Задворки прогноза-2020
Из истории известно, что многие выдающиеся замыслы устаревали еще до начала их реализации. Одним из таких замыслов стала Развернутая программа развития России в период до 2020 года, подготовленная в правительственных структурах.
Виктор Белкин,
доктор экономических наук, профессор
Вячеслав Стороженко,
доктор экономических наук, вице-президент международной Академии инвестиций и экономики строительства
Малая доходная часть
Обсуждением, в основном популяризацией так называемого «плана Путина» были заняты практически все средства массовой информации страны. Но здравая критика многих ученых возымела действие. Началась ос-
торожная корректировка прогноза и его пролонгация до 2030 года. Стало ясно, что серьезной переделки требуют и доходная, и расходная части прогноза.
Сначала о доходах. Авторы прогноза, закладывая в свои расчеты неверные, явно заниженные цены на нефть, преуменьшали предстоящую экспортную выручку и сальдо торгового баланса. Отсюда замедленный по сравнению с возможным рост экономики и социальной сферы. Объективный анализ мировых долгосрочных тенденций на рынке топливно-энергетических ресурсов остается за бортом исследования. А они свидетельствуют о многом, отмечал в свое время академик Д.С. Львов. «Хотим мы этого или нет, — писал он, — но рост цен на природные ресурсы и далее будет идти со все возрастающим опережением по отношению к основному капиталу». Не будет возврата к старым низким ценам на нефть. Об этом свидетельствует исчерпание наиболее доступ-
ных месторождений, рост потребностей Китая, Индии, других развивающихся стран и прочие факторы.
В подготовленной программе все подробные и тщательные расчеты вариантов правительственного прогноза построены на зыбкой почве безвариантной цены барреля. В бюджетных проектировках до 2010 года, прогнозе социально-экономического развития России мировые цены на нефть [Urals] составили: в 2006 году - $61,3 за баррель, в 2007-м - $61, в 2008-м - $56, в 2009-м - $52, в 2010-м - $50 за баррель. В прогнозе до 2020 года первоначально были заложены такие цены на нефть: на 2008 год - $45-56, на 2012-й - $53, на 2016-й - $50 и на 2020-й - $45 за баррель.
По-видимому, очевидное неправдоподобие названных в прогнозе цен вынудило разработчиков неоднократно уточнять показатели на 2010-2020 годы: были приняты цены
■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №1O (78) SOO8
актуальная тема | 27
на нефть Urals (мировые, $/барр.) на 2010 год - 56, на 2015-й - 60; на 2020-й - 65. Федеральный бюджет на 2008—2010 годы был составлен на основе предположения о снижении цены нефти с 65 в 2007-м до 56 $/барр. в 2010 году. В действительности оказалось все наоборот: цена нефти в ноябре 2007 года превысила 90 $/барр., а в феврале 2008-го решительно перешагнула 100-долларовую отметку. Таким образом, принятые в прогнозе цены на нефть в правительственном прогнозе и в бюджете оказались совершенно нереалистичны.
Не прошло и четырех месяцев с момента принятия трехлетнего федерального бюджета, как Минэкономразвития внесло существенные изменения в прогноз среднегодовых цен на нефть марки «Юралс», цена нефти принята в 65,5 $/барр. вместо прежних 55. Мы видим, что и эти скорректированные ожидания не оправдываются. Игнорируются прогнозы отечественных и зарубежных организаций и авторов, в которых цены нефти и газа растут и далее.
Заняться собой
Теперь о расходах. Новая концепция открывает светлый путь в будущее. Провозглашается глобальное мировое лидерство. Лозунг, правда, не всем понравился. Например, Антон Данилов-Данильян, председатель экспертного совета «Деловой России», еще при обсуждении концепции предложил развернуть прогноз-2020 от внешних целей к внутренним. Тут уместно вспомнить знаменитого министра финансов, премьер-министра царской России С.Ю. Витте, призвавшего в тяжелые времена после поражения в войне с Японией в 1 905 году «начать новую, деятельную жизнь разумного строительства», решительно реформировать экономику России, что требовало, по его мнению, «лет на 20— 25 заняться самими собой и успокоиться во внешних сношениях».
Вхождение России в число стран мировых лидеров предполагает достижение, хотя бы приблизительное, основных социально-экономических показателей этих стран. Согласно правительственной концепции и прогнозу Россия в 2020 году и даже в 2025-м будет существенно уступать сегодняшнему уровню развития стран-лидеров. Опубликованный в журнале «Вопросы экономики» (№ 5, 2008) прогноз долгосрочных темпов миро-
вого экономического развития, близкий к проектировкам, выполненным Goldman Sachs, характеризует ВВП на душу населения России и других стран в 2000 и 2025 годах.
В указанном прогнозе за основу сопоставлений принят паритет покупательной способности (ППС), более верно отражающий изменения во времени, чем валютные курсы. По сути, он аналогичен приведенному в таблице 2 сравнительному прогнозу экономического развития России и стран большой семерки - G-7 на ближайшие 20 лет, выполненному академиком Абелом Аганбегяном.
Как видим из обоих прогнозов, и в 2020, и в 2025 годах Россия будет еще далека от уровня развитых стран.
Приведенные данные - сигнал для наших прогнозистов, разрабатывающих в основном «догоняющую» концепцию социально-экономического развития России. На мировых лидеров согласно прогнозу-2020 мы и к2025 году не «тянем», притом что страны-лидеры не будут ждать, пока мы их догоним, а уйдут вперед.
Только решительное, масштабное вовлечение в экономику финансовых международных резервов и средств стабилизационных фондов способно придать социально-экономическому развитию России нужное ускорение. Но такая стратегия потребует политической воли руководства страны, преодоления бюрократического, коррупционного, ретроградного сопротивления исполнителей.
Пока такой решимости не видно, хотя кое-что в этом направлении все же делается. Владимир Путин, бывший президент России, ее нынешний премьер, в 2008 году, как и в 2007-м, поправил федеральный бюд-жет—оба раза на триллион рублей (см. «Прямые инВЕСТИции», № 6, 2007).
Куда пойдут добавленные деньги в 2008 году? 49,5 млрд. руб. - на агромпром: приобретение сельхозпроизводителями минеральных удобрений - 8 млрд. руб., увеличение уставного капитала Россельхозбанка -31,5 млрд. руб., субсидии производителям птицы и свинины — 10 млрд. руб., социальные нужды — 24,6 млрд. руб., в т.ч. детские пособия и другие социальные выплаты -5,7 млрд. руб. Итого - 74,1 млрд. руб. Как сообщил Минфин, 50 млрд. руб. из добавленного к расходам бюджета 1 трлн. руб. будет направлено на подготовку Олимпиады 2014 года в Сочи. Об оставшейся
Таблица 1. Прогноз роста ВВП на душу населения в 2000-2025 годах,
$тыс. по ППС
Годы Развитые в т.ч. Развивающиеся в т.ч. Страны с переходной в т.ч.
страны США страны Китай экономикой Россия
2000 28,9 35,2 3,7 4,0 B,5 7, 3
2025 57,8 B3,0 10,7 17,2 22,0- 20,9
Источник: В. Клинов. Мировая экономика: прогноз до 2050 г., Вопросы экономики, №5, 2008
большей части предстоящих бюджетных затрат (875,9 млрд. руб.) сведения не опубликованы.
Председатель комиссии Общественной палаты при Президенте России Александра Овчирова полагает, что 5,7 млрд. руб. на социальные выплаты недопустимо мало. Член комитета Госдумы РФ по охране здоровья Олег Куликов считает, что по сравнению с прошлым годом, когда добавленные расходы на социальные программы составили 1 /3 трлн. руб., намеченные на 2008-й 24,6 млрд. руб., 2,5% от 1 трлн. руб., многократно меньше, что противоречит провозглашенной политике социального государства.
Асоциальная сфера
Золотовалютные резервы России приблизились к $600 млрд. - третье место в мире после Китая и Японии.Если столь велики государственные резервы, то почему так малы намечаемые расходы, особенно «инвестиции в человека»?
Однако в ответ на предложение решительно изменить нынешнюю стратегию накопления и использования, а точнее неиспользования, денежно-финансовых резервов, приводят все те же дежурные аргументы: «Имеющихся в бюджете денег не хватает на социальные нужды»; «Тратить накопленные резервы нельзя из-за угрозы инфляции»; «Что делать, если мы истратим резервы, а цены на природные ресурсы упадут?».
Все это не выдерживает критики. Фальшиво утверждение об отсутствии денег в стране, когда их объем уже сегодня почти 20 трлн. рублей.
Запугивание инфляцией рассчитано на доверчивых и несведущих людей. Увеличение доходов малоимущих граждан не оказало бы существенного влияния на инфляцию. Предполагаемое повышение цен можно компенсировать посредством дотаций товаропроизводителям и торговой сети, импорта продовольствия и потребительских товаров за счет малой части накопленных финансовых резервов.
Проявления крайней бедности должны стать предметом особого внимания прогнозистов и чиновников, принимающих управленческие решения. Однако в прогно-зе-2020 эта жизненно важная проблема задвинута на второй план, хотя безотлагательное, не растянутое до 2020 года ее
Таблица 2. ВВП на душу населения,
$тыс. по ППС
Страны Исходный Через Через
уровень 1O лет 20 лет
G-7 30-40 40-50 50-B0
Россия 12 22 40
Источник: Общество и экономика, №1, 2008
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ /№10 (78) 2008 ■
решение вполне отвечает экономическим возможностям страны.
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН академик Виктор Ивантер резонно утверждает, что «рост оплаты труда в рыночном секторе -это не результат развития, а условие развития. Потому что при низкой заработной плате мы не решим проблему недостатка рабочей силы и проблему эффективности. Потому что инновации при низкой заработной плате - это фантазия».
Эту истину подтвердило руководство РФ, и, по-видимому, собирается исправить положение. В декабре 2007 года на встрече с членами Президиума Правления торгово-промышленной палаты России Владимир Путин заявил, что правительство берет на себя обязательство по повышению пенсий и зарплаты в ближайшее время в 1,5 раза. Оно намерено выполнить это обязательство, если даже произойдет падение цен на энергоресурсы на мировых рынках. Чтобы удержать социальную планку, мы должны иметь необходимые ресурсы. Их придется брать либо из своих запасов, либо в долг. Конечно, лучше взять деньги из собственных запасов, подчеркнул Владимир Путин. Мы полагаем, и об этом писали, что речь идет о Стабфонде, и надеемся, что, также о сверхдостаточных золотовалютных резервах.
Начало 2008 года ознаменовалось встречей будущего премьера Владимира Путина и кандидата в президенты России Дмитрия Медведева с членами Верхней палаты Национального собрания РФ - Совета Федерации. На этой встрече еще раз было подтверждено положение о переходе России к новой социальной политике - политике социального развития. Необходимость такого перехода давно назрела: доля расходов бюджета на социальные нужды составляет в России 15,5% ВВП, среднеевропейский показатель- 25,9%.
Важным направлением преодоления бедности призвана стать перестройка социальной службы на посемейный адресный учет населения России. Подлинная адресность предполагает, как это следует и из самого ее названия, дифференциацию социальной помощи не по группам населения, а по конкретным адресам - конкретным семьям, как
первичным ячейкам общества. В развитых зарубежных странах социальная служба на основе автоматизированной базы данных ведет посемейный и персональный учет материального положения граждан. Помощь оказывают действительно нуждающимся в ней, а не по принадлежности к той или иной категории льготников. Инвалид или дети в семье миллионера не будут претендовать на социальную помощь. А молодая семья с ребенком, низким заработком, вынужденная снимать жилье, такую помощь получит.
Жилой вопрос
Сегодня средняя обеспеченность общей жилой площадью на душу населения в России составляет около 20 кв. м. Для сравнения, в Норвегии — 74 кв. м, в США - 70 кв. м, в Германии - 50, во Франции - 43, в странах Восточной Европы - около 35 кв. м., даже на Украине - 26 кв. м. С учетом выбытия, для реального снятия остроты жилищной проблемы в течение 15—20 лет нам предстоит вводить в среднем 1,5 кв. м жилья на душу населения - 210 млн. кв. м жилья в год - втрое больше, чем ныне. Как ни фантастично выглядят эти цифры по сравнению с сегодняшними объемами строительства, другого пути нет.
Мощный прорыв 1950-х годов на основе интенсивного использования индустриальных методов строительства и сегодня достоин самого внимательного изучения при разработке долгосрочных прогнозов. Свыше трети населения было в результате переселено из бараков в благоустроенное жилье. Для этого было построено более 300 заводов крупнопанельного домостроения, создана мощная строительная индустрия, подготовлены квалифицированные кадры.
План, намеченный нацпроектом «Доступное и комфортное жилье» на 2006 год, был выполнен, а на 2007-й - перевыполнен — было введено более 60 млн. кв. м жилья. К 2010 году ввод жилья должен достигнуть 80 млн. кв. м. Но ни нынешние, ни намеченные в прогнозе-2020 масштабы строительства жилья проблемы не только не решают, но и закрепляют отставание от уровня обеспеченности жильем в развитых странах.
Проиллюстрируем сказанное на примере столицы - самого успешного региона. Давайте разберемся, много это или мало, строить 5 млн. кв. м жилья в год? Прикинем: в Москве около 10 млн. жителей, значит, по 0,5 кв. м на человека прибавляется в год. Если средняя обеспеченность на душу населения сегодня примерно 20 кв. м, чтобы увеличить эту величину хотя бы до 35 кв. м, как в странах Восточной Европы, нам предстоит при достигнутых темпах строительства догонять эти страны 30 лет. Это арифметика. Алгебра же потребует удвоения этого срока. Во-
первых, надо учесть объемы выбытия жилья по причине физического и морального износа. Эти объемы составят до половины ввода нового жилья, а если считать строго по нормативным срокам службы жилого фонда, и того больше.
Но и это еще не все. Есть высшая математика строительства, которая учитывает не только метры и количество построенных домов, но и архитектурный облик, качество и комфорт новостроек. Через 40—50 лет строения сегодняшних типовых серий, как и ставшие вчерашними пяти- и девятиэтажки, будут снесены по причине физического и морального старения. Словом, 5 млн. кв. м жилья в год — для Москвы не просто мало, а недопустимо мало, совершенно не отвечает требованиям развития этой жизненно необходимой сферы. Заметим к слову, что в Шанхае с его 8-миллионным населением из года в год вводят 20—22 млн. кв. м жилья! Москва должна строить не 5, а 15 млн. кв. м жилья в год, чтобы к 2020 году хотя бы приблизиться к среднеевропейскому уровню. А объемы жилищного строительства в стране необходимо довести до 200—220 млн. кв. м в год. Только тогда можно будет говорить о новом социально-ориентированном облике жилищной сферы.
Сколько времени потребуется, чтобы выйти на указанные выше объемы строительства, зависит от многих условий и стратегических решений общенационального масштаба, которые в представленных федеральных и президентских целевых программах и прогнозе-2020 не просматриваются. К ним относятся, прежде всего:
— прекращение монопольного государственного и частного манипулирования ценой земли под жилищное строительство и другие объекты социальной сферы;
— обеспечение на конкурентной основе финансовыми ресурсами жилищного строительства в объеме реальной потребности, трудовыми, материальными ресурсами и про-ектно-сметной документацией на конкретные объекты;
— введение системы государственных гарантий застройщикам-инвесторам за счет золотовалютных резервов, особое значение эта мера будет иметь для иностранных инвесторов;
— широкое опережающее развитие и обеспечение земельными ресурсами новых направлений строительства - усадебной застройки, кооперативных и муниципальных форм строительства жилых домов и пр.;
— восстановление мощностей и строительство новых мощностей промышленности строительных материалов;
— обеспечение за счет финансовых резервов государства импорта дефицитного оборудования и строительных материалов,
Таблица 3. Финансовые резервы России, по данным Минфина и нашим расчетам, млрд. руб.
Год Стабфонд Золотовалютные резервы
(в перерасчете)
2007 4200* 10000
2008 5500* 14000
2009 6700* 16000
2010 7500 18000
* По данным Министерства финансов РФ.
■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №10 (78) 2008
актуальная тема | 29
предусматривая в дальнейшем вытеснение импортной продукции по мере роста выпуска отечественных изделий;
— восстановление научно-исследовательской и проектно-конструкторской инфраструктуры развития жилищного строительства.
На заседании президиума Совета по реализации национальных проектов Дмитрий Медведев отметил следующее. 77% граждан России проживает в многоквартирных домах. В США, Канаде, Великобритании 70— 90% жилого фонда - индивидуальные дома. В год в России нужно возводить дополнительно к тому, что уже строится, от 500 тыс. до 1 млн. индивидуальных домов.
Заметим, что в США ежегодно продают 500 тыс. деревянных домов, в Японии — 300 тыс., в Европейских странах — 100 тыс. В Скандинавских странах до 90% всех жилых домов деревянные, самых разнообразных архитектурно-строительных качеств. Современные технологии и оборудование позволяют при минимальных трудовых и энергетических затратах, с высокой эффективностью и в кратчайшие сроки реализовать проекты деревянных домов любой сложности, индивидуализированного облика и отделки.
На чем основана новая, модернизацион-ная стратегия форсированного развития индивидуального жилищного строительства? Приведем самые общие соображения.
1. Наличие практически неограниченных собственных лесных ресурсов, основного сырья для возрождения деревянного домостроения на новой технической основе, и земельных ресурсов, обеспечивающих, переход к застройке усадебного типа.
2. Наличие потенциально заинтересованных в этой программе трудовых ресурсов, в том числе безработных, молодежи, семей нуждающихся в жилье. Обучение и повышение квалификации не потребует для такого строительства столь длительного времени, как при возведении многоэтажных зданий.
3. Загрузка отечественных машиностроительных, металлообрабатывающих, инструментальных предприятий, в том числе малого бизнеса, заказами, обеспеченными финансированием.
4. Масштабная закупка за рубежом предприятий, технологических линий, деревообрабатывающего оборудования, оснастки и найм инженерно-технического персонала по монтажу и наладке оборудования.
5. Отбор и закупка за рубежом (на первых порах, пока не будет развернуто в нужных объемах собственное домостроение) сборных домов и вспомогательных усадебных строений (бань, мастерских, ферм и т.д.] 100% комплектации, требующих минимума труда на стройплощадке, с проектно-сметной документацией, технологическими регламен-
тами по возведению строений по типу детского конструктора.
6. Заинтересованность населения и местных органов власти в реализации подобной жилищной программы, особенно в депрессивных лесоизбыточных регионах; формирование предприятий малого бизнеса различного профиля, артелей, поддержка семей, желающих участвовать в строительстве собственного дома.
7. Достаточность для реализации программы финансовых резервов, использование которых практически не угрожает инфляции: закупки оборудования за рубежом, малая стоимость строительных работ по возведению зданий в связи с высокой заводской готовностью комплекта деталей, снижение давления на рынке потребности в жилье, сопровождаемое дефляционным снижением стоимости строительства.
Реализация предлагаемого проекта - одно из наиболее крупных, эффективных и социально значимых безинфляционных направлений использования средств Стабфонда и избыточных валютных накоплений России. Однако для практического воплощения его в жизнь нужны самые решительные экстраординарные меры, согласованные без привычной волокиты в высших органах власти: президентской, правительственной,законодательной.
Такой мерой, например, должно стать беспрепятственное выделение земли под индивидуальное строительство. «Вдумайтесь, — возмущается Дмитрий Медведев, — мы живем на одном проценте наших территорий... Необходимо подготовить президентский указ, по которому могли бы быть приостановлены все операции с землей со стороны госпредприятий и учреждений. Торговать землей - это не их функция. И это безобразие надо прекратить!»
Форсированное строительство жилья — необходимая предпосылка формирования достаточно многочисленного среднего класса. При всей его разнородности главная составляющая имущественного ценза — благоустроенный собственный дом или достаточно просторная комфортабельная квартира. В соответствии с подобным критерием к среднему классу можно причислить две трети населения Западной Европы и около половины населения Венгрии и Чехии.
Согласно «российскому экономическому чуду» — прогнозу-2020, основными целевыми показателями предусмотрено повысить обеспеченность жильем на одного человека до 28 кв. м в 2020 году. При прогнозируемых объемах строительства (125— 135 млн. кв. м в 2020 году] даже этого не получится. Что же касается приобретения гражданами жилья (стандартной квартиры для семьи из трех человек, размером
в 54 кв. м, заметим, что этот показатель устарел, сегодня типовая квартира семьи -70—80 кв. м] за счет собственных средств, то такая возможность в 2020 году обещана половине населения страны.
К 2010 году, согласно прогнозу, 30% населения будет иметь возможность купить квартиру. Однако у этих 30% и так уже есть квартиры, а задача национального жилищного проекта заключается как раз в том, чтобы сделать доступным жилье людям, не имеющим достаточных доходов.
Время — пахать
Важное место в корректируемом прогно-зе-2020 должно занять сельское хозяйство. Страна располагает примерно 10% общемировой площади пашни, включая значительные площади плодородных черноземных земель. И по абсолютному размеру площади пашни, и по площади на одного жителя Россия входит в первую пятерку стран мира.
Общая площадь земель с начала рыночных реформ уменьшилась почти на 30 млн. га, в т.ч. пашни — на 14 млн. га. Но и при этом, несмотря на существенное увеличение доли фермерских хозяйств и граждан в эксплуатации земельных угодий, использование российского сельскохозяйственного потенциала остается крайне неэффективным.
Численность скота во всех хозяйствах сельхозпроизводителей приведена в таблице 4, отражающей катастрофическое снижение его поголовья с 1993 года.
Если по обеспеченности пашней и наличию продуктивного стада (на 100 человек] Россия относится к первой десятке крупнейших производителей продовольствия, то по урожайности зерновых (18—20 ц/га в урожайные годы) она отстает от ведущих стран мира в два-три раза, по продуктивности крупного рогатого скота - в 1,5—2 раза.
Согласно прогнозу-2020, с учетом резервов повышения урожайности, расширения мировых рынков и создания современной инфраструктуры, экспортные возможности по зерну оцениваются примерно в 20 млн. т к концу следующего десятилетия против 6 млн. т в среднем за 2001—2005 годы. При этом сбор зерна (в весе после доработки] возрастет в 1,5 раза, до 120 млн. т, по сравнению с 79 млн. т в среднем за 2001—2005 годы. Рост производства мяса оценивается в прогнозе до 11—12 млн. т в 2020 году против 5 млн. т в 2004-м.
До сих пор, несмотря на ряд достигнутых в отдельных регионах успехов, например в Краснодарском крае, где урожайность пшеницы в 2007 году превысила 50 ц/га, развитие агропромышленного комплекса остается неустойчивым и потенциально кризисным. Опережающими темпами увеличивается импорт продуктов питания.
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ /№10 (78) 2008 ■
Важный фактор, ведущий к воспроизводству кризисной ситуации в АПК, - плохое финансовое положение хозяйств.
Особое значение для развития сельского хозяйства имеют такие факторы.
1. Племенное улучшение стада сельскохозяйственных животных и кормовая база. Во всех развитых странах 5-, 6-, 7-тысячные удои молока в год - норма, у нас 3—3,5 тыс. л молока. И климат тут не причем. И в жарком Израиле, и в полярной Лапландии один и тот же стандарт: коровы дают в 2—3 раза больше молока, чем у нас.
2. Селекционная работа, современная агротехника, обеспеченность удобрениями в земледелии. Урожайность зерновых в Англии, Франции, Германии и многих других странах - 60—90 ц с гектара пашни. У нас -25 ц считают достижением.
3. Расширение лизинга оборудования и племенного скота могло бы решить проблему более эффективного использования наших ресурсов - это один из действенных рыночных механизмов, еще недостаточно освоенных.
Председатель Совета Ассоциации отраслевых союзов АПК Виктор Семенов считает, что «сельское хозяйство развивается упорством местных жителей и ему нужны политический и экономический импульсы от государства. Президент встал ныне на защиту сельского хозяйства, и пресса, наконец-то, перестала писать, что на селе полная безнадега, начала искать положительное в том, где все привыкли видеть одни лишь проблемы».
На этом фоне инерционный подход к развитию сельскохозяйственного производства в прогнозе-2020 удручает. Привычный замедленный рост агропрома (2—2,5% в год), пренебрежение возможностью увеличения пашни и повышения урожайности в земледелии, продуктивности животноводства не оставляет простора для модернизации этой важнейшей отрасли экономики, коренного преобразования жизни села.
Согласно почвенно-климатическим и агротехническим условиям производства средняя урожайность зерновых в России
может быть повышена к концу периода в среднем до 40 ц с каждого гектара посевной площади, что означает удвоение по сравнению с сегодняшним днем. Указанного прироста было бы достаточно, чтобы обеспечить внутренние нужды населения и животноводства и увеличить экспорт зерна до 40 млн. т в год. Доход от такого экспорта при средней цене $250 за тонну составит $10 млрд.
Подобная прогнозная целевая прикидка могла быть сделана и по другим направлениям реализации резервов сельскохозяйственного производства. Нет каких-то особых причин, по которым нам невозможно было бы преодолеть разрыв в удойности коров. Причины в отсутствии современной кормовой базы, условий содержания скота, неоптимальность племенной структуры стада в различных регионах. Преодоление этих недостатков животноводства позволило бы в перспективе до 2020 года приблизиться к среднеевропейской удойности коров - 6,5 тыс. л молока в год. При увеличении поголовья коров до 20 млн. и средней удойности 6,5 тыс. л, дополнительный потенциальный ресурс составит (20 млн. х 3 т) 60 млн. т молока, или при цене молока 10 руб. за литр — примерно $24 млрд.
Для инициативных предпринимателей, для малого и среднего бизнеса сельское хозяйство — неисчерпаемый кладезь. Это все больше понимают многие бизнесмены, которые активно скупают и арендуют землю. Даже гектар картофеля дает существенный доход. При урожайности 150 ц, т.е. 15 тыс. кг с гектара и цене картошки на рынке 10 руб. за килограмм доход с гектара составит 150 тыс. руб. А с 500 га, которым располагает крупное картофелеводческое хозяйство, -75 млн. рублей!
«Спасти ситуацию и сдержать рост цен на внутреннем рынке помогут только вложения в отечественный АПК, — считает президент Дмитрий Медведев. Корень проблем не в сговоре торговых структур (они влияют, и им надо давать по ушам периодически). Корень в том, что у нас недостаточно собственного продовольствия и мы зависимы от цен извне. Мы обязаны тенденцию анализировать и вкладывать деньги в сельское хозяйство».
Административное сдерживание цен, хотя и будет иметь краткосрочный положительный эффект, в итоге выйдет боком и производителям и потребителям. В долгосрочном плане подобная политика только усугубляет ситуацию. Заморозка цен убьет все возможности для инициативы и развития».
В странах Евросоюза и США 40% расходов бюджета приходится на аграрный сектор, в Азербайджане - 25%, в Белоруссии - 20%, в России - меньше 1%. Наша страна поставляет за границу свыше 90% объема производимых в стране удобрений. Европейскому
фермеру наши удобрения обходятся дешевле, чем российскому, поскольку его затраты компенсируют европейские власти. Чтобы возродить отечественное сельское хозяйство, надо создать ему равные условия с зарубежными конкурентами.
Преодолеть отставание сельского хозяйства, добиться в перспективе ускоренных темпов развития, 4—6% в год, возможно лишь решив главный вопрос - обеспечение финансирования аграрного сектора за счет стабфонда и избыточных золотовалютных резервов государства. К сожалению, эта кардинальная мера прогнозом-2020 не предусмотрена.
Дестабилизационный фонд
По нашему убеждению, все фундаментальные недостатки прогноза, все его «дыры» определяются ущербной стратегией недопущения эффективного использования накопленных финансовых ресурсов. «Пока Стабфонд не сосредоточится целиком внутри страны, экономика будет развиваться в 1,5 раза медленнее, чем могла бы», — считает академик Сергей Глазьев.
Экономическая эффективность использования части средств стабилизационного фонда недавно была рассчитана с применением межотраслевого мультипликатора. Средства фонда размером в 869 млрд. руб., инвестируемые в экономику, обеспечивают прирост ВВП на 2305 млрд. руб., т.е. на 9%. Отсюда использование незадействованных финансовых ресурсов, заключенных в избыточных золотовалютных резервах страны, для инвестиций в народное хозяйство России позволило бы увеличить ВВП еще на 1/5.
Вредная установка на отсечение экономики и социальной сферы от зашкаливающих финансовых резервов государства ретранслирована, к сожалению, в прог-ноз-2020.
В №6 за 2008 год «Прямых инВЕСТИций» было обращено внимание на критику Владимиром Путиным стратегии инновационных направлений развития в прогно-зе-2020. Для нас же очевидно, что еще больше отстают традиционные сферы. В нашем движении вперед, как было сказано, «мы намного опережаем свой зад».
Отрадно, что избранный в 2008 году президент России Дмитрий Медведев начал с решительной поддержки социально значимых и инфляционно безопасных программ -жилищной, аграрной, инфраструктурной, медицинской, образовательной, развития малого бизнеса. Во всех этих направлениях могут и должны быть существенно повышены темпы радикальных преобразований и развития за счет накопленных финансовых ресурсов. В свете сказанного, прогнозу-2020 требуется серьезная доработка. #
Таблица 4. Поголовье скота в хозяйствах всех категорий на 1 января, млн. голов
Год Крупный Коровы Свиньи Овцы
рогатый скот и козы
1993 52,2 20,2 31,5 51,4
1996 39,7 17,4 22,6 28,0
2001 27,3 12,7 15,7 14,8
2002 27,1 12,2 16,0 15,3
2003 26,5 11,8 17,3 16,1
2004 24,9 11,1 16,0 17,0
2005 23,0 10,3 13,4 17,8
2006 21,5 9,5 13,5 18,2
2007 21,5 9,4 15,8 19,7
Источник: Росстат РФ.