• ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ
Законодательное обеспечение
в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства
е.с. москвичев, заместитель министра транспорта РФ
При подготовке любых законодательных и нормативных правовых актов в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Министерством транспорта Российской Федерации в обязательном порядке учитываются вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Перед Министерством транспорта Российской Федерации стоят серьезные задачи по созданию и совершенствованию законодательной базы в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, отвечающие современным требованиям рыночных отношений.
И мы решаем эти задачи, учитывая и взаимоувязывая интересы государства, пользователей услуг транспорта и автоперевозчиков различных форм собственности.
Проект каждого нормативного правового акта, регулирующего указанную сферу деятельности, проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции на предмет обеспечения безопасности дорожного движения, и в этом плане мы получаем большую поддержку в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Мы видим комплексное решение вышеназванных задач в формировании долговременной государственной транспортной политики, в рамках которой при принятии управленческих решений учитывается необходимость обеспечения безопасности транспортного процесса.
Одобренная правительством страны Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года включает разделы, связанные с обеспечением безопасности движения, в частности:
• развитие транспортной инфраструктуры;
• внедрение современных перевозочных, управленческих и информа-
ционных технологий и развитие систем мониторинга транспортного процесса;
• обеспечение пользователей безопасной техникой;
• обеспечение мер по регулированию процесса автомобилизации в городах.
Наиболее значимым законом, который принят в минувшем году, является федеральный закон «Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта».
Устав определяет общие условия перевозок грузов, пассажиров, ручной клади и багажа автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом, а также общие условия оказания услуг на объектах транспортной инфраструктуры.
Закон регулирует отношения в области перевозок грузов, пассажиров, ручной клади и багажа, взымания провозной платы и расчетов за перевозку, ответственности перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, грузовладельцев и пассажиров.
Предусматривается, что в его развитие будут утверждены общие и специальные правила перевозок грузов автомобильным транспортом, правила перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным пассажирским транспортом.
Сегодня проекты данных правил разработаны и проходят соответствующие согласования.
В то же время необходимо отметить, что Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации не охватывает всех проблем, свя-
занных с регулированием автотранспортной деятельности.
Законодательство Российской Федерации относит организацию транспортного обслуживания населения во всех видах сообщения, кроме межрегионального и международного, к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В то же время полномочия указанных органов власти в части организации транспортного обслуживания населения законодательно не определены. Поэтому в условиях этой правовой неопределенности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, которыми устанавливаются механизмы административного регулирования данного рынка. Однако эти решения то и дело опротестовываются антимонопольными органами как противоречащие принципам свободной конкуренции, установленным федеральным законом «О защите конкуренции».
В целях устранения этой коллизии Минтрансом России разработан проект федерального закона «Об основах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации». В настоящее время данный законопроект готов к рассмотрению во втором чтении на осенней сессии Государственной Думы.
Законопроект определяет полномочия и обязанности местных органов власти, связанные с обеспечением доступности услуг пассажирского транспорта для отдельных категорий граждан.
Таким образом, предложенное в законопроекте решение позволит в полной мере реализовать принцип разграничения полномочий в области организации транспортного обслуживания на-
ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ •
Наиболее значимым законом, который принят в минувшем году,
является федеральный закон «устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта».
селения между органами власти различных уровней.
Основополагающим законом в такой важной сфере, как автомобильные дороги, влияющим на безопасность дорожного движения, является федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».
Законом установлены единые правовые основы деятельности в области проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания, эксплуатации и использования федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог субъектов Российской Федерации, муниципальных и частных автомобильных дорог, а также управления ими; в классификации автомобильных дорог в Российской Федерации; в специальной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в дорожной сфере; в создании четкой системы прав и обязанностей организаций и граждан, участвующих в дорожной деятельности или использующих автомобильные дороги.
В настоящее время осуществляется разработка порядка 25 подзаконных актов данного федерального закона, в том числе:
• Требования к обеспечению автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса;
• Правила формирования и ведения единого государственного реестра автомобильных дорог;
• Общие требования к осуществлению контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог, содержания и ремонта автомобильных дорог, оценке технического состояния автомобильных дорог;
• Обязательные требования к эксплуатации железнодорожных переездов;
• Определение размера и возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов и т.д.
В 2007 году подготовлено и принято постановление Правительства Российской Федерации «О нормативных денежных затратах на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета», которое определяет объемы финансирования исходя из наличия автомобильных дорог, нормативной периодичности работ (межремонтных сроков для ремонтных работ и цикличности работ по содержанию) и удельных норм финан-
сирования, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Кроме того, издан приказ министерства «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них».
Наиболее сложная ситуация, связанная с обеспечением безопасности дорожного движения, складывается в сфере организации дорожного движения, особенно в крупных городах (мегаполисах). В этом плане целесообразно создание федеральной вертикально интегрированной структуры, ответственной за организацию дорожного движения.
Одним из основных направлений совершенствования организации дорожного движения, наряду с дорожным строительством, является комплексное совершенствование системы управления транспортными потоками, основанное на применении современных технических средств, телекоммуникационных и информационных технологий.
Наибольший эффект достигается при создании интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающих интегрированное управление транспортом, способное значительно повысить эффективность функционирования всех элементов транспортной инфраструктуры, в том числе безопасности дорожного движения.
Интеллектуальная транспортная система (ИТС) — это комплексная интегрированная система информационного обеспечения и управления наземным городским транспортом, в том числе индивидуальным, основанная на применении современных информационных и телекоммуникационных технологий и методов управления.
Поэтому Минтрансом России сегодня настойчиво проводится работа по внедрению таких систем на наиболее загруженных автодорогах федерального значения (М-4 «Дон», М-1 «Беларусь», М-10 «Москва — Санкт-Петербург).
Планируем оборудование этими системами вновь строящихся автодорог и в первую очередь автодорог, предусматривающих взымание платы за проезд по ним.
С целью повышения безопасности дорожного движения в рамках реформы технического регулирования министерством запланирована разработка ряда технических регламентов, предъявляющих технические требования по безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, при эксплуатации автотранспортных средств и городского электрического транспорта, автотранспортным средствам для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, а также требования к безопасности при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог.
Министерством также подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О реализации на территории Российской Федерации Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки», который в настоящее время проходит стадию согласования. Он должен расширить сферу применения технических средств контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей (тахографов), включив в нее внедрение и использование цифровых тахографов. Его принятие должно сыграть положительную роль в повышении безопасности дорожного движения, в том числе, путем принятия мер в обеспечении подготовки и аттестации сотрудников контролирующих органов, должностных лиц автотранспортных предприятий, водителей по вопросам использования тахографов, разработки порядка осуществления государственного контроля за использованием тахографов, установления ответственности должностных лиц и водителей за нарушения, связанные с несоблюдением правил использования тахографов, а также за превышение допустимого времени управления автотранспортными средствами.
Кроме этого, ведется совместная работа по другим законодательным актам, затрагивающим сферу обеспечения безопасности дорожного движения, разработкой которых занимаются различные органы власти.