Научная статья на тему 'Законодательная техника в юридической науке: теоретико-правовые особенности'

Законодательная техника в юридической науке: теоретико-правовые особенности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3436
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСТВО / LAW-MAKING / PRECEPTS OF LAW / КОДИФИКАЦИЯ / CODIFICATION / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА / LEGISLATIVE EQUIPMENT / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / LEGAL CULTURE / СУБЪЕКТ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / SUBJECT OF LEGISLATIVE PROCESS / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочубей Анна Григорьевна, Болдырев Сергей Николаевич

В статье рассматриваются теоретико-правовые особенности категории «законодательная техника». На основе анализа различных подходов к ее определению автор приходит к выводу, что законодательная техника не является отвлеченным набором правил, а служит средством повышения качества законодательства, устранения его недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE TECHNIQUE IN LEGAL SCIENCE: THEORETICAL AND LEGAL FEATURES

In article theoretical legal features of the category "legislative equipment" are considered. On the basis of the analysis of various approaches to its definition the author comes to a conclusion, that the legislative equipment isn't an abstract set of rules, and serves as means of improvement of quality of the legislation, elimination of its shortcomings.

Текст научной работы на тему «Законодательная техника в юридической науке: теоретико-правовые особенности»

го способов формулирования норм. Так, часто норма приводится в одной статье, которая излагает ее содержание и элементы, что принято именовать прямым способом. В отличие от прямого способа, отсылочный способ характеризуется ссылкой гипотезы, диспозиции или санкции либо на другую статью документа, в котором формулируется данная норма, либо на другой нормативно-правовой акт. Данный прием направлен на более сжатое изложение нормативного массива, исключающее повторы. Поскольку нормативные предписания логически связаны, будучи объединенными предметом и темой акта, отсылка к другому акту, включающему соответствующие нормы, выглядит логически последовательной и корректной с точки зрения юридической техники.

Литература

1. Проблемы юридической техники: сборник статей / под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2000.

2. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: сборник статей: в 2-х т. / под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2001.

3. Законодательная техника: научно-практическое пособие / под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000,

4. Власенко Н. А. Основы законодательной техники: практическое руководство. Иркутск, 1995.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1984.

6. Иванчин А. В. Уголовно-правовые конст-

рукции и их роль в построении уголовного законодательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ярославль, 2002.

7. Кашанина Т. В. Логика права как элемент юридической техники // Журнал российского права. 2008. № 2.

8. Максимова Е. В. К вопросу о приемах юридической техники, применяемых при изложении нормативно-правовых предписаний федеральными органами исполнительной власти // Юридический мир. 2009. №9 5.

9. Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2.

10. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника / под ред. Д. А. Керимо-ва. М., 1974.

11. Бабаев В. К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория государства в схемах и определениях: учебное пособие. М., 1999.

12. Алексеев С. С. Проблемы теории права: курс лекций: в 2-х т. Свердловск, 1973. Т. 2.

13. Добров А. С. Формирование права без законодателя (Очерки по теории источников права) . Ч. 1: Обычное право // Вестник гражданского права. 2010. № 3.

14. Рассказова Н. Ю. Последствия исполнения обеспечительного обязательства // Вестник гражданского права. 2010. № 6.

15. Толстик В. А. Иерархия источников российского права: дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2002.

16. Болдырев В. А. О юридических лицах публичного права // Журнал российского права. 2008.№ 11.

А. Г. Кочубей, С. Н. Болдырев

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В статье рассматриваются теоретико-правовые особенности категории «законодательная техника». На основе анализа различных подходов к ее определению автор приходит к выводу, что законодательная техника не является отвлеченным набором правил, а служит средством повышения качества законодательства, устранения его недостатков.

Ключевые слова: правотворчество, правовые нормы, кодификация, законодательная техника, правовая культура, субъект законотворческого процесса.

В современной юридической науке существу- сти, Д. А. Керимов отмечает, что успешная деятель-ет объективная необходимость исследования кате- ность по созданию законов и иных нормативно-гории «законодательная техника» как фундамен- правовых актов зависит от правовой культуры за-тальной части понятия «юридическая техника». конодателя, его подлинно творческого отношения Это обусловлено, в первую очередь, важностью дан- к своей миссии, от владения юридической наукой ного термина для юридической науки. В частно- и приемами законодательной техники [ 1, с. 6].

В литературе законодательной технике дается немало различных определений. Ю. А. Тихомиров называет законодательную технику «юридическим искусством отделки правового материала» [2, с. 111]. В своей работе «Теория закона» он определяет законодательную технику как «систему правил и приемов подготовки наиболее совершенных и целесообразных по форме и структуре проектов нормативных актов» [3, с. 213]. Заметим, что в данном случае остаются неохваченными такие проблемы, как определение предмета правового регулирования, техника внесения изменений и поправок.

А. Ф. Черданцев пишет: «Законодательная (нормотворческая) техника - это совокупность правил, приемов, средств и способов подготовки, составления и оформления нормативных актов» [4, с. 367]. М. К. Юков связывает законодательную технику с моделированием общественных отношений и называет ее «конкретно-технологическим элементом правотворчества» [5, с. 45].

По мнению Р. Книпера и В. Назаряна, «законодательная техника - это система теоретически осмысленных и обоснованных правил - способов, методов и приемов разработки, наиболее совершенных по своей форме и структуре проектов законов и других нормативных актов, характеризующая правотворческую деятельность, которая обеспечивает точное и полное соответствие изложения положений, исчерпывающий охват регулируемой сферы в нормативном акте, ясность и доступность правового материала» [6].

С точки зрения А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина и В. Е. Крутских, законодательная техника представляет собой совокупность правил, методов, средств и приемов (инструментов), используемых субъектами законодательного процесса для организации и осуществления законодательной деятельности [7].

Л. Л. Кругликов под законодательной техникой понимает совокупность средств и приемов, используемых для придания содержанию норм соответствующей формы [8, с. 259]. По мнению А. В. Иванчина, «законодательная техника представляет собой систему средств, приемов и правил, используемых для наиболее точного и последовательного выражения воли законодателя в нормативных актах» [9, с. 28].

Все многообразие определений рассматриваемого понятия достаточно полно отражает следующее высказывание: «Законодательная техника - это совокупность исторически и практически сложившихся при определенной системе законодательства правил наиболее рационального составления и правильного изложения правовых

институтов, норм и статей в правовых актах в целях наиболее совершенных форм их выражения» [10, с. 6].

Основываясь на вышеизложенных подходах к изучению юридической техники, отметим дис-куссионность проблемы природы законодательной техники. Одни авторы утверждают, что законодательная техника представляет собой определенную часть правовой науки, известную теорию. Например, А. А. Ушаков писал: «Все вопросы, связанные с общим учением о законодательной системе, ее структуре, ее построении, разрешает особая область юридических знаний. Назовем ее законодательной техникой» [10, с. 6]. В качестве возражения против данной позиции в литературе указывается, что при таком решении вопроса может создаться ошибочное впечатление, что предмет законодательной техники сводится к предмету науки права или «.. .будто предмет теории права совпадает с предметом законодательной техники. Но законодательная техника имеет сугубо прикладной характер, не вскрывает закономерностей развития права и поэтому не может считаться самостоятельной наукой» [10, с. 6].

Сторонники другого подхода полагают, что законодательная техника не имеет никакого отношения к юридической науке, а основывается лишь на достижениях практики. Такой точки зрения придерживаются И. К. Ильин и Н. В. Миронов, считающие ее «совокупностью определенных, выработанных опытом и проверенных практикой приемов и методов работы по подготовке и изданию различных правовых актов нормативного и ненормативного характера» [10, с. 7]. Следует согласиться с мнением, что при таком подходе совершенно неправомерно забывать о научной обоснованности правил законодательной техники, о необходимости использования при их формировании достижений различных, в том числе правовых, наук [10, с. 7].

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на то, что в данном определении к законодательной технике относятся и методы подготовки актов ненормативного характера, что приводит к неоправданному расширению содержания этого понятия и делает излишним, ненужным само слово «законодательная», относящееся к нормативным актам.

Высказывается также мнение, что законодательная техника представляет лишь степень совершенства (технического) самого законодательства и даже, более того, уровень профессионального мастерства, искусства законодательствова-ния. Данную точку зрения, в частности, разделяет Ф. В. Тарановский [10, с. 7]. Представляется

справедливым выражение, что при подобном решении вопроса законодательная техника вовсе лишается объективных основ, возможности научного анализа при конструировании правовых норм, отраслей и институтов законодательства, а сама деятельность по созданию правовых норм объявляется уделом лишь избранных, особо одаренных людей, способных создавать совершенные акты [10, с. 6].

Между тем в законодательной технике переплетаются элементы и науки, и практики, и юридического мастерства. Особо следует подчеркнуть необходимость опоры законодательной техники на научные разработки. В то же время нормативные акты, стиль их изложения не должны быть оторваны от практики [11, с. 92; 12, с. 106-108].

Разумеется, нельзя отделять законодательную технику и от процесса правотворчества в целом. Правотворчество характеризуется органическим единством трех компонентов - познания, деятельности и результата. Предпосылкой создания регионального закона должно стать познание условий, факторов и обстоятельств тех развивающихся общественных отношений, правовое регулирование которых обусловлено нуждами социального прогресса соответствующего субъекта Федерации и России в целом [13, с. 18].

Отметим, что ряд авторов соотносит понятие законодательной техники с правотворческими ошибками, дефектами законодательства [14, с. 351-353; 15, с. 136-142]. На наш взгляд, рассмотрение законодательной техники в данном аспекте является необходимым, так как она не должна оставаться отвлеченным набором правил, а призвана служить средством повышения качества законодательства, устранения пробелов в нем.

А. Нашиц и некоторые другие ученые предлагают рассматривать законодательную технику в широком и узком значении. Законодательная техника в широком смысле - это вся деятельность по разработке решений, при помощи которой подготавливаются средства, необходимые для проведения в жизнь принципов и установок законодательной политики. Законодательная техника в этом случае охватывает собой и операции по подготовке правовых норм с точки зрения их существа, содержания, и операции, при помощи которых решения, по существу, приобретают свою специфическую форму выражения [16, с. 138].

Сторонники широкого подхода пытаются охватить данным понятием, наряду с техническими операциями по созданию нормативных предписаний, иные правотворческие компоненты -

организационно-процедурные правила законо-подготовительной деятельности.

Так, Д. А. Керимов, Л. С. Явич и их соавторы отмечают, что правила законодательной техники регулируют, в частности, «вопросы организации законоподготовительной деятельности: составление и редактирование законопроектов, согласование их с заинтересованными ведомствами, получение необходимых виз и заключений, предварительное обсуждение проектов, в том числе и всенародный референдум» [17, с. 44-47; 18, с. 185]. В содержание законодательной техники включают в этом случае также нормы, закрепляющие основную правотворческую процедуру (законодательную инициативу, порядок внесения и рассмотрения проектов и другое) [17, с. 5], организационно-методические правила перевода актов с одного языка на другой [19, с. 9; 20, с. 7], а также указание даты и места их принятия, подпись должностного лица.

На наш взгляд, обоснованной является позиция А. В. Иванчина, который считает, что надлежащая организация работы по подготовке проектов нормативных актов, процедура их принятия и подписания играют, безусловно, важную роль в правотворчестве, но непосредственного отношения к выработке нормативных предписаний не имеют. Процедурно-организационные правила лишь регулируют специфические социальные связи, которые возникают при решении собственно технических вопросов - при определении стиля, языка, логики и структуры нормативных актов[9, с. 12-29].

Верно было подмечено Л. Л. Кругликовым, что при столь широкой трактовке законодательная техника «смыкается с понятием правотворчества, нормообразования, с технологией подготовки, обсуждения, принятия и опубликования правовых актов...» [21, с. 4].

Как полагает Е. В. Ильюк, законодательная техника, рассматриваемая в широком смысле, тождественна теории правотворчества [22, с. 6]. В данном случае вряд ли можно вести речь о тождестве, поскольку теория правотворчества не исчерпывается процедурными и техническими вопросами. Но тенденция включения в содержание данной техники практически всех правотворческих компонентов, свойственная широкому подходу, обозначена верно.

Уязвимость такой трактовки законодательной техники осознают и ее приверженцы. Например, Ю. А. Тихомиров признает, что он и другие сторонники широкого понимания техники «сближают ее с элементами законодательного процесса» [23, с. 9]. Упомянутое «сближение», заметим,

выразилось в том, что коллективный труд о законодательной технике, редактором которого является Ю. А. Тихомиров, «ровным счетом ничего не оставил на долю теории законотворчества». В этой работе проанализированы не только организационно-процедурные вопросы, но и сущностные аспекты правотворчества - познание объективных закономерностей. «Однако, - поясняет далее ученый, - авторы считают такое "расширенное наполнение" оправданным, поскольку оно способствует более строгой связи содержательных и формально-юридических средств подготовки законов» [23, с. 9].

При этом отметим, что никто не отрицает тесной связи между познавательными, содержательными, формальными и организационно-процедурными элементами правотворчества. Более того, есть все основания именовать их соединение «сплавом». В то же время тесная взаимосвязь этих компонентов отнюдь не приводит к потере ими самостоятельности. Задача правовой науки состоит именно в том, чтобы, изучая правотворчество в комплексе, вычленить его составляющие и подвергнуть их анализу. Только такой подход создает благоприятные условия для их дальнейшего синтеза с теорией правотворчества.

Таким образом, следует признать несостоятельной широкую трактовку законодательной техники, по сути, «растворяющую» ее в понятии правотворчества.

Согласно узкому подходу под законодательной техникой подразумевают совокупность средств, приемов, методов, операций и тому подобных компонентов, задействованных в процессе выработки нормативных актов с целью обеспечения их совершенства [9, с. 12-29].

Так, А. Нашиц связывает законодательную технику со стадией собственно технического построения норм с присущими ей техническими средствами и приемами [16, с. 138].

Что касается данного подхода, то предвестником его явилось учение Иеремии Бентама, который исследовал проблемы внешнего оформления права. Многочисленные его последователи отождествили законодательную технику с его «нормографией», то есть с вопросами языкового оформления правовых норм и структуризацией нормативных актов.

Некоторые ученые решили не ограничивать законодательную технику рамками внешнего оформления права, добавив вопросы выработки структуры права (А. А. Ушаков, Д. А. Ковачев, С. С. Алексеев) [24, с. 82-83]. Данная позиция представляется правильной, но и она, на наш взгляд, нуждается в дальнейшем развитии.

Сторонники узкого понимания законодательной техники отмечают, что она не относится к содержанию права. Еще Р. Иеринг подчеркивал, что вопрос о материальной пригодности права не принадлежит к технике права [25, с. 22].

А. В. Наумов полагает, что исключение содержательно-правового аспекта вообще является главным в подходе к определению законодательной техники.

На наш взгляд, эти высказывания представляются верными в том смысле, что законодательная техника не участвует в выработке сути правовой нормы. Что касается содержания права, то к нему упомянутая техника имеет самое прямое отношение.

Литература

1. Керимов Д. А. Законодательная техника. М., 1998.

2. Тихомиров Ю. А. О правилах законодательной техники // Журнал российского права. 1999. № 11.

3. Тихомиров Ю. А. Теория закона. М., 1982.

4. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. М., 1999.

5. Юков М. К. Место юридической техники в правотворчестве // Правоведение. 1979. № 5.

6. Книпер Р., Назарян В. Очерки к проблеме законодательной техники. Эшборн, 1999.

7. Сухарев А. Я., Зорькин В. Д., Крутских В. Е. Большой юридический словарь. М., 2004.

8. Кругликов Л. Л. О понятии законодательной техники // Вестник ВГУ. Серия «Гуманитарные науки». 2005. № 1.

9. Иванчин А. В. Уголовно-правовые конструкции и их роль в построении уголовного законодательства: дис. ... канд. юрид. наук. Ярославль, 2003.

1 0. Законодательная техника / под ред. Д. А. Керимова. Л., 1965.

11. Керимов Д. А. Культура и техника законотворчества. М., 1991.

12. Боботов С. В. Техника издания буржуазного законодательства // Право и правотворчество: вопросы теории. М., 1982.

13. Чевычелов В. В. Юридическая конструкция в современном российском праве (проблемы теории и практики). Н. Новгород, 2007.

14. Баранов В. М. Истинность норм советского права: проблемы теории и практики. Саратов, 1989.

15. Рабинович П. М. Юридическая техника законотворчества в Украине: общие проблемы // Журнал российского права. 2000. № 4.

16. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974.

17. Керимов Д. А. Кодификация и законодательная техника. М., 1962.

18. Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / под ред. С. Н. Бра-туся и И. С. Самощенко. М., 1962.

19. Пиголкин А. С. Подготовка проектов нормативных актов (организация и методика). М., 1966.

20. Бойко Л. М. Законодательная техника (теория и практика): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ташкент, 1984.

21. Кругликов Л. Л. О средствах законодательной техники в уголовном праве // Проблемы юри-

дической техники в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. Ярославль, 1996.

22. Ильюк Е. В. Законодательная техника построения диспозиции статьи уголовного закона: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1989.

23. Законодательная техника: научно-практическое пособие / под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000.

24. Ушаков А. А. О понятии юридической техники и ее основных проблемах // Ученые записки ПГУ им. А. М. Горького. Пермь, 1961. Т. XIX. Вып. 5.

25. Иеринг Р. Юридическая техника: пер. с нем. СПб., 1906.

А. И. Овчарова

ПРИНУЖДЕНИЕ И УБЕЖДЕНИЕ КАК МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

В статье предпринимается попытка рассмотреть такие методы государственного управления, как принуждение и убеждение, в качестве системы способов воздействия политической власти и государства на сознание и поведение людей в обществе. Автор рассматривает принуждение не только как метод, но и как элемент содержания власти, а убеждение - как не всегда достаточное средство воздействия на отдельные категории граждан.

Ключевые слова: политическая власть, принуждение, убеждение, насилие, общество, государство.

В современном обществе проблема принуждения и убеждения является проблемой методов государственного и негосударственного управления политическими, экономическими, социальными, духовными процессами, а также проблемой методов регулирования взаимоотношений между людьми.

Принуждение и убеждение как методы государственного управления, представляющие собой систему способов организующего воздействия политической власти, государства (органа управления, должностного лица) на сознание и поведение людей, выступают необходимым условием нормального функционирования общества в целом, любого государственного объединения и процесса управления.

Политическая власть тесно связана с властью государственной даже по той причине, что доминирующей социальной группе для полного осуществления своей политической власти и воли в отношении объектов власти необходимо обладать рычагами государственной власти.

Субъект власти может использовать различные доступные ему средства властвования: убеждение, принуждение, манипуляция, авторитет, стимулирование, поощрение и другие.

Тем не менее независимо от форм своего внешнего проявления власть всегда имеет принудительный характер, потому что направлена на подчинение воли конкретного общества единой воле коллектива, доминирующей или руководящей в нем. В связи с этим одним из основных признаков любой власти выступает принуждение различного характера, который определяется с помощью установления его причин, целей, методов и способов осуществления, а также интересов конкретных субъектов властеотношений.

Способы осуществления власти зависят от характера противоречий в том или ином обществе и от самой власти, ее природы и условий реализации, поэтому принуждение можно рассматривать не только как метод, формирующий состояние подчиненности субъектов, являющийся властным велением или прямым действием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.