Дмитрий ШЛЯПЕНТОХ
Доктор исторических наук, адъюнкт-профессор истории Университета штата Индиана (Индиана, Саут-Бенд, США).
ЗАИГРЫВАНИЕ ГРУЗИИ С ИРАНОМ И ЕГО ВОЗМОЖНЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ
Резюме
В условиях уменьшения влияния как США, так и России и отсутствия какого-то единого очевидного центра силы в Евразии малые государства континента втянулись в геополитический флирт с несколькими более сильными державами, не смущаясь даже напряженными отношениями между самими этими державами. Соблазн сменить геополитическую ориентацию или, по крайней мере, разделить свою лояльность между несколькими государствами особенно силен в тех случаях, когда лидеры этих малых государств сталкиваются с чем-то, что расценивают как предательство. Так произош-
ло с элитой Грузии. Первоначально настроенная в высшей степени проамерикански, она обманулась в своих ожиданиях и испытала тяжелейшее разочарование, когда в ходе и после российско-грузинской войны Тбилиси не получил от Вашингтона той поддержки, на которую рассчитывал. После этого Грузия втянулась в продолжительный флирт с Ираном. Следуя курсу прагматической геополитической игры, Тбилиси пытался, несмотря на всю остроту конфликта между Соединенными Штатами и Ираном, поддерживать отношения и с Тегераном, и с Вашингтоном.
В в е д е н и е
Со времени «революции роз» в конце 2003 года Грузия была для США верным сторонником. Предполагалось, что она будет проявлять враждебность по отношению к
любому режиму, враждебному Соединенным Штатам. И тем не менее несколько лет назад Грузия начала заигрывать с режимами и странами, которые трудно было считать союзниками Соединенных Штатов. Михаил Саакашвили провел чрезвычайно дружественную встречу с Александром Лукашенко — белорусским президентом, известным на Западе как «последний диктатор в Европе», и резко улучшил отношения Грузии с Ираном — заклятым врагом Америки. Это говорит не только о повышении роли Ирана в геополитической игре, но и о том, как быстро могут меняться союзнические отношения. Подобное развитие событий к тому же знаменует собой возникновение многополярного мира, который резко отличается не только от однополярного мира, сложившегося после распада СССР, но и от мира времен холодной войны, когда глобальная мощь и влияние принадлежали двум ведущим глобальным державам — США и СССР. В новых конфигурациях эта мощь все больше рассредотачивается среди ряда региональных держав, выступающих в качестве центров силы. Иран сегодня оформляется как один из таких центров и за счет глобальных держав, таких как США, наращивает влияние в различных частях земного шара, включая территории бывшего СССР.
Грузия как союзник США
Грузия — одно из нестабильных государств на постсоветском пространстве, и традиция насилия здесь восходит к концу советской эры. Именно здесь в 1989 году советские войска прибегли к силе для разгона и подавления демонстраций. После распада СССР к власти в стране пришло правительство Звиада Гамсахурдиа. Оно продержалось не слишком долго, после чего Грузия погрузилась в ожесточенную гражданскую войну. Затем появилось правительство Эдуарда Шеварднадзе, бывшего советского министра иностранных дел. Однако Шеварднадзе оказался не способен ни улучшить экономическое положение в стране, ни преодолеть необузданную коррупцию и был свергнут в ходе революции 2003 года. Новое правительство Михаила Саакашвили было очевидно прозападным, точнее, проамериканским. Его курс был направлен на то, чтобы сделать Грузию не просто западной страной, но в каком-то смысле даже более западной, чем сам Запад. Правительство Саакашвили полностью дерегулировало экономику, а некоторые его члены даже обвиняли Запад в предательстве его собственных принципов свободного рынка. Кроме того, Саакашвили взялся за смелый план по искоренению коррупции. Это было действительно в высшей степени смелым начинанием, если вспомнить, что в Советском Союзе у Грузии была репутация одной из самых коррумпированных республик, а когда она стала независимым государством, масштабы коррупции только возросли. Многие наблюдатели утверждали, что справиться с коррупцией не может никто: она — неотъемлемая часть национальной традиции, и покончить с ней можно только с помощью кровавой бани. Однако вопреки всем утверждениям скептиков Саакашвили добился больших успехов в преодолении коррупции, и это признают даже те люди, которые настроены к его режиму весьма критически.
Борьба с коррупцией переплеталась со своеобразным эгалитаризмом. Когда я недавно был в Грузии, мне рассказывали, что Саакашвили хотел непременно лететь рейсовым самолетом, которым летели рядовые граждане, и отказался от своего намерения лишь после того, как ему объяснили, что за проблемы это создало бы для остальных пассажиров. Режим также занялся, прямо скажем, «непрезидентским делом» — переосмыслением грузинской истории. Подход нового руководства к личности Сталина был весьма красноречивым. Грузины были очень привязаны к личности Сталина — не потому, что
одобряли его политику, но, совершенно очевидно, просто потому, что он был самым известным грузином в истории. Такого рода отношение далеко не уникально. Особенно часто его можно встретить в странах, прежде входивших в Варшавский договор или в СССР. Национальная гордость побуждала многие из их народов выбирать себе в качестве национальных героев самых отталкивающих персонажей. Так, например, обстоит дело в части Украины, где кое-кто провозглашает национальным героем Симона Пет-люру — националиста и антисемита фашистского образца. Но в грузинском обществе определенные круги явно не одобряют такой подход к прошлому. Статую Сталина, наконец, убрали из его родного города Гори и поместили на территории музея «российской оккупации». Это понятие — «российская оккупация» — также предполагает постсоветскую интерпретацию истории и ее подгонку под потребности новой постсоветской Грузии. Оно подразумевало, что не только царская эпоха, но и эпоха СССР была временем Российской империи, в которой доминировали этнические русские, унижавшие и угнетавшие все нерусские меньшинства, в том числе и грузин. И хотя мысль о грузинах как о жертвах русского доминирования представляется довольно спорной — можно, в частности, заметить, что многие русские националисты видят в СССР как раз государство национальных меньшинств, господствовавших над беспомощными и беззащитными этническими русскими, — сам по себе этот шаг Саакашвили можно считать по-своему революционным. Ведь в результате Грузия оказалась, может быть, единственной страной на постсоветском пространстве, которая признала самого знаменитого из своих сынов кровавым тираном и категорически отказалась видеть в нем какой бы то ни было образец.
Грузинская молодежь с готовностью приняла такое отношение. Когда в разговоре с одним молодым грузином я затронул вопрос о наследии Сталина и спросил, как грузины могут с такой неприязнью относиться к самому знаменитому из них, мой собеседник ответил: тот факт, что Сталин был самым знаменитым грузином, не имеет никакого значения. Ведь и Гитлер, заметил он, был самым знаменитым немцем, но это никак не значит, что сегодня немцы должны устанавливать у себя в городах его статуи.
Такой западный по характеру подход был тесно связан с сильными проамериканскими симпатиями и политическими ориентациями. Грузины полностью поддержали Америку в войне в Афганистане и отправили воевать туда своих солдат. Это сближение с Вашингтоном шло параллельно с нарастанием напряженности в отношениях с Москвой — собственно, напряженность начала усиливаться еще до победы Саакашвили. Так, в 2002 году Москва обвиняла Тбилиси в скрытой поддержке чеченских повстанцев. Она утверждала, что в ряде областей Грузии получали убежище чеченские и другие бо-евики1, и неявно обвиняла Тбилиси, что тот никак этому не препятствует. Но хотя трения в отношениях между Москвой и Тбилиси наблюдались и до прихода к власти Саа-кашвили, после прихода нового президента, демонстрировавшего все более сильную ориентацию на Вашингтон, напряженность заметно усилилась. Саакашвили своей подчеркнуто антироссийской позицией явно стремился «отвязать» Грузию от Москвы. Он потребовал вывести из Грузии российские военные базы и проявлял все более решительное намерение взять под контроль Южную Осетию и Абхазию — если понадобится, то с применением силы. Формально оба этих этнических анклава входили в состав Грузии, но в реальности после кровопролитных войн, последовавших за распадом СССР, они стали если не де-юре, то де-факто независимыми государствами. А независимость их опиралась на присутствие российских сил по поддержанию мира. Такого рода трения с Москвой и, казалось бы, очевидная готовность Вашингтона поддержать Грузию в случае возможного столкновения с Россией еще сильнее побуждали Тбилиси ориентироваться на Вашингтон как на главного геополитического патрона. Когда Дж. Буш-
1 Cm.: Tyler P.E. In Caucasus Gorge a Haven for Muslim Militants // The New York Times, 28 February 2002.
младший в 2005 году прибыл в Грузию с визитом, он «мгновенно стал национальным героем»2.
Проамериканский настрой Саакашвили проявлялся настолько сильно, что одна из улиц в столице Грузии Тбилиси получила имя Джорджа Буша, — она, вероятно, оказалась единственной в мире улицей с таким названием. Это тяготение Грузии к Соединенным Штатам вполне вписывается в обстановку постсоветской эры, когда США стали стремительно распространять свое влияние на территориях, которые еще недавно были частью советской империи. В начале постсоветской эры все или, по крайней мере, большая часть постсоветских республик и восточноевропейских стран были убеждены, что экономические и военные ресурсы Вашингтона практически безграничны. В результате многие из бывших советских республик и восточноевропейских стран, еще недавно входивших в Варшавский договор, не только были готовы принять покровительство Вашингтона, но и превратились в самых преданных его союзников. К началу эры Буша тенденция эта резко усилилась3. И когда к концу первого срока пребывания Путина у власти отношения между Москвой и Вашингтоном окончательно испортились, Грузия приобрела особое значение не просто как один из самых верных американских союзников, но и потенциально как сила, вполне способная наказать Россию. Здесь интересы Вашингтона и Тбилиси оказались весьма близки. Соответственно, Вашингтон решил направить в Грузию около 200 военных специалистов для обучения и оснащения ее Вооруженных сил4. Считали даже, и, очевидно, не без оснований, что именно Соединенные Штаты неявно подталкивали Грузию начать наступление на Южную Осетию в августе 2008 года, видя в этом способ прощупать Россию. Вашингтон также полагал, что Россия будет придерживаться той же модели поведения, какую демонстрировала со времен позднего Горбачева и которая состояла в непрерывном геополитическом отступлении. Именно это побудило Вашингтон утвердительно кивнуть, когда Тбилиси выразил намерение вернуть отколовшиеся Южную Осетию и Абхазию, формально все еще остававшиеся частью Грузии. Рассчитывали, что российские миротворческие силы не окажут серьезного сопротивления и Москва смирится со свершившимся фактом — разумеется, после шквала самых резких дипломатических протестов. Однако события не пошли по намеченному сценарию. Москва отреагировала жестко, и существовали явные опасения, что российские войска войдут в Тбилиси и что существует план захвата и даже убийства Саакашвили5. Вскоре Москва признала Абхазию и Южную Осетию.
И все же, по мнению некоторых российских империалистов, война так и не пошла тем путем, каким должна была пойти. Известный российский публицист и ученый Михаил Делягин в колонке «личное мнение» в националистической газете «Завтра» — одном из самых известных националистических изданий в постсоветской России — отметил, что сам факт признания Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств был, безусловно, шагом в правильном направлении. Однако этого шага еще недостаточно, чтобы избавить Россию от положения геополитического придатка Запада6. Он — конечно же, как и многие другие имперски настроенные российские националисты, — считает, что тандем Медведев — Путин дошел до предела своих возможностей в попытках «поднять Россию с колен». Однако до тех же самых пределов своих возмож-
2 Traub J. The Georgia Syndrome // Foreign Policy, 13 August 2010. Статья была перепечатана в «The Georgian Daily», 13 July 2010.
3 См.: Dowd M. Bush's Warsaw War Pact // The New York Times, 26 February 2003.
4 См.: Tyler P.E. Moscow Fears G.I.s' Role Could Deepen Conflicts // The New York Times, 28 February
2006.
5 См.: Полковник Квачков: «Была поставлена задача захватить Тбилиси и убить Саакашвили» // Kavkaz Center, 8 сентября 2008.
6 См.: Делягин М. Новые власовцы // Завтра, 10 сентября 2008, № 37 (773).
ностей дошел и Вашингтон. К тому времени доктрина неоконсерватизма, идеологически вдохновлявшая администрацию Буша, становилась все менее и менее действенной. Планировавшийся в Афганистане и Ираке блицкриг обернулся длительной войной на истощение, и Вашингтон не имел никакого желания добавлять себе новые проблемы на Кавказе. И это обстоятельство немедленно и непосредственно сказалось на отношениях Вашингтона с Тбилиси.
Просьба Тбилиси продать ему современное усовершенствованное оружие была отклонена, и грузины горько жаловались на это проявление того, что сами они расценили как предательство. И действительно, как отмечал в 2010 году один из авторов «Уоллстрит джорнал», «два года назад грузинские должностные лица жаловались на отказ администрации Буша продавать им противотанковые и противовоздушные системы»7. Грузины были также жестоко разочарованы отсутствием прямой поддержки США в момент, когда российские войска стояли у ворот Тбилиси. Кроме того, «Вашингтон ясно дал понять, что нападение Грузии на отколовшуюся Южную Осетию, совершенное 7 августа, было ошибкой»8. Разочарование и горечь грузин понял и озвучил не кто иной, как Бин Ладен. Вскоре после окончания грузино-российской войны он заметил, что те, кто верит, что США, защитят их, ошибаются, Грузия служит тому хорошим примером. Вашингтон, утверждал Бин Ладен, заверял Грузию, что непременно защитит ее в случае конфликта с Россией. Однако обещания Вашингтона ничего не стоили. США не защитили Грузию от России, и тех, кто станет полагаться на помощь Вашингтона, ждет горькое разочарова-ние9. Можно, конечно, усомниться в том, что грузины знали об этом заявлении Бин Ладена. Однако нет сомнения, что очень и очень многих из них постигло горькое разочарование. Как бы то ни было, уже к концу эры Буша США стали все больше и больше дистанцироваться от Грузии10, а с приходом к власти администрации Обамы отношения между Тбилиси и Вашингтоном стали еще прохладнее. Причиной этого были начавшиеся в Вашингтоне изменения. Обама очевидным образом стал разворачивать американскую политику, взяв курс на улучшение отношений с Россией и все больше демонстрируя готовность бросить Грузию на произвол судьбы. Это был один из элементов общих перемен в американской стратегии, проистекавших из осознания не просто ограниченности ресурсов США, но и того, что ресурсы эти стремительно сжимаются. И изменения эти влекли за собой перемены во внешнеполитической позиции страны.
Изменения в американской политике
Для многих неоконсерваторов нежелание Обамы поддержать Грузию, уход из Ирака и запланированный уход из Афганистана, как и другие шаги такого рода во внешней политике, были свидетельством того, что администрация Обамы совершает страшные ошибки и ее можно обвинить в наивности, а то и в прямом предательстве. Роберт Каган, один из самых влиятельных идеологов неоконсерватизма, много и со вкусом распространялся о тех чертах внешней политики Обамы, которые характеризовал как смесь наивности и измены11. По мнению Кагана, Обама молчаливо принял близорукое видение мира,
7 Kaylan M. Georgia and the Limits of Russian Power // The Wall Street Journal, 13 August 2010.
8 Kralev N. Luring Belarus Out of Russia's Shadow // The Washington Times, 7 October 2008.
9 См.: Бин Ладен напомнил европейцам о судьбе Грузии // Kavkaz Center, 26 сентября 2009.
10 См.: Саакашвили — больше не в фаворе // Kavkaz Monitor, 4 August 2009.
11 Здесь необходимо отметить, что, хотя в начале пребывания у власти администрации Обамы Каган был весьма критически настроен по отношению к ее внешней политике, позднее он изменил свое мнение и с
которого придерживается европейская элита. Оно предполагает, что национальные интересы разных стран можно без конфликтов примирить друг с другом и что все проблемы можно решить одними переговорами без демонстрации силы. Каган считал, что под влиянием этой смеси близорукости и наивности «высокопоставленные представители администрации преуменьшают значение того обстоятельства, что интересы великих держав входят друг с другом в конфликт, и этот конфликт может воспрепятствовать их сотрудни-честву»12. Из-за этого Обама и пытался пойти навстречу Китаю и России, «вместо того, чтобы ограничить их амбиции»13. Тот же грубый промах, а то и предательство можно усмотреть и в обращении Обамы с союзниками и, неявным образом, с Грузией. Ведь, как считает Каган, «новый подход администрации Обамы заставляет задаться вопросом, станут ли Соединенные Штаты и дальше поддерживать демократические государства, в том числе и союзные им демократии, в их конфликтах с авторитарными державами...»14 И это, без сомнения, может стать прямой дорогой к геополитической катастрофе. «При таком новом образе действий Соединенные Штаты рискуют полностью развалить структуру своих союзов, сформированную в рамках американской стратегии в эпоху после Второй мировой войны»15.
Нет сомнений, что очень и очень многие в Грузии, особенно среди грузинской элиты, разделяют этот довольно мрачный взгляд на Вашингтон и полагают, что США фактически предали их. Израиль, остающийся близким союзником США, несмотря на все недавние трения между ними, заставил Грузию проглотить еще одну горькую пилюлю. Грузины относились к евреям чрезвычайно дружественно. Традиция эта восходит к по-зднесоветскому периоду. Грузия тогда не знала антисемитизма, который во многих частях бывшего СССР не только поощрялся властями, но и встречал самый живой отклик в массах. Неслучайно независимая Грузия быстро установила самые дружественные отношения с Израилем, что, конечно же, горячо приветствовалось Соединенными Штатами. Не приходится удивляться, что Грузия рассчитывала на существенную военную помощь от США и Израиля. И однако ей пришлось горько разочароваться — и не только в Соединенных Штатах, но и в Израиле. Израиль поставлял Грузии огромное количество современного вооружения. Однако под давлением России израильские поставки быстро прекратились16. Одновременно со всем этим продолжали ухудшаться отношения с администрацией Обамы. На самом деле новости из «обамовской» Америки были еще более неутешительными, хотя именно США должны были бы выступить главным геополитическим покровителем Грузии в то время, когда она все еще находилась в большой опасности. Ведь, если верить некоторым наблюдателям, даже после окончания российско-грузинской войны российские войска стояли «не дальше 20 миль от Тби-лиси»17 и Москва, казалось, была близка к тому, чтобы достичь своей цели. И действительно, как отмечал советник Министерства иностранных дел Франции Ф. Хейсбур, Россия «вывела из строя грузинские Вооруженные силы, не дала Тбилиси получить членство в НАТО, на которое он так рассчитывал, и поставила в крайне сложное положение презираемого и ненавидимого ею грузинского лидера Михаила Саакашвили»18. И при этом Москва не только, похоже, добилась большинства своих стратегических
одобрением отмечал, что Обама воспринял ряд ключевых элементов его взглядов. Каган считал, что те, кто говорят об уменьшении влияния Соединенных Штатов, ошибаются.
12 Kagan R. Obama's Post-American World // IWMPost, March 2010, No. 103. P. 14.
13 Ibidem.
14 Ibid. P. 151.
15 Ibid. P. 15.
16 См.: СМИ сообщают, что Израиль прекращает продажу вооружений Грузии // Civil.ge, 6 августа
2008.
17 Kaylan M. Op. cit.
18 Цит. по: Marquand R. Russia's Big Caucasus Win // Christian Science Monitor, 14 August 2008.
целей, но и сделала все от нее зависящее, чтобы унизить Саакашвили лично. Московские пропагандисты хорошо знали о важности самообраза мачо как основы для самоуважения грузинского мужчины. Саакашвили не должен был составлять исключения. А потому Тине Канделаки поручили опорочить Саакашвили с этой стороны. Канделаки, одна из ведущих фигур российского телевидения, поведала в эфире, что грузинский мужчина всегда был секс-символом, Саакашвили же несексуален, и у него явно нестабильная психика19. Сам факт, что Канделаки — женщина и к тому же этническая грузинка, должен был сделать это заявление особенно оскорбительным для Саакашвили. Возникает впечатление, что тот был осажден со всех сторон, и с его стороны естественно было ожидать сильной поддержки от США.
Было бы неверно считать, что у Грузии совсем нет друзей в Вашингтоне. Они нашлись, и немалое число их были республиканцами. Некоторые, как сенатор и кандидат в президенты от республиканцев Дж. Маккейн, видят в России Путина — Медведева агрессивную авторитарную державу, движимую неоимперскими амбициями и стремящуюся восстановить полный контроль над постсоветским пространством. Маккейн также неявным образом исходит из представлений о российской элите как о монолитно «евразийской» по своим геополитическим позициям и, таким образом, видит в Иране важнейшего союзника России. Отсюда следует естественный вывод, что США должны поддержать Грузию20. По мнению Маккейна, «грузины считают, что Вашингтон продает их Москве за цену нашего «нажима на кнопку перезагрузки»21. Но не только республиканцы были разочарованы вашингтонским подходом к Тбилиси. Те же взгляды высказывал, например, и М. Макфол, высокопоставленный чиновник Совета национальной безопасности, «отвечающий за Россию и Евразию», а позже — посол США в России22. И все же не эти представления определяют политический курс Обамы. В Америке есть ясное ощущение «имперского перенапряжения» — популярное понятие, введенное в оборот почти два поколения назад британским историком и специалистом по международным отношениям П. Кеннеди. Это ощущение не миновало даже некоторых членов кабинета Буша, где целиком правили бал неоконсерваторы. Министр обороны Роберт Гейтс, которого Обама получил в наследство от предыдущей администрации, встал было поначалу на сторону Грузии, но он ясно отдавал себе отчет в том, что ресурсная база США сжимается, — он ведь и сам активно участвовал во впечатляющих сокращениях бюджета вовсе не потому, что представилась возможность воспользоваться «мирными дивидендами», но из-за усиливающегося дефицита ресурсов, очевидного еще до бюджетного кризиса и до появления опасений по поводу возможного дефолта США. Финансовые ограничения вообще превратились в фактор, все больше влияющий на внешнюю политику Соединенных Штатов. Соответственно, «администрация Обамы прибегает к аскетизму, когда речь идет о выделении экономической помощи странам Центральной Азии и Кавказа»23.
Финансовые ограничения повлияли также и на формирование куда более широкой геополитической повестки дня, не сводящейся к вопросам распределения помощи зарубежным странам или даже к тому, как будут поддерживаться позиции и статус страны в военной сфере. Обама старался не слишком раздражать Москву — по крайней мере, таков был первоначальный замысел, — чтобы получить возможность сконцентрировать остающуюся американскую мощь там, где это было важнее всего — на Ближнем Востоке.
19 См.: Канделаки: «Саакашвили — неспортивный и несексуальный» // Росбалт, 13 августа 2010.
20 См.: Маккейна раздражает Россия // Росбалт, 12 августа 2010.
21 Saudi Gazette, 28 May 2010.
22 Traub J. Op. cit.
23 Kucera J. Central Asia & Caucasus: Obama Administration Adopts Moderate Assistance Stance // Eurasianet.org, 10 February 2010.
Кроме того, Вашингтон надеялся склонить Москву к участию в войне в Афганистане и смог здесь записать в свой актив небольшой успех. Так, российские и американские силы совместно участвуют в операции по уничтожению наркотиков в Афганистане24. Все это заставило Вашингтон изменить подход к странам Восточной Европы и некоторым из республик бывшего СССР. США потеряли интерес к Украине и Грузии — явно потому, что американская элита поняла, что у Вашингтона не хватает сил, чтобы доминировать во всем мире, а в число вашингтонских приоритетов Грузия и Украина не входят25. При всех проблемах в отношениях с Москвой, главным беспокойством для Соединенных Штатов виделся Иран, а не Россия, которую молчаливо считали более оппортунистической державой, пытающейся флиртовать и с Ираном, и с Западом. Администрация Обамы неявным образом рассматривает Россию как прагматическую, пусть и не всегда последовательную в своем поведении, «лису» — если пользоваться определением В. Па-рето, и представители этой администрации определенно не видят в политической культуре современной России никакого наследия «евразийского» империализма. Соответственно, руководитель аппарата Совета национальной безопасности Д. Макдоно сильно сомневается в том, что Грузия относится к числу приоритетов США, и даже визит в Грузию государственного секретаря Хилари Клинтон не привел ни к каким видимым результатам для Грузии. Хотя на словах российская политика подверглась суровому осуждению, «грузинам не предложили никаких материальных средств сдерживания»26. Как и можно было предвидеть, результат визита оказался весьма приятен для Москвы27 и неутешителен для Тбилиси. Высокопоставленный американский дипломат «категорически опроверг, что Вашингтон установил эмбарго на поставки вооружения в Грузию, хотя там же отметил 29 июня, что продажа оружия не является тем путем, который урегулирует существующие в Грузии проблемы»28. Эта заключительная фраза, несомненно, лишний раз подтвердила в глазах грузин справедливость их подозрений, что Вашингтон и в самом деле пытался не допустить продажу Грузии усовершенствованных вооружений29. Это имело самые тяжелые последствия для грузинской армии, потерявшей в ходе российско-грузинской войны большую часть своих вооружений и снаряжения. На практике это должно было положить конец перевооружению грузинской армии в условиях неослабевающей напряженности в отношениях Тбилиси с Россией. Чувство, что их предали, особенно усилилось у грузин, когда Россия развернула в Абхазии зенитные ракеты С-300. Тбилиси заявил, что это создает серьезную угрозу для европейской безопасности30.
Несмотря на протесты Грузии и призывы к США защитить ее, Вашингтон сохранял полное спокойствие и давал понять, что не видит никаких причин менять свой подход к Москве31. Столь же безмятежными оставались и европейцы, а ЕС выразил Тбилиси свое неудовольствие, заявляя, что ответственность за войну лежит на Грузии32.
24 См.: Россия и США провели совместную силовую операцию на территории Афганистана // Комсомольская правда, 30 октября 2010; В начале был героин // Lenta.ru, 30 октября 2010.
25 См.: Dabovyk V. Kyiv and Tbilisi: No Longer Washington's Favorites? // PONARS Eurasia Policy Perspectives, July 2010, No. 93; Corso M. Georgia: Tbilisi to Trumpet Security Success. NATO, OSCE Summits // EurasiaNet.org, 10 November 2010.
26 Kaylan M. Op. cit.
27 См.: Владислав Воробьев: «Грузия больше не Джорджия» // Российская газета, 7 июля 2010.
28 Ф. Гордон: «Мы не устанавливали эмбарго на продажу оружия Грузии» // Civil.ge, 30 июня 2010.
29 См.: Белянинов К., Двали Г. Михаил Саакашвили вернулся из Америки без оружия // Коммерсант, 17 января 2011.
30 См.: ROAR: «Enemies had Better Not Fly to Abkhazia» [www.russiatoday.com], 13 August 2010.
31 См.: Россия — Грузия: ракетами по воробьям // Росбалт 13 августа 2010; США не видят новости в факте развертывания Россией С-300 в Абхазии // РИА Новости, 13 августа 2010.
32 См.: Пановкин Д. Тбилиси проигнорировал ПАСЕ // Росбалт, 17 января 2011.
Возмущение неблагодарностью еще больше усиливалось тем, что Саакашвили настойчиво посылал сигналы: несмотря на все проблемы с Западом вообще и с Соединенными Штатами в частности, он не только все еще расценивает Грузию как подлинно демократическую и прозападную страну на постсоветском пространстве, но и твердо верит, что в конце концов все эти проблемы и с Западом, и с США благополучно разрешатся. Саакашвили был убежден, что Грузия так или иначе присоединится к НАТО33, и настаивал, что английский язык должен преподаваться по всей стране34. И тем не менее, несмотря на все проявления доброй воли со стороны грузинской элиты, администрация Обамы продолжала демонстрировать весьма прохладное отношение к Тбилиси. Более того, негативные сигналы в его адрес посылала не только администрация Обамы, но и члены команды Буша. Как пример здесь можно было бы привести контакты с Кондолизой Райс, занимавшей во времена президентства Буша пост государственного секретаря. На самом деле именно Райс и Буш поощряли Тбилиси к конфликту с Москвой35, и при всем недовольстве ими Тбилиси все еще считал, что они более склонны войти в его положение. Соответственно, Саакашвили всячески стремился воспользоваться визитом Райс в Грузию, чтобы восстановить старые связи. Однако та пыталась избежать встре-чи36. Для Саакашвили это представлялось не только политическим, но и, более того, личным оскорблением. И проблема была не в одном лишь Саакашвили. Было очевидно, что грузинская элита не в восторге от подхода Соединенных Штатов к проблемам в регионе37 и считает, что те продали ее России за улучшение российско-американских отношений38. В результате у грузинской элиты нарастало ощущение, что ее предали и что в случае весьма вероятного нового открытого конфликта с Россией Грузию вполне могут бросить. Безусловно, это ощущение изоляции было для Тбилиси важным мотивом, для того чтобы начать пересматривать отношения с Вашингтоном и пойти на шаги, которые не могли тому понравиться. Разумеется, причин для подобного резкого и весьма опасного поворота у Тбилиси было много. Существуют геополитические соображения, которые можно сформулировать в рамках более или менее традиционного геополитического мышления: Грузия начала искать возможную альтернативу Соединенным Штатам. И конечно, традиционная геополитика играла здесь далеко не последнюю роль. Однако не следует сводить действия Грузии к одной лишь реальной политике с ее холодными расчетами.
Соображения, которыми руководствовалась Грузия, и ее чувство глубокого разочарования Соединенными Штатами глубоко связаны с культурной традицией и с ожиданиями по поводу отношений между державами и государствами. Грузины, вероятно, лучше, чем большинство европейских народов, сохранили ту традиционную преданность друзьям и гостям, которые можно найти в далеком прошлом Европы или сегодня в некоторых частях Азии. Грузинское гостеприимство вошло в легенду, но и от гостей ожидают взаимности. И то, что США не продемонстрировали подобной взаимности, после того как грузины сделали все, чтобы проявить свою верность, было для них тяжелым оскорблением. И, наконец, не менее важно, что грузинскую внешнюю политику нельзя понять, не принимая во внимание личность президента Саакашвили. Даже те, кто ему симпатизирует, ви-
33 См.: Грузия ожидает приема в НАТО // Iran News, 26 августа 2010.
34 См.: Саакашвили нашел себе русского преемника // Utro.ru, 28 августа 2010.
35 См.: Сначала были большие надежды, а теперь большое разочарование // Nakanune.ru, 3 сентября
2010.
36 См.: Кондолиза Райс: странный визит в Грузию // Vesti.ru, 7 сентября 2010; Кондолиза Райс удрала от Мишико в Ирландию // Kaliningrad.kp.ru, 6 сентября 2010.
37 См.: Американские сенаторы просят Б. Обаму разместить в Грузии радар ПРО США, направленный на Иран // Iran News, 11 февраля 2011.
38 См.: Обеспокоенная Грузия сближается с Ираном и Турцией // inoSMI.Ru, 28 мая 2010.
дят в нем «человека горячего и склонного к опрометчивым поступкам»39. А уж те, кто выступает против него, считают его едва ли не безумцем40. И в его ближайшем окружении немало людей с теми же чертами характера. По всем этим причинам можно было полагать, что в грузинской элите, в отличие от американской, нет никакого четкого долговременного раскола в том, что касается внешней политики, и что сам Саакашвили сегодня может занимать проамериканскую позицию, завтра — антиамериканскую, а в более отдаленном будущем снова сменить внешнеполитическую ориентацию. Какова бы ни была причина или причины недовольства Тбилиси Вашингтоном и, как можно было бы заметить, Западом в целом, — причины эти были вполне реальны и Тбилиси стал искал для себя нового геополитического патрона. И здесь-то как одна из важных альтернатив Западу и возник Иран. Тбилиси обратился к Тегерану не просто из желания наказать Вашингтон и/или Брюссель. Это не была всего лишь какая-то особая форма дипломатической мести. За этим шагом стояло, кроме всего прочего, и ощущение, что в глобальном раскладе происходит новый поворот. Тбилиси понимает или, по крайней мере, чувствует, что теперь ходом мировых событий управляют не из одного только Вашингтона или из Вашингтона и Москвы, как это было в прошлом, а из разных мест. Следовательно, поддержка со стороны Тегерана могла бы быть столь же хороша, а в некоторых случаях даже лучше, чем поддержка от Вашингтона, Москвы или Пекина. И не прекращая своих попыток разрешить проблемы с Москвой, Тбилиси начал неожиданный флирт с Тегераном, не слишком беспокоясь о неприятных чувствах, которые тем самым рисковал вызвать в Вашингтоне.
Грузино-иранские экономические связи
Самым безопасным начинанием — по крайней мере, с точки зрения Тбилиси — могло быть развитие экономических связей с Тегераном. В Тбилиси всегда могли заявить Вашингтону, что действуют, руководствуясь чисто прагматическими соображениями, а геополитическое сердце грузин по-прежнему принадлежит Соединенным Штатам. Кроме того, можно было утверждать, что расширение экономических связей с Тегераном было только ответом на запугивание со стороны Москвы. И здесь аргументы Тбилиси не были бы абсолютно беспочвенными. Действительно, отношения между Тбилиси и Москвой резко обострились еще до войны 2008 года, и тогда Москва, чтобы продемонстрировать Тбилиси свое неудовольствие, немедленно прибегла к мерам экономического характера. Грузия сильно зависела от поставок газа из России — таково было наследие советской эры, и в 2006 году Москва создала для Тбилиси серьезные проблемы, перекрыв эти поставки. Тогда, в 2006 году, Грузию обеспечил газом Иран41. К 2010 году первоначальные довольно спорадические экономические связи впечатляюще расширились. Летом 2010-го Грузия и Иран обсудили планы экономического сотрудничества в производстве энергии и энергоснабжении42. Тегеран давал понять, что готов снабжать Грузию газом и нефтью. Со своей стороны, Иран хотел воспользоваться возможностью установить через Грузию более тесные связи и с другими рынками43. И если
39 Traub J. Op. cit.
40 См.: Канделаки: «Саакашвили — неспортивный и несексуальный».
41 См.: Иран активизируется на Кавказе // Iran News, 14 января 2011.
42 См.: Георгий Ломсадзе: «Тбилиси пытается расположить к себе Иран, Вашингтон наблюдает за происходящим // RT.KORR Россия, 2 июня 2010.
43 См.: Иранскую нефть и газ в перспективе могут начать поставлять на Украину // Iran News, 11 ноября 2010.
иранские планы выйти через Грузию на широкий рынок со своими поставками газа были чисто теоретическими, то совсем иначе обстояло дело с экспортом в Иран грузинской электроэнергии44. Но совместные проекты в энергетике были хотя и главным, но отнюдь не единственным направлением сотрудничества между Грузией и Ираном. На протяжении 2010—2011 годов обе стороны не переставали активно обсуждать направления экономического сотрудничества в таких сферах, как сельское хозяйство, транспорт и ряд других45. Экономические отношения укреплялись, расширялись культурные связи и контакты между гражданами двух стран. К 2011 году между двумя странами был отменен визовый режим для краткосрочных поездок46. Было также установлено прямое воздушное сообщение между Грузией и Ираном47. В результате резко возрос поток туристов из Ирана, посетивших Грузию48. Стали чаще вспоминать об исторических и культурных связях между двумя странами. Соответственно, Тбилиси организовывал конференции и выставки, посвященные Ирану. Тегеран отвечал тем же и организовывал конференции, посвященные Грузии49.
Но если Тбилиси и мог убедить Вашингтон, что экономические отношения с Тегераном носят чисто прагматический характер и не имеют никакого геополитического подтекста и следствий, то расширение культурных и дипломатических связей с Тегераном уже нельзя было толковать в рамках чистого экономического прагматизма и оно вполне могло вызвать раздражение Вашингтона. Один из грузинских обозревателей выразил сомнение в том, что отмена визового режима между Грузией и Ираном предварительно обсуждалась с Вашингтоном50. Кроме того, Вашингтон адресует Грузии недвусмысленный сигнал, что он отнюдь не приветствует улучшение ее отношений с Ираном и, более того, не одобряет даже укрепление культурных и экономических связей между Тбилиси и Тегераном. Сигнал был не прямым: США заявили, что, по их мнению, Иран несет ответственность за распространение наркотиков и улучшение его отношений с Грузией дает иранским наркоторговцам доступ к более широким мировым рынкам. Таким образом, США обвинили Грузию в том, что она выступает каналом для широкого распространения наркотиков51. Грузия отвергла это обвине-ние52. Интересно, что способ, которым Вашингтон выразил свое неудовольствие поведением Тбилиси, был очень похож на тот, с помощью которого свое неудовольствие Грузией ранее демонстрировала Москва. Ведь как только отношения между Москвой и Тбилиси ухудшились, у России немедленно нашлись претензии к грузинским винам и минеральной воде. Несколько позже отношения между Вашингтоном и Тбилиси немно-
44 См.: Грузия в начале 2014 г. завершит строительство ВЛ-400 кВ // ЭнергоНьюс, 11 июля 2011; Грузия будет экспортировать электроэнергию в Иран // Iran News, 8 июля 2011.
45 См.: Иран и Грузия обсудили вопрос сотрудничества в сельском хозяйстве // Civil.ge, 2 июня 2010; Иранским предпринимателям будет оказано содействие // Iran News, 24 апреля 2001; Иран и Грузия подписали договор по сотрудничеству в области транспорта // Iran News, 14 марта 2011.
46 См.: Безвизовый режим между Грузией и Ираном вступит в силу с 26 января // Iran News, 13 января
2011.
47 См.: Авиакомпания «Аирзена» осуществила первый рейс из Тегерана в Батуми // Iran News, 8 июля 2011; Прямое авиасообщение Тбилиси — Тегеран задерживается на две недели // Iran News, 2 октября 2010; Между Ираном и Грузией с октября откроется прямое воздушное сообщение // Iran News, 22 сентября 2010.
48 См.: Безвизовый режим между Грузией и Ираном экономически выгоден — посол // Iran News, 14 января 2011; Бизнесмены из Ирана профинансируют строительство ряда ГЭС в Грузии // Росбалт, 5 ноября 2010; Грузино-иранская туристическая компания представит новый проект // Iran News, 29 ноября 2011.
49 См.: В Иране пройдет международный семинар, посвященный Грузии // Грузия, 22 сентября 2010.
50 См.: Грузия — Иран: визы отменены // Iran News, 31 января 2011.
51 См.: Леван Вепхвадзе: «Нельзя связывать отмену виз между Грузией и Ираном с наркотрафиком» // Iran News, 6 марта 2011.
52 См.: МИД Грузии не видит угроз наркотрафика со стороны Ирана // Iran News, 6 марта 2011.
го улучшились, но Тбилиси все же сохранил теплые отношения с Тегераном и не прекращал культурных обменов с ним53. Нужно отметить, что Тегеран, который всегда стремился избежать дипломатической изоляции, всячески приветствовал желание Грузии улучшать отношения с Ираном. Расширение их дипломатических контактов, туризма, культурных обменов было не только признаками глубокого охлаждения отношений между Грузией и США в начале президентства Обамы. Отношения между Грузией с Ираном приобретали явный характер демонстрации взаимной геополитической заинтересованности.
Политическое сближение Грузии с Ираном
Исторически Иран пользовался сильным влиянием на Кавказе, в том числе и в Грузии54. Однако вся эта долгая история иранского доминирования и/или влияния в Грузии не играла особой роли не только в царские или советские времена, но и в начале постсоветской эры, когда оттепель в отношениях легко могла сменяться глубоким охлаждением. В новейшей истории главным геополитическим покровителем Грузии считался отнюдь не Иран, но Россия, а в последнее время — США. Однако дипломатические и геополитические отношения между Тегераном и Тбилиси начались достаточно рано. Грузия и Иран установили дипломатические отношения в 1992 году, а с 1994 года в Тегеране работает грузинское посольство. В 1995 году в Грузию прибыл с визитом президент Ирана (1989—1997) Али Акбар Хашеми Рафсанджани. В 2004 году Саакаш-вили посетил Иран и встретился с иранским президентом (1997—2005) Мохаммадом Хатами. Однако в то время в контактах с Ираном еще не видели какой-то угрозы отношениям с Соединенными Штатами. Собственно, Вашингтон относился к Хатами весьма благосклонно и видел в нем своего рода иранского Горбачева, способного улучшить отношения Ирана с Западом. И даже приход М. Ахмадинежада в первый год его правления, вероятнее всего, еще не воспринимался Вашингтоном исключительно как угроза. Легко предположить, что Вашингтон считал антизападные и антиизраильские эскапады нового иранского президента чисто временным явлением. Тбилиси также вполне мог предположить, что более тесные отношения с Тегераном не повредят его отношениям с Вашингтоном и, более того, на самом деле Вашингтон будет рад грузинским контактам с Ираном, поскольку Тбилиси мог бы взять на себя роль посредника между Вашингтоном и Тегераном. Соответственно, в 2006 году заместитель министра иностранных дел Ирана посетил Грузию и Саакашвили передал с ним приглашение Ахмадине-жаду посетить страну55. Но как бы Тбилиси ни заигрывал с Тегераном, главным своим патроном он пока еще считал Вашингтон. Но сам по себе тот факт, что напряженность в отношениях между Вашингтоном и Тегераном очень резко возросла, открыто признавался и Тбилиси, и Тегераном, и «в 2008 году, после того, как Грузия согласилась выдать Соединенным Штатам иранского гражданина, обвинявшегося в контрабанде, отмывании денег и заговоре, отношения между Ираном и Грузией почти на год оказались в холодильнике, а то и в морозильнике»56.
53 См.: В Тбилиси откроется фотовыставка работ иранского фотографа // Iran News, 31 января 2011.
54 См.: Евсеев В. Иранские локти на Южном Кавказе // Независимое военное обозрение, 26 ноября
2010.
55 См.: Глава МИД Ирана оформит с Грузией безвизовый режим // Iran News, 1 ноября 2010.
56 Edwards H.S. Babylon & Beyond // Los Angeles Times, 5 November 2010.
К началу президентского срока Обамы ирано-грузинские отношения вновь сильно потеплели. Однако к 2010 году их контекст был уже совсем другим: к тому времени Тегеран превратился в смертного врага Вашингтона и, в некотором смысле, всего Запада. К тому же Иран укреплял свое положение, будучи изолированным почти от всех остальных важнейших центров силы. Хорошим примером могут послужить его отношения с Москвой. Флирт Тегерана с Москвой имел долгую историю. В 1990-х годах кое-кто в российской элите даже всерьез подумывал о формировании полномасштабного военного и геополитического союза с Тегераном. Это было стержнем евразийства — философской и квазиполитической доктрины, всячески подчеркивавшей азиатское наследие и азиатское геополитическое тяготение России. Однако к концу первого срока президентства Путина отношения между Тегераном и Москвой становились все более напряженными, и к 2010 году Москва присоединилась к Западу в решении наложить на Тегеран жесткие санкции. Говоря точнее, Москва заявила, что решительно возражает против нанесения военного удара по Ирану, обвинявшемуся Западом в развитии ядерной программы. Однако при этом она спускала на тормозах оговоренные поставки Тегерану современных усовершенствованных вооружений, а к 2010 году в конце концов присоединилась к западным санкциям57. Из-за всего этого у Ирана нарастало недовольство Россией, в которой Тбилиси, со своей стороны, по-прежнему видел для себя смертельную угрозу58.
Уже сам факт, что отношения Ирана с Россией потеряли ту доверительность, которая отличала их в конце 1990-х — начале 2000-х годов — периода наивысшей популярности «евразийства» среди российской элиты, — давал Тбилиси дополнительное основание смотреть на Тегеран как на потенциального союзника и на источник геополитической поддержки. Но не только готовность Тегерана противопоставить себя и Москве, и Вашингтону обеспечила привлекательность Ирана в глазах грузинской элиты. Важнее всего здесь были особенности политической культуры Ирана: верность союзникам и готовность защищать их, не останавливаясь ни перед чем, включая даже прямое противостояние такой сверхдержаве, как США. Это подтверждалось позицией Ирана в ходе войны Израиля с Ливаном в 2006 году. Израиль тогда оказался втянут в войну с Ливаном и был готов перенести военные действия и на Сирию, поддерживавшую антиизраильские силы в Ливане. Тегеран тогда ясно дал понять, что в случае нападения на Сирию он нанесет удар по Израилю независимо от того, что тот может рассчитывать на массированную поддержку Соединенных Штатов. Действительно, Вашингтон Буша, в противоположность Вашингтону Обамы, был готов вступить в войну с Ираном. Поддержав Сирию, Иран продемонстрировал, что он не только не боится прямого столкновения с американской сверхдержавой, но и готов стоять за своих союзников. В Тбилиси, конечно, не могли этого не заметить. Правда сжигать за собой мосты Тбилиси не собирался, и сближение с Тегераном в основном ограничивалось экономической и культурной сферой. Однако горечь и разочарование действиями Вашингтона в Тбилиси росли, и он предпринял шаг, явно призванный продемонстрировать Америке, что у Грузии есть из чего выбирать и что она вполне может заменить отношения с США союзом с Ираном. Таким образом, в мае 2010 года Ахмадинежад получил приглашение посетить Грузию59, а приезд в Грузию министра иностранных дел Ирана М. Моттаки ожидался в июне 2010 года60. В конце мая было объявлено, что «на прошлой неделе заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе, принимая официаль-
57 См.: Новая провокация против Ирана // Iran News, 31 октября 2010.
58 См.: Посол Ирана шантажирует Москву, грозя терроризмом, наркотрафиком и развалом России // NEWSru.com, 27 октября 2010.
59 См.: Обеспокоенная Грузия сближается с Ираном и Турцией.
60 См.: Глава МИД Ирана посетит Грузию предположительно в июне // Civil.ge, 21 мая 2010.
ного представителя Министерства иностранных дел Исламской республики Рамина Мехманпарасата, приветствовала наступление «нового этапа» в отношениях с Ираном»61. Обе стороны выражали желание расширять отношения. «В двусторонних отношениях между Грузией и Ираном начался «новый этап», и Тбилиси надеется, что эти отношения будут еще углубляться», — заявила Нино Каландадзе, заместитель министра иностранных дел Грузии, 22 мая 2010 года62. Контакты между странами не прекращались на протяжении осени63. В ноябре 2010 года Саакашвили имел беседу с Моттаки и выразил благодарность Ирану за поддержку в защите территориальной целостности Грузии64. Здесь Иран неявным образом выступил в роли геополитического патрона Грузии, ее защитника от России, стремящейся превратить Южную Осетию и Абхазию в свои протектораты. Отношения Тбилиси с Тегераном стали действительно весьма тесными, и ходили слухи, что Грузия продает Ирану оружие, получаемое из Украины. Иран-то уж точно был готов и дальше сближаться с Грузией. На самом деле в своей внешней политике он руководствуется вовсе не соображениями религии, а национальными интересами, и сближение Тегерана с Тбилиси, наряду с другими шагами, служит тому ярким подтверждением65. Не лишним было бы отметить и то, что со стороны Ирана укрепление отношений с Грузией было элементом относительно более широких стратегических планов. Ведь Иран развивал отношения со многими странами бывшего СССР. Можно также добавить, что и Иран не был единственной страной на Ближнем Востоке, с которой Грузия пыталась выстроить более тесные отношения. Еще одной такой страной была Турция66.
Новое сближение Грузии с Соединенными Штатами
К 2011 году администрация Обамы обнаружила, что политика сближения с Москвой не работает или, по крайней мере, от нее не следует ожидать слишком многого, и отношение к Тбилиси снова изменилось. Несмотря на резкие протесты Москвы, США сообщили о намерении к 2011/2012 году поставить Грузии определенное количество вооружений67. Кроме того, Вашингтон высказал мнение, что Тбилиси сделал определенные шаги в правильном направлении в том, что касается «прав человека»68, — подразумевалось, что до того он сползал к авторитарному правлению. В ответ Тбилиси немедленно объявил, что отношения с США для Грузии важнее всех остальных. По мнению некоторых наблюдателей, это означало, что Грузия готова поддержать любые действия США, включая нанесение удара по Ирану. Кроме того, ходили слухи, что,
61 Saudi Gazette, 28 May 2010.
62 См.: Нино Каландадзе: «В грузино-иранских отношениях начался новый этап» // Civil.ge, 22 мая
2010.
63 См.: Грузия и Иран рассматривают перспективы развития сотрудничества — МИД // Iran News, 18 сентября 2010.
64 См.: Михаил Саакашвили принял главу МИД Ирана // Регнум, 5 ноября 2010.
65 См.: Иран: между идеологической догмой и прагматизмом // Iran News, 17 апреля 2010; Об экономическом и политическом сотрудничестве между Ираном и Грузией см.: Эксперт: сближение Грузии и Ирана опасно без согласия Запада // Росбалт, 3 ноября 2010.
66 См.: Саакашвили называет примерными грузино-турецкие отношения // Civil.ge, 18 мая 2010.
67 См.: Филипп Гордон о сотрудничестве с Грузией в сфере обороны // Civil.ge, 10 января 2012.
68 См.: США: В Грузии имеет место ограничение свободы слова // Комсомольская правда, 9 апреля
2011.
готовясь к войне с Ираном, США строят в Грузии госпитали и аэродромы69 и Грузия фактически поощряет США к нападению на Иран70. Однако никакого возврата к прежнему доверию уже не было: обе стороны по-прежнему смотрели друг на друга весьма скептически, и трудно было поверить, что Тбилиси полностью отказался бы от сближения с Тегераном только ради того, чтобы угодить Вашингтону. Еще менее вероятно, что Грузия обрадовалась бы конфликту между Ираном и США, в который она оказалась бы непосредственно втянута на стороне Соединенных Штатов. Независимо от риторики Вашингтона весь предшествующий опыт отношений с ним — и при республиканской, и при демократической администрации — явно внушал Тбилиси серьезные сомнения в готовности того до конца поддерживать своих союзников, и более поздние внешнеполитические шаги также не вселяли большого доверия к обязательствам и заверениям Вашингтона. Тбилиси, разумеется, был свидетелем того, как Соединенные Штаты обошлись с египетским президентом Хосни Мубараком. На протяжении жизни целого поколения Мубарак был верным союзником Америки; его осыпали похвалами и республиканцы и демократы. И тем не менее, когда начались волнения, Вашингтон потребовал от него уйти и не сделал ничего, чтобы спасти его лично. Такое поведение произвело весьма скверное впечатление на союзников США на Ближнем Востоке и не могло не укрепить опасений Израиля, что Вашингтон легко может продать его, несмотря на бесконечные публичные заверения в своей поддержке. Тбилиси, без сомнения, принял это к сведению и отнесся к новым заверениям Вашингтона с известным скептицизмом. Это распространялось и на заверения администрации Обамы, что Грузия получит необходимое ей оружие. Они не могли рассеять сомнения грузинской стороны в том, что США действительно выполнят свои обещания71. Тбилиси, естественно, искал альтернативный источник поставок оружия. Так, Грузия и Азербайджан намеревались закупать оружие у Польши72. Кроме того, Тбилиси планировал развивать собственную военную промышленность, чтобы добиться полного самообеспечения, и не делал никакого секрета из того, что именно заставило его взяться за это. Знакомясь с образцами нового произведенного в Грузии вооружения, Саакашвили заявил, что Грузия уже сталкивалась с проблемами со стороны государств, которые считала дружественными себе и на которые полагалась. Некоторые из них, заметил Саакашвили, делились секретной информацией с врагами Грузии — это был камешек в огород Израиля. В то же время, отметил Саакашвили, нашелся и такой потенциальный продавец оружия, который действительно предоставил Грузии то, что обещал73, — здесь Саакашвили явно говорит о США. Очевидно, что, продолжая взаимодействовать с США и, вполне вероятно, выражая полную поддержку их возможному удару по Тегерану, Тбилиси по-прежнему поддерживал отношения с Ираном74. Более того, отношения с Ираном не прервались даже после нападений на израильских дипломатов, к которым, не исключено, был причастен Иран. В этом вполне можно было усмотреть акт возмездия за убийство иранских ученых-ядерщиков — Тегеран настаивал на том, что оно было совершено Израилем как антииранская акция, совершенная без какой бы то ни было оглядки на возможные возражения из Вашингтона.
69 См.: Взорвет ли Иран Россию и Кавказ? // Iran News, 24 января 2012.
70 См.: Грузия провоцирует американо-иранскую войну? // Iran News, 24 августа 2010.
71 См.: Обама может посчитать «необязательным» выполнение положений о Грузии в бюджете обороны США // Civil.ge, 3 января 2012.
72 См.: Стратфор: «Президент Польши отправился в Закавказье ослаблять объятия России» // Регнум, 26 июля 2011.
73 См.: Грузия хочет производить собственное оружие // VOA News.com, 7 марта 2012.
74 См.: Вашадзе обсудил с послом Ирана сотрудничество между странами — МИД // Iran News, 18 января 2011.
3 а к л ю ч е н и е
После революции 2003 года, которая привела к власти Михаила Саакашвили, Грузия, с позднегорбачевских времен пребывавшая в состоянии крайней неустойчивости, казалось, целиком попала в американскую орбиту. Однако разочарование в своем американском патроне на фоне по-прежнему напряженных отношений с Россией привело ее к неожиданному флирту с Ираном, который все больше и больше отходил от России и, само собой разумеется, остается заклятым врагом США.
Можно говорить о нескольких логических следствиях и возможных последствиях подобного развития событий. Одно, самое очевидное, — то, что геополитические союзы и лояльности могут меняться в мгновение ока. Так, Тбилиси, как и другие страны, мог переходить от Вашингтона к Ирану и обратно. Еще важнее то, что эти события продемонстрировали конец однополярного мира, и не только из-за обнаружившихся пределов американской мощи, но и из-за изменения в политической культуре и, как можно предположить, культуре внешней политики самих США. Почти два столетия назад Карл фон Клаузевиц провозгласил свой знаменитый тезис, подчеркивавший прямую связь между внешней и внутренней политикой государства. Мы здесь могли бы обратить внимание также на то, что сегодня внешняя политика весьма тесно связана и с деловой культурой.
Опрометчивые и безответственные спекуляции, которые превратились в существенный аспект экономической жизни США, прямо воплощаются во внешней политике страны. Если в прошлом США были надежным союзником, то сегодня утверждать это становится все труднее и труднее. Иран же проявлял себя надежным и сильным партнером, который был вполне способен выступить даже против США — единственной в мире сверхдержавы. В 2006 году Израиль втянулся в войну в Южном Ливане против «Хизбол-ла». Фактически он уже оказался в состоянии войны с Ливаном и угрожал нанести удар по Сирии. При этом Израиль пользовался поддержкой США, в то время как Сирию поддерживал Иран. Иранцы заявили, что в случае нападения Израиля на Сирию Иран вступит в военные действия на стороне Сирии, даже если это приведет к военному противостоянию с США. Фактически своей поддержкой Сирии Иран взял на себя роль бывшего СССР. Это не прошло незамеченным для стран региона. Нарастающая твердость позиции Ирана и его очевидное стремление укрепить отношения с Грузией заметно увеличили его влияние в Армении и Азербайджане75.
Действительно, способность Ирана выкроить для себя сферу влияния за счет ведущих держав — США и России — знаменует возникновение нового многополярного мира. Однако этот многополярный мир мало похож на тот, приход которого предрекало большинство экспертов. Они ожидали, что лидерство в формировании такого мира возьмет на себя какое-то большое мощное государство вроде Китая, России или Индии. Однако геополитический пейзаж может оказаться куда сложнее, и много других региональных держав, подобных Ирану, могут все больше и больше брать на себя роль региональных центров силы, не слишком считаясь с такими куда более сильным государствами, как США и/или Россия.
75 См.: Георгий Ломсадзе: «Тбилиси пытается расположить к себе Иран, Вашингтон наблюдает за происходящим».