ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Беспалова Ю. А.
Беспалова Юлия Алексеевна - студент, кафедра государственного и муниципального управления, Институт управления и региональной экономики Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Аннотация: в статье анализируются проблемы заключения и расторжения служебного контракта с государственными служащими. Служебный контракт является одним из нововведений в области государственно-служебных правоотношений. Несмотря на схожесть с понятием «трудовой договор», нельзя сказать, что все дело ограничилось простым переименованием - служебный контракт в настоящее время является понятием, которое довольно органично вписывается в систему государственно-служебных отношений и имеет свои специфические особенности и отличия от трудового договора. Ключевые слова: государственный служащий, служебный контракт, заключение, расторжение.
Совершенствование института государственной службы, в том числе порядка оформления трудовых отношений государственных служащих, необходимо с тем, чтобы служащие «могли действовать с максимальной эффективностью и экономичностью». В программных документах высшего политического руководства страны государственная служба подвергается резкой критике за ее неэффективность, бюрократизм, коррупционность, закрытость, неспособность вести диалог с гражданским обществом, содействовать развитию институтов инновационной экономики и демократии [1, с. 16].
Проблемы заключения и расторжения служебного контракта на государственной гражданской службе имеют двойственную природу: материально-правовую и процессуально-правовую.
Материально-правовая сторона этих явлений связана с определением правовой сущности понятий «заключение» и «прекращение» служебного контракта, их законодательных основ и оснований.
Процессуально-правовая сторона, в свою очередь, раскрывает порядок совершения действий представителем нанимателя, сотрудниками кадровой службы, гражданами и государственными служащими при заключении и прекращении служебных контрактов.
С материально-правовой точки зрения заключение служебного контракта следует отличать от поступления на государственную службу.
Заключение служебного контракта — это один из элементов общего юридического состава поступления на государственную гражданскую службу, который также имеет сложный характер и состоит из следующих процессуальных этапов:
- подача гражданином, поступающим на гражданскую службу, документов согласно перечню, установленному ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- предоставление гражданину проекта служебного контракта и ознакомление гражданина с текстом должностного регламента, правилами служебного распорядка и иными документами, регламентирующими исполнение гражданским служащим должностных обязанностей;
- согласование условий служебного контракта;
- подписание служебного контракта и вступление его в юридическую силу [2, с. 12].
Таким образом, стороны полностью связаны условиями, определенными в
законодательных и иных нормативных правовых актах. Лицо, поступающее на гражданскую службу, не согласовывает, а присоединяется к уже заданным условиям
контракта, принцип добровольности проявляется только в свободном выражении гражданина желания поступить на государственную службу. Согласование волеизъявлений участников государственно-служебных правоотношений происходит не в момент подписания служебного контракта, а в момент подачи гражданином заявления о поступлении на службу и в момент принятия государственным органом акта о назначении его на должность гражданской службы [1, с. 15].
Серьезные проблемы возникают на практике при установлении дееспособности граждан. Поскольку признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным выносится решением суда, вступившим в законную силу, на мой взгляд, целесообразно создать единый банк данных Российской Федерации о недееспособных и ограниченно дееспособных лицах и урегулировать на законодательном уровне порядок получения сведений из него кадровыми службами государственных органов [2, с. 24].
Проблемы сохраняются в отношении проверки сведений о полученных государственным гражданским служащим доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера. Данный вопрос должен быть решен Президентом РФ.
Список литературы
1. Гарячук И. Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения. [Текст] / И. Н. Гарячук // Тенденции развития менеджмента. Москва, 2012.
2. Зайцева Г. В. Служебный контракт в свете меняющегося законодательства. [Текст] / Г. В. Зайцева // Бизнес-адвокат. Ставрополь, 2013. № 15.