Д. Шандру, В. Наумов
Зоьон о профсоюзом Республики МолЗоВо: степень эффективности
Процесс перехода Республики Молдова к рыночной экономике происходит с большими трудностями и неисчислимыми социальными издержками. Ситуацию ухудшил мировой экономический кризис, снизивший доходы, потребление и покупательную способность населения. Он имел прямые негативные последствия в областях, жизненно важных для существования самого человека — в здравоохранении, образовании, культуре, уважении к букве закона. Эта реальность обусловливает необходимость определения рамок, принципов и механизмов социальной защиты, которая становится инструментом социальной политики государства.
В рамках тенденции европейской интеграции Республики одним из общих требований к странам-кандидатам является гармонизация их законодательств с основополагающими принципами прав человека в такой мере, чтобы они применялись и в качестве правовых норм, и в юридической практике.
Среди основных категорий прав и свобод присутствуют права, кото-
рые осуществляются индивидуально и могут быть проанализированы самим человеком, а также основные коллективные права, осуществляемые отдельными людьми, но в социальном контексте.
Статус социально равноправного партнера международного уровня обязывает государство к специфическому регламентированию прав трудящихся и, как следствие, к постоянному признанию свободы объединения, создания организаций, представляющих интересы работников.
Правовое регулирование образования профессиональных союзов, присоединения к организациям, отстаивающим интересы и права трудящихся, имеет важное значение, особенно для стран, включая Молдову, стремящихся вступить в Европейский союз. Этим государствам предстоит перейти от реалий стран с зарождающейся демократией (как результату отказа от тоталитарной системы) к практике консолидированной демократии европейских государств, от традиционного понимания коллек-
тивных прав — к европейскому их видению.
Главные права работающего человека и, в частности, право на объединение в профессиональные союзы, нашли отражение в международных правовых актах и конституциях развитых стран. Международные документы принципиального значения, такие, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) разделяют основные права и свободы человека на две большие категории:
■ гражданские и политические права и свободы;
■ социальные, экономические и культурные права и свободы.
Право создавать профессиональные союзы и вступать в них — не только конституционное право, но и фундаментальное право, установленное Всеобщей декларацией прав человека. В соответствии с Филадельфийской декларацией о целях и задачах МОТ, свобода объединения в профессиональные союзы представляется необходимым условием для прогресса и развития общества.
Профсоюз создается тогда, когда работники или группа других людей решили объединиться для защиты своих профессиональных, экономических, культурных и социальных прав и интересов. Происходящие в Молдове социально-экономические реформы потребовали разработки новых принципов профсоюзного движения, а также гарантий свободы деятельности профессиональных союзов в деле защиты законных прав и интересов своих членов. В качестве основы для правовой базы организации и деятельности профсоюзов служит
Закон о профессиональных союзах Республики Молдова, принятый Парламентом Республики 7 июля 2000 г.
Базовые принципы профсоюзного права закреплены в Конституции Республики Молдова, а также в ратифицированных ее Парламентом Всеобщей декларации прав человека, Пакте о гражданских и политических правах и Пакте об экономических, социальных и культурных правах, в основополагающих конвенциях Международной организации труда (Конвенции № 87, 98, 135 и др.).
Институт труда Национальной конфедерации профсоюзов Молдовы провел широкомасштабное исследование, которое было направлено на выявление как положительных сторон эффективности применения положений Закона о профессиональных союзах в Республике Молдова на протяжении последних 10 лет, так и на установление необходимости усовершенствования его норм (и в целом законодательства по социальным проблемам).
В целях анализа практики применения положений Закона о профессиональных союзах Институт труда инициировал социологический опрос, охвативший для изучения всего блока проблем более 1200 человек — членов профсоюзов, включая лидеров первичных профсоюзных организаций и уровня территорий, профсоюзных работников на национально-отраслевом уровне, специалистов и экспертов аппарата Национальной конференции профсоюзов Молдовы.
Социологический опрос был выбран в качестве метода исследования, так как он является составной частью количественных методов, используемых в социальных исследованиях, и может ответить на вопросы: кто и что,
как и сколько. В качестве главного его инструмента использовалась анкета, применение которой обеспечивало экономические преимущества, а также возможность выявить мнение большого числа людей наиболее простыми способами для последующего анализа при наименьшей затрате времени на проведение анкетирования. Кроме того, такой способ привычен для опрашиваемых.
В ходе проведенного социологического исследования учет велся по 1085 анкетам (115 были заполнены неправильно). Анализ его результатов показал, что 70% респондентов удовлетворительно оценивают содержание законодательной базы, регламентирующей деятельность профессиональных союзов страны. Оценку «неудовлетворительно» выставили 28% респондентов, а 2% не определились во мнении.
Совокупность юридических норм, обеспечивающих организацию и функционирование профсоюзов, их роль в обществе, особенности в отношениях с партнерами и органами государственной администрации, представляет собой профсоюзное право. Оно определяет характер и содержание законодательной базы, регламентирующей деятельность профсоюзов.
В настоящее время методы создания и организации отношений между социальными партнерами, развитие социального диалога, которому придан официальный статус, переговоры по конвенциям и коллективным договорам и разрешение трудовых конфликтов зафиксированы в отдельных документах. Часть проблем относится к механизмам функционирования рынка труда и позиционирования в них профессиональных союзов, отсутствию стандартов в сфере нормирования труда, что нередко порожда-
ет индивидуальные споры, жалобы и трудовые конфликты.
Несмотря на то что прошло более 10 лет с момента принятия Закона о профсоюзах, половина респондентов (50%) считают, что он вполне обеспечивает деятельность профессиональных союзов, 42% считают его несовершенным, 8% не дали ответа на вопрос. Положения данного Закона, регламентирующие права на объединение, функционирование, организацию и прекращение деятельности организаций работников, относятся как к первичным организациям, так и к федерациям и конфедерации, в которые члены того или иного профсоюза объединены. Они также распространяются на воинские части и органы внутренних дел с учетом особенностей, установленных законодательны -ми актами, которые определяют их правовой статус.
Сила любого профессионального союза определяется мерой сплоченности ее членов. Профсоюз остается единственным гарантом наличия рабочего места, и потому обеспечение его деятельности — необходимое условие построения свободного и процветающего общества. Исследование показал, что респонденты считают данное положение Закона (см. рис. 1) полностью функциональным. Конституция Республики Молдова, ее Трудовой кодекс и Закон о профессиональных союзах обеспечивают условия для создания, деятельности профсоюзных организаций как путем установления права работающих на объединение и регламентирования их роли в рамках социального партнерства, так и посредством наделения профсоюзов правами в части реализации их уставных задач. Самые значимые из них — это предоставленные законом права:
44%
25%
16%
15%
0%
Независимость Соблюдение Защита прав
профсоюзов профсоюзных прав членов профсоюзов
Не знаю
Создание профсоюзов
Ответы
Рис. 1. Ответы на вопрос «Какие положения Закона о профсоюзах не в полной мере функциональны?»
■ участвовать в разработке проектов нормативных актов посредством обязательной дачи заключений/отзывов;
■ обжаловать в установленном порядке нормативные акты, которые ущемляют трудовые, профессиональные, экономические и социальные права работников;
■ участвовать в переговорах по заключению коллективных договоров и коллективных конвенций в качестве представителя трудящихся;
■ осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями законодательства о труде и других нормативно-правовых актов, которые содержат положения трудового права, образовав собственные инспекции по труду или назначив уполномоченных по вопросам охраны труда;
■ выдвигать требования в адрес работодателей в части установления новых условий труда или изменения существующих, ведения коллективных переговоров, заключения, изменения и исполнения коллективного договора, на которые работодатель обязан дать письменный ответ в течение 5 рабочих дней;
■ участвовать в урегулировании трудовых конфликтов в рамках комиссии по примирению;
■ объявлять забастовки в случаях, если исчерпаны все пути урегулирования трудового конфликта в рамках процедуры примирения, предусмотренные Трудовым кодексом Республики.
Перечисленные выше права опираются на широкий круг гарантий, призванных обеспечить благоприятные условия для деятельности профсоюзного органа в трудовом коллективе (ст. 390 Трудового кодекса Республики Молдова и ст. 35 Закона о профессиональных союзах устанавливают для работодателей определенные обязательства). В то же время каждый четвертый (25%) респондент считает, что права профсоюзов соблюдаются не в полной мере. Этот внушительный процент позволяет говорить о необходимости образования на национальном уровне Центра по мониторингу нарушения прав профсоюзов. 44% анкетированных полагают, что положение Закона о независимости профсоюзов, гласящее: «Профсоюзы в своей деятельности независимы в отношениях с органами публичной власти всех уровней, политическими партиями, общественными ассоциациями, их деятельность не подлежит контролю с их стороны и не подчи-
няются им. Запрещено любое вмешательство, которое ограничивает право профсоюзов или препятствует их реализации», — не вполне функционально.
Реально свободное и независимое профсоюзное движение не может развиваться без соблюдения фундаментальных прав человека, и сегодня правительству Республики надо принимать меры, направленные на полную реализацию профсоюзных прав и других прав человека в атмосфере, лишенной насилия и давления, но обеспечивающей уверенность и соблюдение правопорядка. Свободные, активные и сильные профессиональные союзы, существующие для представления и защиты интересов работающих, призваны играть положительную роль в рамках предприятия, населенного пункта и всего общества, обеспечивая их социальную стабильность.
Суждение о том, что профсоюзы не в полной мере реализуют права по защите своих членов, высказали 16% респондентов, что на 1% больше, чем было в 2010 г. 15% опрошенных вообще не знают, какие положения Закона о профессиональных союзах не дей-
ствуют в жизни, что свидетельствует, в том числе, о слабой информированности работающих граждан о работе профсоюзов.
На вопрос «Верите ли вы, что узаконенные права профсоюзов соблюдаются?» «Да» ответили только 10% респондентов, 82% — «Частично» и «Нет» — только 6%.
Такое положение демонстрирует необходимость учета на Национальном уровне нарушений прав профсоюзов в специальном республиканском Регистре. На вопрос «Считаете ли Вы, что профсоюзы независимы от органов власти?» «Да» ответили только 21% респондентов, 71% ответили — «Частично», «Нет» — только 6% респондентов (рис. 2).
Таким образом, проведенное исследование показало, что наши респонденты имеют вполне четкое, определенное мнение по данному вопросу.
Проведенное исследование выявило доминирующую роль первичных профсоюзных организаций. 10% респондентов считают, что профессиональные союзы постоянно представляют и защищают законные права своих членов. Периодическое участие
71%
21%
6%
2%
Частично
Да
Нет
Не знаю
Ответы
Рис. 2. Ответы на вопрос «Считаете ли Вы, что профсоюзы независимы от органов публичной власти, политических партий, работодателей?»
и участие от случая к случаю (например, в переговорах по заключению коллективных договоров, в разрешении коллективных и индивидуальных трудовых споров) отметили 61% участников анкетирования. Это обозначает тревожную для всей профсоюзной системы проблему. Вызывает беспокойство и то, что 29% респондентов заявили — профсоюзы не представляют и не защищают права работников. По-прежнему высок процент работников, которые не знают, к какому отраслевому профсоюзу они относятся.
Правовое регулирование социального диалога (социального партнерства) осуществляется в Молдове на основании таких норм, как Закон № 154-ХУ от 28 марта 2003 г. «Трудовой кодекс Республики Молдова» и Закон № 245-XVI от 25 июля 2006 г. «Об организации и функционировании Национальной Комиссии по консультациям и коллективным переговорам и комиссий по консультации коллективных переговоров на уровне отраслей и на территориальном уровне». В числе других документов, обеспечивающих функционирование социального партнерства: Регламент Национальной Комиссии по консультациям и коллективным переговорам; Регламент — модель организации и функционирования комиссии по консультациям и коллективным переговорам на уровне отраслей на территориальном уровне и Типовой Регламент комиссии по социальному диалогу «работодатель — работники».
Процесс образования комиссий по консультациям и коллективным переговорам на разных уровнях происходит сложно; также непросто развивается социальное партнерство на территориальном уровне. В большинстве районов Республики практически нет
структур патронатов, что в ряде случаев делает невозможным создание дееспособных комиссий по консультациям и коллективным переговорам, в которых должны быть представлены все социальные партнеры. В итоге только 37% респондентов считают, что профсоюзы способны реализовать свое право ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров. И столько же полагают, что они реализуют это свое право лишь частично. Четверть участников анкетирования придерживаются мнения, что профессиональные союзы не пользуются этим фундаментальным правом, а 1% опрошенных не владеет ситуацией по данному вопросу.
Участие работников (при посредничестве профессиональных союзов) в принятии решений по снижению текучести кадров на предприятии, повышению заработной платы и улучшению условий труда, других текущих и перспективных проблем отражено на рис. 3.
Полученный результат, конечно, надо рассматривать, учитывая состав участников опроса. Половина из них представляет бюджетную сферу, и решение проблем, связанных с увеличением, к примеру, зарплаты зависит от успеха социального диалога на национально-отраслевом уровне.
Проблема оплаты труда — одна из самых острых для членов профсоюзов и требующих безотлагательного решения. Однако возможность ее увеличения в бюджетной сфере и в системе государственной службы в частности, напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Она в Молдове, безусловно, непростая, но профсоюзы намерены более активно участвовать в решении вопросов повышения заработной платы наемных работников, опираясь при этом на международные нормы.
От случая к случаю
44%
35%
16%
Привлекаются постоянно
Не
привлекаются
5%
Не знаю
Ответы
Рис. 3. Ответы на вопрос «Считаете ли вы, что рядовые члены профсоюзов привлекаются к решению проблем, связанных с увеличением зарплаты, улучшением условий труда?»
Сегодня профсоюзы также требуют принятия в срочном порядке закона «О прожиточном минимуме», который должен предусматривать установление минимальной зарплаты по стране на уровне прожиточного минимума, а также увеличения гарантированной зарплаты в реальном секторе экономики.
Отвечая на вопрос анкеты: «Каким вам видится отношение работодателей к профсоюзам?» — 19% респондентов назвали его позитивным, 56 — безразличным, 24 — негативным, а 1% не определились с ответом. И если негативное отношение хозяев производств, руководителей организаций можно объяснить деятельностью профсоюзов по защите интересов своих членов, то значительный процент безразличных к ним работодателей — уже серьезный повод для беспокойства, прежде всего на уровне первичных организаций. Такое безразличие нередко порождается бездеятельностью профсоюзных лидеров, их «беззубостью», полной лояльностью к деяниям администрации.
В этом контексте отметим фундаментальное право профсоюзов на ведение коллективных переговоров,
заключение коллективных договоров и осуществление контроля их выполнения. Закон о профессиональных союзах (ст. 35) и Трудовой кодекс Республики Молдова (ст. 390) обязывают работодателей:
■ выделять профсоюзному органу предприятия на безвозмездной основе помещение со всем оборудованием, обеспечивающим необходимые условия для его деятельности (включая: ремонт, отопление, освещение, услуги по уборке и охране);
■ предоставлять бесплатно транспортные средства, средства связи и информацию о деятельности предприятия (фирмы), объекты социально-культурного назначения (базы отдыха, оздоровительные лагеря для детей и подростков, находящиеся на балансе предприятия либо арендованные им);
■ осуществлять ежемесячный сбор членских профсоюзных взносов и перечислять их на расчетный счет соответствующего профсоюзного органа;
■ оплачивать из средств предприятия труд руководителя соответствующего профессионального органа, индивидуальный трудовой договор
которого был приостановлен в связи с избранием на выборную должность;
■ отчислять средства в размере до 0,15% фонда оплаты труда для использования их профсоюзом в целях, определенных коллективным договором.
Дополнительно законодательство предусматривает ряд гарантий, которые касаются персонально представителей работников, избранных в профсоюзные органы и участвующих в коллективных переговорах. Так, представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть подвержены дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены без предварительного согласия проф-органа. Лица, избранные в состав профсоюзных органов всех уровней и не освобожденные по основному месту работы, не могут подвергаться дисциплинарным взысканиям или быть переведенными на другую работу без выраженного в письменной форме предварительного согласия профсоюзного органа, членом которого они являются. Не освобожденным по основному месту работы членам выбранных профсоюзных органов предоставляется свободное от работы время для реализации прав и профсоюзных обязанностей с сохранением средней зарплаты. Работникам, индивидуальный трудовой договор которых приостановлен в связи с их избранием на должность в профсоюзные органы, после истечения срока мандата предоставляется прежнее рабочее место или, в случае его отсутствия, другая равнозначная работа или, с их согласия, труд на другом рабочем месте. Не допускается увольнение работников, избиравшихся в состав профсоюзных органов, в течение 2 лет после истечения мандата, за исключением слу-
чаев ликвидации предприятия либо совершения ими проступков, за которые действующее законодательство предусматривает возможность увольнения. Лица, участвующие в коллективных переговорах, в разработке проекта коллективного договора или коллективной конвенции, освобождаются по основному месту работы с сохранением средней зарплаты на срок, установленный по согласованию сторон, но не более чем на 3 месяца.
Учитывая названные выше нормы законодательства Республики Молдова, интересно проанализировать ответы участников анкетирования на вопрос «Считайте ли Вы, что работодатели несут ответственность за препятствия в осуществлении деятельности профсоюзов?»
Среди полученных ответов отметим 21% респондентов, которые считают, что работодатели не несут никакой ответственности за препятствия в деятельности профсоюзов. Это означает, в частности, то, что примерно такой процент руководителей в большей или меньшей степени мешают работе первичных профорганизаций. Решение проблем в области прав профсоюзов обеспечивается выработкой и безусловной реализацией юридического механизма на основе положений международного права, которые ратифицировала Молдова.
В настоящее время ст. 37 Закона о профессиональных союзах Республики Молдова предусматривает, что лица, виновные в воспрепятствовании реализации законной деятельности профсоюзов, несут ответственность, включая и административную, и уголовную, в соответствии с законодательством. Однако на практике эти нормы наказания не применяются. Профессиональные союзы Молдовы
неоднократно вносили в правительство Республики конкретные предложения по введению административной и уголовной ответственности за нарушение своих прав, в том числе предусмотренных международным Пактом об экономических, социальных и культурных правах. К сожалению, они не были поддержаны. Мотивировалось это тем, что применение уголовного и административного кодексов в части нарушения законодательства о профессиональных союзах неуместно, поскольку по своему характеру подобные нарушения не являются социально опасными. В некоторых случаях нарушений прав профсоюзов возможно наказание представителей администрации на основании ст. 41 Закона «О применениях и дополнениях Кодекса об административных правонарушениях» (№ XVI от 22 марта 2007 г.), который предусматривает штрафы за нарушение законодательства о труде. Как полагают авторы, применение соответствующей статьи правомерно с учетом того обстоятельства, что права профсоюзов широко регламентиро-
ваны в Трудовом кодексе Республики (разделы II и XIII).
Представленный ниже рис. 4 отвечает на самый злободневный вопрос: почему на многих молдавских предприятиях нет профсоюзных организаций.
Как видно, самый высокий процент при ответе на поставленный вопрос (46%) относится к нежеланию работодателей иметь дело с профсоюзами. Показатель 31% есть следствие того, что работающие не информированы о реальной пользе для себя лично быть членом профессионального союза. 18% опрошенных не считают необходимым наличие такой организации в их коллективе. Второй показатель, охватывающий 1/3 всех опрошенных, заставляет молдавские профсоюзы перестраивать свою информационную работу и начать широкую популяризацию преимуществ, которые дает членство в профессиональном союзе и создание на предприятии (в организации) активно функционирующей первичной организации, ее актива и профкома.
46%
31%
Работодатели против существования профсоюзов
Работники не информированы
о выгоде быть членом профсоюза
18%
5%
Не считают необходимым существование профсоюзов
Не знаю
Ответы
Рис. 4. Причины отсутствия профсоюзов в некоторых трудовых коллективах
Их эффективная деятельность предполагает:
■ контроль за охраной труда, безопасностью рабочего места и защитой окружающей среды;
■ возможность членов профсоюза бесплатно получать юридическую консультацию по вопросам защиты своих законных прав и интересов;
■ полноценное представление прав на местном, территориальном и национальном уровнях, позволяющее решать вопросы, связанные с приватизацией, оплатой труда, дополнительным рабочим временем, отпусками и условиями труда после консультации с избранными представителями работников, а также предпринимать коллективные действия для защиты интересов работников или улучшения экономического положения предприятия:
■ информирование работников об услугах, оказываемых национально-отраслевыми профсоюзными центрами, Национальной конференцией профсоюзов Молдовы и одновременно работодателей и правительства о проблемах, вызывающих озабоченность профсоюза;
■ участие в акциях солидарности,
организуемых национальными и международными профсоюзами.
Оценивая наиболее действенные методы и средства, позволяющие защитить работников — членов профсоюзов, за переговоры высказался 71% респондентов, за консультации — каждый 4-й (25%), за осведомление государственных органов о возникших проблемах — 3%, за акции протеста — 1%. Не определившихся по данному вопросу не оказалось.
Примечательно то, что абсолютное большинство участников анкетирования уверены в эффективности использования мирных средств для представительства, защиты социально-трудовых прав и интересов членов профессиональных союзов. Этот результат, как полагает автор, в значительной степени объясняется присутствием п. 2 ст. 15 в Законе о профессиональных союзах. Именно он обязывает работодателей и их ассоциации, органы публичной власти вести коллективные переговоры с профсоюзами по трудовым и социальным проблемам, а также заключать коллективные договоры в случаях, когда профсоюзы выступают с такими предложениями. Более
1 44%
24%
1%
Новаторские
Соответствующие реальности
Устаревшие
Не знаю
Ответы
Рис. 5. Ответы на вопрос «Как вы оцениваете методы деятельности профсоюзов на современном этапе?»
того, п. 4 предполагает профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров и отстранение должностных лиц, виновных в нарушении законодательства в этой области.
Основной вывод из проведенного исследования заключается в том, что профсоюзное движение в Республике Молдова представляет сегодня реально действующую прогрессивную силу, которая для повышения эффективности своей деятельности берет на вооружение самые разнообразные методы. В их числе присутствуют мирные средства, направленные на продвижение и защиту требований/интересов и законных прав работников, а также ставшие в последнее время весьма действенными конфликтные средства воздействия на работодателей и правительство (демонстрация, митинг, пикетирование, забастовки). Способы и методы деятельности профессиональных союзов на современном этапе оценили как новаторские 44% респондентов, соответствующие реальности — 31%, устаревшие — 24%. Не определились с ответом 1% опрошенных (рис. 5).
В этом контексте особое значение приобретают изучение и внедрение
опыта, использование мировой практики для защиты социально-экономических прав членов профсоюзов.
В целом результаты опроса, проведенного Институтом труда Национальной конфедерации профсоюзов Молдовы, свидетельствует о доверии, оказанном работниками Республики Молдова своим профессиональным союзам. В числе участников анкетирования были 42% рядовых членов профсоюза, 40 — членов профсоюзных комитетов, 17 — председателей профкомов или профсоюзных организаторов, 1% — других профсоюзных функционеров. 23% опрошенных находились в возрасте 18—29 лет, 54 — в возрасте 30—45 лет и 23% — старше 45 лет. Половина респондентов, как уже говорилось, представляли бюджетную сферу и столько же — сектор реальной национальной экономики. Соотношение мужчин и женщин было равным.
Такое представительство участников исследования внушает уверенность в реальном, достаточно точном отражении ситуации, сложившейся в части применения норм Закона о профессиональных союзах Республики Молдова и в его эффективности.
Литература
1. Конвенции и Рекомендации МОТ. http://ilo.ru/about/standards_ru.htm
2. Постановление Парламента Республика Молдова от 26.09.1995 г № 593 «О ратификации некоторых конвенций МОТ». Конвенция МОТ от 1.07.1949 г. № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров»; Конвенция МОТ от 21.06. 1976 г. № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международный трудовых норм»; Конвенция МОТ от 19.06.1981 г. № 154
«О содействии коллективным переговорам» и др. // Monitorul Oficial. 1995. № 59.
3. Трудовой кодекс Республики Молдова // Monitorul Oficial. № 159-162. Ст. 648. http://lex.justice.md/ru/326757/
4. О цивилизационной ролидиаспор. http:// www.araspel.org/showthread.php?t=816
5. Садовая Е.С. Проблемы представительства интересов сторон в системе социального партнерства России. Социально-трудовые исследования. Вып. XXIV. М.: ИМЭМО РАН.
6. Закон Республики Молдова от 31.05.1990 г. № 64-XII «О Правительстве» (по состоянию на 12.01.2011 г.). http://www.base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=3550; Закон Республики Молдова от 21.07.2006 г. № 245-XVI «О создании и функционировании Национальной комиссии по консультациям и коллективным переговорам, отраслевых и территориальных комиссий по консультациям и коллективным переговорам» // Monitorul Oficial. 2006. № 142-145. Ст. 69; Закон Республики Молдова от 13.03.2003 г. № 102-XV «О занятости населения и социальной защите лиц, находящихся в поиске работы» // Monitorul Oficial. 2003. № 70-72. Ст. 31; Закон Республики Молдова от 03.01.1992 г. № 845-XII «О предпринимательстве и предприятиях» // Monitorul Parlamentului. 1992. № 2. Ст. 33; Закон
Республики Молдова от 07.07.2000 г. № 1129-XIV «О профессиональных союзах» // Monitorul Oficial. № 130. Ст. 919; Закон Республики Молдова от 11.05.2000 № 976-XIV «О патронатах» // Monitorul Oficial. № 141-143. Ст. 1013 и др. (См.: Перечень кодексов и законов Республики Молдова. http://www.law-moldova.com/law_moldova_rus.html).
7. Национальная конфедерация профсоюзов Молдовы. http://www.allmoldova. com/ngose/trade-unions/confederation-of-trade/index.html
8. Данные ежегодных социологических исследований Института труда Национальной конфедерации профсоюзов Молдовы по содержанию и практике заключения коллективных договоров в Республике Молдова в 2005-2011 гг. http://old.vkp.ru/about/r_mold.html