Юридические науки
№ 8-1. - 2016
УДК 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А.Ю. Афанасьев, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия),
e-mail: [email protected]
Аннотация: Данный раздел представляет собой заключение научного пособия, где автор подводит итоги проделанной работы.
Ключевые слова: безопасность, органы предварительного расследования, заключение, результаты.
CONCLUSION
Abstract: This section is the conclusion of a scientific manual, where the author summarizes the results of the work done.
Keywords: security, bodies of preinvestigation, conclusion, results.
При написании научного исследования была проделана огромная работа по изучению нормативно-правовой базы, регламентирующей обеспечение защиты и безопасности лиц, осуществляющих предварительное расследование, в Российской Федерации и в зарубежных странах; изучен действующий механизм защиты и обеспечение безопасности следователей и дознавателей, проанализированы меры безопасности и основания для их применения. Также в ходе исследования были выявлены следующие пробелы и недостатки в российском законодательстве: отсутствие в трудовом, семейном, гражданском и пенсионном законодательстве норм, регламентирующих порядок внесения изменений в личные данные сотрудника органа предварительного расследования в связи с применением к нему мер безопасности, а также механизма обращения следователя или лица, производящего дознание, в компетентные органы в случае возникновения спора.
Несмотря на 18-летнюю историю с момента принятия Федерального закона «О государственной защите должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и предусмотренные действенные меры по обеспечению безопасности и защиты, по-прежнему отсутствует надлежащий механизм реализации мер безопасности.
В результате решения задач, поставленных в работе выработаны следующие предложения по совершенствованию механизма защиты и обеспечения безопасности органов предварительного расследования:
1. Внести изменения, дополнения в Трудовой Кодекс РФ, Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Уголовно-процессуальный Кодекс РФ, пенсионное законодательство по вопросам регулирования механизма применения мер безопасности в отношении лиц, осуществляющих предварительное расследование.
2. Осуществление тесной координации и взаимодействия с судебными и другими государственными органами, занимающихся охраной государственных объектов, служащих,
должностных лиц, и сбор оперативной информации с администраций пенитенциарных учреждений, служб здравоохранения и социального обеспечения для своевременного предупреждения, пресечения преступных действий.
3. Создать единую базу данных (реестр) на лиц, склонных или ранее судимых за преступления, направленные против правосудия и (или) предварительного расследования.
4. Постановка лиц, склонных или ранее судимых за воспрепятствование предварительному расследованию на оперативный учет по месту жительства, по месту пребывания.
5. Проведение профилактических мероприятий по недопустимости и предупреждению преступлений, направленных против лиц, осуществляющих предварительное расследование, в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей или из мести за такую деятельность.
6. Более половины опрошенных респондентов правоохранительных органов Нижегородской области и Чувашской Республике склонны к тому, чтобы внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В частности, дополнить часть 1 статьи 6 УПК РФ пунктом 3 в качестве назначения уголовного судопроизводства «защиту следователей и лиц, осуществляющих дознание, от противодействия расследованию».
7. В рамках предварительного расследования в целях предотвращения противодействия, в том числе посягательств на жизнь, здоровье или имущество сотрудника органа предварительного расследования, уведомлять участников уголовного процесса не только об уголовной ответственности за отказ, дачу ложных показаний по статьям 307 - 308 Уголовного кодекса РФ, но и за воспрепятствование осуществлению предварительного расследовании, а также посягательство на жизнь и здоровье следователя или дознавателя.
8. Учитывая положительный зарубежный опыт, где за посягательство на жизнь судьи или лица, осуществляющего расследование уголовного дела предусмотрено пожизненное лишение свободы, считаем необходимым внести изменения в статью 285 Уголовного Кодекса Российской Федерации, в частности исключить слова «лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет» оставив «наказывается пожизненным лишением свободы или смертной казнью».
9. Оснащение служебных помещений сотрудников органов предварительного расследования, а также зданий более современными средствами защиты (к примеру, в федеральных судах имеются металлоискатели, контрольно-пропускные пункты, охрану осуществляют судебные приставы, тогда как в некоторых следственных управлениях кроме сигнализации и тревожной кнопки больше никаких средств защиты нет).
10. Необходимо увеличь финансирование и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты, предусмотренных для обеспечения безопасности должностных лиц органов предварительного расследования. Суммы, выделяемые из бюджета РФ, по ведомствам, на которых законом возложена обязанность по применению мер безопасности, в несколько раз меньше по сравнению с финансированием на аналогичные программы в странах Западной Европы и Америки.
11. В качестве предложения по обеспечению защиты и безопасности лиц, осуществляющих предварительное расследование, необходимо предусмотреть новые формы и методы, технологии (инновационные) их реализации, а именно последние новинки достижения науки и техники.
12. Разработать федеральную концепцию развития защиты и безопасности лиц, осуществляющих предварительное расследование, где необходимо отразить механизм и технологию их реализации.
— • — Сведения об авторе
Алексей Юрьевич Афанасьев, адъюнкт адъюнктуры, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).
— • —