ФОРУМ
Заглядывая в середину столетия
И.П. КИСЕЛЕВ, профессор кафедры «Управление и технология строительства», проректор ПГУПС
17-19 марта 2008 г. в Амстердаме прошел шестой международный конгресс по высокоскоростному железнодорожному движению. Первый из подобных форумов состоялся в 1992 г. в Брюсселе, пятый конгресс собирался в 2005 г. в Милане. С 1992 по 2005 г. конгрессы именовались «европейскими». Устроители амстердамского форума озаглавили его «Шестой мировой конгресс по высокоскоростному железнодорожному движению», что официально закрепило уже сложившуюся практику, поскольку состав участников конгрессов выходил далеко за пределы Европы.
Конгресс в Амстердаме, организатором которого явился Международный союз железных дорог, собрал свыше 1300 участников из почти 50 стран мира. Параллельно с заседаниями конгресса работала выставка, на которой представили технические новинки и проекты более 85 экспонентов.
На конгрессе крупнейшими делегациями были традиционно представлены Франция, Германия, Испания, Италия, Япония, естественно, страна-организатор — Нидерланды. Специалистов из России в Амстердаме было более 40.
Во время торжественного открытия конгресса первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов отметил, что Россия начала интеграцию в «клуб стран», эксплуатирующих высокоскоростные поезда.
С докладом на конгрессе выступил вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, который остановился на концепции создания и развития высокоскоростных магистралей в России в соответствии со «Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г.». Еще с одним докладом от России выступил вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов. Он представил проект организации скоростного движения между Санкт-Петербургом и Хельсинки.
«Восточная» (направление Париж — Страсбург) протяженностью 300 км/ч. Это первая высокоскоростная линия в мире, имеющая максимальную расчетную скорость движения поездов 320 км/ч. Именно на ней был организован опытный участок, на котором в 2007 г состоялась рекордная поездка. В Германии в 2006 г. началось движение поездов на ВСМ Нюрнберг — Ингольштадт протяженностью 89 км. Италия в 2006
Самые быстрые
По состоянию на начало марта 2008 г. в мире имелось 9,8 тыс. км специализированных высокоскоростных магистралей, рассчитанных на скорость более 250 км/ч. ВСМ эксплуатируются в Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Китайской Народной Республике, Норвегии, Рес-
Схема развития ВСМ Европы до 2025 г.
публике Корея, США, на Тайване, во Франции, Швейцарии, Швеции, Японии. На полигоне протяженностью около 25 тыс. км осуществляется движение поездов со скоростями до 200 км/ч.
Время, прошедшее после конгресса в Милане (осень 2005 г.), ознаменовалось новым мировым рекордом скорости на ВСМ, установленным французскими железнодорожниками совместно с международным концерном «АкЮш». 3 апреля 2007 г. экспериментальный поезд VI50 достиг скорости 574,8 км/ч.
Наибольших успехов в сооружении новых ВСМ за последние три года добилась Испания. В этой стране было введено в эксплуатацию 525 км новых высокоскоростных магистралей, рассчитанных на максимальную скорость движения 300 км/ч, Франция ввела весной 2007 г. в эксплуатацию новую ВСМ
г. ввела в эксплуатацию две новых магистрали: Рим — Неаполь (220 км) и Турин — Навара (94 км), и теперь общая протяженность ВСМ равна 562 км. В Великобритании в 2007 г. завершилось строительство второго участка (Лондон — Саутфлит, 39 км) магистрали между западным порталом тоннеля под Ла-Маншем и Лондоном длиной 113 км. За пределами Европы за последние три года новая ВСМ протяженностью 345 км была введена в эксплуатацию в 2007 г. на Тайване.
Из ближайших планов
В 2008 г. должна быть сдана в эксплуатацию ВСМ (120 км), которая соединит международный аэропорт Схип-хол (Амстердам, Нидерланды) и границу этой страны с Бельгией. Также в 2008 г. должен быть построен участок от Антверпена до границы с Голланди-
ФОРУМ •
ей (36 км). Таким образом, с учетом уже существующей ВСМ на территории Франции, по всему важному европейскому железнодорожному маршруту между Парижем и Амстердамом практически на всем протяжении будет обеспечено движение со скоростями до 300 км/ч.
По прогнозам Международного союза железных дорог к 2025 г. в мире будет около 36 тыс. км специализированных ВСМ. Знаковая цифра протяженности высокоскоростных магистралей в мире — 10 тыс. км, будет, видимо, достигнута в 2008 г.
О работе конгресса
Работа конгресса проходила в виде пленарных заседаний, секций и круглых столов. В программу было включено более 200 докладов и сообщений, участникам конгресса приходилось постоянно делать непростой выбор между одновременно работающими секциями.
В докладах и выступлениях обсуждались как технические, так и экономические, социальные и экологические проблемы высокоскоростного железнодорожного движения. В частности, вопросы технического развития инфраструктуры и подвижного состава, инновации и взаимодействие между подвижным составом и инфраструктурой, проблемы стандартизации железнодорожной техники в мировом масштабе, перспективы оснащения высокоскоростных и скоростных железнодорожных линий Европейской железнодо-
В залах выставки конгресса в Амстердаме.
рожной системой управления движением поездов (ERTMS).
Были представлены доклады по широкому кругу проблем экологии железнодорожного транспорта, рассмотрены перспективы взаимодействия различных видов транспорта и создания интермодальных транспортных коридоров. В центре внимания участников конгресса находились вопросы экономики строительства и эксплуатации ВСМ, опыт государственно-частного партнерства при реализации проектов, влияние сооружения ВСМ на развитие регионов и многое другое.
Интересным оказался опыт работы на конгрессе студенческой секции. Впервые в практике подобных форумов была организована работа группы студентов в количестве 30 человек, представлявших различные вузы Голландии (11 человек), а также Германии, Венгрии, Испании, Республики Корея, США, Финляндии, Франции и Чешской Республики, обучающихся, в основном, на политехнических и экономических факультетах.
Увы, Российские железные дороги пока оказались в стороне от этого новшества. Однако одна россиянка все-таки была в составе студенческой группы. Ольга Луговская из Калининградской области, проживающая в настоящее время в Нидерландах и обучающаяся в университете Венло по специальности «Логистика», оказалась в числе победителей Интернет-конкурса железных дорог Голландии, заняв 2 место.
В центре студенческих дискуссий были футуристические прогнозы в области развития высокоскоростного железнодорожного движения. Жюри в составе специалистов из разных стран и железнодорожных компаний признало в качестве лучшего доклад студентки Анники Салокангас из Финляндии, которая представила свои соображения по перспективе развитии ВСМ в Финляндии до 2050 г.
Итоги
На заключительном заседании конгресса были приняты рекомендации и обращения, которые будут направлены правительствам разных стран, железнодорожным компаниям, фирмам — производителям железнодорожной техники и другим адресатам.
Главные выводы конгресса следующие: ВСМ являются оптимальным решением для поддержания необходимой мобильности населения при соблюдении требований защиты окружающей среды, включая проблемы изменения климата, а также сбережения энергии и обеспечения безопасности как технической, так и антитеррористической. ВСМ способствуют социальному и экономическому развитию стран, объединяя поселения в мегагорода. Создание сетей ВСМ планируется во всех частях света, в ближайшие годы их строительство начнут в таких странах, как КНР, Россия, США, Бразилия, Аргентина, Саудовская Аравия, Марокко.
В обращении конгресса к политикам сделан акцент на необходимости создания равных условий конкуренции для всех участников транспортных рынков, включая внешних, из других стран. Подчеркивалась важность создания передовой инфраструктуры, в частности, Европейской железнодорожной системы управления движением поездов (ERTMS). Также было обращено внимание на необходимость увеличения капиталовложения в государственную инфраструктуру на долгосрочной основе и развития государственно-частного партнерства.
Подводя итоги конгресса, Президент железных дорог Нидерландов Аада Ве-енман отметил: «В секторе ВСМ наблюдается несомненный прогресс, и важно сохранять и расширять конкурентоспособное преимущество над авиа- и автотранспортом».
Заместитель министра железных дорог КНР Лу Чунфан официально объявил, что следующий конгресс МСЖД по ВСМ будет проводиться в КНР и пригласил всех в Пекин в 2010 г.