Научная статья на тему 'Законодательные акты как источник изучения алтайских музеев XIX начала XXI в'

Законодательные акты как источник изучения алтайских музеев XIX начала XXI в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
374
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МУЗЕЙ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / LEGISLATION / MUSEUM / CULTURAL-HISTORICAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нестеров Евгений Александрович

Важное место в деле изучения истории отечественных музеев занимают источники законодательного характера и другие нормативно-правовые документы. Проанализирована нормотворческая работа в сфере сохранения культурно-исторического наследия и музейного дела на Алтае в дореволюционное, советское и постсоветское время в общероссийском контексте. Привлеченные к анализу источники позволяют сделать вывод о постепенном формировании нормативно-правовой базы для прогрессивного развития алтайских музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative acts as sources for Altai museums history study (19 early 21 centuries)

An important place in the study of the history of Russian museums occupy the sources of legislative character. One of the first normative-legal acts concerning the preservation of cultural heritage in Russia is the Provision approved by the Minister of Internal Affairs in 1826. In the document it was the first time that the authorities forbade to destroy the monuments of history and ordered to organize collection of information about them. The need to establish the connection of Museum Affairs and preservation of cultural values was designated in the regulations on the establishment of the Imperial Archaeological Commission approved in 1859 by Emperor Alexander II. The Imperial Archaeological Commission was considered to have the right to produce excavations of ancient monuments and to take all possible measures to prevent the destruction of ancient monuments, and transfer especially significant findings in the Imperial Hermitage Museum. The tradition the Russian Empire was later continued by the Soviet power. In 1918, in order to preserve, study and show the monuments of art and antiquities to broad masses of the people a decree of the government of the Russian Republic introduced a compulsory state registration of cultural property. Legislative sources of the first years of the Soviet period fixed the exclusive right of museum institutions to preserve the historicalcultural heritage. In the resolutions of the Soviet power of the 1920-1930s, the research component was strengthened in the work of the Soviet museums. After the Great Patriotic War the published legal documents contributed to the further development of the state system of protection of monuments of history and active use of cultural values for the solution of educational tasks. Of special importance for the development of the national museum were the normative-legal documents of the 1940-1950s: Regulation on the regional, territorial, and republican regional museum of 1948, Basic provisions on the construction of expositions of the regional, territorial, republican and large district regional museums of 1948, Basic provisions on the structure, acquisition, registration and transfer of funds of the museums of the Ministry of Culture of the Russian Republic of 1955. In spite of the change of the political system in Russia in the 1990s, all positive initiatives in the preservation of cultural heritage and development of museums continued. According to the 1992 law of Russia on culture, every person has the right to learn cultural values and access the state museum funds of the country. In the 1996 law of Russia on museums, museum institutions are defined as cultural institutions that perform the functions of collection, storage, study and presentation of cultural values, as well as cultural educational work with the population. The legislative work on the preservation of the cultural heritage of Altai starts its history in the Soviet time. In 1920, a decree of the Altai Provincial Department of Education was adopted directed on preservation, study and provision of broad access of the population to cultural values located in the territory of the Altai Province. One of the first regional legal acts on the preservation of cultural heritage of the Altai territory, founded in 1937, was the resolution of 1994, which guarantees the state protection of the land of historic significance with cultural objects and cultural institutions. The Articles of Altai Territory of 2002 guarantees the right of every Russian citizen to freely use the services of cultural institutions.

Текст научной работы на тему «Законодательные акты как источник изучения алтайских музеев XIX начала XXI в»

ЕА. Нестеров

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ АЛТАЙСКИХ МУЗЕЕВ

XIX - НАЧАЛА XXI в.

Важное место в деле изучения истории отечественных музеев занимают источники законодательного характера и другие нормативно-правовые документы. Проанализирована нормотворческая работа в сфере сохранения культурно-исторического наследия и музейного дела на Алтае в дореволюционное, советское и постсоветское время в общероссийском контексте. Привлеченные к анализу источники позволяют сделать вывод о постепенном формировании нормативно-правовой базы для прогрессивного развития алтайских музеев.

Ключевые слова: законодательство; музей; культурно-историческое наследие.

Изучение истории российских, в том числе алтайских, музеев требует привлечения разнообразных исторических источников - письменных, изобразительных, вещественных. Среди них особое место принадлежит источникам законодательного характера, нормативноправовым документам, которые и рассматриваются в данной статье.

Известно, что российские музеи XIX - начала XX в. не имели единого государственного руководства, поэтому законодательные акты в виде положений и инструктивных материалов разрабатывались в отдельных министерствах. В советский и постсоветский периоды развития, когда музеи вошли в систему государственного управления, появились такие разновидности законодательных материалов, как декреты и законы высших органов власти, постановления и распоряжения исполнительных органов власти и управления, а также и постановления ЦК ВКП(б) / КПСС, имевшие силу закона. Акты дореволюционного времени публиковались в «Полном собрании законов Российской империи». Законодательные материалы советской эпохи по большей части были опубликованы в периодике или в более поздних документальных сборниках, а современное законодательство находит отражение в официальных изданиях органов государственной власти.

Одним из первых нормативно-правовых актов, касавшихся музейного дела, точнее, сохранения исторических памятников в России, является циркуляр министра внутренних дел «О доставлении сведений об остатках древних зданий в городах и о запрещении разрушать их» от 31 декабря 1826 г. В этом документе впервые от лица власти запрещалось уничтожение памятников истории, предписывалось организовать сбор сведений о них. При этом в положение были включены и некоторые вопросы изучения памятников, например, когда и кем построены или перестроены, из каких материалов возведены, каково их назначение, наличие в зданиях предметов, «достойных внимания или отличных от обыкновенных». Кроме того, в циркуляре спрашивалось и о том, возможна ли «починка» объекта без изменения его внешнего вида, что, несомненно, содействовало зарождению научной реставрации культурных ценностей [1].

Мероприятия по защите и изучению движимого культурного наследия впервые были обозначены в циркулярном положении министра государственных имуществ «О находимых в земле казенными крестьянами древних монетах» от 18 февраля 1841 г. В нем прописывалась последовательность собирания некоторых памятников: от того, кто непосредственно нашел

старинную вещь, - к сельскому или волостному начальству, оттуда в Министерство государственных имуществ и, наконец, в Императорскую Академию наук. Особо оговаривалось, что крупные археологические находки следовало сохранять на местах, но обязательно описывать их и зарисовывать [2].

Одновременно в законодательных актах нашло отражение формирование государственной охраны исторических памятников: 9 февраля 1859 г. император Александр II утвердил «Положение об учреждении Императорской археологической комиссии при Министерстве Императорского Двора». На Археологическую комиссию, как первое государственное учреждение в области охраны культурного наследия в России, возлагались задачи выявления исторических памятников, сбора сведений о них и научного изучения. Для решения поставленных задач Положение наделяло Археологическую комиссию правом производить раскопки древних памятников и принимать все возможные меры по предотвращению разрушения памятников древности, а особо значимые находки передавать на хранение в Эрмитаж [3]. Так, в законодательных источниках была впервые обозначена нерасторжимая связь музейного дела и сохранения памятников, в том числе археологических.

Начатое в период самодержавия получило дальнейшее развитие при советской власти. Для сохранения и ознакомления «широких масс трудящихся» с памятниками искусства и старины декретом Совнаркома РСФСР вводился обязательный государственный учет культурных ценностей. При этом владельцы принятых на государственный учет памятников, предметов и коллекций получали охранные грамоты [4].

В законодательных источниках первых послереволюционных десятилетий сохранялась установка на сохранение и изучение в музеях памятников истории и культуры. В Декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 7 января 1924 г. «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» подробно прописывались меры по охране археологического наследия, было объявлено, что все находки, клады и случайно обнаруженные предметы археологического значения следовало обязательно передавать на хранение в государственные музеи. Особо подчеркивалась обязанность исполкомов местных Советов организовать наблюдение за тем, чтобы случайно обнаруженные во время хозяйственных работ памятники археологии не разрушались, а также контролировать, чтобы археологические разведки и раскопки велись лицами, имеющими «открытые листы» (разрешения) от отдела по делам музеев

Наркомата просвещения. Впервые в Декрете указывалось и на необходимость организовать в музеях научное определение всех музейных предметов и коллекций [5].

В дальнейшем в постановлениях ВЦИК и СНК РСФСР 1928 и 1934 гг. справедливо указывалось на необходимость усилить в музеях научно-исследовательскую работу, организовать подготовку и переподготовку музейных работников, издание трудов музеев, путеводителей и справочников [6, 7]. Важное значение приобрело правительственное постановление 1934 г., которое содержало требование использовать объекты археологического наследия только в научных и культурно-просветительных целях. В этом документе впервые были обозначены этапы научного изучения памятников археологии: раскопки, фотографирование, передача находок в музей [8].

Вместе с тем в законодательных источниках первых послереволюционных десятилетий все явственнее звучало требование использовать музеи и музейные собрания в решении государственных задач, не связанных непосредственно с музейной деятельностью. Так, Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 1928 г. потребовало от музеев содействия «индустриализации страны, развитию сельского хозяйства и кустарных промыслов», предписывало «участие музеев в работе по укреплению обороны страны и осуществление других задач социалистического строительства» [6].

В послевоенные десятилетия законодательные и нормативно-правовые документы, регулировавшие музейную сферу, имели двойственный характер. С одной стороны, издавались постановления, которые способствовали формированию государственной системы охраны культурного наследия, при этом музеи назывались основными хранилищами памятников культуры [9]. В «Положении об охране и использовании памятников истории и культуры», утвержденном постановлением Совета министров СССР 16 сентября 1982 г., памятники истории и культуры трактовались как сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную ценность. Акцентировалось внимание на том, что памятники истории и культуры используются в целях развития науки, образования, культуры, патриотического и эстетического воспитания. И в число учреждений, призванных изучать и использовать культурное наследие, включались музеи, библиотеки, историко-культурные заповедники [10].

Особое значение для дальнейшего развития музейного дела приобрели нормативно-правовые документы, которые направляли деятельность советских музеев, в их числе и алтайских, вплоть до конца ХХ в. Первый из них - «Положение об областном, краевом, республиканском (АССР) краеведческом музее», принятый в 1948 г., характеризовал краеведческий музей как научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, осуществляющее всестороннее изучение края. В Положении была определена организационная структура краеведческого музея, введены понятия музейного собрания, музейных фондов [11]. Одновременно были разработаны и приняты важные документы о му-

зейных фондах, об экспозиционной работе в музеях. Для обеспечения высокого научного уровня различных направлений деятельности музеи систематически, планомерно, целенаправленно пополняли свои фонды. Построение экспозиции базировалось на следующих основных принципах: приоритет подлинников; всестороннее и глубокое отражение жизни края; использование научно-вспомогательного материала для пояснения, сравнения, обобщения предметов, явлений, событий в истории и современной культуре края. В экспозиции краеведческих музеев обязательно создавались три отдела: природы, дореволюционной истории, советского периода. Тематика основной экспозиции более подробно раскрывалась посредством временных выставок [12, 13]. Принятые на рубеже 1940-1950-х гг. правовые акты определили разработку инструктивных материалов по учету и хранению музейных предметов, по другим видам внутримузейной работы.

С другой стороны, создавались такие законы и постановления, через которые партийно-государственные власти по-прежнему стремились использовать музеи для решения своих собственных задач. Так, в 1964 г. ЦК КПСС принял постановление «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся», которым предписывал Министерству культуры СССР и министерствам культуры союзных республик организовать во всех музеях отделы истории советского периода, а в музейных экспозициях обязательно показывать успехи «коммунистического строительства, победу ленинского курса Коммунистической партии, борьбу советского народа за осуществление Программы КПСС...» [14].

С обновлением системы власти и управления в России с начала 1990-х гг. развернулись разработка и издание новых законодательных актов, направленных на сохранение культурных ценностей, развитие музейного дела. Основополагающим в этом отношении стал Закон РФ 1992 г. «Основы законодательства РФ о культуре», который провозгласил право каждого человека на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным музейным фондам страны [15]. Правовое регулирование отечественной музейной сферой осуществляется на основе Закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 24 апреля 1996 г. В этом законе содержится важное положение о музеях как учреждениях, которые создаются для собирания, хранения, изучения и представления культурных ценностей, а также для ведения культурно-образовательной деятельности [16].

На основе закона о музеях было разработано и принято в 1998 г. новое «Положение о музейном фонде РФ», в котором прописаны правила музейного учета, представлен список обязательных в каждом музее учетных документов, обеспечивающих возможность идентификации музейных предметов и коллекций и содержащих основные научные сведения о музейных ценностях [17].

Нормативно-правовое творчество, касающееся сохранения культурно-исторического наследия Алтая, начинает свою историю уже в советское время. В 1920 г. было принято постановление Алтайского губернского отдела народного образования «О первой

государственной регистрации предметов искусства и старины». Документ предписывал ставить на учет все культурно-исторические памятники, коллекции и предметы. Учету подлежали и древние курганы, могильники, поселения, любые материальные остатки древней культуры Алтая [18].

Первым региональным нормативно-правовым актом по сохранению культурного наследия Алтайского края является постановление Алтайского краевого Законодательного собрания № 169 от 28 декабря 1994 г. Этим постановлением было утверждено Положение об охране земель историко-культурного назначения в Алтайском крае. Землями историко-культурного назначения были названы земли, на которых и в которых располагается историко-культурное наследие, а также земли, занятые учреждениями культуры [19].

Устав Алтайского края, принятый Алтайским краевым Советом народных депутатов 5 июня 1995 г., и Устав г. Барнаула № 169 от 16 ноября 1995 г., принятый решением Барнаульской городской Думы, гарантируют право каждого гражданина России свободно пользоваться учреждениями культуры края, в том числе музеями [20, 21].

В начале XXI в. формирование нормативно-правовой базы сохранения культурного наследия на Алтае стало идти активнее. Администрацией Алтайского края в целях сохранения археологического наследия края и его использования в культурно-образовательных целях специальным постановлением № 413 от 23 мая 2000 г. была одобрена музеефикация погребального комплекса скифского времени I тыс. до н. э. в долине р. Сентелек Ча-рышского района [22].

Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае», принятый Алтайским краевым Советом народных депутатов 5 мая 2005 г., регулирует отношения в сфере сохранения объектов культурного наследия на территории Алтайского края [23]. В законе указано, что работы, направленные на сохранение культурного наследия, осуществляет Научно-производственный центр по со-

хранению историко-культурного наследия Алтайского края. Не возбраняется привлечение музеев, сотрудники которых обеспечивают, например, полевые исследования объектов археологии. Однако специального закона о музеях, подобного тому, какой был принят в Томской области, на Алтае до сих пор нет.

В 2006 г. принято Постановление администрации Алтайского края № 34 «Об утверждении порядка проведения публичных мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры». Согласно документу использование территорий культурно-исторических памятников в культурно-образовательных целях допускается без угрозы их физического разрушения [24].

29 декабря 2006 г. на основе Постановления администрации г. Барнаула № 3955 создан музей истории г. Барнаула. В 2007 г. утвержден Устав музея. Музей создан для осуществления культурно-образовательной работы и ведения научных исследований в области истории, культуры, искусства г. Барнаула. Подчеркивается, что в организации своей работы музей учитывает потребности горожан [25, 26].

В целом в продолжение без малого двух столетий - от начала XIX в. и до первого десятилетия XXI в. - сложился достаточно обширный круг источников законодательного характера, которые показывают государственную политику в музейной сфере России, в том числе и на Алтае. Охарактеризованные источники обладают достаточно высокой степенью достоверности информации. Они позволяют заметить правила и нормы, устанавливаемые государством, выявить и оценить цели и задачи, которые государственные власти ставили перед музеями на разных этапах исторического развития, а также методы и средства их реализации, стимулировавшие или тормозившие музейную работу. Привлеченные для анализа источники позволяют говорить и о том, что сами музейные законы представляют собой своеобразный памятник, который также требует изучения, сохранения и экспонирования в музее.

ЛИТЕРАТУРА

1. О доставлении сведений об остатках древних зданий в городах и о запрещении разрушать их // Полное собрание законов Российской импе-

рии. Собрание 2-е. СПб., 1830. Т. 1. Ст. 794. С. 1373-1374.

2. О находимых в земле казенными крестьянами древних монетах // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. СПб., 1842.

Т. 16. Ст. 14280. С. 124.

3. Положение об учреждении Императорской археологической комиссии при Министерстве Императорского Двора // Полное собрание зако-

нов Российской империи. Собрание 2-е. СПб., 1861. Т. 34. Ст. 34109. С. 70-71.

4. О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений //

Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. Отдел первый. М., 1918. № 73. Ст. 794. С. 897-898.

5. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 7 января 1924 г. «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» // Декреты и инструкции

об учете и охране памятников искусства, старины и природы / Отдел по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы Главного управления научных, научно-художественных и музейных учреждений Народного комиссариата просвещения. М., 1924. С. 4.

6. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 20 августа 1928 г. «О музейном строительстве в РСФСР» // Хронологическое собрание законов, указов

Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. Т. 2: 1928-1929 гг. М., 1949. С. 168-169.

7. Постановление ВЦИК 1 января 1934 г. «О состоянии и задачах музейного строительства РСФСР» // Хронологическое собрание законов,

указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. Т. 3: 1930-1934 гг. М., 1949. С. 432.

8. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 10 февраля 1934 г. «Об охране археологических памятников» // Собрание узаконений и распоряжений

рабоче-крестьянского Правительства РСФСР, издаваемое Народным комиссариатом юстиции. М., 1934. № 9. Ст. 52. С. 70.

9. Постановление Совета министров СССР 14 октября 1948 г. «О мерах по улучшению охраны памятников культуры» // Собрание постановле-

ний и распоряжений Совета министров СССР. М., 1948. № 6. Ст. 81. С. 136-144.

10. Положение об охране и использовании памятников истории и культуры (утверждено постановлением Совета министров СССР от 16 сентября 1982 г.) // Справочник партийного работника. М., 1983. Вып. 23. С. 469-481.

11. Положение об областном, краевом, республиканском (АССР) краеведческом музее (принято Комитетом по делам культурнопросветительских учреждений при Совете министров РСФСР в 1948 г.) // О краеведческих музеях. Основные положения / отв. ред. И.Г. Клабуновский. М., 1949. С. 21.

12. Основные положения о построении экспозиции областных, краевых, республиканских (АССР) и крупных районных краеведческих музеев (приняты Комитетом по делам культурно-просветительских учреждений при Совете министров РСФСР в 1948 г.) // О краеведческих музеях. Основные положения / отв. ред. И.Г. Клабуновский. М., 1949. С. 12-14.

13. Основные положения о составе, комплектовании, учете и перемещении фондов музеев системы Министерства культуры РСФСР. М., 1955.

С. 3, 5-6.

14. Постановление ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1986. Т. 10. С. 416.

15. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства РФ о культуре» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. М., 1992. 19 нояб. Т. 2615. С. 3389-3391.

16. Федеральный закон от 24 апреля 1996 г. «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // Ведомости Федерального Собрания РФ. М., 1996. 1 июня. Ст. 625. С. 1395-1404.

17. Положение о музейном фонде РФ (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 179) // Со-

брание законодательства РФ. 1998. 23 февраля, № 8. Ст. 949. С. 1850-1852.

18. Постановление Алтайского отдела народного образования «О первой государственной регистрации предметов искусства и старины» 1920 г. // Культурное строительство на Алтае в 1917-1941-х гг. Документы и материалы. Барнаул, 1980. С. 75.

19. Постановление Алтайского краевого Законодательного собрания «Об утверждении Положения об охране земель историко-культурного назначения» № 169 от 28 декабря 1994 г. // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 2006. Вып. 15. С. 48-50.

20. Устав (Основной Закон) Алтайского края, принятый Алтайским краевым Советом народных депутатов 5 июня 1995 г. Барнаул, 2001. С. 10.

21. Устав муниципального образования г. Барнаула, принятый решением Барнаульской городской Думы № 169 от 16 ноября 1995 г. Барнаул, 2002. С. 6, 21.

22. Постановление администрации Алтайского края № 413 от 23 мая 2000 г. «О создании в Чарышском районе музеефицированного объекта

«Царский курган»» // Сборник законодательства Алтайского края. 2000. № 49. С. 55.

23. Закон Алтайского края № 32 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае» // Сборник законодательства Алтайского края. 2005. № 109. С. 18, 20.

24. Постановление администрации Алтайского края № 34 от 3 февраля 2006 г. «Об утверждении порядка проведения публичных мероприятий

на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры» // Сборник законодательства Алтайского края: официальное издание Алтайского краевого Совета народных депутатов и администрации Алтайского края. 2006. № 118. С. 57-59.

25. Постановление администрации г. Барнаула № 3955 от 29 декабря 2006 г. «О создании муниципального учреждения «Музей “Город”» (г. Барнаул, Алтайский край) // Научный архив музея «Город».

26. Устав музея «Город» // Научный архив музея «Город».

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 14 сентября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.