в Казахстане на практике не применяется в силу отсутствия материальной возможности, ограничимся правовым анализом данной нормы.
Для прояснения порядка применения электронных средств обратимся к практике. В Пензенской области РФ электронные средства слежения, которые включают в себя электронный браслет и мобильное или стационарное контрольное устройство с sim-картой, применены в отношении 38 осужденных к наказаниям, не связанным
№ 4 (28) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
с лишением свободы. в ходе применения данной меры осужденному выдается зарядное устройство, на ногу у мужчин и на руку у женщин закрепляется электронный браслет, и в обязанность его обладателя входит не разлучать браслет и мобильное контрольное устройство, так как если они находятся на расстоянии свыше 5 метров, на стационарный пункт мониторинга, установленный в каждой инспекции, поступает сигнал. Стационарное контрольное устройство внешне похоже на домашний телефон. Оно запитывается от розетки, и максимально допустимое удаление от него составляет 100 кв. метров, или средняя площадь квартиры. Если осужденный совершает попытку покинуть место жительства либо снять браслет, то на пульт поступает сигнал.
в случае возникшего нарушения с осужденным проводится беседа и выносится предупреждение. Если порядок отбывания наказания нарушается неоднократно, оно может быть заменено на реальное лишение свободы.
С начала внедрения в Пензенской области электронных средств слежения было выявлено 35 подобных нарушений, 10 осужденным дополнены обязанности ограничения, а один злостно уклонявшийся от соблюдения закона был отправлен в колонию-поселение [3].
Анализ статьи 182 УИК РК и данного примера позволил сформулировать следующие выводы:
1) электронные средства слежения применяются на основании решения суда о наказании, не связанном с лишением свободы;
2) электронные средства слежения являются средствами контроля исполнения наказания;
3) применение электронных средств слежения связано с обязательным закреплением электронного браслета на теле осужденного, причем на ногу у мужчин и на руку у женщин;
4) закрепление электронных средств слежения на теле осужденного явно сопровождается ущемлением достоинства личности;
5) в силу своего принудительного характера применение данных средств должно быть четко регламентировано на законодательном уровне.
в Казахстане на сегодняшний день порядок применения электронных средств слежения не регламентирован.
Пунктом 9 статьи 182 УИК РК предусмотрено, что порядок применения электронных средств слежения при осуществлении пробаци-онного контроля определяется уполномоченным органом в сфере уголовно-исполнительной деятельности.
во исполнение данной нормы приказом Ми-
нистра внутренних дел Республики Казахстан от 19 марта 2012 года № 157 утверждены Правила организации деятельности службы пробации уголовно-исполнительной инспекции, где предусмотрены нормы о порядке применения электронных средств слежения лишь в общем виде.
так, в Правилах закреплено, что для обеспечения надлежащего контроля, и получения информации о месте нахождении осужденных лиц Службой пробации используются электронные средства слежения. Начальник Службы проба-ции либо лицо, его замещающее, в соответствии с ограничениями, установленными осужденному судом, на основании сведений, характеризующих его личность, а также исходя из технической возможности установки соответствующего оборудования, принимает решение о применении к нему электронных средств слежения при постановке осужденного на персональный учет, а также в дальнейшем при исполнении наказания. Решение о применении к осужденному электронных средств слежения оформляется постановлением, которое объявляется условно осужденному и лицам, проживающим совместно с ним, при этом разъясняется ответственность условно осужденного за порчу оборудования. Сотрудник Службы пробации, ответственный за использование электронных средств слежения, в течение трех рабочих дней с момента вынесения постановления осуществляет установку необходимого оборудования, разъясняет условно осужденному особенности эксплуатации электронных средств слежения, вручает ему памятку по их эксплуатации под роспись. Устройства электронных средств слежения устанавливаются Службой пробации непосредственно на условно осужденного, по месту его жительства или пребывания, в целях осуществления контроля за соблюдением ограничений установленных судом [4].
в указанных Правилах не регламентирована процедура закрепления на осужденном электронного браслета. Можно обнаружить лишь тщательно предусмотренные законодателем нормы об ответственности осужденного за повреждение и порчу электронных средств слежения. Данная диспропорция противоречит нормам Конституции Республики Казахстан, в которой не бюджет страны, а именно человек, его жизнь, права и свободы признаются высшей ценностью государства.
На наш взгляд, единственным основанием применения в отношении осужденного электронных средств слежения должно быть решение суда, поскольку именно закрепление на теле
осужденного и дальнейший электронный контроль создает условия, ограничивающие свободу человека.
Вместе с тем, статья 182 УИК РК должна быть дополнена подробным порядком применения электронных средств слежения в отношении осужденных.
В действующей редакции пункта 9 статьи 182 УИК РК служба пробации уголовно-исполнительной инспекции вправе использовать электронные средства слежения. Слово «вправе» в данном контексте создает реальную почву для совершения коррупционных правонарушений, предоставляя сотрудникам службы пробации уголовно-исполнительной инспекции возможность по своему усмотрению применять или не применять электронные средства слежения.
Следует также отметить, что принудительное применение в отношении человека специальных и иных технических средств сопряжено с переживанием человеком моральных и физических неудобств, могущих повлечь выработку комплекса неполноценности, унижение человеческого достоинства и чести, иную психическую травму.
Таким образом, регламентация порядка применения электронных средств слежения должна быть максимально подробной.
В первую очередь принципиальные положения о порядке и условиях применения электронных средств слежения должны быть предусмотрены в законодательном акте, поскольку согласно пункту 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях
защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения [5].
По нашему мнению, в статье 182 УИК РК должны быть предусмотрены следующие положения:
1) основанием применения в отношении осужденного электронных средств слежения должно быть только решение суда;
2) служба пробации уголовно-исполнительной инспекции должна лишь осуществлять контроль за исполнением возложенных судом на условно осужденных обязанностей и их поведением с оказанием содействия в получении социально-правовой помощи в период испытательного срока;
3) должно быть четко прописано, что браслеты закрепляются на теле осужденного сотрудником службы пробации одного пола с осужденным, поскольку данная процедура сопряжена с принудительным физическим контактом;
4) у осужденного должна быть возможность выбора места закрепления электронного браслета (нога или рука);
5) должны быть предусмотрены ограничения в применении электронных браслетов, например, запретить надевать браслет, если человек использует кардиостимулятор;
6) нуждается в регламентации порядок применения электронных средств слежения в отношении женщин и несовершеннолетних осужденных.
На наш взгляд, только предусмотрев в статье 182 УИК РК данные положения, можно говорить о последующем изменении и дополнении подзаконных нормативных правовых актов.
Список литературы
1. Программа развития уголовно-исполнительной системы в Республике Казахстан на 20122015 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 июня 2012 года № 775.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г. № 208.
3. В Пензенской области электронные средства слежения применены в отношении 38 осужденных // http://penzanews.ru/society/58233-2012.
4. Правила организации деятельности службы пробации уголовно-исполнительной инспекции. Утверждены приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 19 марта 2012 года № 157.
5. Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года.
№ 4 (28) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Мацалада цылмыстыц ic атцару инспекцияныц пробация цызметгнде ацду электрондыц цуралдарды пайдаланудыц зацдыц шектерi царастырылады.
Туйт свздер: пробациялыц бацылау, цылмыстыц ic атцару инспекция, электрондыц цуралдар.
В статье рассматриваются законодательные границы использования электронных средств слежения в деятельности службы пробации уголовно-исполнительной инспекции.
Ключевые слова: пробационный контроль, уголовно-исполнительная инспекция, электронные средства слежения.
The article deals with the legislative boundaries of the use of electronic means of tracking the activities of probation criminal executive inspection.
Keywords: probationary control penal inspection, electronic tracking.
максим Николаевич Баранов,
КР Зац шыгару институтыньщ ^ылмыстьщ, кылмыстык; ic жYргiзу, ^ылмыстьщ - атцару зацнамасы жэне сот сараптама бетмшц жетекшi гылыми ^ызметкер^ з.г.к.
Цылмыстыц ic атцару инспекциясыныц пробация цызметшде электрондыц ацду К¥ралдарын пайдаланудыц зацдыц шектерi
Баранов максим Николаевич,
ведущий научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, к.ю.н.
Законодательные границы использования электронных средств слежения в деятельности службы пробации уголовно-исполнительной инспекции
Baranov Maksim Nikolaevich,
leading researcher of the criminal, criminal procedure, criminal law enforcement and forensic Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, c.j.s.
Legal boundaries of the use of electronic means of tracking activity probation criminal executive inspection