загадки монографии А.С. Павлова «"новое мистерианство" Колина Макгинна»
puzzles of a.s. pavlov's monograph «" new mysterianism" of colin mcginn»
Артем Яшин, НИЦ "Курчатовский институт", Иллюстрация Вари Сойновой.
В своей монографии по философии Колина Макгинна А.С. Павлов собрал и систематизировал все, что Макгинн написал о сознании — как в опубликованных работах, так и в его блоге. Монография написана ясным языком и содержит в себе четко выверенное исследование. Книга доступна для любителей и философов из других областей, а также имеет определенную ценность для профессиональных философов сознания. Тем не менее концентрация на фигуре Макгинна делает книгу достаточно узкой. Этой тематической узости не соответствует широта историко-философской экспозиции в книге, которая призвана привлечь наиболее наивных любителей философии сознания. В рецензии я формулирую соображения о том, как автор мог бы расширить содержание книги, сделав ее более привлекательной как для профессионалов, так и для любителей. Например, автор мог бы подробнее осветить рецепцию мистерианства когнитивными нейроучеными и психологами. В то же время я констатирую, что произвести тематическое расширение книги было бы непросто.
Ключевые слова: философия сознания, мистерианство, история современной философии, аналитическая философия
Artem Yashin, Kurchatov Institute
Illustrated by Varya Soinova.
In his monograph on Colin McGinn's philosophy, A.S. Pavlov has collected and systematized everything McGinn has written about consciousness — both in his published works and on his blog. The monograph is written in clear language and contains a tightly organized study. The book is accessible to amateurs and philosophers from other fields, and has some value for professional philosophers of mind. Nevertheless, the concentration on the figure of McGinn makes the book rather
narrow. This thematic narrowness is not matched by the wide exposition of history of philosophy in the book, which is intended to appeal to the most naive amateurs in philosophy of mind. In this review, I formulate suggestions on how the author could have expanded the content of the book, making it more appealing to professionals and amateurs alike. For example, the book could have offered a more in-depth treatment of the reception of mysterianism by cognitive neuroscientists and psychologists. At the same time, I recognize that a thematic expansion of the book would not be easy to achieve.
Keywords: philosophy of mind, mysterianism, history of contemporary philosophy
Для цитирования: А.С. Яшин. "Загадки монографии А.С. Павлова «"Новое мистерианство" Колина Макгинна»", Финиковый Компот, 2024, No. 19, с. 180-184.
How to cite this article: A. Yashin. "Puzzles of 'New Mysterianism' of Colin McGinn" by A.S. Pavlov, Date Palm Compote, 2024, No. 19, pp. 180-184.
УДК: i4i.3i
DOI https://doi.org/10.24412/2587-9308-2024-19-180-184
стр. 180
Когда я взял в руки книгу Алексея Павлова «"Новое мистерианство" Колина Макгинна: Почему мы не можем решить проблему сознание-тело?» [Павлов 2020], я сам мгновенно столкнулся с некоторой тайной. Дело в том, что на твердом переплете книги (а я честно купил книгу в твердом переплете) расположена наклейка, на которой и написана часть названия. Я не стал ее отлеплять, чтобы не испортить обложку, но что находится за словами «Новое мистерианство» чисто физически — действительно тайна. Писать рецензию мне было не так легко, как я думал: предисловие показывает, в какой степени эта монография дорога автору. В отличие от статей, которым приходится быть суше и готовиться к анонимному рецензированию, книги чаще склонны сокращать дистанцию между собой и читателем. В предисловии и введении данная монография старается войти в личное пространство читателя, что может как располагать, так и смущать. Ничего удивительного здесь нет: книга основана на диссертации Павлова, а как человек, который сам скоро будет пытаться защищать диссертацию, я представляю себе прочность уз, связывающих аспиранта и его труд. Так или иначе, я постарался оценить текст беспристрастно.
Данную рецензию я начну с перечисления достоинств книги, а потом перейду к ее недостаткам и конструктивным соображениям, которые, как я считаю, помогли бы устранить эти недостатки. Я буду обращаться как к читателям, так и к автору монографии, который еще успеет написать и другие книжки. К моим предложениям читателю стоит отнестись с долей скепсиса, поскольку сам я монографий никогда не писал и плохо осведомлен о внутренней кухне их создания и издания. Чем же хороша обсуждаемая книга? Она короткая, что не может не радовать рецензента — но здесь дело, скорее, в его лени. Рецензия, к слову, тоже будет короткой. Первым настоящим достоинством книги является то, что она написана ясным языком и охватывает, по-видимому, все, что Колин Макгинн написал о сознании. После того, как Макгинн был «отменен» ("cancelled") в академическом пространстве, он продолжил развивать свои идеи в собственном блоге. Автор прочитал блог Макгинна и учел этот материал
в книге наряду с трудами философа, опубликованными в академических изданиях. Я убежден, что это полезная работа, и сам теперь буду знать, где искать новые тексты опальных авторов.
Второе достоинство книги заключается в том, что ее, кажется, смог бы с пользой для себя прочитать любитель. Я понимаю, что это эмпирический тезис, и не собирал выборку из добровольцев для его проверки, но вполне уверен, что при условии минимальной заинтересованности сторонний человек без проблем освоит материал. Автор в достаточной степени разъясняет философскую терминологию и проблематику. Более того, в книгу встроено «Сказание о философах» — эпос о возникновении современной аналитической философии сознания. Здесь, впрочем, автор даже переборщил: если читатель обратился к книге про Макгинна, значит, он уже наверняка в курсе про летучую мышь, и Мэри, и зомби, и спросонья вспомнит более-менее стандартный набор фамилий из пантеона философов сознания. Благодаря усилиям по популяризации аналитической философии, прилагаемым в русскоязычном пространстве, «Сказание о философах», пожалуй, вошло в культуру на уровне Илиады или нарратива о том, как поздняя Римская республика приходила к принципату. Пожалуй, искушенному читателю незачем лишний раз погружаться в слишком детальное изложение «сказания».
Третье достоинство книги заключается в том, что в ней изложено завершенное исследование с четко выверенным охватом. Автор говорит, о чем будет книга, и предлагает соответствующее содержание. Так как монография основана на диссертации, а диссертацию свою автор успешно защитил, материал был проработан и не раз опробован на коллегах. Тем не менее это достоинство книги позволяет плавно перейти к критике. Сразу стоит заметить, что моя критика будет касаться не успешности выполнения задач исследования, а того, как они были заданы. По-моему, автор успешно справился с задачами, которые перед ним стояли при написании диссертации. После прочтения я не могу сказать, что автор неверно отразил чьи-либо позиции или представил некорректную критику мистерианства.
Дело в другом: при переходе от диссертации к книге возникает проблема (не тайна) того, кто же является ее читателем. Для удобства я разделю множество потенциальных читателей на профессионалов, занимающихся аналитической философией, и непрофессионалов — философов другого толка и любителей. Последних я называю любителями сугубо для того, чтобы сохранить простоту языка. Мой главный тезис можно сформулировать так: по-моему, эта книга недостаточно информативна для профессионала и в тематическом плане слишком узка для непрофессионала.
Представим себе абстрактного исследователя, ко-
торый решил заняться аналитической философией сознания. В каком случае ему понадобилось бы обратиться к этой книге? Наверное, в том случае, если исследователю захотелось бы узнать, как эволюционировали взгляды Макгинна. Зто очень конкретный историко-философский вопрос, который будет нечасто вставать в рамках нормального течения науки. Наверное, точечность вопроса выгодно задает курс диссертационного исследования, но она может навредить коммуникации с читателем. Профессионалу так или иначе придется прочитать основные труды Макгинна, если уж он столкнулся с потребностью отслеживать его идеи, так что настоящая книга будет, скорее, тонко направлять читателя от одного текста Макгинна к другому. Впрочем, профессионал довольно быстро увидит, что книга во многом ориентирована на любителей, и обширная экспозиция, в том числе очередное предъявление «Сказания о философах», может его отпугнуть. Экспозиция составляет значительную часть крупной второй главы и вплетена в текст так, что ее сложно пролистать. Без «Сказания» книга оказывается совсем уж короткой: чувствуется, что автор мог бы охватить больше материала, обеспечить навигацию по более значительной области философии.
Теперь представим себе абстрактного любителя, который решил познакомиться — а скорее всего, продолжить свое знакомство — с аналитической философией сознания. Разумеется, рано или поздно у любителя должна промелькнуть мысль о том, что проблему «со-знание-тело» нельзя решить. Когда рецензент обсуждает философские проблемы со своими родными и близкими, такие утверждения быстро начинают лететь в его адрес, опережая бытовые предметы. Есть серьезные основания полагать, что доступная книга, которая собрала бы в себе дискуссию вокруг этой мысли, была бы востребована. Настоящая книга делает значительную часть работы, которую должна произвести гипотетическое исследование мистерианства, но концентрация на фигуре Макгинна — как на его взглядах, так и на биографии — подводит автора в просвещенческом аспекте его трудов. Слова «Почему мы не можем решить проблему 11сознание-тело"» — это простые слова.
призванные отозваться в душах людей. Слова «"Новое мистерианство" Колина Макгинна» такого отклика, я думаю, не получат, а ведь они составляют первую половину названия и в первую очередь бросаются в глаза. Важно учесть и то, что у самого Макгинна есть простая книга «Таинственный огонь» [McGinn, 2000] и настоящей книге приходится с ней конкурировать. «Таинственный огонь» еще не переведен на русский язык, но это дело времени. Еще у Макгинна есть вполне доступная автобиография [McGinn, 2000], поэтому описание его жизни в настоящей книге переваривает для читателей уже готовый материал.
Ниже я попробую сформулировать некоторые спекулятивные соображения, которые, по-моему, могли бы исправить ситуацию, а именно увеличить охват книги непринужденным образом. Изначально я думал указать на толстый слой скептической литературы в отношении проблемы «сознание-тело», который мог оказался неучтенным в монографии из-за концентрации на фигуре Макгинна. Пожалуй, в рамках обобщения темы автору стоило бы подробно осветить позицию Томаса Нагеля [Nagel, 1986], однако, к моему удивлению, некой плотной литературы вокруг крупных фигур в случае мистерианства не найти. Вводя термин «мистерианство», Оуэн фланаган говорит о Макгинне и Нагеле и утверждает, что последний был основателем соответствующей группы философов [Flanagan, 1991, р. 010]. Кто же еще принадлежит к этой группе? Список фамилий остается тайной. Я бы даже не исключал, что кажущаяся узость книги предопределяется тем, как устроена литература, посвященная мистерианству. Все же, быть может, источники прячутся в неочевидных местах? Одним из таких неочевидных мест могут быть труды эмпирических исследователей. Автор ссылается на мистерианские симпатии Стивена Пинкера [Pinker, 1997], но неужели на нем заканчивается рецепция мистерианства? Если бы я был членом аудитории научно-популярных изданий, после скептического вопроса о проблеме «сознание-тело» и метания тяжелых предметов в того, кто о ней рассказывает я бы захотел послушать, что по поводу мистерианства говорят ней-роученые и, возможно, психологи. На статью Макгин-
на «Можем ли мы решить проблему сознание-тело» [Мс£пш, 1989], как замечает автор монографии, ссылается огромное число работ. У меня есть ощущение, что такое цитирование обычно имеет вид курьезного замечания: мол, знаете, есть такие мистерианцы, в решение проблемы «сознание-тело» не веруют, а вождь у них Макгинн. Если сторонние комментарии предлагают аргументированную поддержку или возражения, то подобный материал стоит учитывать. Если нет, все равно останется вопрос о том, как устроена рецепция мистерианства. Почему толпы авторов цитируют Макгинна, зачем он им нужен, если они не занимаются разбором его идей?
Продолжу спекуляции: книга была бы богаче, если бы она охватывала литературу, посвященную когнитивным искажениям или скептицизму в отношении философского прогресса или решения других центральных философских проблем. Вероятно, я прошу слишком многого, но данная монография уже тянется в этом направлении, когда автор упоминает мистерианство в аналитической теологии. Похоже, у автора как ни у кого другого имеются компетентность в этом ответвлении мистерианства и заинтересованность в освещении данной темы. Если он раздумывал над тем, чтобы написать обзорный труд по аналитической теологии, я публично поддерживаю эту затею. Наверное, не стоит ожидать, что такой труд пользовался бы широкой популярностью, но я бы с радостью с ним ознакомился.
В общем и целом, я бы порекомендовал эту книгу тем, кто хочет быстро и без лишних хлопот ознакомиться с мистерианством в философии сознания. Рекомендовать ее тем, кто собрался заняться историей взглядов Колина Макгинна, я не буду: они и так знают о существовании монографии и уже тихо готовятся к смертельной схватке с Алексеем Павловым за титул официального дистрибьютора мистерианских идей.
БИБЛИОГРАфИЯ
1. Flanagan О 1991 — О. Flanagan. The Science of the Mind. Cambridge, MA: MIT Press, 1991.
2. Mcginn 1989 — C. Mcginn. "Can We Solve Mind-body Problem?" Mind, 1989, Vol. 98, No. 5gi, pp. 54g-566.
5. Mcginn 2000 — C. McGinn. The Mysterious Flame:
Conscious Minds in a Material World. New York, NY: Basic Books, 2000.
4- Mcginn 2005 — C. Mcginn. The Making of a Philosopher: My Journey Through Twentieth-Century Philosophy. New York, NY: Harper Perennial, 2005.
5. Nagel 1986 — T. Nagel. The View from Nowhere. New York, NY: Oxford University Press, 1986.
6. Pinker 1997 — S. Pinker. Ноги the Mind Works. New York, NY: W. W. Norton & Company, 1997.
7. Павлов 2020 — A.C. Павлов. «Новое мистерианство» Кожина Макгинна: Почему мы не можем решить проблему «сознание-тело»? М.:уРСС, 2026.