ЕА. Нестеров
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ АЛТАЙСКИХ МУЗЕЕВ
XIX - НАЧАЛА XXI в.
Важное место в деле изучения истории отечественных музеев занимают источники законодательного характера и другие нормативно-правовые документы. Проанализирована нормотворческая работа в сфере сохранения культурно-исторического наследия и музейного дела на Алтае в дореволюционное, советское и постсоветское время в общероссийском контексте. Привлеченные к анализу источники позволяют сделать вывод о постепенном формировании нормативно-правовой базы для прогрессивного развития алтайских музеев.
Ключевые слова: законодательство; музей; культурно-историческое наследие.
Изучение истории российских, в том числе алтайских, музеев требует привлечения разнообразных исторических источников - письменных, изобразительных, вещественных. Среди них особое место принадлежит источникам законодательного характера, нормативноправовым документам, которые и рассматриваются в данной статье.
Известно, что российские музеи XIX - начала XX в. не имели единого государственного руководства, поэтому законодательные акты в виде положений и инструктивных материалов разрабатывались в отдельных министерствах. В советский и постсоветский периоды развития, когда музеи вошли в систему государственного управления, появились такие разновидности законодательных материалов, как декреты и законы высших органов власти, постановления и распоряжения исполнительных органов власти и управления, а также и постановления ЦК ВКП(б) / КПСС, имевшие силу закона. Акты дореволюционного времени публиковались в «Полном собрании законов Российской империи». Законодательные материалы советской эпохи по большей части были опубликованы в периодике или в более поздних документальных сборниках, а современное законодательство находит отражение в официальных изданиях органов государственной власти.
Одним из первых нормативно-правовых актов, касавшихся музейного дела, точнее, сохранения исторических памятников в России, является циркуляр министра внутренних дел «О доставлении сведений об остатках древних зданий в городах и о запрещении разрушать их» от 31 декабря 1826 г. В этом документе впервые от лица власти запрещалось уничтожение памятников истории, предписывалось организовать сбор сведений о них. При этом в положение были включены и некоторые вопросы изучения памятников, например, когда и кем построены или перестроены, из каких материалов возведены, каково их назначение, наличие в зданиях предметов, «достойных внимания или отличных от обыкновенных». Кроме того, в циркуляре спрашивалось и о том, возможна ли «починка» объекта без изменения его внешнего вида, что, несомненно, содействовало зарождению научной реставрации культурных ценностей [1].
Мероприятия по защите и изучению движимого культурного наследия впервые были обозначены в циркулярном положении министра государственных имуществ «О находимых в земле казенными крестьянами древних монетах» от 18 февраля 1841 г. В нем прописывалась последовательность собирания некоторых памятников: от того, кто непосредственно нашел
старинную вещь, - к сельскому или волостному начальству, оттуда в Министерство государственных имуществ и, наконец, в Императорскую Академию наук. Особо оговаривалось, что крупные археологические находки следовало сохранять на местах, но обязательно описывать их и зарисовывать [2].
Одновременно в законодательных актах нашло отражение формирование государственной охраны исторических памятников: 9 февраля 1859 г. император Александр II утвердил «Положение об учреждении Императорской археологической комиссии при Министерстве Императорского Двора». На Археологическую комиссию, как первое государственное учреждение в области охраны культурного наследия в России, возлагались задачи выявления исторических памятников, сбора сведений о них и научного изучения. Для решения поставленных задач Положение наделяло Археологическую комиссию правом производить раскопки древних памятников и принимать все возможные меры по предотвращению разрушения памятников древности, а особо значимые находки передавать на хранение в Эрмитаж [3]. Так, в законодательных источниках была впервые обозначена нерасторжимая связь музейного дела и сохранения памятников, в том числе археологических.
Начатое в период самодержавия получило дальнейшее развитие при советской власти. Для сохранения и ознакомления «широких масс трудящихся» с памятниками искусства и старины декретом Совнаркома РСФСР вводился обязательный государственный учет культурных ценностей. При этом владельцы принятых на государственный учет памятников, предметов и коллекций получали охранные грамоты [4].
В законодательных источниках первых послереволюционных десятилетий сохранялась установка на сохранение и изучение в музеях памятников истории и культуры. В Декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 7 января 1924 г. «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» подробно прописывались меры по охране археологического наследия, было объявлено, что все находки, клады и случайно обнаруженные предметы археологического значения следовало обязательно передавать на хранение в государственные музеи. Особо подчеркивалась обязанность исполкомов местных Советов организовать наблюдение за тем, чтобы случайно обнаруженные во время хозяйственных работ памятники археологии не разрушались, а также контролировать, чтобы археологические разведки и раскопки велись лицами, имеющими «открытые листы» (разрешения) от отдела по делам музеев
Наркомата просвещения. Впервые в Декрете указывалось и на необходимость организовать в музеях научное определение всех музейных предметов и коллекций [5].
В дальнейшем в постановлениях ВЦИК и СНК РСФСР 1928 и 1934 гг. справедливо указывалось на необходимость усилить в музеях научно-исследовательскую работу, организовать подготовку и переподготовку музейных работников, издание трудов музеев, путеводителей и справочников [6, 7]. Важное значение приобрело правительственное постановление 1934 г., которое содержало требование использовать объекты археологического наследия только в научных и культурно-просветительных целях. В этом документе впервые были обозначены этапы научного изучения памятников археологии: раскопки, фотографирование, передача находок в музей [8].
Вместе с тем в законодательных источниках первых послереволюционных десятилетий все явственнее звучало требование использовать музеи и музейные собрания в решении государственных задач, не связанных непосредственно с музейной деятельностью. Так, Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 1928 г. потребовало от музеев содействия «индустриализации страны, развитию сельского хозяйства и кустарных промыслов», предписывало «участие музеев в работе по укреплению обороны страны и осуществление других задач социалистического строительства» [6].
В послевоенные десятилетия законодательные и нормативно-правовые документы, регулировавшие музейную сферу, имели двойственный характер. С одной стороны, издавались постановления, которые способствовали формированию государственной системы охраны культурного наследия, при этом музеи назывались основными хранилищами памятников культуры [9]. В «Положении об охране и использовании памятников истории и культуры», утвержденном постановлением Совета министров СССР 16 сентября 1982 г., памятники истории и культуры трактовались как сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную ценность. Акцентировалось внимание на том, что памятники истории и культуры используются в целях развития науки, образования, культуры, патриотического и эстетического воспитания. И в число учреждений, призванных изучать и использовать культурное наследие, включались музеи, библиотеки, историко-культурные заповедники [10].
Особое значение для дальнейшего развития музейного дела приобрели нормативно-правовые документы, которые направляли деятельность советских музеев, в их числе и алтайских, вплоть до конца ХХ в. Первый из них - «Положение об областном, краевом, республиканском (АССР) краеведческом музее», принятый в 1948 г., характеризовал краеведческий музей как научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, осуществляющее всестороннее изучение края. В Положении была определена организационная структура краеведческого музея, введены понятия музейного собрания, музейных фондов [11]. Одновременно были разработаны и приняты важные документы о му-
зейных фондах, об экспозиционной работе в музеях. Для обеспечения высокого научного уровня различных направлений деятельности музеи систематически, планомерно, целенаправленно пополняли свои фонды. Построение экспозиции базировалось на следующих основных принципах: приоритет подлинников; всестороннее и глубокое отражение жизни края; использование научно-вспомогательного материала для пояснения, сравнения, обобщения предметов, явлений, событий в истории и современной культуре края. В экспозиции краеведческих музеев обязательно создавались три отдела: природы, дореволюционной истории, советского периода. Тематика основной экспозиции более подробно раскрывалась посредством временных выставок [12, 13]. Принятые на рубеже 1940-1950-х гг. правовые акты определили разработку инструктивных материалов по учету и хранению музейных предметов, по другим видам внутримузейной работы.
С другой стороны, создавались такие законы и постановления, через которые партийно-государственные власти по-прежнему стремились использовать музеи для решения своих собственных задач. Так, в 1964 г. ЦК КПСС принял постановление «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся», которым предписывал Министерству культуры СССР и министерствам культуры союзных республик организовать во всех музеях отделы истории советского периода, а в музейных экспозициях обязательно показывать успехи «коммунистического строительства, победу ленинского курса Коммунистической партии, борьбу советского народа за осуществление Программы КПСС...» [14].
С обновлением системы власти и управления в России с начала 1990-х гг. развернулись разработка и издание новых законодательных актов, направленных на сохранение культурных ценностей, развитие музейного дела. Основополагающим в этом отношении стал Закон РФ 1992 г. «Основы законодательства РФ о культуре», который провозгласил право каждого человека на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным музейным фондам страны [15]. Правовое регулирование отечественной музейной сферой осуществляется на основе Закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 24 апреля 1996 г. В этом законе содержится важное положение о музеях как учреждениях, которые создаются для собирания, хранения, изучения и представления культурных ценностей, а также для ведения культурно-образовательной деятельности [16].
На основе закона о музеях было разработано и принято в 1998 г. новое «Положение о музейном фонде РФ», в котором прописаны правила музейного учета, представлен список обязательных в каждом музее учетных документов, обеспечивающих возможность идентификации музейных предметов и коллекций и содержащих основные научные сведения о музейных ценностях [17].
Нормативно-правовое творчество, касающееся сохранения культурно-исторического наследия Алтая, начинает свою историю уже в советское время. В 1920 г. было принято постановление Алтайского губернского отдела народного образования «О первой
государственной регистрации предметов искусства и старины». Документ предписывал ставить на учет все культурно-исторические памятники, коллекции и предметы. Учету подлежали и древние курганы, могильники, поселения, любые материальные остатки древней культуры Алтая [18].
Первым региональным нормативно-правовым актом по сохранению культурного наследия Алтайского края является постановление Алтайского краевого Законодательного собрания № 169 от 28 декабря 1994 г. Этим постановлением было утверждено Положение об охране земель историко-культурного назначения в Алтайском крае. Землями историко-культурного назначения были названы земли, на которых и в которых располагается историко-культурное наследие, а также земли, занятые учреждениями культуры [19].
Устав Алтайского края, принятый Алтайским краевым Советом народных депутатов 5 июня 1995 г., и Устав г. Барнаула № 169 от 16 ноября 1995 г., принятый решением Барнаульской городской Думы, гарантируют право каждого гражданина России свободно пользоваться учреждениями культуры края, в том числе музеями [20, 21].
В начале XXI в. формирование нормативно-правовой базы сохранения культурного наследия на Алтае стало идти активнее. Администрацией Алтайского края в целях сохранения археологического наследия края и его использования в культурно-образовательных целях специальным постановлением № 413 от 23 мая 2000 г. была одобрена музеефикация погребального комплекса скифского времени I тыс. до н. э. в долине р. Сентелек Ча-рышского района [22].
Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае», принятый Алтайским краевым Советом народных депутатов 5 мая 2005 г., регулирует отношения в сфере сохранения объектов культурного наследия на территории Алтайского края [23]. В законе указано, что работы, направленные на сохранение культурного наследия, осуществляет Научно-производственный центр по со-
хранению историко-культурного наследия Алтайского края. Не возбраняется привлечение музеев, сотрудники которых обеспечивают, например, полевые исследования объектов археологии. Однако специального закона о музеях, подобного тому, какой был принят в Томской области, на Алтае до сих пор нет.
В 2006 г. принято Постановление администрации Алтайского края № 34 «Об утверждении порядка проведения публичных мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры». Согласно документу использование территорий культурно-исторических памятников в культурно-образовательных целях допускается без угрозы их физического разрушения [24].
29 декабря 2006 г. на основе Постановления администрации г. Барнаула № 3955 создан музей истории г. Барнаула. В 2007 г. утвержден Устав музея. Музей создан для осуществления культурно-образовательной работы и ведения научных исследований в области истории, культуры, искусства г. Барнаула. Подчеркивается, что в организации своей работы музей учитывает потребности горожан [25, 26].
В целом в продолжение без малого двух столетий - от начала XIX в. и до первого десятилетия XXI в. - сложился достаточно обширный круг источников законодательного характера, которые показывают государственную политику в музейной сфере России, в том числе и на Алтае. Охарактеризованные источники обладают достаточно высокой степенью достоверности информации. Они позволяют заметить правила и нормы, устанавливаемые государством, выявить и оценить цели и задачи, которые государственные власти ставили перед музеями на разных этапах исторического развития, а также методы и средства их реализации, стимулировавшие или тормозившие музейную работу. Привлеченные для анализа источники позволяют говорить и о том, что сами музейные законы представляют собой своеобразный памятник, который также требует изучения, сохранения и экспонирования в музее.
ЛИТЕРАТУРА
1. О доставлении сведений об остатках древних зданий в городах и о запрещении разрушать их // Полное собрание законов Российской импе-
рии. Собрание 2-е. СПб., 1830. Т. 1. Ст. 794. С. 1373-1374.
2. О находимых в земле казенными крестьянами древних монетах // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. СПб., 1842.
Т. 16. Ст. 14280. С. 124.
3. Положение об учреждении Императорской археологической комиссии при Министерстве Императорского Двора // Полное собрание зако-
нов Российской империи. Собрание 2-е. СПб., 1861. Т. 34. Ст. 34109. С. 70-71.
4. О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений //
Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. Отдел первый. М., 1918. № 73. Ст. 794. С. 897-898.
5. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 7 января 1924 г. «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» // Декреты и инструкции
об учете и охране памятников искусства, старины и природы / Отдел по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы Главного управления научных, научно-художественных и музейных учреждений Народного комиссариата просвещения. М., 1924. С. 4.
6. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 20 августа 1928 г. «О музейном строительстве в РСФСР» // Хронологическое собрание законов, указов
Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. Т. 2: 1928-1929 гг. М., 1949. С. 168-169.
7. Постановление ВЦИК 1 января 1934 г. «О состоянии и задачах музейного строительства РСФСР» // Хронологическое собрание законов,
указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. Т. 3: 1930-1934 гг. М., 1949. С. 432.
8. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 10 февраля 1934 г. «Об охране археологических памятников» // Собрание узаконений и распоряжений
рабоче-крестьянского Правительства РСФСР, издаваемое Народным комиссариатом юстиции. М., 1934. № 9. Ст. 52. С. 70.
9. Постановление Совета министров СССР 14 октября 1948 г. «О мерах по улучшению охраны памятников культуры» // Собрание постановле-
ний и распоряжений Совета министров СССР. М., 1948. № 6. Ст. 81. С. 136-144.
10. Положение об охране и использовании памятников истории и культуры (утверждено постановлением Совета министров СССР от 16 сентября 1982 г.) // Справочник партийного работника. М., 1983. Вып. 23. С. 469-481.
11. Положение об областном, краевом, республиканском (АССР) краеведческом музее (принято Комитетом по делам культурнопросветительских учреждений при Совете министров РСФСР в 1948 г.) // О краеведческих музеях. Основные положения / отв. ред. И.Г. Клабуновский. М., 1949. С. 21.
12. Основные положения о построении экспозиции областных, краевых, республиканских (АССР) и крупных районных краеведческих музеев (приняты Комитетом по делам культурно-просветительских учреждений при Совете министров РСФСР в 1948 г.) // О краеведческих музеях. Основные положения / отв. ред. И.Г. Клабуновский. М., 1949. С. 12-14.
13. Основные положения о составе, комплектовании, учете и перемещении фондов музеев системы Министерства культуры РСФСР. М., 1955.
С. 3, 5-6.
14. Постановление ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1986. Т. 10. С. 416.
15. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства РФ о культуре» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. М., 1992. 19 нояб. Т. 2615. С. 3389-3391.
16. Федеральный закон от 24 апреля 1996 г. «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // Ведомости Федерального Собрания РФ. М., 1996. 1 июня. Ст. 625. С. 1395-1404.
17. Положение о музейном фонде РФ (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 179) // Со-
брание законодательства РФ. 1998. 23 февраля, № 8. Ст. 949. С. 1850-1852.
18. Постановление Алтайского отдела народного образования «О первой государственной регистрации предметов искусства и старины» 1920 г. // Культурное строительство на Алтае в 1917-1941-х гг. Документы и материалы. Барнаул, 1980. С. 75.
19. Постановление Алтайского краевого Законодательного собрания «Об утверждении Положения об охране земель историко-культурного назначения» № 169 от 28 декабря 1994 г. // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 2006. Вып. 15. С. 48-50.
20. Устав (Основной Закон) Алтайского края, принятый Алтайским краевым Советом народных депутатов 5 июня 1995 г. Барнаул, 2001. С. 10.
21. Устав муниципального образования г. Барнаула, принятый решением Барнаульской городской Думы № 169 от 16 ноября 1995 г. Барнаул, 2002. С. 6, 21.
22. Постановление администрации Алтайского края № 413 от 23 мая 2000 г. «О создании в Чарышском районе музеефицированного объекта
«Царский курган»» // Сборник законодательства Алтайского края. 2000. № 49. С. 55.
23. Закон Алтайского края № 32 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае» // Сборник законодательства Алтайского края. 2005. № 109. С. 18, 20.
24. Постановление администрации Алтайского края № 34 от 3 февраля 2006 г. «Об утверждении порядка проведения публичных мероприятий
на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры» // Сборник законодательства Алтайского края: официальное издание Алтайского краевого Совета народных депутатов и администрации Алтайского края. 2006. № 118. С. 57-59.
25. Постановление администрации г. Барнаула № 3955 от 29 декабря 2006 г. «О создании муниципального учреждения «Музей “Город”» (г. Барнаул, Алтайский край) // Научный архив музея «Город».
26. Устав музея «Город» // Научный архив музея «Город».
Статья представлена научной редакцией «Культурология» 14 сентября 2012 г.