Научная статья на тему 'Заимствования теонимов и демонимов в индоевропейских языках'

Заимствования теонимов и демонимов в индоевропейских языках Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
503
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОНИМ / ДЕМОНИМ / ЗАИМСТВОВАНИЕ / ИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ / ФИНИКИЙСКИЙ / ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ / РИМСКИЙ / ДРЕВНЕЕГИПЕСКИЙ / ИРАНСКИЙ / ИНДИЙСКИЙ / РУССКИЙ / БОГ / РЕЛИГИЯ / КУЛЬТУРА / THEONYM / DEMONYM / BORROWING / INDOEUROPEAN / PHEONICIAN / OLD GREEK / ROMAN / OLD EGYPTIAN / IRANIAN / INDIAN / RUSSIAN / THE GOD / RELIGION / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черникова Елена Михайловна

Детально рассмотрены основные пути заимствований теонимов и демонимов в индоевропейских языках в диахроническом аспекте, а также исследовано взаимовлияние древних индоевропейских и семито-хамитских культур. Исследование затрагивает индоевропейские культуры, начиная со второго тысячелетия до н.э. и заканчивая началом второго тысячелетия н.э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Borrowings of theonyms and demonyms in indoeuropean languages

In the article were considered the main ways of borrowings of theonyms and demonyms in indoeuropean languages, it was made in the diachronical aspect; as well In the article was explored the interinfluence of ancient indoeuropean and semito-hamitic cultures. The study touches the indoeuropean cultures from the second millennium b.c. up to the beginning of the second millennium a.d.

Текст научной работы на тему «Заимствования теонимов и демонимов в индоевропейских языках»

ББК Ш103.14+Ю66+Э322

ЗАИМСТВОВАНИЯ ТЕОНИМОВ И ДЕМОНИМОВ В ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКАХ

Е.М. Черникова

Детально рассмотрены основные пути заимствований теонимов и демонимов в индоевропейских языках в диахроническом аспекте, а также исследовано взаимовлияние древних индоевропейских и семито-хамитских культур. Исследование затрагивает индоевропейские культуры, начиная со второго тысячелетия до н.э. и заканчивая началом второго тысячелетия н.э.

Ключевые слова: теоним, демоним, заимствование, индоевропейский, финикийский, древнегреческий, римский, древнеегипеский, иранский, индийский, русский, бог, религия, культура.

Заимствование теонимов и демонимов коснулось не только всех народов Средиземноморья, но и Евразии в целом. В середине I тыс. до н.э. возрастает культурное влияние Финикии. «Идея жизни и культ ее божеств, особенно Адониса, находит себе распространение за пределами Финикии и ее колоний. Божества юные и победившие смерть сопоставляются; их мистерии проникают в такие центры, как Афины, Александрия и другие»1.

Некоторые теонимы и демонимы Древней Греции имеют четкие параллели в финикийской мифологии: финик. Адон - греч. Адонис; финик. Тиннит (Пенэ Баал) - греч. Дидона ('Цалам-Ваал, Саламбо); финик. Пуам (бог-карлик, доел, «бог молотка») - греч. Пигмей («бог с кулак») и др. Заимствуя богов, греки заимствовали и всё, что было с ними связано: мифы, ритуалы и обряды, запреты и суеверия. Стоит отметить, что многие кровавые ритуалы финикийцев были «переосмыслены» греками, но, по-видимому, запрет на произнесение теонимов сохранился без изменений. Большая часть богов с отрицательными чертами (разрушители, боги подземного царства и др.) не называются демонимами, а потому к ним применяется запрет на произнесение имени бога.

В эпоху эллинизма происходит смешение культур Древнего Египта и Греции, а затем и Рима. «Многочисленные памятники, по мере удаления от фараоновского времени, все более и более обнаруживают двойные имена, а также греков и затем римлян, молящихся египетским богам и исповедующих местную религию»2. Появляется двойное греко-египетское написание теонимов (Дионис-Осирис; Имхотеп Асклепий, Зевс Сера-пис); «даже в официальном розеттском декрете имена богов в греческой версии приводятся то в египетской, то в греческой форме (Гефест вместо Птах, Гермес вместо Тот)» . При Птолемее I даже вводится специальный греко-египетский бог Се-рапис, «первоначально имевший целью дать бога-покровителя новой столице - Александрии и вместе с тем, согласно египетским представлениям, для династии Птолемеев и вообще их государства»4.

Многие греческие боги названы по функции, которую они выполняют (персонификация абстрактных понятий), или же имеют множество эпитетов, заменяющих истинное имя во время религиозных обрядов: Зевс (Zebq «светлое небо»); Гера (Ира «охранительница», «госпожа»); Аид ('Ai5t]<;, AtSr)<5 «безвидный», «невидный», «ужасный»); Арес ('Артц;, его эпитеты: «сильный», «огромный», «быстрый», «беснующийся», «вредоносный», «вероломный», «губитель людей», «разрушитель городов», «запятнанный кровью»).

Отметим, что Т.В. Гамкрелидзе и В. В. Иванов возводят греческое ©ео<; к индоевропейскому корню

«*(P]eu-H/s- ~ MlMu-H/s-

ГУ

с первоначальным значением «дуть», «выдыхать», «задыхаться»; «удушье», «дух», «дыхание»”5. Возможно, это связано с обожествлением ветра у индоевропейцев.

Римляне, в свою очередь, практически полностью заимствуют греческий пантеон (12 основных богов, так называемые Олимпийцы), но наделяют богов другими, своими именами: греч. Зевс - рим. Юпитер, греч. Гера - рим. Юнона, греч. Афродита - рим. Венера, греч. Гермес - рим. Меркурий, греч. Аполлон - рим. Аполлон, греч. Арес - рим. Марс, греч. Аид - рим. Плутон и др. У римлян также встречается запрет на произнесение истинного имени бога, который сохраняется не только у жрецов, но и простых людей.

Контакты Рима с Сирией, Египтом и Персией значительно повлияли на мировоззрение римского общества: «В Риме оплакивали Адониса, плясали в честь Балмаркоды, в Остии справляли морской ма-юмский праздник Марны; Адад из Баальбека-Гелиополя почитался под именем Jupiter Heliopolitanus (Юпитера Гелиопольского), Малах-бель Пальмирский встречается и в Риме, и в Нуми-дии, и в Дакии»6. «Зевс в Египте отождествлялся с местным богом Аммоном, Аполлон - с Гором. В Пелопоннесе Аполлон отождествлялся со старым пелопоннесским богом Иакинфием»7.

Императоры Рима сирийского происхождения (Элагабал и Аврелиан) пытались насадить в импе-

10

Вестник ЮурГУ, № 16, 2008

Черникова ЕЖ.

Заимствования теонимов и демонимов ______________в индоевропейских языках

рии культ Solis invicti (Солнца Непобедимого). Этому во многом способствовал семитский культ с «тенденцией к солнечному или небесному монотеизму. Ваал небесный, бог высочайший, бог вечный - эпитеты, чередующиеся для верховного семитического божества с такими, как «всемогущий», владыка вселенной, непобедимый и т. п.»8.

Запрет на произнесение демонимов не зафиксирован, что может быть связано, как и в Греции, с отсутствием персонифицированных демонимов.

Многочисленные контакты людей, населявших Малую Азию и бассейн Средиземноморья, во втором - первом тысячелетии до н.э. затрудняют поиски мифологии-источника табу на произнесение теонимов, в связи с этим мы не можем с достоверностью утверждать, из какой мифологии римляне могли заимствовать табу на теонимы. Можно предположить, что с большей вероятностью источником запрета могла быть греческая мифология, подвергшаяся сильному влиянию финикийской (где уже существовало табу на произнесение теонимов), а не этрусская мифология (в которой нет данных о табуировании теонимов).

В 2-1 тыс. до н.э. отмечаются также контакты семито-хамитов и индоевропейцев, что, несомненно, вело к многочисленным заимствованиям теонимов и демонимов. Примерами подобных контактов могут служить хетто-арамейские культурно-политические образования, индо-иранские боги Индра и Митра у митанни9, упоминание имени Митры в египетских источниках. Некоторые исследователи связывают семитский теоним Шаг с «индоевропейским *ster- «звезда» (греч. dorf|p, лат. Stella < *ster-la, гот. stafrno), собственно «неподвижное тело»»10.

Однако мы не обнаруживаем данных о заимствовании табу на истинное имя бога или дьявола. Мы не можем предположить, кто оказывал большее влияние, индоевропейцы или семито-хамиты. Отсутствие данных о заимствовании табу может говорить о том, что табу уже существовало у обеих групп народов, или же о том, что индоевропейцы не заимствовали культы у семито-хамитов. Можно также предположить географическую близость прародин семито-хамитов и индоевропейцев с постоянными контактами в самом начале зарождения мифологий этих народов. Факты тем не менее подтверждают первую и третью гипотезу. Так, в древней Индии существовали многочисленные запреты на произнесение имени бога, которые отразились в Ведах. И в настоящее время нам известны имена индийских богов и демонов только в эвфемизированном варианте, а именно в виде эпитетов. Например, теонимы: Вишвакарман (др.-инд. букв. «Творец всего»), Лджа Экапад (др.-инд. букв, «одноногий козел»), Адити («несвязанность», «безграничность») и др. Демонимы: Шива (др.-инд. букв, «благой», «приносящий счастье»), Мара (др.-инд. букв, «убивающий», «уничто-

жающий»), Кришна (др.- инд. Кгвпа букв, «черный», «темный», «темно-синий») и др.

Следы эвфемизации встречаются также и в Авесте. Авестийский (иранский) теоним Ахура Мазда (букв. «Господь Премудрый») был эвфеми-зирован и с течением времени был переосмыслен в новое имя собственное Ормузд.

Религии Вед (Индия) и Авесты (Иран) определенно относятся к одному первоисточнику, их родство не вызывает сомнений: «верховное семи-божие; борьба за власть во вселенной двух родственных, но враждующих группировок богов; дра-коноборство; низведение на землю небесных вод, две посмертные дороги души, чудесный мост в загробный мир, охраняемый собаками, и др.»11.

Однако индийские боги в Иране переосмысливаются в демонов (дэвы), индийские демоны-асуры становятся богами Ахурами. И в Индии иранские боги ахуры считаются демонами, а де-моны-дэвы являются духами добра. С. А. Токарев считает это «отзвуком межплеменной борьбы среди арийцев»12.

Подобное инвертное отображение пантеона с сохранением основных положений религии не может не наводить на мысли о раннем отделении малой группы «еретиков» от основной массы верующих с последующим отселением на отдаленные территории. Именно благодаря инвертности религий Вед и Авесты эвфемизация теонимов могла распространиться и на демонимы, почитаемые «соседями» в качестве богов.

Интересно, что не все иранские племена переосмыслили индийских богов в демонов. Например, касситы (Западный Иран) заимствовали культы богов «Ригведы» (Суръя, Митра, Индра, Варуна и др.) без изменений.

Нельзя отрицать и взаимовлияние Ирана и семитских народов. «Иран дважды оказал могущественное религиозное воздействие на весь Запад. Культ древнего иранского бога света - Митры, хотя и подвергшийся влиянию вавилонского богословия и малоазийских представлений, победоносно шествовал на Запад еще с эпохи усиленного синкретизма в начале эллинистической поры, но особенно - в римское время, начиная с Каппадокии и Понта, распространяясь сначала среди военной аристократии персидского происхождения, потом в основном среди солдат во всей западной половине Римской империи, привлекая к себе сердца тем характером деятельности благочестия и энергичного служения правде, верности и культуре, которые были обусловлены иранским дуализмом»13.

Иранские теонимы и антропонимы упоминаются в ассирийских текстах времен Саргона II. При Ахеменидах широко распространился культ богини плодородия «Ардвисуры Анахиты, полностью соответствовавшей Иштар, Астарте, Афродите и т. п. и имевшей тот же характер... О заимствовании его у семитов определенно говорит Геродот»14.

Серия «Лингвистика», выпуск 7

11

Лингвистическая типология

На территорию Древней Руси табуирование теонимов и демонимов проникает вместе с христианством из Византии, наличие запрета на произнесение имени бога у дохристианских славян зафиксировано не было. Исключение, возможно, составляют эпитетообразные теонимы {Ярило, Яровит) соотносимые с богами праславянского пантеона {Мать сыра земля), так как «в основе этих имен - старые эпитеты соответствующих божеств»15. Показательны также имена низших божеств: Правда, Кривда, Доля, Смерть. Возможными следами эвфемизации в праславянской религии можно считать такие теонимы и демонимы, как Белобог, Чернобог, Дажьбог и др., содержащие в составе имени часть «бог».

Русский апеллятив бог некоторые ученые возводят к авестийскому Ьауа- и древнеперсидскому Ьа§а-16 или же к древнеиндийскому bhagas «одаряющий», «уделяющий» и иранскому Ьауа «наделяющий», «господин»17.

По мнению А. Мейе, «славянские языки, так же, как и индоиранские, имеют слово богъ, скр. ЬЬ^аЬ, зенд. Ьа§б, обозначающее «долю, богатство»; они сохранили это значение в производном богать и в сложении оу-богъ «бедный», а также, несомненно, в имени древнерусского бога Дажь-богъ «дай богатство». Это слово, которое в санскрите обозначает обожествленное богатство, в древнеперсидском языке служит общим именем «бога» - Ъа%а. В том же значении оно существовало в иранском языке северо-запада, у мидян, а также встречается в северном иранском языке (со-гдийск. Вау-); славянские языки, в отличие от балтийских, сохраняющих *сЫ\то-: др.-прус. сЫшав, лит. сИёуав, латыш, сИеув, представляют, как и иранские языки, богъ в значении «бога», а следы слова *<Нуь здесь сомнительны»18.

В любом случае индо-иранское влияние на славянскую мифологию привело к созданию в славянской мифологии эпитетообразных теонимов, которые перешли в демонимы с распространением христианства.

Вера в магическую силу имени была не только в перечисленных выше религиях индоевропейцев, подобную веру мы встречаем также у скифов и сарматов. В германо-скандинавской мифологии

она выражалась в создании кеннингов (иносказаний) и эпитетов, замещающих истинные имена богов.

1 Тураев Б. А. История Древнего Востока. Минск.: Харвест, 2002. С. 633.

2 Там же.

3 Там же. С. 659.

4 Там же.

5 Гамкрелидзе, Т. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Т. 2. Реконструкция и историкотипологический анализ праязыка и протокультуры. Тбилиси, Издательство Тбилисского университета, 1984. С. 466.

6 Тураев Б. А. Цит соч. С. 713.

7Суперанская, А. В. Имя - через века и страны. М., Наука, 1990. С. 26.

8 Тураев Б. А. Цит соч. С. 713.

9 Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М.: Едиториал УРСС,

2002. С. 88.

10 Красухин К. Г. Введение в индоевропейское языкознание: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ. филол. и лингв, фак. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 299.

11 Брагинский И. С. Иранская мифология. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 561.

12 Токарев С. А. Ранние формы религии М.: Политиздат, 1990. С. 356.

13 Тураев Б. А. Цит соч. С. 743.

14 Там же. С. 558.

15 Иванов В. В. Славянская мифология. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 2000. Т. 2. С. 450.

16 Порциг В. Членение индоевропейской языковой области. Пер. с нем., под ред. и с предисл. А. В. Десницкой.. Изд. 2-е, исправл. М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 249.

17 Широков О.С. Языковедение: введение в науку о языках / под ред. А.А. Волкова. М.: «Добросвет»,

2003. С. 557.

18 Мейе, А. Общеславянский язык. Пер. с фр., общ. ред. С. Б. Бернштейна. М.: Изд. группа «Прогресс», 2000. С. 406.

Поступила в редакцию 23 мая 2008 г.

12

Вестник ЮУрГУ, № 16, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.