В содержание и технологии преподавания данного предмета следует вводить деловые игры: «Члены городского совета», «Члены совета директоров», «Купля-продажа ценных бумаг». Для принятия решения на основе представленного комплекта деловых бумаг использовать упражнения: анализ содержания программ местных СМИ о возможностях трудоустройства и др.
Таким образом, организация профориентационной работы в группе детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивной школы является актуальной проблемой, нуждающейся в дальнейшем развитии.
О. С. Шипицына, Т. Н. Гирилюк
Задержка речевого развития у детей раннего возраста (психологический и логопедический аспекты)
На современном этапе развития логопедии актуальной является проблема поиска эффективных путей ранней диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии детей. Это связано в первую очередь с ухудшением состояния здоровья детей и ростом рождаемости в нашей стране, с одной стороны, и недостаточной разработанностью проблемы раннего вмешательства, а также отсутствием федеральной программы ранней комплексной психолого-медико-педагогической помощи, с другой стороны. Исследования, посвященные изучению нарушений речевого развития в младенческом и раннем возрасте, разработке методик ранней коррекционно-развивающей работы при различных речевых расстройствах, становятся все более актуальными [5].
Данные исследований в области педиатрии, детской психиатрии и неврологии, специальной психологии и педагогики свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения [1-5]. Становление речи - тонкий психофизиологический процесс, который закладывается еще до рождения ребенка и зависит от многих факторов (по данным Е.Ф. Архиповой, Е.А. Стребелевой): генетической программы, пола ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), физиологического развития, функционирования головного мозга, сохранности анализаторов, социальной среды, психологического контакта с матерью, достаточного для развития, общения со взрослыми и т. д. При наличии патологических факторов, негативно сказывающихся на двигательном, психическом и речевом развитии ребенка,
277
очевидно, что необходимо раннее комплексное коррекционноразвивающее воздействие [1, 5].
Все вышесказанное позволяет утверждать, что решение задач организации и осуществления своевременной коррекционноразвивающей работы с детьми раннего возраста имеет первостепенное значение и требует разработки коррекционно-развивающих программ, построенных на основе системно-целостного подхода и учитывающих механизм нарушения речевого развития.
Под термином «задержка развития» понимают синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации свойств организма [4]. Задержка речевого развития (ЗРР) может иметь обратимый характер, но чаще всего приводит к закреплению отставания в развитии речи и формированию речевых нарушений [3].
С целью изучения состояния речи у детей раннего возраста нами было проведено исследование в январе 2014 г. В констатирующем эксперименте приняли участие дети в возрасте 2-3 лет, посещающие МДОУ «Детский сад с. Самково» Кудымкарского района Пермского края.
Цель исследования - экспериментальное изучение задержки речевого развития у детей раннего возраста (психологический и логопедический аспект).
Объект исследования - процесс речевого и психомоторного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования - особенности развития моторной сферы, высших психических функций и речи у детей раннего возраста с ЗРР
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
• исследовать состояние моторной сферы (общей, мелкой и артикуляционной);
• выявить состояние психологической базы речи (внимания, восприятия различной модальности, памяти, мышления);
• провести исследование языковых и речевых средств, а именно:
- понимание речи;
- слуховое внимание и фонематический слух;
- активную речь.
В исследовании приняли участие 10 детей разновозрастной группы в возрасте от 2 лет до 3 лет: 4 девочки и 6 мальчиков.
Обследование детей раннего возраста проводилось по методике, составленной Т.Н. Гирилюк [3], на доступном для детей материале, предусматривающем возможность получения полной информации о недостатках речевого развития.
278
Направления обследования:
• изучение анамнеза;
• исследование моторной сферы (общей, мелкой и артикуляционной);
• исследование высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление);
• исследование речи (понимание речи, слуховое внимание и фонематический слух, активная речь).
Нами была модифицирована балльная система оценки:
0 баллов - очень плохо (ребенок не выполнил задание даже при помощи взрослого);
1 балл - удовлетворительно (ребенок частично выполнил задание при помощи взрослого);
2 балла - хорошо (ребенок выполнил задание при помощи взрослого);
3 балла - отлично (ребенок самостоятельно справился с заданием).
По проведению констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты:
Изучение данных медицинских карт с целью выявления особенностей психического, сенсорного, физического развития обследуемых детей: заключения невропатолога, психоневролога,
оториноларинголога, офтальмолога, педиатра (анализировались состояние интеллекта, слуха и зрения, физического развития).
Данные обследования детей окулистом и оториноларингологом свидетельствует об отсутствии отклонений, все дети имели сохранные зрение и слух; их интеллектуальное развитие квалифицировалось психоневрологом как норма. Невролог отметил дизартрию у 6 детей.
Проводился анализ анамнестических сведений. Он включал в себя сведения о наследственности, течении беременности, родов; общем и речевом развитии детей, о психологическом климате и социально-бытовых условиях жизни ребёнка в семье. Была выявлена патология перинатального периода у всех обследуемых детей (100 %).
При исследовании моторной сферы у детей экспериментальной группы наблюдались трудности нахождения отдельных поз, расстройства координации, нарушения двигательной памяти (у 60 % детей). Возникали трудности переключения с одного движения на другое, неточность движений пальцев рук (у 70 % детей); трудности нахождения позы; трудности в дифференциации движений пальцев рук (у 70 % детей); трудности контроля над своими движениями, ограниченная амплитуда движений (у 50 % детей); гипертонус мышц артикуляционного аппарата (у 30 % детей); гипотонус мышц артику-
279
ляционного аппарата (у 30 % детей); неточность выполнения движений; трудности в переключаемости с одного артикуляционного упражнения на другое (у 60 % детей); саливация (у 60 % детей).
Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует, что дети раннего возраста с ЗРР имеют низкий уровень развития моторной сферы вследствие органического поражения центральной нервной системы в перинатальном периоде.
При исследовании высших психических функций у детей наблюдались истощаемость, сужение объема и концентрации внимания (у 80 % детей), нарушения зрительного, слухового, двигательного внимания (у 60 % детей), недостаточность зрительного восприятия (у 60 % детей), снижение объема речеслуховой памяти (у 50 % детей), расстройство двигательной и речеслуховой памяти (у 60 % детей), недостаточность наглядно-действенного и нагляднообразного мышления (у 70 % детей). Дети затруднялись обобщать и группировать предметы, устанавливать причинно-следственные связи (70 % детей).
Можно сделать вывод, что состояние высших психических функций у детей раннего возраста с ЗРР находятся на среднем и низком уровне. Для них характерно: низкая умственная работоспособность, быстрая истощаемость психических процессов, замедленное формирование пространственно-временных представлений, замедленное формирование высших психических функций.
При исследовании речи у детей наблюдались трудности в понимании речи: единственного и множественного числа существительных (у 60 % детей); в различии на слух высоты голоса (у 40 % детей); в слуховом восприятии слов и соотношении его с картинкой (у 40 % детей); отмечались низкая активность в общении (у 100 % детей), бедность речевых высказываний (у 100 % детей), аграмма-тизмы (у 100 % детей), трудность речевого программирования и отсутствие фразы (у 60 % детей). Также наблюдались искажения, замены, отсутствия, смешения звуков (у 100 % детей), нарушения слоговой структуры слов (у 100 % детей).
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что состояние речи у детей с ЗРР неоднородно и проявляется на среднем и низком уровнях речевого недоразвития.
В результате исследования были выявлены следующие группы детей.
1. Со средним уровнем недоразвития речи - 4 детей (40 %).
Уровень понимания речи соответствует норме. С заданиями справлялись частично. Не все дети слушали задания логопеда, не реагировали на вопросы, обращенные к ним. В данной группе наблюдались отклонения состояния звукопроизношения; искажения слоговой структуры слова. Фраза аграмматична. Выявлялись ошиб-
280
ки в употреблении местоимений, дети путали «он - она», «я - он». Речь детей была скудна, невыразительна, элементарна.
2. С низким уровнем недоразвития речи - 6 детей (60 %).
Данная группа значительно отстает от возрастной нормы. В данной группе детей наблюдалось отсутствие интереса к предложенному заданию. Дети не могли сосредоточиться, а также возникали трудности в понимании инструкции. Каждая предложенная картинка вызывала у детей затруднения. В отраженной речи допускали ошибки. У детей наблюдался ограниченный экспрессивный словарь. Для общения дети в речи использовали аморфные слова и звукоподражания, фразовая речь отсутствовала.
Таким образом, в результате констатирующего эксперимента была выявлена группа детей из 4 человек со средним уровнем речевого недоразвития и группа из 6 человек с низким уровнем недоразвития речи. У всех обследованных детей была квалифицирована задержка речевого развития.
По результатам констатирующего эксперимента для проведения формирующего этапа эксперимента дети были условно разделены на констатирующую и экспериментальную группы.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о сложной структуре дефекта у детей раннего возраста с задержкой речевого развития. У них наблюдаются нарушения в развитии моторной сферы (общей, мелкой, артикуляционной), высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления), речи (понимание речи, фонематический слух и слуховое внимание, активная речь).
Следовательно, необходимо на этапе формирующего эксперимента разработать и апробировать систему дифференцированной коррекционно-развивающей работы по преодолению ЗРР у детей по следующим основным направлениям:
• развитие моторной сферы (общая, мелкая и артикуляционная);
• развитие высших психических функций (внимание, восприятие, память и мышление);
• развитие речи (понимание речи, фонематический слух и слуховое внимание, активная речь).
Таким образом, в результате констатирующего эксперимента выявлены группы со средним и низким уровнем речевого развития, не соответствующим возрастной норме. У детей была квалифицирована задержка речевого развития. Полученные результаты являются основой для дальнейшего планирования направлений и содержания коррекционно-развивающей работы.
281
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб. пособие / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ, Астрель, 2007.
2. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: Владос, 2012.
3. Гирилюк Т.Н. Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста / Т.Н. Гирилюк. - Пермь: ПГПУ, 2009.
4. Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии / И.А. Скворцов, Н.А. Ермоленко. - М.: МЕД пресс-информ, 2013.
5. Стребелева Е.А. Комплексный подход к раннему выявлению и ранней коррекции отклоняющегося развития у детей: URL: www.ise.iip.net; альманах ИКП РАО - 2000. - № 2.
Е. Б. Щетинина
Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ в образовательном пространстве вуза
Интеграция человека с ограниченными возможностями здоровья в образовательные условия высшей школы требует знаний о психологических особенностях формирования личности человека с функциональными ограничениями, поскольку хронические соматические заболевания, физические дефекты, выступая в роли функционального ограничения возможностей взаимодействия человека с окружающей средой, формируют вторичные изменения - личностные, а именно: особенности самоотношения, «Я-концепции», самоактуализации. Эти изменения часто становятся преградой на пути к обучению и самореализации человека.
Полученные О.И. Купреевой результаты исследования показали, что студентам с ограниченными возможностями здоровья присущи дезадаптивные гомогенные типы отношения к своему дефекту, болезни. Анализ структуры внутренней картины болезни (дефекта) показал доминирование уровня эмоциональной оценки переживания дефекта (болезни) студентами с ограниченными возможностями здоровья. Данный факт свидетельствует о преобладании интрапси-хических конфликтов, низкого уровня интеграции образа «Я».
Типичными механизмами психологических защит студентов с ОВЗ являются: отрицание реальности, рационализация, регрессия, реактивные образования.
Исследование О.И. Купреевой также выявило особенности развития «Я-концепции» студентов с ОВЗ, а именно: формирование негативного самоотношения, снижение уровня самоуважения, самоинтереса, саморуководства. При этом для них характерна компенсаторно завышенная самооценка. Для студентов с ОВЗ характерны
282