Научная статья на тему 'Закон о межрасовых взаимоотношениях 1976 года и закон о британском гражданстве 1981 года как элементы британской иммиграционной политики 1970-80-х гг'

Закон о межрасовых взаимоотношениях 1976 года и закон о британском гражданстве 1981 года как элементы британской иммиграционной политики 1970-80-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
747
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ / ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ИММИГРАНТОВ / ПОЛИТИКА ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГРАЖДАНСТВА / ИММИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / IMMIGRATION / IMMIGRATION POLICY / IMMIGRANT POLICY / IMMIGRATION LAWS / CITIZENSHIP POLICY / UNITED KINGDOM / MULTICULTURALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вдовиченко О. В.

В статье рассматриваются два закона, бывшие частью британской иммиграционной политики в 197080-е годы (в частности, политики по регулированию иммиграционных потоков и предоставлению гражданства, а также межрасовых взаимоотношений), которые являлись показателями изменения политической линии, проводившейся властями Великобритании в 1970-80-е годы по отношению к иммигрантам, въезжавшим в страну до или в течение указанного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

1976 RACE RELATIONS ACT, 1981 BRITISH IMMIGRATION ACT AS ELEMENTS OF THE UNITED KINGDOMS IMMIGRATION POLICY IN 1970-80S

In the article two UK public general acts which were a part of that countrys immigration policy (namely, immigration regulation and aliens control, and citizenship policy) are observed, being referred to as indicators of changes in the UKs policy towards immigrants that were entering the country before and during 1970-80s.

Текст научной работы на тему «Закон о межрасовых взаимоотношениях 1976 года и закон о британском гражданстве 1981 года как элементы британской иммиграционной политики 1970-80-х гг»

ИСТОРИЯ

О.В. ВДОВИЧЕНКО

аспирант кафедры зарубежной истории и международных отношений Южного федерального университета E-mail: [email protected] Тел. 8 908 518 72 36

ЗАКОН О МЕЖРАСОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ 1976 ГОДА И ЗАКОН О БРИТАНСКОМ ГРАЖДАНСТВЕ 1981 ГОДА КАК ЭЛЕМЕНТЫ БРИТАНСКОЙ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 1970-80-Х гг

В статье рассматриваются два закона, бывшие частью британской иммиграционной политики в 197080-е годы (в частности, политики по регулированию иммиграционных потоков и предоставлению гражданства, а также межрасовых взаимоотношений), которые являлись показателями изменения политической линии, проводившейся властями Великобритании в 1970-80-е годы по отношению к иммигрантам, въезжавшим в страну до или в течение указанного периода.

Ключевые слова: иммиграция, иммиграционная политика, политика в отношении иммигрантов, политика по предоставлению гражданства, иммиграционное законодательство, Великобритания, мультикуль-турализм.

Британское право имеет давнюю историю, и законодательство, касающееся иммиграции и гражданства, изменялось много раз. С середины XX века иммиграционное законодательство (сюда мы включаем законы, касающиеся правил как въезда в страну, так и получения её гражданства) всё более ужесточалось, а законодательство, касающееся межрасовых взаимоотношений, напротив, становилось всё более либеральным по духу. К середине 1970-х годов представители британских властных кругов пришли к выводу о том, что необходимо предпринять очередной шаг по утверждению на официальном уровне доктрины мультикультурализма или, по крайней мере, отдельных её элементов в качестве основания для политики, регулирующей отношения между гражданами страны, принадлежащими к различным этническим и расовым группам. В частности, в 1975 году в специальных докладах было заявлено, что существующее законодательство не обеспечивает возможности достаточно эффективной борьбы с дискриминацией. Эти, а также другие доклады, свидетельствовавшие о том, что уровень нетерпимости в британском обществе оставался высоким, во многом предопределили принятие в 1976 году нового закона о межрасовых взаимоотношениях1. Как указывает З. Лейтон-Генри, министра внутренних дел Роя Дженкинса убедили в необходимости принятия этого закона рекомендации специальных органов, в частности, парламентского выборного комитета [4].

1 Race Relations Act 1976 [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1976/74, свободный.

Загл. с экрана.

© О.В. Вдовиченко

Закон о межрасовых взаимоотношениях 1976 года (Race Relations Act 1976) знаменателен тем, что в нём определение дискриминации было расширено и отныне включало не только прямую, но и так называемую непрямую дискриминацию. Согласно формулировке, использовавшейся в законе, акт дискриминации фиксируется в том случае, если человек относится к другому «хуже, чем к другим на основе расовой принадлежности»2, а также, если он выдвигает такие условия, которым могут соответствовать люди другой расы, но количество таких людей явно меньше, чем количество людей, не принадлежащих к этой расе, которые соответствуют выдвинутым условиям3. Именно последний случай и представлял собой, по мнению авторов закона, пример непрямой дискриминации. Ниже разъясняется, что под выражением «относится хуже» из первого пункта подразумевается отделение человека от других людей по расовому признаку 4. В законе содержались некоторые весьма расплывчатые формулировки, в частности, утверждалось, что человек совершает акт дискриминации в том случае, если «не может продемонстрировать игнорирование расовой, национальной или этнической принадлежности человека»5.

Важно отметить, что, по сути, главным в выявлении факта совершения акта дискриминации было

2 Race Relations Act 1976 [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим

доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1976/74, свободный.

Загл. с экрана.

3 Ibid.

4 Ibid.

5 Ibid.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

проявление определённой активности со стороны предполагаемой жертвы, которая должна была, согласно одному из приведённых в тексте закона вариантов, просто заявить о совершении такового акта со стороны предполагаемого дискриминатора.

Основным преступлением, на борьбу с которым был направлен закон, была дискриминация при приёме на работу и при определении условий труда. Запрещался не только прямой отказ в приёме на работу, но и выставление условий, которым человек, являвшийся жертвой дискриминации, не мог соответствовать. Запрещалось также ограничение работников различного происхождения в предлагаемых сроках работы, допуске к переквалификации и переходу на другую работу, а также получении различных пособий6. Этот раздел был, по сути, скопирован с законодательства по борьбе с дискриминацией по половому признаку, движение за ликвидацию которой активно действовало в 1970-е годы по обе стороны Атлантики. В Великобритании, в частности, этой цели отвечал принятый в 1975 году Закон о половой дискриминации (Sex Discrimination Act 1975)7. Отличительной чертой описываемого законодательного акта было также более широкое применение политики регулирования межрасового образования. В частности, утверждалось, что недопущение человека к обучению или участию в различных мероприятиях по расовому признаку является незаконным8. Точно так же недопустим отказ на подобных основаниях в предоставлении различных услуг в сфере доставки товаров9.

В то же время отмечалось, что некоторые способы поведения работодателей и других субъектов не являются незаконными, несмотря на то, что формально могут подпадать под определение дискриминации, приведённое в тексте закона. Этому посвящена отдельная часть законодательного акта 10. В частности, позволялось в некоторых случаях предоставление доступа исключительно членов определённой расы к возможности повышения квалификации или поощрение их к пользованию преимуществами, связанными с получением той или иной профессии. Такая деятельность являлась разрешённой в том случае, если в течение 12 месяцев до введения в действие закона на территории Великобритании не было членов этой расы, способ-

6 Ibid.

7 Sex Discrimination Act 1975 [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1975/65, свободный. Загл. с экрана.

8 Race Relations Act 1976 [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим

доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1976/74, свободный.

Загл. с экрана.

9 Ibid.

10 Ibid.

ных выполнять требуемую работу, или численность представителей этой расы в пропорциональном отношении была очень небольшой относительно численности других рас11.

Ещё одним важным следствием принятия описываемого закона стало образование Комиссии по обеспечению расового равенства, состав ко -торой определялся министром внутренних дел Великобритании12. Основной целью работы комиссии было отслеживание случаев нарушения закона. Также комиссия могла оказывать финансовую помощь (очевидно, что фактически это была помощь из государственного бюджета) организациям, ставившим своей целью борьбу с дискриминацией по расовому признаку и обеспечение здоровых взаимоотношений между различными этническими и расовыми группами.

В целом закон 1976 года явно способствовал закреплению уже утвердившегося в 1970-е годы в определённой части британского общества представления об этническом разнообразии как неотъемлемой черте современного общества и необходимости помогать сохранению этого разнообразия как залога успешного прогресса общества. Можно понять действия правительства таким образом: столкнувшись с необходимостью выбора между двумя возможностями разрешения кризиса идентичности, в который погрузилась Великобритания в 1970-е годы, - усилением политики ассимиляции или закреплением мультикультурного дискурса, политическая элита всё же выбрала последний вариант.

Упомянутая выше Комиссия по обеспечению расового равенства пришла на смену двум учреждениям, появившимся вследствие принятия предыдущего закона о расовых взаимоотношениях. В начале 1980-х годов сторонники мультикультурализма возлагали на неё большие надежды; бюджет в 7 миллионов фунтов стерлингов должен был быть потрачен как на помощь неправительственным организациям, занимавшимся продвижением новых паттернов межрасового и межэтнического общения, так и на расследование случаев нарушения применения закона. Однако, по словам З. Лейтона-Генри, комиссия «не смогла оправдать надежды, возлагавшиеся на неё её либеральными сторонниками» [4]. Несмотря на то, что, как пишет Э. Фейвел, на уровне политических элит был достигнут консенсус касательно признания укоренённости мультикультурализма во всех основных британских общественных институтах [2], общество в большинстве своём было не готово к столь радикальной смене стандартов ме-

11 Ibid.

12 Ibid.

ИСТОРИЯ

жэтнической коммуникации. Выделенный бюджет был слишком мал, чтобы оказать влияние на такие мощные и богатые учреждения, как банки и транснациональные корпорации.

В то же время нужно отметить, что и более мелкие фирмы и предприятия подчас саботировали закон, продолжая действовать согласно собственным убеждениям и следуя нормам, принятым в обществе до введения в действие описываемого закона. В 1980-е и даже в 1990-е годы ситуация во многом оставалась прежней. Дж. Ренч в своём докладе об устройстве на работу в Великобритании [8] рассказал о том, что два врача провели следующий эксперимент: они разослали в несколько больниц резюме, подписанные индийскими фамилиями. В большинстве случаев последовал отказ под различными предлогами. Затем в больницы были разосланы те же резюме, однако фамилии соискателей были заменены на исконно английские. В этом случае отзывы были в основном положительные, и «соискателями» было получено сразу несколько приглашений на работу. Вывод был очевиден: даже спустя десятилетия после принятия закона работодатели продолжали действовать по-старому, игнорируя его положения. Несмотря на это, закон с некоторыми изменениями действует и по сей день, являясь основой британского антидискриминаци-онного законодательства.

Что касается законодательства, регулировавшего въезд на территорию страны и получения её гражданства, то надо отметить, что оно постепенно ужесточалось, однако ограничивалось исключительно право въезда на территорию Великобритании, которая к середине 1970-х годов ограничила связь с бывшими колониями и доминионами. С этого времени правительство начало вынашивать планы принятия нового законодательства по гражданству.

Здесь необходимо отметить один примечательный факт: формально политическая линия лейбористов и консерваторов на вопрос отличалась, что видно хотя бы по предвыборным манифестам обеих партий, но в реальности линия проводилась одна - на ужесточение. В частности, разработка нового законодательного акта на правительственном уровне началась в середине 1970-х годов, когда у власти были лейбористы.

В то же время основная часть работы над тем конкретным проектом закона, который был принят в 1981 году, была проведена именно консерваторами, ещё в бытность их оппозиционной партией. В 1977 г. Эдвард Гарднер возглавил исследовательскую группу, которая занималась разработкой законопроекта. Одновременно Маргарет Тэтчер в

предвыборных дебатах отстаивала необходимость более жёсткой линии по отношению к иммигрантам. Широко известно её изречение «Мы британская нация, и нам присущи британские черты» [7], которое послужило поводом для обвинений Тэтчер в расизме. Кстати, обещание принять новый закон о гражданстве содержалось в предвыборном манифесте 1979 года, выпущенном перед выборами, в ходе которых Консервативная партия, возглавляемая Тэтчер, одержала победу.

Согласно пункту 1 первой статьи Закона о британском гражданстве 1981 года (British Nationality Act 1981), гражданство получал человек, рождённый на территории Соединённого Королевства, если его отец или мать (это было важное нововведение, поскольку до этого право передачи гражданства имел только отец) являлись британскими гражданами или постоянно проживали в Великобритании13. Если человек, рождённый на территории Соединённого Королевства, не подпадал под эти условия, то он мог быть зарегистрирован как британский гражданин после десяти лет проживания на территории государства, при этом каждый год он должен был выезжать за границу не более чем на 90 дней14.

Если человек был рождён за пределами Соединённого Королевства, то он мог получить гражданство Великобритании в том случае, если его родитель являлся британским гражданином не по происхождению или если он являлся британским гражданином и находился на службе у Великобритании или Содружества15.

Важно отметить, что понимается под выражением «британский гражданин по происхождению (by descent)». Это гражданин Великобритании, рождённый за пределами страны, получивший гражданство по секции 2(1)(а) или 3(2) или 9. В приложении к первой части объясняется, что необходимо для натурализации в Великобритании, а именно: положительная характеристика (good character), знание английского, валлийского или шотландского (гэльского) языка, а также желание (intention) человека постоянно проживать на территории Великобритании или работать в государственных британских структурах за пределами страны 16. Также необходимо было его проживание на территории Великобритании в течение не менее чем 5 лет, каждый год он должен был отсутствовать

ІЗ British Nationality Act І9ВІ [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://legislation.data.gov.uk/ukpga/i9Bi/6i/data.

htm?wrap=true, свободный. Загл. с экрана.

І 4 Ibid.

15 Ibid.

16 British Nationality Act І9ВІ [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //legis lation. data. gov. uk/ukp ga/ І 9 В І /б І /data. htm?wrap=true, свободный. Загл. с экрана.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

в стране в течение не более 90 дней, а в целом не более 450 дней, а также за этот срок он не должен был быть уличён в нарушении иммиграционных

17

законов1'.

Помимо этого, актом вносились следующие изменения в гражданское законодательство Великобритании: для обозначения тех, кто раньше именовался «британскими подданными», был применён термин «граждане Содружества»18; женщины, вышедшие замуж за граждан Великобритании, не могли получить гражданство исключительно через сам факт замужества - они должны были доказать, что их целью не является приобретение гражданства.

Также необходимо отметить, что введение закона привело к изменению принципа дарования гражданства людям, родившимся на территории страны. Как известно, существуют две политические линии: jus soli (право почвы), при которой все, родившиеся на территории страны, автоматически приобретают право на получение её гражданства, и jus

17 Ibid.

18 Ibid.

sanguinis (право крови), при которой право на получение гражданства отдельного человека определяется гражданством его родителей. Первоначально в Великобритании использовалось jus soli, однако после вступления в 1983 году в действие описываемого закона произошла его замена на jus sanguinis, поскольку автоматическое право на получение гражданства детьми, рождёнными на территории страны, было утрачено.

Таким образом, два исследуемых закона можно представить как характерное выражение двух составляющих частей британской иммиграционной политики - политики регулирования иммиграционных потоков (здесь мы можем наблюдать тенденцию к ужесточению правил получения гражданства Великобритании, что должно было ограничить приток иммигрантов извне), с одной стороны, и политики по отношению к иммигрантам (где наблюдалась противоположная тенденция, выражавшаяся во введении более либеральных норм межличностного общения, основанных на таких понятиях, как политкорректность и мультикультурализм) - с другой.

Библиографический список

1. British Nationality Act 1981 [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://legislation.data.gov.uk/ ukpga/1981/61/data.htm?wrap=true, свободный. Загл. с экрана.

2. FavellA. Philosophies of Integration: Immigration and the Idea of Citizenship in France and Britain. London, 1998.

3. Fetzer J.S., Soper J.C. Muslims and the State in Britain, France, and Germany. New York, 2005.

4. Layton-Henry Z. Great Britain [Текст] / Tomas Hammar (ed.). European Immigration Policy: A Comparative Study.. New York, 2009.

5. Race Relations Act 1976 [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ ukpga/1976/74/contents, свободный. Загл. с экрана.

6. Sex Discrimination Act 1975 [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.legislation.gov. uk/ukpga/1975/65, свободный. Загл. с экрана.

7. ThatcherM. TV interview for Granada World in Action [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: // http://www.margaretthatcher.org/document/103485, свободный. Загл. с экрана.

8. Wrench J. Employment and Training. Immigration, Minorities, Foreigners: Problem-Solving in Britain and Germany. Coventry, 1995.

O.V. VDOVICHENKO

1976 RACE RELATIONS ACT, 1981 BRITISH IMMIGRATION ACT AS ELEMENTS OF THE UNITED KINGDOM’S IMMIGRATION POLICY IN 1970-80S

In the article two UK public general acts which were a part of that country’s immigration policy (namely, immigration regulation and aliens control, and citizenship policy) are observed, being referred to as indicators of changes in the UK’s policy towards immigrants that were entering the country before and during 1970-80s.

Key words: immigration, immigration policy, immigrant policy, immigration laws, citizenship policy, immigration laws, United Kingdom, multiculturalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.