Научная статья на тему 'Законодательное регулирование института чести и достоинства в Российском государстве: дефекты, причины их возникновения и пути преодоления'

Законодательное регулирование института чести и достоинства в Российском государстве: дефекты, причины их возникновения и пути преодоления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1992
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование института чести и достоинства в Российском государстве: дефекты, причины их возникновения и пути преодоления»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

В.Н. Барсукова

Барсукова Вероника Николаевна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса Саратовской государственной юридической академии

Законодательное регулирование института чести и достоинства в Российском государстве: дефекты, причины их возникновения

и пути преодоления

Соединение, сплетение многообразных элементов, синтезирующих и концентрирующих многоаспектную ценность человека, различные грани чести и достоинства порождают специфическую структуру — институт достоинства личности.

Институт достоинства личности — чрезвычайно сложная правовая реальность, которая может быть выражена при помощи различных правовых понятий разных отраслей права (субъект права, правосубъектность, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, личная жизнь граждан и т. д.). В этом смысле институт достоинства личности может быть отнесен к межотраслевому комплексному объединению норм1. Законодательная регламентация и практическая реализация данного института нацелена на решение конкретных задач, а именно: уточнение соотношения этого института с правовым статусом человека, а также исследование механизма обеспечения и защиты чести и достоинства личности. Межотраслевой комплексный институт чести и достоинства подчиняет все функции права единой цели — созданию необходимых условий для достойного существования человека, эффективной правовой защиты его нравственных благ. Многогранность указанного правового института обусловлена невероятным богатством содержания тех благ, которые подлежат реализации и защите2.

В научной литературе отсутствует однозначное толкование понятий честь и достоинство личности. Изучение позиций ученых, в различное время занимавшихся данной проблемой (А.В. Белявского,

B. А. Блюмкина, Н.А. Придворова, Ф.М. Рудинского, Х.П. Маннановой, А.Д. Анисимова, А.А. Власова,

C. С. Омельченко, И.В. Телегиной, В.П. Тугаринова, Н.А. Пятака, И.И. Солодкина, И.Г. Филановского, И.С. Ноя и других), позволило сформулировать следующие определения указанных категорий.

Честь как социально-правовая категория представляет собой исторически детерминированное этическое благо нематериального характера, отражающее положение личности в обществе, формирующееся в результате ее общественной оценки с точки зрения критериев соответствия ее качеств и поведения социальным нормам, принятым в рамках конкретной общественно-экономической формации, и адекватного восприятия личностью данной оценки, подлежащее защите со стороны государства.

Достоинство как социально-правовая категория есть исторически детерминированное этическое благо нематериального характера, подлежащее всесторонней государственной защите, характеризующее, с одной стороны, человека как высшую ценность, независящую ни от каких внешних факторов, а с другой — отражающее ценность конкретной личности в глазах общества и самоосознание личностью своей социальной значимости с позиций соответствия ее качеств и поведения социальным нормам, принятым в рамках конкретной общественно- экономической формации.

Важным моментом для правильного определения границ правового регулирования института чести и достоинства является то, что с объективной точки зрения, достоинство личности раскрывается в трех аспектах: во-первых, как ценность человека вообще, независимо от его конкретных качеств и особенностей (общественного положения, профессии, национальности, цвета кожи и т. д.). Признание человека высшей ценностью есть сердцевина гуманизма и необходимое условие общечеловеческих норм нравственности. Оно означает в то же время признание так называемых неотъемлемых прав человека — на жизнь, здоровье, счастье, свободу, труд, удовлетворение материальных и духовных потребностей, справедливость, равенство и т. д.3; во-вторых, как личное достоин-

1 См.: Придворов Н.А. Институт достоинства личности в советском праве: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Харьков, 1986. С. 9.

2 См.: АнисимовА.Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона. М., 2004. URL: http://www.library.ru/ help/docs/n56821/hest1.doc (дата обращения: 15.11.2011).

3 См.: Уткин С.С. Очерки по марксистско-ленинской этике, М., 1962, С. 242; Шишкин А.Ф. Основы марксистской этики, М., 1961. С. 321; Жан-Жак Руссо. Об общественном договоре, М, 1933. С. 8; Герцен А.И. Несколько замечаний об историческом размышлении чести: соч.: в 7 т. СПб., 1905. Т. 4. С. 401—403; См.: Рудинский Ф.М., Ши-шенина И.В. Право человека на достоинство // Ф.М. Рудинский Наука прав человека и конституционное право. М., 2006.

Юридическая техника. 2015. № 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

ство, то есть ценность конкретного индивида, совокупность его положительных духовных и физических качеств; в-третьих, достоинство, связанное с принадлежностью к определенной социальной общности, группе и т. п. (например, достоинство рабочего, ученого, национальное достоинство, достоинство женщины).

Юридические нормы, непосредственным образом регулирующие институт чести и достоинства, в настоящее время весьма многочисленны. Они входят во все отрасли права, и центральное место среди них занимают международно-правовые и конституционно-правовые нормы.

В числе международно-правовых актов, нацеленных на обеспечение и защиту чести и достоинства личности, следует отметить Устав ООН1, преамбула которого декларирует, что одной из целей данной международной организации является стремление утвердить веру в достоинство и ценность человеческой личности. Принцип уважения к правам и основным свободам человека, что по существу и означает уважение его достоинства, нашел отражение во многих статьях указанного документа (ст. 1, 8, 13, 55, 62). Всеобщая декларация прав человека начинается с понятия «достоинство». Важнейшим документом в рассматриваемой сфере является Всеобщая декларация прав человека2. Здесь фиксируются две основополагающие идеи, связанные с этим понятием: достоинство присуще всем членам человеческой семьи, то есть всем людям на земле; признание достоинства, равных неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира — нормального существования человечества. Согласно статье 1 указанной Декларации все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Статья 12 декларирует, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Применительно к свободе массовой информации на территории Российской Федерации действует статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод3, в соответствии с частью 1 которой каждый человек имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает: свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Вместе с тем, в части 2 статьи 10 названной Конвенции указано, что осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. При этом положения данной нормы должны толковаться в соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека, выраженной в его постановлениях. В соответствии с Декларацией о свободе политической дискуссии в СМИ, принятой 12 февраля 2004 года на 872-м заседании Комитета Министров Совета Европы4, политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в СМИ. Государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в СМИ в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий. Кроме того, в числе международноправовых актов, провозглашающих достоинство человека высшей ценностью, можно назвать Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года5, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Всеобщую декларацию о геноме человека и о правах человека6 и многие другие.

1 Устав ООН 26.10.1945. URL: http://www.un.org/ru/documents/charter/ (дата обращения: 30.10.2014).

2 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1998. 10 декабря.

3 Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2, ст. 163.

4 Декларация о свободе политической дискуссии в СМИ: принята 12 февраля 2004 г. на постоянном 872-м заседании Комитета Министров на уровне иных представителей. URL: http://www.law.edu.ru/norm/norm.asp?normID= 1190662 (дата обращения: 29.10.2014).

5 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят резолюцией 2200 А (XXI) Г ене-ральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon. shtml (дата обращения: 29.10.2014).

6 Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека: принята 11 ноября 1997 г. Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. URL: http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/human_genome.shtml (дата обращения: 28.10.2014).

Барсукова В.Н. Законодательное регулирование института чести и достоинства...

127

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

Регулирование института чести и достоинства личности находит свое логическое продолжение в нормах российской Конституции1. С этой точки зрения, представляется возможным выделить две группы норм: во-первых, нормы-принципы; во-вторых, нормы-гарантии права на честь и достоинство.

В первом случае речь в основном идет о статье 2 Конституции РФ, в соответствии с которой «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В данном случае термин «достоинство» не применяется, но речь идет именно об этой категории. Его обеспечение и уважение рассматривается как один из общих принципов права, основ конституционного строя и объектов государственной защиты. Что касается второго случая, закрепленные в конституции гарантии реализации права человека на честь и достоинство в Российской Федерации многочисленны и весьма разнообразны. В первую очередь они выражаются в конституционном закреплении обязанности государства обеспечивать достойную жизнь человека2. Особого внимания заслуживает часть 1 статьи 23 Конституции РФ, в которой гарантируется право человека на защиту своей чести и доброго имени. В данном случае речь уже идет о достоинстве личности не как об общеправовом принципе, а как о субъективном праве. В соответствии со статьей 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Все обозначенные действия рассматриваются как посягательство на достоинство личности. Основной закон провозглашает право на свободу и личную неприкосновенность как важнейшее право человека, которое он получает с момента рождения.

Неприкосновенность может быть как физическая (жизнь, здоровье человека), так и моральная, духовная (честь, достоинство личности, тайна частной жизни). Следует отметить, что косвенным образом Конституция РФ гарантирует право на достоинства человека и в других статьях. Так, статья 19 Конституции фиксирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств. Термин «достоинство» в данном случае не применяется, но смысл этой конституционной нормы состоит в том, чтобы обеспечить равенство людей, представителей разных социальных слоев (мужчин и женщин, представителей разных расовых, национальных, религиозных и других групп) в их достоинстве. Обязанность государства по обеспечению достойной жизни человека выражается в обеспечении социальной защиты. Так, например, в соответствии со статьей 39 Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Государственные пенсии и пособия гарантируются законом. Статья 37 Конституции РФ запрещает какую-либо дискриминацию в области труда, а также принудительный труд. Также на конституционном уровне закреплена защита государством материнства и детства, семьи. В статье 41 Конституции РФ признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Также Основной Закон гарантирует право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В статьях 43, 44 Конституции РФ признается право каждого человека на образование, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Перечислять данные статьи можно до бесконечности. Очевидным является то, что, в сущности, всякое посягательство на права и свободы человека и гражданина есть ущемление человеческого достоинства. Поэтому специфика субъективного права на честь и достоинство заключается в том, что оно защищается не только при помощи конструкции данного субъективного права, но и системой всех конституционных прав, свобод и обязанностей, а также механизмом их реализации3. Любой нормативный акт в той либо иной мере направлен на защиту чести и достоинства личности. При этом, очевидно, что нормативный акт, тем либо иным способом ущемляющий, унижающий честь и достоинство человека, не имеет права на существование. Кроме того, важной группой гарантий права на честь и достоинство являются гарантии защиты указанного права. Защита данного права может быть реализована различными способами, предусмотренными законом. Вместе с тем, важнейшим способом, безусловно, является судебная защита. В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Положения Конституции РФ находят дальнейшее развитие в отраслевом регулировании.

Так, в Гражданском кодексе РФ4 (далее — ГК РФ) обозначенным вопросам непосредственно посвящена глава 8 (ст. 150—1522 ГК РФ). В гражданском праве право на честь и достоинство относится

1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237.

2 См.: Герасимова О. В. Конституционно-правовые гарантии охраны достоинства человека в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 14.

3 См.: АрямовА.А. Честь как право и право на честь // Российская юстиция. 2009. № 9. С. 17.

4 См.: Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32, ст. 3301.

Юридическая техника. 2015. № 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

к числу личных неимущественных прав, а честь и достоинство личности к нематериальным благам (ст. 150 ГК РФ), поскольку, во-первых, эти категории лишены имущественного содержания, их нельзя оценить в денежном выражении, а во-вторых, они неразрывно связаны с личностью его носителя, что означает невозможность их отчуждения. Их гражданско-правовая защита возможна в двух случаях: когда существо нарушенного неимущественного права и характер последствий этого нарушения допускают возможность использования общих способов гражданско-правовой защиты; и когда для защиты этих прав в ГК РФ или иных законах предусмотрены специальные способы. Важным шагом на пути совершенствования законодательства, регулирующего институт чести и достоинства личности в Российской Федерации, является принятие Федерального закона от 2 июля 2013 года № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (вступил в силу 1 октября 2013 г.)1, которым уточняются гражданско-правовые способы и процессуальный порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации. Содержание статьи 152 расширилось до 11. Следует иметь в виду, что формула судебной защиты от классического диффамационного деликта, изложенная в пункте 1 статьи 152 ГК РФ новой редакции, практически не изменилась, что означает буквально следующее: по делам о защите чести и достоинства обстоятельствами, имеющими в силу пункта 1 статьи 152 ГК РФ значение для дела, являются: 1) факт распространения ответчиком сведений об истце; 2) порочащий характер этих сведений; 3) несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом. Однако Законом № 142-ФЗ введен абсолютно новый пункт 10 в статье 152 ГК РФ, в соответствии с которым правила п. 1—9 указанной статьи, за исключением положений о компенсации морального вреда, могут быть применены судом также к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности. Таким образом, вводится норма, позволяющая гражданам требовать опровержения любых расхождений с действительностью, а не только порочащих сведений. Такое нововведение в конечном счете направлено на защиту прав и законных интересов граждан, поскольку даже при отсутствии порочности распространенные ложные сведения могут затрагивать их честь, достоинство и деловую репутацию. Применительно к такого рода искам установлен срок исковой давности 1 год.

Кроме того, новая редакция статьи 152 ГК РФ вводит новые способы защиты чести и достоинства. Так, в том случае, если порочащие сведения стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, можно требовать удаления соответствующей информации; изъятия и уничтожения без компенсации убытков экземпляров материальных носителей (газеты, журналы, диски и т. п.) (п. 4 ст. 152 ГК РФ). Если сведения, порочащие деловую репутацию, оказались после их распространения доступными в Интернете, можно требовать: удаления соответствующей информации; опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим его доведение до пользователей (п. 5 ст. 152 ГК РФ). Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.

Важной новеллой является включение в главу 8 ГК РФ статьи 1522 «Охрана частной жизни гражданина», которая провозглашает, что если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни. Как верно отметил Н.В. Витрук, назрела необходимость в разработке теории личной безопасности граждан, не сводимой к набору традиционных институтов (охране от незаконных задержаний и арестов, незаконным обыскам и т. д.). Личная безопасность в современных условиях может означать экологическую, медицинскую, юридическую, интимную безопасность. Ученый отмечал, что на законодательном уровне следует запретить какую-либо регистрацию граждан (постановку на учет) в органах внутренних дел или других государственных органах по признакам их болезненного состояния (СПИД, наркомания, алкоголизм), естественно-природного статуса (гомосексуализм) или нравственного поведения (проституция). Государственная регистрация граждан из так называемых групп риска аморальна, провоцирует нарушение личных конституционных прав и свобод граждан со стороны должностных лиц, пагубна как для этих людей так и для общества в целом. Она формирует общественное мнение о второсортности, ущербности этих граждан, унижает их человеческое достоинство2.

Все это, безусловно, способствует более полноценной защите чести и достоинства человека.

Особый вид гарантий права на честь и достоинство составляют те, которые предусмотрены нормами семейного права.

Семейное законодательство обеспечивает право на честь и достоинство посредством запрета какой-либо дискриминации на вступление в брак, провозглашения равноправия супругов в семейной

1 Собрание законодательства РФ. 2013, № 27, ст. 3434.

2 Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 287.

Барсукова В.Н. Законодательное регулирование института чести и достоинства...

129

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

жизни (ст. 1,31, 61 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ)). Огромный блок норм, касающихся реализации данного права, посвящен правовому положению ребенка в семье. Раздел IV СК РФ имплементирует в отечественное законодательство положения Конвенции о правах ребенка (1989 г.)1, которая в буквальном смысле пронизана идеей уважения человеческого достоинства детей, признания ценность их человеческой личности. Так, статья 54 СК РФ прямо провозглашает право ребенка на уважение его человеческого достоинства. В соответствии со статьей 146 СК РФ ребенок, находящийся под опекой или попечительством, имеет право на обеспечение ему условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение его человеческого достоинства, тоже касается детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 1553 СК РФ). Согласно статье 65 СК РФ способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Право на честь и достоинство ребенка обеспечивается и другими статьями семейного законодательства.

Существуют гарантии права на честь и достоинство, предусмотренные нормами трудового права. Так, в качестве основного принципа правового регулирования трудовых отношений в статье 2 Трудового кодекса РФ2 (далее — ТК РФ) декларируется обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности, права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Указанное положение имплементировано в отечественное законодательство из пункта 3 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека. Гарантии реализации права на честь и достоинство содержатся и в других нормах ТК РФ. В частности, в продолжение Конституции РФ ТК РФ гарантирует запрет принудительного труда и дискриминации в этой сфере; равенство прав и возможностей работников, защиту их персональных данных; недопустимость требовать от работника информации о политических и иных убеждениях работника, о его частной жизни, о состоянии его здоровья (если это не относится к выполнению трудовой функции); защиту от безработицы.

Гарантии неприкосновенности и защиты чести и достоинства, предусмотренные нормами уголовного права. Во- первых, следует отметить, что уголовное законодательство основывается на принципе гуманизма: наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства3. И, во-вторых, анализ содержания показывает наличие многочисленных норм, направленных на защиту чести и достоинства человека (в первую очередь это, конечно, глава 17 Уголовного кодекса РФ4 (далее — УК РФ) статья 1281 (клевета), однако, на наш взгляд, и остальные нормы указанной главы направлены на защиту указанных благ, также защита указанных благ реализуется посредством глав 16, 18, 19, 20, то есть всего раздела 7 УК РФ (Преступления против личности), рядом составов главы 25 Преступления против здоровья населения и общественной нравственности, статья 297 УК РФ (неуважение к суду), статья 2981 (Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава) и многие другие.

Административное право содержит немало норм, обеспечивающих защиту человеческого достоинства. В основе административно-правовых гарантий лежит следующий принцип: административное наказание не может унижать человеческое достоинство физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинять ему физические страдания (ст. 3.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ5 (далее — КоАП РФ)). Кроме того, существуют и иные виды гарантий. Так, КоАП РФ устанавливает ответственность за непредставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13 КоАП РФ). За появление лица в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, налагается административная ответственность (ст. 20.21 КоАП РФ). Статья 5.61 КоАП РФ предусматривает ответственность за оскорбление.

Важнейшим гарантом защиты чести и достоинства человека является комплекс норм гражданского процессуального права. Непременным атрибутом соблюдения принципа уважения чести и дос-

1 Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1, ст. 16.

2 Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1, ст. 3.

3 См.: Рудинский Ф.М., Шишенина И.В. Право человека на достоинство // Ф.М. Рудинский. Наука прав человека и конституционное право. М., 2006. С. 225.

4 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25, ст. 2954.

5 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1, ч. 1, ст. 1.

Юридическая техника. 2015. М 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

тоинства личности в гражданском судопроизводстве является взаимное уважение между всеми участниками судопроизводства, основанное на нормах нравственности и правовой культуры. Поведение в первую очередь судьи должно являть собой образец уважительного отношения к личности, ее чести и достоинству. Кодекс судейской этики, пришедший на смену Кодексу чести судьи Российской Федерации1, в статье 3 четко предписывает судье в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия. А, кроме того, согласно части 4 статьи 4 указанного Кодекса судья должен быть терпимым, вежливым, тактичным и уважительным в отношении участников судебного разбирательства. Аналогичного поведения ему следует требовать от всех лиц, участвующих в судопроизводстве.

Этому положению корреспондируют правила поведения иных участников процесса, закрепленные как на законодательном уровне, так и в актах ведомственного характера. В частности, Приказ Генеральной прокуратуры РФ «Об утверждении и введении в действие кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» обязывает прокурора, являющегося участником гражданского судопроизводства, стремиться быть образцом уважения к суду, во время разбирательства дела судом воздерживаться от действий, которые могут быть расценены как оказание неправомерного влияния на процесс отправления правосудия. В отношениях с другими участниками судебного процесса прокурору предписано соблюдать официальный деловой стиль, проявлять принципиальность, корректность, непредвзятость и уважение2.

Требование уважительного отношения к суду со стороны иных участников процесса, а также участников между собой, находит закрепление в ряде статей Гражданского процессуального кодекса РФ3 (далее — ГПК РФ). В частности, статья 158 ГПК РФ требует, чтобы присутствующие в зале судебного заседания приветствовали судей стоя. Аналогичным образом участники процесса дают свои показания и объяснения, выслушивают решения суда, а также определения суда, которым заканчивается дело без принятия решения. Существенным показателем является то, что участники процесса обращаются к судьям со словами «Уважаемый суд!».

Обозначенное требование подкреплено санкциями. В частности, нарушение порядка в зале судебного заседания, а следовательно, проявление неуважительного отношения к суду и иным участникам судопроизводства влечет применение мер, предусмотренных статьей 159 ГПК РФ (предупреждение, удаление из зала судебного заседания, штраф). Кроме того, современный Уголовный кодекс РФ4 (далее — УК РФ) содержит механизм уголовно-правовой защиты чести и достоинства судьи, который включает специальную норму — неуважение к суду (ст. 297 УК РФ).

Уголовно-процессуальные средства защиты права человека на достоинство предусмотрены нормами Уголовного процессуального кодекса РФ5 (далее — УПК РФ). Одним из принципов уголовного судопроизводства является уважение чести и достоинства личности (ст. 9 УПК РФ). Унижающими честь и достоинство человека должны признаваться действия и решения, сопряженные с насилием, угрозами, оскорбительными высказываниями, лишающие человека возможности отстаивать и защищать свои права и законные интересы в качестве равноправного субъекта6. Как отметил в своем постановлении от 3 мая 1995 года № 4-П Конституционный суд РФ, обеспечение достоинства личности предполагает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых органов7.

На сегодняшний день принцип уважения чести и достоинства гражданина является одним из принципов организации и деятельности органов принудительного исполнения. Федеральный закон

1 Кодекс чести судьи Российской Федерации (утв. постановлением Совета Судей РФ от 21 октября 1993 г.) // Справочно-информационная система «Гарант».

2 Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 марта 2010 г. №114 // Законность. 2010. № 6.

3 См.: Гражданский процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46, ст. 4532.

4 Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25, ст. 2954.

5 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52, ч. I, ст. 4921.

6 См.: Рудинский Ф.М., Шишенина И.В. Право человека на достоинство // Ф.М. Рудинский Наука прав человека и конституционное право. М., 2006.

7 По делу о проверке конституционности статей 2201 и 2202 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Аветяна: постановление Конституционного Суда РФ от 3 мая 1995 г. № 4-П // Собрание законодательства РФ. 1995. № 19, ст. 1764.

Барсукова В.Н. Законодательное регулирование института чести и достоинства...

131

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

«Об исполнительном производстве»1, впервые прямо на нормативном уровне провозгласивший существование указанного принципа, несомненно, имеет в этом смысле прогрессивный характер. Реальность такова, что на сегодняшний день принцип уважения чести и достоинства гражданина не всегда соблюдается представителями органов принудительного исполнения. Нарушение указанного принципа нередко проявляется в распространении приставом-исполнителем сведений порочащего характера о лицах, участвующих в исполнительном производстве. Во всяком случае, изучение судебной практики позволяет сделать вывод, что чаще всего иски в защиту чести и достоинства связаны именно с информационной деятельностью ФССП. Анализ Федерального закона «Об исполнительном производстве» показывает довольно значительное количество ситуаций, когда пристав-исполнитель вынужден распространять информацию о должнике и взыскателе, а, значит, способов причинить вред их чести и достоинству действиями, реализуемыми в рамках исполнительного производства, в настоящее время не так уж мало, в том числе пристав- исполнитель направляет запросы в различные государственные структуры и организации, взаимодействует с частными охранными агентствами, с администрациями органов местного самоуправления, операторами сотовой связи, интернет-провайдерами2.

Рассмотрим пример из судебной практики, который позволит более наглядно проиллюстрировать обозначенную ситуацию. А. обратился в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Б. о защите чести, достоинства и деловой репутации. В обоснование своих требований он указывает, что пристав-исполнитель направил ряд запросов в различные инстанции (управляющему Росбанка, в Управление регистрационной службы РФ, начальнику ГИБДД, начальнику инспекции Гостехнадзора, начальнику МРЭО ГУВД), указав в них, что в отношении А. возбуждено исполнительное производство на основании поступившего исполнительного листа на взыскание денежной суммы в пользу взыскателя АКБ «Росбанк» и что указанная сумма А. добровольно не погашена в установленный судебным приставом-исполнителем срок. Следовательно, в данном запросе А. был представлен во все эти организации, как лицо, не исполняющее закон, скрывающееся от службы судебных приставов и не имеющее намерений исполнить законное решение суда. То, что отмечено судебным приставом-исполнителем в данном запросе, по мнению истца, не имеет под собой никаких оснований, так как А. точно все исполнил в установленные сроки и к моменту направления запросов не истек еще срок на добровольное исполнение3. Суд отказал в удовлетворении заявленных требований на том основании, что содержащиеся в официальных документах сведения не могут быть предметом рассмотрения судебного спора по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации. Однако само наличие указанных исков является тревожным сигналом, заставляющим задуматься, столь ли совершенна современная модель применения мер принудительного исполнения, основанная на распространении негативной информации о лицах, участвующих в исполнительном производстве. Более того, в настоящее время в статью 152 ГК РФ внесены изменения, согласно которым, если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.

Положительную роль в деле совершенствования нормативной базы, регулирующей защиту чести и достоинства в сфере исполнения судебного решения, играет Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2013 года № 18-П. Пункт 5 статьи 152 признан не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 17 (ч. 3), 21 (ч. 1), 23 (ч. 1), 24 (ч. 1), 29 (ч. 4), 45 (ч. 2) и 46 (ч. 1), в той мере, в какой эти положения — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, в системе действующего правового регулирования — не обязывают владельца сайта в сети «Интернет», не зарегистрированного в качестве средства массовой информации, или уполномоченное им лицо, которое ответственно за размещение информации на этом сайте, удалить по требованию гражданина информацию, содержащую сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, которые вступившим в законную силу судебным решением признаны не соответствующими действительности4. Полагаем, что законодательство в этой части нуждается в уточнении.

Нормы, направленные на обеспечение уважения человеческого достоинства, содержатся также и во многих других нормативных актах, например, в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»5, Федеральном законе «О средствах массовой ин-

1 Об исполнительном производстве: федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41, ст. 4849.

2 См.: Кризис и долги (интервью с А.О. Парфенчиковым, директором Федеральной службы судебных приставов, главным судебным приставом Российской Федерации) // эж-ЮРИСТ. 2009. № 5.

3 URL: http://www.gcourts.ru/case/2222241 (дата обращения: 05.12.2012).

4 По делу о проверке конституционности положений пунктов 1,5 и 6 статьи 152 Г ражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Крылова: постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 18-П // Собрание законодательства РФ. 2013. № 29, ст. 4019.

5 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31, ч. I, ст. 3448.

Юридическая техника. 2015. М 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

формации»1, Федеральных законах «О персональных данных»2, «О психиатрической помощи и гарантиях при ее оказании»3, «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»4, «О прокуратуре»5 и т. д.

Помимо законодательных актов действуют в сфере регулирования института чести и достоинства также акты подзаконного и ведомственного характера. В частности, в настоящее время приняты так называемые кодексы этики, регулирующие поведение представителей государства разного уровня. Так, в деятельности правоохранительных органов применяются Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации6; Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации7. Судьи обязаны руководствоваться Кодексом судейской этики8. Особенно многочисленны кодексы в сфере деятельности органов исполнительной власти. Практически каждое ведомство имеет свой кодекс этики. В основном все они дублируют положения Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих9. На территории субъектов Российской Федерации действуют кодексы профессиональной этики государственных служащих регионального уровня. Так, например, в Саратовской области принят Закон Саратовской области «Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Саратовской области»10. Применительно к муниципальным служащим действуют кодексы профессиональной этики, принятые соответствующими органами местного самоуправления (Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Саратовского муниципального района Саратовской области11).

Указанные акты, наряду с другими нормативными актами, регулирующими деятельность государственного аппарата, содержат гарантии уважительного отношения к правам и свободам человека и гражданина со стороны представителей указанных органов и их должностных лиц. Сущность указанных гарантий во многом зависит от функций, возложенных на конкретный орган государственной власти.

Вместе с тем, нормативная регламентация защиты указанных благ в настоящее время оставляет желать лучшего. К сожалению, на нормативном уровне не прописано даже, что следует понимать под данными благами. Система юридических гарантий права на честь и достоинство нуждается в совершенствовании. В этих целях в 1999 году на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ и был внесен проект Федерального закона «О конституционном праве граждан Российской Федерации на защиту чести и достоинства и об обеспечении этого права государством и обществом»12. Структура и содержание законопроекта в период его подготовки менялись. Разброс мнений о законопроекте был весьма широк: от полной поддержки до решительного неприятия. Наиболее удачный вариант проекта, на наш взгляд, состоял из преамбулы, 11 глав и 56 статей. Глава 1. Общие положения содержала весьма ценную статью 1. Основные понятия, в которой была предпринята попытка сформулировать дефиниции таких терминов, как честь, достоинство, доброе имя, право на защиту данных благ, посягательство на честь и достоинство и т. д. Можно дискутировать относительно удач-ности предложенных формулировок, но, во всяком случае, это была реальная попытка определить объект, подлежащий обеспечению и защите. Указанная глава декларировала честь и достоинство

1 О средствах массовой информации: закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 7, ст. 300.

2 О персональных данных: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31, ч. I, ст. 3451.

3 О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 33, ст. 1913.

4 Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23, ст. 2102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 8, ст. 366.

6 URL: http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=34762&PrintVersion=1 (дата обращения: 14.09.2012).

7 Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 марта 2010 г. №114 // Законность. 2010. № 6.

8 Кодекс судейской этики // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. № 2.

9 Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих // Бюллетень «Официальные документы в образовании». 2011. № 36.

10 Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Саратовской области: закон Саратовской области от 31 мая 2011 г. № 55-ЗСО // Собрание законодательства Саратовской области. 2011. № 15. С. 5360—5362.

11 Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих Саратовского муниципального района Саратовской области: постановление главы администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 5 апреля 2011 г. № 1026 // Большая Волга. 2011. № 32 (9223).

12 О проекте федерального закона «О конституционном праве граждан РФ на защиту чести и достоинства и об обеспечении этого права государством и обществом»: постановление ГД ФС РФ от 10 марта 1999 г. № 3728-П ГД // Ведомости ФС РФ. 1999. № 9, ст. 612.

Барсукова В.Н. Законодательное регулирование института чести и достоинства...

133

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

гражданина, его доброе имя и репутацию как высшую гуманитарную ценность, важнейший показатель достойной жизни и свободного развития человека. Проект закона охватывал практически все аспекты утверждения и защиты чести и достоинства человека, в том числе регулировал особенности конституционно-правовой защиты чести и достоинства гражданина (Глава III); гражданско-правовой защиты чести и достоинства гражданина (Глава IV); административно-правовой защиты чести и достоинства гражданина (Глава V); уголовно-правовой защиты чести и достоинства гражданина (Глава VII). Делался акцент на особенностях защиты отдельных категорий граждан, к которым были отнесены: дети, инвалиды, пожилые люди, умершие, женщины, лица наемного труда, предприниматели, кандидаты на избираемые должности, депутаты, должностные лица (Глава VIII). Глава X формулировала гарантии исполнения настоящего Федерального закона. Таким образом можно констатировать факт, что законодателем была предпринята попытка сконструировать полноценный кодифицированный акт, направленный на регулирование такого важнейшего правового института, как институт чести и достоинства личности.

К сожалению, данный закон так и не был принят. Вместе с тем, подводя итог всему сказанному, хотелось бы отметить, что основным недостатком современного законодательства в области регулирования института чести и достоинства личности является фрагментарность, разбросанность нормативного материала по различным нормативным актам, что как минимум делает правоприменение неудобным, а как максимум ведет к возникновению различного рода противоречий и пробелов, следствием чего является нестабильность режима всеобщего уважения к чести и достоинству гражданина России. Вероятно, содержание закона, регулирующего порядок реализации и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на защиту чести и достоинства, нуждается в совершенствовании. Вариант проекта, созданный более 10 лет назад, безусловно, устарел, он требует корректировки с учетом требований времени и условий изменившихся за прошедшие годы жизненных реалий. Тем не менее очевидно, что его значимость трудно переоценить. Следует отметить, что обозначенный закон должен быть создан именно в форме кодифицированного акта, что обусловлено широтой регулируемых категорий и разнообразием механизмов их защиты. Вторым направлением в совершенствовании правового регулирования института достоинства личности видится в тщательной ревизии и модернизации отечественного законодательства, регулирующего обеспечение и защиту основных конституционных прав граждан, поскольку ущемление, нарушение или недостаточная реализация любого из них является залогом нарушения права на честь и достоинство.

134

Юридическая техника. 2015. № 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.