0
X
г
□ I..п
о
о
-чо
о
122
дожественного творчества. Особенность такого функционирования составляет ориентация на массового реципиента, вызывающая и массовые же формы его воплощения. Этим объясняется повышенное внимание художников 20-х к формам массовыхдейств, хоровой песни, плаката, монументальной скульптуры.
Культура же 30-х нацелена на гармонизацию человека в обществе через предлагаемые ей унифицированные адаптационные стратегии, результатом чего становится нивелировка личности и потеря собственного "Я". В ситуации же 30-х годов искусство используется в качестве мощного и эффективного средства адаптации индивида к стремительно изменяющимся условиям его бытования. Именно факторами социального характера было обусловлено решительное изменение социально-психологической направленности искусства, причудливый поворот от высокого к массовому в художественной культуре, перестройка в жанровой и стилевой иерархии. В обращении кклассическомунасле-дию, вопреки официально декларируемой верности реализму, дает о себе знать в гораздо большей мере ориентация на принципы и нормы, провозглашенные в свое время классицизмом и используемые в целях подчинения интересов личности интересам государства. Именно этими своими чертами искусство 30-х годов тяготеет к массовой культуре, проявляя адаптационный характер и обладая такими особенностями, как производство некритического сознания, клишированность образов и схематизм ситуаций. Между тем, формы, в которые облекается такое содержание, характерны как раз для культуры высокой. Эти элитарные формы искусства стимулировались, главным образом, мотивами внехудожественного характера. Великая эпоха должна была найти свое отражение в величественных (по существу, помпезных) творениях, призванных выражать величие
эпохи, оказывать суггестивное влияние на общественное сознание.
Описание природы искусства 30-х годов как феномена, тяготеющего к массовой культуре, но функционировавшего в не характерных для него элитарных формах, ни в какой мере не претендует на целостную характеристику художественной культуры этого периода. Напротив, искусство 30-х годов было гораздо богаче, чем наличествовавшая в нем негативная тенденция. В эти годы творили Эйзенштейн и Довженко, Прокофьев и Шостакович, Станиславский и Мейерхольд и т.д.,- созвездие имен, составивших славу мирового искусства. Об эпохе 30-х годов представляется неправомерным судить однозначно. Сама жизнь нуждалась в искусстве художественной правды и она стимулировала появление отнюдь не только массовой художественной продукции.
Литература:
1. Асафьев Б. Композиторы, поспешите! //Академик Б.В. Асафьев. Избр. труды. - В 5-ти т. - М., 1957. - Т. 5.
2. Бескин 0. 0 незаинтересованности эстетического суждения // Искусство. - 1933. - № 6.
3. Бескин 0. Формализм в живописи // Искусство. - 1933. - № 3.
4. История русского искусства. - Т. XI. - М., 1957.
5 История современной отечественной музыки. - Вып. I. (1917 -1941).- М., 1995.
6. История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки. - Т. II. Средневековый восток. Европа XV-XVIII вв. - М., 1985.
7. Келдыш Ю. Закономерности развития музыки в социалистическом обществе // "Советская музыка". -1976. - № 6.
8. Москва - Берлин / Berlin - Moskau. 1900 -1950: Изобразительное искусство, фотография, архитектура, театр, литература, музыка, кино.
- Москва, Берлин, Мюнхен, 1996.
9. Паперный В. Культура "Два" / В. Паперный. - М., 1996.
10. Ромм М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности: дис.... канд. соц. наук. -Новосибирск, 1995.
11. Синявский А. Что такое социалистический реализм (фрагмент из работы) // Избавление от миражей. Соцреализм сегодня. - М., 1990.
- С. 52-79.
12. Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б). - М., 1948.
THE CONSPIRACY AS AN ANCIENT TYPE OF SACRAL FOLKLORE IN PAGAN SLAVIC CULTURE
Kormiltceva Olga Vitalevna, Student, Faculty of Arts, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: patriotsea 19@yandex. ru
Describes the different approaches of scientists in the definition of conspiracy as the most ancient kind of sacral folklore in pagan slavic culture, especially its origin, and the meaning of zagovornogo words in a person's life.
Keywords: slavonic culture; pagan mythology; conspiracy; prayer-myths; zagovornoe the floor.
УДК398 ЗАГОВОР КАК ДРЕВНЕЙШИЙ ВИД САКРАЛЬНОГО
ФОЛЬКЛОРА В ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СЛАВЯН
© Кормильцева О.В., 2012 В статье рассматривается различные подходы учёных в определении феномена заговора как древнейшего вида сакрального фольклора в языческой славянской культуре, особенности его происхождения, а также значение заговорного слова в жизни человека.
Ключевые слова: славянская культура; языческая мифология; заговор; молитвы-мифы; заговорное слово.
Заговоры являются своеобразным видом обрядового фольклора, и представляют собой наиболее архаичную составляющую часть традиционной славянской культуры. Любые действия у языческих славян, начиная от обыденно-практических и заканчивая обрядовыми, по справедливому замечанию О.С. Осиповой, имели глубокое сакральное значение. В частности, подчёркивая сакральное значение заговоров, она отмечает, что " они в большей или меньшей степени были судьбоносными и взаимосвязанными от Мироздания в целом. Осознание важности этого взаимовлияния и уважения высших планов бытия обычно проявлялось в форме почитания, поклонения, комплекса обрядов и культов, магических действий и заговоров и, вообще, придания всему священного значения" [6, с. 45].
Научное внимание к заговорам возникло лишь во второй трети XIX века. Начальным толчком для первых исследований язычества послужили труды собирателей и хранителей языческой мифологии -М.И. Касторского, Н.И. Костомарова, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, Д.О. Шеппинга [5]. Д.О. Шеппингом были сделаны интересные наблюдения относительно славянских заговоров, положившие началодальнейшим исследованиям и обозначившие основные направления и идеи. Заговор, по его мнению, "не что иное, как молитва; а суеверные же гадания и обряды выгонения или обмывания болезней и злых наваждений, совершаемые доныне нашими знахарями, - осколки искупительных жертвоприношений и очищений посредством священных стихий воды и огня, точно так же, как многие из наших обрядных песен еще остатки древних богослужебных гимнов" [9, с. 110].
Основными вопросами происхождения заговорных формул, их функций и роли в духовной культуре древних славян, занимались такие учёные, как А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, О.Ф. Миллер, И.И. Срезневский. А.Н. Афанасьев, к решению вопроса о сущности и происхождении заговоров, рассматривал их как остатки, "обломки" древнейшей языческой мифологии, справедливо отмечая их связь с языческой традицией. По его определению, "заговоры - это один из древнейших видов сакрального фольклора, возникновение которого относится к так называемому "эпическому периоду", когда мифотворчество праславян достигало своего расцвета" [1, с. 23]. Также А.Н. Афанасьевым была начата разработка вопроса о происхождении заговоров как общего элемента индоевропейской культуры, их связь с древнейшей традицией.
Практика применения заговоров уходит своими корнями в глубокую древность. По мнению Ф.Ф. Болонева, "ещё до принятия на Руси христианства заговоры имели большое распространение среди народа, о чём свидетельствуют летописные источники: "...в си роди много волхвуют жены чародейством, и отравою, и инеми бесовьскыми козньми. Но и мужи прелщены бывають от бесовь невернии..." [3]. В.П. Петров, опираясь в исследованиях на судебные дела ХУП-ХУШ веков, приходит к выводу, что и в это время заговоры также имели широкое бытование [7].
Первым учёным, научно обосновавшим и определившим языческое происхождение славянских заговоров, стал Ф.И. Буслаев. Он считал, что первоначальные заговоры - это древнейшие "молитвы-мифы", обращенные к языческим божествам и запечатлевшие в себе сакральные представления славян. По его мнению, их возникновение "идёт непосредственно от периода языческого., они находятся в теснейшей связи с первобытной эпической поэзией, входят в древнейший эпический миф как отдельные эпизоды" [4, с. 251].
Современная наука придерживается мнения, что подавляющее большинство заговоров имеют социально-бытовое предназначение: это заговоры лечебные, обережные, любовные, связанные с урожа-
о
ГЧ
с;
©
с
□
■ ом
<А
Лі&прН4Т^а
«““Г" У ' І#'" ■
123
КОРМИЛЬЦЕВА Ольга Витальевна,
студентка, факультет Искусств, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь patriotsea 19@yandex.ru
0
X
г
□ I..п
о
о
-чо
о
124
ем, воинские, а также заговоры, затрагивающие важные периоды жизнедеятельности человека, такие как свадьба, родины и похороны. В частности, И.И. Срезневский писал, что славяне обращались к богам с молитвами славословия, просьбы и благодарности. В молитвах просительных они вверяли себя своим богам, чтобы те управляли ими и ихдомами, чтобы все были здоровы, счастливы, богаты, одерживали победы над врагом. В молитвах благодарственных славяне выражали свою признательность богам за их благодеяния и помощь во всех делах, частных и общественных [8, с. 7]. Заговорное слово и кудеснический обряд, по народному верованию, могут управлять стихиями, вызывать и задерживать бурю, дожди, град, влиять на урожаи, стада, умножать богатство и насылать болезни, вызывать и пресекать любовь, то есть творить чудеса, подчиняя воле заклинателя явления природы. Говоря об особенном значении заговорного слова, А.Н. Афанасьев отмечал, что "слово человеческое, по мнению наших предков, наделено было властительной чародейною и творческою силою, и предки были правы, признавая за ним такое могущество, хотя и не понимали, в чем именно проявляется эта сила" [2, с. 775].
Подводя итог сказанному, следует отметить, что возникновение заговоров происходило в глубокой древности, когда абстрактное значение слова еще не получило своего развития. Заго-
вор всегда был тесно связан с бытом, и имел явную практическую направленность: излечение человека, предохранение от зла, обеспечение успеха и т.д. Таким образом, заговоры занимали особенно важное место в повседневном существовании русского народа, во всех на-правленияхегожизнедеятельности: в народной медицине, в любовных, бытовых и общественных отношениях.
Литература:
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1995.- Т.1.- 282 с.
2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1995.- Т.3.-321 с.
3. Болонев Ф.Ф. Заговоры. Собирание, издание и изучение // Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Песни. Заговоры. 1997., со ссылкой на "Повесть временныхлет".
- М.-Л., 1950.
4. Буслаев Ф.И. О сродстве одного русского заклятия с немецким, относящимся к эпохе языческой // Исторические очерки русской народной словесности и искусства. - СПб, 1861. - Т. 1. - 251 с.
5. Костомаров Н.И. Славянская мифология. - Киев, 1847; Касторский М.И. Начертание славянской мифологии. - СПб., 1841; Сахаров И.П. Сказания русского народа. - СПб., 1841; Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. - М., 1837-1839.
- Вып. 1-4.
6. Осипова О.С. Славянское языческое миропонимание (философское исследование). - М., 2000. - 60 с.
7. Петров В.П. Заговоры//Из истории русской советской фольклористики / под ред. А.А. Горелова - Л.: Наука, 1981. - Вып. 2. - С. 77142.
8. Срезневский И.И. О языческих верованиях древних славян в бессмертие души // Журнал Мин. нар. просв. -1847. - № 2. -12 с.
9. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. - М., 1997. - 239 с.
AT THE QUESTION OF IMPROVEMENT OF MECHANISMS OF FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE OF SCHOOL STUDENTS
Sapunova Valentina Markovna, PhD of Pedagogics, Associate Professor, Director Kulaginа Lyudmila Ivanovnа, PhD of Pedagogics, Associate Professor, Methodologist Gymnasium № 9, Stavropol
In article definition of essence of a healthy image and idea of experience of realization of zdorovyesberegayushchy potential of a modern gymnasium is made during training and education of school students.
УДК 37.01
© Сапунова В.М., 2012 © Кулагина Л.И., 2012
К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
В статье дается определение сущности здорового образа и представление об опыте реализации здоровьесберегающего потенциала современной гимназии в ходе обучения и воспитания школьников.
Проблема здорового образа жизни детей - одна из "вечно" актуальных для любого общества. И это исторически закономерно: вместе с развитием и расширением социальной деятельности людей постоянно растут требования к человеку, а значит, и к условиям и факторам формирования и развития подрастающих поколений. И, как показывает современная жизнь (что подтверждается различными исследованиями), общество всегда "запаздывало" в части своевременного реагирования на изменения, происходящие в характере станов-