2. Maximum allowable concentrations (MACs) of chamicals in the water of water objects used for drinking and domestic-recreation purposes: GN 2.1.5.1315-03. Moscow: Russian Register of Potentially Hazardous chemical and Biological substances of ministry of Health of Russian Federation; 2003. (in Russian)
3. Zholdakova Z.I., Synitsyna O.O., Tul'skaya E.A., Odintsov E.E. About hygienic ragulation of chemical means of water disinfection in swimming pools. Gigiena i sanitariya. 2007; 5: 76-80. (in Russian)
4. Zholdakova Z.I., Synitsyna O.O., Tul'skaya E.A. Assessment of sanitary and epidemiologic safety of flocculants used for treatment of drinking water. Gigiena i sanitariya. 2006; 5: 42-4. (in Russian)
5. Zholdakova Z.I., Kharchevnikova N.V., Synitsyna O.O., Mamonov R.A. The principles of the hygienic assessment of the combined action of the substances being part of the mixtures of constant composition. Prikladnaya toksikologiya. 2011; 2 (1): 27-35. (in Russian)
6. Synitsyna O.O., Zholdakova Z.I., Polyakova E.E., Golovach E.N., Sycheva L.P., Belyaeva N.N., Kuznetsova N.A. Comparative toxicity of photosensitizers at different extent of destruction. Gigiena i sanitariya. 2007; 5: 57-60. (in Russian)
7. Zholdakova Z.I., Kharchevnikova N.V., Polyakova E.E.,
Sinnikova N.A., Lebedev A.T. Experimental assessment and the prediction of organochlorine compounds formation during chlorination of the water containing industrial pollution. Gigiena i sanitariya. 2002; 3: 26-9. (in Russian)
8. Artemova T.Z., Nedachin A.E., Zholdakova Z.I., Synitsyna O.O., Gipp E.K., Butorina N.N., Mamonov R.A., Tul'skaya E.A. The problem in the reactivation of microorganisms on evaluation the efficacy of water disinfectants. Gigiena i sanitariya. 2010; 1: 15-8. (in Russian)
9. Hoff J.C., Akin E.W. Microbial resistance to disinfectants: mechanisms and significance. Environ. Health Perspect. 1986; 69: 7-13.
10. Nedachin A.E., Kuznetsova N.A., Dmitrieva R.A., Doskina T.V., Yuzhakova O.A., Kaliya O.L., Maksimkina T.N. Viruswater treatment with a heterogeneous sensitirer based on aluminum phthalocyanine polycation. Gigiena i sanitariya. 2011; 6: 35-8. (in Russian)
11. Khramenkov S.V., Rusanova N.A., Medrish G.L. et al. To a question of rational use of UF radiation for disinfectijn of drinking water. Vodosnabzhenie i sanitarnaya tekhnika. 2001; 2: 17-9. (in Russian)
Поступила 19.02.14 Received 19.02.14
О ЛЕВАНЧУК А.В., 2014 УДК 614.7:656.13
Леванчук А.В.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОДУКТАМИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ИЗНОСА АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА
ФГБОУ ВПО "Петербургский государственный университет путей сообщения", 190031, ГБОУ ВПО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова Минздрава России, 191015, Санкт-Петербург
Предложен метод оценки количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду при эксплуатационном износе протекторов шин, тормозной системы автомобилей и дорожного покрытия. Приведены результаты химического анализа продуктов истирания. Обоснована необходимость контроля продуктов эксплуатационного износа автомобильно-дорожного комплекса.
Ключевые слова: загрязнение окружающей среды; автомобильный транспорт; дорожное покрытие; мелкодисперсная пыль; тяжелые металлы.
LevanchukA.V. - ENVIRONMENTAL POLLUTION BY PRODUCTS OF WEAR AND TEAR AUTOMOBILE-ROAD COMPLEX
Petersburg State Transport University, Saint Petersburg, Russian Federation, 190031
North-West State Medical University named after I.I. Mechnikov, Saint Petersburg, Russian Federation, 191015 There is supposed the method for the assessment of amounts ofpollutants released into the environment during the operational wear of tyre treads, brake system of cars and the road pavement. There are presented results of chemical analysis of residues of combustion. The necessity of control of products of work wear of automobile-road complex has been substantiated
Key words: environmental pollution; road transport; road pavement; fine dust; heavy metals.
Автомобильно-дорожный комплекс является одной из крупнейших отраслей, осуществляющих тесные связи между всеми элементами экономики и социальной сферы. По состоянию на 1 января 2014г. парк легковых автомобилей на территории РФ составил более 37 млн. единиц. Кроме того, в настоящее время на территории России более 755 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием (в том числе 600 тыс. км дорог общего пользования) [1].
По данным Федеральной службы государственной статистики, в среднем по стране на одного жителя в
Для корреспонденции: Леванчук Александр Владимирович; [email protected]
For correspondence: LevanchukAleksandr, [email protected].
2012 г. приходилось 257 автомобилей. С 1970 г. автопарк страны увеличился в 46,7 раза, в крупных городах России - Москве и Санкт-Петербурге, парк автомобилей вырос в 20 и 25 раз соответственно [1].
По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономиче-ских связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение автомобильно-дорожного комплекса (АДК) и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать. В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам контроль вредного воздействия (АДК) на окружающую среду имеет большое социальное значение и может оказать значительное влияние на развитие городских агломераций [2].
]^1гиена и санитария 6/2014
Таблица 1
Количество веществ, поступающих в окружающую среду при эксплуатационном износе АДК
Объем веществ, кг/год из расчета на 1 автомобиль
Тип автомобиля
грузовой
автобус
Эксплуатационный износ протекторов шин 4,88 ± 0,34
Эксплуатационный износ дорожного покрытия 6,26 ± 0,34
Эксплуатационный износ накладок тормозных колодок 0,29 ± 0,02
При эксплуатации АДК в окружающую среду выделяются загрязняющие вещества, которые образуются при взаимодействии между протекторами шин транспортных средств и дорожным покрытием. Кроме того, взвешенные вещества выделяются при торможении транспортного средства. Основным механизмом образования частиц является абразивный эффект. Вторичным механизмом можно считать испарение материала при высоких температурах в результате трения. Характерное для мегаполиса частое торможение автотранспортных средств в плотных потоках движения транспорта приводит к интенсивному истиранию протекторов шин, дорожного покрытия и тормозной системы. В результате этого продукты истирания - частицы фрикционного материала становятся значимым загрязнением для окружающей среды мегаполисов.
Целью настоящей работы является количественная и качественная характеристика загрязнений, поступающих в окружающую среду в результате эксплуатационного износа автомобильно-дорожного комплекса мегаполиса.
Для количественной характеристики веществ, поступающих в окружающую среду в процессе эксплуатации АДК, нами предложена методика расчета количества загрязняющих веществ, образующихся при истирании протекторов шин, а также адаптированы эксплуатационные методики оценки ресурса тормозной системы и дорожного покрытия для экологических исследований. Для качественной характеристики загрязнения определен химический состав продуктов эксплуатационного износа протекторов шин, тормозной системы автомобиля и дорожного покрытия атомно-абсорционным методом и методом высокоэффективной жидкостной и газовой хроматографии.
Анализ литературы позволил установить, что шины производятся из сложной комбинации каучуков, точный состав материала обычно не оглашается. В работе [3] приводится следующий состав материала шин: бутади-ен-стирольный каучук (БСК) - 7,5 частей, натуральный каучук - 1,5 части и полибутадиен - 1,0 часть. В целях получения необходимых эксплуатационных характеристик добавляются металлические или органические присадки. Одной из присадок является вулканизирующая добавка - оксид цинка (2пО). Концентрация 2пО в протекторе шины варьируется в диапазоне от 1,2% (легковые автомобили) до 2,1% (грузовики) [4].
По данным Агентства по охране окружающей среды Великобритании (1998 г.), за срок службы протектора шины ее суммарный вес сокращается на 10% [5]. Суммарное количество материала, изношенного на протяжении срока службы шины, варьируется в зависимости от вида транспортного средства и может составлять от 1-1.5 кг на одну шину для легковых автомобилей до 10 кг на одну шину для грузового автомобиля или автобуса.
Установлено, что коэффициент износа шин в 1,5 раза больше при средней скорости, равной 40 км/ч, во время
68,22 ± 4,09 6,26 ± 0,34 7,62 ± 0,33
67,79 ± 3,35 6,26 ± 0,34 19,66 ± 0,58
ускорения, торможения и движения на повороте (характерных для передвижения в черте города) [6].
В работе [7-10] приводятся коэффициенты износа для транспортных средств большой грузоподъемности и автобусов, составляющие 189 мг/маш.-км, и 192 мг/маш.-км соответственно. Разброс значений определяется, вероятно, количеством колес, различием климатических условий и условий эксплуатации автомобилей.
Необходимость получения данных не только для характеристики эксплуатационных свойств шин, но и для характеристики воздействия процесса эксплуатации автомобиля на окружающую среду послужила поводом для разработки метода расчета количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду от автотранспортного средства в результате истирания протектора шин. Мы постарались учесть факторы, приводящие к неопределенности результатов. Формула для расчета имеет вид:
ш„
Пк ■ к'Рп
V.
(1)
где К- - температурный коэффициент износа; К№ - влажностный коэффициент износа; пк - количество колес транспортного средства, шт.; к- коэффициент, учитывающий ресурс шин; рпш- плотность материала протектора шины, г/см3; Уип- объем предельного износа рисунка протектора, см3 в год.
Температурный К- и влажностный коэффициенты износа определяются на основе анализа средних многолетних данных, характеризующих температурный и влажностный режимы территории. Температурный коэффициент учитывает износ в интервале отрицательных и положительных температур, а также период эксплуатации автомобиля в условиях температур выше и ниже 00С. Влажностный коэффициент учитывает износ в условиях увлажненного и сухого климата, и число дней в году с интенсивностью осадков более и менее 1 мм (для климатических условий Санкт-Петербурга К- составляет 1,07, К№ - 1,12).
Для определения коэффициента, учитывающего ресурс шин к следует использовать сведения о среднегодовом пробеге автотранспортного средства и норме эксплуатационного пробега шины [11]. Результаты расчета количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду при эксплуатации шин автомобилей различного типа, представлены в табл. 1.
В качестве твердого дорожного покрытия, истирающегося в процессе эксплуатации АДК, используются материалы на основе асфальта и бетона. Как правило, дорожное покрытие состоит на 90-92% из щебня и песка и, примерно, на 8-10% из вяжущего битума. Характеристики асфальта могут изменяться с помощью применения добавок, таких как связывающие материалы, полимеры и различные типы минеральных порошков.
Согласно сведениям, приведенным в работах [12, 13], в среднем на протяжении зимнего периода времени износ асфальта в Швеции составляет от 11 до 24 маш.-км. Среднегодовой коэффициент износа дорожного покрытия для северо-западной климатической зоны составляет от 4 до 6 маш.-км [14]. Техническое обслуживание дорог в зимний период (обработка песком, использование
шипованных шин) увеличивает износ дорожного покрытия вследствие усиления абразивного процесса [15]. Износ дорожного покрытия увеличивается с увеличением влажности. Для влажной дороги он в 2-6 раз выше по сравнению с сухой [16]. Износ также увеличивается после обработки поверхности дороги солью и иными антигололедными средствами, так как поверхность на протяжении более продолжительного периода времени остается влажной.
В соответствии с действующими в настоящее время нормативными документами [17, 18], среднегодовой износ асфальтобетонных покрытий составляет величины от 0,38-1,0 до 1,5-4,0 мм при средней интенсивности движения на полосу при 500 и >7000 автомобилей в сутки соответственно. В нормативных документах отсутствуют методики прогнозирования образования колеи износа.
При определении величины истирания верхнего слоя покрытия следует учитывать зависимость этого процесса от интенсивности движения транспортных средств и климатогеографических условий эксплуатации дорог (среднее количество осадков и температурный режим региона).
Нами для расчета количества продуктов истирания дорожного покрытия, поступающих в окружающую среду в климатических условиях Санкт-Петербурга (II дорожно-климатическая зона) адаптированы методики [18], ранее использовавшиеся только для характеристики эксплуатационных качеств дорожного покрытия. Расчеты проведены без учета вторичного пылеобразования (см. табл. 1).
В работах [19-23] суммарная интенсивность износа тормозной системы для легковых автомобилей оценивается в пределах от 8,8 до 20 мг/маш.-км, для грузовых автомобилей малой грузоподъемности - в пределах от 29 до 84 мг/маш.-км. Интенсивность износа для грузовых автомобилей и автобусов оценивается в диапазоне 47-110 мг/маш.-км.
На основе исследований, проведенных [24], интенсивность изнашивания тормозных накладок на 1 м тормозного пути одинакова вне зависимости от типа транспортного средства.
Для определения массы изнашиваемого фрикционного материала тормозных накладок единичного автотранспортного средства в год можно использовать следующую зависимость:
Таблица 2
Объем веществ, поступающих в окружающую среду при эксплуатационном износе АДК Санкт-Петербурга (в тыс.т/год) в настоящее время и прогноз до 2020 г.
т
П
■Рфм
. V
(2)
где тин. - масса изнашиваемого фрикционного материала тормозных накладок одного автотранспортного средства в год;
птн. - количество тормозных накладок на одном автомобиле;
г.р.н. - количество изнашиваемых тормозных накладок за год;
Рф.м. - плотность фрикционного материала, г/см3; - объем изношенного материала, см3.
Результаты проведенных нами расчетов количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате истирания материала накладок тормозных колодок, представлены в табл. 1.
Расчеты, проведенные с использованием предложенных нами способов, позволили определить количество загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду Санкт-Петербурга, при эксплуатационном износе автомобильно-дорожного комплекса города и осуществить прогноз на период до 2020 г. (табл. 2).
Составляющие АДК Период
2012 г. 2015 г. 2020 г.
Протекторы шин 18,75 ± 0,08 20,90 ± 0,12 24,20 ± 0,18
Дорожное покрытие 84,69 ± 0,32 91,55 ± 0,33 104,18 ± 0,42
Накладки тормозных колодок 1,99 ± 0,09 2,24 ± 0,09 2,58 ± 0,09
Всего ... 105,43 ± 0,11 114,69 ± 0,13 130,96 ± 0,51
В соответствии с результатами работы [25] до 90% материала суммарного износа (в зависимости от степени жесткости торможения) выбрасывалось в виде мелкодисперсных частиц.
Изношенный материал покрышек выбрасывается в виде загрязняющих воздух частиц самого различного размера от 0,01 до 100 мкм [10, 26-28].
Естественно частицы износа шин в основном состоят из соединений, которые используются при их производстве. Согласно результатам оценки, приведенной в работе [29], частицы покрышек состоят на 29% из элементарного углерода и на 58% из органического вещества. Известно, что при эксплуатационном износе шин в окружающую среду поступают соединения тяжелых металлов [7, 30].
При разложении материала покрышек шин нами, в их составе, выделены соединения металлов: цинка, натрия, кальция, калия, алюминия, железа, меди, свинца, магния, бария, марганца, никеля, хрома, кобальта, кадмия, молибдена. Полученные нами результаты согласуются с результатами ранее проведенных исследований
[31, 32].
В соответствии с исследованиями [19, 21, 25, 32, 33] большая часть тонкодисперсной тормозной пыли от дисковых тормозов выбрасывается в окружающую среду. Диаметр частиц составляет 2,5-6 мкм.
Нашими исследованиями установлено, что химический состав твердой фракции материала износа тормозов включает: Fe - 40%, Si - 11%, Си - 10%, Ва - 8%, Mg - 7%, РЬ - 3%, Sb - 2%, 2п - 2%, Мо - 2%, такие металлы как Сг, №, Sn, Т^ Са - около 0,5%, содержание органического вещества - около 11%, содержание других металлов - менее 0,1% (включая Cd, Со, К, Li, Se, St, V). Полученные нами данные согласуются с данными [21, 30]. Несмотря на то что в результате механического истирания тормозных накладок образуются газообразные вещества, при анализе проб воздуха в испытательном боксе уровень фоновых концентраций формальдегида, фенола и других углеводородов не увеличивался.
Расчеты показывают, что при истирании тормозной системы автотранспортных средств, в окружающую среду Санкт-Петербурга в настоящее время поступает 0,86 тыс. т/год Fe, 0,28 тыс. т/год Si, 0,22 тыс. т/год Си, 0,18 тыс. т/год Ва, 0,16 тыс. т/год Mg, 0,06 тыс. т/год РЬ, по 0,04 тыс. т/год Sb, 2п и Мо, по 0,02 тыс. т/год Сг, №, Sn, Т и Са. Необходимо обратить внимание на то, что указанное количество соединений металлов поступает в атмосферный воздух в состоянии мелкодисперсной фракции с диаметром частиц 2,5-6 мкм длительно пребывающих во взвешенном состоянии, при этом не учитывается процесс вторичного пылеобразования.
[гиена и санитария 6/2014
В работе [34] приведены сведения о том, что 50% взвешенных частиц, поступающих в окружающую среду в результате износа дорожного покрытия, представляют собой фракцию РМ10, 27% - фракцию РМ2,5, 23% - частицы менее 2,5 мкм.
Проведенный нами химический анализ состава продуктов эксплуатационного износа дорожного покрытия показал, что 90% всех частиц представляли собой алюмосиликаты, 3% - ПАУ, полихлорбифенилы, диоксины и фураны.
Мелкодисперсные фракции продуктов эксплуатационного износа АДК долгое время могут сохраняться в приземных слоях атмосферного воздуха, на поверхности дорожного покрытия и в верхних слоях почвы, изменяя ее характеристики, провоцируют процесс вторичного пылеобразования, попадают в органы дыхания и оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье населения.
Проведенные нами исследования позволили определить количество загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду при эксплуатационном износе автомобильно-дорожного комплекса и оценить масштаб неблагоприятного воздействия загрязняющих веществ на территорию Санкт-Петербурга (около 90 тыс. т/год, мелкодисперсной пыли алюмосиликатов и около 3 тыс. т/год органических соединений, входящих в состав битума, 6-8 тыс.т/ год соединений тяжелых металлов).
Предложенный нами комплекс методик позволяет дать количественную характеристику массы загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду при эксплуатационном износе АДК в зависимости от условий его эксплуатации и климато-географических особенностей региона.
В связи с развитием процесса автомобилизации населения в основном за счет жителей мегаполисов, интенсивность неблагоприятного воздействия автомобильного транспорта будет возрастать. Следовательно, для определения экологической нагрузки на окружающую среду и при оценке риска здоровью населения необходимо учитывать физико-химические свойства продуктов эксплуатационного износа АДК.
Литература (пп. 3-10, 12-16, 19-36 - см. References)
1. Структура и прогноз парка легковых автомобилей в России до 2017 года. http://www.autostat.ru/catalog/product/154/(дата обращения 01.02.2013 г.)
2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. 22 ноября 2008 г. № 1734-р.
11. РД 3112199-1085-02. Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 04.04.2002).
17. Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по выявлению и устранению колей на нежестких дорожных одеждах ОС-556-р. М: 2002.
18. Справочник. Справочная энциклопедия дорожника. Том II. Ремонт и содержание автомобильных дорог. М.; 2004.
References
1. Structure and forecast of the park ofpassenger cars in Russia to 2017, http://www.autostat.ru/catalog/product/154/ (accessed 01 February 2013). (in Russian)
2. Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030. Decree of the Russian Federation of 22.11.2008, no. 1734 r). [Transportnaya strategiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 22.11.2008 № 1734-r]. Moscow; 2008. (in Russian)
3. Camatini M., Crosta G., Dolukhanyan T., Sung Ch., Giuliani G., Corbetta G.M. et al. Microcharacterization and identification of tyre debris in heterogeneous laboratory and environmental specimens. Materials characterization. 2001; 46: 271-83.
4. Hildemann L.M., Markowski G.R., Cass G.R. Chemical composition of emissions from urban sources of fine organic aerosol. Environ. Sci. Technol. 1991; 25: 744-59.
5. Councell T.B., Duckenfield K.U., Landa E.R., Callender E. Tire wear particles as a source of zinc to the environment. Environ. Sci. Technol. 2004; 38: 4206-14.
6. Smolders E., Degryse F. Fate and effect of zinc from tire debris in soil. Environ. Sci. Technol. 2002; 36: 3706-10.
7. Bishop G., Morris J.A., Stedman J.A., Cohen L.H., Countess R.J., Countess S.J., Maly P., Scherer S. The effects of altitude on heavy-duty diesel truck on-road emissions. Environ. Sci. Technol. 2001; 35 (8): 1574-8.
8. Dannis M.L. Rubber dust from the normal wear of tires. Rubber Chem. Technol. 1974; 47: 1011-37.
9. Hewitt C.N., Rashed M.B. An integrated budget for selected pollutants for a major rural highway. Sci. Total Environ. 1990; 93: 375-84.
10. Miguel A.G., Cass G.R., Glovsky M.M., Weiss J. Allergens in paved road dust and airborne particles. Environ. Sci. Technol. 1999; 33: 4159-68.
11. Temporary rules of the operational mileage of the tires of vehicles. Guidance document of the Ministry of transport of the Russian Federation. Decree of the Ministry of transport of the Russian Federation of 04.04.2002 no. RD 31121991085-02. [Vremennyie normy ekspluatatsionnogo probega shin avtotransportnykh sredstv. Rukovodyaschiy dokument. Ministerstvo transporta Rossiiskoi Federatsii ot 04.04.2002 № RD 3112199-1085-02]. Moscow; 2003.
12. Carlsson A., Centrell P., Oberg G. Studded tyres: socio-economiccalculations. Linkoping, Sweden: Swedish Road and Transport Research Institute; 1995.
13. Lindgren A. Asphalt wear and pollution transport. Sci. Total Environ. 1996; 189-190: 281-6.
14.Jacobsson T., Hornwall F. The wear resistance of bituminous mixture to studded tyres the Swedish experience. Linkoping, Sweden: Swedish Road and Transport Research Institute; 1999: 862-99.
15. Kupiainen K., Tervahattu H., Raisanen M. Experimental studies about the impact of traction sand on urban road dust composition. Sci. Total Environ. 2003; 308: 175-84.
16. Folkeson L. The environmental and health effects of studded tires. Linkoping, Sweden: Swedish Road and Transport Research Institute; 1992.
17. Rekomendatsii po vyyavleniyu i ustraneniyu koley na nezhestkikh dorozhnykh odezhdakh. Otraslevoy dorozhnyy metodicheskiy dokument. Ministerstvo Transporta Rossiiskoi Federatsii. Gosudarstvennaya sluzhba dorozhnogo khozyaystva (ROSAVTODOR) ot 24.06.2002, № OS-556r [Guidelines for the identification and removal of ruts on nonrigid road garments Industry road methodological document. The Ministry of transport of the Russian Federation State service of road infrastructure. Approved ROSAVTODOR 24.06.2002 no. OS-556 r]. Moscow, 2002. (in Russian)
18. Reference encyclopedia of the road. Volume II. Repair and maintenance of roads. [Spravochnaya entsiklopediya dorozhnika. Tom II. Remont i soderzhanie avtomobilnykh dorog]. Moscow; 2004. (in Rusian)
19. Garg B.D., Cadle S.H., Mulawa P.A., Groblicki P. J., Laroo Ch., Parr G.A. Brake wear particulate matter emissions, Environ. Sci. Technol. 2000;. 34: 4463-9.
20. Rogge W.F., Hildemann L.M., Mazurek M.A., Cass G.R. Sources of fine organic aerosol. Road dust, tyre debris, and organometallic brake lining dust: Roads as sources and sinks. Environ. Sci. Technol. 1993; 27 (9): 1892-904.
21. Legret M., Pagotto C. Evaluation of pollutant loadings in the runoff waters from a major rural highway. Sci. Total Environ. 1999; 235: 143-50.
22. Sanders P.G., Xu N., Dalka T.M., Maricq M.M. Airborne brake wear debris: Size distributions, composition, and a comparison of dynamometer and vehicle tests. Environ. Sci. Technol. 2003; 37: 4060-9.
23. Luhana L., Sokhi R., Warner L., Mao H., Boulter P., McCrae I. et al. Characterisation of Exhaust Particulate Emissions from Road Vehicles (Particulates): Particulates Project. 2004; no.FP5. Available at:http://ec.europa.eu/transport/ roadsafety_library/ publications/particulates_d2.pdf. (accessed 27.10.2013)
24. RevinA., Tyurin S., Fedotov V., DrozdovA. Comparative assessment of the environmental drum and disc wheel brake mechanisms avtotransportnyh funds.Science Future of Lithuania, Transport Engineering. Vehicle Environment Interaction. 2009; 1 (6): 49-52.
25. Filip P., Wright M.A., Marx D.T. On highway brake characterization and performance evaluation. In: Materials Technology Centre and the Centre for Advanced Friction Studies, Southern Illinois University, Carbondale. 1997; 11: 2-7.
26. Cadle S.H., Williams R.L. Environmental degradation of tire-wear particles. Rubber Chem. Technol. 1980; 53 (7): 903-14.
27. Winiwarter W. Emissions of particulate matter (TSP, PM10, PM2.5). Results and lessons learned from a national inventory National inventory, ARC Seibersdorf Research. Seibersdorf, Austria; 2002: 4-6.
28. Zheng M., Cass G. R., Schauer J. J., Edgerton E. S. Source apportionment of PM2.5 in the southeastern United States using solvent-extractable organic compounds as tracers. Environ. Sci. Technol. 2002; 36: 2361-71.
29. Councell T.B., Duckenfield K. U., Landa E. R., Callender E. Tire wear particles as a source of zinc to the environment, Environ. Sci. Technol. 2004; 38: 4206-14.
30. Sadiq M., Alam I., ElMubarek A., Al Mohdhar H.M. Preliminary evaluation of metal pollution from wear of auto tires. Environ. Contam. Toxicol. 1989; 42: 743-8.
31. Veith A.G.Tyre tread wear the joint influence of compound properties and environmental factors. Tyre Sci. Technol. 1995; 23 (4): 212-37.
32. Abu-Allaban M., Gillies J.A., Gertler A.W., Clayton R., Profit D. Tailpipe, resuspended road dust, and brake wear emission factors from on-road vehicles, Atmospher. Environ. 2003; 37 (1): 5283-93.
33. Lee P.K., Touray J.C., Baillif P., Ildefonse J.P. Heavy metal contamination of settling particles in aretention pond along the A-71 motorway in Sologne. Sci. Total Environ. 1997; 201: 1-15.
34. Cha S., Carter P., Bradow R.L.Simulation of automobile brake wear dynamics and estimation of emissions. Warendale, Pennsylvania: Society of Automotive Engineers; 1983; 12: 45.
35. Eriksson M, Lord J., Jacobson A. Wear and contact conditions of brake pads: dynamic in situ studies of pad on glass. Wear. Linkoping, Sweden: Swedish Road and Transport Research Institute; 1997; 249: 272-8.
36. Gillies J.A., Gertler A.W., Sagebiel J.C., Dippel W.A. Onroad particulate matter (PM2.5 and PM10) emissions in the Sepulveda Tunnel. Environ. Sci. Technol. 2001; 35: 1054.
Гигиена окружающей среды и населенных мест
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.777:622.276
Сулейманов Р.А., Валеев Т.К., Рахматуллин Н.Р., Нигматуллин И.М., Гайсин А.А.
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ПОДЗЕМНЫХ ПИТЬЕВЫХ ВОД НА НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЯХ
ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека» Роспотребнадзора, 450106, г. Уфа
Целью исследований стали оценка и выявление особенностей загрязнения подземных вод на нефтедобывающих территориях Республики Башкортостан и разработка гигиенических рекомендаций по экологически безопасному водопользованию. По результатам проведенных исследований даны оценка качества питьевых вод, характеристика основных причин, приводящих к загрязнению подземных вод в районах размещения нефтегазодобывающих промыслов. Предложен комплекс гигиенических рекомендаций и управленческих решений по улучшению условий водоснабжения на территориях с развитой нефтедобычей.
Ключевые слова: загрязнение; подземные воды; территории нефтедобычи.
Suleymanov R.A., Valeev T.K., Rakhmatullin N.R., Nigmatullin I.M., Gaysin A.A. - HYGIENIC CHARACTERISTICS OF THE QUALITY OF UNDERGROUND DRINKING WATER IN OIL-PRODUCING AREAS
Ufa Institute of Occupational Health and Human Ecology, Ufa, Russian Federation, 450106
The purpose of the research was the assessment and the disclosure of the features of the pollution of groundwater at the oil-producing areas of the Republic of Bashkortostan and the elaboration of hygienic recommendations for environmentally sound water management. According to results of the studies performed there is presented the characteristic of main reasons leading to the pollution of groundwater in the location of oil and gas producing regions There was suggested the complex of hygienic recommendations and management decisions on the improvement of the water supply in areas with advanced oil production.
Key words: pollution; groundwater; oil production territories.
Введение онов находятся 202 месторождения нефти и газа с еже-
Республика Башкортостан (РБ) характеризуется как годным объемом д°бычи шртдаа М млн т, в связи с чем регион с высокоразвитой нефтедобывающей промыш- данные территории отличаются ттежшшьш тетет-
ленностью. На территориях 18 административных рай- ным воздействием на окружающую среду в целом и при__родные воды в частности. В настоящее время значитель-
Для корреспонденции: Валеев Тимур Камилевич; ная часть пресных подземных вод на этих территориях
[email protected] не отвечает требованиям к водам хозяйственно-питьево-
For correspondence: Valeev T.K., [email protected]. го назначения. Поэтому проблема оценки загрязнения