Научная статья на тему 'Заглавие как способ пропозициональной организации художественного текста в романе А. Белого «Петербург»'

Заглавие как способ пропозициональной организации художественного текста в романе А. Белого «Петербург» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
485
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОПОЗИЦИЯ / МАКРОПРОПОЗИЦИЯ / МИКРОПРОПОЗИЦИЯ / ЗАГЛАВИЯ АКТАНТНОГО / ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНОГО / СИРКОНСТАНТНОГО И МОДУСНОГО ТИПОВ / GLOBAL PROPOSITION / MACROPROPOSITION / MICROPROPOSITION / PROPOSITIONAL TITLES / ACTANT TITLES / CIRCUMSTANCE TITLES AND EVALUATIVE TITLES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белов Вадим Алексеевич

В статье исследуется пропозициональная организация художественного текста на материале романа А. Белого «Петербург». В работе анализируется роль заглавий в формировании макропропозиции и микропропозиции текста. Предлагается классификация заглавий с пропозициональной точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Title as a Way of Propositional Organization of Text in Beliy’s Novel «Peterburg»

The target of the article is to investigate the propositional organization of text on the material of A. Beliy’s novel “Peterburg”. It is analyzed a role of titles in generation of text macroproposition and text microproposition. It’s suggested an original classification of titles according a point of view of propositional theory.

Текст научной работы на тему «Заглавие как способ пропозициональной организации художественного текста в романе А. Белого «Петербург»»

УДК 81’42

В. А. Белов

Заглавие как способ пропозициональной организации художественного текста в романе А. Белого «Петербург»

В статье исследуется пропозициональная организация художественного текста на материале романа А. Белого «Петербург». В работе анализируется роль заглавий в формировании макропропозиции и микропропозиции текста. Предлагается классификация заглавий с пропозициональной точки зрения.

The target of the article is to investigate the propositional organization of text on the material of A. Beliy’s novel “Peterburg”. It is analyzed a role of titles in generation of text macroproposition and text microproposition. It’s suggested an original classification of titles according a point of view of propositional theory.

Ключевые слова: глобальная пропозиция, макропропозиция, микропропозиция, заглавия актантного, пропозиционального, сирконстантного и модусного типов.

Key words: global proposition, macroproposition, microproposition, propositional titles, actant titles, circumstance titles and evaluative titles.

В современной филологии все актуальнее становится применение пропозиционального подхода при анализе текста. Повествование может быть рассмотрено как глобальное событие: «Дискурс дает представление о предметах или людях, об их свойствах и отношениях, о событиях или действиях или об их сложном сплетении, т. е. о некотором фрагменте мира, который мы именуем ситуацией» [4, с. 69]. Таким образом, текст получает характеристику с точки зрения пропозициональной организации, которая концентрирует основное фактическое его содержание.

Однако следует иметь в виду, что текст, выступая как единый феномен, представленный в своей целости и заключенный в «текстуальную рамку», в силу коммуникативных причин может включать в себя различное количество текстуальных рамок [2, с. 324], которое соотносится, как правило, с объемно-прагматическим членением. Другими словами, главы, главки и иные фрагменты обладают текстуальной рамкой, как и целый текст. Поэтому, исходя из пропозиционального подхода к тексту, следует вести речь об иерархической организации пропозиционального содержания. Можно выделить глобальную пропозицию, соотносимую с глобальной смысловой структурой текста [7, с. 585]. Глобальная пропозиция - компрессивное содержание текста и коррелят цельности - представляет в обобщенном виде основные события всего произведения.

Глобальная пропозиция в таком объемном тексте, как роман А. Белого «Петербург», обобщает (по принципу иерархии) содержание

элементов объемно-прагматического членения, а именно глав и главок (композиционных единиц, на которые разделены автором главы романа). При этом содержание главы обобщается в макропропозиции, а главки - в микропропозиции: «Глава романа и сама может составить феномен, обозримый в качестве коммуникативного целого, и в то же время включаться в состав целого всего романа» [2, с. 326]. Глобальная пропозиция в романе «Петербург», таким образом, представлена в главе романа макропропозицией, а в главке - микропропозицией.

Однако упорядоченность такой иерархии пропозиций в тексте основана не на логических правилах, а на правилах особого порядка: переход с одного уровня иерархии на другой представляет собой «переписывание» (Ж. Деррида) [3]. Б. М. Гаспаров так комментирует этот процесс: «Между разными такими текстуальными рамками нет четкой иерархии: нельзя сказать, что более мелкие включены в состав более крупных или что более крупные образуются путем сложения более мелких; скорее, различные рамки накладываются одна на другую, или просвечивают одна в другой, самым беспорядочным образом, образуя многосоставную и многомерную совокупность» [2, с. 326].

Глобальная пропозиция, как макропропозиция и микропропозиция, представляет в обобщенном виде основные события, имея логическую (аргументно-предикативную) структуру. Психическая природа глобальной пропозиции заключается в том, что человеку необходимо перекодировать накопившуюся у него информацию в единицы более высокого уровня. Таким образом выстраивается иерархия смысловых компонентов, сложность которой зависит, в первую очередь, от объема текста. Реципиент просто не способен запомнить большое количество единиц вследствие ограниченности памяти. Т. Баллмер отмечает, что глобальная пропозиция соотносится с переходом с линейного уровня текста (последовательности предложений) на уровень нелинейный [14]. Следует заметить, что исследования пропозициональной организации текста проводились, как правило, на небольших произведениях, однако именно большой по объему текст, такой, как роман, повесть, определяет способ представления глобальной пропозиции.

В настоящей работе исследуется роль заглавий глав и главок в пропозициональной организации текста. Несмотря на то, что заглавиям посвящено достаточно большое количество литературы, они не рассматривались с точки зрения пропозициональной организации текста. Заглавия, как известно, выражают компрессивное содержание текста [11], представляя своеобразную «модель целого текста» [13, с. 111]; направляют интерпретацию текста [5], играя доминирующую роль в переработке непрерывного потока информации [6].

Роман А. Белого «Петербург» состоит из восьми глав, которые в свою очередь разбиваются на 127 главок, имеющих названия. Кроме то-

го, название «Петербург» обладает важным художественным смыслом: оно не только отсылает роман к так называемому «петербургскому тексту» [10], но и очерчивает топографические и временные рамки романа.

Заглавия в максимально сжатом виде описывают важнейшие события глав. Так, в названии инициальной главы «Глава первая, в которой повествуется об одной достойной особе, ее умственных играх и эфемерности бытия» задаются три основные темы, о которых в ней пойдет речь. Обозначим их условно следующим образом: некий герой, его особенность («мозговые игры») и философские размышления об эфемерности бытия. Действительно, большая часть текста главы (и, соответственно, главок) посвящена «достойной особе» - сенатору Аполлону Аполлоновичу Аблеухову. Этот персонаж предстает перед читателями в разных ипостасях: как государственный чиновник, как отец, муж и т.д. Остальные персонажи главы оказываются прямо или косвенно связаны с сенатором. Поэтому можно говорить о том, что в данной главе выстраивается иерархия персонажей, на вершине которой находится Аполлон Аполлонович, остальные герои занимают периферийное положение. Следует заметить, что в каждой главе выстраивается собственная иерархия персонажей: например, главный герой первой главы Аполлон Аполлонович в следующей главе уходит на периферию. Главки первой главы представляют характеристику Аполлона Аполлоновича с определенной точки зрения. Например, «Словом, он был главой учреждения» представляет персонажа как сенатора, главу важного учреждения; «Барон, борона» повествует об отношения сенатора с супругой; «Квадраты, параллелепипеды, кубы» рассказывает о склонности персонажа к правильным фигурам; «Жители островов поражают вас» повествует о неприязни, испытываемой Аполлоном Аполлоновичем к жителям островов Петербурга и др.

Две другие темы, выдвинутые в заглавии первой главы, также связаны с сенатором: именно Аполлону Аполлоновичу свойственна «мозговая игра», он же предается размышлениям об эфемерности бытия: «Мозговая игра носителя бриллиантовых знаков отличалась странными, весьма странными свойствами: черепная коробка его становилась чревом мысленных образов, воплощавших тотчас же в этот призрачный мир. <...>. Каждая праздная мысль развивалась упорно в пространственновременной образ, продолжая свои - теперь уже бесконтрольные - действия вне сенаторской головы» [1, с. 35].

Таким образом, макропропозиция, которую можно обобщенно представить как «повествование об Аполлоне Аполлоновиче и о его мозговой игре и размышлениях», разворачивается с помощью микропропозиций главок. Каждая главка предполагает свои события и ситуации в рамках общей канвы макропропозиции главы. Вместе с тем микропропозиция главки выполняет и другие важные текстовые функции, обобщая содержания предложений главки.

Названия главок участвуют в формировании микропропозиций, которые обобщают содержание главок и одновременно являются «строительным материалом» для макропропозиций глав. Заглавия главок характеризуются разнообразными функциями в пропозициональной организации текста. С этой точки зрения мы выделили четыре основных функционально-семантических типа заглавий: заглавия пропозиционального, актантного, сирконстантного и модусного типов.

Заглавия пропозиционального типа способны компрессировать содержание главок, реализуя категорию субцельности [9]. Заглавия актант-ного типа выделяют актант действия (в таком случае заглавие, кроме цельности, реализует связность текста). Заглавия сирконстантного типа представляют хронотоп. Заглавия модусного типа формируют модус текста. Разнообразие функций заглавий легло в основу их классификации.

1. Заглавия пропозиционального типа. Заглавие называет главное событие, ситуацию главки (положение дел). Оно способно (эксплицитно или имплицитно) характеризовать действие главки в целом. Заглавие выступает как концентрированный образ, реализующий субцельность главки. В романе подобных заглавий - 28. Пример заглавия подобного типа -«Разночинца он видел». Действие главки можно описать следующим образом: сенатор Аполлон Аполлонович Аблеухов, находясь в собственном кабинете, неожиданно понял, что ему уже доводилось видеть случайно встретившегося на улице и произведшего на него неприятное впечатление разночинца: «Аполлон Аполлонович вспомнил: разночинца однажды он видел. Разночинца однажды он видел - представьте себе - у себя на дому» [1, с. 34]. Пропозиция, выдвинутая в заглавие, выделяет основное событие главки - факт предыдущей встречи с разночинцем у себя дома. Заглавие является концентрированным (обобщенным) представлением содержания главки. К подобным заглавиям относятся: «Карета пролетела в туман», «И, увидев, расширились, засветились, блеснули.», «И при этом лицо лоснилось», «Аполлон Аполлонович вспомнил», «Учащались ссоры на улицах», «Между тем разговор имел продолжение», «Высыпал, высыпал», «Бегство», «Топотали их туфельки», «Петербург ушел в ночь», «Удивились лакеи», «И, вырвавшись, побежал». Важным признаком пропозиционального заглавия является наличие «глагольной» семантики и способность представлять ситуацию в целом, свернуто.

2. Заглавия актантного типа. Выделяют одного из участников описываемой ситуации. Такое заглавие может вводить в перцептивное поле читателя актант (участника ситуации), который способен связывать отдельные предложения главки; актант, вынесенный в заглавие, становится маркированным (коммуникативно выделенным) элементом микропропозиции. Этот класс заглавий делится на два подтипа: а) субъектный и б) объектный.

Объектный подтип представлен единичным примером - главкой «Двух бедно одетых курсисточек»: «И когда, уличенный, повернулся он своим островным лицом, то увидел в упор на себя устремленные глазки двух бедно одетых курсисточек...» [1, с. 29]. Две курсисточки являются объектом восприятия в данной главке, что подчеркивается и грамматически. По функции объектный подтип отличается от субъектного: если субъектный характеризуется относительным богатством функций, то объектный подтип употребляется в оценочной (модусной) функции.

Субъектный подтип представлен 29 заглавиями. Такое заглавие может представлять персонажа, как, например, «Аполлон Аполлонович Аблеухов», «Аполлон Аполлонович», «Софья Петровна Лихутина», «Офицер: Сергей Сергеич Лихутин», «Посетители Софьи Петровны», «Мадам Фарнуа», «Матвей Моржов», «Степка». Заглавие в этих примерах просто называет персонажа по имени, выполняя интродуктивную функцию, а его характеристика разворачивается в самом тексте

В других случаях само заглавие может характеризовать персонажа : «Красный шут», «Стройный шафер красавец», «Сухая фигурочка», «Помпадур», «Совершенно прокуренное лицо», «Господинчик», «Гадина», «Обыватель», «Особа», «Барон, борона», «Тени», «Попутчик», «Белое домино», «Гость», «Гадина». Так, в главке «Сухая фигурочка» Николай Аблеухов на балу встречает отца, сенатора Аполлона Аполлоновича, которого он не сразу узнал: «Вот опять до него долетели дальние отголоски, и повернулся он медленно: и неясно, и тускло - где-то там, где-то там - быстро зал пересекла сухая фигурочка, без волос, без усов, без бровей. Что-то было во всем том знакомое, что-то близкое живое.» [1, с. 159]. В заглавии актуализировано оценочное восприятие Николая Аполлоновича Аблеухова.

Актантные заглавия приобретают свойства темы, или топика. Они становятся отправной точкой для повествования и структурирующим компонентом главки, участвуя в формировании связности за счет лексического или семантического повтора актанта: «Реципиент текста использует признаки связности как сигналы объединения соответствующих предложений в семантическое целое» [8, с. 62]. Актант в рассматриваемом типе заглавий является маркером точки зрения, показывая, кто из персонажей определяет повествование. Так, одна и та же ситуация бала в главке «Аполлон Аполлонович» описывается с точки зрения Аполлона Аполлоновича Аблеухова, в главке «Сухая фигурочка» - с точки зрения Николая Аполлоновича Аблеухова, в «Помпадур» - глазами Софьи Петровны Лихутиной, в главке «Бал» - глазами нарратора. Персонажи по-разному интерпретируют ситуацию, наполняют ее личностным смыслом.

3. Заглавия сирконстантного типа. Описывают условия осуществления действий, их локализацию. В романе 11 подобных заглавий, которые с формальной точки зрения могут быть выражены предложно-падежной

формой («На митинг», «На столике», «У столика»), существительным с согласованным прилагательным («Мокрая осень») или именем существительным в именительном падеже («Улица», «Лестница», «Чердак», «Митинг», «Бал», в том числе топонимами: «Петербург», «Летний сад», «Невский проспект»). Заглавия сирконстантного типа участвуют в формировании пространственно-временной точки зрения повествования [12] и формируют хронотоп текста.

4. Заглавия модусного типа. Представлены 19 примерами, связаны с действием главки не прямо, а ассоциативно. К ним относятся заглавия: «Ты его не забудешь вовек!», «Татам: там, там!», «Стены - снег, а не стены!», «Конт-конт-конт!», «Ну, а если?», «Я, себе, иду. я, себе, никого не стесняю.», «Пошел прочь, Том!», «Не хорошо.», «Какой такой костюмер?», «Будешь ты, как безумный». Например, главка «Конт-Конт-Конт!» повествует о беседе Аполлона Аполлоновича с сыном Николаем, они говорят о Канте и Конте. Заглавие построено на созвучии имен двух известных философов. Однако, несмотря на созвучность фамилий, философы имели разные идеологические программы. Аполлон Аполлонович был поклонником позитивиста Конта, а Николай, как многие люди его времени, увлекался идеями неокантиантства. Главное назначение таких заглавий - актуализация определенных смыслов и ассоциаций с опорой на функциональные характеристики.

Достаточно большое количество заглавий синкретичны, т.е. совмещают свойства нескольких типов. Так, заглавие «Праздник» является, с одной стороны, сирконстантным (указывает на обстоятельства осуществления событий), с другой стороны, его можно отнести и к пропозициональному типу (номинирует целую ситуацию с присущими ей атрибутами, что, по сути, и реализовано в этой главке) [1, с. 107-111].

Подводя итоги, констатируем, что предложенная типология заглавий позволяет их рассматривать как средство формирования иерархической пропозициональной структуры целого текста: от микропропозиций главок к макропропозициям глав и глобальной пропозиции текста. Заглавия участвуют в формировании точки зрения повествования, что, безусловно, свидетельствует об их структурирующих функциях.

Список литературы

1. Белый А. Петербург. - М., 2004.

2. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. - М., 1996.

3. Деррида Ж. Фрейд и сцена письма // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. - М., 2000. - С. 336-378.

4. Дейк ван Т. Язык. Познание. Коммуникация. - М., 1989.

5. Киклевич А. К. Опыт систематизации аспектов понимания текста // Русский текст. - СПб.; Lawrence; Durham, 2001. - С. 5-38.

6. Коробова Л.А. Заглавие как компонент текста (на материале газетной публицистики ГДР): автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 1983.

7. Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. - М., 1998.

173

8. Леонтьев А. А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста. - М., 1976. - С. 43-76.

9. Сахарный Л. В. Тема-рематическая структура текста: основные понятия // Язык и речевая деятельность. - СПб., 1998. - Т. 1. - С. 7-16.

10. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М., 1995.

11. Тютина С. В. Особенности функционирования компрессии в заголовках испанских газет // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - Т. 74-1. - С. 493-497.

12. Успенский Б. Поэтика композиции. - СПб., 2000.

13. Фатеева Н. А. О лингвопоэтическом и семиотическом статусе заглавий стихотворных произведений (на материале русской поэзии XX века) // Поэтика и стилистика. 1988-1990. - М., 1991. - С. 108-124.

14. Ballmer T. Macrostructure // Pragmatics of Language and Literature. - Amsterdam; Oxford; New York, 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.